Софийский собор в Стамбуле. Мечеть Айя-София находится в историческом центре Стамбула. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, потом им стал собор Святого Петра в Риме. Министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой объявил, что с 15 января 2024 года вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов.
Собор Святой Софии
К нему относятся апсиды — изображения Богоматери на троне с Иисусом на руках, вимы — изображения двух архангелов по обе руки Богородицы. До наших времен сохранился лишь лик Гавриила. На сводах храма в вестибюле есть изображение Иисуса и 12 фигур, но идентифицировали лишь пророка Иезекиля, мученика Стефана и императора Константина. На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха. Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi. Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии. Например, построить величественный храм Юстиниану посоветовали ангелы, которые явились к нему с макетом постройки в руках. Юстиниан планировал покрыть золотом все стены храма.
Но астрологи не советовали императору поступать так опрометчиво, поскольку храм мог стать искушением для воров. Войдя в только что открытый храм, Юстиниан якобы сказал: «Соломон, я превзошел тебя! Именно роскошное убранство храма убедило послов киевского князя Владимира в истинности православной веры и способствовало решению о введении христианства на Руси. На одной стене есть кровавый отпечаток, автором которого считают султана Фатиха Мехмеда.
По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. Фонтан Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г. Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок. На территории музея есть кафе и сувенирный магазин. Самый простой способ добраться до него - доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. Информация для посещения Для посещения мечети необходима закрытая одежда. Часы работы мечети Айя-София Мечеть открыта для посещения ежедневно с 9 до 18 часов, за исключением времени молитвы. Уточняйте на сайте. Стоимость посещения Бесплатно.
Считается, что собор был, якобы возведен в своем современном виде византийским императором Юстинианом, еще в 6 веке н. Но это не правда! Что посмотреть в соборе Святой Софии в Стамбуле? Собор Святой Софии имеет классический план базилики. Основной план здания представляет собой прямоугольник шириной 70 м, длиной 75 м. Область покрыта центральным куполом диаметром 31 м, что немного меньше, чем у Пантеона в Риме. Главный купол держится на подвесках: четырех вогнутых треугольных секциях кладки, которые решают проблему установки круглого основания купола на прямоугольное основание. На каждой подвеске изображен серафим. Вес купола проходит через подвески к четырем массивным опорам по углам, и между ними купол, кажется, плывет на четырех огромных арках. С западного и восточного концов арочные проемы продолжены полукуполами. Сразу за входом каменные ядра выстилают гравийную дорожку внешнего двора. Это настоящие пушечные ядра, которые использовал Мехмет Завоеватель во время своей победоносной битвы за город в 1453 году. Все внутренние поверхности облицованы полихромным мрамором, зелено-белым с пурпурным порфиром, золотой мозаикой. Снаружи простые оштукатуренные стены демонстрируют ясность массивных сводов и куполов. Исламские каллиграфические работы подвешенного главного купола с 19-го века остаются на месте, создавая захватывающий религиозный контраст с непокрытыми христианскими мозаиками. Имена, нарисованные на восьми деревянных медальонах: Аллах и Мухаммад по бокам апсиды ; первые четыре халифа Абу Бакр, Умар, Усман и Али по четырем углам купола ; а также два внука Мухаммеда, Хасан и Хусейн в нефе. Византийские мозаики постепенно раскрываются, но только на более высоких уровнях галереи, к которым можно подняться по лестнице за плату. Это означает, что мусульманам не нужно сталкиваться с множеством христианских образов главного зала здания, которое почти 500 лет являлось мечетью, сохранив все оборудование места поклонения мусульман. Когда собор Святой Софии использовался как место поклонения, как для христиан, так для мусульман, центром здания считалась восточная часть, прямо напротив входа. Это потому, что христианские церкви традиционно ориентированы на восток, а мусульмане всегда молятся лицом к Мекке, находящейся к юго-востоку от Стамбула «восточный» конец собора Святой Софии фактически обращен на юго-восток. Таким образом, основная масса интересных достопримечательностей сосредоточена в этой части огромного интерьера собора Святой Софии. На первом уровне большинство достопримечательностей относятся к исламскому периоду. Красивое мраморное сооружение в апсиде — это михраб, ниша во всех мечетях, указывающая направление на Мекку. Большая отдельно стоящая лестница справа от михраба — минбар, или кафедра, с которой читались проповеди. Слева от михраба находится ложа великого султана, построенная братьями Фоссати, восстановившие собор Святой Софии в 1800-х годах. С этого места можно увидеть великолепную мозаику апсиды, изображающую Богородицу с младенцем. Справа — частично поврежденная мозаика Архангела Гавриила. Раньше Габриэль сталкивался с мозаикой Архангела Михаила на другой стороне апсиды, но теперь она почти полностью исчезла. Самые известные мозаики собора Святой Софии находятся на верхнем этаже среди галерей. Южная галерея, где находятся великие мозаики, использовалась для церковных соборов. Когда собор Святой Софии ещё являлся мечетью, галереи служили местом, где женщины сидели во время богослужений.
Величественная постройка имеет увлекательную историю и является любимой достопримечательностью для туристов. Уникальный архитектурный объект пережил расцвет и падение империй, крестовые походы, мировые войны, политические перевороты и даже кардинальную смену религии. Предшественники собора Айя-София Собор Святой Софии: история развития духовного объекта, пережившего империи и смену религий Стамбул, Турция. Как и многие другие храмы, Собор Святой Софии Hagia Sophia возведен на месте, где не одно столетие до этого стояли религиозные объекты. Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. Фото: ros-vos. В период правления императора Константина I в 324—337 гг. Фото: litfund. Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция. Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания. Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии. Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами. Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы.
Больше не музей: Святая София в Стамбуле снова стала мечетью
Собор Святой Софии (Софийский собор) в Стамбуле. 12 фото. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал. Позиция иностранных государств по возвращению собору Святой Софии статуса мечети не может повлиять на решение Анкары, об этом заявил президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в видеообращении во время открытия моста в провинции Сиирт.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
Они открыто отказались от секулярного наследия Ататюрка, что позволяет говорить о возможном возвращении к идее Османской империи. Речь, повторю, идет о символах, но символах очень значимых. Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый?
В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд.
Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени.
При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность.
И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать.
Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов? Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз.
Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет.
Здесь иностранные туристы смогут осмотреть сверху первый этаж мечети, а также вблизи все иконы и мозаики византийской эпохи, после чего покинуть мечеть, спускаясь по рампе. Входы и выходы на первый и второй этажи мечети Айя София Святая София теперь полностью разделены. Посещение первого этажа мечети иностранными туристами будет запрещено. Начиная с 15 января 2024, зарубежные туристы могут совершать свои визиты, не нарушая условий для богослужений в мечети. Иностранные посетители смогут получать информацию на 23 языках при помощи аудиогидов или в приложениях для чтения QR-кода в мобильных телефонах.
Билетная касса была расположена недалеко от фонтана Ахмета, а точка входа - рядом с кассой. Оплатить стоимость входного билета в мечеть можно и турецкими лирами. На объявлении в кассе указано, что текущий курс обмена установлен 0. Таким образом, стоимость билета для посещения мечети Святой Софии примерно равна 850 турецким лирам. Бесплатно в мечеть пускают детей иностранных посетителей в возрасте 0-8 лет. Билетная касса в мечеть Вход в мечеть для иностр.
Кстати, действовал Хальвдан не один. Позже нашли похожую руническую надпись его товарища Аринбарда. В 1203 году собор был варварски разграблен. И не турками, как можно было бы подумать.
Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo.
Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам. Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать? Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук.
Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами. Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться. И это происходит в месте, которое всего тридцать лет назад было прямо-таки образцом светской ипостаси ислама. Но, бесконечно уступая, мы сами это разрушили.
Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью
Собор Святой Софии станет действующей мечетью. Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. Храм Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София.
Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле
Собор Святой Софии, расположенный на площади Султанахмет района Фатих на историческом полуострове, является самой большой византийской церковью, построенной в Стамбуле, и трижды возводился на одном и том же месте. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Побывав в Стамбуле и не зайти в Собор Святой Софии просто непростительное упущение! Величественные минареты собора Святой Софии (Hagia Sophia) уже много лет высятся над горизонтом Стамбула в Турции. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Собор Святой Софии Константинопольской был построен за рекордные сроки, всего за пять лет, по приказу византийского императора Юстиниана I. Это был уже третий собор на этом месте, предыдущие два были разрушены.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить к следующему году отчет о действиях по охране мечети Айя-София в Стамбуле, преобразованной из собора Святой Софии, передает агентство Франс Пресс. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Мероприятие посетил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который был инициатором превращения бывшего православного собора и музея в действующую мечеть. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью.
Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев
Интерьер собора Святой Софии Собор Святой Софии имеет потрясающий интерьер, который объединяет предметы христианского убранства и исламских традиций. При входе в Айя-Софию сразу же поражает массивный купол, который словно парит над головой. Он украшен прекрасными мозаиками и фресками, на которых изображены сцены из Библии и жизни Христа. Стены собора Святой Софии также украшены сложными мозаиками и фресками, на которых изображены Дева Мария и различные святые. Мозаики сделаны из крошечных кусочков стекла и сусального золота и являются свидетельством невероятного мастерства и искусности византийских мастеров. Мозаики и фрески собора, несмотря на прошедшие столетия, невероятно детализированы.
Цвета по-прежнему яркие, а сохранность их позволяет увидеть даже мелкие детали. Одной из самых впечатляющих особенностей интерьера Айя-Софии является мраморный пол. Он выполнен из более чем 30 различных видов мрамора и является потрясающим примером византийской архитектуры. Узоры и рисунки на полу замысловаты и красивы настолько, что можно часами любоваться ими. Интерьер собора Святой Софии.
Минбар Еще одна изюминка интерьера Святой Софии - михраб и минбар. Эти элементы были добавлены, когда церковь была превращена в мечеть в 15 веке. Михраб - это ниша в стене, которая указывает направление на Мекку, а минбар - это кафедра, используемая для чтения проповедей. Минбар украшен затейливой резьбой и каллиграфией, являясь потрясающим произведением искусства.
Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет. Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все. Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников.
По его мнению, подобные решения должны приниматься исключительно внутри страны. Это все должно проходить при внутреннем обсуждении», — добавил он. Ранее патриарх РПЦ Кирилл н азвал возможное превращение собора Святой Софии в мечеть угрозой всей христианской цивилизации. Он попросил сохранить за храмом статус музея и не превращать его в мечеть, так как это «отзовется глубокой болью в русском народе». Патриарх напомнил, что отношения между Россией и Турцией сейчас динамично развиваются. В марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с предложением сменить музейный статус собора Святой Софии в Стамбуле на статус мечети.
Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся. Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон. Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Низко висящие люстры сохранились с османских времен. По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа. Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты - медальоны с арабской золотой вязью - с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком. Коронационная площадь Недалеко от михраба находится место коронации императоров - Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора. Верхние галереи Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
И тут мы подходим к двум вопросам, которыми наверняка уже задается пытливый читатель. Первый вопрос: а что мы вообще можем сделать? Как граждане мы можем воспринимать Святую Софию как храм — главный православный храм на земле. И если кто-нибудь из нас в свою бытность там ощутит хотя бы слабое побуждение к молитве — то не стесняться и молиться. Конечно, турецкий гид лукавил: мусульмане в Стамбуле не то что «хотят», а чувствуют себя в полном своем праве молиться где угодно.
Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность!
И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам. Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать?
Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком.
Однако турецкие власти демонстративно читают здесь суры из Корана. В Евангелии есть знаменитый сюжет о троекратном отречении: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Россия отреклась от Святой Софии давно — и поскольку обстоятельства, как и у апостола Петра, были вынужденными, пожалуй, могла бы заслужить прощение.
Но не только ничего не закончилось, а и отречение вошло в привычку и стало приносить своеобразное удовольствие. В конце марта президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял разговор о том, что храм следует превратить в мечеть. В благотворительных целях, конечно: чтобы можно было не платить за вход. Очевидно, в тех же благотворительных целях здесь снова начали читать Коран во время Рамадана. Как же отреагировала Россия? Официально Россия не отреагировала.
Но вот некоторые российские СМИ федерального значения проявили себя с замечательным бесстыдством. Кое-кто написал о «переменах в главной мечети Турции» и «изменении статуса главной мечети Турции». Кто-то написал о «преобразовании» собора и о том, что он «уже был мечетью, Эрдоган предложил снова превратить его в мечеть». Никто не забыл упомянуть о «благотворительном» характере предложения турецкого президента — ведь можно будет сэкономить аж десять долларов! Разумеется, София не только никогда не была «главной мечетью Турции», но и главную мечеть — уникальный шестиминаретный Султанахмет — построили специально в противовес Святой Софии и прямо напротив нее. А вещать о «преобразовании» полуторатысячелетней Святой Софии в мечеть или «возвращении» ей статуса мечети — подобно тому, что говорить о возвращении православной церкви, недоразрушенной советской властью, статуса клуба или склада.
Что же до благотворительности — не надо обманываться.
Софии внутри В 1935 году со стен Айи-Софии начали понемногу счищать штукатурку и теперь изображения Христа и Матери Божьей чередуются с изречениями из Корана. На перилах также сохранились рунические надписи, которые покрыли специальным пластиком во избежание стирания. Последний построил здесь мраморный минбар, а Махмуд I — михраб. Мозаики и фрески собора Св. Софии Мозаичный цикл собора Святой Софии имеет большую ценность. Самый первый был создан в 867 году.
К нему относятся апсиды — изображения Богоматери на троне с Иисусом на руках, вимы — изображения двух архангелов по обе руки Богородицы. До наших времен сохранился лишь лик Гавриила. На сводах храма в вестибюле есть изображение Иисуса и 12 фигур, но идентифицировали лишь пророка Иезекиля, мученика Стефана и императора Константина. На стенах изображены 12 апостолов и четыре константинопольских патриарха. Во времена правления Льва VI на стенах здания появилась мозаика с изображением Христа, перед которым преклоняется сам император. На одном из столбов храма можно увидеть мозаичный портрет императора Александра, который является его прижизненным изображением: Император Александр фото wikimedia. Мозаика собора Софии фото: ayasofyamuzesi.
Встречаются на мраморных парапетах храма также скандинавские руны, оставленные варягами Византийской гвардии.
Давление в таких вопросах неуместно и может усугубить ситуацию. Мы знаем ситуацию с Исаакиевским собором [в Санкт-Петербурге], который был музеем, но потом получил статус религиозного объекта», — заявил Daily Storm Сейфетдинов. По его мнению, подобные решения должны приниматься исключительно внутри страны.
Это все должно проходить при внутреннем обсуждении», — добавил он. Ранее патриарх РПЦ Кирилл н азвал возможное превращение собора Святой Софии в мечеть угрозой всей христианской цивилизации. Он попросил сохранить за храмом статус музея и не превращать его в мечеть, так как это «отзовется глубокой болью в русском народе».