3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». Помимо высадки на Луну Соединенные Штаты опередили Советский Союз еще один раз.
Почему космонавты СССР не полетели на Луну?
Россия обвинила Америку в том, что она фальсифицировала высадку на Луну. Основными задачами «Луны-25» были отработка технологии мягкой посадки, исследование свойств реголита и экзосферы. 60 лет назад, 4 января 1963 года, в Советском Союзе запустили первую автоматическую межпланетную станцию, задачей которой должна была стать мягкая посадка на поверхность Луны. Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли.
«Мы разучились садиться на Луну»
Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю. Советский Союз первым вывел на космическую орбиту спутник, первым вывел на орбиту животных и смог их вернуть обратно на Землю. Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство. Джон Кеннеди предлагал Советскому Союзу вместе провести работы по высадке человека на Луну.
Высадка на Луну не была подстроена
Россия на Луну пока не вернулась, хотя в ближайшее время планируется полет и посадка «Луны-25» в районе лунного южного полюса. Масса всей прилунившейся станции — примерно 1900 кг. Через 15 минут по команде с Земли «Луна-24» включила свой бур, который со времен предыдущих миссий был модернизирован, чтобы справляться с любой породой, и принялась вгрызаться в реголит. До глубины 120 см использовался вращательный режим бурения, затем чередование вращательного и ударно-вращательного.
Длина отверстия составила 225 см, но в силу того, что бурение проводилось под наклоном, общая глубина составила примерно 2 м.
Именно он управлял разработкой космического корабля 7К-Л, который должен был доставить отечественных космонавтов к цели. В итоге СССР лишился не только выдающегося специалиста, но и незаменимого руководящего лица. Кроме того, пробные ракеты-носители постоянно попадали в аварии, а системы внутри регулярно отказывали во время испытательных полетов в беспилотном режиме. В общем, лететь на Луну было не на чем. В конце концов, в январе 1970 года программу закрыли, так как 1969-м в рамках миссии «Аполлон» американский астронавт Нил Олден Армстронг высадился на Луну, и преимущество советов в покорении спутника было упущено. Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли.
В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя.
При этом из-за конкуренции между различными конструкторскими бюро проекты с аналогичными целями разрабатывались одновременно в двух или даже трех из них. Например, различные варианты лунного корабля пытались создать в КБ имени С. Королева и КБ имени В.
Челомея, а сверхмощный носитель для полета на Луну создавался в Конструкторских бюро Королева, Челомея и М. Эффективности общим целям это не добавляло — напротив, приводило к перерасходу сил и ресурсов. Запуски советских автоматических межпланетных станций серии «Луна» проводились с 1958 по 1976 годы с космодрома «Байконур» в Казахстане. Всего было 33 старта, из которых 16 прошли успешно, а 17 были неудачными. Однако в 1977 году программу «Луна» свернули.
Последний, 34-й запуск с «Луноходом-3» на борту, был отменен. Решение было принято по ряду причин, включая финансовые и технические сложности. Тем не менее серия «Луна» оставила свой след в истории космических исследований. В ее честь в 2023 году Международным астрономическим союзом была названа линия на поверхности Плутона — Luna Linea. Главные успехи советской лунной программы В 1959 году автоматическая станция «Луна-3» облетела спутник и отправила на Землю первое в истории фото обратной стороны Луны В 1966 году станции «Луна-10» удалось стать первым искусственным спутником Луны.
Существовала вероятность, что «луночерпалка» выполнит задачу и привезет на Землю вожделенный лунный камень раньше, чем это сделают в случае успеха опять-таки американские астронавты. Советские специалисты, что называется, «застыли в предвкушении»: «Луна-15» успешно вышла на окололунную орбиту, скорректировала ее и пошла на посадку. Но 21 июля связь с ней была потеряна. Произошло это за два часа до взлета модуля Eagle с лунной поверхности, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин заканчивали программу первой высадки на Луну и готовились встретиться с Майклом Коллинзом, который ждал их на селеноцентрической орбите. Причиной аварии могло быть столкновение станции с горой из-за плохо изученных особенностей поля тяготения нашего естественного спутника и наличия «масконов» от mass concentration — «концентрация массы» — локальных изменений плотности литосферы Луны, способных вызвать гравитационные аномалии и возмущения траектории движения ее искусственных спутников: как вспоминает М.
Маров, на момент подачи команды запуска двигателя на спуск «Луна-15» ушла далеко в сторону от расчетной траектории. Исторический шанс доставить лунный грунт хотя бы одновременно — или почти одновременно — с Америкой был, увы, упущен… 23 сентября в полет отправилась третья станция E-8-5. К сожалению, она осталась на околоземной орбите: после первого включения двигателя блока «Д» не закрылся клапан в линии подачи жидкого кислорода, и весь окислитель, предназначенный для второго включения, был потерян. Объект получил название «Космос-300» и спустя четыре дня сгорел в плотных слоях атмосферы Земли... На фото — потомок этой ракеты «Протон-М».
Фото Роскосмоса 22 октября была запущена четвертая станция E-8-5. Она успешно вышла на околоземную орбиту, но из-за неправильной работы радиокомплекса к моменту второго включения блок «Д» был неверно сориентирован в пространстве. В результате его двигатель выдал разгонный импульс не туда, и станция вместо выхода на траекторию полета к Луне вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана. За свою короткую орбитальную жизнь объект получил название «Космос-305». До промежуточной околоземной орбиты она не добралась — подвела «пятисотка»: после разделения первой и второй ступеней из-за отказа сигнализатора давления в камере сгорания одного из четырех двигателей прошла команда на отключение всей двигательной установки… На «разбор полетов» ушло семь месяцев.
Через 70 минут полета, над южной Атлантикой, по команде бортового программно-временного устройства его двигатель запустился вновь и, отработав нужное время, выключился. Измерения показали: движение происходит по траектории, близкой к расчетной! Схема полета станции «Луна-16». Лавочкина В первые сутки полета выполнялись и анализировались внешнетраекторные измерения, обрабатывалась телеметрия, готовились исходные данные для коррекции траектории. Согласно условиям выполнения основной задачи полета, требовалось попасть в расчетную точку пространства, отстоящую от поверхности Луны примерно на 100 км.
Когда «Луна-16» приблизилась к периселению, были сброшены дополнительные топливные баки, затем запустился двигатель посадочной ступени, который погасил орбитальную скорость. Станция перешла в режим свободного падения. Это случилось 20 сентября 1970 года в 08:18 по московскому времени. Схема окончательного участка посадки станций типа E-8. Источник: Роскомос Посадка произошла в лунную ночь: свет фонарей, падавший на предполагаемое место бурения, оказался недостаточен… Но через час после посадки был активирован бур, который за семь минут работы проник в грунт на 35 см при бурении твердых образцов на Земле он проделывал это расстояние примерно за час и… наткнулся на препятствие.
Потеряв при манипуляциях некоторое количество грунта, штанга бурового механизма поместила образцы в возвращаемый аппарат. Ступень КТ осталась на поверхности и продолжала передавать информацию о температуре и радиации на Луне. Весь путь назад наземные пункты измерения следили за драгоценным грузом, постоянно уточняя его траекторию и предсказывая место входа в атмосферу. Перегрузки при спуске превышали 350 единиц! Надо сказать, что далеко не все причастные к советской лунной программе люди верили в успех предприятия.
Например, генерал Н. Каманин, занимавший в это время должность помощника Главнокомандующего ВВС по космосу, высказывал скепсис относительно возможности отыскать крошечный шарик в бескрайних степях Казахстана. Николай Петрович пессимистично писал в дневнике накануне: «Парашют возвращаемого аппарата имеет площадь всего 10 квадратных метров — визуально обнаружить «Луну-16» в случае отказа ее радиомаяка и плохой погоды будет не проще, чем найти иголку в стоге сена. Завтрашний день может стать для службы поиска ВВС очень мрачным днем, хотя в расчетном районе посадки и обещают хорошую погоду». Посадка возвращаемого спасаемого аппарата станции «Луна-16».
Источник: Роскосмос Однако все прошло гладко. На высоте 14,5 км раскрылся вспомогательный тормозной парашют, на 11 км раскрылся основной парашют и развернулись антенны радиомаяка. Капсула приземлилась 24 сентября в 08:26 по московскому времени примерно в 80 км юго-восточнее города Джезказгана. Прогноз Николая Петровича не сбылся, уже через несколько минут после приземления станции рядом с ней сел поисковый вертолет с эвакуационной командой. Вернадского показало, что бур заполнен сыпучим разнозернистым темно-серым черноватым порошком, «который легко формуется и слипается в отдельные рыхлые комки».
Этим лунный грунт реголит существенно отличался от земной бесструктурной пыли, напоминая по свойствам влажный песок или комковатую структуру земных почв. По химсоставу реголит представлял собой размельченную горную породу типа базальта. Это был выдающийся успех, показавший, что реальный научный результат можно получить безопаснее и дешевле, чем в пилотируемом полете. Программы облета Луны и высадки на нее космонавтов еще продолжались, но скорее по инерции: их закрытие стало лишь вопросом времени.
Россия возвращается на Луну: как СССР исследовал её в прошлом и что ждёт нас в будущем
В том-то и дело, что СССР все делал для того, чтобы обогнать Америку с высадкой на Луну. При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. СССР сразу пытался работать над отправлением экипажа на Луну, создав сверхтяжелую ракету-носитель с нуля, еще и быстро. «Телевизионные репортажи о первой в истории человечества высадке на Луну передавались всеми странами, кроме СССР и Китая. Есть в истории шести (!) официальных высадок американцев на Луну одно странное обстоятельство.
Как Советский Союз совершил посадку на Луне
В рамках этих полетов также удалось доставить на Землю большое количество лунного грунта для проведения научных исследований. Американцы завершили свою лунную программу в конце 1972 года в рамках миссии «Аполлон-17». СССР в тот период преследовала полоса неудач. Ракет «Н-1» оказалась ненадежной, поэтому все время терпела аварии. Процесс разработки посадочного модуля затянулся. Таким образом, американцам удалось первыми высадиться на Луну.
СССР от таких планов отказался, и в 1976 году свернул беспилотную лунную программу.
Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки. Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек: — Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет! Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки: — Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20—30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1—2 фута.
Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля. По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом. Поздно вечером по вашингтонскому времени в Москве было раннее утро 21 июля космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах. Наконец слышен голос Армстронга: — К выходу на поверхность готов. Открывается люк кабины, но космонавты не спешат.
Им нужно освоиться. Проходит минута, другая. Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны. В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане.
Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы. Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный. Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне: — Один маленький шаг человека — огромный шаг человечества.
Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек: — Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет! Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки: — Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20—30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1—2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля. По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом. Поздно вечером по вашингтонскому времени в Москве было раннее утро 21 июля космонавты приступили к разгерметизации кабины.
Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах. Наконец слышен голос Армстронга: — К выходу на поверхность готов. Открывается люк кабины, но космонавты не спешат. Им нужно освоиться. Проходит минута, другая. Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны.
В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане. Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы. Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный. Правая рука по-прежнему лежит на лестнице.
Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне: — Один маленький шаг человека — огромный шаг человечества. Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза.
Практически одновременно с советскими специалистами свои попытки «достать до Луны» не переставали предпринимать и американские ученые. Наиболее удачной оказался запуск аппарата «Пионер-4» в марте 1959-го. Несмотря на то, что первоначальной цели - первыми попасть на поверхность Луны - специалисты из США так и не достигли, аппарат прошел на расстоянии в 60 тысяч километров от Луны и практически повторил успех советской межпланетной станции «Луна-1», успешно «оседлав» околосолнечную орбиту.
Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли. Помимо самого факта доставки космического аппарата на Луну, были также подтверждены и другие научные гипотезы. Теперь практически с абсолютно точностью можно было утверждать, что у Луны нет собственных радиационных поясов, аналогичных по своей природе, структуре и воздействию земным, и есть точные доказательства отсутствия у искусственного спутника Земли собственного магнитного поля. Историческая по своему значению миссия была завершена, однако «королевцы» и не думали останавливаться на достигнутом. Единственной загадкой как для Королева лично, так и для всех специалистов, занятых в работе над лунными проектами, оставалась плотность и особенности лунного грунта, который в большинстве случаев ученым представлялся в виде мелкодисперсной пыли. С целью более тщательного изучения лунного грунта и поверхности в целом было решено совершить серию запусков космических аппаратов с мощной фотоаппаратурой на борту. Луна твердая Важнейшим этапом плана Королева было передать на Землю снимки обратной, темной, стороны Луны.
Для этих целей, с учетом всего накопленного опыта, в октябре 1959 года, через месяц после триумфа советской космической промышленности и «попадания» в Луну, был запущен космический аппарат «Луна-3», практически целиком состоявший из аппаратуры для фотографии, проявки и сканирования прямо на борту. Даже несмотря на то, что из 29 сделанных снимков удалось принять всего 17 - это был колоссальный успех ученых и промышленности. Впервые советские ученые получили в свое распоряжение уникальные снимки поверхности Луны, которых не было больше ни у кого.
Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15»
Он взял ручку и написал на клочке бумаги: «Луна твёрдая. Сергей Королёв». В Советском Союзе к руководству самыми ответственными космическими программами привлечены люди, отдавшие ракетной технике многие годы жизни: Сергей Королёв, Валентин Глушко, Михаил Янгель и Владимир Челомей. Основоположники советской ракетотехники: Сергей Королёв, Валентин Глушко, Михаил Янгель, Владимир Челомей Но в начале 60-х для советского руководства космос пока ещё на втором месте. На первом — оборона страны. Штернберга Королёв, другие инженеры одновременно делали и военную технику, и баллистические ракеты, и какие-то новые спутники.
GPS тогда не было, но уже первые намётки были, спутников-шпионов очень много делали и мы, и американцы — на всё это нужны были средства. На лунную программу и сил, и интеллекта особого бросить мы тогда не могли. В Соединённых Штатах во главе НАСА стоят не инженеры-учёные, а крупные администраторы с широкими связями в деловом мире, для которых вовсе не обязательно было знание технических тонкостей. Именно таким человеком был Джеймс Уэбб. Джеймс Уэбб.
Руководитель НАСА в 1961-1968 гг. Он не хотел заниматься космонавтикой, у него не было даже элементарного инженерного образования. Но на кандидатуре Уэбба упорно настаивал президент Кеннеди. Он считал Уэбба административным гением. Уже к концу 1961 года Уэбб заключает контракты по программе «Аполлон» с сотнями компаний, расположенных в 47 штатах страны.
Системные проблемы советской науки: экономия средств и несогласованность руководства Пока в США вся национальная индустрия согласованно решала поставленную президентом задачу, у нас началось очередное выяснение отношений. ОКБ Королёва чуть было не осталось без двигателей к лунной ракете. Дмитрий Стальной Зав. Советская экономика обескровлена в том числе усилением противовоздушной обороны и обороноспособности в целом страны. Она уже была достаточно обескровлена, и потянуть такие сложные проекты было крайне тяжело.
Сделать двигатель для лунной ракеты в ту пору могло только конструкторское бюро, которым руководил академик Глушко. Керосин и сжиженный кислород исчерпали свои возможности как ракетное топливо. Королёв предлагал перейти на кислород и водород, а Глушко считал лучшей альтернативой фтор и азотную кислоту. Королёв знал, что эти компоненты крайне ядовиты. Он не мог посадить людей на ракету с таким двигателем.
В случае аварии огромные территории окажутся мёртвыми на несколько десятилетий. Королёв решил разрабатывать ракету «Н-1» для полёта на Луну только на базе своего конструкторского бюро. Антон Первушин Писатель, журналист Произошло определённое головокружение от успехов у советского руководства. Они, видимо, потеряли понимание, и не смогли конструкторы объяснить, что нужно создавать новые более мощные ракеты, но главное — новые корабли. Потому что очень долго продолжался эксплуатироваться тот же космический корабль «Восток».
Королёв вынужден проводить свои идеи полёта к Луне, преодолевая сопротивление других конструкторов ракетной техники, и вновь, и вновь искать поддержки у Хрущёва для создания ракеты «Н-1». Хрущёва До 64-го года Королёв выходил несколько раз на Хрущёва, говорил, давайте делать. Хрущёв опять спрашивал — сколько? Ну, ему говорили — давайте, прорабатывайте… И только в 64-м году вышло первое постановление правительства о том, что Королёв будет делать эту ракету… Советскому Союзу потребовалось три года, чтобы решиться на участие в лунном марафоне. В августе 64-го года вышло секретное постановление правительства, инициированное Королёвым и определившее важнейшей задачей высадку советского космонавта на Луну.
Но в октябре был смещён Хрущёв, и всё опять застопорилось. Только весной 65-го года начался отбор кандидатов в лунные космонавты для полёта на корабле «Л-1» вокруг Луны без посадки и на корабле «Л-2» с посадкой одного космонавта на лунную поверхность. Вернер фон Браун, как ведущий ракетчик Америки, принимает участие и в разработке стратегии битвы за Луну. Фон Браун предлагает строить на околоземной орбите космическую станцию, там собрать корабль и вместе со всей командой стартовать к Луне. Несколько ускоряющих ступеней поднимали бы корабль на околоземную орбиту, а затем выводили бы на траекторию окололунной орбиты.
Там от корабля отделялся бы взлётно-посадочный аппарат с двумя астронавтами, который спустился на поверхность Луны. Однако американские разработчики чуть не передрались между собой в присутствии президента Кеннеди. В качестве посредника привлекли даже ЭВМ. Машина выбрала «Встречу на лунной орбите». В итоге останавливаются именно на нём.
Вернер фон Браун решает, что важнее достичь Луны так быстро, как это только возможно, чем выиграть сражение за вариант полёта к Луне. Но вот что интересно: именно такой вариант высадки на Луну предложил ещё в 1919 году русский учёный Юрий Кондратюк. Юрий Васильевич Кондратюк — советский учёный, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Предложенная в 1916 году Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».
И надо отдать должное, что американцы никогда не отрицали этот факт. Продолжение битвы за Луну. H-1 — советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса 1 из 4 Н-1. Компоновочная схема ступеней. Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году Н-1 Смоделированное сравнение величин носителей в масштабе, Сатурн-5 слева , человек середина и Н-1 справа H-1 и Saturn-5 В отличие от американцев, советские специалисты ракеты-носители собирают горизонтально.
В 77-м году в Москве проходила международная книжная ярмарка. В американской экспозиции была выставлена карманная энциклопедия «Баллистические и космические ракеты». Эта книга произвела в научно-технических кругах нашей страны эффект разорвавшейся бомбы. На её страницах рядом с американским носителем «Сатурн-5», выводившим на лунную орбиту корабли типа «Аполлон», была помещена фотография советской лунной ракеты «Н-1». Дело в том, что разработка этой ракеты считалась одним из величайших секретов советской космической отрасли.
Тяжёлую ракету-носитель «Н-1» можно назвать последней любовью Королёва. Он не успел до конца проработать ракету. Королёв умер 14 января 1966 года на операционном столе — не выдержало сердце. Однако у нас при запусках ракет на Луну случалось намного больше аварий, чем по всем другим космическим программам. После ряда неудачных запусков в 1966 году нам удалось осуществить мягкую посадку нашего аппарата на Луне — опять первыми!
Штернберга Главное, мягко посадить, а мягко, значит, управлять полётом, снижать скорость. Управлять-то некому, компьютеров нет.
Второе поколение зондов было обязано своим появлением специализированным ракетам-носителям, позволяющим нарастить массу и набор функций космических аппаратов, перед которыми стояли более сложные задачи: детальное фотографирование лунной поверхности и посадка на нее. Работа выполнялась в поддержку пилотируемых лунных программ, которые начали реализовывать обе страны.
Кеннеди в своем выступлении перед Конгрессом заявил, что «страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю», дав формальный старт программе Apollo неформальные работы по определению облика миссии начались годом раньше. Углубленному изучению нашего ночного светила была посвящена двухэтапная программа Ranger. На первом этапе предполагалось использовать аппараты для съемки различных участков лунной поверхности вплоть до момента падения на Луну, на втором — доставить контейнер с научным оборудованием, способный осуществить посадку на поверхность. В период с 23 августа 1961 года по 21 марта 1965 года было запущено девять аппаратов серии Ranger, но задачу съемки смогли решить лишь последние три.
Подробно об этой программе можно почитать в статье «Приключения космического робота». Ranger-7, передавший на Землю первые фотоснимки лунной поверхности высокого разрешения. Фото NASA Для мягкой посадки на Луну и проведения исследований лунной поверхности как в рамках программы Apollo, так и в научных целях реализовывалась программа Surveyor. В период с 30 мая 1965 года по 7 января 1968 года было запущено семь аппаратов данной серии, из них пять успешно выполнили все свои задачи.
Изучение лунной поверхности с селеноцентрической орбиты с особым упором на районы, намеченные для посадки лунного модуля Apollo, проводилось с помощью космического аппарата Lunar Orbiter. В период с 10 августа 1966 года по 1 августа 1967 года было запущено пять аппаратов данной серии, и все они успешно справились с поставленной задачей. Ranger формально относились ко второму поколению аппаратов для изучения Луны, а Surveyor и Lunar Orbiter — к третьему. Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter.
Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год. В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам.
Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля. Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев.
Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну.
Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло.
Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке.
И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке.
Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами.
Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата.
Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5».
Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С.
Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках.
Для решения задачи возврата грунта на Землю луноход и пандусы для его схода на лунную поверхность были сняты и заменены тороидальным приборным отсеком, который играл роль стартового стола. Сверху отсека стояла возвратная ракета, снизу, на платформе КТ, крепилась система отбора образцов. Она состояла из подъемной штанги с двухстепенными электроприводами, на которой монтировалось компактное буровое устройство с ударно-вращательным колонковым буром — полой трубкой с твердосплавной зубчатой коронкой на конце и специальной пробкой, удерживающей образцы грунта внутри. Собранная станция E-8-5 с возвратной ракетой и сбрасываемыми топливными баками. Источник: Роскосмос Для выбора места бурения на платформе установили фары освещения и два телефотометра, разнесенные на 50 см и развернутые друг относительно друга по вертикали. Они формировали стереоизображение поверхности Луны между посадочными «ногами», а также снимали процесс бурения и позволяли определить точную ориентацию посадочного аппарата путем измерения положения Земли на панорамном изображении. Бур проверялся на земле и на твердых, и на мягких и сыпучих грунтах.
Вплоть до включения бур был герметизирован и теплоизолирован, а его разгерметизация выполнялась непосредственно перед началом работы. Электромотор бура дублировался, а некоторые его части смазывались специальным составом для снижения трения в вакууме. Испытания бурового устройства. Фото из архива НПО имени С. Лавочкина В верхней части платформы КТ установлена космическая ракета «Луна — Земля» — самостоятельный ракетный блок с системой топливных баков, жидкостным ракетным двигателем, приборным отсеком и возвращаемым спасаемым — по терминологии разработчиков аппаратом, который отделялся при подходе к Земле. Возвратная ракета имела собственную автономную систему управления и стабилизации полета, аккумуляторы, радиокомплекс и бортовую электроавтоматику. По первым прикидкам ракетно-космический комплекс УР-500К — E-8-5 «не завязывался»: масса космической головной части превышала возможности ракеты-носителя.
Луноход, хоть и немаленький аппарат, прибыв на Луну, на ней и оставался. По какой? Классическим способом считалось возвращение с предварительным выходом на окололунную орбиту, необходимым фазированием траектории и последующим отлетом к Земле. Сложная процедура была растянута по времени и приводила к накоплению ошибок, вследствие чего на трассе «Луна-Земля» требовалось выполнить коррекции траектории, чтобы не пролететь мимо территории СССР. Из-за сложной системы управления с учетом весовых параметров советской элементной базы фактически она должна была содержать такой же комплект приборов и датчиков, как и ступень КТ возвратная ракета получалось слишком тяжелой. Альтернативный вариант исключал выход на окололунную орбиту и предусматривал прямой полет к Земле с упрощенным управлением. Для этого применили хитрости небесной механики — расчетными методами на поверхности Луны определялись районы, стартовав из которых в точно выбранное время и выдержав величину и направление разгонного импульса, можно отправить ракету на такую траекторию, что она без каких-либо коррекций в нужный момент встретится с Землей, и возвращаемый аппарат окажется на территории Советского Союза.
Система управления возвратной ракеты резко упрощалась — в ней достаточно было оставить гироскопы и интегратор скорости. Общая схема полета станции E-8-5. Лавочкина Для этого требовалось сначала прилуниться в таком районе, из которого после приема грунта при строго вертикальном старте обеспечивается попадание в нужный сектор земной поверхности. В этом случае достаточно было построить местную вертикаль и запомнить ее положение, а при старте ракеты направить вектор тяги строго вдоль вертикали.
В отличие от остальных техников, он был парашютистом-испытателем и погиб при прыжке со стратостата с высоты 28 километров из-за треснувшего гермошлема. Итальянские братья Юдика-Кордилья в первой половине 60-х стали настоящими звёздами итальянских СМИ, однако через несколько лет по мере снижения уровня секретности советской программы их записи стали подвергаться всё большей критике. Указывалось, что космонавты на них разговаривают на русском языке, грамматически неверно строя предложения, что просто невозможно, если говорить о людях, для которых русский язык является родным с рождения. По мере развития космической техники стало ясно, что в то время было просто невозможно попасть в открытый космос, ибо двигатели первых кораблей не имели достаточной мощности, чтобы уйти с орбиты. Для выхода в межпланетное пространство корабль должен был достигнуть как минимум второй космической скорости, а для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство — третьей космической. Поэтому "потеряться" в межпланетном пространстве для нулевых космонавтов было очень проблематично. После серии критических отзывов итальянские братья перестали "слышать" советских космонавтов, сейчас их фамилия упоминается только в разного рода конспирологических исследованиях. Первый советский космонавт в плену у китайцев В апреле 1961 года английское издание Daily Worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями. Космонавт сильно пострадал при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали. Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу. В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза. История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае. Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног, и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе. Гагарин погиб на Луне Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе. Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате "Зонд-4". При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну. А, чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе. Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска "Зонда-4", Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы. Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова.
Лунная тайна и через полвека тайна
Общая масса после отделения от разгонной ступени ракеты-носителя составляла 1583 кг. А первая в истории мягкая посадка на Луну была осуществлена позже - 3 февраля 1966 года. И этому с января 1963 года по декабрь 1965 года предшествовали 11 запусков лунных станций. Правда, ни одна из них не имела полного успеха, но зато они позволили отработать системы радиоконтроля траектории, бортовую радиоаппаратуру, систему астроориентации и приборы автономного управления. Вообще первые советские "лунники", созданные под руководством главного конструктора Сергея Королёва в ОКБ-1, вывели Советский Союз в лидеры освоения ближнего космоса: станция "Луна-1" Е-1, январь 1959 г. И уже в конце 1959 года он предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Как отмечают историки космоса, поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.
За первые семь пусков была одна авария, а все последние шесть пусков оказались аварийными.
Это - результат плохой работы заводов, нарушений технологического процесса, слабой производственной дисциплины и низкой квалификации рабочих. Леонов: «Это была прямая диверсия»[24] Огорчение понятно. Но неужели в столь короткий срок в 6 раз участились нарушения технологического процесса, упали дисциплина и квалификация рабочих? Может быть, во вторую серию испытаний вмешался чей-то злой умысел? Вот что рассказывает А. Леонов: …Носителем была проверенная ракета «Протон». Однако неудачей завершилось несколько пусков.
Самым обидным оказался срыв, когда в топливный тракт ракеты попала заглушка от совсем другого двигателя из совсем другого цеха. Это была прямая диверсия. Дознались, кто собирал. Сборщик показал, как ставил заглушку. И вот незаметно ему подсунули ту другую заглушку. Он и вставил её: она ведь только диаметром поменьше. Кто ему в первый раз подсунул эту заглушку и сыграл на руку американцам?
Сама же ракета была не причём. Надо было просто установить должный контроль. Похожие случаи были и с Н1 Академик Б. Черток; [25] Уместно вспомнить два очень похожих случая с другой лунной ракетой, которые описывает Б. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела взлететь на 200 метров…Собрали остатки разлетевшихся двигателей. Кузнецов и вся его команда, даже военные представители доказывали, что взрыв возможен только по вине вмешательства «постороннего предмета»... Эксперименты по принудительному срыву означенной стальной диафрагмы со своего места никакой ясности не внесли.
Однако… «Глушко сказал, что он не верит в нечистую силу, которая бросает в насосы посторонние предметы». Это привело к ликвидации ракеты». Глушко — давний недоброжелатель к тому времени покойного С. Королёва, детищем которого была Н1. Его научно-технический авторитет несомненен. Но заключение о «нечистых силах, подбрасывающих посторонние предметы» должны давать контрразведчики. И если нечистая сила могла подбросить не ту заглушку в ракету «Протон», то почему она не могла сделать это с так полюбившимися ей насосами ракеты Н1?
И ведь крутилась около Н1 разная нечистая сила. Вот что пишет известный в ту пору «космический» журналист Лесков С. Гэтланда «Космическая техника». Многие ученые специально приезжали, чтобы только полистать энциклопедию. В книге была воспроизведена советская ракета Н1, о которой в нашей литературе никогда не упоминалось. По поводу происхождения точного рисунка Н1 старожилы Байконура передавали историю, что в одном из зданий рядом с монтажно-испытательным корпусом, откуда ракету вывозят на старт, работал глубоко внедрившийся шпион. У него была единственная задача зарисовать ракету Н1.
Кроме того, в ходе полета «Луны-9» впервые в истории были произведены измерения уровня радиации непосредственно на поверхности Луны. Выяснилось, что его значение вполне приемлемо для осуществления полета человека на Луну без ущерба для здоровья — с учетом использования защитных средств, в частности, скафандров, блокирующих данное радиационное излучение. Таким образом, прилунение советского космического аппарата открыло новый этап в развитии космонавтики. Человек начал осваивать ближайшие к Земле планеты. До новых встреч в блоге КосмосИзДома!
В общем, лететь на Луну было не на чем. В конце концов, в январе 1970 года программу закрыли, так как 1969-м в рамках миссии «Аполлон» американский астронавт Нил Олден Армстронг высадился на Луну, и преимущество советов в покорении спутника было упущено. Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата.
Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе. Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет.
Публикации
- «Луна-9». Первая посадка на Луну 55 лет назад
- 45 лет назад советская станция последний раз села на Луну -
- Как провалилась секретная советская миссия «Луна-15» - Узнай Россию
- Бонусы СССР от США за молчание о лунном фейке (Иван Иванов 232) / Проза.ру
- В чем же была причина отказа СССР от высадки на Луну? — Журнал Фактов на DTF
- Советская лунная программа
Первые на Луне — советские аппараты
- Падение на Луну и новый этап
- Зачем Луна, когда есть Гагарин?
- Высадка на Луну не была подстроена
- Поделиться