После преступления Раскольникову снится, как Илья Петрович бьёт старуху. 1. Раскольников видит начало казни: Увидев начало казни, Раскольников испытывает сильное потрясение и шок. После преступления Раскольникову снится, как Илья Петрович бьёт старуху. Главная» Новости» В чем раскольников видит начало казни. Во время болезни Родиону Романовичу начинают сниться «вещие сны» — в одном из них он видит «моровую язву, идущую из глубины Азии на Европу»; в итоге должны погибнуть все, кроме немногих «избранных» людей.
По следам «Преступления и наказания. II
1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Раскольников видит начало казни в моменте, когда он решает убить старушку Алёну Ивановну в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского. После преступления Раскольникову снится, как Илья Петрович бьёт старуху. «Родион Раскольников в начале» и «Родион Раскольников в конце» — абсолютно разные люди, имеющие, по большому счёту, мало чего общего.
В чем суть теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского?
В первую очередь, молодой человек хочет убедиться в том, что он имеет право на исключительность, избранность. Также молодой человек хочет совершить благое дело для других, уничтожив такого «паразита», каким он считает старуху-процентщицу. В тоже время, Достоевский строит сюжетную линию таким образом, чтобы читатель понял, что теория Родиона Раскольникова является обманчивой, неверной. Изначально так не вовремя возвращается сестра старухи, убивать которую совершенно не входило в планы Родиона. После он чуть не становится разоблачен из-за совершенно случайных посетителей, которые пришли к старухе. Когда молодой человек планировал убийство, то он пришел к выводу, что большинство преступников сами выдали себя, поскольку действовали в полном помрачении рассудка, совершенно утратив способность рассуждать и анализировать. Он через чур уверен в собственных силах, поскольку думает, что его на преступление ведет высокая цель, а не низменное желание озолотиться. В сцене, где совершается убийство, Федор Иванович использует такие слова, как: «сумасшествие», «нелепость», «отчаяние», «безобразие». Сам герой задает себе вопрос: «С ума я, что ли, сошел? Когда же все доходит до дела, то сам герой начинает вести себя растеряно, а ум его буквально помрачился.
Этому свидетельствуют такие поступки, как: он несколько раз пытается вставить неподходящий ключ в замочную скважину, и все никак не может сорвать кошель с тела Алены Игоревны. А комод, где он планировал взять ценные вещи, он так и не открыл. Из этого можно сделать вывод, что Родион Раскольников в момент преступления продемонстрировал тленно то поведение, которое считал недопустимым для избранных. Хоть старуха-процентщица и является отрицательным персонажем в произведении, автор описывает ее как самую обычную старушку. Благодаря столь подробному описанию читатель относится к ней как к живому человеку, а не воплощению абсолютного зла. Во всей сцене присутствует острое ощущение безумия, создается впечатление, что все, что происходит — неправильно, так не должно быть. Раскольников, который был уверен в том, что убив старуху, почувствует удовлетворение — разочарован, поскольку не чувствует должного торжества высшего существа. Он не может быть хладнокровным, и совершенно не придерживается того плана, что составил заранее. Более того, в момент убийства он напрочь забывает о своей идее.
Заслуживает отдельного внимания убийство Лизаветы, которую автор изначально показывает как добродушного и кроткого человека. Данное мнение подтверждают и случайные прохожие, которых Раскольников встречает в торговых рядах. Убийство Лизаветы напоминает заклание жертвенного агнца — она даже не пытается прикрыться руками в момент убийства, а безропотно принимает свою судьбу. Убийство Лизаветы лишь подчеркивает ошибочность теории Родиона, а также демонстрирует недопустимость любого убийства. Если проанализировать сцену убийства в романе «Преступление и наказание», то мы можем сделать два вывода. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя. О несостоятельности теории Раскольникова говорит также тот факт, что все награбленное он так и не использовал.
Он спрятал украденные вещи под камнем, а не направил на благое дело. Автор хотел показать убийство грязным преступлением. Для этого он очень подробно описывает как и саму убитую, так то, как Родион пытается замыть следы преступления. Как бы он не старался скрыть свое причастие к содеянному, он так и не оттер кровь на изнаночной стороне пальто. Этот момент подчеркивает то, что совершив убийство, Родион навсегда запятнал не только свою одежду, но и собственную душу.
Убийство Лизаветы напоминает заклание жертвенного агнца — она даже не пытается прикрыться руками в момент убийства, а безропотно принимает свою судьбу. Убийство Лизаветы лишь подчеркивает ошибочность теории Родиона, а также демонстрирует недопустимость любого убийства. Если проанализировать сцену убийства в романе «Преступление и наказание», то мы можем сделать два вывода. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей.
И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя. О несостоятельности теории Раскольникова говорит также тот факт, что все награбленное он так и не использовал. Он спрятал украденные вещи под камнем, а не направил на благое дело. Автор хотел показать убийство грязным преступлением. Для этого он очень подробно описывает как и саму убитую, так то, как Родион пытается замыть следы преступления. Как бы он не старался скрыть свое причастие к содеянному, он так и не оттер кровь на изнаночной стороне пальто. Этот момент подчеркивает то, что совершив убийство, Родион навсегда запятнал не только свою одежду, но и собственную душу. Значение и роль сцены в произведении Анализируемая сцена убийства играет первостепенную роль во всем романе. Именно в ней читатель может наблюдать самую низшую степень падения Родиона Раскольникова. До этого писатель рассказывает о том, как Раскольников постепенно разрушает собственную жизнь и ее моральные аспекты.
Когда же он решается совершить убийство, грань между добром и злом стирается полностью. Для молодого человека больше не существует Бога и идеалов, поскольку он оказывается на самом дне безнравственности. Своим поступком он преступил и гражданский, и моральный закон. Молодой человек даже забыл о том, что являлось его изначальной целью, хватает лишь то, что лежит на самом виду. Более того, он не пускает награбленное на благо людей, как хотел это сделать изначально. Но на этом путь Родиона не заканчивается — планы Достоевского намного больше. Он хочет показать то, что после совершения преступления героя ждет долгий и мучительный путь наказания. Герой проходит долгий и тяжелый путь восхождения и возрождения собственной души, которая, благодаря его поступку, оказалась на самом дне. Чтобы подчеркнуть всю тяжесть пройденного пути возрождения, Федор Михайлович использует столь страшную и ужасающую картину преступления. Автор старается показать не только моральное падение человека, но и душевный подъем.
Ведь чтобы пройти весь путь Возрождения, необходимо оказаться на самом дне. Именно туда писатель и отправляет главного героя. Главный смысл сцены Описывая сцену совершения убийства, Федор Михайлович хотел сказать очень многое. В первую очередь автор хотел показать читателю то, что убийство, каким бы оно ни было, ни в коем случае не может считаться подвигом или же актом героизма. Он с большой точностью передает все изменения, которые происходят в душе и сознании главного героя. Тем самым Достоевский наглядно демонстрирует, что никакой уверенности или смелости у Раскольникова нет. Более того, решившись на преступление, Родион теряет контроль над собой, ему страшно убивать, он боится, что его заметят или поймают. Своим поведением он лишь подчеркивает то, что ни к каким «наполеонам» он не относится.
В 1880-е он активно поддерживает контрреформы Александра III, ведёт кампанию против министров нетитульной национальности и вообще становится влиятельной политической фигурой — а его газету читает сам император. По словам Достоевского, он собирался сочинить «психологический отчёт одного преступления» бедного студента. Герой повести «решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты», а затем жить честно и приносить пользу людям, но в конце концов не выдержал мук совести: «он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Здесь налицо основная сюжетная линия будущего романа, но нет ещё ни Мармеладовых они вскоре перейдут в «Преступление и наказание» из так и не написанных «Пьяненьких» , ни Свидригайлова, ни других важных персонажей. Достоевский усердно работает над романом всю осень, но в конце ноября сжигает написанное и начинает заново. Первые две части романа он отправляет Каткову в декабре 1865-го, затем, уже после их публикации, продолжает работу на протяжении всего 1866 года — постоянно отбиваясь от кредиторов их именами он награждает в черновиках романа некоторых персонажей. Кризисный момент наступает в июне: Стелловский напоминает, что в ноябре ждёт от Достоевского новый роман, и писатель решается на «небывалую и эксцентрическую вещь» — писать два романа одновременно. Параллельно с «Преступлением и наказанием» он сочиняет «Игрока» — и здесь происходит одно из главных событий его жизни: для скорости он решает нанять стенографистку, и ему рекомендуют молодую девушку Анну Сниткину. Достоевский диктует ей «Игрока» — роман завершён меньше чем за месяц, писатель спасён. Довольный работой со Сниткиной, Достоевский предлагает ей стенографировать завершение «Преступления и наказания» — но его интерес к помощнице уже совсем не профессиональный. Вскоре он делает Сниткиной предложение, в начале 1867-го она выходит за Достоевского замуж и до конца его дней остаётся настоящим его ангелом-хранителем. В канун нового, 1867 года «Преступление и наказание» окончено — невероятный темп для одного из главных романов в истории мировой литературы. Достоевский жаловался в письме: «Я убеждён, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу, Тургенев умер бы от одной мысли». Анна Достоевская. Жена писателя. Здесь Достоевский писал «Преступление и наказание» летом 1866 года Как она написана? Первое, что бросается в глаза, — динамичность, острота сюжета. Для многих «серьёзных» произведений это был бы скорее минус, но Достоевский, во многом опираясь на структуру авантюрного романа 1 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Россия, 1979. При огромной скорости работы он умудряется выстроить сложнейшую систему персонажей и отношений. Мы с самого начала знаем убийцу, но с интересом следим за его изобличением, улавливаем многочисленные параллели к его поведению в поступках и словах других героев — и в то же время ему сопереживаем. После работ Михаила Бахтина широко распространилось представление о том, что зрелая проза Достоевского полифонична: в его романах происходит напряжённый диалог не просто между главными героями, но между их сознаниями — вполне субъектными, самостоятельными, а не просто выражающими различные мысли автора. Хотя в центре «Преступления и наказания» — сознание Раскольникова, альтернативы ему, пусть в чём-то родственные, можно увидеть в других героях — Свидригайлове, Мармеладове, Порфирии Петровиче. Противоборство этих сознаний, взглядов на жизнь и этику мы и наблюдаем в долгих диалогах героев. Диалог вообще движущая сила прозы Достоевского; по несочувственному отзыву Набокова, ему, «казалось, самой судьбой… было уготовано стать величайшим русским драматургом, но он не нашёл своего пути и стал романистом» 2 Набоков В. Лекции по русской литературе. В каком-то смысле «Преступление и наказание» можно назвать инвариантом Общая схема сюжета, не меняющаяся от произведения к произведению. Служил в Департаменте таможенных сборов. Был одним из сооснователей Санкт-Петербургского религиозно-философского общества, преподавал философию в Санкт-Петербургском университете. После революции работал в школе. В 1928 году был приговорён к ссылке за создание тайного религиозно-философского общества «Братство преподобного Серафима Саровского». Во время войны оказался в зоне немецкой оккупации, был вывезен в Германию. Скончался во время ареста советскими органами госбезопасности. Наказание — это форма её разрешения» 3 Цит. Таким образом, хотя «Достоевский никогда не пропускает случая прибегнуть к сильным эффектам» 4 Вайль П. Родная речь: Уроки изящной словесности. Согласно Борису Энгельгардту, Достоевский писал «не романы с идеей… но романы об идее» 5 Цит. В «Братьях Карамазовых» Алёша так характеризует своего брата Ивана: «Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Раскольников тоже из этой породы. Можно говорить и о стилистической полифонии «Преступления и наказания». Несмотря на то что доминанта романа — страстные, иногда исступлённые реплики внутренние монологи Раскольникова, исповедь Мармеладова, восклицания Сони , другие герои могут весело шутить Разумихин , занудствовать Лужин , ёрничать Порфирий Петрович , неторопливо размышлять как бы сами с собой Свидригайлов. Полное собрание сочинений: В 30 т. На «Преступление и наказание» повлияли как многочисленные литературные традиции, так и реальные события.
Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его. С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского. Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть» Пейзажи : ч. Сцены уличной жизни : ч. Интерьеры : ч. Пушкин сложил гимн великому городу в « Медном всаднике », лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли , сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки. Домашнее задание: 1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых». Подготовиться к беседе: Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери ч. Так тому и быть! Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Мотивы преступления? Оборудование: индивидуальные карточки. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки? Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Все это несет страшные мучения. Разве я способен на это? Как это отвратительно!... И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю! Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому. Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова? Ко всему-то подлец-человек привыкает! Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «... В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. История преступления и наказания Родиона Раскольникова день заднем : Первый день: ч. I, гл. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление? Ответить на вопросы: a. В чем главная причина преступления Раскольникова? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Анализ приводит к выводам : Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. Какой именно? Преступление Раскольникова. Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как. Виды деятельности: беседа, пересказ эпизодов, комментирование их. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время... А между тем, казалось бы. Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился сосвоей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Стихийность и в самом убийстве «... Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически». А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали! Ответить письменно на вопрос: Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство? В чем убеждает нас поведение героя во время убийства? Домашнее задание: 1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине: ч. Цель: выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой признался в убийстве. На предыдущих уроках, мы пришли к выводу, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», у него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такую позицию, что примкнуть к миру людей, живущих по его теории Лужин, Свидригайлов , он не может. Какое преступление? Они сами миллион людей изводят, да еще за добродетель почитают... Слова автора: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя... И вовсе не из-за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Какова же истинная причина? Эпилог: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? Вот в чем одном признавал свое преступление: только в том, что он не вынес его и сделал явку с повинной». Его размышления после встречи с мещанином: о «настоящем властелине, которому все разрешается... Повинуйся дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. I - Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. После убийств» он, во что бы то ни стало, хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая».
Раскольников внутри и снаружи
Когда Горский попал в лечебницу для душевнобольных, Фёдор Михайлович навещал его и поддерживал деньгами [45]. Наконец, в истории Мармеладова воплотились элементы биографии Николая Михайловича Достоевского — младшего брата писателя, уволенного со службы из-за алкоголизма и до самой смерти прозябавшего в нищете [46] [47]. Судя по рассказу Семёна Захаровича, его супруга в молодости имела все шансы стать блестящей дамой: она окончила с золотой медалью губернский дворянский институт, на выпускном балу «с шалью танцевала при губернаторе» такое право предоставлялось лишь особо отличившимся воспитанницам [48]. Затем Катерина Ивановна вышла замуж за пехотного офицера и покинула родительский дом. Её первый муж оказался человеком лихим и бесшабашным, к тому же игроком; после картёжного проигрыша он попал под суд и скоро умер.
Вдова осталась с тремя маленькими детьми «в уезде далёком и зверском» — там и произошла её встреча с Семёном Захаровичем [42]. Придя в дом к Мармеладовым, Родион Романович видит перед собой высокую тонкую женщину лет тридцати, «с прекрасными тёмно-русыми волосами и раскрасневшимися до пятен щеками», с блестящими, точно в лихорадке, глазами [49]. Как следует из исповеди Мармеладова, именно Катерина Ивановна в минуту полного отчаяния подтолкнула падчерицу на панель. Кроткая Соня растерялась: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти?
Эко сокровище! Однако развитие событий показывает, что Соня принимает решение самостоятельно, да и Мармеладов, повествующий об этом драматическом эпизоде, просит Раскольникова не судить его жену слишком строго: «Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших» [50]. Когда Соня, вернувшись с улицы, отдала Катерине Ивановне первые заработанные деньги, та «весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела» [51]. Достоевская — вероятный прототип Катерины Ивановны Во время поминок, устроенных на деньги Раскольникова, Катерина Ивановна показывает собравшимся гостям похвальный лист, полученный ею при выпуске из института, и делится планами по созданию в её родном городе Т.
Осуществить свои намерения вдове не удаётся: после шумной ссоры с квартирной хозяйкой и скандала, разразившегося из-за обвинений Сони в воровстве, Катерина Ивановна покидает жилище. Находясь при смерти в комнатке, снимаемой падчерицей, она прощается с миром отчаянными восклицаниями: «Уездили клячу! По уточнению литературоведа Леонида Гроссмана, портрет героини был «списан с покойной жены писателя в период её медленной агонии » [47]. Люди, знавшие Марию Дмитриевну, характеризовали её как «натуру страстную и экзальтированную» [53].
Она, как и Катерина Ивановна, осталась после смерти первого мужа в Сибири, без поддержки со стороны близких, с маленьким сыном на руках [48]. В то же время исследователи полагают, что в характере Катерины Ивановны отразились и некоторые черты близкой знакомой Достоевского — Марфы Браун Елизаветы Хлебниковой , которая, выйдя замуж за спивающегося литератора Петра Горского, попала в положение крайней нужды [54]. Основная статья: Соня Мармеладова По мнению ряда критиков, образ Сони Мармеладовой относится к числу творческих неудач Достоевского; их основные претензии к автору «Преступления и наказания» связаны с тем, что эта «глубоко идеальная», несущая явный дидактический посыл героиня создана прежде всего для выражения религиозно-этических взглядов Фёдора Михайловича. Так, литератор Николай Ахшарумов считал, что «задумана она хорошо, но ей тела недостаёт» [55].
Литературовед Яков Зунделович называл Соню «только рупором идей». С ними не соглашался Валерий Кирпотин: И. Соня у постели умирающего Мармеладова Если бы образ Сони являлся только рупором для произнесения церковно-догматических прописей, он бы действительно не имел художественного значения. Однако с устранением Сони роман бы сильно пострадал, а структура его, может быть, и совсем распалась.
Свести образ Сони Мармеладовой к голой схеме оказывается невозможным [57]. Соня, судя по рассказу Семёна Захаровича Мармеладова, не получила серьёзного образования: её отец пытался в домашних условиях изучать с дочерью историю и географию, однако из-за отсутствия нужных пособий уроки были быстро прекращены. Круг чтения героини ограничился несколькими романами и популярным в 1860-х годах сочинением Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Поначалу Соня шила вещи на продажу, но прибыли эта работа почти не приносила: один из покупателей «не только денег за шитьё полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал её… под видом, будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком» [58].
Описание внешности Сони дано в романе трижды. В момент прощания с умирающим отцом она появляется в жилище Мармеладовых в одежде проститутки: «Наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире». Позже, в комнате Раскольникова, она предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Наконец, в одной из сцен Родион Романович видит перед собой «другую» Соню — герой с удивлением обнаруживает, что её «кроткие голубые глаза» могут «сверкать огнём» [59].
После получения «жёлтого билета» Соня стала снимать жильё в квартире портного Капернаумова [59]. Раскольников, придя к ней домой, видит странную обстановку: один угол выглядит слишком острым, другой кажется «безобразно тупым»; при почти полном отсутствии мебели выделяется комод, «как бы затерявшийся в пустоте». На комоде лежит Евангелие подаренное, как выясняется, сестрой процентщицы Лизаветой [60] — старая, многократно прочитанная книга в кожаном переплёте. По данным исследователей, автор романа при описании Евангелия взял за основу собственный экземпляр, полученный им в тобольском остроге от жён декабристов ; впоследствии Достоевский вспоминал: «четыре года пролежала она [книга] под моей подушкой в каторге» [61].
Для Родиона Романовича встреча с Соней является знаковой — герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли» [62]. Понимая, как много страданий выпало на долю юной Мармеладовой, Раскольников надеется сделать её своей союзницей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина» [63]. Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна.
Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому не жить? Литературной «сестрой» Сони является Лиза — персонаж повести « Записки из подполья » [65]. Кроме того, судьба Сони как и её мачехи Катерины Ивановны во многом совпадает с историей героини некрасовского стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» 1847 , которая, оказавшись в трагической ситуации, ищет способы спасения себя и своего мужа на улице : «Я задремал. Аркадий Иванович Свидригайлов править П.
Свидригайлов Свидригайлов в романе выполняет роль своеобразного двойника Раскольникова [19] — подобный художественный приём, как считают исследователи, обычно позволял Достоевскому развивать заданную тему в разных вариациях и создавать несколько проекций одной идеи. Аркадий Иванович и сам сознаёт, что, говоря словами литературоведа Виктора Шкловского , является «тенью Раскольникова», — не случайно в одном из диалогов он обращается к Родиону Романовичу со словами: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то общая точка, а? Позже в разговоре со студентом Аркадий Иванович откровенно рассказывает и о других своих прегрешениях: он мошенничал за карточным столом, сидел в тюрьме, женился в своё время ради избавления от долгов, избивал жену хлыстом; себя он называет человеком «развратным и праздным» [19]. Комментируя внешность Свидригайлова «Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво» , литературовед Фёдор Евнин отметил, что за маской внешнего благообразия скрываются «низменные инстинкты и страсти» [68].
Дома ложится спать. Ему кажется, что Илья Петрович бьет квартирную хозяйку, а та громко кричит. Открыв глаза, видит перед собой кухарку Настасью, которая принесла ему тарелку супа. Спрашивает, за что били хозяйку. Кухарка говорит, что никто ее не бил, что это кровь в нем кричит. Раскольников впадает в беспамятство. Из двери выглядывала хозяйка, которая «была застенчива и с тягостью переносила разговоры и объяснения, ей было лет сорок, и была она толста и жирна, черноброва и черноглаза, добра от толстоты и от лености; и собою даже очень смазлива». Входит Разумихин. Парень в кафтане и в самом деле оказывается артельщиком от купца Шелопаева. Артельщик сообщает, что через их контору на имя Раскольникова пришел перевод от матери, и отдает ему 35 рублей.
Разумихин рассказывает Раскольникову, что его осматривал Зосимов и сказал, что ничего серьезного, что обедает он теперь здесь каждый день, так как хозяйка, Пашенька, от всей души его чествует, что он разыскал его и ознакомился с делами, что поручился за него и дал Чебарову десять целковых. Он отдает Раскольникову заемное письмо. Раскольников спрашивает у него, о чем он говорил в бреду. Тот отвечает, что бормотал что-то о сережках, цепочках, о Крестовом острове, о дворнике, о Никодиме Фомиче и об Илье Петровиче, почему-то очень интересовался носком, бахромой от панталон. Разумихин берет десять рублей и уходит, пообещав вернуться через час. Осмотрев комнату и убедившись, что все, что он прятал, осталось на месте, Раскольников снова засыпает. Разумихин приносит одежду из лавки Федяева и показывает ее Раскольникову, а Настасья делает свои замечания относительно покупок. Было ему лет двадцать семь... Все его знавшие находили его человеком тяжелым, но говорили, что свое дело знает». Заходит разговор об убийстве старухи.
Раскольников отворачивается к стене и рассматривает цветок на обоях, так как чувствует, что у него немеют руки и ноги. Разумихин между тем сообщает, что по подозрению в убийстве уже арестован красильщик Миколай, а Коха и Пестрякова, которых задержали прежде, отпустили. Миколай несколько дней подряд пил, а затем принес содержателю распивочной Душкину футляр с золотыми серьгами, который он, по его словам, «на панели поднял». Выпив пару стаканчиков и взяв сдачу с одного рубля, Миколай убежал. Его задержали после тщательных розысков «близской заставы, на постоялом дворе», где он хотел пьяный повеситься в сарае. Миколай божится, что не убивал, что серьги нашел за дверью на том этаже, где они с Митрием красили. Зосимов и Разумихин пытаются восстановить картину убийства. Зосимов сомневается, что задержан настоящий убийца. Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть, даже слишком самодовольное, собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха».
Лужин сожалеет, что застал Раскольникова в таком состоянии, сообщает, что его сестра и мать временно остановятся в нумерах, которые содержит купец Юшин, что подыскал им квартиру, но временно и сам живет в нумерах у госпожи Липпевехзель в квартире знакомого, Андрея Семеныча Лебезятникова. Лужин рассуждает о прогрессе, который движется личным интересом. Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел.
Пульхерия Александровна благословила молодых, но вскоре ее здоровье пошатнулось и она умерла. Соня каждый месяц писала Разумихиным. Из ее посланий они знали, что Раскольников ходит на работы и Соня имеет возможность видеться с ним, а сама устроилась в городе и зарабатывает шитьем. Раскольников на каторге Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.
Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось. В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.
Как известно, Раскольников совершает страшное преступление — убийство старухи и ее сестры. Он идет на это преступление, чтобы проверить свою теорию об обычных и необычных людях. Однако сразу после преступления его теория терпит крах.
Потому что герой понимает, что не является необычным, великим человеком. Сразу после преступления Раскольников чувствует, что начинается душевная каторга и казнь. Вот что сам Раскольников говорит об этом: "Уверенность, что все, даже память... Благодаря стараниям следователя Порфирия Петровича , суд "смягчает" наказание Раскольникову и дает ему 8 лет каторги вместо возможных 20 лет. Суд учитывает хорошую характеристику Раскольникова, его добрые поступки до преступления и т.
Мотив для совершения преступления
- Мотив для совершения преступления
- Преступление и наказание
- Реши свою проблему, спроси otvet5GPT
- Как начинается наказание героя как и почему изменилась его жизнь после убийство
- Как начинается " наказание" Раскольникова? Как меняется его жизнь после преступления?
- Остались вопросы?
ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ!!! Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Правонарушение И
Клевещет на Соню Мармеладову, желая отомстить Раскольникову Ставя себя выше других людей, Раскольников в этом сближается с Лужиным, хотя оба они не понимают сходства. Есть существенное отличие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова - разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин - никогда. Не зря Достоевский не позволяет этому герою - единственному! Свидригайлов Живет по принципу "все позволено". Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов. Ходят слухи, что отравил свою жену, обманом заманил Дунечку и шантажирует ее Раскольников, разрешая себе "кровь по совести" тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - "тварей дрожащих". Свидригайлов помогает семье Мармеладова. Спасение детей из пожара Еще до преступления, в предыдущем году, Родион Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух маленьких детей из пожара. При этом сам он получает ожоги "хворает" : "Сама бывшая хозяйка его, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына, засвидетельствовала тоже, что, когда они еще жили в другом доме, у Пяти углов, Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен Помощь пьяной девушке на улице Еще до преступления Раскольников видит на одной из улиц Петербурга пьяную девушку, которую, судя по всему, кто-то обманул и совратил, а затем отправил на улицу. Он также замечает, что какой-то неприятный господин хочет перехватить девушку для своих низких целей. Раскольников просит городового полицейского отправить девушку домой и дает ему 20 копеек на извозчика.
Раскольников сам беден, у него каждая копейка на счету, но он не может пройти мимо несчастной девушки Помощь Мармеладовым с похоронами Уже после своего преступления Раскольников совершает благородный поступок: он отдает свои последние деньги, 25 рублей, которые ему прислала мать, на похороны Мармеладова. Молодой человек делает это, потому что у нищих Мармеладовых совсем нет средств, чтобы похоронить отца семейства Работа над задачей 6 бэклога. Определить, раскаялся ли герой в содеянном. Определить истоки раскаяния героя. Раскаяние Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он? Обвинение Раскольников находился в тяжелом психологическом состоянии лишь потому, что боялся разоблачения. Раскольников не смог воспользоваться награбленным. Находился в тяжелом психологическом состоянии, испытывая муки совести, думал о самоубийстве. Был близок к сумасшествию. Раскольников не смог произнести слова «Я убил» перед всем народом это доказывает, что настоящее признание вины и раскаяние еще не пришло к нему.
В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторжения от всех. Он не может видеть ни мать, ни свою сестру Дуню, а темболее слышать об убийстве или крови. В этом состоянии Раскольников не раскаивается о содеянном, а пытается побороть самого себя, но у него не получается и он готов рассказать о своём поступке первому человеку, которого встретит. Как и почему изменилась жизнь Раскольникова после убийства? ДО : Раскольников долго не решается на преступление. В чём проявилась преемственность литературных эпох творчество писателей XVIII столетия и художественные от- крытия классиков первой и второй полов … ины XIX в. С какими крупными писательскими именами связаны основные вехи ста- новления большой литературы в России? Каковы причины стре- мительного, ускоренного её восхождения к высотам мировой культуры?
Лихачева книга однно из самых великих созданий человеческой культуры. И потому самое гла … вное в культуре любой страны как бы это ни казалось для кого то странным библиотеки.
Анализ эпизода убийства, позиция героя и автора Предпосылки совершения преступления Предпосылки преступления задаются с первых же страниц романа, хотя автор пока не обрисовывает причины. В первой же сцене описывается страх главного героя за приметную шляпу, когда он хочет заложить часы процентщице, его посещают мысли о некоем страшном событии, которое скоро произойдет. Подталкивают Раскольникова к совершению преступления внешние события: сначала он слышит разговор студента и офицера именно про эту процентщицу, потом узнает, что старуха в определенное время остается одна, ее сестры не будет. Внешней причиной, толкающей героя на преступление, являются испытываемые им моральные страдания при виде безответных и униженных людей.
Герой наблюдает историю семейства Мармеладовых и проникается жалостью к Соне и ненавистью к бездушным растлителям вроде Свидригайлова или франта на мосту. Письмо матери, в котором она повествует о жертве, приносимой ради него сестрой, также утверждает героя в мысли о необходимости противодействовать злу в лице таких жестоких и беспринципных людей, как Лужин или процентщица. Теория Раскольникова О действительных мотивах преступления читатель узнает уже после убийства, из разговора героя со следователем Порфирием Петровичем. Родион Раскольников озвучивает мысль, которая будет лейтмотивом проходить через всю идейную и сюжетную канву романа: есть люди обыкновенные, расходный материал; и люди выдающиеся, чья воля, ум и, главное, стремление к высшему благу для всех дают им исключительное право преступать все законы: моральные, религиозные и человеческие. Люди обыкновенные живут только для биологической функции — плодиться, люди же высшего разряда двигают вперед все сферы человеческой жизни и посему наделены правом определять для себя сами границы дозволенного. Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя Когда Раскольников начинает готовиться к убийству, его останавливают не сомнения в своей теории, а инстинктивный страх перед умерщвлением живого существа.
В этом плане значимым является первый сон героя, в котором он видит убийство лошади. Его чувства подсказывают, что это зло независимо от обстоятельств.
Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» фрагмент.
Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то старуху-то убили». Илья Петрович раскрыл рот.
Раскольников повторил свое показание». Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской.
Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Почему Достоевский проигнорировал административное деление города?
История преступления и наказания Родиона Раскольникова
Какова экономическая теория Лужина? Ответ: Эта теория заключалась в том, что каждый человек должен заботиться о себе, а не думать об окружающих. Это может повлечь за собой последствия. Раскольников и Лужин схожи этих персонажей роднит исповедуемый ими принцип: «Возлюби прежде всего самого себя». До каких «последствий» доводит теорию Лужина? Что может произойти тоже самое, что и с Раскольниковым. Совершить деяние, о котором будет жалеть гл.
Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове? Ответ: Раскольников испытывает жалость, сострадание, он действительно поступает благородно тратя последние деньги на умирающего. И делает это он неосознанно, т. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит? Ответ: Раскольников проживает мучительные дни его жизни, мучительные потому что это «мучение» происходит в его голове.
Какие мотивы сближают письмо матери и разговор работников? Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове? Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони? Почему встреча преступника и полицейского происходит на лестнице? Как автор расположил героев? Что имел в виду Раскольников, отвечая Никодиму Фомичу? Какое новое ощущение возникло в Раскольникове? Какое значение имеет время 11 часов? В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность Раскольникова? Почему Раскольников прощается с Разумихиным на лестнице? Итоги 2 части.
Лужин уже собрался уходить, когда Раскольников спросил, правда ли, что он специально хочет взять бедную жену, «чтоб потом над ней властвовать» и попрекать куском хлеба. Лужин возмутился, заявил, что это извращённая фантазия матушки Раскольникова, и плохо о ней отозвался. Раскольников разозлился и послал Лужина к чёрту, а потом выгнал и всех остальных. Разумихин и доктор не обиделись, приписав это непомерное возбуждение нервной горячке. Они только заметили, что Раскольникова очень волнуют разговоры об убийстве старухи-процентщицы. Глава 6. Полупризнание Как только все ушли, Раскольников быстро оделся, взял оставшиеся деньги и незаметно вышел из дома. Впервые после убийства он был в ясном уме и совершенно спокоен. Он не знал, да и не думал о том, куда идти; он знал одно: «что всё это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же; что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить». Реклама Он послонялся по улицам, забрёл в трактир «Хрустальный дворец», заказал чаю и попросил принести старых газет за последние 5 дней. Раскольников искал в газетах упоминание об убийстве процентщицы, когда за его столик подсел письмоводитель из полицейского участка. Раскольников завёл с ним странный разговор об убийстве, насмешливо называя письмоводителя «миленьким мальчиком» и «воробушком». Он заявил, что искал в газетах подробности убийства, и почти признался в преступлении. Письмоводителя этот разговор испугал, но Раскольникову он всё же не поверил. Раскольников вышел из трактира и столкнулся с разозлённым Разумихиным, который искал его. Раскольников заявил, что не хочет благодеяний, желает остаться один и рад был бы умереть, а потом потребовал оставить его в покое. Разумихин обозвал Раскольникова «болтунишкой и фанфаронишкой», одним из тех, кто носится со своим «страданьицем» как курица с яйцом и мало походит на человека. Затем сказал, что сам много раз так же с людьми расставался, а потом назад прибегал: «Станет стыдно — и воротишься к человеку». Высказавшись, Разумихин пригласил Раскольникова на своё новоселье, но тот отказался и ушёл. Реклама Почувствовав сильную слабость, Раскольников остановился на мосту. Вдруг он увидел, как какая-то женщина попыталась утопиться, но её спасли. Раскольников подумал, что топиться слишком гадко, но в жизни его всё равно ничего не ждёт, и решил сдаться полиции. По дороге он зашёл в квартиру старухи-процентщицы, своим странным поведением испугал маляров и сторожа, и тот выставил его со двора. Раскольников продолжил свой путь к полицейскому участку, но снова отвлёкся, увидев собравшуюся вокруг чего-то толпу. Смерть Мармеладова Толпа собралась вокруг Мармеладова, который в пьяном виде попал под колёса экипажа и получил очень тяжёлые травмы. Протолкавшись сквозь толпу, Раскольников узнал несчастного и показал, где тот живёт. Тем временем Катерина Ивановна ждала мужа и рассказывала старшей дочери о своей жизни в доме отца — статского полковника и почти губернатора. Жили богато, к ней сватались завидные женихи, но Катерина Ивановна вышла замуж против воли отца за негодяя и пьяницу. Мармеладова принесли домой. Раскольников заплатил за услуги врача, но тот ничего не смог сделать. Катерина Ивановна отправила дочь за Соней. Мармеладов успел проститься с ней, исповедался и умер у неё на руках. Раскольников отдал несчастной вдове все свои деньги и ушёл, пообещав зайти завтра. Уже на выходе из дома его догнала старшая дочь Катерины Ивановны и узнала, кто он и где живёт. Реклама Эта трагедия изменила настроение Раскольникова, он чувствовал себя как осуждённый на смертную казнь, которого помиловали перед самым эшафотом. Не умерла ещё моя жизнь вместе с старою старухой!.. Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… Померяемся теперь!
А ведь он был не из тех людей, говорит Достоевский, кто бежит раскаяния и стыдится признаться в ошибке: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он удивлялся тому, что какой-нибудь бродяга принимал такие муки, чтобы порадоваться лучу солнца, роднику, траве. Чем живут эти люди? Он перестал ненавидеть людей, «его же самого не любили и избегали все, его даже стали под конец ненавидеть — почему? Каторжане как бы чувствовали, что этот «идейный» преступник — он им не чета. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно». Но дело не в нации, хотя иной раз и так бывало на каторге; у Достоевского есть рассказ на эту тему — «Мужик Марей». Те просто считали весь этот люд за невежд и хлопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, — один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку». Заметим, что на каторге противопоставление «офицер» и «студент» теряет силу. Раскольников не отвечал ни ненавистью, ни презрением, он не мог смотреть на этих людей как на быдло; откуда же «та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом»? Однажды Он сам чуть не стал жертвой убийства, это случилось во время Великого поста. Великий пост — время сугубого покаяния. Раскольников на второй неделе поста со всей казармой говел и ходил в церковь молиться. На православном богослужении вечерне, утрене, литургии в символах богослужения переживается вся история мира творение, грехопадение, спасение. Как это могло действовать на Раскольникова? Как он слушал слова великопостной молитвы св. Ефрема Сирина , на которой совершаются земные поклоны и человек просит у Господа и Владыки жизни даровать ему «дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви», просит дать ему «зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего»? Раскольников был в церкви вместе с другими каторжными, а они однажды почему-то «все разом напали на него с остервенением. Ты в Бога не веруешь! Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился на него в решительном исступлении». Раскольников не защищался его защищала только Каинова печать : «ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей — не то пролилась бы кровь». Вокруг Раскольникова слишком много непонятного, он умеет это отмечать. Загадкой для него было и то, что эти люди, готовые убить его, «так полюбили Соню. К ней даже ходили лечиться». Обстоятельства вокруг него складываются так, что Раскольников не понимает жизни. Но чтобы ему понять жизнь, нужно постичь, что жизнь имеет личный источник. Этого Раскольников в текущих событиях жизни сделать никак не в силах. Необходим резкий поворот сюжета — выход из привычного круга и текущего распорядка. Это будет — болезнь и сон. Реальная болезнь — до жара и бреда — перекрыла собой болезнь сознания. Раскольников «пролежал в больнице весь конец поста и Святую», Пасхальную, неделю. В жару и бреду Раскольников видел сны. Во сне Раскольников увидел, «что он сделал». Бог спросил Каина: Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Видеть — это значит знать непосредственно, это область, где сознание у Достоевского — болезнь бессильно. Раскольников именно увидел, и тут никакого понимания, рефлексии, осознания не было близко. Сон Раскольникова, а затем его мысли сознание после сна резко контрастировали: «Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез». Раскольников увидел свое преступление как вселенскую вину, как мировую катастрофу… Таков был замысел романа и таков был главный герой романа: все человечество [6] в лице преступника должно определенно встать в отношение к Богу. И когда в Раскольникове побеждала жизнь, и он шел в участок, и потом, на каторге за полтора года, он — не имел никакого доступа к Тому, Кто есть источник жизни… и Бог не имел доступа к преступнику. Между ними не было общения. В преступнике что-то должно произойти — не постороннее, не внешнее, не насильное, такое — его собственное, которое раскроет границы его Я, прежде твердо сомкнутые сознанием. Это не будет смена понятий и ассоциаций, это не будет смена убеждений или переход на иные идейные позиции. Сон Раскольникова — это не сознательное, но это и не бессознательное. Сознание преступника внезапно расширилось на народ… До основания рухнула его «теория», что люди делятся на два разряда. Такой внезапности человек в обычном состоянии перенести не может. Воочию увидеть ошибку своего сердца может быть в тысячу раз больнее, чем сильная физическая боль. Достоевский пишет о том, что такое ошибка сердца: это — «зараженный дух»: «Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца… Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами… причем, происходит даже так, что скорее умрет вся нация, сознательно, то есть даже поняв слепоту свою, но не желая курсив Достоевского уже излечиваться» [8]. В 1862 году Достоевский увидел Всемирную выставку в Англии и ужаснулся: «Да, выставка поразительна. Вы чувствуете страшную силу, которая объединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в единое стадо… Как бы вы ни были независимы, но вам отчего-то становится страшно… Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, воочию совершающееся. Вы чувствуете, что много надо вековечного духовного отпора и отрицания, чтоб не поддаться, не подчиниться впечатлению, не поклониться факту и не обоготворить Ваала, то есть не принять существующего за идеал» [9]. Чтобы не поддаться этому соблазну имя его «Вавилон» , нужен не потерянный в веках — «вековечный духовный отпор». Наше достояние — «вековечный духовный отпор». На христианском Востоке — «ошибка сердца» наша ошибка сердца была иной, чем на Западе. Нет, «он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому». И эта же сила желаний может привести к разрушению настоящего во имя будущего — утопии и мечте. Мечтатель — частый герой у Достоевского. Преданность мечте — так или иначе сопровождает чуть ли не всех его героев. От силы желаний, заложенных в мечте — прямой путь к социальной утопии. Требование правды может внезапно перерасти в жестокий бунт и самоистребление. Главный герой романа — в высшей степени требовательный, бунтующий.
Как начинается наказание героя как и почему изменилась его жизнь после убийство
Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже идёт основное действие с тем самым «наказанием». Гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»?: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Часть 2, гл.2. 8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили».
В чем суть теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского?
Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. Во время болезни Родиону Романовичу начинают сниться «вещие сны» — в одном из них он видит «моровую язву, идущую из глубины Азии на Европу»; в итоге должны погибнуть все, кроме немногих «избранных» людей. Гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? В качестве наказания Раскольников принимает Сибирь, так как ему досадно проходить через все эти формальности и нелепости, которые влечет за собой начало казни.
Преступление и наказание: анализ эпизода убийства старухи-процентщицы
2. Раскольников видит начало казни в собственной голове, в своей способности преодолеть моральные ограничения и совершить убийство. В начале "казни" Раскольников видит разговор и уговоры Алёны Ивановны с Лизаветой. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников говорит, что видел, как умер один человек, и что он отдал все деньги его вдове.
История преступления и наказания Родиона Раскольникова
Коробка же ясно доказывает, что он именно там стоял. Вот и вся штука! Какова экономическая теория Лужина? Это может повлечь за собой последствия. Раскольников и Лужин схожи этих персонажей роднит исповедуемый ими принцип: «Возлюби прежде всего самого себя». До каких «последствий» доводит теорию Лужина? Что может произойти тоже самое, что и с Раскольниковым. Совершить деяние, о котором будет жалеть гл. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове?
В духовно-психологическом романе автор, не упуская ни одного необходимого элемента, — читать это бывает мучительно — предъявляет путь героя к решительному моменту, когда он почему-то принял наказание. Но автор ведет героя дальше — за черту, когда герой принял наказание.
Мало принять наказание. Это только залог чего-то иного. Когда Раскольников сознался в своем преступлении, он не сознавал «за собой» никакого преступления, напротив, он сознавал, что прав. Тем более в его душе нет никого, кто бы «вместе с ним ведал» о том, что преступление — преступление. Сознание лжет, совесть молчит. В этот момент в свои права вступает иное начало. В Раскольникове сознание было пересилено тем началом, которое Достоевский называет — «жизнь» [4]. Принять наказание для Раскольникова было действие отнюдь не выбора или свободного решения, это было действие на уровне жизни живота, «утробы» — перед лицом реальной возможности лишить себя жизни. Движущее начало «жизнь» имеет личный источник. Однако там, где совесть молчит, «жизнь» ощущается началом безличным и внешним, даже «бессмысленным».
Так было у Раскольникова. Жизнь в Раскольникове пересилила сознание, и он принял наказание, но для покаяния этого совершенно недостаточно. И страдания как такового для покаяния — недостаточно. На каторге для героя ничего не изменилось. Через полтора года каторги Раскольников продолжал пребывать в том же «сознании», как и при явке с повинной: его мучила «бессмыслица» того, что произошло с ним, он стыдился и не понимал этого. Раскольников принял наказание, но сознает наказание — лишь как внешнюю для себя и враждебную себе необходимость. Каторгу он принял, зачем он это сделал, не понимает, не может разгадать этой загадки. Иван Карамазов в ночь перед судом «решался»: пойти ли и сознаться в том, что он соучастник преступления. В эту ночь Ивана мучил «черт», и черт сказал ему напоследок: «Ты сам не знаешь, для чего идешь! И будто ты решился?
Ты еще не решился. Ты всю ночь будешь сидеть и решать: идти или нет? Но ты все-таки пойдешь и знаешь, что пойдешь, сам знаешь, что, как бы ты ни решался, решение уж от тебя не зависит. Пойдешь, потому что не смеешь не пойти. Почему не смеешь, — это уж сам угадай, вот тебе загадка! Черт скрывает, что в нем, Иване, есть Некто Ему черт — враг , Кто «вместе с» Иваном все знает и сможет на суде изречь — как правду. Движущее начало — жизнь — толкает Ивана пойти на суд и Иван дойдет до суда , но это движущее начало жизни останется для него безличной силой. И черт глумится над Иваном: ты все-таки пойдешь, не смеешь не пойти, решение от тебя не зависит. Черту важно доказать, что сила, влекущая Ивана на суд — только внешняя ему, ни в коем случае не он сам. Иван не смог найти источника жизни — Того, Кто говорит «вместе с» человеком в совести человека.
Иван на суд явился, но не смог сказать слово правды. На это его не хватило. Иван сошел с ума. Жизнь, которая привела Раскольникова к наказанию, имеет личный источник. Жизнь — это Он Бог ; одно из имен Божьих — «Жизнь» [5]. Раскольников оказался с наказанием, но вне общения с источником жизни. Однако и над «загадкой» вроде той, что черт загадал Ивану, Раскольников не бьется. Почему же? Потому что он, в отличие от Ивана, наказание принял. К слову сказать, Раскольников и Иван Карамазов оба — смелые теоретики и очень захваченные сознанием герои, но, кроме различия характеров, у них есть и существенное различие в том положении, которое каждый занимает в отношении к «жизни»: у Раскольникова было детство, был отец, была мать, и было рядом любящее сердце.
У Раскольникова было исходное, к чему можно вернуться. Ничего этого у Ивана Карамазова не было. Вот что дало ему наказание: он не бьется над «чертовой» загадкой и в заключении он — на свободе. До признания все его душевное пространство было заполнено вопросом, как жить, признаваться или нет. На каторге он без сомнения понял, что его «теория» он продолжает считать ее верной — не его, он не может ею жить. Таким образом, он оказался в «беспредметной тревоге»: «Зачем ему жить? К чему стремиться? Когда Раскольников потерял идею, он почувствовал себя потерянным. Со стороны того, что он называет «совесть», ему не было поддержки: он нашел, что «совесть его спокойна»; «ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины». А ведь он был не из тех людей, говорит Достоевский, кто бежит раскаяния и стыдится признаться в ошибке: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя!
Он удивлялся тому, что какой-нибудь бродяга принимал такие муки, чтобы порадоваться лучу солнца, роднику, траве. Чем живут эти люди? Он перестал ненавидеть людей, «его же самого не любили и избегали все, его даже стали под конец ненавидеть — почему? Каторжане как бы чувствовали, что этот «идейный» преступник — он им не чета. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно». Но дело не в нации, хотя иной раз и так бывало на каторге; у Достоевского есть рассказ на эту тему — «Мужик Марей». Те просто считали весь этот люд за невежд и хлопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, — один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку». Заметим, что на каторге противопоставление «офицер» и «студент» теряет силу. Раскольников не отвечал ни ненавистью, ни презрением, он не мог смотреть на этих людей как на быдло; откуда же «та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом»?
Однажды Он сам чуть не стал жертвой убийства, это случилось во время Великого поста. Великий пост — время сугубого покаяния. Раскольников на второй неделе поста со всей казармой говел и ходил в церковь молиться. На православном богослужении вечерне, утрене, литургии в символах богослужения переживается вся история мира творение, грехопадение, спасение.
Сам Родион всячески пытается причислить себя к числу вторых, переступая нравственные и моральные нормы. Он стремится быть таким же, как и его кумир Наполеон. Апофеозом стремлений Раскольникова доказать себе свою некую значимость в мире становится убийство старухи-процентщицы и её ни в чём не виноватой сестры. Однако, ещё одним значимым моментом является вторая сторона теории Раскольникова. Так, называемая, альтруистическая или «мессианская». Герой внушает себе, что смерть одного человека может помочь тысячам других; поэтому он видит в убийстве старухи только положительные стороны, он считает, что соберёт деньги процентщицы и наконец-то сможет помочь семье. Но ничего подобного, к сожалению, не происходит. Ввиду того что часть героя всё-таки ещё имеет рассудок, Родион оправдывает убийство перед своей «светлой» стороной. Альтруизм Родиону нужен был только для того, чтобы оправдать свои бесчеловечные действия. Он обманывал сам себя, якобы он хочет помочь семье, забрав деньги у старушонки, которая, по его мнению, лишь мешала всем жить и несла с собой один негатив в жизнь людей. После убийства Раскольников не воспользовался награбленным. Да потому что ему не нужны были деньги, ведь он убил исключительно ради своей теории. Он хотел доказать себе, что способен переступить через все мыслимые границы и убить человека. Он это сделал, но так ничего и не доказал. Символические сны героя Огромную роль в понимании характера Раскольникова играют его сны, которых в романе всего три.
Чему посвящена статья Раскольникова? О какой арифметике рассуждает раскольников сам с собой? Итоги 3 части. Почему нельзя согласиться с тем, что Раскольников совершает преступление, потому что «среда заела»? Часть 4 гл. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова? О каких подозрениях на Свидригайлова говорит Лужин? Что заставляет Раскольникова отказаться от семейных связей? Чего добивается от Сони Раскольников, говоря о будущем семьи Мармеладовых? В чем видит Раскольников сходство Сони с собой? Почему у Раскольникова возникает чувство ненависти к Порфирию Петровичу? Какое объяснение получает «сюрприз» Порфирия Петровича? Итоги 4 части. С какой целью автор знакомит читателя со Свидригайловым? Порфирием Петровичем? Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть! Его не покидало чувство незаконченности, он думал, что даже память его подводит.
Как начинается наказание героя как и почему изменилась его жизнь после убийство
Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. 1. В чем Раскольников видит начало казни? Ответ: Что, неужели уж начинается, неуж-то это уж казнь наступает? 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? 2. С каким намерением Раскольников входит в контору?