Главный магистрат — высшее государственное учреждение, основанное в Санкт-Петербурге по указу царя Петра I в 1720 году как главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов.
Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге Указом Петра I от 13 февраля 1720 года. Функционировала как отделение Главного магистрата в Москве в 1722–1727, в Петербурге – в 1743–1782. учреждения главного магистрата, как контролирующего органа ведущих жизненных областей. Главная» Новости» Согласно регламенту главного магистрата от 16 января 1721 года городские жители. Главная» Новости» Согласно регламенту главного магистрата от 16 января 1721 года.
ГЛА́ВНЫЙ МАГИСТРА́Т
О гражданских регулах Ежели усмотрены будут какие гражданские уставы или регулы, которые такой важности суть, что оные во всех городах быть благопотребны, а в действо не произведены, и ни в чем ни к которой коллегии не принадлежат: то такие в главном магистрате обстоятельно сочинить, и сенату объявить; и когда оные за благо приняты будут, то потом напечатав, в каждую губернию и провинцию посылать. А ежели вновь сочинены будут такие уставы и регулы, которым где в городах быть неприлично, то надлежит в главном магистрате осторожно в том поступать, и притом всегда приморские и другие внутренние города большие от малых различать, по обстоятельству каждого города и места, и о том с коллегиями с которою о чем надлежит советовать. Глава IX. О судах гражданских Хотя гражданские судные дела во всех губерниях и провинциях в смотрении и в ведении подлежат в юстиц-коллегии, однакож, понеже купецкие и ремесленные тяглые люди во всех городах обретаются нетокмо в каком призрении, но паче ото всяких обид, нападков и отягощений несносных едва не все разорены, от чего оных весьма умалилось, и уже то есть не без важного государственного вреда.
Того ради милосердуя его царское величество об оной, яко рассыпанной храмине, указал: всех купеческих и ремесленных людей во всех делах судом и расправою и татиными и разбойными и убивственными делами ведать кроме 194 великих государственных дел в главном магистрате, кто б на оных в чем не бил челом; чего для в знатных городах, в которых по три и по четыре человека бургомистров обретаются, велеть им одного меж себя к таким делам заобычного человека выбрать и определить, придав ему в товарищи других таких же от магистрата, к тому способных людей. И ежели где в городах случатся татиные и разбойныя и убивственные дела одних граждан, а не иных чинов людей, и в тех делах, розыск чинить в магистрате, и по розыску, ежели которое дело подлежать будет смертной казни, о решении подписав сентенцию, писать им в главный магистрат, и пока от него на оное подтверждение к ним прислано не будет, то до тех мест в таких делах экзекуции им не чинить. Того ради в том в главном магистрате оное рассмотря, подписав свою сентенцию, по указу писать к ним немедленно, а прочие решить в магистратах самим; и притом надлежит же смотреть накрепко, чтоб в магистратах везде суд и розыск по делам был праведный по уложению и по его великого государя указам.
А ежели где в малых городах бургомистры а магистрата не будет учинят по каким делам неправой суд, и на таких бить челом и дела переносить во определенной тамо магистрат; а ежели и тем магистратским решением кто будет не доволен, и такие переносить в провинциях в магистраты к президентам; а ежели и тем судом кто будет не доволен же, и такие переносить в вышний магистратской суд. А буде случатся из оных такие дела у граждан с людьми других чинов, которые не магистратского ведомоства: и о таких разыскивать надворным судьям с президенты магистрата обще, и для того быть из них притом со обеих сторон по нескольку персон равным числом; и ежели будет челобитье на гражданина, то притом за президента быть от купечества, а буде будет челобитье от гражданина других чинов на людей, то за президента быть от юстицкого суда, и по розыску вершить им те дела общим приговором по уложенью и по правам. А ежели за чем им таких дел вершить будет невозможно: и о том надворным судьям писать в юстиц-коллегию, а от магистрата, в вышний магистрат и по тем делам снесшись, оным чинить немедленное решение, и о том к ним потомуж писать немотчав.
Глава X. Того ради главному магистрату в таком благопотребном важном деле со осторожностию поступать, дабы, вместо оного, какие противные и вредительные действа не произошли, или, вместо чаемаго исправления, города и граждане в тщетной убыток и разорение не пришли: и для того не надлежит никаких полицейских регламентов прежде издавать и публиковать, пока он об оном с коллегиями с которыми о чем надлежит не снесется, и не посоветует с ними, и потом от сената или от самого его царского величества аппробацию о том не получит. Глава XI.
О купечестве и мануфактурном деле Понеже всякое каждого города изобилие при божией помощи и доброй полиции, в начале от корабельного морского хода, також от свободного и безобидного во всем везде купечества и искусного руководелия, собственную свою имеет силу и умножительное действо. Того ради главному магистрату купно с комерц и мануфактур-коллегиями наивящшее старание иметь, дабы такие зависящие к пользе всего государства дела, елико возможно, и колико положение городов и мест востребует, во всех городах в лучшее состояние приводить, и притом надлежит ведать, что все 196 регулы и уставы, которые к тому потребны, или еще вновь какие сочинить надобно, то такие в коллегиях сочинены быть имеют, которым генеральное правление о всем государственном купечестве и мануфактурах от его царского величества поручено, по должности их инструкций. И таким образом главному магистрату [точию] следующее внимать: 1 Иметь старание, чтоб уставы которые о купечестве, мануфактурах и корабельном хождении в тех коллегиях сочинены, и в печать изданы будут , касающиеся до всех городов государства, или до одного которого города [особо] надлежащим образом объявлены, и в действо произведены были.
Глава XII. О поборах Камер-коллегия хотя и повинна иметь старание о том, чтоб во всех городах определенные поборы с граждан собиралися исправно, и дабы в том по силе инструкции оной коллегии, такожде и по регулам доброй экономии, нигде сверьх их возможности оные отягощены не были, и хотя такие дела до главного магистратского правления и не подлежат; однакож ему о каждом городе иметь попечение, и не допуская до большого отягощения, надлежащие предложения камер-коллегии чинить. Ежели где в чем усмотрит или уведомится, что оные поборы тягостно, к тому ж и неравно расположены, или паче еще ж так наложены, что и промыслы гражданские содержатися от того не могут, или какое разорение градским обывателям произойти из того может: и того всего главному магистрату смотреть прилежно, и доносить о том в сенате.
Глава XIII. О выборе в городах квартирмейстеров и об отводе квартир Понеже когда в городах армейские и гарнизонные полки имеют квартиры у градских жителей, тогда оным от непорядочного отвода 197 квартир бывает не без тяжких обид, и в торгах и в промыслах не без остановки: того ради главному магистрату для порядочного развода квартир, дабы один перед другим никто отягощен и облегчен не был, велеть во всех городах магистратам выбирать из граждан особых квартирмистров, сколько где пристойно, к тому делу достойных людей. И ежели по указам из военной и из камер-коллегий, в которых городах впредь квартиры иметь определенно будет: то из оных коллегий наперед писать в главной магистрат заранее, в котором городе и сколько полков и в них людей от штаб и обер и унтер-офицеров и до рядовых, и с каким определением поставить надлежит; и по тем ведомостям главному магистрату прежде в канцелярии своей расположение учинить, сметясь по дворовому числу, каждого места.
И ежели, по усмотрению его, такому числу, какое объявлено будет из помянутых коллегий, квартиры иметь в том городе будет свободно: то о том заранее, до прибытия тех полков в назначенные города, писать ему в магистрат, дабы оные квартиры росписаны были заранее, и по прибытии полков, показаны им без мотчания. А буде из тех присланных ведомостей усмотрит, что в тех городах у гражданских жителей, такого числа полков на квартирах содержать будет не можно: то ему о том потому ж с теми коллегиями сноситься, и объявлять, сколько те города людей могут квартирами содержать, дабы в тех коллегиях могли сыскать к тому лучшей способ заблаговременно; причем главному магистрату старание иметь надлежит, чтоб в каждом городе градские люди несносными постоями отягощены, и от того б в торгах и в промыслах их помешательства не было, и тем в казенных платежах отговорки не имели. А во время тех квартир обыватели только б давали то, что давать по учиненному регламенту велено, и велеть смотреть того, как градским, так и полковым квартирмейстерам и фискалам, дабы стоящие на квартирах градским жителям никаких обид и грабительств и никакого бесчиния не чинили, и сверх определенного в регламенте лишнего ничего не имали, и собою б без позволения магистратского и без отвода квартирмейстерского никаких квартир занимать не дерзали, и с двора на двор не переходили.
А если такие явятся продерзости, и о том подавали б письменные ведомости магистратам, а магистратам письменно ж предлагать командирам тех полков; и притом старание иметь, дабы по свидетельству винные за то по военному артикулу были штрафованы. А ежели сами командиры учнут какие кому в том чинить обиды, или других за то штрафовать не будут: и им магистрату о 198 том писать в главный магистрат, а из того магистрата сноситься с военными, сухопутною и морскою коллегиями, и требовать решения по военному артиклу из оных. А ежели из градских жителей стоящим на квартирах учнут чинить какие обиды: то по тому ж и таким по свидетельству в магистратах чинить указ, чему было и военные подлежали.
Притом же велеть и того накрепко смотреть, дабы офицеры, солдаты, матросы, полковые харчевники; которые градских податей не платят кроме крестьянства, которые из уездов привозят в города хлеб, мясо, рыбу, дрова, сено, и сему подобное , в городах никаким товаром и харчевым промыслом, какого б оные звания ни были, не торговали, и тем бы градским жителям обид не чинили. А если полковые харчевники похотят харчевые и съестные припасы продавать за городом: и тем позволить с платежем обыкновенной пошлины, и о том объявить в тех городах, где будут полки иметь квартиры, для ведома указами. И ежели за теми указы помянутые люди будут в городах торговать, и тем гражданам в торгах их учнут чинить помешательство: и таких, по первом усмотрении президентов и магистрата, штрафовать; а если кто явится в другой ряд, то у тех взять товар их на гошпиталь; а ежели кто явится в третий, и таким со отнятием оного чинить наказание, дабы на то смотря, впредь так делать другие не дерзали.
Под его началом находилось магистратское правление, которое состояло из бургомистров и ратсгеров из числа крупнейших купцов. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Через год, в январе 1721, был утвержден «Регламент, или Устав Главного магистрата», определивший его состав и функции. По Регламенту все горожане посадское население делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» — тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан — их переход из города в город, возврат выбывших из посадов, устройство ярмарок и пр.
Руководство Главного магистрата над городовыми, учрежденными на местах, заключалось в координации работы всех магистратов, приеме жалоб на их постановления и апелляции на их судебные решения.
Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей. С 1722 года косвенные сборы были оставлены в ведении городских магистратов. Руководство городских магистратов - включавшее президента, 4 бургомистров, 2 ратманов - выбиралось из числа наиболее состоятельных горожан. В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, - контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения. По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции.
По сообщению старожилов г. Обояни, опрошенных накануне IV ревизии 1782 г. Более того, известны имена первых президентов, которыми стали купцы Прокофий Чикин и Николай Анфилов3.
Однако до издания «Инструкции всем магистратам. Не случайно, указ Штатс-Контор-коллегии от 7 октября 1724 г. По тому же принципу действовала и Камер-коллегия, направив распоряжение по составлению ревизских сказок в местную канцелярию5. Таким образом, как и в случае с Бурмистерской палатой, единство городского сословия вновь оказалось нарушенным. Лишь в одном вопросе горожане выступали как целостная община - обеспечении сбора рекрут и расквартировании армейских полков. Названный аспект XIII главой Регламента отводился в совместное ведение губернской администрации и магистратов6. Слаженное функционирование новых учреждений требовало материальных и кадровых ресурсов7. На подготовительном этапе от региональных властей требовалось составить ведомости «О состоянии городов», отразив социально-экономическую, демографическую и топографическую стороны8. Эти сведения отправлялись в столицу, где тщательно перепроверялись.
XIII, С. В остальных судебные дела по-прежнему рассматривались бурмистрами под контролем воевод2. Процедура выборов сохраняла стандартный характер и специально уполномоченных инстанций не предусматривала. Весь груз ответственности перекладывался на плечи губернаторов и воевод3. Руководствуясь сенатскими предписаниями и указами Главного магистрата, им предстояло «. За одобрением губернских властей претенденты отсылались в Главный магистрат, после чего в присутствии «всех граждан» приносили присягу по строго установленной форме и официально объявлялись «начальством города»5. Правительство осознавало, что качество городского управления невозможно повысить без ужесточения требований к чиновническому корпусу. Поэтому главами I и VI Регламента вменялось чинить выбор в пользу «. Круг претендентов строго ограничивался, включив гостей, гостиную сотню и первостатейных граждан.
В обязательном порядке служащие подлежали имущественному и образовательному цензам, должны были принадлежать к числу граждан и не имели права одновременно замещать других гражданских должностей. На практике материальная составляющая превалировала над морально-нравственными критериями. Если зажиточный иностранец изъявлял желание служить в магистрате, ему предоставлялись льготы в получении городского гражданства, открывавшего путь в администрацию 7. Указанный факт противоречил принципу равного доступа к службе, делая этот институт более закрытым и централизованным. Являясь верным «рабом» Короны, кандидат должен был осознавать уровень возлагаемой на него ответственности. Своей службой он обязывался способствовать процветанию государства, «не щадя живота»8 предотвращать убытки и разорение, следить не только за собственной благопристойностью, но и воспитывать таковую среди подданных. Регламент акцентировал внимание на полезности9 магистратов, поддерживавших в городах «добрый порядок»10. Количество служащих четко не регламентировалось и зависело от масштаба центра и его потребностей. В силу Регламента все города Империи 1 Там же.
V, VI. В «главнейших» штат магистратов включал президента, двух бургомистров, четырех ратманов и канцелярских служащих2. Для внутренних центров с населением до 1500 дворов выбирались президент и три бургомистра. В малых городах обычно заседал бургомистр и один - два ратмана3. Избираемые чиновники несли ответственность и перед государством, и перед общиной. В VI главе Инструкции им предписывалось «. Правительство стремилось обезопасить горожан от чиновнического произвола, четко обозначив обязанности служащих, запреты и ограничения5. За ненадлежащее исполнение полномочий, нарушение распорядка рабочего времени или требований к служебному поведению они подвергались соответствующему наказанию. Так, в случае поступление жалобы на излишнюю волокиту чиновники карались штрафом в 30 руб.
Классический пример описывался в доношении Белгородского магистрата о расточительности и казнокрадстве выборных от мценского купечества Н. Жигалкина и С. Картавого, которые за совершенные ими злодеяния были подвержены телесному наказанию и ссылке на азовские галеры7. В целях оптимизации рабочего процесса Инструкция 1724 г. В целом, магистратские манипуляции не должны были превышать двух - шести недель. Если просители оставались недовольны вынесенным вердиктом, они имели право подать апелляцию в Главный магистрат8.
Интересно:
- Главный магистрат — Википедия с видео // WIKI 2
- Интересно:
- Главный магистрат
- «Во всех городах порядочной магистрат учредить»
Из Википедии — свободной энциклопедии
- 13 февраля 1720 года в Санкт-Петербурге был создан Главный магистрат
- 13 ФЕВРАЛЯ 1720 ГОДА - УКАЗ ПЕТРА I ОБ ОСНОВАНИИ ГЛАВНОГО МАГИСТРАТА |
- Интересно:
- Главная навигация
- GPS Failed
- PS2 プレイステーション2 新世紀エヴァンゲリオン2
13 февраля – день выхода указа "О создании Главного магистрата"
13 февраля 1720 г. Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России | В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. |
13 февраля – день выхода указа "О создании Главного магистрата" | Елизавета Петровна (1741−1761 гг.). 1. Учреждение Главного магистрата — НЕТ, неверно, было при Петре. |
300 лет со дня первой реформы городского самоуправления в Российской империи
13 февраля. Юридический календарь: Главный магистрат, патент на кинокамеру и др. | Доклад Сената, утвержденный императрицей, о восстановлении Главного магистрата и городовых магистратов. |
Главный магистрат | это... Что такое Главный магистрат? | Сотрудники около трех десятков всевозможных учреждений и организаций смотрели на дом № 2 по улице Ленина более прозаично – многие годы тут находились их служебные кабинеты. |
Главный магистрат | это... Что такое Главный магистрат? | Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. |
13 февраля 1720 г. Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
В 1727 году Главный магистрат заменили Ратушей, его восстановили в 1743 году как Контору Главного магистрата, переведённую в Москву. Елизавета Петровна (1741−1761 гг.). 1. Учреждение Главного магистрата — НЕТ, неверно, было при Петре. В системе «городских» учреждений 1743—75 городовые магистраты и ратуши, подчиненные кроме Главного магистрата последовательно губернским и провинциальным магистратам, составили низшее звено. Подведомственность, структура, функции и организация делопроизводства городовых магистратов и ратуш были определены Регламентом Главного магистрата от 16 января 1721 года.
Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе которого стоял обер-президент, подчинявшийся непосредственно царю и Сенату. Членами магистратского правления были бургомистры и ратманы из числа наиболее состоятельных горожан. В целом в петровскую эпоху Главный магистрат был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль над основными областями жизни столицы. По Регламенту, горожане делились на «регулярных граждан» входивших в гильдии и цеха и «подлых» находившихся «в наймах» и на «чёрных работах». Порядок жизни тех и других регулировался учреждавшимися на местах городовыми магистратами. Главный магистрат руководил городовыми магистратами, рассматривал апелляции на их судебные решения, контролировал распределение финансов в городах, в том числе, сбор податей.
В царствование Петра I он был главным органом городского управления, сосредоточившим в своих руках контроль за основными областями жизни российской столицы, — контролировал организации гильдий, цехов, содействовал развитию ремесел, торговли, мануфактур, городского хозяйства, осуществлял функции суда для торгово-промышленного населения и некоторые полицейские функции регистрировал приезжавших в Петербург купцов и промышленников, при отъезде выдавал им паспорта или отпускные письма. Главный магистрат был упразднен в 1727 году указом Верховного тайного совета и временно заменен Ратушей, вновь создан в мае 1743 года как Контора Главного магистрата, но переведен в Москву Елизавета Петровна восстановила его как одно из установлений Петра I.
По предписанию Сената Главный магистрат стал подчиняться губернским властям и полиции. С 1775 года он стал почти исключительно судебным учреждением, рассматривал уголовные и гражданские дела лиц из купеческого и мещанского сословий. Екатерина II окончательно ликвидировала Главный магистрат в 1782 году.
Систему судебных учреждений Фика, отдававших посадских во власть местных судов и затем Юстиц-коллегии, Щукин заменил другой системой: городовой магистрат - провинциальный магистрат - губернский магистрат - обер-президент. Тем самым посадские получили право на собственный суд, что, конечно, обещало лучшую защиту их интересов. Щукин исключил положение об апелляции, оговорив, что в Юстиц-коллегию представляются только криминальные дела. Из поправки же Щукина следовало, что обер-президент подчинен непосредственно Сенату.
Щукин вообще исключил. Это были 6-я глава «О градских городовых службах», в которой перечислялись различные должностные лица «городовые секретари с подьячими, нотарии, фискалы, актуарии, кассиры, вахтмейстеры и городовые слуги, палачи и тюремные сторожи» и т. Включая эти главы, Фик руководствовался положением в западноевропейских городах, имевших развитое городское устройство и добившихся от своих суверенов различных привилегий. Но русское правительство, рассматривавшее посад как источник значительных бюджетных доходов, не было склонно поступаться в пользу посада частью этих доходов. Ведь и сама реформа должна была, с точки зрения правительства, служить фискальным целям. Таким образом, поправки Щукина носили принципиальный характер. Передавая управление и судебную власть над посадом зажиточной части горожан, дворянское правительство шло на компромисс и удовлетворяло требования растущей буржуазии, но в то же время сохраняло за собой всю полноту власти. Сенат на заседании 21 июня согласился с большинством поправок Щукина но в некоторые внес изменения.
Были изменены и отдельные положения проекта принятые Щукиным. Остановимся на основных поправках Сената третья редакция. Как раз в это время вводилось прикрепление воинских частей к определенным районам, и поэтому эта глава вызвала к себе самое пристальное внимание. По проекту, обер-президент мог вмешаться лишь только после того, как город уже будет «отягчен» постоями. Сенат в данном случае выступил на защиту посадского населения. Глава была зачеркнута и написана заново на вставленных двух листах. Военной коллегии и Камер-коллегии предлагалось заранее согласовать с обер-президентом количество постоев в каждом городе. По проекту, любой из военнослужащих и маркитантов мог просить о записи его в посад.
Сенат же запретил запись в посад солдат и матросов. Объем власти магистрата предложенный Фиком, не вызвал возражений, но сенаторы высказались против того, чтобы давать членам магистрата за их «заслуги» дворянское звание. Разрешалось лишь просить о переводе в разряд гостей или в гостиную сотню. Это было, конечно, логично, так как обер-президент являлся не только главой сословного суда, но и государственным чиновником, представителем правящего класса. Сенат объединил ее с переработанным текстом 24-й главы «О корешподенции власти обер-президентовой». По решению Сената магистраты с президентами создавались только в тех городах, где были надворные суды. Прочие центры губерний и провинций должны были иметь магистраты без президентов. В остальных городах магистратов не следовало создавать там могли быть только бургомистры.
Обер-президенту разрешаюсь сноситься непосредственно с любым городом, минуя губернаторов и воевод, но запрещалось обращаться к царю через голову Сената. Сенатская редакция была отдана на просмотр Трубецкому, после чего 11-12 августа Сенат вторично обсуждал проект. Так появилась четвертая редакция. В четвертой редакции был вставлен указ от 13 февраля 1720 г. В 1-ю главу проекта «О его присяге» был включен текст присяги чиновников так, как это сделано в Генеральном регламенте и в регламентах других коллегий. В связи с этим в проект была включена особая глава, получившая в окончательном тексте заглавие «О собрании выбылых из слобод» и порядковый номер «IV». В ней предписывалось вернуть в посад купцов и ремесленников, которые «вышли из слобод какими-нибудь образы и подлоги в разные чины, и во крестьянство, и в закладчики, и якобы за долги отданы». Исключение делалось лишь для поступивших в гражданскую или военную службу.
Включение этой главы в регламент отражало тревогу правительства и посадов, вызванную уходом посадских из городов, и стремление административными мерами прекратить уменьшение тяглого населения в городах. Теперь в нее вошла переработанная часть 15-й главы третьей редакции.
Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов.
По Регламенту все горожане делились на «регулярных граждан», которые входили в гильдии и цехи, и «подлых» - тех, кто работал по найму и на «черных работах». В ведении магистрата находились торговые, ремесленные и другие права горожан - их переход из города в город, возврат выбывших из посадов и устройство ярмарок. Также он осуществлял контроль за распределением финансов в городах, ведал распределением и сбором податей, налогов и повинностей.
С 1722 года косвенные сборы были оставлены в ведении городских магистратов.
300 лет назад указом Петра I основан Главный магистрат
Это было, конечно, логично, так как обер-президент являлся не только главой сословного суда, но и государственным чиновником, представителем правящего класса. Сенат объединил ее с переработанным текстом 24-й главы «О корешподенции власти обер-президентовой». По решению Сената магистраты с президентами создавались только в тех городах, где были надворные суды. Прочие центры губерний и провинций должны были иметь магистраты без президентов. В остальных городах магистратов не следовало создавать там могли быть только бургомистры. Обер-президенту разрешаюсь сноситься непосредственно с любым городом, минуя губернаторов и воевод, но запрещалось обращаться к царю через голову Сената. Сенатская редакция была отдана на просмотр Трубецкому, после чего 11-12 августа Сенат вторично обсуждал проект. Так появилась четвертая редакция. В четвертой редакции был вставлен указ от 13 февраля 1720 г.
В 1-ю главу проекта «О его присяге» был включен текст присяги чиновников так, как это сделано в Генеральном регламенте и в регламентах других коллегий. В связи с этим в проект была включена особая глава, получившая в окончательном тексте заглавие «О собрании выбылых из слобод» и порядковый номер «IV». В ней предписывалось вернуть в посад купцов и ремесленников, которые «вышли из слобод какими-нибудь образы и подлоги в разные чины, и во крестьянство, и в закладчики, и якобы за долги отданы». Исключение делалось лишь для поступивших в гражданскую или военную службу. Включение этой главы в регламент отражало тревогу правительства и посадов, вызванную уходом посадских из городов, и стремление административными мерами прекратить уменьшение тяглого населения в городах. Теперь в нее вошла переработанная часть 15-й главы третьей редакции. Измененный заголовок гласил: «О определении президентов и магистратов». По новому положению магистраты учреждались в тех городах, где были «знатные посады».
Теперь было записано: «А ежели кто из магистратов в вверенной ему службе покажет тщательное радение и во все время содержит себя честно, таковым позволяется его царскому величеству бить челом в гости и в гостиную сотню, а из гостей по заслугам могут быть пожалованы и шляхетством». Из нее было исключено разрешение обер-президенту обращаться к царю в случае разногласий с коллегиями. Роль арбитра Сенат оставлял за собой. В таком виде проект был сочтен пригодным для представления Петру. Последнее обсуждение проекта состоялось 16 декабря 1720 г. Петр собственноручно сделал несколько поправок. По сравнению с четвертой редакцией в него были внесены существенные изменения. Главу, в которой было это предложение, Петр вычеркнул и вписал новую.
В ней он указал: «Обер-президенту не иметь особливой канцелярии, но в магистрате здешнем... Соответственно было изменено и заглавие инструкции - она стала называться «Инструкция его царского величества, милостивейшее учреждение и регламент или устав Главного магистрата, по которому оной отправлять имеет». В тексте регламента слова «обер-президент» были заменены словами «Главный магистрат». Магистраты должны были посылать выборных в Главный магистрат для ознакомления с инструкцией городовым магистратам. На полях против текста, где говорилось о разделении горожан на гильдии, Петр написал: «Первые - купцы, или гости, и городские дохторы, вторые - торговой стати, или гостиной сотни, аптекари, лекари», но зачеркнул, видимо, потому, что деление получалось бы очень уж дробное. На этом обсуждение регламента закончилось. Как уже отмечалось выше, окончательный текст его был подписан Петром 16 января 1721 г. Исследование проекта регламента Главного магистрата и его редакций показывает, что указ Петра от 11 июня 1718 г.
Во-вторых, вырисовывается немаловажное значение сенатского обер-секретаря в подготовке проектов подобного рода. Не случайно же Щукин так решительно переработал ряд основных положений проекта и выбросил несколько глав. В-третьих, отчетливо видна деятельность Сената в целом как органа, активно принимавшего участие в законотворчестве. Наконец, в-четвертых, ярко выступает роль самого Петра, лично редактировавшего проект и придавшего ему его окончательную форму. Характер же изменений проекта Фика ясно свидетельствует о второстепенной роли автора проекта, только изложившего в ней принципы городского самоуправления в иностранных городах.
Имея богатые капиталы, она постоянно делала пожертвования — на помощь малоимущим, православным и мусульманским общинам, детским приютам, была устроительницей и покровительницей общеобразовательных учреждений. В журнальной статье приводятся данные о пожертвованиях, сделанных в 1889 году: Ольга Александровна выделила 50 тысяч рублей на постройку здания Ксенинской женской гимназии, 10 тысяч — попечительскому совету этой гимназии, 100 тысяч — городскому голове на устройство городской больницы и детской лечебницы, 3 тысячи — архиепископу на устройство церкви во вновь учрежденном училище для девиц духовного звания, 1 тысячу — обществу земледельческих колоний, 2 тысячи — Братству святого Гурия на содержание одной из инородческих школ. За активную благотворительность ее портрет решено было поместить в «думской зале».
Ольга Александровна предложила открыть музей в здании Александровского пассажа ныне улица Кремлевская , которое выкупила у своего брата. За такой щедрый дар она была удостоена городской Думой позолоченной доски с надписью о пожертвовании. Однако Пассаж оказался неприспособленным для размещения коллекций, и музей, с согласия благотворительницы, был открыт на той же Воскресенской улице, но чуть ближе к кремлю. Здание музея до революции. После открытия музея в 1895 году она по предложению совета музея была пожизненно избрана его Почетным членом и оставалась им вплоть до 1918 года. За благотворительную деятельность Ольга Сергеевна была удостоена звания Почетного гражданина Казани. В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры Иван Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание своего покойного брата — Андрея Лихачева, который умер в 1890 году. Андрей Федорович был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики.
Коллекции Лихачева и послужили основой первого казанского музея. В советское время музей много раз менял свое название: с 7 декабря 1918 года —губернский музей, с 19 апреля 1921 гола — Центральный музей ТАССР, с 25 октября 1944 года — Государственный музей ТАССР, с декабря 1981 года — Государственный объединенный музей Татарии, с 23 марта 2001 года — Национальный музей Республики Татарстан. С годами росли фонды музея и открывались новые экспозиции. Уже в 30-х годах простое собирательство документов и предметов быта превратилось в организованную деятельность. Изменения во внешнем облике здания были не так заметны, разве что с годами оно стало стареть, чему в немалой степени способствовали многочисленные «квартиранты», подселенные к музею после 1917 года, когда Гостиный двор перестал использоваться как место городской торговли. Руководство музея не раз пыталось вытеснить из здания сторонние организации и учреждения, но это было трудным делом. Приходилось сосуществовать в одном здании. В 30-е годы по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского над корпусами Гостиного двора были надстроены два этажа, исказившие градостроительный силуэт и масштабность комплекса.
А в 1959 году на месте пришедшей в аварийное состояние и рухнувшей старожилы утверждают, что в том ЧП пострадала уйма народу юго-восточной части Гостиного двора и на освободившемся месте вырос новый дом — классическая «сталинка» образец «советской архитектуры периода украшательства», как характеризуется он в каталоге-справочнике памятников истории и культуры Татарстана.. Построен по проекту архитектора А. Бикчентаева На первом этаже здания располагалась служба записи актов гражданского состояния сейчас - там магазины , верхние этажи — жилые. Разговоры о том, что Гостиному двору надо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. И вот в 1980 году был, наконец, Здание музея советского времени сделан важный шаг от слов к делу. Кожемякин автор проекта , В. Дерябина художник и А. Тугарин архитектор приступила к составлению комплексного проекта генерального решения территории республиканского музейного комплекса, составной честью которого стал план реконструкции Гостиного двора.
Непросто было руководству Государственного объединенного музея ТАССР дать заказ именно этому комбинату — спрос на его работы был большой. Над планом реконструкции музея в Казани поручили работать лучшим на то время профессионалам. Это были не просто отличные специалисты в своем деле. Все трое имели богатый опыт именно музейного строительства, а потому рассматривали проблемы ремонта водопровода и укрепления фундамента в неразрывной связи с вопросами узко специфичными. Так, творческая группа предложила перенести все внутренние коммуникации, в том числе вентиляционные шахты, в отдельный корпус, подземный, расположив его во дворе. С поставленными задачами проектанты справились хорошо. А задачи были сложнейшими: ведь под реконструкцию подпадали 53 дома, причем 31 из них являлись архитектурными и историческими памятниками. Нельзя было перестраивать лишь одни эти здания — требовалось новое градостроительное решение всей центральной части Казани, то есть территории в 20 гектаров.
Понадобилось серьезное изучение краеведческой литературы, старых проектов и планов. Исследовалась современная обстановка в городе, оценивались возможности и условия реконструкции. Так, наиболее решительные поклонники старины настаивали на том, чтобы придать Гостиному двору тот вид, который он имел в XIX веке, то есть убрать два верхних этажа, надстроенных в 30-е годы нашего столетия. В 1985 году, когда мы рассказывали в «Вечерней Казани» о ходе работы над планом реконструкции, нам казалось это предложение фантастическим. Тем более что и в этом случае площадей современному музею было явно мало. На страницах «Вечерки» началась дискуссия: два или четыре этажа? Мнениями обменивались не только дилетанты — любители старины, но и специалисты: архитекторы, музейщики, строители. Четыре года понадобилось проектантам, которым активно помогали казанцы научные работники Госмузея, сотрудники ГлавАПУ, научно — производственных реставрационных мастерских, краеведы , чтобы предложить свое решение центральной части нашего города.
Одновременно шла работа над планом размещения новых экспозиций в обновленном здании, их научной подготовкой. В 1985 году руководитель авторской группы Л. Валеева доложили общественности о готовности комплексного проекта членам Градостроительного совета Казани, правления Татарской организации Союза архитекторов РСФСР и городской комиссии содействия охране памятников истории и культуры.
Павел I упразднил название «городская дума», заменив названием на прусский манер Ратгауз. В 1802 году Александр I вновь восстановил их названия, но в течение первой половины XIX века думы в городах России постепенно прекратили свое существование.
Ратгауз нем. Rathaus, дом совета — городское правление, учреждённое в 1798 году в Петербурге Павлом I. Санкт-Петербургский ратгауз состоял из президента, директора экономии, шести бургермейстеров и десяти ратсгеров; бургермейстеров и ратсгеров избирало городское общество. Ратгауз заведовал городскими доходами, а также ведал судебными делами граждан и разночинцев, гражданскими и уголовными. Апелляция на его решения подавалась прямо в сенат.
Ему же был подчинен Приказ общественного призрения.
Кроме того, предписывалось обзавестись пожарными инструментами; следить, чтобы граждане не держали в своих домах и не нанимали для работ пришлых людей, если при них нет отпускных писем; следить за беглыми солдатами, «тунеядцами». При Павле I появился ратгауз с немецкого дом советов. С приходом к власти Александра I ратгаузы упразднили и вернули магистраты. Однако мощный орган бюрократического аппарата был начальством горожан, но никак не представителем их интересов. Поэтому с 1785 года начали действовать Городские Думы, просуществовавшие до революции и вернувшиеся в 1993 году.
13 февраля 1720 г. Указом Петра I основан Главный магистрат – бюрократическое учреждение России
ГЛАВНЫЙ МАГИСТРАТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Один из экземпляров Регламента главного магистрата в картонном переплете, покрытом мраморной бумагой, с кожаным корешком хранится в фондах Вельского краеведческого музея. |
300 лет назад указом Петра I основан Главный магистрат | medium Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. |
Указом Петра I был основан Главный магистрат | medium Главный магистрат – центральное государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. |
Основан Главный магистрат | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина | Главный магистрат – высшее государственное учреждение в России, основанное в Санкт-Петербурге указом Петра I от 13 февраля 1720 года. |
300 лет назад указом Петра I основан Главный магистрат
Регламент или устав главнаго Магистрата. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. 299 лет назад, 13 февраля 1720 года, указом Петра I был основан Главный магистрат — первое бюрократическое учреждение России. Регламент или устав главнаго Магистрата. Главный магистрат был главным начальственным учреждением над городскими магистратами других русских городов. Главный магистрат — государственное учреждение в России, основным указом Петра I от 13 февраля 1720. В Санкт-Петербурге Главный магистрат выполнял функции городского магистрата, во главе его стоял обер-президент, члены Главного магистрата (4 бургомистра и 2 ратмана) избирались из числа наиболее состоятельных горожан.