Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар.
Почему в Уфе нет метро, а в Башкирии больше татар? Что часто «гуглят» о республике
А что касается башкир, есть ощущение, что какого-то ядра, своего города у этих племен не было, русские начали именовать местные племена с связи с древним названием этих территорий - Магна Бажгардия. Например, крымские татары. Крым не сразу стал названием государства, сначала это было название города. Столица империи Чингизхана тоже называлась Каракурум. Казанские же татары организовались вокруг Казани.
Территория современного Башкортостана подчинялась мангутским мурзам правители Ногайской Орды , которые в основном происходили из рода Идегея. Большинство населения, считающегося сегодня башкирскими племенами, до завоевания русскими царями называли ногайцами, некоторые племена входили в состав Большой Орды, русские, европейцы их называли татарами. Разве не получается, что они ненавидят своих же предков? Нельзя забывать и то, что названия тюркских народов постоянно менялись.
По разным причинам, в том числе в зависимости от того, кто был царем. Можно привести в пример узбеков, ногайцев. В 15-м веке, например, население, отделившееся от кочевых узбеков, стали называть «казакъ» казах. Это кочевые народы.
Те же ногайские племена большими группами входили и в состав казанских татар. Например, род табынов. В Муслюмово есть две деревни под названием Табын. Видимо, из-за этого руководитель башкирского конгресса Эльвира Аиткулова на федеральном сабантуе всех шокировала своим заявлением, что в Муслюмово жили башкиры.
Среди родов, составляющих казахов, тоже есть табыны. Тогда почему бы не претендовать и на них, заявляя, что это башкиры? Хотя, как знать, со временем они и на такое могут пойти. Или, наоборот, казахи им предъявят — мол, вы — наши потомки.
Вернемся к мишарским татарам. Сейчас в Башкортостане татары, называемые мишарями, в большинстве своем общаются на среднем литературном диалекте, то есть на казанском говоре, значит, они не этнические мишари, а казанские татары, которые когда-то ради каких-то преференций вошли в это сословие «мещеряков». Мишарский диалект так быстро не стирается. По себе знаю.
Вообще, я еще не встречал кого-либо, кто называет себя мишарином, при этом подразумевая национальность. Мы, конечно, между собой иногда шутим, а когда говорим о нации, все мишаре говорят, что они татары. Я вот знаю свою родословную до 17-го века. В ревизских сказках самый дальний мой дед записан как «служилый татарин».
Будто он лучше меня знает мою национальность! Вот они ходят и кричат, что такого народа, как татары, вообще не существует, что это искуственно созданный народ. Приехал в деревню учитель-татарин, и вдруг все жители стали татарами, так что-ли получается? Разве такое возможно?
А сам учитель тогда откуда? Если татар не было, откуда взялись учителя-татары? А они несут чушь, якобы, татар из ничего придумал Марджани. Это такой абсурд, на это даже не разозлишься, и смеяться почему-то не хочется...
Вот такими способами пытаются сократить численность татар. Конечно, среди населения кто-то может и запутаться. Кто-то ради карьеры, заработка согласен отказаться от предков. Но большинство все равно от своей татарской национальности не откажется.
В этой ситуации, конечно, как ты уже говорил, может сработать тактика некоторых партий в выборах. Им нужно «прикрытие». Может быть, в результате переписи башкир станет больше, а татар меньше. Естественно, в таком случае какой-то протест будет, найдутся люди, которые подсчеты поставят под сомнение.
Многие поняли, что они башкиры. Ознакомили их с родословными, подняли историю. Просто допускаю такое, посмотрим, как в итоге получится, как пройдет подсчет. Вероятность большая.
Но и это ведь очень много! Говорят: «Так было до этого, не разрушайте дружбу народов». Вы как считаете? Но они же нас даже братьями называть не хотят, называют соседями!
Чем больше мы молчим, тем агрессивнее они становятся. Мы, конечно, и раньше знали, что перепись проходит нечестно.
Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей". История башкирского народа Башкиры — невероятно древний народ , один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, — это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки. В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта.
Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками. В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства. В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ. Мифы и легенды башкир В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа.
Кроме людей и животных, в мифах описываются духи — хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе. Так, пятна на луне — это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица — семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов. Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка. Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период. В мифах люди неразрывно связаны с животными — башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь — это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.
Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах : "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др. Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю. Причины противоречий Сосед не согласен. Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство.
Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка.
Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане. Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность? Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы.
Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами.
Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.
Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир.
Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу.
Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе.
Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Согласование интересов Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета. Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения.
Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.
А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории. Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями. Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм.
Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице , не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик. Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары.
Отличия между ними несущественны и в таких важных областях , как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам. Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства. Откуда это разное видение этнополитического пространства?
Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов. Причины противоречий Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки. Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер. Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик.
Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились? Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному. Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар. Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель.
Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.
В 21 веке мир давно подошел к этому пониманию — если судить человека за его позицию, даже если она кому-то не нравится, мир никогда не станет спокойным. Эта логика понятна в путинской России, иначе и быть не может. Низовые лидеры в это просто не вписываются, поэтому их будут сажать и выдавливать, чтобы люди не шли за ними. У таких людей, как Хабиров, и прочих ставленников нет никакого авторитета в Башкортостане, поэтому они будут давить всех тех, кто создает им альтернативу, пускай даже символическую, ведь этих людей никогда не допустят до выборов. Это всё равно пугает власти». Эта низовая структура серьезно конкурировала с властью, и власть просто перепугалась. Это не решение Хабирова, это решение из Москвы. Я знаю, что такие разговоры были в силовых структурах после 2017 года — ликвидировать все национальные активистские организации, потому что они могут стать триггерами к сепаратистским волнениям.
Я думаю, что уже тогда готовилось покушение на целостность Украины, поэтому зачищали поле». Хабиров считает Алсынова своим личным врагом, говорит политолог. Доказательством, по его словам, является тот факт, что он лично написал заявление в Следственный комитет на Алсынова: «Меня это поразило, потому что эти люди знают, что такое пиар, и Хабиров работал еще под началом Суркова в администрации президента и возглавлял целый отдел внутренней политики. Видимо, здесь месть залила глаза кровью и желчью. Алсынов и его соратники не просто разоблачали режим Хабирова, но и вскрывали все те преступные махинации, которые использовали как сам Хабиров, так и его жена и ее родственники. На этой почве даже были стычки с представителями армянской диаспоры в Башкортостане из-за того, что его жена армянка.
Его проявление отмечают со стороны Башкортостана. В качестве аргументов для татар записываться башкирами используются несколько тезисов. Во-первых, на восточной части Татарстана раньше жили башкиры, но татары в начале 20 века их там отатарили. Соответственно, у башкир есть право обашкирить татар Северо-Запада Башкортостана. Во-вторых, в качестве доводов представляются всевозможные генетические исследования, в которых якобы выявлены особенности ДНК для конкретных групп башкиров. В-третьих, в Башкирии особое внимание уделяют родословным-шежере, работе с архивами. В исторических документах выискивают, у кого конкретно или в каких татарских деревень на самом деле башкирские корни или предки. Более того, известный историк Вадим Трепавлов выдвинул тезис, что сибирские Тайбугиды были в определенный исторический период вассалами казанского хана. То есть, фактически рука Казани доходила до Сибири. А восточная часть Башкортостана принадлежала Сибирскому ханству. Это известные вещи. Но так как фактически все они — татарские государства, то там естественно татары тоже были. Татары эти положения могут выдвинуть в ответ. Позиция у башкирских комментаторов тогда пошатнётся. Все вот эти конструирования, что на востоке Татарстана жили башкиры — построены на материалах ревизских учетов. Но писцовые и переписные книги востока Татарстана 16-17 веков вообще не сохранились. Мы начинаем учет населения там только с 18 века. Если просмотреть специфику этих ревизских материалов, о чем башкирские авторы никогда не пишут, то там учет вёлся по сословному признаку. Скажем, были категории «ясачные татары», «служилые татары», «чемоданные татары», то есть ямщики, а также купцы, мещане. И в этом ряду была категория «башкиры». Это сугубо сословная категория. Этнические основания у этой категории были когда-то, но к 18 веке этого основания уже сильно размылись. Они были вотчинниками. Когда-то в очень давние времена считалось, что вотчинниками в Уфимском уезде затем губернии должны были быть именно башкиры. Но у некоторых шежере написано, например, у юрматинцев, что у них элитная часть была из ногайцев. Написано, что ногайцы остались по просьбе иштяков-ясачников, когда основная масса ногайцев ушла на Кубань. И после этого эти ногайцы стали «башкирами». Это вторая половина 16 века. Такая ситуация была и в других регионах. Считать, что все изначально были башкирами — невозможно. Мы знаем множество материалов, в том числе статистических, когда переселенцы отсюда входили в Башкирию как наниматели вотчинных земель, их учитывали отдельно, от них потом тептяри сложились. Через некоторое время тептяри различными способами входили в сословие башкир. Самый просто способ — тептяри женились на дочерях башкир, получали от них приданное в виде земельного угодья. Некоторые — через покупку земель тоже вошли в состав сословия башкир. Об этом писали и в самой Башкирии. Например, есть замечательная работа такого исследователя как У. Рахматуллин «Население Башкирии в 17-18 веках».
Уникальная традиционная музыка татар и башкир
- Смотрите также
- Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами
- Отличия татарина от башкира: особенности национальных культур
- Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
- Чем татары отличаются от башкир?
- Татары и башкиры. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
Голубоглазые блондины и скуластые брюнеты. Почему татары такие разные?
История народов. Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. Несмотря на эти различия, башкиры и татары также имеют много общего, включая исторические связи, соприкосновение культур и уважение к традициям друг друга. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Татары и башкиры относятся к тюркским народам и говорят на языках поволжско-кипчакской группы. Башкирский и татарский языки представляют собой два близкородственных диалекта.
Чем башкиры отличаются от татар?
Сейчас Алсынов может по праву называться национальным лидером Башкортостана и башкирского народа». Четыре года колонии — это даже больше, чем просил прокурор, отмечает Айсин, «даже прокурор просил колонию-поселение, но судья, которая лишь инструментарий, решила иначе — видимо, была такая установка»: «Басманное право мы знаем, удивляться не стоит, и это спровоцировало негодование людей. Нельзя сажать за мнения, за мысли и за слова. В 21 веке мир давно подошел к этому пониманию — если судить человека за его позицию, даже если она кому-то не нравится, мир никогда не станет спокойным. Эта логика понятна в путинской России, иначе и быть не может. Низовые лидеры в это просто не вписываются, поэтому их будут сажать и выдавливать, чтобы люди не шли за ними.
У таких людей, как Хабиров, и прочих ставленников нет никакого авторитета в Башкортостане, поэтому они будут давить всех тех, кто создает им альтернативу, пускай даже символическую, ведь этих людей никогда не допустят до выборов. Это всё равно пугает власти». Эта низовая структура серьезно конкурировала с властью, и власть просто перепугалась. Это не решение Хабирова, это решение из Москвы. Я знаю, что такие разговоры были в силовых структурах после 2017 года — ликвидировать все национальные активистские организации, потому что они могут стать триггерами к сепаратистским волнениям.
Я думаю, что уже тогда готовилось покушение на целостность Украины, поэтому зачищали поле». Хабиров считает Алсынова своим личным врагом, говорит политолог. Доказательством, по его словам, является тот факт, что он лично написал заявление в Следственный комитет на Алсынова: «Меня это поразило, потому что эти люди знают, что такое пиар, и Хабиров работал еще под началом Суркова в администрации президента и возглавлял целый отдел внутренней политики.
По данным переписи населения 2002 года, то есть почти через 100 лет после ликвидации казачества как сословия, более 140 тыс. По истории хорошо известно, что казаками могли быть, кроме этнических русских, украинцы, калмыки, черкесы и другие народы , населяющие обширную Российскую империю. Татарские оттенки башкирской интеллигенции С образованием Башкирской автономной республики проблема татароязычного населения не только не решалась, а, наоборот, была загнана вглубь. Советская концепция национальной политики предусматривала искусственное развитие нерусских народов, основанное на государственном патронаже. В условиях Башкирии в этом плане в привилегированном положении оказываются восточно-башкирский язык и культура. Татароязычная интеллигенция, приспосабливаясь к сталинской национальной политике, была вынуждена реализовать себя в процессе становления и развития восточнобашкирского литературного языка и культуры. Практика коренизации, предполагавшая расширенное воспроизводство национальных кадров из числа титульной этнической группы, вынуждала татароязычных граждан, стремящихся попасть в элитную среду, не только записываться башкирами, но и выступать носителями восточнобашкирского языка и культуры.
Что касается постсоветского периода татаро-башкирских взаимоотношений, особенностей национальной политики и нациестроительства в Башкортостане и Татарстане, то они сами по себе очень большая и сложная тема и предмет для отдельного разговора. В ближайшее время мы продолжим эту беседу. Ильдар Габдрафиков Справка Габдрафиков Ильдар Махмутович — историк, политолог, этнолог; кандидат исторических наук. Старший научный сотрудник Института этнологических исследований им. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук с 1990 года. Область научных интересов: этнополитология, этнодемография и этносоциальные процессы, межэтнические отношения, национальная политика и нациестроительство, этнологический мониторинг.
Но в ряде случаев это может быть сословной принадлежностью, которая имеет свою традицию.
Обнаружил закономерность: в народных преданиях башкир этноним «башкорт» существует только у южных кыпчакских групп. А в преданиях других групп башкир этого этнонима нет. Этот вопрос ещё не нашёл объяснения. Тут нужно исследование. Когда башкирские политтехнологи начинают конструировать средневековых башкир, встают на очень скользкий путь, с которым можно прийти к ошибочным выводам. Они находят ранних башкир 5-6 веков нашей эры в источниках. Есть такой термин «баширд».
Тюркологи знают, что этим же этнонимом назывались и мадьяры. Вполне может быть, что под ней имели в виду не тюркские группы, а угорские. От этих групп политтехнологи ведут исторически всех башкир, так оказывается, что башкиры — древний народ. Такой подход мне кажется ошибочным, и он не соответствует современным научным нормам. Раиль Кузеев попытался поставить на научную базу. У него книгой вышла его докторская диссертация, где он исходя из изучения кланового состава башкир фактически сделал этногенетические выводы. Он обозначил ряд групп, дав им этнические направления.
Какие-то относятся к булгарско-угорскому слою, какие-то к тюрко-угорскому. Скажем, булгаро-угорская группа более древняя. Потом появляются кипчаки, то есть кипчакский слой. Это уже предмонгольский слой — 11-12 века и начало 13 веков. Потом появляются поздние слои: ногайский, татаро-монгольский слои. Кузееву пришлось башкир разделить на территориальные группы. У него есть понятие «северо-западная культурная область», это как раз территория, которая соответствует нынешнему северо-западу Башкортостана, включая часть восточного Татарстана.
Считаю, что Кузеев допустил серьёзную ошибку по трактовке кипчакско-половецкого компонента, как раз это и раскрывает, кто такие на самом деле северо-западные башкиры. Главный вопрос ведь заключается в том, почему они татароязычные? Это чисто умственная конструкция. Этого на самом деле нет. Покойный Радик Сибагатов работал зафкафедрой татарского языка в Башуниверситете. Он проанализировал топонимы, которые есть на северо-западе Башкортостана. А топонимы обычно носят старые названия.
Он доказал, что эти наименования уже в 18 веке, иногда в 17 веке были написаны по-татарски, звучали как татароязычные топонимы. Если бы местный народ говорил на другом языке, более близким к восточным башкирам, то мы увидели такие топонимы. А их нет. Это всё доказывает, что проживающая группа населения на северо-западе уже в те века была татароязычной. Вот есть взгляд Салавата Хамидуллина и его сторонников, они написали толстые тома по истории башкирских кланов, доказывая тем самым, что население северо-запада Башкортостана — это самые настоящие башкиры. Но если посмотреть конкретно исторический материал, то мы видим иную картину. Все хамидуллинские построения притянуты за уши и в научном плане не обоснованы.
В северо-запад Башкирии входит целый ряд родов и кланов: буляр, байлар, юрми, ирэкте — икская группа. Еней, гэрэ, кыргыз, елан, ельдяк, канлы, дуваней, каршин, таз, уваныш — нижнебельская группа. Уран, гайна, балыксы, ун, танып — самая северная группа. Они все в исторических документах зафиксированны как башкирские группы.
Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Видео по теме Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе.
При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.
Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.
Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство — всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою. Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства.
Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан. Татары не хотят ассимиляции — пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык.
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Примечательно, что татары и башкиры имеют не только различия в образе жизни, но и в происхождении. Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов | | Несмотря на эти различия, башкиры и татары также имеют много общего, включая исторические связи, соприкосновение культур и уважение к традициям друг друга. |
Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов | Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. |
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: mumis34 — LiveJournal | Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. |
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются | «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». |
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. «Татары и башкиры – разная нация, но по этнокультуре, по языковому общению – мы едины». Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству.
Татароязычные башкиры. Кто они?
Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. История народов. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Каждый татарин и башкир должен считать своей первейшей необходимостью знать свой народ и его культуру и не путать их между собой. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос. Мне башкиры говорили, что они вообще-то татары и неизвестно зачем их назвали башкирами. Русские, татары, башкиры, да и какая разница вместе живем, все нормально, ни когда разногласий не было, кто пытается разрушить?
Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами | Примечательно, что татары и башкиры имеют не только различия в образе жизни, но и в происхождении. |
Чем отличаются башкиры от татар | большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. |
Чем отличаются башкиры от татар: есть ли разница или эти народы одно и то же | это близкие по духу и культуре и образу жизни народы, то правомерно утверждать, что ничего тут морочить друг другу головы. |
БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? | Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. |
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: igor_mikhaylin — LiveJournal | Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты. |
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. Несмотря на историческую общность, татары и башкиры резко выделяют своих соплеменников друг от друга. большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. История народов.