Строительство храмового комплекса Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях с храмом на 500 прихожан и домом причта осуществлялось в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Дуэт «Струны Струны» Мурманской областной филармонии стал обладателем первой премии фестиваля авторской песни «Покровский собор». О храме Служение Лавка Вопросы Фотогалерея Контакты Пожертвования.
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме
В воскресенье, 19 декабря, в Гостином дворе состоялся финал фестиваля авторской песни «Покровский собор». Но получилось иначе — Покровский собор больше напоминает Успенский собор Московского Кремля. «После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. Новости по теме: Покровский собор.
Новости и события в Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора.
В середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры.
Внешне маленький, почти миниатюрный храм рассчитан на тысячу человек. В его вместительной трапезной части проводились лекции, беседы просветительского характера.
Эта традиция продолжается и сегодня. Слева от ворот поставили часовню, где сестры читали Псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась настоятельница. В 1920-е годы после закрытия Марфо-Мариинской обители в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, а в послевоенные годы государственные реставрационные мастерские им.
В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим.
Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви. Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня. В 1920-е годы архитекторы предлагали новые планы устройства Москвы, но на всех этих планах Покровский собор сохранялся. Музей продолжал работать и в советское время, его сотрудники устраивали антирелигиозные выставки, выставки, приуроченные к памятным датам молодого советского государства.
Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои. В связи с этим реставрация собора не прекращается никогда, это закономерный процесс.
Думаю, это связано с их желанием посетить знаковые постройки во время путешествия за рубеж. Также собор пользуется популярностью у внутренних туристов, которые проезжают через Москву транзитом. К сожалению, не могу сказать, что наша основная аудитория — это москвичи, как ни странно. Я часто встречаю людей, которые говорят, что посещают собор впервые.
Так что призываю всех, кто уже дошёл до собора, зайти и внутрь, потому что наш музей стоит того, чтобы посетить его хотя бы раз в жизни. Так, в 2015 году у нас была реставрация интерьера центральной церкви, и, к счастью, строительные леса были установлены на 47 м высоты. Тогда у нас впервые появился шанс изучить голосники керамические сосуды в кладке стен или сводов. Голосники находятся на разной высоте.
Долгое время никто не знал, какие именно керамические сосуды использовали строители, чтобы обеспечить храм такой замечательной акустикой. Так, нам удалось выяснить, что в стены замуровали не специальные голосники, а самые обычные белоглиняные кувшины, которые имеют ручки и носики.
Отреставрированный иконостас вернулся на свое место в церкви Варлаама Хутынского — одной из 11 под сводами Покровского собора на Красной площади. Многомесячная ювелирная работа завершена. Реставраторы удалили пятна, укрепили красочный слой, восстановили утраты древесины. Какие иконы были в этой церкви в XVI веке, когда ее только построили, сейчас никто не знает — не сохранились ни описания, ни изображения. Этот иконостас появился позже — уже в ХХ веке.
Читайте также
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове
- Покровский собор — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
- День Покровского собора 2023 | Куда сходить в Москве
- Курсы валюты:
- Всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии
Грандиозная реализация проекта
- Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
- Документация
- В Москве открылся храм Василия Блаженного после режима КТО
- Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
- Читайте также:
Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году
Православные верующие отмечают праздник Покрова Божией Матери | В грядущие выходные, 8 августа, на территории Покровского собора состоится праздник с поэтичным названием «Симфония цветов». |
Дорогие братья и сестры | 13 января в Гостином дворе в Москве прошел фестиваль авторской песни "Покровский собор". |
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях | Покровский собор 12 июля отметит 460-летний юбилей. |
7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Скопинский и Шацкий Питирим; викарий Тульской епархии епископ Веневский Феодорит; ректор Московской духовной академии и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, а также преподаватели, сотрудники и учащиеся Академии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова и смешанный хор под управлением К.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Во время реставрации изменили даже конструкцию иконостаса.
Сделали его удобнее. Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей».
Ранее Покровский собор был временно закрыт в связи с режимом контртеррористической операции КТО. Об этом сообщили в телеграм-канале музея храма. Настоящий подарок ко дню рождения собора», - сказано в сообщении.
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
После двухнедельного перерыва Покровский собор вновь распахнул свои двери для посетителей. В столице, в Покровском женском монастыре, божественную литургию возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Покровский собор на Павелецкой в Москве — духовный центр Русской Древлеправославной Церкви. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Для размещения делегации в Москве была выбрана гостиница «Покровская».
Дорогие братья и сестры
Интересная была работа, сложная. Все ложе, на котором лежало Тело Пречистой, покрыто сколами, трещинками. Но они поздние: паломники умудрялись откалывать куски камня, чтобы увезти с собой. Конечно, эти дефекты мы не стали воспроизводить. Камень Помазания тоже имеет такие сколы. Образцом для него стали старинные колодцы Средиземноморья. Его нижняя часть выполнена в виде капители: возможно, в древности при создании колодцев использовали капители огромных колонн. В Константинополе Стамбуле и сегодня в некоторых дворах можно увидеть остатки таких гигантов. Теперь у Колодца самарянки в теплое время года совершается освящение воды. Снизу вверх ведет широкая парадная лестница. Она состоит из 33-х ступеней — по числу лет земной жизни Христа.
Причем сначала идут 30, а потом еще 3 — выделены 3 года общественного служения Спасителя. Об этом сообщает надпись внизу лестницы. А наверху вокруг храма у нас разбит Гефсиманский сад с часовней Моления о чаше. Там посадили лох серебристый — это растение напоминает оливковое дерево, у него даже плоды напоминают оливки, только они поменьше и несъедобные. В этом саду мы и установили колодец. А еще очень радостно, что принять участие в создании этих святынь мог каждый. Строительство храма осуществлялось на народные пожертвования — Да, строительство храма осуществлялось на народные пожертвования. Их собирал Фонд Архангела Михаила, который основали активные прихожане, помогавшие строить храм. Они очень творчески и с любовью подошли к делу.
Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются. Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II. В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования. Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Уникальный экспонат вернули в Покровский Собор
Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».
На память о посещении обители каждому гостю была преподнесена небольшая икона блаженной Матроны Московской, а также памятные подарки. В свою очередь, гости также передали игумении Феофании памятные подарки.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года. Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131]. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109]. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом [109]. В 2005—2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи [114].
Стиль — модерн, а массивные луковичные маковки характерны для архитектурных форм Великого Новгорода и Пскова. Необычайно интересен интерьер главного монастырского храма. Центральная фреска «Путь ко Христу» На центральной фреске «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут — ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине. Центральная фреска «Путь ко Христу», фрагмент Из личных воспоминаний Нестерова: «Ко мне подошли и передали просьбу Елизаветы Федоровны подыскать архитектора для строительства церкви, которую она собралась возвести в только что основанной ею обители милосердия…Я порекомендовал Щусева. На праздник Благовещения я с радостью узнал, что его кандидатура утверждена, а также Елизавета Федоровна просила мне передать, что ей очень бы хотелось, чтобы эту церковь расписал я. Создание обители и храма производилось на личные средства Елизаветы Федоровны. Овдовев, Великая Княгиня отдала все свои сбережения на дела благотворительности. Она рассталась со всеми своими драгоценностями и жила более чем скромно. Больших денег на строительство у нее не было. Но это была столько же ее мечта, сколько и наша со Щусевым. И я, будучи достаточно обеспечен в те времена, тут же дал свое согласие». Мне предстояло написать в алтарной части Богородицу, на пилонах — «Благовещение», по бокам — Христа у Марфы и Марии и «Воскресение». А на большой стене трапезной части храма — картину «Путь ко Христу».
Всенощное бдение в Покровском храме Московской духовной академии
В духовном завещании она подробно расписывает свое желание быть похороненной под ее сводами и просит непременно перевезти ее тело туда в случае смерти за пределами Москвы или за границей: «Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моем владении на Большой Ордынке в Москве при моей Обители милосердия на месте, указанном мною для настоятельницы Обители, опустив мой гроб в самый низ, в землю». Место, где хотела быть похоронена Елизавета Федоровна. На фото справа — фрески с изображением св. Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, и св. Церковь-крипта цокольного этажа Покровского собора состоит из двух помещений — узкого, шириной около полутора метров г-образного коридора под южным нефом храма, и более обширного — самой усыпальницей. Усыпальницу было решено освятить в честь архистратига Божия Михаила и всех Небесных сил бесплотных — молитвенников и заступников перед Богом за души усопших. Свод с огненными серафимами над местом желаемого погребения Елизаветы Федоровны После обсуждения проекта летом 1914 года приступили к работам. Для росписи крипты М. Нестеров порекомендовал своего лучшего помощника — молодого художника П. Корина, вместе с которым они уже работали над фресками Покровского собора. Впоследствии окажется, что этот проект станет последней храмовой росписью дореволюционной Москвы.
В стилистике художника прослеживаются черты фресок Псковских и Новгородских соборов, которые он смог изучить во время своей летней экспедиции в Псково-Печерский монастырь, куда еще в 1913 году его отправил архитектор Покровского собора — А. Щусев для копирования плащаниц XVI века. Говоря о своем помощнике, М. Нестеров отмечал: «Усыпальница дала Корину возможность показать, что в нем таится. С большим декоративным чутьем он использовал щусевские архитектурные формы. Великая княгиня осталась очень довольна, Корина благодарила».
Уровень участников фестиваля, как отметил его худрук, заметно вырос. Жюри фестиваля возглавил вице-президент Ассоциации бардов России, поэт и композитор Александр Мирзаян. В состав жюри вошли: известный советский и российский бард Вадим Егоров, поэт-песенник Александр Шаганов, автор-исполнитель Галина Хомчик, президент Российского союза писателей Дмитрий Кравчук и другие деятели культуры. Название фестиваля "Покровский собор" выбрано не случайно.
Церковные песнопения праздничной службы возносили умы и сердца молящихся к духовному созерцанию евангельского события торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим перед Крестными страданиями. При попеременном пении величания духовенством, хорами и всем народом Владыка Сергий совершил полное каждение храма, а затем с архиерейской кафедры возгласил евангельское зачало, повествующее о событии нынешнего праздника, При пении 50-го псалма митрополит Сергий совершил каждение верб, приготовленных для освящения, и, по окончании псалма, возгласил молитву на освящение ваий. По завершении молитвы Архипастырь и духовенство окропили вербы святой водой.
Необходимо решать вопросы создания целостного проекта инженерии, а также провести реставрационные работы на галереях собора, на ярусе колокольни», — прокомментировал он. Заведующая филиалом Государственного исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева добавляет, что нужно установить тамбур, чтобы не было резкого перепада температуры. В срочной реставрации нуждаются и росписи, которые, несмотря на все усилия музейщиков, исчезают на глазах.
Красочный слой утрачен на уровне плеч: миллионы посетителей касаются их, оставляя следы и стирая росписи.
Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)
В воскресенье, 19 декабря, в Гостином дворе состоялся финал фестиваля авторской песни «Покровский собор». – Храмы святых апостолов Петра и Павла в Петродворце или Воскресения Христова на Крови в северной российской столице внешне напоминают собор Василия Блаженного. Молодежь нашего храма Покровская Дружина дежурила у мощей Свт. один из крупнейших храмов Москвы. Москва 27 января 2024 304 В состав делегации вошли: благочинный Богучарского церковного округа иеромонах Тихон Жданов, настоятель Успенского храма с. Также заупокойное богослужение на 40-й день после чудовищной трагедии проведут и в Никольском соборе в Павшинской пойме, добавил священнослужитель.