Верующие и туристы смогут посещать мечеть Айя-София без ограничений во время работ по реставрации, сообщили РИА Новости в министерстве туризма Турции.
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. Через полвека Айя-Софию включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и это имеет не только общие культурные, но и архитектурные обоснования.
Минтуризма Турции: посещение Айя-Софии не будет ограничено на время реставрации
Наконец, мечеть была превращена в музей в 1935 году. Известный своими Имперскими и Мраморными Воротами, собор имеет 104 колонны, некоторые из которых привезены из древних городов. Шедевры музея которые стоит увидеть Собор очаровывает людей не только впечатляющим архитектурным дизайном, но и позолоченной, посеребренной, стеклянной, терракотовой и цветной мозаиками, 6-го века с цветочными и геометрическими мотивами. Также можно ознакомиться с тем, как повлияло на собор пришествие османской империи. Например, мозаичной тугрой султана Абдулмецида. А также восемью большими кругами, на которых можно увидеть труды известного каллиграфа Кадиаскера Мустафы Иззета.
Или с двумя громадными мраморными скульптурами, стоящими в боковых проходах. В каждой из них могло содержаться до 1250 литров жидкости. Когда собор стал впервые мечетью? Музей теперь славится рядом мавзолеев османских султанов, которые были пристроены к зданию. Четыре минарета собора, как известно, были построены Мимаром Синаном, которые также увеличивают великолепие сооружения.
После взятия Константинополя, султан Мехмед II Завоеватель превратил византийскую церковь в мечеть, которая стала символом его побед и завоеваний. Несмотря на это, османский султан распорядился сохранить христианскую мозаику, но иконы и фрески приказал замазать штукатуркой. Мир увидел их только после проведения реставрационных работ в соборе в XX веке, когда собор Святой Софии получил статус музейного комплекса. Прошлые преобразования Первая пятничная молитва состоялась в соборе Святой Софии после завоевания Константинополя в 1453 году. Следует отметить, что собор использовался в качестве мечети на протяжении 482 лет. Он считался жемчужиной исламского мира, известной как «Великая мечеть». Внешний облик собора Святой Софии претерпел ожидаемые, но не радикальные изменения. Первый минарет был возведен в 1481 году, а второй появился в период правления султана Баязеда II, который взошел на престол после смерти султана Мехмеда II Завоевателя. Первый минарет был разрушен в результате сильного землетрясения в Стамбуле в 1509 году, но вместо него был возведен другой. Два других минарета были возведены известным архитектором Мимаром Синаном во времена правления султана Селима II.
Именно поэтому все четыре минарета собора Святой Софии, построенные в разное время, отличаются друг от друга. Всего в соборе 43 загоронения, в том числе усыпальницы султанов, их жен и сыновей. В 1739 году к мечети были пристроены медресе, библиотека и столовая. Собор Святой Софии, который был закрыт на реставрацию в 1847-1849 годах, действовал в статусе мечети до 1934 года.
В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год. При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети.
Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против? Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы.
Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях.
Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские.
Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета.
Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях.
Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно. В частности, министр иностранных дел Греции Дендиас заявил, что в интересах Турции — все же сохранить Святую Софию в качестве музея, и что именно этим руководствовался Ататюрк в прошлом веке. Госсекретарь США Майк Помпео тоже призвал сохранить за собором музейный статус — по его мнению, так Турция продемонстрирует готовность уважать всю историю своего государства.
Что касается России, то на уровне МИД реакция была сдержанной — там напомнили, что произошедшее событие является исключительно внутренним делом Турции. Но в Русской православной церкви заявили, что призывы превратить храм в мечеть недопустимы, а сам собор — «общехристианская святыня» и построен он был как христианский храм. Некоторые опасения высказывают российские искусствоведы — они не понимают, как именно можно скрыть христианские фрески и мозаики на время богослужений и не повредить их при этом уверены, что прямого физического воздействия на объекты культурного наследия все же не будет.
А общественный деятель Владислав Иноземцев вообще напомнил, что в России такие истории тоже случаются — многие здания, которые долгое время использовались не как церкви, передаются обратно РПЦ пример — Исаакиевский собор , при этом в Турции до сих пор действует масса греческих и армянских православных церквей, которые не испытывают на себе какого-либо давления. Вам понравилась статья?
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета | Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле. |
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма | В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. |
Айя-София: “Проклятие султана Фатиха снято!” | Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине). |
От Константина до Эрдогана. История музея Айя-София, который вновь хотят сделать мечетью | Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. |
Статус собора не должен зависеть от политики, заявил митрополит Иларион
- Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
- Что еще почитать
- 2. Этапы строительства
- Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
- Ваше мнение будет высоко оценено!
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Принято усиливать это утверждение клеветой похожей на комплимент в виде «уважения Фатиха к искусству». Да, султан Фатих Мехмед относился к искусству с уважением. Однако кто сказал, что сохранение христианских фигур в мечети является проявлением «уважения к искусству»? Кроме того, почему те, кто рассуждает об «уважении к искусству», ничего не говорят «врагам искусства», которые под предлогом, что «они де загораживают красоту здания», снимают с тех же стен таблички с «шедеврами каллиграфического искусства» и подвергают их гниению в подвалах из-за того, что, мол, они не помещаются в дверях? Неужели для того, чтобы что-то считалось «искусством», оно обязательно должно быть крестовым? Фатих, оставив церкви и синагоги свободными, в избытке продемонстрировал свое уважение. А превращение «Айя-Софии» в мечеть является утверждением завоевания. Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»?
Сказали, «разве может быть мечеть закрыта? Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой. Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой. Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором.
На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули. Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля. Подсвечники были отданы на переплавку. Мечеть «Айя-София» во время открытия 1 февраля 1935 года уже была музеем «Айя-София»… Мечеть «Айя-София» в результате крестового похода, руководимого Уиттимором, была «незаконно» закрыта. Решение кабинета министров от 24. Следовательно, это решение не имеет статуса «официального документа».
Но на практике оно было исполнено так, как будто оно имеет официальный статус. Так завершилась операция. Впоследствии, через год 15 ноября 1935 года , в рамках принятых законов под ерундовыми предлогами об «излишках» многие мечети были проданы по объявлениям в газете. Из-за операций, годами проводимых против ислама, они не оставили джамаата, который мог бы ходить в мечеть, и в этой ситуации каждая мечеть находилась в ситуации «излишка». Дошло до того, что даже печатный орган республиканской народной партии «Джумхуриет» возмутился тем, что мечети превращаются в сараи для скота. Они также хотели превратить такое произведение архитектуры, как мечеть Султанахмет, в «национальную библиотеку». После этого в течение двух лет 1943—1945 там были организованы солдатские казармы и туалет.
Даже если это решение и является подлинным, кроме формальностей это не имеет никакого значения.
Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице рампе 2 поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе.
Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах каменных ограждениях надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев.
Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму. В правом южном крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло — правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста — останков правителя Венеции в ней нет.
Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель Фатих приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам. Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах.
Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики — в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами 9. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.
Где в соборе искать мозаики Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца сам дворец практически не сохранился. Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.
Находится во втором притворе над императорскими воротами 9. Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе.
Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак.
Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. На мозаике слева — император Юстиниан строитель собора. В руках у него — собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери.
Посередине — Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа — император Константин основатель города. В его руках — Константинополь, который он преподносит Богоматери. Мозаика «Последний суд».
Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания — не заметить её сложно. Находится на втором этаже собора южная часть напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель.
Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами. Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа.
Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева — Константин Мономах муж Зои преподносит Ему дары мешочек с деньгами , а справа — императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили.
Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа — его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары мешочек с деньгами , а императрица — дарственную грамоту.
Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи. Режим работы.
Стоимость посещения Время работы: с 09. Музей не работает по понедельникам. Стоимость посещения: 72 TL. Можно расплатиться банковской картой.
Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться музейной картой. Транспорт Стамбула до остановки Султанахмет.
Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет. Схема: как идти от остановки трамвая Султанахмет до музея Айя-София в Стамбуле.
Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой. Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой.
Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором. На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули. Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля. Подсвечники были отданы на переплавку.
Мечеть «Айя-София» во время открытия 1 февраля 1935 года уже была музеем «Айя-София»… Мечеть «Айя-София» в результате крестового похода, руководимого Уиттимором, была «незаконно» закрыта. Решение кабинета министров от 24. Следовательно, это решение не имеет статуса «официального документа». Но на практике оно было исполнено так, как будто оно имеет официальный статус. Так завершилась операция. Впоследствии, через год 15 ноября 1935 года , в рамках принятых законов под ерундовыми предлогами об «излишках» многие мечети были проданы по объявлениям в газете.
Из-за операций, годами проводимых против ислама, они не оставили джамаата, который мог бы ходить в мечеть, и в этой ситуации каждая мечеть находилась в ситуации «излишка». Дошло до того, что даже печатный орган республиканской народной партии «Джумхуриет» возмутился тем, что мечети превращаются в сараи для скота. Они также хотели превратить такое произведение архитектуры, как мечеть Султанахмет, в «национальную библиотеку». После этого в течение двух лет 1943—1945 там были организованы солдатские казармы и туалет. Даже если это решение и является подлинным, кроме формальностей это не имеет никакого значения. Закрытие мечети «Айя-София» является «Крестовым походом», начатым в 1918 году Англией и завершенным в 1931 году Америкой.
То есть это показатель «суверенитета». Крестовый Запад, используя «слабость Анкары», нашими же руками запер «Айя-Софию» и наш суверенитет за железными решетками. Мечеть «Айя-София» была символом священного завоевания, обещанного нашим Господином Пророком. С этой точки зрения, она была зеницей ока всех наших падишахов. Так как уважение к мечети «Айя-София» было проявлением решительности в воле к завоеванию. По этой причине, несмотря на то, что позже были созданы такие шедевры, как «Султанахмет» и «Сулеймание Мимара Синана», падишахи всегда предпочитали проводить пятничные намазы и религиозные праздники, в том числе и «Ночь могущества», в «Айя-Софии».
Султан Фатих Мехмед первый пятничный намаз после завоевания Стамбула совершил здесь. Много других памятных и знаменательных событий, проведенных здесь, увеличили ценность «Айя-Софии».
Однако пока она не действует — все стены в росписях и мозаиках с ликами святых, которые запрещены в исламе. До сих пор разрабатываются визуальные решения, как их закрыть. Во всем мире вход в главные соборы свободны во время богослужений. В остальное время туристам чаще всего приходится платить, но в билет обычно входит и экскурсия. В собор Святого Павла в Лондоне, в Саграда Фамилия в Барселоне, в собор Святого Петра в Ватикане она обойдется примерно в те же 25 евро, или в случае с собором Святого Петра, например, с утра придется отстоять километровую очередь — и тогда можно войти бесплатно.
В России расценки скромнее — вход в Исакий в Санкт Петербурге — 450 рублей, еще 300 рублей нужно заплатить, если есть желание подняться на колоннаду. Стоимость билета на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади в Москве без экскурсии — 700 рублей. Но это музеи, и служба здесь проходит лишь в некоторых храмах и то по праздникам. Комментирует российский религиовед, историк, журналист Алексей Юдин: Алексей Юдин российский религиовед, историк, журналист «За посещение церкви как культурного мемориала, как памятника и достояния берут деньги, которые идут на содержание, коммуналку, на реставрацию. Конечно, это не окупает все полностью, но тем не менее это необходимая мера, и какую-то часть расходов она покрывает, но при этом часы богослужений открыты для всех, для молящихся. Если заходят экскурсионные группы, есть специальные люди, которые говорят, что пройти можно до определенной черты, а дальше — только на молитву.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Слыхали - в Петербурге революция? Кавказский фронт распался, реставрационные работы брошены, солдаты дезертировали, фонд русской Трапезундской археологической экспедиции разграблен. Трабзонская Айя-София вновь стала мечетью. Русские ушли, но легче туркам не стало. Османский Ближний Восток изъят французами и англичанами, войска Антанты заняли Стамбул, гарем султана самораспустился в связи с хроническим недофинансированием.
Отечество в опасности! Турецкие патриоты во главе с Кемалем Ататюрком поднимают над Анкарой алое знамя с полумесяцем. Новые власти, отбившиеся от интервентов, аннулировали султанат с халифатом и провозгласили светскость одним из принципов Турецкой республики: религии в жизни страны теперь отводилось второстепенная роль. Оправившись от удара, зажила новой жизнью.
До такой степени новой, что в 1935 году указом Ататюрка великая стамбульская Айя-София, бывшая почти полтысячелетия мечетью, была переоборудована в музей.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию 16 января 9:34 Вход в собор Святой Софии в Стамбуле с 15 января официально стал платным для туристов, им придётся заплатить за билет 25 евро 850 лир. По результатам одного дня работы туробъекта Министерством туризма Турции уточнены некоторые подробности, которые могут быть полезны туристам. Так, туристами считаются не только все неграждане Турции, но и граждане, не исповедующие ислам. Все они должны платить за вход. Граждане Турции, исповедующие ислам, могут зайти на молитву бесплатно, но фотографировать и ходить по залу запрещено. В зале присутствуют специальные сотрудники, которые контролируют этот процесс.
От Константина до Эрдогана. Окончательное решение пока не объявили, но оно должно появиться совсем скоро. Рассмотреть этот вопрос 5 июня просил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Первую церковь на месте нынешнего собора Святой Софии построили еще в середине 300-х годов нашей эры во времена императора Константина I, при котором христианство стало основной религией Римской империи, а Константинополь его столицей. Вскоре церковь расширили, но в 532 году она сгорела во время крупнейшего в истории города восстания. Правивший в то время император Юстиниан I решил построить на месте церкви новый храм, который должен был свидетельствовать о величии империи. В его строительстве участвовали десятки тысяч человек и лучшие архитекторы того времени. До появления храма Святого Петра в Риме Софийский собор был самой большой христианской церковью. В ночь с 28 на 29 мая в соборе прошло последнее христианское богослужение.
Наряду с платным посещением для туристов организуют отдельный вход. Мусульманские службы возобновились в соборе Святой Софии в 2020 году по указу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Поместные христианские церкви и их представители, включая РПЦ, не согласились с этим и выразили сожаление. В феврале 2021 года министр иностранных дел Греции Никос Дендиас призвал вернуть мечети Айя София статус музея.
Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану
Всемирно известный собор Святой Софии в Стамбуле вновь станет мечетью. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. 86 лет христианская святыня существовала как музей, но указом президента Эрдогана в Стамбуле стало на одну мечеть больше, Айя-София теперь 3272-я по счету. Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле. Министерство культуры и туризма Турции решило прислушаться к рекомендации ЮНЕСКО и сделает доступ в мечеть Айя-София для иностранных путешественников платным. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз.
Посещение мечети Айя-София в Стамбуле стало платным для иностранных туристов
Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в ответ на решение США признать Тель-Авив столицей Израиля во время выборов мэра в Стамбуле Эрдоган объявил, что поддерживает превращение Святой Софии в мечеть. С 15 января 2024 года посещение мечети Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев, сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть — пощечина от руководства Турции всему мировому христианству, заявил председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле сделали платным - Россия 24
В короткие сроки построили минарет, из которого звучал призыв к молитве. На протяжении нескольких веков османские правители продолжали трансформировать здание, поддерживая его состояние постоянными ремонтами сказывался возраст и внедрением новых объектов. Также были добавлены золотой полумесяц на куполе, фонтан для омовений, кухня для организации благотворительных обедов, несколько древних мраморных урн из эллинистической эпохи, созданы культовые каллиграфические медальоны, прославляющие Аллаха и пророка Мухаммеда. Становление современного музея Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз Собор Айя-София, Стамбул. В 1923 г. Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские. Во время руководства президента Кемаля Ататюрка 1934 г.
С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание. Начиная с 1934 г. Софийский собор получил статус музея Стамбул, Турция. Понадобилось не одно десятилетие, чтобы восстановить духовный объект нескольких империй и религий Hagia Sophia, Стамбул. Исследования прилегающих территорий также помогли обнаружить фрагменты колоннады, принадлежащие эпохе императора Феодосия до строительства каменного Софийского собора. До 2020 г.
Возврат к месту поклонения Христианская святыня снова стала местом поклонения мусульман Софийский собор, Турция. Возвращение великолепного собора Святой Софии в статус места поклонения является еще одной главой в непростой, но при этом захватывающей истории священного места. Постоянное пребывание в эпицентре национальных, религиозных и геополитических событий не является чем-то новым для этого великолепного сооружения. Летом 2020 г. В мусульманских странах христианские святыни относятся к особенно почитаемым местам, к которым устремляются не только паломники, но и туристы. История их создания всегда вызывает неподдельный интерес, особенно если имеются нестандартные особенности их появления на том или ином месте.
Можно было пройти вперед и многое посмотреть. На сегодняшний день даже мусульмане, которые приходят молиться, не могут пройти дальше места моления. Самое удивительное, что основная архитектурная ценность или историческая ценность объектов, событий, которые происходили в соборе, находятся именно в той основной части». Учитывая архитектурные особенности строения, некоторые части собора закрывать не стали.
К примеру, православный крест. Открыты и фрески серафимов. Лики трех ангелов были замазаны еще при Османской Империи, а четвертый — теперь за строительными лесами. Храм Святой Софии раньше ежегодно посещали от 4 до 10 миллионов туристов.
А ведь именно благодаря ей Киевская Русь стала православной. Дело в том, что когда послы князя Владимира прибыли в Константинополь, они были приглашены на богослужение в Великую церковь. Величие храма и его богатое убранство, а также сама церемония произвели на них столь глубокое впечатление, что по возвращении они убедили князя принять христианство. Мозаика с изображением Богоматери с Младенцем в Софийском соборе.
Иисус Христос, а по обе стороны от него в медальонах находятся портреты Богородицы, архангела Михаила и императора Льва VI. Мозаика императрицы Зои в соборе Святой Софии. Впечатлиться было от чего. Собор Святой Софии — это классическая базилика с прямоугольным основанием. У неё два уровня - нижний этаж и галерея. Первый ярус был предназначен для представителей духовенства и императора, а также для прихожан-мужчин. Женщины должны были находиться наверху. В здании храма девять выходов.
Главный — это знаменитые Императорские ворота. Расположены они с западной стороны. Легенда гласит, что созданы ворота из остатков Ноева ковчега. Их использовали только по большим праздникам, а проходить через них имели право лишь правители и патриархи. План собора Святой Софии. Нынешнее решение суда вызвало значительные протесты. Многие расценили его, как попытку укрепить централизованную власть. Религиозные деятели и политики заявляют о том, что данное древнее сооружение — это часть мирового наследия.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции».
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви. Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии.
Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой. Так что же будет с этими мозаиками — их собьют, их замажут штукатуркой либо каким-то иным образом скроют от глаз тех мусульман, которые будут молиться в этом месте?
Эти и многие другие вопросы задают сейчас православные христиане по всему миру.
Один из них пишет, что пожалел, взяв аудиогид в одном из музеев: «В Википедии и на других ресурсах и то больше написано было. Неужели и здесь будет так же? Зданию более 1500 лет, его надо беречь». Раньше гиды брали плату за экскурсии, теперь средствами будет распоряжаться непосредственно мечеть», — уверены туристы. Отметим, чтобы избежать столпотворения, во многих крупнейших музеях мира администрация вынуждена вводить непопулярные меры — ограничивать количество проданных билетов, повышать цены на них.
В частности, продажу билетов не так давно ограничил парижский Лувр, а с 15 января там выросли тарифы.
Управление по делам религии Турции объявило о назначении двух имамов и четырех муэдзинов в недавно преобразованную мечеть Айа-Софья. Теперь здесь круглосуточно будет читаться Коран, а на полу будет расстелен молитвенный ковер, где мусульмане смогут молиться со строгим соблюдением всех санитарных норм, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции. Турецкая газета Sabah сообщила, что были проведены исследования для того, чтобы подготовить собор Святой Софии в качестве мечети без ущерба для христианской мозаики, фресок и икон. По информации издания, будет разработан план, при котором собор Святой Софии будет одновременно и действующей мечетью, и туристическим местом.
Туристы смогут полюбоваться христианскими фресками и мозаиками в любое время, кроме совершения намаза. Более того, они смогут посещать собор Святой Софии бесплатно. Внутри будут установлены специальные туристические коридоры, чтобы туристы не испытывали затруднений при посещении собора. А на полу будет расстелен молельный ковер с антибактериальными свойствами, специально разработанный для собора Святой Софии. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш заявил, что решение о возвращении собору Святой Софии статуса мечети имеет важное символическое значение для всего исламского мира.
Кроме того, он добавил, что собор Святой Софии должен быть не только местом поклонения для мусульман, но и местом, где будет открыта исламская духовная семинария медресе. Собор Святой Софии оставался центром православного христианства до 1453 года. После взятия Константинополя, султан Мехмед II Завоеватель превратил византийскую церковь в мечеть, которая стала символом его побед и завоеваний. Несмотря на это, османский султан распорядился сохранить христианскую мозаику, но иконы и фрески приказал замазать штукатуркой. Мир увидел их только после проведения реставрационных работ в соборе в XX веке, когда собор Святой Софии получил статус музейного комплекса.
Прошлые преобразования Первая пятничная молитва состоялась в соборе Святой Софии после завоевания Константинополя в 1453 году.
Дальше она не работает. Вновь добиваться прежнего статус-кво? Практически нереально. Вторая позиция — значительно менее популярная, но тоже довольно простая и при этом компромиссная.
Ее сторонники исходят из того, что молитва лучше, чем ее отсутствие. Поэтому, если христианам запрещено молиться, то пусть хоть мусульмане молятся. Под молитвой в этих дискуссиях понимают не личную молитву для нее препятствий нет, и каждый вошедший сам решает, молиться или нет , а именно совместное богослужение — намаз или литургию. Наконец, чисто гипотетически есть третий вариант: исходя из законов Турции как все еще светского государства, продолжать искать пути для совершения православного богослужения в Святой Софии. Если мусульмане — это большинство, и они могут молиться в Айя-Софии каждый день, то христиане могли бы там молиться хотя бы раз в год.
Звучит фантастически? Да, абсолютно. Но сейчас не менее фантастически звучит и первая позиция. Эрдоган не отступит, не даст обратный ход. Политическое решение о том, что мусульмане будут молиться в Святой Софии, принято и отмене не подлежит.
В разных формах религия проникает в политику, а политика в религию. Но православная Византия остается в прошлом и только в прошлом. Айя-София вновь стала мечетью. Что же мы видим? У православных вновь болят старые раны или возникают новые фантомные боли.
Да, православным предстоит ответить на мучительно трудный вопрос: продолжать добиваться каких-то прав на Святую Софию или и дальше молчать о молитве в ней и превращаться в туристов при ее посещении.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. Посещение всемирно известной стамбульской мечети Айя-София (собор Святой Софии) иностранными туристами отныне будет платным, вход в нее обойдется в €25. Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью.