Когда старший брат Достоевского скоропостижно скончался, писатель взял на себе его огромные долги, которые выплачивал практически всю жизнь.
Отцеубийство, казнь, острог и прототип Настасьи Филипповны: истории из жизни Достоевского
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском | Достоевский спросил, возможно ли, чтобы такая юная и непохожая на других девушка влюбилась в художника. |
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь | Но в жизни Марии Дмитриевны возникло другое увлечение — на пути Достоевского встал молодой учитель Николай Вергунов, преподававший в кузнецкой гимназии. |
Федор Михайлович Достоевский – писатель, препарирующий человеческую психологию | Именно в эти последние 14 лет жизни Федор Достоевский написал свои самые сильные и известные произведения. |
Влюбленный Достоевский. Каких женщин любил писатель? | Культура | Дочь Достоевского всю жизнь пыталась писать произведения, не добилась успеха и умерла от белокровия в возрасте 57 лет в Италии. |
Страсти по Достоевскому: как нижегородка разбила сердце знаменитого писателя | Жена ушла к более молодому любовнику, чем спровоцировала у Достоевского сильнейший припадок эпилепсии и усугубила комплекс неполноценности. |
Достоевский в воспоминаниях своей супруги
В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода.
Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию.
У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими».
В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского.
Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году.
В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи.
С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте.
До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги.
Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин.
В счет той же суммы писатель должен был написать новый роман к четко установленному сроку — к 1 ноября 1866 года. Если это условие было бы не выполнено, Достоевский должен был выплатить издателю неустойку, и кроме того, Стелловский получил бы право в течение 9 лет распоряжаться любым его творческим наследием. В то время Достоевский был буквально поглощен работой над романом «Преступление и наказание». О контракте он вспомнил лишь тогда, когда срок договора подходил к концу. Времени было мало, и Достоевский решил нанять помощницу.
Тем не менее, отцу — Михаилу Достоевскому жалуют потомственное дворянство, и семья приобретает свое небольшое имение, где проводит лето. Родился Федор в ноябре 1821.
Отношения в семье были построены на подчинении отцу — человеку довольно нервному и вспыльчивому. Тем не менее, были и радостные моменты в детстве Федора. Семья собиралась всем составом по вечерам читать. Читали произведения разных жанров, то были: «История государства Российского» и, например, стихи Жуковского. Теплые воспоминания у Достоевского остались о няне, которая рассказывала детям много сказок, и о маме, что была нежна и заботлива. А вот об отце он предпочитал не говорить, но говорили другие. Мария Фёдоровна Достоевская, нежно любимая мама будущего писателя, 1823 год После смерти жены Михаил вышел в отставку и удалился в имение на постоянное житьё. Там начал пить, более никто не сдерживал его крутой нрав.
Вел себя с крестьянами очень грубо и жестоко, за что они его и убили впоследствии. Один из крестьян в поместье Достоевского — Макаров, говорил про главу семейства следующее: «Зверь был человек. Душа у него была темная — вот что. Барин был строгий, неладный господин, а барыня была душевная. Он с ней нехорошо жил, бил ее. Крестьян порол ни за что». Возможно, именно из-за сильных патриархальных устоев в семье, в которой он вырос, Федору Достоевскому будет присущ тот мрачный литературный стиль повествования. Фёдор Достоевский в детстве Не все знают, что прототипом князя Мышкина из «Идиота» стал сам Достоевский.
Как и герой, он страдал «падучей» болезнью, на современном медицинском языке — это эпилепсия. Болезнь могла стать следствием тяжелой духовной или физической травмы в детстве, возникновению которой, мог поспособствовать отец. Журналист Суворин говорил: «Падучая болезнь, которою Достоевский страдал с детских лет, много прибавила к его тернистому пути в жизни. Нечто страшное, незабываемое, мучащее случилось с ним в детстве, результатом чего явилась падучая болезнь». Тем не менее, биографы и современники Достоевского считают, что становлению такого характера у юноши послужило убийство отца. Федор не любил его, но часто просил выслать денег, когда учился в инженерном училище, к тому же роль родителей в образовании детей была очень велика.
Фёдор Достоевский в детстве Не все знают, что прототипом князя Мышкина из «Идиота» стал сам Достоевский. Как и герой, он страдал «падучей» болезнью, на современном медицинском языке — это эпилепсия. Болезнь могла стать следствием тяжелой духовной или физической травмы в детстве, возникновению которой, мог поспособствовать отец. Журналист Суворин говорил: «Падучая болезнь, которою Достоевский страдал с детских лет, много прибавила к его тернистому пути в жизни. Нечто страшное, незабываемое, мучащее случилось с ним в детстве, результатом чего явилась падучая болезнь». Тем не менее, биографы и современники Достоевского считают, что становлению такого характера у юноши послужило убийство отца. Федор не любил его, но часто просил выслать денег, когда учился в инженерном училище, к тому же роль родителей в образовании детей была очень велика. Илья Глазунов «Князь Мышкин», иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот», 1956 год Отец научил латыни, которую хорошо знал, так как работал врачом, нанимал преподавателей по другим предметам. Федор всё же был обязан отцу всем этим, поэтому и чувствовал какую-то вину, хотя, конечно, он не был причастен к убийству. Возможно, восемнадцатилетнего юношу мучило то, что он не предотвратил, не предупредил печального исхода. Эту тяжелую душевную ношу Достоевский будет носить до конца своих дней. Лишь под закат жизни выплеснет её в романе «Братья Карамазовы», сделав своего отца прототипом отца Карамазова. Дочь Федора Михайловича говорила об этом в своих воспоминаниях об отце: «Мне всегда казалось, что Достоевский, создавая тип старика Карамазова, думал о своем отце». Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский, 1823 год В романе «Подросток» есть такие строки: «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих, отцов и среды своей…». Можно сказать, что они довольно автобиографичны. Во многих произведениях Достоевского можно заметить прототипы, взятые из собственной жизни. Николай Николаевич Каразин. Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы»,1893 год Начало творческого пути Окончив инженерное училище, Федор проработал по специальности не более года. Уже тогда он знал и чувствовал, что его привлекает литература, и только ей он хочет заниматься. Ещё во времена учебы он так говорил о себе со старшим братом: «Мечтали мы только о поэзии и о поэтах». Иллюстрация к первому роману Достоевского «Бедные люди», 1893 год Закончил учебу он в 1843 году, а в 1845 уже написал «Бедные люди» — первый свой роман. Знаменитый критик Белинский высоко оценил произведение юноши: «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому… Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит». Фёдор Достоевский, 1840-е годы Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия Тем временем, писатель занимается переводами, много читает, но пока мало пишет своего.
Сообщить об опечатке
- Внуки и правнуки
- Фёдор Достоевский – биография, портрет, творчество, женщины и дети, рост | Узнай Всё
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
- Достоевский: семья и ранние годы
- Поиск по сайту
Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков
Они познакомились в трудный для Достоевского период жизни. Она вошла в дом известного писателя, «сердцеведа» Достоевского, которым восхищалась порой даже чрезмерно, называя его своим кумиром, но реальная жизнь грубо «сдернула» ее с этих блаженных небес на твердую землю. 20-летняя Анна Сниткина. В один момент блестяще складывающая жизнь Достоевского перевернулась. Соглашусь, что книга в первую очередь о любви, но много также интересных деталей, в т.ч. о дне появления Анны на свет во время Крестного хода к Александро-Невской лавре, о дворянском образе жизни, о разных уголках Петербурга, о манере Достоевского сочинять.
Вторая жена Федора Достоевского Сниткина
Достоевский в воспоминаниях своей супруги | Онлайн-журнал Эксмо | Читайте полную биографию писателя Федора Достоевского на нашем сайте. |
Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя | тэги: достоевский, литература, личная жизнь, любимая, любовь, отношения. |
Федор Достоевский и Аполлинария Суслова 12 ноября 2021 года | Нижегородская правда | Но именно ей посвящен роман «Братья Карамазовы», именно она освещала жизнь Достоевского, организовывала его быт, стенографировала и издавала его произведения. |
Он посвятил ей "Братьев Карамазовых", а она ему жизнь: судьба Анны Достоевской
Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти. В конце концов во многом из жалости Мария всё-таки решилась выйти замуж за Достоевского, но семейная жизнь не задалась. 5 демонов Достоевского – тайные пороки и страстная любовь в семье писателя: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях».
Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
Достоевский без нее ездил за границу, писал романы и переживал романы; Мария Дмитриевна болела, жизнь медленно утекала из нее. О женщинах Достоевского, сколько их было, и какой след они оставили в жизни писателя – рассказал Егор Сартаков, доцент факультета журналистики МГУ им. сова, кандидат филологических наук. Мир Достоевского. Достоевский хорошо знал жизнь петербургского дна. Большинство столичных жриц любви в 40-е годы XIX века составляли либо немки, либо уроженки остзейских губерний.
Федор Достоевский
Среди последователей Михаила Васильевича встречались и скучающие болтуны, и прожектеры, но и радикально настроенные люди. Меры, принятые к петрашевцам, были связаны не с тем, что они читали письмо Белинского к Гоголю, а с их пропагандой свержения строя. Вряд ли их воспринимали всерьез, но дабы было не повадно, самых активных «дебоширов» в апреле 1849 года арестовали. Попал в их число и Федор Михайлович: Военно-судная комиссия признала его «одним из важнейших преступников» и приговорила к «смертной казни расстрелянием». Бунтарей решили проучить: сымитировав подготовку казни, их затем огорошили прощением. Один из петрашевцев сошел с ума, а Достоевский жил с перенесенным потрясением всю жизнь: это было путешествие в ад. Все дальнейшее было бесконечным исцелением души от боли, грехов, тьмы и соблазнов — он помнил лес в Даровом и мечтал увидеть луч солнца...
Этот «лес» был и на каторге... Но все — рядом: там же он полюбил замужнюю даму, Марию Исаеву, позже овдовевшую, ставшую его первой женой, но не принесшую счастья. А потом началось его возвращение к себе и успеху. Из всей этой истории Достоевский, «искатель правды в человеке», вышел глубоко религиозным человеком, лучом солнца для которого будет Иисус Христос. Вернувшись с каторги, он грезил повторением литературного успеха. Александр Герцен назовет Достоевского русским Данте, спустившимся в ад.
Не отличаясь богатым языком, он был фантастически психологичен и практически в каждом произведении совершал прогулку в преисподнюю той или иной души. И читатели шли за ним — ужасаясь возможной глубине падения, падая вместе с героями и с мучительной надеждой поднимаясь затем обратно. Уже ощущая болезненную страсть к бильярду, летом 1862 года Достоевский отправился за границу подлечить больные легкие. Кажущаяся простота выигрыша крупной суммы для покрытия долгов просто лишила его разума. Мелькнул ярким лоскутом обжегший его душу роман с известной прелестницей Аполлинарией Сусловой он опишет это в романе «Игрок» , резанут и заставят кровоточить сердце смерти жены и старшего брата: он возьмет на себя его долги и, чтобы продолжать издание его журнала, положит голову на эшафот долговых расписок. Идеи затем воплощенные в «великом пятикнижии» — «Преступлении и наказании», «Бесах», «Подростке», «Идиоте» и «Братьях Карамазовых» требовали работы, включения, но силы отъедали мысли о бесконечных долгах, и он играл снова и снова, чтобы однажды огромная сумма освободила его от материального порабощения — в пользу духовного.
Фото: Public Domain Он даже придумал свою систему выигрышей, но она из раза в раз давала сбой. Кабальные условия договора с издателем его собрания сочинений Ф. Стелловским принуждали его завершить роман «Игрок» в сжатые сроки.
Интересно, что и Ясинский, и Минский говорят, что это, совершенно очевидно, была мистификация Достоевского. В пересказе Ясинского есть такая деталь.
Итак, И. Тургенев, судя по всему, был главным источником последующих кривотолков, сам же он был уверен, что со стороны Достоевского это была мистификация. Возникает вопрос: если девочки не было, то что же тогда произошло во время свидания двух писателей, да и было ли оно? Интерпретации Современный исследователь В. Захаров приходит к выводу, что Тургенев всё сочинил, сердитый на Достоевского после злой пародии на него в романе «Бесы».
Подобная интерпретация имеет, конечно, основания, но, может, стоит поверить Тургеневу: как-то не укладывается в голове, что он целиком сочинил всю эту историю. Что-то, видимо, было на самом деле, нет дыма без огня. Иван Сергеевич, судя по воспоминанию Минского, воспринял эту выходку Федора Михайловича исключительно как провокацию, направленную на оскорбление лично его, Тургенева. Отчасти это, вероятно, так и было, но при этом Тургенев как будто не замечает еще одного и не менее важного смысла неприличной выходки Достоевского. Комментируя эту историю, которая обсуждалась в русской печати, отец Сергий Булгаков в статье «Русская трагедия» 1914 г.
Того же мнения впоследствии придерживался и Томас Манн. Нельзя забывать об особенности Достоевского как художника: он в себе и на себе «перетащил» всё, что переживали его герои. Скажем, все места Петербурга Раскольникова автор исходил вослед своему герою, переживая всё, что тот пережил. Или вот Старая Русса «Братьев Карамазовых»: домом отцеубийства автор сделал собственный дом. Он мог целыми часами говорить словами и мыслями своего героя, старого князя».
Можно также вспомнить, как Достоевский писал письма брату слогом господина Голядкина. Очевидно, это было ему необходимо, такое вживание в своих героев, своеобразный эксперимент на себе и на своих слушателях. В воспоминаниях Е.
Еще до отъезда в Европу Анне Сниткиной пришлось столкнуться с эпилептическим припадком Достоевского. Причем произошло это не дома, а в гостях у сестры. Припадок Достоевского был настолько страшен и сопровождался таким нечеловеческим криком, что сестра с зятем в страхе убежали из гостиной. Все присутствующие впервые в жизни воочию увидели падучую болезнь, и только одна Анна Сниткина не растерялась и оказала посильную помощь мужу. После приступов болезни Достоевский очень долго возвращался в нормальное состояние, он чувствовал себя подавленным и потерянным. Эпилепсия не только омрачала семейную жизнь, но еще и передалась по наследству сыну Алеше.
Вторым потрясением для молодой жены Достоевского явилась безудержная страсть супруга к азартным играм. Еще во время медового месяца в Дрездене он на неделю оставил Анну Сниткину одну, а сам уехал попытать игорного счастья в Гомбург, откуда беспрестанно присылал письма с просьбой выслать денег. Это было началом будущих финансовых потерь, которые просто неизбежны при такой пагубной страсти. В рулеточный город Баден-Баден они поехали уже вместе. Всего за неделю Достоевский проиграл все имеющиеся в наличии деньги, так что в дальнейшем пришлось закладывать драгоценности. Особенно сожалела жена Достоевского Анна Сниткина о невыкупленном свадебном подарке мужа — броши и серьгах с вкраплениями бриллиантов и рубинов. На игру уходили и деньги, присылаемые из Петербурга матерью Анны. Слабость Достоевского состояла в том, что он не мог в нужную минуту остановиться и играл до последнего талера. Первой женой Достоевского была Мария Дмитриевна Исаева, которая умерла от чахотки, и с которой семейные отношения были тяжелыми.
Вторая жена Достоевского Анна Сниткина. Осенью 1867 года этот игорный кошмар закончился — пара переехала в Женеву, где Достоевский приступил к написанию романа «Идиот».
Впрочем, этот грубоватый, нервный мужчина, стоявший перед ней, казался совсем не похожим на того лихого, благородно мыслящего автора, которого она так много читала и о котором так мечтала. Светло-каштановые волосы Достоевского были сильно напомажены и тщательно приглажены, но его лицо было бледным и болезненным на фоне поношенного синего суконного жакета. Он казался рассеянным и взволнованным, каждые несколько минут просил Анну напомнить ему ее имя. Его глаза тоже беспокоили ее. Левый был карий, в то время как у правого зрачок был настолько расширен, что даже нельзя было увидеть радужную оболочку — результат, как она позже выяснит, несчастного случая много лет назад, когда он упал на острый предмет во время эпилептического припадка.
Видят, что надо трудиться, а трудиться теперь кому же охота? Он предложил ей сигарету. Достоевский испытывал ее, как он часто делал при встрече с незнакомыми людьми. Для него все было испытанием: любовь, отношения, сама жизнь. Ему особенно хотелось определить, была ли эта Анна Сниткина похожа на многих прогрессивных молодых женщин, которые появились по всей России в 1860-х годах после Великих реформ царя Александра II — серии радикальных политических, социальных и экономических изменений, введенных после унизительного поражения России во время недавней Крымской войны. Анна действительно с гордостью считала себя эмансипированной «девушкой 60-х», как часто называли себя молодые российские феминистки ее поколения. Воспользовавшись новым духом открытости, социально сознательные россияне начали выражать сдерживаемое до тех пор желание радикальных перемен в рамках традиционной авторитарной семейной структуры.
Они настаивали на том, чтобы женщинам была предоставлена возможность играть более важную роль в восстановлении российского общества после войны. В эти годы появилось беспрецедентное количество книг и статей о семье и роли женщин в России, что породило дискуссию, которая со временем стала известна как «женский вопрос». Достоевский не был врагом этого нового российского феминистского движения. В действительности, он был одним из немногих крупных писателей того времени, которые открыто выступали за расширение интеллектуальных возможностей для женщин. На страницах «Времени» — в одном из тех номеров, где Анна читала «Униженных и оскорбленных» — Достоевский защищал феминисток от консервативных критиков, которые отвергали их сторонников как «эмансипаторов». По его мнению, эмансипация женщин была вопросом «христианской любви к человечеству, о воспитании себя во имя взаимной любви — любви, которую женщина сама тоже имеет право требовать». Такие отношения между полами, утверждал он, совершенно здоровы и желательны и будут неизбежны, когда повысится уровень самого общества.
Чуткость Достоевского к бедственному положению русских женщин была очевидна в его произведениях, в которых фигурирует множество женских персонажей, угнетенных родителями, мужьями, опекунами или благодетелями, или погрязших в крайней нищете, из которой они не могут выбраться, кроме как выйдя замуж, занимаясь проституцией или вступая в какой-либо форме патологические отношения с мужчиной. Однако, несмотря на все его симпатии к феминизму, Достоевского отталкивала дерзость многих радикальных феминисток. Он возмущался этим дивным новым миром, находящимся под сильным влиянием Запада, который ценил «разврат приобретения, цинизм и материализм» и, что особенно важно, свободную любовь. У одинокого вдовца, которого романтически отвергла не одна прогрессивная молодая женщина, также были личные причины уклоняться от этой разновидности феминизма. Что заинтриговало Достоевского в Анне Сниткиной, так это то, что она казалась непохожей на более радикальных феминисток той эпохи: она казалась сдержанной, а не импульсивной или опрометчивой. Когда Анна вежливо отказалась от его сигареты, писатель был поражен ее «умением себя держать» и был рад, что встретил такую «серьезную и способную девицу». Анна не поняла бы этого по грубоватому поведению Достоевского, но ему понравился такой потенциальный сотрудник.
Безусловно, помогло и то, что она не стригла волосы, не носила очки и не курила — три типичные антибуржуазные привычки «новой женщины». Благодаря сочетанию женской скромности и профессионального такта, она произвела отличное первое впечатление.
Когда-то стенографистка Достоевского, а потом его жена
Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В.
Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред.
Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого.
В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда».
Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества.
Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает при содействии А. Кони колонии малолетних преступников 1875 и Воспитательный дом 1876.
В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь , где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. Млодецкого, стрелявшего в М. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя.
В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся... История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России». Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами.
Кончина Федор Михайлович Достоевский на смертном одре 29 января 1881 В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества , работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января. Он собирался «издавать «Дневник писателя»... В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь.
Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
На допросах он давал минимум информации. О существовании тайного общества и других радикально настроенных членов, сторонников Спешнева следователи так и не узнали. Во многом это спасло как самого писателя, так и его сподвижников. Хотя жизнь литератора все равно висела на волоске. Достоевский и Ч.
Фото 1858 г. После ареста Достоевский попал в заключение. На протяжении целых 8 месяцев он находился в Петропавловской крепости, где ожидал своей участи. Решением суда писателя приговорили к высшей мере наказания. В вину ему вменяли то, что он знал о содержании письма Белинского Гоголю, и не донес на автора. Более того, распространял запрещенную информацию, тем самым подрывал государственный строй и устои общества. До исполнения приговора, однако, так и не дошло.
Распоряжением самого императора, петрашевцев отправили в ссылку. Было ли столь суровое решение суда реальным действием, попыткой обезопасить царский режим или же искусно разыгранным спектаклем, чтобы напугать противников власти — сказать сложно. Точки зрения на этот вопрос различаются. Федор Михайлович Достоевский Интересно, что уже после принятого решения, петрашевцам о проявленной имперской милости не сказали. В положенный день их вывели на плац, объявили о приговоре и приготовились расстрелять. Об отмене сурового наказания сказали в последний момент. Инсценировка казни произвела на Достоевского серьезное впечатление.
Некоторые приговоренные после разыгранного властями спектакля сошли с ума. Писателя отправили на каторгу в Омск на 4 года. После этого, решением императора, еще столько же он должен был служить рядовым в войсках. Свое наказание Достоевский отбыл практически полностью, когда скончался император Николай I. Надеясь на помилование, писатель попросил давних знакомых ходатайствовать о нем перед императором. Благодаря его стараниям, Достоевский был амнистирован. Однако по приказу нового правителя за ним устанавливалась тайная слежка, чтобы убедиться в благонадежности ссыльного литератора.
Расцвет творчества Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома». Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух. Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия». В 1866 появляется «Преступление и наказание».
Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота». В 1875 был напечатан роман «Подросток». Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» 1880 , которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. Личная жизнь Классик отечественной литературы был женат 2 раза. Первой супругой литератора стала Мария Исаева, с которой тот познакомился после долгих лет ссылки и каторги. Семейная жизнь пары была короткой.
Отсюда и пошла фамилия рода Достоевских. По воспоминаниям Федора Михайловича, родители работали неустанно, чтобы дать детям хорошее образование и воспитать их достойными людьми. Первые уроки грамоты и письма будущий писатель получил от матери. Его первые книги — религиозная литература, которой увлекалась набожная родительница. Позднее в своих произведениях «Братья Карамазовы» и др. Отец давал детям уроки латыни. Французский язык Федор выучил благодаря Николаю Драшусову Сушарду , которого позднее вывел в романе «Подросток» под фамилией Тушар. Сыновья преподавателя учили его математике и словесности. В тринадцать лет Фёдор Достоевский поступил на обучение в пансион Л. Чермака, а через три года отец, удрученный смертью жены, отправил старших сыновей на учебу в санкт-петербургский пансион Костомарова. Он уготовил мальчикам стезю инженеров: они окончили Главное инженерное училище, однако в выбранной профессии себя не реализовали. Начало творческого пути В инженерном училище писатель организовал литературный кружок и создал несколько театральных пьес в начале 1840-х гг. Эти рукописи не сохранились. После учебы в 1843 году Достоевского направили на службу в инженерную команду в Петербурге, однако на должности он долго не продержался. Двадцатитрехлетний поручик уходит со службы, решив посвятить себя литературе. В 1845 году Федор Михайлович закончил роман «Бедные люди». Читать первому это произведение выпало Николаю Некрасову. Прочтение заняло одну ночь, после чего автор «Кому на Руси жить хорошо? При участии Некрасова роман был издан в альманахе «Петербургский сборник». Второе его произведение — «Двойник» — публика не поняла и отвергла. Критика шельмовала молодого автора, именитые писатели его не понимали. Он ссорится с И. Тургеневым и Н. Некрасовым, его перестали печатать в «Современнике». Вскоре произведения Достоевского появились в «Отечественных записках». Арест и каторга Знакомство с социалистом Петрушевским кардинально изменило судьбу Федора Достоевского. Он участвует в пятничных собраниях, а со временем вошел в тайное общество, которое возглавлял коммунист Спешнев. За то, что писатель публично прочитал запрещенное письмо Белинского к Гоголю, его арестовали в 1849 году. Он так и не успел насладиться успехом романа «Белые ночи», вышедшего годом ранее. Восемь месяцев, на протяжении которых велось следствие, Достоевский провел в Петропавловской крепости. Военный суд вынес приговор — смертная казнь. Казнь оказалась инсценировкой: перед началом исполнения писателю зачитали указ об изменении меры наказания. Ему предстояло отбыть восьмилетнюю сибирскую каторгу через месяц этот срок уменьшили вполовину.
Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского. После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом». Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге. Причём довольно банально: «У меня один арестант, искренно преданный мне человек говорю это без всякой натяжки , украл Библию, единственную книгу, которую позволялось иметь на каторге; он в тот же день мне сам сознался в этом, не от раскаяния, но жалея меня, потому что я её долго искал».
Какие женщины вызывали отвращение у Достоевского: его слова все объясняют
Достоевский в воспоминаниях своей супруги | Онлайн-журнал Эксмо | Федор Михайлович Достоевский, хоть и был человеком прямолинейным, но старался не афишировать личную жизнь. |
Одинокая и непонятая дочь Достоевского | Личная жизнь. Романами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского зачитывается весь мир, ему ставят памятники и называют в его честь улицы. |
Проститутки, буллинг и другие неприятные факты о Достоевском
Федор Достоевский — увлекающаяся натура как в творчестве, так и в личной жизни. До Достоевского никто не касался темы изображения жизни каторжных[180]. В последние минуты жизни Достоевский держал её за руку и шептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!».
Что стало с детьми Достоевского, Толстого, Есенина и других классиков
Вскоре после возвращения она родила сына Федора это был уже их третий ребенок после первенца Софии, которая умерла в три месяца, и дочки Любы , но, невзирая на хлопоты с новорожденным, Анна Григорьевна решила сама разобраться с кредиторами. Она договорилась с ними об отсрочке платежа и начала заниматься тем, что никогда не делал ни один из русских писателей: готовить роман «Бесы» к самостоятельной публикации без помощи издателей. Со свойственной ей педантичностью Достоевская разобралась во всех тонкостях издательского дела, и «Бесы» разошлись моментально, принеся хорошую прибыль. И с тех пор супруга писателя самостоятельно занималась публикациями всех произведений своего гениального мужа. В 1875 году в семье случилось еще одно радостное событие — родился второй сын, Алексей.
Но, к несчастью, ему передалась болезнь Федора Михайловича, эпилепсия, и первый же приступ, случившийся с мальчиком в 3 года, его убил. Писатель был вне себя от горя, и Анна Григорьевна настояла на том, чтобы он отправился в Оптину пустынь, а сама осталась наедине со своей бедой. Я охладела ко всему: к хозяйству, делам и даже к собственным детям», — напишет она в своих «Воспоминаниях» годами позже. Вернувшись из Оптиной пустыни, Федор Михайлович сел за главное творение своей жизни — «Братьев Карамазовых».
Анна, как всегда, стенографировала, ведь к Рождеству 1881 года роман должен был быть издан. Последний труд Достоевского, который он посвятил Анне Григорьевне, был завершен 8 ноября 1880 года. Спустя 2 месяца после публикации великого писателя не стало. Анне Григорьевне Сниткиной, в замужестве Достоевской, было 34 года.
Анна с дочерью Любой и сыном Федором. После смерти Федора Михайловича Анна Григорьевна больше никогда не выходила замуж, а на вопрос, почему она не найдет себе супруга, отвечала: «Да и за кого можно идти после Достоевского? Разве за Толстого. Так он женат!
А ведь в действительности я не отличалась красотой, не обладала ни талантами, ни особенным умственным развитием, а образования была среднего гимназического. И вот, несмотря на это, заслужила от такого умного и талантливого человека глубокое почитание и почти поклонение». Анна Григорьевна пережила писателя на 37 лет и все эти годы посвятила его памяти: только полные собрания сочинений гениального мужа при ее жизни издавались 7 раз, а отдельные книги — в еще большем количестве. В конце XIX века она спустя многие годы принялась за расшифровку стенографических записей 1867 года, которые, как и их письма с супругом и «Воспоминания», были опубликованы уже после смерти Достоевской, поскольку она сама считала их издание нескромным.
В память о Федоре Михайловича она организовала в Старой Руссе — там, где у супругов была дача, — школу для бедных крестьянских детей.
Вспомните, кого я потеряла? Я лишилась лучшего в мире человека, составлявшего радость, гордость и счастье моей жизни, мое солнце, мое божество! Пожалейте меня, лично меня пожалейте и не говорите мне про потерю России в эту минуту! Действительно, мы с мужем представляли собой людей «совсем другой конструкции, другого склада, других воззрений», но «всегда оставались собою», нимало не вторя и не подделываясь друг к другу, и не впутывались своею душою — я — в его психологию, он — в мою, и таким образом мой добрый муж и я — мы оба чувствовали себя свободными душой.
Федор Михайлович, так много и одиноко мысливший о глубоких вопросах человеческой души, вероятно, ценил это мое невмешательство в его душевную и умственную жизнь, а потому иногда говорил мне: «Ты единственная из женщин, которая поняла меня! Его отношения ко мне всегда составляли какую-то «твердую стену, о которую он чувствовал это , что он может на нее опереться или, вернее, к ней прислониться. И она не уронит и согреет». Сначала мне представлялось странным, как это Федор Михайлович, с таким мужеством перенесший в своей жизни столько разнородных страданий заключение в крепости, эшафот, ссылку, смерть любимого брата, жены , как он не имеет настолько силы воли, чтобы сдержать себя, остановиться на известной доле проигрыша, не рисковать своим последним талером. Мне казалось это даже некоторым унижением, недостойным его возвышенного характера, и мне было больно и обидно признать эту слабость в моем дорогом муже.
Можно ли было добиться такого исхода возмущениями вполне справедливыми! Любить — это держать на коленях его голову во время припадка и смотреть на искаженное до неузнаваемости родное лицо. Любить — это пережить вместе смерть дочки-первенца и младшего сына.
Любить — это, оставшись одной в 34 года, всю свою жизнь посвятить детям и увековечению памяти их отца. Любить — это однажды услышать от своего мужа: «Мне Бог тебя вручил, чтоб ничего из зачатков и богатств твоей души и твоего сердца не пропало, а напротив, чтоб богато и роскошно взросло и расцвело; дал мне тебя, чтоб я свои грехи огромные тобою искупил, представив тебя Богу развитой, направленной, сохраненной, спасенной от всего, что низко и дух мертвит». Перечитываю эти строки в сотый раз — и думаю, что, наверное, это та фраза, которую каждый муж в той или иной форме должен сказать своей жене.
И не просто сказать, но и исполнить. Конечно, я могу назвать еще с десяток потрясающих и тоже горячо любимых мною книг о настоящей любви, но та самая книга со «скучным» названием, к тому же написанная не профессиональным писателем, а просто горячо любящей женщиной, имеет одно неоспоримое преимущество: в ней всё — правда. Мы с удовольствием читаем и перечитываем десятки, сотни красивых, но… выдуманных историй о любви.
А бывает ли так «красиво» в жизни? Порой мы горько вздыхаем, думая, что у нас-то — не так, и уже собираемся ответить себе: «Нет, не бывает». Но все-таки — да.
По-другому, не так, как в любимом романе: более сложно, более прозаично как кажется на первый взгляд , но от этого — еще более красиво. И история, рассказанная позабытой многими женой всемирно известного писателя, — тому подтверждение.
Левый был карий, в то время как у правого зрачок был настолько расширен, что даже нельзя было увидеть радужную оболочку — результат, как она позже выяснит, несчастного случая много лет назад, когда он упал на острый предмет во время эпилептического припадка. Видят, что надо трудиться, а трудиться теперь кому же охота? Он предложил ей сигарету. Достоевский испытывал ее, как он часто делал при встрече с незнакомыми людьми. Для него все было испытанием: любовь, отношения, сама жизнь.
Ему особенно хотелось определить, была ли эта Анна Сниткина похожа на многих прогрессивных молодых женщин, которые появились по всей России в 1860-х годах после Великих реформ царя Александра II — серии радикальных политических, социальных и экономических изменений, введенных после унизительного поражения России во время недавней Крымской войны. Анна действительно с гордостью считала себя эмансипированной «девушкой 60-х», как часто называли себя молодые российские феминистки ее поколения. Воспользовавшись новым духом открытости, социально сознательные россияне начали выражать сдерживаемое до тех пор желание радикальных перемен в рамках традиционной авторитарной семейной структуры. Они настаивали на том, чтобы женщинам была предоставлена возможность играть более важную роль в восстановлении российского общества после войны. В эти годы появилось беспрецедентное количество книг и статей о семье и роли женщин в России, что породило дискуссию, которая со временем стала известна как «женский вопрос». Достоевский не был врагом этого нового российского феминистского движения. В действительности, он был одним из немногих крупных писателей того времени, которые открыто выступали за расширение интеллектуальных возможностей для женщин.
На страницах «Времени» — в одном из тех номеров, где Анна читала «Униженных и оскорбленных» — Достоевский защищал феминисток от консервативных критиков, которые отвергали их сторонников как «эмансипаторов». По его мнению, эмансипация женщин была вопросом «христианской любви к человечеству, о воспитании себя во имя взаимной любви — любви, которую женщина сама тоже имеет право требовать». Такие отношения между полами, утверждал он, совершенно здоровы и желательны и будут неизбежны, когда повысится уровень самого общества. Чуткость Достоевского к бедственному положению русских женщин была очевидна в его произведениях, в которых фигурирует множество женских персонажей, угнетенных родителями, мужьями, опекунами или благодетелями, или погрязших в крайней нищете, из которой они не могут выбраться, кроме как выйдя замуж, занимаясь проституцией или вступая в какой-либо форме патологические отношения с мужчиной. Однако, несмотря на все его симпатии к феминизму, Достоевского отталкивала дерзость многих радикальных феминисток. Он возмущался этим дивным новым миром, находящимся под сильным влиянием Запада, который ценил «разврат приобретения, цинизм и материализм» и, что особенно важно, свободную любовь. У одинокого вдовца, которого романтически отвергла не одна прогрессивная молодая женщина, также были личные причины уклоняться от этой разновидности феминизма.
Что заинтриговало Достоевского в Анне Сниткиной, так это то, что она казалась непохожей на более радикальных феминисток той эпохи: она казалась сдержанной, а не импульсивной или опрометчивой. Когда Анна вежливо отказалась от его сигареты, писатель был поражен ее «умением себя держать» и был рад, что встретил такую «серьезную и способную девицу». Анна не поняла бы этого по грубоватому поведению Достоевского, но ему понравился такой потенциальный сотрудник. Безусловно, помогло и то, что она не стригла волосы, не носила очки и не курила — три типичные антибуржуазные привычки «новой женщины». Благодаря сочетанию женской скромности и профессионального такта, она произвела отличное первое впечатление. Анне стало ужасно смешно, но она сдержала улыбку. Затем, на случай, если у Достоевского остались какие-то сомнения на ее счет, она добавила: — Но если вам при моей помощи работать будет неудобно, то прямо скажите мне об этом.
Будьте уверены, что я не буду в претензии, если работа не состоится. Чтобы проверить навыки стенографистки, писатель взял экземпляр «Русского вестника», где в том году «Преступление и наказание» выходило частями, и начал читать из него — очень быстро — ожидая, что девушка будет писать под диктовку.