Первая страница Декларации прав женщины и женщины-гражданина Декларация прав женщины и гражданина (французский язык: Déclaration des droits de la femme et de.
Право быть Женщиной
В истории появления прав женщин было много важных этапов, которые повлияли на изменение общественного отношения к роли женщин. Благодаря активной борьбе за свои права и гендерное равенство, женщины постепенно стали приобретать больше свободы и возможностей для самореализации. Основные причины возникновения движения за права женщин Возникновение движения за права женщин связано с рядом основных причин: Патриархальная система Веками женщины были подвержены дискриминации и ограничениям, связанным с патриархальной системой, которая установила главенствующую роль мужчин в обществе. Ограниченные возможности Женщины были лишены равных условий в образовании, трудоустройстве, политическом участии и других сферах жизни, что ограничивало их возможности и самореализацию.
Инспирация другими движениями Возникновение движения за права женщин в значительной степени было вдохновлено успехами и идеалами других социальных движений, таких как движение за равноправие рас и движение за гражданские права. Несправедливые законы и нормы Женщины сталкивались с несправедливыми законами и нормами, которые лишали их свободы, автономии и возможности принимать участие в общественной и политической жизни. Образование и осознание Распространение образования и осознание своих прав и потенциала стали ключевыми факторами для возникновения движения за права женщин.
Движение за равноправие Движение за права женщин было частью более общего движения за равноправие и социальную справедливость, которое проникало в различные сферы общества. Первые вехи достижения равноправия женщин История борьбы за равноправие женщин начинается далеко в прошлом. В течение веков женщины были лишены основных прав и свобод, ограничены в возможностях и обязанностях.
Однако, несмотря на это, они находили способы протеста и борьбы за свои права. В древней Греции женщины не имели права выбирать мужа, они были вынуждены выходить замуж по решению отца или других мужчин в семье. Однако уже в VII веке до н.
В Швеции аналогичный закон был принят в 1874 году [12]. В ФРГ в 1957 году был принят закон о равноправии, по которому муж больше не мог распоряжаться имуществом жены, полученным до брака, а имущество, приобретенное в браке, становилось общей ценностью, подлежащей справедливому разделу при разводе, муж лишался права тратить зарплату жены по своему усмотрению женщины теперь могли сами открывать банковские счета и не мог больше требовать у работодателя её увольнения [13]. В США в 1963 году начал действовать закон о равной оплате, запретивший дискриминацию по признаку пола в сфере оплаты труда, в 1968 году был принят закон о равенстве полов в жилищном строительстве, в 1974 году — о равенстве женщин в образовании, в 1975 году — о равных возможностях при кредитовании [14]. Аборты без медицинских показаний были разрешены в Великобритании в 1967 году, в США — в 1973 году по всей стране решение Верховного суда США по делу « Роу против Уэйда » , во Франции — в 1979 году [15]. Основная статья: Женское избирательное право До XIX века право женщин голосовать предоставлялось локально и, как правило, сопровождалось дополнительными ограничениями имущественный ценз , положение в семье, обществе и т. Затем начался период роста активности движения за женское избирательное право. Это привело к его закреплению в международном праве в середине XX века. В настоящее время женское избирательное введено в большинстве стран мира.
Одними из первых женское избирательное право ввели Новая Зеландия 1893 , Австралия 1902 , в Европе — Великое княжество Финляндское в составе Российской империи , 1906 , в исламском мире — Крымская народная республика 1917 [16]. В январе 1918 года III Всероссийский съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа , которая предоставила женщинам равные политические права с мужчинами. В июле 1918 года первая советская конституция закрепила эти права и юридическое равенство мужчины и женщины. Женщина-работница в капиталистическом обществе особенно забита, бесправна; ее права во всех областях ниже даже тех нищенских прав, которые буржуазия предоставила рабочему-мужчине.
Начиная с доисторических времен, женщина была ограничена в своих правах и вынуждено подчинялась мужчинам. Это можно заметить в отсутствии до определенного момента избирательных прав, затруднительном участии в общественной и социальной жизни, а также невозможности реализовать свое право в управлении государственными делами и занимать руководящие посты. Со времен благодаря развитию нормативно-правой базы в отношении прав человека и, в частности прав женщин, можно наблюдать тенденцию к расширению возможностей женщин реализовать себя в различных областях жизни.
Однако несмотря на наличие огромного числа инструментов, и механизмов обеспечения прав, женщины все равно сталкиваются с дискриминационными действиями в отношении них, а также становятся заложниками стереотипных представлений об их положении в обществе. В данной статье будет представлена история становления института прав женщин в России от Древней Руси до начала ХХ века. В доисторический период женщина играла огромную роль в жизни племени, так как на нее возлагалась работа по собирательству, обустройству жилища, а также приготовлению пищи, воспитанию детей ввиду того, что мужчинам отведена была роль добытчика и защитника племени. В Древней Руси роль женщины можно прослеживать только через призму брачно-семейных отношений. Они были ограничены в своих правах, но если женщина приходила в дом мужа с приданным, то у нее было больше власти в доме мужа, в отличие от тех, кто попадал в качестве военной добычи или похищенной в результате воровства или грабежа. Те девушки, что подобным образом находились в доме, становились собственностью мужа и не имели никаких прав и привилегий. С течением времени у женщин появилась возможность распоряжаться наследством.
Данное право регламентировалось Русской Правдой. В XVI веке был создан Домострой, в котором были собраны правила и советы по всем направлениям жизни. Женщина здесь представлена, как послушная «душа семьи», которая воспитывает детей, повинуется воли мужа отца, хозяина и представляет собой добрую, трудолюбивую деву. В данном историческом памятнике права появляется часть о том, что девушек необходимо выдавать замуж в возрасте 15 лет. Сделано это было для того, чтобы уберечь молодых дев от проблем со здоровьем, ведь как известно главное предназначение женщины того времени — это родить здоровое потомство. На взгляд Н.
Многие до сих пор думают, что первыми феминистами на Земле были наши большевики, разом наделившие женщин всеми мыслимыми правами и свободами. Однако это не совсем так. Первыми феминистами были министры Временного правительства. Они утвердили положение о выборах Учредительного собрания, в котором женщинам впервые гарантировали равные избирательные права. На тот момент во всём мире им обладали лишь жительницы Норвегии, Дании, Австралии, Новой Зеландии и ряда американских штатов. Огромным прорывом мирового значения было и введение у нас восьмичасового рабочего дня для женщин. Запрещалось привлечение женщин к сверхурочным и ночным работам, а также вредным для женского здоровья производствам. И первые годы советской власти стали звёздным часом феминизма. При непосредственном участии Коллонтай большевики начали проводить либеральную политику в отношении женщин: установили равную оплату труда, равные имущественные права, упростили процедуру заключения и расторжения брака, разрешили аборты, закрепили смешанное обучение в школах и гимназиях.
Страна разумного феминизма: как Россия первой защитила права женщин
Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. Право голоса Почти 125 лет назад начался этот процесс, который более века спустя не закончился, поскольку некоторые страны в мире все еще ограничивают права женщин. Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. Ежегодно 8 марта отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин, исторически появившийся как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство и эмансипацию. Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. Хронология юридических прав женщин (за исключением права голоса) отражает формальные изменения и реформы, касающиеся прав женщин.
Появление прав женщин в России
- История возникновения женских прав
- Когда у женщин появились права: история и важные этапы
- Ученые: у кого больше прав по закону - у мужчин или у женщин
- Женщины Петрограда
- История и значимость появления прав у женщин в России
- Интересные викторины по теме
Каким было женское образование в Российской империи
Правда, продукт не стал популярным. Для установки диафрагмы нужно было обращаться к врачу. Это дорого обходилось, к тому же культуры посещения гинекологов тогда не было. Проще говоря, женщины стеснялись. Как пуританам не удалось остановить прогресс Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто.
В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне. Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением. Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них.
Похожие тенденции наблюдались не только в США. На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков. Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру.
Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт. Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность.
Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию. Как таблетка изменила мир В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании. А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль.
В 1950 году активистка встретилась с американским исследователем Грегори Пинкусом и убедила его заняться разработкой оральных контрацептивов. Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния. Одновременно с американцами над изобретением таблетки работали европейские ученые. В 1961 году Schering AG, которая позднее вошла в состав Bayer, выпускает на рынки Германии и Австралии гормональный контрацептив «Ановлар».
Доля гормонов в нем была значительно ниже, чем в американских аналогах, что делало его безопаснее.
Из этого получилось немного, кроме как опусы наподобие, что у женщины меньше жизненного тепла, чем у мужчины, а живут дамы дольше лишь потому, что меньше работают и интимные связи для них не так изнурительны. Средневековые учёные мужи обращались к опыту Гиппократа и Галена, а также к астрологии. Зимние, весенние, летние, осенние — для всех нужна была особая модель поведения. Масса внешних проявлений — стремление к красоте и изящности, тяга к материальному, умелое ведение хозяйства, — была вызвана крепкой связью женщины с природой и потусторонним миром. Так, по крайней мере, думали мужчины. Дамы, разумеется, книг не писали. Обиженные и мстительные графини или придворные дамы предпочитали словам действия. В 1322 Якоба, женщина-врач из Франции, написала в Парижский университет с просьбой разрешить женщинам врачевание, но ей отказали. Самый большой интерес вызывают, конечно, истории о сожженных на костре женщинах.
Удивительно, но до XIV века женщин, обвиненных в колдовстве, светский суд судил куда строже церковного. Наказывали за реальный вред, нанесенный ворожбой: например, ведьм обвиняли во всех неурожаях и болезнях. Чуть позже связь человека с дьяволом признали большим преступлением и бросились разоблачать колдунов. В 1478 доминиканские монахи Шпрингер и Инститорис написали книгу «Молот ведьм» — небезызвестное пособие для инквизиторов. Авторы убеждали читателей, что именно женщины легче отклоняются от веры. Слабый пол, по их словам, не может обуздать свою сексуальность и для утоления плотского голода предается утехам с дьяволом. К тому же, женщины болтливы и быстро передают друг другу свои заблуждения. За неугодные Богу дела сжигали, конечно, не только женщин, но их всегда было больше, чем мужчин. Бить по праву! Во времена раннего Средневековья кое-какие права у женщин все-таки были.
И то сказать: подружки, сплетни, какие-то происшествия, да к тому же и зарплату платят. И мужу можно сказать сурово: "Я работаю точно так же, как и ты". А поскольку люди обычно выбирают то, что более престижно и одновременно что менее энергозатратно - совершенно понятно, что женщины выбирают карьеру, а не семью. Придумать и объяснить, почему так, - очень просто. Зачем же я училась?
Ведь у меня такая ценная профессия. Как мы проживём на одну зарплату? Я тоже хочу усовершенствоваться и расти, а не сидеть в четырёх стенах. И все эти объяснения - не лишены разумности. Вполне резонные объяснения.
Но интегральный результат такой - белое население вымирает и, как следствие, активно замещается другим, пришлым, населением - небелым. И, естественно, через несколько поколений белые станут национальными меньшинствами в когда-то своих странах. А как хорошо всё начиналось: женские права, сознательное материнство, право на выбор - ну, сами знаете. Речь вообще идёт вот о чём. В целом, на что ориентированы женщины: на семью или на работу вне дома?
Там, где они в массе ориентированы на работу - начинается и успешно продолжается вымирание. Вот так стоит вопрос. Отдельные особи женского пола могут выбрать карьеру, политику, искусство, могут не выходить замуж или оставаться бездетными - во все времена такие люди были. Но погоду делают массовые процессы, простые, ничем не отмеченные девчонки и тётеньки. Сегодня они ориентированы на работу, карьеру, интересную жизнь.
А семья-дети - это так, как уж там придётся. Вот такая цена была заплачена белым человечеством за эмансипацию, равноправие, женское образование, сознательное материнство и прочие замечательные вещи. Но это не единственное последствие эмансипации и массового женского труда вне дома. Есть и другие. О них - дальше.
Часть 3 Эмансипация, равноправие и всеобщая работа белых женщин вне дома существеннейшим образом преобразили и мужчин тоже. И по-другому быть не могло. Мужчина и женщина - это не отдельные существа. Это две ипостаси одного - человека. Недаром естественное народное представление: холостой - это недочеловек, полчеловека.
Такие неполиткорректные высказывания в изобилии имеются в сборнике "Пословицы русского народа", каждый может ознакомиться. Там есть и оскорбляюще уши любой феминистки - "Жизнь без мужа - поганая лужа". Не случайно и полноправный римский гражданин, и член русской крестьянской общины - это не свободная независимая личность. Это семейный, женатый мужик. То есть по существу, по сути дела, человеком признаётся ПАРА.
Почему говорится о тягловом мужике, а не о паре? Да просто потому, что он, мужик, представляет пару в сношениях с внешним миром. Наверняка найдётся глубокий эконом, который скажет: ну что вы такое плетёте? Тогда было невозможно прожить в одиночку: мужик пашет - баба дома горшки ворочает, а теперь всё прогрессивно и политкорректно. Поэтому отвечу эконому в превентивном, так сказать, порядке.
В те дикие времена, когда личность не уважалась с надлежащим трепетом, а бабы знали своё место равно как, впрочем, и мужики , белое человечество на утлых судёнышках переплывало океан, покоряло и заселяло!!! Сибирь, осваивало Дикий Запад, строило величественные сооружения практически вручную, прокапывало каналы и делало впечатляющие открытия. А вот теперь при громадной технической базе, наработанной в прошлых поколениях, жизнь скукоживается, сдувается, территория оголяется и народ просто не мыслит взяться за какой-то масштабный проект. Вернёмся, впрочем, к мужчинам-женщинам. А почему?
Да потому что человек - женщина ли, мужчина - это лишь половина целого. Недаром один он не может размножаться - размножается пара. Отсюда, наверное, пошла древняя легенда, дошедшая до нас в изложении Платона, что боги разделили прежнего единого человека на две половины, которые с тех пор озабочены поиском друг друга. Восточное учение об инь и янь - по-своему выражает ту же мысль. Совершенно очевидно, что, если мужчины и женщины - это неразрывное единство, даже не единство, а две стороны одного и того же, не может быть так, что одно изменилось, а другое осталось прежним.
Даже в семье или в коллективе при выбытии человека, игравшего какую-то роль, эту роль немедленно берёт на себя кто-то другой. При удалении из коллектива скандалиста - вот бы всем вздохнуть, а нет! Странным образом его роль переходит к кому-то другому, и скандалист по-прежнему тут как тут. Что же случилось с женщинами? Они взяли на себя роль мужчин - стали работать вне дома.
Я уже писала, что ничего выдающегося женщины не совершили, их деятельность вторична, хотя, разумеется, среди них есть успешные работники и полезные специалисты. Их самомнение возросло многократно: я такой же профессиональный работник, как и ты! Я тоже добытчик, я не хуже тебя! Ну а где не хуже, там рукой подать до "лучше тебя". И тётки стали требовательны, авторитарны, скандальны.
Всякие там женские штучки, обходные манёвры - сданы на свалку истории. Я работаю так же, как и ты. Ты обязан, ты должен, не нравится - проваливай. Теперь им нужны особенные, выдающиеся мужчины. Приспосабливаться к тому, которого Бог послал - не на таковскую напали.
Требуется пусть не олигарх, но топ-менеджер крупной корпорации как минимум. А если зарплата его недостаточно велика - однозначно гнать такого в шею! Ободрять, вдохновлять, присоветовать что-нибудь полезное - такие паттерны поведения напрочь утрачены современными женщинами. На всякое затруднение одна реакция - гнать его, тунеядца, взашей. Матом его, матом!
Забавно, что в моём блоге матерятся строго и исключительно дамы. Воображаю, как они обращаются со своими спутниками, ежели в хвост и в гриву матерят незнакомого человека всего лишь за мнение, отличное от их собственного. Молодые женщины почти напрочь лишены кокетства, женской игры, им чужд флирт, они даже не знают, что это такое проверяла на своих служащих. Единственное их оружие - прямая агрессия. В том числе и сексуальная.
Посмотрите на картинки в журналах. Кажется, если долго смотреть, вылезет губасто-грудастая из страницы, набросится и разорвёт в клочки. Сегодня молодые девушки утратили прежние женские уловки, которыми наши прабабушки умели подчинить себе мужчин, да так, что те всю жизнь воображали, что это они её завоевали.
Тогда люди высмеивали перспективы о том, что женщина может стать врачом или полицейским, и даже составляли карикатуры. И речь идет не об отстающих странах в Азии или Африке. Например, только в 1920 году в США женщины получили право голосовать и быть избранными. Точно такое же право женщины Великобритании получили в 1928 году, Швейцарии - 1971 году. Как можно заметить, женщины долго пробивали себе право на равную жизнь. Сегодня о таком положении почти никто не задумывается.
Разве что в южных странах мужчина до сих пор считается главным и не может быть наравне с женщиной. Именно на таком фоне очень удивляет тот факт, что при выдаче водительского удостоверения не было никакого различия по половому признаку. Например, в США несколько дам получили права в то же время, что и мужчины - в 1899 году.
100 лет борьбы за женские права: что изменилось
Толстой в конце семидесятых — начале восьмидесятых уже не позволил. А в 1886 году был остановлен и набор на действующие курсы. Последние выпускницы покинули их в 1888-м. Всему виной стало распространение среди курсисток идей «вольнодумства»: идей о демократизации и равноправии. Естественно, в высокие кабинеты вскоре посыпались прошения о восстановлении работы женских учебных заведений.
Так, в 1889 году в Министерство народного просвещения обратились представители Бестужевских курсов и курсов Герье. Опасаясь роста напряжённости в обществе, правительство разрешило первым продолжить работу, но только на условиях Министерства. Оно ввело свои порядки: уволило ректора и повысило плату за учёбу. Несмотря на это, число бестужевок с каждым годом росло.
Но в остальном власти по-прежнему оставались непреклонны. Например, московские курсы Герье не разрешали восстановить 11 лет — до 1900 года. Ходатайства из других университетских городов чиновники отклоняли. Лишь под влиянием революционных событий 1905 года правительство разрешило свободно открывать частные высшие курсы.
После этого появилось 72 подобных учебных заведения в разных городах, но до 1917 года из них дожили только 59. В 30 могли обучаться только женщины, а в оставшихся 29 был смешанный состав учащихся, но курсистки составляли большинство. Курсистки за изучением химических составов лекарств. Санкт-Петербург, 1912 г.
Юридический факультет появился лишь в 1906 году — на Бестужевских курсах, затем на частных высших женских курсах В. Полторацкой в Москве. Учились прилежно и старательно: «Все без исключения профессора и преподаватели приходят в восхищение, следя за занятиями слушательниц: рвение и серьёзное отношение к занятиям составляют общую исключительную черту всех курсисток; в этом отношении они далеко превосходят своих товарищей студентов». Профессор Е.
Зубашев о слушательницах Сибирских высших женских курсов в Томске, газета «Сибирская жизнь», 1912 г. Цитируется по: Кузьминова Е. Учёба на курсах долго не давала возможности получить полноценный диплом. Всё, на что можно было рассчитывать после них, — это дальнейшая учёба за границей.
Совет профессоров Бестужевских курсов выделял среди окончивших слушательниц самых одарённых — для завершения образования и получения учёной степени их командировали за границу. Поначалу эта командировка, в отличие от университетских, не оплачивалась, и воспользоваться ею могли только материально обеспеченные, но затем их стали оплачивать. Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету.
Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам. С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах.
Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С. Источник: Платонова Н.
Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г. Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных».
То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным. Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток.
Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м. Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали.
Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц. Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге.
В центре — директор института историк С. Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло.
Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса. Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П.
Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В. Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим».
Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г. Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г.
Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием». Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора.
Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте. Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации.
Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия». Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию.
Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В.
Есть отличные воспитатели в детских садах, медицинские братья, немало продавцов в продуктовых магазинах. А за совершение преступлений мужчины и женщины несут равную ответственность? Инара Ягофарова: В нашей стране мужчины несут ответственность по полной, а для женщин предусмотрен целый ряд послаблений. Так, ни одна преступница не может быть лишена свободы пожизненно. Если виновной исполнилось 55 лет, наказанием для нее не могут служить принудительные работы. Если женщина растит ребенка младше трех лет, для нее исключено назначение обязательных, исправительных, или принудительных работ.
К матерям детей младше 14 лет не применяется арест. На пенсию женщины тоже уходят раньше. Инара Ягофарова: Да, установлена разница в пять лет. Кроме того, если у матери трое детей и она воспитала их до восьми лет, она может выйти на пенсию на три года раньше. А если у нее четверо детей, то на четыре года. На мужчин это правило не распространяется. Получается, что все перечисленные послабления в законах сделаны главным образом ради детей… Инара Ягофарова: Безусловно, учитывается гендерная роль женщины, то, что она мать. Учитывается наша физиология, то, что физически мы, как ни крути, слабее мужчин.
Работающие женщины Нью-Йорка вышли на «прогулку по Бродвею» 16 февраля 1908 года. Девушки из разных слоев общества требовали таких же прав, которые были у мужчин, повышения оплаты труда и возможности голосовать на выборах. На следующий год в США учредили праздник — Национальный женский день, отмечавшийся в последнее воскресение февраля. В 1910 году в Копенгагене прошла вторая Международная конференция, на которой собрались представительницы 17 стран. Там немецкая политическая деятельница Клара Цеткин предложила ежегодно праздновать Международный женский день.
Идея всем понравилась, но торжество устраивали в разные дни марта. При этом история женских шествий началась задолго до «Прогулки по Бродвею»: 8 марта 1857 года в Нью-Йорке забастовали работницы текстильных фабрик. Они вышли на улицы с кастрюлями и другой кухонной утварью, стуча по которой требовали справедливых условий труда. Это шествие получило название «Марш пустых кастрюль» — именно в память о нем Международный женский день стали отмечать 8 марта, но у России была своя история. В 1917 году жительницы Петербурга вышли на улицы, чтобы призвать революционеров к активным действиям.
По оценкам историков, тогда собралось около 130 тысяч человек. Женщины, можно сказать, запустили революционный процесс, написал РБК. Это произошло 23 февраля, или 8 марта по старому стилю. Когда император отрекся от престола, женщины потребовали включить их в работу Учредительного собрания. Ответа не последовало, поэтому 19 марта 40-тысячная толпа устроила митинг, и летом 1917 года женщинам старше 21 года дали право голосовать.
Россиянки добились этого на три года раньше американок и на год раньше британок. С тех пор 8 марта стало важной для СССР датой, которую в 1965 году сделали выходным днем.
Затем такие же появились при каждом органе власти — от уездного совета до райкома партии. Во власть были призваны тысячи активисток, чья задача — клеймить власть мужчин. И тут девушек, надо признать, занесло.
Коллонтай запустила кампанию по освобождению женщин от «кухонного рабства», в рамках которой в магазинах почти перестали продавать продукты. Дескать, хочешь есть — иди на «фабрику-кухню». Затем большевики начали кампанию полового равноправия — сама Александра Коллонтай продвигала теорию «стакана воды». Дескать, комсомолке дать любому комсомольцу так же естественно, как протянуть товарищу напиться. Только стремительный рост венерических заболеваний остановил это всеобщее развращение.
Пресса писала о случаях, когда комсомольцы устраивали групповой секс в парках культуры и отдыха.
Борьба за равные права женщин. Фото.
Известно немало примеров, когда женщины по суду добивались того, чтобы им дали возможность работать в той или иной мужской профессии. Например, чтобы быть пилотом самолета или капитаном корабля. Есть ли обратные примеры, когда мужчина доказывал бы свое право работать в женской профессии? Инара Ягофарова: А сугубо женских профессий и не существует.
Есть список специальностей, куда женщин не берут в силу физиологических особенностей, когда требуется физическая сила, реакция и прочее. Ко всему, гендерные ограничения в различных сферах существуют для того, чтобы не страдала репродуктивная функция женщин, все-таки учитывается то, что ей предстоит выносить и родить ребенка. Для представителей сильного пола ограничений нет.
Библиотекарем или секретарем мужчина не идет работать не потому, что его не принимают, а потому что это низкооплачиваемые профессии. Семью, работая на этом месте, не прокормишь. Хотя практически во всех сферах, считающихся женскими, есть хотя бы единичные примеры, когда в них работают мужчины.
Есть отличные воспитатели в детских садах, медицинские братья, немало продавцов в продуктовых магазинах. А за совершение преступлений мужчины и женщины несут равную ответственность? Инара Ягофарова: В нашей стране мужчины несут ответственность по полной, а для женщин предусмотрен целый ряд послаблений.
Так, ни одна преступница не может быть лишена свободы пожизненно.
Этот срок могут продлить, если детей двое и больше, если роды были сложными или в каких-то других случаях, установленных законом. А при усыновлении ребенка отпуск дают на 70 дней после его рождения. Мужчины могут взять только отпуск по уходу за ребенком. Например, если в семье решили, что с ребенком дома будет сидеть папа, то женщина может выйти из отпуска по беременности и родам раньше или вообще его не оформлять. Тогда мужчина сможет оформить на себя отпуск по уходу. Одновременно их брать нельзя. У мужчин нет возможности не работать, сидеть с ребенком и получать за это свою обычную зарплату с учетом премий.
Славянские традиции Возраст с 13—15 лет начала менструаций назывался девоченье олонец. Девушка-подросток воспринималась как «недодевушка», её называли рус. Где впервые женщины получили избирательное право? Кто не имеет права голоса в США? Страна состоит из 50 штатов. Каждый штат, пропорционально количеству жителей определяется последней переписью населения , даёт «электоральные голоса». Граждане США, проживающие на территориях включая инкорпорированные , в выборах не участвуют. Что значит слово Суфражистка? Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни. Интересные материалы:.
Согласно православным постулатам мужчина именно как глава семьи должен был содержать женщину и оказывать ей внимание и уважение. Крайне отрицательно относилась церковь к проявлениям насилия по отношению к женщинам как в семье, так и за ее пределами. Явно под влиянием церкви в светском законодательстве появились статьи с серьезными наказаниями за изнасилование. Длительную борьбу вела церковь с многоженством и практикой обращения женщин в наложницы. Так, у самого князя Владимира — «крестителя Руси» — одних официальных жен было пять, а гарем насчитывал 800 наложниц. В летописи говорится: «А наложниц у него было 300 в Белгороде, еще 300 в Вышгороде и 200 на Берестове… И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Только от жен у него было признанных им 12 сыновей, а детей от наложниц никто не считал. Таким образом, христианство по-своему «упорядочило» положение женщины в русских племенах: отвело ей подчиненное место, но и устранило и смягчило многие дикие пережитки языческих традиций. В некоторых племенах в их число входило не только «умыкание невесты», многоженство, но и человеческие жертвоприношения, где в роли жертв обычно выступали молодые девушки. Тесные контакты Руси с Византией привели к тому, что в законодательстве молодого славянского государства отчетливо прослеживаются следы и заимствования из римского права. Да, самая цивилизованная в мире на то время Восточная Римская империя оказывала заметное влияние на правотворчество в Древнерусском государстве. Однако чего-либо прогрессивного в правовое положение женщин на Руси она, на наш взгляд, не привнесла. Даже напротив, можно считать, что русские женщины имели несколько больше прав, чем женщины Византии. Римское право в этой части было довольно устаревшим и патриархальным. В русских же землях все-таки еще прослеживались какие-то пережитки матриархата. А в Византии уже несколько веков господствовало православие. Следовательно, Русь в деле закабаления женщин еще «отставала» от греческо—армянского государства. Если говорить о процессуальном законодательстве, то здесь мы не обнаруживаем каких-либо ограничений для женщин.
Когда женщинам дали право управлять автомобилем
2 августа 1917 года в России впервые в мире женщинам предоставили избирательные права без каких-либо ограничений по сравнению с мужчинами. С середины XIX века женщины получили право посещать университетские лекции, но первые Высшие женские курсы появились лишь в 1869. Первые нарушительницы закона появились незамедлительно, а право на курение стало ассоциироваться с движением эмансипации женщин. Стремление женщин за общественные и гражданские права началось в различные времена и в разных частях мира, и эта борьба продолжается до сих пор. Сергей Кузнецов разбирался, за какие еще права женщин имеет смысл бороться в России.
Вы точно человек?
#женские права #избирательное право #равноправие #феминизм. В какой-то момент борьба за права женщин превратилась в борьбу против мужчин, вплоть до отказа быть с мужчиной. Как происходила борьба женщин за равноправие женщин, кто боролся и какими способами. После обретения избирательного права борьба за равноправие женщин по большому счету только началась. В России появились Высшие женские курсы, которые по имени их директора Константина Бестужева-Рюмина получили название Бестужевских. Законные права женщин отношение к социальным и человеческим правам женщин.
Краткая история феминизма
Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. 200 тысяч детей поздравили женщин. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права».
Когда у женщин появились права в России
Пока мужчины воевали, именно женщины спасали производство, за что правительства разных стран вынуждено было пойти им на уступки. Именно в этой стране, формирующей равное общество, женщины получили широкие права: частичный доступ к власти другого при Сталине и представить сложно , право на выбор профессии и свободное получение образования. После 1918 года мир начал меняться, но обо всем по порядку. Прапорщицы, выпускницы Александровского училища, 1917 год Как отстаивали отдельные права Права человека — очень широкий термин, включающий в себя большой набор прав и свобод. Женщины получили полное равенство не в один день, поэтому ниже разберемся, как постепенно, шаг за шагом, женский пол получал равные права. Избирательное право Массовая борьба за права женщин началась именно за политические права. В период формирования республиканского строя, важную роль играл голос граждан. И тогда-то женщины задались вопросом: а почему нас никто не спрашивает, почему мы должны жить по законам, которые не выбирали? Впервые это движение охватило США. В переводе с английского слово «suffrage» означает избирательное право. Так сторонников этого движения стали называть суфражистками.
В 1869 году жительницы штата Вайоминг получили право голоса на региональном уровне. В 1906 году в автономной Финляндии в составе Российской империи женщины также получили право голоса. В 1917 году Временное правительство, а затем и большевики дали политические права женщинам. Через год женщины старше 30 лет получили избирательное право в Британии, а в 1920 году начали голосовать американки. Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст проводят кампанию за избирательное право женщин Право на образование Знания и умения — один из основных рецептов карьерного роста в Новейшее время.
После нескольких подобных случаев капитал стали называть семейным, и мужчины получили право на его получение, но при соблюдении ряда условий. Сейчас разработан законопроект об отцовском капитале, его цель исправить этот пробел, уравнять мужчин и женщин в праве на получение пособий на ребенка.
Кроме того, по закону мужчина платит алименты и обязан содержать жену, если она беременна, или если их ребенку еще не исполнилось три года. Женщина никакой реальной ответственности в таком случае не несет. Она обязана выплачивать алименты на ребенка только, если ее лишили родительских прав, и она не принимает участия в воспитании. Далеко не во всех странах, закон в таких случаях благоволит женщинам. В Германии, например, у мужчин и женщин в этом отношении равные права. Если она зарабатывает больше, то должна выплачивать алименты в том случае, если ребенок остался с отцом. Пожалуй, самый яркий пример гендерного неравенства то, что служить в армии женщины в России не обязаны.
Инара Ягофарова: Самый известный пример страны, где женщины обязательно должны отслужить в армии наравне с мужчинами, это, конечно, Израиль. Но есть еще целый ряд государств, где существует воинская обязанность для женщин. К слову, если следовать логике тех, кто борется за равные права мужчин и женщин, нужно бы призывать в армию, невзирая на гендерные отличия. Но вряд ли этому будут рады даже самые убежденные феминистки. Известно немало примеров, когда женщины по суду добивались того, чтобы им дали возможность работать в той или иной мужской профессии.
Елена Мационг Пока интеллектуалы в разных точках мира схлестнулись в жарких спорах о новой этике, харрасменте и феминизме, на Урале ученые решили провести исследование, чтобы выяснить, у кого больше прав по закону, - у мужчин или женщин? И чем отличается гендерное законодательство разных стран? Инара Ягофарова: Ну что вы улыбается - прим. Согласитесь, в представлении большинства именно мужчина сегодня занимает главенствующее место в обществе.
Он настоящий король положения и в семье, и на работе. Любой опрос на улице покажет такую картину. А мне хотелось разобраться в сути, как обстоит дело по закону: мужчины или женщины имеют больше прав? В результате де-юре "король" оказался не таким уж "всемогущим". Но хотя бы не голым… Инара Ягофарова: В иных случаях, почти "голым". Так, известен судебный прецедент, когда мужчине отказали в выдаче материнского капитала. История такая: сначала первая жена оставила ему ребенка, потом вторая сбежала, бросив на него еще одного малыша. Но суд не мог встать на сторону отца двоих детей. По закону право на получение капитала имела только мать, даже в таком вопиющем случае, когда детей приходилось воспитывать одному мужчине.
После нескольких подобных случаев капитал стали называть семейным, и мужчины получили право на его получение, но при соблюдении ряда условий.
Иное значение получает эмансипация в гражданском праве, имея много общего с древнеримским прочтением. Этим понятием именуется обретение недостигшим совершеннолетия подростком полного набора прав гражданина. В России юридический акт эмансипации возможен в отношении лиц от 16 лет, которые занимаются индивидуальной предпринимательской с родительского согласия или иной трудовой деятельностью, что оформляется решением органов опеки. При отсутствии согласия кого-то из родителей обязателен судебный порядок.
Также полную дееспособность на основании решения суда приобретают граждане старше 16 лет, вступившие в брак и родившие ребенка. Это тоже эмансипация.
По любви или по расчету? Мужское / Женское. Выпуск от 25.04.2024
«Да здравствует равноправная женщина СССР!»: как родился, жил и умер советский феминизм | Любопытно, что, когда начались рассуждения о женском избирательном праве (движение т.н. суфражисток), типичным возражением было вовсе не то, что женщины глупы. |
Когда женщинам разрешили садиться за руль? | Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права». |
Когда женщинам дали право управлять автомобилем | Исторический момент, когда у женщин появились конкретные права, часто связывают с движением за женское избирательное право. |
Вы точно человек? | Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. |
Как были связаны женские права и паспорт мужа/отца?
- История становления института прав женщин в России
- Права женщин в России: факты и мифы
- Интересные викторины по теме
- 100 лет борьбы за женские права: что изменилось - ИА "Финмаркет"
- Ключевые слова
- Эмансипация женщин: истоки, развитие и отражение в нормах права
Когда появились права женщин в россии
Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов. Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции. Недавно появились мнения о том, что, помимо таких отрицательных последствий, как снижение продолжительности жизни, женский алкоголизм и рост числа разводов, эмансипация женщин приводит к постепенному ухудшению генотипа человечества и сокращению числа населения.