Новости фантаст беляев

24 апреля в Микуличской сельской библиотеке прошёл библиотечный урок «Мечты писателя-фантаста А.Р. Беляева». В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела». Александр Романович Беляев (4 (16) марта 1884 — 6 января 1942) — советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Александр Романович Беляев (1884-1942) — писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Российский писатель-фантаст Александр Беляев Мечтателем, романтиком и в то же время человеком трагической судьбы был один из лучших советских писателей-фантастов.

◦ Новости ◦

Улица имени писателя-фантаста Александра Беляева переименована в улицу Героев Территориальной Обороны. Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Александр Беляев. НЕВИДИМЫЙ СВЕТ. — По всему видно, что Вироваль — знаменитый врач. Девятый арбитражный апелляционный суд взыскал с издательства «Астрель» 8,5 млн рублей в пользу издательства «Терра» за незаконное издание книг фантаста Александра Беляева. официальная группа российского писателя-фантаста Павла Беляева! Однако мало кто мог предположить вероятность появления целой супергеройской вселенной, основанной на произведениях Александра Беляева.

Голодная смерть писателя-фантаста?.. Нет...

Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал. Рассказываем об изобретениях, которые задолго до их появления предсказал писатель-фантаст Александр Беляев, а также о тех его «пророчествах». Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Получается, что с Ихтиандром Беляев точнее угадал - ведь генетически модифицированные органы животных людям уже пересаживают, пусть и в экспериментальном режиме?

Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева

Адвокатура казалась молодому специалисту слишком скучным занятием. Весь мир театр Однажды будущему писателю повезло заработать большой гонорар, который он решил потратить на путешествие по Европе. Беляев объехал весь континент, изучал историю искусств. Ярким впечатлениям не было конца и края. Свои мысли он записывал в виде очерка, который был позже опубликован в газете. После возвращения Александр решил посвятить себя театру.

Вместе с молодой виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Частенько в постановках он и сам играл. Увидев Беляева на сцене ему предложил место в своей труппе сам Станиславский, но тот отказался. Александр тогда только женился и его мысли были заняты другим. Всего пару месяцев спустя молодая супруга ушла к другому, разбив сердце Александру в первый, но не последний раз.

Юный Александр Беляев с семьёй. Прошло довольно много времени, пока Беляев смог опять поверить в женскую любовь. Вторая жена сначала казалась весьма милой девушкой. Но вскоре после свадьбы Александр тяжело заболел. Диагнозом был костный туберкулёз.

Практически смертный приговор. Молодого мужчину всего заковали в гипс, как мумию. Жена долго не выдержала столь тяжёлых испытаний и просто сбежала, оставив мужа беспомощно лежать на постели. Так он провёл несколько лет. Однажды Беляеву на лицо села муха.

Она ползала по коже, а он не мог и пальцем пошевелить, чтобы прогнать надоедливое насекомое. Тогда в его голову и пришла идея о голове профессора Доуэля. Счастье было недолгим, тяжёлая болезнь превратила Александра в неподвижную мумию. Как только Александр смог передвигаться, он занялся написанием своего первого фантастического романа.

Беляев получил юридическое образование и одно время был известен в родном Смоленске как очень хороший юрист.

Однако в возрасте 35 лет он заболел туберкулезным плевритом, осложнившимся параличом ног, и на 6 лет оказался прикован к постели. В этот период жизни он много читал и начал заниматься литературным творчеством. Свой самый, наверное, знаменитый роман "Голова профессора Доуэля" он опубликовал в 1925 году. Эту книгу сам писатель называл автобиографической историей. По его словам, он хотел рассказать, "что может испытать голова без тела".

Последние годы жизни Беляев жил близ Ленинграда. Незадолго до начала войны он перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться ответил отказом и остался в оккупированом городе Пушкине. В январе 1942 года писатель умер.

Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз. Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха». Привлечь внимание к большой проблеме — это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу — это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение. Александр Беляев «Понять, над чем работает ученый» В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского.

Казалось бы, все? С чего начинал, к тому вернулся? Но желание Беляева стать литератором по-прежнему твердо. Проведав о том, что в Наркомпочтеле издается ведомственный журнал, он становится его внештатным автором и одновременно начинает работу над первым полновесным научно-фантастическим рассказом. Написанный в стилистике "литературы ужасов" рассказ "Голова профессора Доуэля" будет напечатан в 1925 году - сперва в "Рабочей газете", а затем в двух номерах журнала "Всемирный следопыт". Впоследствии Беляев переработает его в одноименный роман. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. Когда я поправился, уже в Москве мне попалась научная статья с описанием работы Броун-Секара 1817—1894 гг. Дома у него имелась особая папка, в которую он методично собирал вырезки о необычных происшествиях, происходивших в самых разных уголках земного шара. Так, например, толчком к созданию знаменитого "Человека-амфибии" 1927 послужил состоявшийся двумя годами ранее в Аргентине судебный процесс над учителем Скопсом. Он оказался на скамье подсудимых за преподавание в школе "богохульной" теории Дарвина. Любопытно, что довоенные советские критики отнеслись к "Человеку-амфибии" с особой суровостью, окрестив роман "слабым подражанием Майн Риду и Куперу" и предрекая ему скорое забвение. Да и наплевать. В данном случае много ценнее признание Герберта Уэллса, сделанное им 1 августа в 1934 года, в Ленинграде, на встрече с ленинградскими популяризаторами науки: "Я по нездоровью не могу, к сожалению, следить за всеми переводными новинками, но знаю, что книги ваших писателей фантастического жанра британская публика читает весьма охотно. Я лично с большим удовольствием прочитал ваши чудесные романы "Голова профессора Доуэля" и "Человек-амфибия". О, они весьма выгодно отличаются от западных книг такого же направления. Я даже немного завидую их огромному успеху…" ист. Мишкевич, "Три часа у великого фантаста" Одно из многочисленных переизданий романа, написанного Беляевым в 1927 году. Действие рассказа разворачивается недалеко от берегов США, в Саргассовом море, почти всего герои — американцы, да и сам рассказ сделан удивительно "по-голливудски". Возможно, в силу этой причины его советская телеэкранизация 1987 была решена в столь любимом сердцу американцев жанре мюзикла. В 1928 году Александр Беляев с семьей переехал в Ленинград и с этого момента сделался, по сути, первым отечественным писателем, профессионально зарабатывающим на жизнь научной фантастикой. И хотя в дальнейшем ему частенько приходилось подрабатывать скучной газетной казенщиной, литература стала его главным делом. В 1930-е одной из основных тем творчества Беляева становится покорение космоса. Его новый кумир — Циолковский, с которым писатель состоял в длительной переписке и посвятил ему два своих романа — "Прыжок в ничто" и "Звезда КЭЦ". Беляев даже взялся писать книгу об "отце космонавтики", но ее рукопись пропала в годы войны. Кадр из телефильма «Остров погибших кораблей» 1987.

◦ Новости ◦

19 марта в секторе краеведческой литературы центральной детской библиотеки для воспитанников СОГБУ РСРЦН «Теремок» был проведен урок краеведения «Александр Беляев. Российский писатель-фантаст Александр Беляев Мечтателем, романтиком и в то же время человеком трагической судьбы был один из лучших советских писателей-фантастов. Смотрите видео онлайн «Беляев: писатель-фантаст с непростой судьбой» на канале «Телеканал «Apиг Уc»» в хорошем качестве и бесплатно.

Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева

При любом использовании материалов сайта ссылка на m24. Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24.

Он тоже пересадил Гикантеру имя водоплавающего юноши сохранилось жабры и натравил его на человечество, но уже во имя торжества мирового еврейства. Он оставил сюжетный ход с акульими жабрами, который добрый и мудрый доктор Сальватор пересадил умирающему мальчику-индейцу, чтобы спасти ему жизнь. Кроме того, в романе Беляева доктор усыновил пациента.

Ни о каком порабощении человечества, ясное дело, речь и не заходила. Ихтиандр вырос замечательным, позитивным, исключительно справедливым юношей, хотя и наивным и беззащитным. Отсюда и его проблемы с пониманием реалий мира наживы и чистогана, поданного на примере Буэнос-Айреса.

Дальше вы наверняка все знаете — светлая и всепоглощающая любовь, негодяй Педро Зурита, душевные травмы, несовместимые с проживанием в несовершенном человеческом обществе. А Ихтиандр, по всем показателям, его кровный сын, который захворал, стал отдавать концы, вот его отец и отнес к доктору Сальватору. Стало быть, Ихтиандр был покорен красотой своей сестры, пусть и сводной… Сложная закрутка, достойная индийского кинематографа, в знаменитом советском фильме нивелирована.

К тому же, из голубоглазых Владимира Коренева и Анастасии Вертинской, сыгравших романтическую пару в «Человеке-амфибии» 1962 года выпуска, индейцы, откровенно говоря, не самые достоверные. Впрочем, это же фантастика, там всякое бывает. Александр Беляев прожил довольно непростую жизнь.

Да чего там, трудная жизнь у него была, временами невыносимая. Здоровье писателя было явно не богатырским, поиски работы заставляли метаться по стране, а климат жить ему позволял далеко не везде. Скажем, из Мурманска Беляев был вынужден срочно эвакуироваться.

В Ленинграде, очень удобном для писательства городе, сырость тоже не располагала к хорошему самочувствию. Беляев увез свою семью в Киев, попытался там найти пристанище и работу. Но это была разовая акция.

Местные издания в начале тридцатых годов принимали рукописи на украинском, а на достаточном уровне этот язык фантаст, по понятным обстоятельствам, не знал. Там же, в Киеве, писателя настигла целая россыпь настоящих бед личного характера. Умерла его старшая дочь, серьезно заболела младшая, да и у него самого существенно ухудшилось самочувствие.

Московский арбитраж сегодня проведёт предварительное заседание по новому иску. Беляев сейчас в цене. Издательство «Терра» выпустило 6-томник за 115 тысяч рублей, договорившись с дочерью писателя. Книги отпечатаны в Италии на дорогой бумаге с золотым обрезом и переплетены в кожу.

В это же время в «Астрель» издали около 25ти тысяч экземпляров по 160 рублей. При расчетах в «Терре» исходили из собственного ценника, по закону сумму иска можно удвоить, вот и получилось 7,5 миллиардов.

В 1928 году он с семьей перебрался в Ленинград и с этого момента занимается исключительно литературой. В 1934 году он встречается с приехавшим в Ленинград знаменитым британским фантастом Гербертом Уэллсом.

С началом Великой Отечественной войны писателю предложили уехать в эвакуацию, но он отказался из-за недавно перенесенной операции. Он умер от голода в Пушкине под блокадным Ленинградом в январе 1942 года. Его жена и дочь были депортированы фашистами в Польшу. СоцсетиДобавить в блогПереслать эту новостьДобавить в закладки RSS каналы Добавить в блог Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

Реактивные ранцы и пластическая хирургия: Сбывшиеся пророчества фантаста Александра Беляева

Церковь потом снесут, а имя отца-настоятеля будут вспоминать только в связи с его сыном, которого, дескать, ещё при жизни называли «русский Жюль Верн». Имя сына — Александр Беляев. Признанный классик советской научной фантастики. Более того — первый «чистый» писатель-фантаст, целиком и полностью посвятивший себя жанру science fiction.

Другое дело, что при жизни его никто и никогда не называл ни русским, ни, на худой конец, советским Жюлем Верном. Более того — даже упомянули вместе с «отцом фантастики» один-единственный раз. Причём счёт был явно не в пользу Александра Романовича.

А Беляева ни с тем, ни с другим сравнивать, конечно, невозможно». Можно только догадываться, как веселился Беляев, прочитав этот отзыв. И как злорадствовал каких-то четыре дня спустя, когда лично встретился с одним из двух упомянутых мэтров.

Дело в том, что как раз в те дни в Ленинграде гостил Герберт Уэллс. Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху.

В современной научно-фантастической литературе на Западе невероятно много фантастики и столь же невероятно мало науки...

Многое, о чём написано в его книгах, прочно вошло в современную действительность. Это орбитальные станции, чудеса трансплантологии, достижения биохимии и генетики. Он автор более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес.

На русском языке рукописи не принимались. Украинского языка отец не знал, а отдавать свои произведения в перевод было слишком накладно». За два года жизни в Украине их семью постигло еще одно большое несчастье — эпидемия менингита унесла жизнь старшей дочери, которой было всего шесть лет.

Вторая дочь заболела рахитом, а у самого писателя началось обострение его собственной болезни позвоночника. Когда Беляев встал на ноги, то обратился по объявлению о найме в контору треста «Ленрыба» — и получил работу в Мурманске город входил тогда в состав Ленинградской области. В 1932 году он уехал за полярный круг, где провел полгода ради 10-процентной «северной» надбавки к окладу.

После возвращения он опубликовал роман о полёте в космос «Прыжок в ничто», который остался не замеченным широкой публикой. К этому моменту ему удалось опубликовать уже больше 10 романов, но имя его в печати упоминалось редко. При этом на его книги в библиотеках стояла очередь, а дети постоянно просили в письмах выслать экземпляр или написать продолжение.

Однако из-за массовых арестов в редакциях издатели не были готовы переиздавать его романы. Запрещённая биография Последний роман Беляева, «Ариэль», вышел в продажу осенью 1941 года, когда вокруг Ленинграда уже замкнулось кольцо блокады. Даже если кто-то получил эту книгу на руки, скорее всего, она пошла на растопку печей.

После переиздания в 1956 году роман стал всесоюзным бестселлером, но Беляев этого не застал: в 1942 году он «замерз от голода» обессилел и умер от холода в нетопленой комнате. Его семья жила в оккупированном Пушкине, в 15 километрах от Ленинграда. Когда еще была возможность уехать, на эвакуацию они не решились, так как болел в семье не только Александр, но и младшая дочь Светлана: в свои 12 лет девочка передвигалась на костылях из-за туберкулёза коленного сустава.

Похоронили самого писателя тоже в Пушкине, но точное место никому не известно: по воспоминаниям вдовы, тела доставали из гробов, складывали в склепы, «как дрова», а потом закапывали в братские могилы. После смерти Беляева его жена вместе с дочерью выехала из СССР: солдаты вермахта увидели имя её мамы-шведки и решили, что они германского происхождения. По воспоминаниям дочери, три с половиной года они кочевали по немецким лагерям: были в Пруссии, Померании, Австрии, всего в пяти лагерях.

В октябре 1945 года Маргарита и Света вернулись в СССР под конвоем, попали в фильтрационный лагерь и отправились в ссылку в Барнаул, где провели 11 лет. Пока вдова и дочь Беляева были в ссылке, его самого объявили образцовым советским писателем Вот только для этого пришлось вычеркнуть из его биографии несколько эпизодов, в частности период жизни в Крыму и работы в белогвардейских газетах. Крымское начальство даже наложило негласный запрет на исследования, которые касались биографии Александра Беляева, — так появились выдуманные истории о его детских изобретениях и пышных похоронах с оркестром.

Усложнили задачу биографов родственники Беляева, которые указывали недостоверные даты в документах и многое недоговаривали, а также сам писатель, который не всегда рассказывал друзьям правду. Однако благодаря современным литературоведам удалось восстановить утраченные фрагменты трагической судьбы «русского Жюля Верна» и даже его последнее желание: «Когда я умру, не надо ни пышных похорон, ни поминок. Заверните меня просто в газету.

Ведь я литератор и всегда писал для газет».

Его постоянно тянуло в дорогу, к новым горизонтам. В 1921 году на Беляева обрушилась страшная болезнь - костный туберкулез позвоночника, болезнь, не оставлявшая его уже до конца жизни. В первые три года он находился в гипсе от шеи до ног — гипсовой колыбели. Тело казалось мертвым, ясно работала лишь голова. Даже в этом положении он не сдавался: если болезнь не позволяет двигаться, то его мечты не может остановить ничто - для них просто нет преград. Он стал мечтать: Александр Беляев видел себя в облике сильного и мужественного человека, совершавшего различные подвиги, придумывал удивительные истории, вымышленную жизнь, которая оканчивалась торжеством надежды и веры. Александр Беляев понял, что эта сказка нужна не только ему самому, но и другим.

Он стал писать. Литературная жизнь Александра Романовича Беляева была короткой - всего полтора десятилетия. А итог ее - свыше двадцати повестей и романов, около ста рассказов, множество очерков, статей, рецензий, пьесы, сценарии... И это при том, что тяжелая болезнь нередко на месяцы, а то и годы не позволяла ему подниматься с постели.

Фантасту Беляеву жена изменила через два месяца после свадьбы

Да и взрослые, отдадим им должное, не стеснялись увлечения его фантастическими мирами. Это был как раз тот автор, чьи произведения брали почитать у соседей, получали в районных библиотеках по знакомству — а уж иметь заветные томики в собственной коллекции было пределом мечтаний. Засмеют же в приличном обществе. Фантастика вообще высоко ценилась нашей самой читающей в мире публикой, но Беляев котировался особенно. Шут его знает, как получалось у писателя быть таким понятным, доходчивым, но вместе с тем таинственным и притягательным для публики.

В принципе, его сюжеты были вполне созвучны «генеральной линии», во всяком случае, не диссонировали с ней. Но при этом и раздражения совершенно не вызывали, прямолинейной пропаганды в них не было. Александр Беляев помещал своих героев в самые различные части света — от Якутии или глухой немецкой рыбацкой деревеньки до Сан-Франциско и Латинской Америки. Полеты в космос и проживание под водой тоже составляли достойный антураж историям фантаста, а писал он, учтите, в 20-30-е годы.

Словом, рецепторы читателей были предельно взбудоражены, публику пленял ловкий слог и закрученный беляевский сюжет. Причем выдумки Беляева оказались чрезвычайно долгоиграющими. Они находили своего читателя — а когда до их драгоценной россыпи добралось кино, и зрителя — и в 60-80-е годы прошлого века. И теперь нафантазированные Александром Романовичем персонажи все еще востребованы, хотя многим из них уже под сто лет.

Замечательно, что сюжетные линии своих будущих книг, где человеку доступно все или почти все, Беляев стал обдумывать и умозрительно шлифовать, будучи прикованным к постели. Немощный, больной костным туберкулезом позвонков, не имеющий возможности встать без посторонней помощи писатель — и вдруг сумел выстроить удивительную историю и систему ценностей человека-амфибии. Как это возможно? Ну вот вам пример, что такое случается.

После длительных сомнений, споров на различных уровнях, многочисленных согласований по Спорткомитету СССР разошлось распоряжение «О развитии борьбы карате в СССР» Хворь привела Беляева в Ялту, где у него появились хотя бы какие-то шансы на выживание. Здесь его застали и отзвуки Гражданской войны, и приход советской власти. В Крыму Беляев стал писать и потихоньку публиковаться, причем не от безудержного графоманского зуда, а чтобы заработать на хлеб. Представьте себе, он выжил и даже встал на ноги.

Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество. Гороховецкиебиблиотеки 13 марта 2024 года No comments Log in or sign up to add a comment Next publication.

Его судьба — пример человека, который всю свою жизнь сражался с болезнью, преодолевая страдания словом. При имени Александра Беляева у каждого, наверно, всплывает в памяти оседлавший дельфина юноша Ихтиандр, и юная прекрасная дочь повелителя Атлантиды царевна Сель, и парящий в небе птицечеловек Ариэль. И профессор Доуль — мудрый и благородный, но преданный и погубленный. Основное в произведениях писателя — вера в безграничные возможности науки, мечты о человеческом счастье: «Ариэль», «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.

Так появились на свет первые рассказы начинающего литератора Александра Беляева. Один из них — про голову, которая жила, будучи отделенной от туловища — даже напечатала ялтинская газета. В стране между тем бушует 1917 год. В больших городах большевики и эсеры, монархисты и кадеты сменяют друг друга на митингах.

Но в Крыму пока что тихо, жизнь идет налаженным порядком. Наконец закончились мучительные три года. Врачи разрешили больному Беляеву встать. Лечение пошло ему на пользу. И он тут же делал предложение Маргарите. Они обвенчались и уехали в Москву. В столице больше шансов пристроить в печать рассказы начинающего писателя. Молодые супруги ютятся в крошечной комнате. Сырость и холод. Но Александр горд: московские издательства начали его публиковать.

Выходит из печати его повесть «Голова профессора Доуэля», переделанная из ялтинского рассказа. В ней, в частности, появляется новая линия: певичка продолжает жить, когда ее голову соединяют с другим женским телом. В своих фантазиях Александр Беляев опирается на последние достижения отечественной науки. В 1928 году профессор С. Брюхоненко проводит опыт по оживлению собачьей головы, отделенной от туловища. А его коллега В. Демихов осуществляет пересадку подопытным собакам второго сердца и головы. Повесть восторженно встречена публикой. Беляев становится популярным. Его приглашают на встречи с читателями.

Он им с удовольствием рассказывает о возможных чудесах близкого будущего. На одной из встреч его засыпали вопросами. Кто обитает на дне океана? Есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли на самом деле «летучие голландцы»? Откуда они берутся? Дома Александр Романович берет в руки карандаш и начинает прикидывать. Предположим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Соседнее Саргассово море с его множеством водорослей способствует тому, что здесь скапливаются суда, оставленные по разными причинам своими командами… Так рождается замысел романа «Остров погибших кораблей». И Беляев был первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника.

В 1929 году Беляевы отправляются в Крым — Александру Романовичу необходимо подлечиться. Попутчиками в купе оказываются двое мужчин. Оба непрерывно кашляют. Странные пятна на коже. Рассказывают: это последствия технологической аварии на одном из предприятий Кузбасса.

Форма обратной связи

  • Писатель-фантаст Александр Романович Беляев | Пикабу
  • 140 лет назад родился писатель-фантаст Александр Беляев - Родина
  • "Нераскрытые тайны": Дар писателя-фантаста Александра Беляева
  • ◦ Новости ◦

Полет "русского Жюля Верна": 140 лет назад родился Александр Беляев

Эту сумму он отложил на давно задуманное путешествие по Европе. Правда, совершить поездку удалось только через два года, о чём свидетельствует «Ведомость о выданных с 1 марта сего 1913 года Смоленским губернатором заграничных паспортов»: «... В автобиографии о целях этой поездки писатель пишет: «Изучал историю, искусство, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции». Поездка стала бесценным источником, из которого писатель черпал нужные ему впечатления до конца своих дней. Ведь действие большинства его романов происходит «за границей». А первое путешествие оказалось и единственным. Беляев — не праздный турист, а любознательный испытатель. В биографической справке к 9-томному собранию сочинений писателя тому приводится подтверждение: «В 1913 году находилось не так уже много смельчаков, летавших на самолётах "Блерио" и "Фарман" — "этажерках" и "гробах", как называли их тогда.

Однако Беляев в Италии, в Вентимильи, совершает полёт на гидроплане». Вот отрывок из описания этого полёта: «Море под нами уходит всё ниже. Домики, окружающие залив, кажутся не белыми, а красными, потому что сверху мы видим только красные крыши. Белой ниточкой тянется у берега прибой. Вот и мыс Martin. Авиатор машет рукой, мы смотрим в том направлении, и перед нами развёртывается, как в панораме, берег Ривьеры». Свои ощущения Беляев затем передаст, в частности, в рассказе «Человек, который не спит»: «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город.

На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами Кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром». Во время путешествия по Италии Беляев поднялся на Везувий и опубликовал в «Смоленском вестнике» очерк о восхождении. В этих заметках уже ощущается уверенное перо не только талантливого журналиста, но и будущего блестящего писателя: «Неожиданно начались кусты, и мы очутились перед целым морем чёрной застывшей лавы. Лошади храпели, перебирали ногами, и они решились ступить на лаву точно это была вода. Наконец нервно, прыжками лошади взошли на лаву и пошли шагом. Лава шуршала и обламывалась под ногами лошадей.

Солнце заходило. Внизу залив уже покрылся сизой дымкой. Там наступил короткий нежный вечер. На горе солнце выхватило из наступающего мрака несколько домиков, и они стояли, точно раскалённые внутренним огнём кратера. Близость вершины сказывалась... Везувий — это символ, это бог южной Италии. Только здесь, сидя на этой чёрной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее». А в кратере огнедышащего великана «...

Он то стлался по чёрным, изъеденным влагой и пеплом неровным краям жерла, то белым клубком вылетал вверх, точно из гигантской трубы паровоза. И в тот момент где-то глубоко внизу тьма освещалась, точно далёким заревом пожара... Неряшливость они умеют соединять с глубоким пониманием прекрасного, жадность — с добротой, мелкие страстишки — с истинно великим порывом души». Всё увиденное, преломив через призму своего восприятия, писатель отразит потом в произведениях. Наверное, можно утверждать, что путешествие помогло ему наконец определиться с окончательным выбором профессии. В 1913—1915 годы, расставшись с адвокатурой, Александр Романович работает в редакции газеты «Смоленский вестник» сначала секретарём, затем редактором. Сегодня на здании, где находилась редакция, установлена мемориальная доска. Нереализованной пока осталась только его тяга к театру.

Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка».

Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы. Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год.

Побеждал тот, кто выстоит дольше всех.

Из этого варианта проистекал более упорядоченный "круговой бой". Это бой одного против многих. На круг выходил удалой юноша и должен был отбиваться от наседавших со всех сторон противников. Согласитесь: полезный навык на случай набега ордынцев. И кульминацией всего праздника был "стеношный бой" или более нам привычный "стенка на стенку". Друг напротив друга собирались две толпы и по команде сшибались в бою.

Ходили по-разному: улица на улицу, село на село, деревенские на городских. Обычно побеждала та стенка, которая валила наземь противников, а сама хоть в каком-то числе, но ухитрялась удержаться на ногах. На самом деле у каждой из этих форм кулачного боя существовали десятки подвидов. В каждом городе правила в чём-то да отличались. Везде существовали какие-то отличительные стилевые особенности.

Можно только догадываться, как веселился Беляев, прочитав этот отзыв. И как злорадствовал каких-то четыре дня спустя, когда лично встретился с одним из двух упомянутых мэтров.

Дело в том, что как раз в те дни в Ленинграде гостил Герберт Уэллс. Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной научно-фантастической литературе на Западе невероятно много фантастики и столь же невероятно мало науки... Часто приходится слышать, что отечественная фантастика вторична по отношению к западной. Во всяком случае, там, где дело касается новых перспективных идей. Почему-то считается, что наши писатели — кто с оглядкой, а кто и вовсе бессовестно — воруют эти самые идеи у западных коллег.

О том, что часто бывает наоборот, почему-то молчат. И совершенно напрасно. Как раз Александр Беляев в период своего расцвета был самым настоящим генератором научных или околонаучных идей, которые подхватывали его западные коллеги. Скажем, роман Беляева «Властелин мира», идеей которого было внушение мыслей на расстоянии, вышел в 1929 г. А вот «Приказ из темноты», книга Ганса Доминика, популярнейшего немецкого фантаста, эксплуатировавшего ту же тему, — лишь 4 года спустя.

Так он и пролежал в одном белье, пока его не забрал могильщик. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Правда, сразу сказал, что рыть могилу в мерзлой земле не будет.

Гроб с телом положили в кладбищенскую часовню и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, нам не суждено было этого дождаться: 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас. Перед самой войной меняли паспорта, и бабушке почему-то решили изменить национальность. В результате она из шведки превратилась в немку. А за компанию в немки записали и маму, несмотря на русские имя и фамилию. Я отлично помню, как они весело смеялись, вернувшись домой. Кто же знал тогда, что банальная ошибка паспортистки может обернуться лагерным сроком. Когда в Пушкин пришли немцы, они сразу зарегистрировали всех "фольксдойчей". В середине февраля 1942 года мы оказались в одном из лагерей в Западной Пруссии.

Из СССР нас увозили, якобы спасая от советской власти, а потом почему-то посадили за колючую проволоку. Кормили так плохо, что очень скоро мы стали есть даже траву и одуванчики. По воскресеньям местные жители приходили поглазеть на нас, как на животных в зоопарке. Это было невыносимо... Начальник лагеря сбежал. И вот в город вошли советские танки. Многие из заключенных кинулись их встречать. Кричали на ходу: "Наши идут! Советские солдаты, видимо, приняли нас за немцев и готовы были всех смешать с землей.

Родина встретила лагерями, где мы пробыли 11 лет. Позже я случайно узнала, что в Алтайский край нас отправили на несколько месяцев раньше, чем был подписан соответствующий приказ. То есть людей посадили "на всякий случай". Огромные по тем временам деньги, благодаря которым мы смогли перебраться в Ленинград.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий