Его годовалый орангутан умел использовать губы и язык при артикуляции, хотя в природе обезьяны такого не делают, а также неплохо понимал обращавшегося к нему человека.
ДимДимыч знает язык обезьян
Сначала команде не удалось обнаружить среди 2137 жестов закономерностей. В них не было четкой корреляции между продолжительностью каждого знака и частотой его использования. Только когда жесты были разделены на группы и их продолжительность усреднена, проявились очевидные паттерны. У каждого типа выражения была частота, и, как оказалось, чем чаще он использовался, тем короче эта группа была в среднем в соответствии с законом Ципфа.
Сравнение групп жестов показало, что шимпанзе строили длинные визуальные выражения из более коротких единиц, что подтверждало работу закона Мензерата. Эти универсальные законы дают нам понять, что язык — не дар, который обрели люди, а нечто имеющее общие эволюционные законы для всех.
Их синтаксические конструкции очень просты и напоминают о языке ребенка возраста двух-трех лет. Этого вполне достаточно для эффективного и живого общения. Отличие заключается в том, что дети растут и меняются. Они ходят в школу, учатся самым разным профессиям, создают семьи, берут ипотеки. Их язык развивается и становится сложнее. А обезьянам достаточно того, что уже есть. Словарного запаса трехлетнего ребенка вполне хватает.
Как говорится, больше ничего от языка им и не надо!
Из современных публикаций, критикующих скептицизм Терреса в отношении феномена говорящих обезьян, влиятельной считается статья философа Питера Сингера [10].
Сингер, вслед за Дж. Пуллумом [11] , полагает, что шимпанзе Ним действительно не овладел языком, но это было связано не с тем, что обезьяны не способны усваивать язык, а с тем, что обучение Нима проводилось неправильно или недостаточно старательно. В свою очередь, позиция Сингера подверглась критике со стороны М.
Сейденберга , который, соглашаясь с тем, что Ним испытывал недостаток персонального внимания, утверждает, что обезьяна получала достаточное языковое обучение [12]. В литературе встречаются утверждения, будто Террес больше не принимал участия в научных дискуссиях [7] , однако несколько раз он публиковал ответы на критику [13] [14] и высказывал своё мнение в прессе [15]. На сегодняшний день Террес — единственный специалист, изучавший лингвистические способности человекообразных обезьян, который до сих пор убеждён в том, что они не могут овладеть языком [16].
Критики указывали не только на явную неспособность обезьян строить предложения , но и на значительно более слабую, чем у людей, возможность запоминать слова: отмечалось, что, по самым оптимистичным заявлениям, обезьяны способны довести свой словарный запас примерно до сотни слов, тогда как дети к пяти годам знают уже около двух тысяч слов [22]. Некоторые из возражений критиков, в свою очередь, опровергались другими авторами. После 1979 года финансирование исследований феномена говорящих обезьян было сокращено.
В ходе исследования они задействовали звукозаписывающие установки, с помощью которых зафиксировали разговор зелёных обезьян, подчеркнув, насколько общение приматов отличаться от человеческого языка. Запустив над отрядом обезьян в национальном парке Ниоколо-Коба дрон, учёные услышали никогда ранее не слышавшийся звук. Он был идентичен крику другого вида обезьян, оповещающих об опасности. Представители восточноафриканских верветов имеют три различных сигнала тревоги — для змей, для леопардов и один для орлов.
Учёные поняли происхождение языка обезьян
В Ижевский зоопарк приехали обезьяны. Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений. Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой.
Ученые научились читать мысли обезьян
Из этого следует, что обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности. В ходе исследования ученые определили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы. Также они произносят «Бум», когда угроза уже прошла.
Однако в предыдущих исследованиях не учитывались значения жестов у каждого конкретного вида обезьян. Авторы новой работы поставили себе цель сравнить значения жестов у обыкновенных шимпанзе и бонобо. Но если о смысле сигналов представителей первого вида уже была накоплена информация, то по бонобо таких данных не существовало. Чтобы определить значение жестов, которыми обмениваются бонобо, исследователи проанализировали 2321 случай их применения.
Авторы новой работы поставили себе цель сравнить значения жестов у обыкновенных шимпанзе и бонобо. Но если о смысле сигналов представителей первого вида уже была накоплена информация, то по бонобо таких данных не существовало. Чтобы определить значение жестов, которыми обмениваются бонобо, исследователи проанализировали 2321 случай их применения. Если, допустим, один бонобо демонстративно чесался, и находящаяся рядом особь начинала перебирать его шерсть, после чего он переставал чесаться, учёные считали, что первую обезьяну удовлетворила реакция второй, то есть сигнал был воспринят правильно.
Если такого пользователя нет, то имя выводится обычным текстом. Тоже по ID; [---cut---] — используется только в текстах постов. Скрывает под кат часть текста, следующую за тегом будет написано «читать далее».
Учёные поняли происхождение языка обезьян
Вместе со смертью этого животного прервался многолетний эксперимент, оставивший после себя больше вопросов, чем ответов. Ученые, работавшие с гориллой Коко, после ее смерти сообщили, что она была единственным приматом на планете, умеющим говорить языком жестов. Но так ли это на самом деле? Малышка появилась на свет во время салюта, посвященного Дню Независимости и ее имя переводится с японского как «дитя фейерверка».
Зоопсихолог из Стенфордского университета Франсин Паттерсон смогла заручиться наивысшим доверием животного, и эта теплая дружба длилась всю жизнь Коко. Совсем еще юная Коко со своей наставницей Паттерсон Паттерсон не слишком баловала научный мир и тем более журналистов отчетами о своей работе, поэтому сведения об успехах Коко были очень скупыми. Известно, что горилла обладала коэффициентом интеллекта 95, что по меркам обычного человека было средним показателем.
Получается, что в мире горилл подопечная доктора Паттерсон тоже была заурядной особью и звезд с неба не хватала. Исследовательница рассказывала, что Коко не только разговаривала на языке жестов, но и писала отдельные буквы, рисовала, пыталась играть на музыкальных инструментах, и даже завела домашнего питомца. Да, горилла дала понять Франсин, что хочет котенка и, после долгих колебаний.
Ее желание выполнили. Всего у Коко были три кошки и обо всех она трогательно заботилась. Коко, Паттерсон и котенок Когда одно из животных погибло под колесами автомобиля, горилла сначала не находила себе места, а потом долго и безутешно тосковала.
Однажды обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, а не во время урока. Затем она по команде повторила это слово. Характерно, что она четко связывала слово «папа» с доктором Фурнессом, и на вопрос «Где папа? Далее Фурнесс научил орангутана слову «cup» «чашка». Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот.
Столь сложным путем она научилась выговаривать [ка], а после дальнейших ухищрений и тренировок [ка] постепенно превратилось в четкое [кап]. После этого обезьяну начали учить межзубному звуку [th]. Однако на этом работа оборвалась — она погибла от пневмонии. Характерно, что даже в предсмертной горячке, когда она просила пить, то произносила слово «cup». Одну из оставшихся шимпанзе Фурнесс в течение пяти лет пытался обучить слову «cup», но его труды не увенчались успехом.
Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе. На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus». Так, шимпанзе реагировали сильнее, когда за «waa-barks» следовал «alarm-huus». Это говорит, что порядок звука сыграл определенную роль в реакции обезьян.
Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи.
Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.
Люди оказались способны понимать язык обезьян
Исследования языка обезьян привлекло ученых к обучению шимпанзе, бонобо, горилл и орангутангов общаться с человеком с помощью языка жестов. После применения лингвистических инструментов для расшифровки звонков обезьян исследователи считают, что они понимают, о чем говорят наши родственники приматы. Успешность эксперимента спровоцировало дальнейшее изучение обезьян, говорящих на языке жестов.
Прежде неизученный язык обезьян позволили раскрыть 5 тысяч вокализов шимпанзе
Ученые надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше и о происхождении языка у человека. Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян. Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян. Возможно, ученые близки к открытию древнего языка предков людей и обезьян | VOKRUGSVETA. Исследование, проливающее свет на эволюционную историю человеческого языка, показало, что у шимпанзе есть свой язык с синтаксисом и особенными звуками.
Учёные заявили: обезьяны не только разговаривают, но и имеют разные диалекты
Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот. Столь сложным путем она научилась выговаривать [ка], а после дальнейших ухищрений и тренировок [ка] постепенно превратилось в четкое [кап]. После этого обезьяну начали учить межзубному звуку [th]. Однако на этом работа оборвалась — она погибла от пневмонии.
Характерно, что даже в предсмертной горячке, когда она просила пить, то произносила слово «cup». Одну из оставшихся шимпанзе Фурнесс в течение пяти лет пытался обучить слову «cup», но его труды не увенчались успехом. Ученый пришел к выводу, что орангутаны более перспективны в качестве «собеседника», чем шимпанзе, потому что они терпеливее, менее возбудимы и охотнее выполняют приказы.
Почему обезьяны не могут подражать человеческой речи? Исследования американского морфолога и лингвиста Ф. Либермана Lieberman 1968 внесли ясность в эту трудно объяснимую на первый взгляд неспособность обезьян подражать человеческой речи.
Исследовательница рассказывала, что Коко не только разговаривала на языке жестов, но и писала отдельные буквы, рисовала, пыталась играть на музыкальных инструментах, и даже завела домашнего питомца. Да, горилла дала понять Франсин, что хочет котенка и, после долгих колебаний. Ее желание выполнили. Всего у Коко были три кошки и обо всех она трогательно заботилась. Коко, Паттерсон и котенок Когда одно из животных погибло под колесами автомобиля, горилла сначала не находила себе места, а потом долго и безутешно тосковала. У обезьяны был речевой синтезатор, и Паттерсон уверяла, что Коко может пользоваться не только жестами, но и этим устройством, рассказывая о своих радостях и горестях скупыми, но осмысленными фразами.
Паттерсон убеждена, что все, на что способна Коко, доступно любой другой горилле, ведь интеллект ее питомицы не превышал средних показателей. Просто ей дали шанс, начали с ней заниматься, и она показала, на что способна. При этом доктор не уверена, что гориллы могут обучать друг друга жестам и другим подобным вещам, ведь в зрелые годы Коко провела немало времени в заповеднике, где общалась с другими обезьянами. Ни одна горилла из этой группы не показала никаких необычных знаний. Горилла Коко «читает» под руководством научного сотрудника Да, при жизни о Коко знали очень немногие, в основном ученые, изучающие интеллект приматов. Но едва горилла умерла, в СМИ появилось множество статей, в которых активно обсуждался тот факт, что она умела вести осмысленные беседы с людьми, используя язык жестов.
Но многие авторитетные специалисты сомневаются в таких фантастических способностях животного.
При этом было установлено, что относительно длинные последовательности состоят из более коротких возгласов. Однако по мере сокращения «предложений» наблюдалось удлинение входящих в них «слов», что очень напоминает закон Мензерата. Ученые заметили, что похожие возгласы могут встречаться в двух последовательных сериях. При этом в более длинных «предложениях» возгласы укорачиваются по сравнению со своими аналогами из непродолжительных серий.
Гелады живут группами, в которые может входить до 1000 особей, при этом животные постоянно поддерживают звуковую коммуникацию. Ученые считают, что, сокращая компоненты длинных звуковых последовательностей, обезьяны добиваются более точной передачи сообщений.
А несколько лет спустя исследователи выяснили, что шимпанзе зачем-то часто кидают камень о дерево и вызывают шум. Это тоже было засчитано как способ общения, хоть и крайне необычный. О чем именно обезьяны сообщают своим сородичам путем кидания камней о дерево, ученые точно не знают. Возможно, они хотят привлечь внимание к местонахождению еды и воды. Также может быть, что они демонстрируют свою силу. Подробно об этом наблюдении читайте в этой статье , там есть видео. У шимпанзе также есть язык жестов Лично у меня нет сомнений в том, что у животных есть собственные языки — люди их просто не понимают. Хочется дождаться момента, когда ученые наконец-то узнают значения издаваемых ими звуков и создадут полноценный переводчик.
Согласитесь, было бы хорошо иметь при себе приложение, которое может стереть между нами и зверями языковой барьер. Кстати о странностях домашних животных. Недавно ученые выяснили, почему кошки так любят сидеть в коробках.
Феномен «говорящих» обезьян
Увлекательное чтение обезьяньих мыслей стало возможным благодаря долгой и кропотливой работе группы ученых под руководством Ричарда Андерсена из Калифорнийского технологического института. На самом деле, работают они и не только они в этом направлении довольно давно, но ощутимые результаты получили совсем недавно. И результат этот заключается в том, что при помощи имплантантов в мозг исследователи смогли прочитать обезьяньи мысли и даже понимать, нравится ли подопытным животным такое вмешательство. Докладывая о своих результатах на страницах журнала Science, ученые подчеркивают, что познавательные мозговые сигналы такого высокого уровня были расшифрованы впервые.
К горилле Коко подселили по очереди двух самцов. Первым был Майкл он же Михаэль. Мать Майкла вместе с другими родственниками убили на его глазах на мясо.
Детёныша спасли и привезли в Австрию, где стали обучать жестовому языку. Процесс пошёл хорошо, и люди решили, что они с Коко были бы отличной парой. Увы, при всей нежной привязанности Коко и Майкл не только не зачали детей, но даже не пытались это сделать. Вероятно, они даже не знали, как. Зато с удовольствием общались друг с другом. Второй самец был неговорящим, и Коко играла с ним так, как играла бы с животным вроде собаки или кошки.
Кстати, котят она обожала. Обезьяны охотно учат друг друга говорить. Когда Уошо оказалась среди неговорящих шимпанзе, она во время течки подзывала самца жестовой фразой «подойди обнять! Вскоре самец тоже использовал эту фразу. Когда Уошо ещё жила отдельно и ей дали на воспитание детёныша, она немедленно стала учить его фразе «иди сюда! Потом она учила его самого жестовым словам, показывая их и складывая правильно его пальцы.
Закончился эксперимент с Уошо тем, что сейчас в Америке существует целая ферма говорящих шимпанзе. Орангутан Чатек за попытку побега, да ещё с заложницей-студенткой, был сослан в зоопарк. Одиннадцать лет он сидел в небольшой клетке, пока его не перевели в лучшие условия. От скуки он пытался научить жестовому языку охранника, чтобы было с кем пообщаться. Человек научил обезьяну говорить? Почему кошку можно научить понимать много слов, копировать человеческие интонации, даже издавать отдельные осознанные сигналы, но не строить предложения и не обсуждать чувства?
Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства 13 штук жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное более частое и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» на видео обезьяна чешет себе бок используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» на видео обезьяна трясет ветви деревьев — как для груминга, так и для совокупления.
Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary , там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру , где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются игра на английском. Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием тогда процент был бы около 25.
Трудность скорее в том, чтобы заставить дельфинов выражать свои мысли понятными людям словами — при всем выдающемся таланте этих животных имитировать звуки. Два шимпанзе, Шерман и Остин, участвовали в другом эксперименте, с иными условиями и задачами.
Этот опыт заслуживает куда больше внимания, чем ему уделяли до сих пор. Вместо того чтобы помещать обезьян в человеческую среду, им предоставили коммуникационную систему, подходящую для «внутреннего» обезьяньего пользования, то есть для общения шимпанзе с шимпанзе. Шерман и Остин сидели каждый в своей комнате, каждый перед своей клавиатурой с одинаковым набором символов. Они не могли попасть друг к другу, но каждый видел на экране, какую клавишу нажимает другой. Это позволяло обезьянам общаться при помощи символов друг с другом, что намного интереснее, чем отвечать на дурацкие вопросы двуногих.
Шимпанзе быстро приспособились использовать символы, чтобы передавать друг другу сообщения, и даже научились договариваться об их новых значениях. Когда им однажды дали новый фрукт, для которого на клавиатуре не было символа, каждый держал угощение перед экраном, демонстрируя другому, а потом один из шимпанзе выбрал символ на клавиатуре и нажал клавишу. Так обезьяны договорились о том, как в их языке будет обозначаться новый предмет. Всё это очень важно, поскольку именно так появляются новые слова и в человеческом языке. Возникает новое понятие, и для его обозначения требуется новое слово.
Если другие поддерживают его, слово приживается. В этом основа многообразия и гибкости человеческого языка, и в рамках своего, «символического», языка Шерман и Остин делали примерно то же самое. Интересно, что в этой ситуации шимпанзе использовали лингвистическую способность, которая, очевидно, никогда не проявляется у них в естественной среде обитания. Поворотным пунктом в работах с обезьянами стало обучение бонобо Канзи, родившегося в 1980 году. Канзи был маленьким, когда его приёмная мама участвовала в эксперименте, в котором училась общаться с помощью символов.
Каждый символ располагался в отдельном квадрате на экране компьютера или был прикреплен магнитом к обыкновенной доске, и мама Канзи должна была поддерживать беседу, указывая на символы. Дела шли не очень хорошо. За долгое время мама так никуда и не продвинулась. Внимание экспериментаторов перекинулось на малыша, который быстро выучил всю доску с символами. Сегодня он не такой маленький каждый правильный ответ вознаграждался конфетой: немало килограммов было съедено за эти годы и без проблем использует в своей «речи» сотни символов и понимает разговорный английский по крайней мере не хуже двухлетнего малыша.
Канзи быстро стал популярным как среди учёных, так и среди журналистов. Теперь он — ключевая фигура в маленькой группе, в которую входят обезьяны и исследователи. Они проводят множество совместных экспериментов и в повседневной жизни общаются при помощи доски с символами. Все опыты с Канзи тщательно задокументированы. Экспериментаторы сделали всё возможное, чтобы избежать действия эффекта Умного Ганса.
И лишь положив трубку, он приступал к выполнению задания. С ним в комнате находился человек в берушах, чтобы не слышать телефонного разговора , который наблюдал за тем, что делал Канзи, и записывал. Этот человек не знал, что именно поручено Канзи, и поэтому не мог ему подсказать, как подсказывали Умному Гансу. Например, Канзи попросили вымыть морковь на столе в кухне и положить её в миску в гостиной. И бонобо безупречно справился с этим заданием.
Канзи мог слушать инструкции по телефону и понимал, что на другом конце провода человек, — это выглядит не менее впечатляюще. Сохранилось множество историй о достижениях Канзи в повседневной жизни, более или менее задокументированных. Есть сведения, что Канзи смог зажечь костёр при помощи спичек и подбрасывал в него дрова, а потом приготовил на огне омлет. Бонобо мог изготовлять простейшие каменные орудия с острой кромкой и с их помощью перерезать верёвку. Говорят, Канзи даже играл в компьютерную игру «Пакман».
Бог с ним, с «Пакманом», но бонобо управлялся со всем, что, по нашим представлениям, умели делать австралопитеки, и со многим из того, что умел Homo erectus. С другой стороны, ещё никто и никогда не заставал шимпанзе в джунглях, пока тот жарил омлет или изготавливал каменный нож, не говоря уже о «Пакмане». И снова мы возвращаемся к тому, что у обезьян есть скрытые способности, которыми они не пользуются в дикой природе. Языковые таланты Канзи выходили далеко за рамки коммуникаций, которые мы можем наблюдать у диких шимпанзе. Всё, начиная от решения дифференциальных уравнений до создания водородной бомбы и написания этой книги, — всё это человеческие способности, которые до поры оставались скрытыми и проявились только в наши дни.
Альфред Рассел Уоллес, пришедший к идее эволюции и естественного отбора одновременно с Дарвином, много размышлял над проблемой «высших ментальных способностей» человека. Он пришёл к выводу, что естественный отбор не объясняет, как они возникли, и что здесь требуется качественно иное, духовное объяснение помимо того, что даётся в рамках естественных наук. Эта точка зрения жива по сей день среди религиозных эволюционистов. В рамках естественнонаучной картины мира подобные, казалось бы, ненужные способности могут быть рассмотрены как проявление более общей способности, которая использовалась нашими предками совершенно в других целях. Естественный отбор не породил ни математиков, ни инженеров, зато дал жизнь биологическому виду, наделённому необыкновенной когнитивной гибкостью, высокоразвитой способностью решать все мыслимые проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
Именно эта способность развивалась у первобытных охотников и собирателей, поскольку позволяла им выживать не только в условиях естественной среды, к которой они были приспособлены изначально, но и в любых природных условиях, какие только мыслимы на нашей планете, — от арктической тундры до тропических атоллов. Этим, в частности, можно объяснить и то, почему некоторые из нас умеют решать дифференциальные уравнения. Дело вовсе не в том, что дифференциальное исчисление так волновало умы наших предков. Просто интеллект, который они сумели в себе развить, мы применили и к дифференциальному исчислению, когда это потребовалось.