Архитектура света», посвященная знаменитому стеклянному кирпичу швейцарского инженера и изобретателя Гюстава Фальконье (Falconnier, 1845 — 1913).
Что еще почитать
- Изготавливали стеклянные кирпичи.
- Правила комментирования
- В Амстердаме создали прочный стеклянный кирпич.
- Вершина стеклоделия: в Петербурге возродили производство кирпичей Фальконье
- Фальконье. Архитектура света
Во Владимире открыли завод "стеклянных кирпичей"
искусствовед, главный хранитель Музея Константина и Виктора Мельниковых, поговорили о таком необычном архитектурном элементе как стеклянные кирпичи Фальконье. Последние новости с тэгом стеклянные кирпичи. С доказательствами они обратились в полицию, а новость о краже стеклянных кирпичей распространилась в социальных сетях.
Уникальная находка в Басковом переулке — стеклянные кирпичи Фальконье
Однако использование их для лицевого фасада здания — редкость, отмечают специалисты. Чаще всего такие кирпичи применялись в утилитарных целях: для окон, выходящих во двор, или на черных лестницах и брандмауэрах доходных домов. В доходном доме Ерошенко есть стеклоблоки прозрачного белого цвета и прозрачного сиреневого цвета, с добавлением марганца, что создавало декоративный эффект.
С точки зрения научной реставрации необходимо всерьёз заниматься исследованиями и воссоздавать декор по исторической иконографии. На аттике дома Ерошенко также существовал штукатурный лепной декор, который был утрачен ориентировочно в военный или послевоенный период.
Утрачены и оригинальные парапетные металлические ограждения, выполненные в стилистике модерна, исторические наружные двери. Все эти элементы будут воссозданы. Доходный дом потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга, владельца банкирской конторы Алексея Ивановича Ерошенко был построен в 1903 году по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича фон Постельса. Фасады здания выполнены в стилистике модерна.
В настоящее время проводится государственная историко-культурная экспертиза в целях обоснования включения объекта в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Сначала стеклянные кирпичи закупают за границей, а именно в Польше. Российские промышленники начинают изготавливать стеклянные кирпичи согласно требованиями нашего климата чуть более крепкими и тяжёлыми. Марианна Дьякова,ведущая: Как часто можно встретить такие стеклянные кирпичи в строениях Петербурга? Никита Мурузин,историк архитектуры: До революции подобные кирпичи можно было встретить в каждом третьем-четвёртом доме. Это могли быть частные дома, общественные здания, театры. К нашему времени их сохранилось очень мало.
В Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове сохранилось немало жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были применены стеклянные кирпичи. Их производили на многих заводах и фабриках — и по лицензии, и без, изменяя пропорции и рельеф. Но технология была одна: ручное выдувание в форму с последующим отжигом. Блоки монтировались в проемы любой формы, существовали «половинки» и «четвертинки» кирпичей. Лестница дома Кастель Беранже. Архитектор Эктор Гимар. Но к 1930-м годам многочисленные заводы по производству кирпичей Фальконье были остановлены, оборудование утрачено, технологии забыты. Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам. И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье.
Уникальная находка в Басковом переулке — стеклянные кирпичи Фальконье
Они отлично сочетаются с простым и индустриальным внешним видом, но также могут оживить традиционные пространства. Однако, конечно, у этой тенденции есть свои плюсы и минусы, о которых следует знать, прежде чем их выбирать. Плюсы: Игра света: стеклянные блоки уникальным образом освещают комнаты. Конфиденциальность: они размывают детали, но не закрывают обзор полностью. Выглядит великолепно: они добавляют интерес даже в простые комнаты. Минусы: Тепло: они не удерживают тепло внутри и снаружи так же хорошо, как обычные стены. Очистка: пятна и грязь более видимые, поэтому их необходимо регулярно чистить. Могут быть подавляющими: использовать их повсюду может быть излишним, они лучше всего подходят в качестве изюминки».
На самом деле, как и в случае с любой тенденцией в дизайне интерьера, дело не столько в том, модно ли что-то или нет, сколько в том, нравится ли вам этот внешний вид и будет ли он работать как практически, так и эстетически в вашем доме. Давайте посмотрим на несколько примеров, которые действительно работают и узнаем почему. Дом из стеклянных блоков Вот настоящая приверженность материалу: в этом доме из стеклянных блоков, спроектированном Sibling Architecture , для всей задней стены дома использовались стеклянные кирпичи. Но дело не только в эстетике: расположение этого дома означало, что он должен быть очень звуконепроницаемым.
Неизвестные пришли в СДЭК со стеклянными кирпичами Фальконье, предположительно, украденными из бывшего доходного дома на Литейном проспекте в Петербурге. Более 20 стеклянных предметов планировалось отправить в Москву.
Два молодых человека зашли в один из пунктов службы доставки в Центральном районе в 13:00. Мужчины хотели отправить в Москву стеклянные кирпичи Фальконье. Сотрудник курьерской службы узнал в товаре пропавшие накануне из дома на Литейном проспекте драгоценности, принял предметы к отправке, а затем обратился с заявлением в полицию, пишет " Фонтанка ".
Куратор выставки — Никита Андреев, искусствовед и бывший руфер, однажды вдохновился увиденными окнами из необычного стеклянного кирпича в заброшенном доме эпохи модерна в Санкт-Петербурге. Поиск информации привёл его на выставку в Швейцарии, посвященную Гюставу Фальконье, по счастливому стечению обстоятельств, эту же выставку посетила директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева. Никиту и Елизавету объединила идея восстановить утраченную в 1930-ых стеклодувную формулу и провести выставочный проект.
Совместно с мастерской NWGlass. Благодаря этому произвели восстановление оригинального вида фасадных окон в доходном доме Ерошенко в Басковом переулке окна были обнаружены замурованными в 2020 году. Из этого мы хотим вывести следующий посыл выставки: это привлечение внимание к сохранению и восстановлению объектов культурного наследия. Это способ показать нам ещё раз безграничные возможности творческой мысли человека, направить энергию человека в русло созидания и заботы об окружающем нас мире. Ко всему прочему, современным и важным нюансом является то, что воссозданный кирпич Фальконье — продукт recycle. Мастерская использует для переплавки использованные бутылки, командой был организован вторичный сбор стеклянных сосудов разных цветов. Как шутливо отметили организаторы — спонсором выставки выступают все бары Санкт-Петербурга.
Данные световые окна имели настолько большой успех, что получили распространение не только в США и Канаде, но и на Европейском рынке, в том числе в Российской Империи. Световые окна Люксфер можно было найти в любом городе России почти на каждой улице, так как в жилых домах на первом этаже обычно располагались различные магазины и лавки, а торговцы хранили свой товар в подвале дома, и именно для освещения подвальных помещений в первую очередь использовался данный тип светового окна. Призмы собирали свет, благодаря чему в подвале днём было абсолютно светло и не было необходимости тратить дополнительную электроэнергию. Вдобавок, призмы Люксфер были полыми, что уменьшало их теплопроводность, а значит, несмотря на яркий солнечный свет, в подвалах сохранялась низкая температура.
России в начале XX века подобные световые решётки по патенту Д. Пенникуика начали выпускаться множеством фирм. Так найденная решетка на Мясницкой была изготовлена Торговым домом «М. Франк и сын».
После революции американские световые призмы перестали поставляться в Россию. Их стали заменять другими материалами, а со временем решетки стали давать течь, и их стали убирать или закатывать в асфальт, как на Мясницкой в Москве. Если изначально блоки использовались только при строительстве подвалов, то постепенно из них начинают складывать внутренние и наружные стенки, окна на лестничных проемах и всевозможные перегородки. Вместе с расширением сферы применения стеклоблоки стали расширять и число архитектурных проектов, в которых их осмеливались использовать.
Пик роста популярности стеклоблоков пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Причем касается это как Советского Союза, так и остальных стран.
В фасаде доходного дома в Петербурге нашли стеклянные кирпичи
Современные стеклянные кирпичи Фальконье производства , сделанные из вторичного сырья. С доказательствами они обратились в полицию, а новость о краже стеклянных кирпичей распространилась в социальных сетях. что это и как они появились в России Кто их выпускал Изобретение светопроницаемых призм Люксфера и тротуарных иллюминаторов Где искать эти. Стеклянные кирпичи держатся на прозрачном высокопрочном клее.
Выставка "Фальконье. Архитектура света" открылась в Музее архитектуры Щусева
Но к 30-м годам производство изящных и дорогостоящих кирпичиков остановили, а вскоре утратили и оборудование. А как вам идея стеклянных стен в доме? В Санкт-Петербурге, в Басковом переулке, при обследовании фасада доходного дома Ерошенко специалисты обнаружили стеклянные кирпичи системы Фальконье. Наталья Шашкова директор Музея архитектуры «Этот стеклянный кирпич производится только ремесленным способом. что это и как они появились в России Кто их выпускал Изобретение светопроницаемых призм Люксфера и тротуарных иллюминаторов Где искать эти. стеклянный кирпич стоковые фото и изображения. Уникальный проект про историю изобретения и применения стеклянного кирпича: накануне в Рождествено открылась выставка "Фальконье".
В здании в Басковом переулке обнаружили стеклянные кирпичи системы Фальконе
На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек. XXI век, Санкт-Петербург. Фото: А.
Стрельников В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий — дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге.
В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах. Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье — уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX — XX веков.
Щусева Благодарим за предоставленные фотографии Анну Константиновну Кистанову и градозащитника Алису Иосифовну Александрову Историческая справка: стекла «Фальконье» Стеклоблоки «Фальконье» были изобретены швейцарским инженером Гюставом Фальконье 1845—1913 в 1880-е годы. Они были представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже, после чего быстро распространились в европейской архитектуре. Этот строительный материал, своего рода полые кирпичи, изготавливались методом выдувания стекла в форму и запаивания его при высокой температуре. Блоки производили разных форм, с рельефом на поверхности, иногда разных цветов. Качества этого строительного материала: малый вес, хорошая теплоизоляция, прочность и эстетическая привлекательность были оценены многими архитекторами ХХ века. Такой тип остекления не горит, не боится влаги, отлично моется и, главное — пропускает свет.
На протяжении ХХ века полые стеклянные кирпичи использовали в общественных сооружениях самого разного назначения от театров до больниц, от особняков до доходных домов, от зданий промышленного назначения до архивов. Стекла «Фальконье» можно встретить на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в оформлении входных групп и декоративных панно, в эркерах и сводах.
Книга посвящена истории использования в России стеклянного кирпича — строительного материала рубежа XIX—XX веков, разработанного швейцарским архитектором и изобретателем Гюставом Фальконье. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию, его утратам, привлекая внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации. Например, на страницах издания можно увидеть фотосъемку современного производства изделий, уцелевших кладок из фальконье в знаковых памятниках архитектуры в России и за рубежом, кадры с выставки «Фальконье. Архитектура света».
Но на доходном доме Павловой на Конной улице, 8, они, возможно, скоро исчезнут. Сейчас стеклянные кирпичи украшают восточную брандмауэрную стену здания. Горожане отмечают, что их на фасаде осталось очень мало. Большинство, вероятно, утеряны за время эксплуатации здания. Как рассказали в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры КГИОП , окна восточной брандмауэрной стены доходного дома Павловой предметом охраны не являются. Однако реставрация стен дома запланирована на период 2021-2023 годов. Но пока заявление на выдачу задания для разработки проектной документации на реставрацию фасадов дома-памятника Т. Павловой в комитет не поступало.
История стеклянных кирпичей Фальконье в Музее архитектуры
Каталог выставки стал первым русскоязычным изданием на эту тему. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — добавила Анна Кистанова. Выставка «Фальконье. Архитектура света» будет проходить до 20 августа.
В здании проводится капремонт. Карты Специалисты ведомства осмотрели объект на Фрунзе, 87-89 и зафиксировали повреждения.
А непригодные к реставрации отправят в музей и будут использовать как учебные экспонаты. Вместе с тем собственникам напомнили, что в их обязанности входит сохранение памятника культуры.
Ведь место для подобного остекления оконных заполнений довольно специфическое — это чердачное пространство», - рассказал главный архитектор проекта Олег Кузеванов. Только после того, как специалисты приступили к обследованию фасада, они убедились, что перед ними подлинные сохранившиеся стеклянные кирпичи системы Фальконье. По обнаруженным штампам удалось определить, что эти стеклоблоки были изготовлены Санкт-Петербургским заводом «М. Все сохранившиеся стеклянные кирпичи будут аккуратно демонтированы для реставрации и последующей музеефикации на историческом месте. При их изготовлении применялись различные оттенки стекла: зелёный, фиолетовый, желтый. Каждый стеклоблок представляет собой полую тонкостенную деталь, которая является элементом сложной конструкции с высокими показателями прочности, пропускания света и сохранения тепла, — рассказал технолог Иван Козицын.
На Басковом, 5 использованы стеклоблоки двух цветов — прозрачного белого и прозрачного сиреневого с добавлением марганца , что создавало определенный декоративный эффект.
Во всем мире перешли к более дешевым, не требующим ручного труда прессованным стеклоблокам. И вот четыре года назад родилась идея сделать выставку и — что еще важнее — продемонстрировать возможность реставрации сохранившихся окон с кирпичами Фальконье. Это качественный и хороший материал, его не зря использовали лучшие архитекторы начала ХХ века», — поясняет Анна Кистанова. Щусева «Мастера производства NWGlass.
И получить качественный продукт, который можно использовать в реставрации. Щусева Теперь, если нужно дополнить проем, можно взять кирпич из исторической кладки, отмоделировать и сделать такой же». Уже есть примеры совсем свежей реставрации с такими кирпичами: в доме Щелухиной в Нижнем Новгороде там собирали средства всем городом , в доме Ерошенко в Басковом переулке в Петербурге и в доходном доме Бабушкина на Садовнической улице в Москве тут реставрация лестничной перегородки была инициативой жильцов. Предполагается, что он останется навсегда. А еще во временную экспозицию включены предметы из немалой уже коллекции музея, образцы работы европейских и российских фабрик, оборудование и инструменты стеклодува, рекламные каталоги и архитектурная графика.