Случившейся здесь в годы присутствия в Афганистане шурави. Воздастся Небом тем, кто вспомнит дословно эти трагические даты. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави».
Обсуждение (3)
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Общая строительная готовность моста через Обь в Сургуте приближается к 40 %
- Кто такие «Шурави»?
- Афганистан. День Шурави. Истоки знания.: v_nail — LiveJournal
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана
Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность.
В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг». Такое обращение бывших «афганцев» друг к другу стало символом единства и войскового товарищества. Те, кто прошел афганскую школу жизни, понимают друг друга, по возможности поддерживают. И многое прощают. Обращение «бача» стало одной из невидимых нитей, накрепко соединяющей тех, кто имеет право так называться. Чествуя воинов, прошедших Афганистан, к ним в советских учреждениях и школьных актовых залах упорно применяли слово «ветеран».
Но разве подходит этот термин для молодых ребят, которым и до сорокалетнего-то рубежа было далеко? Вот и прижилось в среде молодых ветеранов другое название — «бача». Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к границам этого государства. Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям.
Вопрос «Кто поет? Так обращались местные жители к советским гражданским специалистам и военнослужащим во времена войны в Афганистане, длившейся с 1979 по 1989 год.
Слово это имеет персидские и арабские корни, оно происходит от терминов, обозначавших «советский; совет». Название это, поначалу получившее хождение среди коренных жителей Афганистана, впоследствии было широко распространено среди тех, кого причисляли к ветеранам афганской войны. Слово «шурави» сегодня произносится обычно с нейтральным, но чаще — с положительным оттенком. А вот среди ортодоксальных душманов, сражавшихся с теми, кого они считали захватчиками, во времена войны был в ходу враждебный лозунг: «Смерть шурави! В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» — все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Это звание посолиднее генеральского будет.
Есть в этом слове отголосок не свойственной жителям Афганистана сентиментальности, некоторая дань уважения к тому, кто по сути своей является врагом. Точно так же два одинаково сильных зверя, столкнувшихся в смертельной схватке, смотрят друг на друга — с уважением. Такое отношение свойственно для колоритной страны, где война есть лишь постоянное упражнение духа и тела, где не только умеют драться до последнего, но также ценят широту души, человечность и доброту. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги.
Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе. Новое в блогах «Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз. Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. Даже если в то время они были в числе их противников.
Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке». Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе. Новое в блогах «Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз. Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. Даже если в то время они были в числе их противников. Источник Шурави кто это такой первая ассоциация: Афган и слова в тетради.
В Ханты-Мансийске прошла первая встреча участников международного клуба друзей Югры
- Шурави Владимир Санаров | НКК
- Кто такие шурави и бача?
- Литературные дневники / Стихи.ру
- Крепость на холме
- Месть советского спецназа | Пикабу
За что сражались «шурави»
25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. Главная» Новости» Шурави кто такие. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Главная» Новости» Шурави кто такие. Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать "Шурави". 15 февраля 1989 года «шурави» (советские воины) покинули Афганистан в образцовом походном порядке с развернутыми боевыми знаменами.
Происхождение афганского шурави от тотема
Слово происходит от арабского... Видео-ответы Почему афганцы называли советских солдат шурави Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза... Афганцы о том, кто такие русские Русский это не только национальность, но и цивилизационная принадлежность. Шурави солдаты памяти. Документальный фильм Хабаровской краевой организации Российский союз ветеранов Афганистана. Вопросы в тренде.
Советский Союз первым признал независимость Афганистана после совершения в нём демократической революции — свержения Царя Дауда, и начал строить с ним дружественные отношения:Афганцы учились у нас, а наши гражданские специалисты строили в Афганистане дороги, школы и медицинские учреждения. Но мировому кровопийцу и жандарму — США, и его союзникам, такое не понравилось. Они создали оппозицию действующему президенту Тараки, руками предателей афганского народа его убили и поставили своего наместника — Амина, который залил кровью свою родину, это он организовал убийство первого демократически избранного президента Афганистана. Похоже, что именно этому его выучили в США, где он провёл и обучался не один год.
Советские солдаты в отличие от тех же американцев впрочем, сами талибы этим тоже не брезговали никогда не брали в заложники мирных жителей и не бомбили поселения. Наоборот, немало солдат СССР погибли, спасая простых афганцев, чем и заслужили уважение. Афганцы жалеют, что за 10 лет конфликта моджахеды и шурави не смогли понять друг друга. Особенно много добрых слов можно услышать за уважительное отношение к женщинам и любовь к детям. Американцы подобным никогда не страдали. Антисоветская пропаганда представляла шурави людьми без совести и понятий. Говорили, что они насильники, способные переспать с родной матерью или сестрой. Каково же было удивление моджахедов, когда они узнали, что в СССР не принято жениться даже на двоюродных-троюродных сестрах. Ушли, не попрощавшись Вывод советских войск в 1989 году для многих пожилых афганцев воспринимается предательством. В 1991 году был положен конец экономической и военной помощи со стороны СССР.
И жители страны, и переселенцы признательны советским людям, «шурави», и хорошо отзываются о русских: «Они помогали нам». Отвечает Давид Медведев 9 мар. Американцы же практически не помогают... Отвечает Иван Михаелян 11 мар. Отвечает Денис Невер 24 дек. Отвечает Илья Мещеряков 11 дек.
15 февраля. Кто такие Шурави?
так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как «шура», а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский". Кто такие шурави и бача? служить или честно трудиться «на гражданке».
Кто такие шурави и бача?
Сегодня «шурави» называют друг друга те, чьи судьбы опалила афганская война, в чьих душах и сегодня болью отзывается слово «Афган». Кто такие шурави и как афганцы называют русских? На сегодняшний день по уточненным данным, в том числе и сотрудниками Музея «ШУРАВИ» (г. Екатеринбург), данные выглядят следующим образом. Почему афганцы прозвали русских шурави на самом деле не только русских но и вообще всех солдат Советского Союза. Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды.
Что означают слова - Шурави, бача, дукан, кишмишевка.
Обращение "бача" для них значит намного больше, чем "брат", "друг", "родной". Это обращение — особый знак единства. По нему отличают своего от остальных.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя почти 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения: "Почему вы нас бросили тогда?... Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет...
Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области. Даже если в то время они были в числе их противников. Не только афганцы, но и таджики с узбеками до сих пор уверены, что русские им и сейчас должны и обязаны оказывать безвозмездную помощь и дорогие подарки дарить.
Потому что Россия большая и богатая страна.
Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави». В культуре.
Волчий взгляд Поразительную историю из поездки по Афганистану привёз таджикский публицист Абдуджабор Абдуджалилов, которую рассказал ему один из бывших полевых командиров. Однажды он со своим формированием в сто пятьдесят человек должен был пересечь долину, доподлинно зная, что её с высоты контролируют пять советских военнослужащих. На первый взгляд, задача казалась несложной, однако на практике всё оказалось иначе. Пройти этот участок они смогли лишь на шестой день, и лишь по той причине, что у уничтоживших за эти дни сто афганцев «шурави» попросту закончились патроны. Окружив горстку отчаянных советских бойцов, моджахеды увидели перед собой державшихся из последних сил воинов с волчьими взглядами, готовыми заживо загрызть врагов. Когда разъяренный от потери такого количества соратников командир душманов приказал «шурави» помолиться перед смертью, он не ожидал, что двадцатилетние парни, не страшась, возьмутся за руки и подставят свою грудь под пули.
Пораженный их отвагой он велел своим бойцам накормить врагов, а потом, вручив им оружие, отпустил со словами: «Шурави, я хотел бы, чтобы мои сыновья были такие же, как вы. А теперь идите». Строительство Ностальгируя по временам присутствия в Афганистане «шурави», офицер полиции Мохаммед Тахир Яргал, заявлял, что за годы присутствия они создали совершенно новое государство.
Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду
И это удивляет больше всего — спустя 30 лет после ухода советских войск из Афганистана в Кабуле цветёт ностальгия по временам «шурави». Но я же своими глазами видел, как советские инженеры возводили стадионы, строили шоссе, учебные заведения, предприятия, завозились племенной скот, семена для посева, новейшая сельскохозяйственная техника. Всё было абсолютно бесплатно — для народа Афганистана. Зачем же вы именно это жгли, взрывали, разрушали, уничтожали? Чем вам мешало, что самые нищие дехкане будут сыты, а ваши дети станут учиться в современных школах? Я никогда не получаю ответа. Моджахеды молчат, отводят глаза. Да, Советский Союз допустил серьёзные ошибки.
Лично я считаю, что столь масштабная переброска войск 40-й армии в 1979 г. Однако экономическая помощь оказывалась огромная, и сейчас большинство афганцев отзываются об этом с глубокой благодарностью. Кстати, сам Центр науки и культуры РФ построен заново — захватив Кабул, моджахеды оставили от здания руины. В целом на территории Афганистана было разрушено три четверти объектов, построенных Советским Союзом в дар афганскому народу. Сейчас бывшие «воины джихада» за голову хватаются — для чего они так поступали, ведь своими же руками вогнали промышленно развитое государство в каменный век! Например, в Джелалабаде в 1979—1989 гг.
Люди очень меняются, занимаясь реальной политикой, где вход — рубль, а выход — вперёд ногами. Уже через некоторое время революционеры, как водится, стали расправляться друг с другом. Но перед этим НДПА приступила к реформам и обратилась за помощью к СССР, с просьбой значительно увеличить её масштаб — как экономической, так и силовой составляющих.
События развивались стремительно, поскольку даже достаточно умеренные действия Дауда в отношении сторонников ислама вызвали уже упоминавшееся восстание. А социалисты действовали куда радикальнее, стала набирать обороты репрессивная машина. Кроме того, социалистические реформы не устроили тех, кто уже чувствовал при капитализме как рыба в воде. Взять того же Бурханутддина Раббани, который до Апрельской революции был одним из крупнейших торговцев-экспортеров ковров и занимался контрабандой. А действия НДАП в сельской местности, вроде освобождения бедных дехкан от долгового рабства, сделали её врагом сельских богачей. Другая реформа восстановила против новой власти уже «середняков», если пользоваться нашей терминологией. Суть реформы сводилось к тому, что у крупных собственников конфисковывались излишки земли в размере 30 джарибов 6 гектаров и безвозмездно передавались крестьянам. А в итоге «под раздачу» попали именно средние землевладельцы. Издевались представители новой власти, как и положено леворадикалам, и над исламским духовенством.
Самое важное, судя по всему в том, что именно левацкие замашки «хальковцев», которых в партии было большинство, быстро настроили против неё основную массу афганцев, которых НДАП, вроде бы, собиралась освободить от феодального и капиталистического гнёта. На пороге гражданской войны Что касается Союза, то Саурская революция, как говорят осведомлённые очевидцы, стала для его руководства неприятным сюрпризом, несмотря на то, что Дауд больше дружил с Западом, чем с СССР. Но, по крайней мере, при нём события, как виделось из Москвы, развивались предсказуемым путём. Ничего не оставалось делать, как откликаться на просьбы Кабула о том, чтобы срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных, а также сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности ДРА. Формально новый уровень отношений между двумя странами был зафиксирован 5 декабря 1978 год, когда в Москве был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан. А теперь главное — почему всё же советники из СССР так и не остались в ДРА «тихими русскими», почему возникла необходимость для ввода войск? Начнём с того, что вторая половина семидесятых годов был очень бурным временем и международная обстановка на границах Союза складывалась для него крайне негативно. Вот лишь небольшой перечень событий. В Западной Европе готовится размещение американских ракет средней дальности, знаменитых «Першинг-2».
Их подлётное время до Москвы составляет считанные минуты. В 1979 году в Иране после Исламской революции к власти приходит аятолла Хомейни. Местная «Народная партия Ирана» социалистической ориентации разгромлена, тысячи её членов были убиты, десятки тысяч брошены в тюрьмы. Идём дальше. Немногим ранее, в 1977 году, там происходит военный переворот и генерал Зия-уль-Хак, в отличие от Хомейни, одновременно внедряет исламские порядки и тесно сотрудничает со Штатами. Опять же в 1979 году отношения СССР с Китаем и так более десяти лет к тому времени балансировавшие на грани крупномасштабной войны за десятилетие до этого произошли события на острове Даманский вновь обострились. Огромный вал внешнеполитических проблем требовал чёткой и быстрой реакции. Следовало ли её ждать от брежневского Политбюро, большинству ключевых членов которого было далеко за 70? В последствии все вышеупомянутые страны — США, Иран, Пакистан, Китай, кто в большей, кто в меньшей степени, но приложили руку к финансированию моджахедов, к их подготовке, снабжению оружием, боеприпасами, связью, медикаментами.
Во многих из эти стран душманы отдыхали от боёв, лечились, тренировались, спасались от преследования. Тем временем темп событий в Афганистане начинает ещё более ускоряться. Погибли более двух тысяч человек. На фоне этих событий афганской руководство начинает бомбардировать Москву телеграммами о помощи и введении наших войск. Председателю Совета министров Алексею Косыгину поручили выяснить положение в Афганистане, который переговорил по телефону с Тараки. После анализа обстановки следует отказ. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им», — сказал 19 марта на заседании Политбюро Л. Но в это же время к активным действиям приступают американцы.
Впоследствии эта тайная помощь выросла в беспрецедентную по масштабам операцию ЦРУ «Циклон». Ежегодное ее финансирование программы с 20—30 миллионов долларов к 1987 году возросло до 630 миллионов. Но обстановка в ДРА дестабилизировалась не только извне, но и изнутри. И здесь в верхушке НДАП начались разборки. Они оставляют тяжёлое впечатление. Вот представьте, чтобы Троцкий, Сталин, Зиновьев и Каменев, противоречия между которыми были задолго до революции, начали биться друг с другом где-нибудь в 1919 году, когда, как в то время говорилось, «Советская Республика в огненном кольце фронтов»? Нет, они отложили выяснение отношений до тех пор, пока власть большевиков не укрепится в достаточной мере. Но, похоже, что НДАП всего через год после её прихода к власти оказалась в цугцванге, когда каждое её действие только ухудшало ситуацию. Но афганские революционеры не послушали старших советских товарищей.
До сих пор доподлинно неизвестно, почему Амин начал готовить покушение на Тараки. Ведь они были друг другу больше, чем братья. Оба были единомышленниками, долгие годы вели борьбу с монархическим строем, происходили из второго по величине союза пуштунских племён «гильзаи». Уже после прихода социалистов к власти на пленумах ЦК и заседаниях правительства Амин пышно называл Тараки «звездой Востока, великим мыслителем, великим вождём, гением Востока, телом и душой партии» и так далее. При этом у Нур Мохаммада Тараки сложились доверительные отношения с Л. И когда афганский лидер 1 сентября 1979 года возвращался из Гаваны с VI Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, он сделал короткую остановку в Москве. На встрече с генсеком КПСС до него в частном порядке была доведена информация о готовящемся покушении. Потрясённый предательством Тараки рассказал об этом близкому окружению. Но и здесь оказались «уши» Амина.
Поняв, что в этом случае либо он, либо президент, Амин решил сыграть на опережение. Если не вдаваться в подробности, то Хафизулла, инсценировав на себя покушение, убедил остальное руководство НДАП в том, что это «заказал» его Тараки. Это произошло 14 сентября, а 16 сентября на чрезвычайном съезде НДАП Тараки был исключён из партии и изолирован. А 10 октября официальные СМИ Афганистана объявили о том, что накануне экс-глава государства скончался. Разумеется, он был убит, если быть точным — то задушен. На пороге В итоге было решено готовить свержение Амина и замену его более трезвым и адекватным лидером. В качестве такового рассматривался Бабрак Кармаль. Как «парчамовец», которые изначально выступали против радикальных реформ, Кармаль должен был обеспечить стабильность в стране. При разработке операции по свержению Амина было решено использовать просьбы самого афганского лидера о советской военной помощи.
Всего с сентября по декабрь 1979 года было семь таких обращений.
Попавшие в засаду 23 «каскадера» отбивались всю ночь — до прихода авиаподдержки. Итогом боя стали 372 убитых «аиста» и захваченный арсенал с оружием. Нестандартные решения в нестандартных ситуациях Советские спецназовцы оказались хорошо подготовленными к антипартизанской войне в горных условиях. Бойцов не пугали жара или холод, голод и лишения. Они действовали уверенно и находили выход даже из самых нестандартных ситуаций.
Приборы ночного видения и оружие с ночными прицелами, глушители и радиоуправляемые минные поля — все эти высокотехнологичные виды оружия причиняли моджахедам немалый урон. Но и более простые методы оказались действенными. Как вспоминает командир спецгруппы, лейтенант Егиазаров, настоящим сюрпризом для душманов стало МПЗ малозаметное препятствие , а в народе — «путанка». В дополнение к минным полям бойцы установили на подступах и проволочное заграждение, напоминающее по виду пружинный матрас.
Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать "Шурави". У меня на родине в Пензенской области в селе Чемодановка названа улица Шурави. Название она получила по инициативе ветеранов служивших "за речкой". А детали и подробности где и как можно использовать "бача", расскажет кавалер трёх орденов Красной Звезды Олег Николаевич Гонцов: Video is not available Дукан Сержант около дукана "В дуканах можно все приобрести" так звучит строчка из песни "День такой отличный". По сути Дукан - это торговая лавка в кишлаке или городе.
Что означают слова - Шурави, бача, дукан, кишмишевка.
Кто знает, пошли ли бы они дальше, уже к нам. И сами так понимали, и другим объясняли. Вы, так или иначе, должны были взаимодействовать с местными жителями. Как афганцы воспринимали «шурави» диалектическое прозвище русских? Крестьяне относились к нам нормально. Еще до начала войны в Афганистане было много русских.
Они строили дороги, школы, больницы. Местные знали, что мы помогали, помогаем и будем помогать. С детьми наши солдаты тоже хорошо общались. Малышей привлекало наше вооружение, машины. Часто можно было наблюдать, как стайка полуголых, голодных маленьких афганцев бежала за машиной, пытаясь вспрыгнуть на подножку.
И как все дети, они были всегда безмерно рады сладкому. Мы их часто угощали сгущенкой или печеньями. А что скажете о взрослых? Как Вы к ним относились? Сложно ответить однозначно задумался.
Те, что в полях трудятся и моджахеды из банд — это, конечно, совершенно разные люди. И всегда было сложно понять, кто перед тобой. Может он улыбается, а в кармане пистолет, заряженный пулей, которая предназначена для тебя. Мы пытались быть дружелюбными. В тоже время, каждый советский солдат держал автомат наготове.
Что до афганских солдат, так те вообще были нам как братья. Помню, как несколько раз получал приглашение выступить на митингах. Потом и цветы дарили, на приемы приглашали. Вся опасность ситуации в Афганистане состояла в расколе общества. Часть жителей принимала действующую власть, часть была ею недовольна.
И вот именно недовольные были особо интересны для Запада. Чувствовалось влияние американской пропаганды? Америка трубила, что СССР — страна оккупант. Беда в том, что многие афганцы верили в это, в то, что мы пришли насильно обратить их в свою веру. Религия — фундамент мировоззрения исламиста.
Именно на религиозной почве и начинались многие военные конфликты. Только потом афганцы поняли, как ошибались. И вот что интересно: даже спустя 25 лет те, против кого мы воевали, вспоминают то время с улыбкой. Они повторяли, что советские солдаты, в отличие от американцев, воевали честно. Мы воевали с бандитами, а вот что там делали американцы — непонятно.
Вы упомянули религию. А что, думаете, было тогда важнее: религия или политика? Афганистан — исламская страна. Религия — основное понятие для жителей этой страны. И тот факт, что в своей пропаганде американцы ее затрагивали, было главной нашей трудностью.
Для крестьянина оскорбление пророка Мухаммеда будет личным оскорблением. Политика же для простого народа не была так важна. А для Вас? Вы — верующий человек? Она работала в школе, а тогда педагогическая работа никак не могла быть связана с религией.
Все это не помогло диктатору спастись, когда вечером 27 декабря в Кабуле началась операция «Шторм-333». Немалую роль в ее успехе сыграли бойцы так называемого мусульманского батальона ГРУ — советские таджики, узбеки и туркмены, охранявшие дворец по договоренности с СССР. С их помощью как можно ближе к дворцу подобрались спецназовцы из отрядов КГБ «Зенит» позже он станет широко известен как «Вымпел» и «Гром», задачей которых было физическое устранение Амина. Бойцы были одеты в афганскую форму, а те из них, что относились к «мусбату», даже внешне не выделялись из окружения, но в какой-то момент защитники резиденции все же поняли, что творится что-то неладное, и открыли по советским бойцам шквальный огонь.
Штурм начался сразу с нескольких направлений: спецназовцам помогала рота десантников, в чьем распоряжении были зенитные «Шилки» и гранатометы. Именно их снайперы вовремя сняли четверых часовых — первых погибших в ходе штурма. Так Амин был отрезан от верных ему военных. Многие танкисты и мотострелки армии ДРА просто не успели добраться до своих боевых машин из-за гранатометного огня.
А те, кто добрался, обнаружили, что в пулеметах и орудиях отсутствуют затворы, — это поработали военные советники СССР. Сотрудники КГБ, расквартированные во дворце, перед боем покинули свое жилье под благовидным предлогом — разумеется, зарисовав и предоставив коллегам планы его помещений. Хотя в ходе штурма в плен сдались около 1,7 тысячи афганских военных, остальные оказали серьезное сопротивление: последние из них бились до самого утра — и их все еще было втрое больше, чем нападавших. Обстрел был таким сильным, что напоминал проливной дождь», — вспоминает Рустамходжа Турсункулов, полковник КГБ в запасе, в 1979 году командовавший одной из боевых групп «мусбата».
Амин, приходивший в себя после организованной агентами СССР попытки отравления — от смерти его спасли советские врачи, не осведомленные о планах КГБ, — услышал стрельбу и приказал своему помощнику звонить советским военным советникам и просить о помощи. Когда он узнал, что на штурм идут советские, он бросил в адъютанта пепельницу, вскричав: «Врешь, не может быть! Танковые колонны десантники разбили на подходе с помощью противотанковых установок, взяв в плен личный состав. С афганской стороны погибли, по разным оценкам, от 40 до более чем 200 солдат и офицеров, а также сам Хафизулла Амин и его сын.
Тело диктатора замотали в окровавленный ковер и похоронили неподалеку от дворца, заложив могилу камнями и не оставив никакой отметки. Советская сторона потеряла погибшими не менее 14 человек. По меньшей мере пятеро «мусбатовцев» погибли по случайности — прибывшие чуть позже десантники приняли их за местных. Они стреляли, пока один из бойцов из южных республик не подобрался к их БТР и не сообщил, что они атакуют своих.
Также в ходе зачистки помещений от огня спецназовцев погиб тот самый военврач, который до этого откачал Амина. На следующий день жители Афганистана узнали: Амин, «агент ЦРУ » палач мирных афганцев и враг революции, убит, правительство сменилось, а на территории страны — советские войска. Советские солдаты в ДРА, апрель 1980-го. Расцвет партнерских отношений пришелся на 1950-1960-е годы, когда страной правил Мухаммед Захир-шах.
После победы во Второй мировой войне международные позиции СССР укрепились — это повлияло и на связи с афганскими властями. Падишах много раз посещал Советский Союз и принимал у себя советских чиновников высочайшего ранга. Как для многих других стран, для Афганистана дружба с коммунистами была ценна всесторонней экономической поддержкой — торговые договоры, многомиллионные кредиты, строительство инфраструктуры практически с нуля. К концу 1970-х годов на построенных с помощью СССР заводах производилось 60 процентов всей промышленной продукции страны, советские ТЭС и ГЭС вырабатывали 60 процентов всей электроэнергии, 70 процентов имеющихся в стране дорог — 1500 километров — были построены советскими специалистами.
Другие страны тоже помогали афганцам, но советская помощь составляла более половины всех иностранных инвестиций. За экономическим влиянием, как водится, следовало влияние политическое: каждый пятый афганский студент, обучающийся за рубежом, учился в Советском Союзе, там же проходили подготовку тысячи военных специалистов. С середины 1960-х годов начала оформляться левая оппозиция, в 1965 году была основана марксистско-ленинская Народно-демократическая партия Афганистана НДПА , в итоге пришедшая к власти. Но они достаточно быстро поняли: его политика в сущности мало отличается от предыдущего властителя, к тому же он отдает предпочтение не СССР, а западным странам.
Не устраивал большинство представителей оппозиции и пуштунский национализм главы государства. НДПА начали планировать захват власти, рассчитывая на поддержку соседей с севера. Напротив, в КПСС старались предупредить союзников, что в столь нестабильной обстановке переворот опасен, — общество все больше поляризовалось, разделяясь на исламистов и коммунистов. Но даже если афганским социалистам не обещали прямой поддержки, им достаточно было знать курс внешней политики Советского Союза: революционеры в Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах третьего мира получали от большевиков все, что требовалось для установления социалистического режима.
Кроме того, о готовящейся революции в СССР знали заранее — но афганские власти этой информации не получили. Радикальные социалисты хотели смены власти насильственным путем, умеренные — мирного переворота. В ходе протестов в 1978 году арестовали всех основных лидеров движения, и возможностей для мирного пути не осталось. Большая часть министров и военных многие из которых обучались в СССР поддержала революционеров.
Обогащённой моральной оценкой происходившего с ними в их жизнях. Мужчин, стоящих тесной толпой. Братство воинов-афганцев. Внутреннее подтянутых. Постаревших, поседевших. С непокрытыми головами. Многие — в куртках нараспашку. Видны тельняшки — нательное бельё десантников. Заметны в толпе инвалиды, в инвалидных колясках. Которые подкатили к импровизированной трибуне всегдашние надёжные товарищи по службе.
А из радиорубки гремят афганские песни. Самодельные самиздаты. Под гитару. Их писали ребята-афганцы. Обо всём. Но с главным в текстах: о жизни. Она гудит на боковой аллее парка. Там — солдатские полевые кухни. С дыщащими жаром-паром алюминиевыми котелками. С рассыпчатой солдатской кашей.
Слюни текут, такой аппетитный аромат плывёт над парком. Полевой кулеш, с кусочками распаренного мяса, внутри каши. Обязательные боевые 100 граммов водочки. Товарищ, на Родине же мы… Не победа… Да жизнь на кровавые куски исполосована. Да помянуть же ребят своих надо… Страшное время пережили… Рожи со сцены, кто заметил? Не оглядываясь. Не пошли брататься в афганский народ. Силища есть он, даже и в старости. К мальчишкам в военных формах, утрамбовавшим своими юными, два десятка, от силы, жизнями афганские дороги. Наверное, горы той далёкой, мало известной страны, будут всегда помнить привкус горячей крови наших бесстрашных пацанов.
Повезло тем, кто выжил. Донецкие — тоже были в Афгане. Многие туда уезжали из Донбасса молодыми и здоровыми хлопцами. Часть — вернулись Другие возвратились домой грузом 200. Когда, идя по одной из улиц Донецка, услышала афганскую песню. О той далёкой войне. Пошла на голос мужчины. Который песню эту пел. Замедлила шаг, соображая: что там, впереди происходит? Мужчина, по возрасту более, чем средний, в современной военной форме, пел.
Красивым голосом, баритоном. Не надрывался. Пел, как дышал. Голос усиливался в пространстве аудио колонкой. Стояла она на земле, рядом с футляром от его гитары. В футляре видны были деньги. Кругляши рублёвые. Несколько бумажных купюр. Я остановилась рядом с мужчиной. Он перестал петь.
Наши взгляды встретились. Он молчал. И мне было неловко… Когда увидела, сколько боевых наград было на его форме. Широко, для бОльшей устойчивости, расставив в стороны свои ноги. Готовый говорить со мной. Случайной, в его жизни, прохожей. По недавнему ранению вышел в отставку. Наверное, с мыслю: дальше спрашивай… - А… зачем здесь…? За себя и за своего зятя.
А детали и подробности где и как можно использовать "бача", расскажет кавалер трёх орденов Красной Звезды Олег Николаевич Гонцов: Video is not available Дукан Сержант около дукана "В дуканах можно все приобрести" так звучит строчка из песни "День такой отличный". По сути Дукан - это торговая лавка в кишлаке или городе. Духанщики торговали всем от жевательной резинки и до видеомагнитофонов. Японская техника, швейцарские часы - все это можно было всегда купить в лавке. Цены, как и на всех рынках Афганистана были разные и необходимо было активно торговаться - иначе заплатишь втридорога.
Кто такие «Шурави»?
«советский») - разговорное название наших солдат среди местных жителей, часто использовавшееся с уважительной интонацией. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Новости. Трансляции. Главная. Мир Фактов. Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия. С целью разложения контингента советских войск в Афганистане моджахеды наладили поставки наркотиков и алкоголя в боевые подразделения «шурави». Шурави это солдаты советских оккупационных войск в Афганистане,а про "Бача" впервое слышу.
Шурави: почему афганские моджахеды так называли советских солдат
Шурави. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается эфир радио «Комсомольская правда» [аудио]. Шурави. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается эфир радио «Комсомольская правда» [аудио]. Сегодня «шурави» называют друг друга те, чьи судьбы опалила афганская война, в чьих душах и сегодня болью отзывается слово «Афган». Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское. Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте.