Даже борцов с "русским фашизмом" фашистами называют. Национализм же в своей крайней форме превращается в нацизм или фашизм, то есть в истребление всего того, что не включено в понятие «свой народ или своя нация». ТАСС/. Россия столкнулась не только с украинским, но и с общеевропейским нацизмом, который является прямым наследием Адольфа Гитлера. Об объединении русских фашистов во Всероссийскую фашистскую партию (ВФП) было объявлено в японской Иокогаме. Его упоминает в своей книге глава РФС и основоположник русского фашизма Константин Родзаевский, называя «национал-террористом».
Политолог считает, что Россия столкнулась с общеевропейским нацизмом
В этом видео мы узнаем историю формирования Всероссийской Фашистской Партии двумя "вождями" русского фашизма: Константином Родзаевским и Анастасием Вонсяцким. Президент России Владимир Путин заявил, что на территории бывшего Советского Союза всегда были люди, которые пытались возродить фашизм и нацизм. Выражение «русский фашизм» может употребляться применительно к: Радикальный национализм в русской эмиграции Российская фашистская партия Всероссийская. В этом видео мы узнаем историю формирования Всероссийской Фашистской Партии двумя "вождями" русского фашизма: Константином Родзаевским и Анастасием Вонсяцким. Или уникальное явление, как "православный фашизм".
Правые хорошего тона: как в России не прошел фашизм
Однако на деле взаимодействие сложнее, поскольку российское государство состоит из множества акторов и «пространств». Можно выделить около десятка политических деятелей высокого уровня, претендующих на роль влиятельных игроков и пытающихся продвигать, поддерживать, защищать или связывать радикально настроенных правых с государственной властью. Тем не менее этот список представляет незначительную часть российской политической элиты. Единичные исключения свободного и безнаказанного самовыражения ультраконсервативных и ультраправых фигур вроде Дугина подтверждают правило. Фашистское «дерево» составляет мизерную часть идеологического леса России, а чрезмерное внимание к маргинальным явлениям скрывает другие части широкого идейного спектра. Между тем они вполне доступны и выявляют уникальность России куда более традиционными способами, обращаясь к национальной истории и культуре, православию или какой-либо форме ностальгии по Советскому Союзу. Классический фашизм в виде отсылок к историческому европейскому опыту или превосходству белой расы по-прежнему вызывает в российском общественном мнении презрение и отторжение, а власти подавляют и репрессируют фашистскую идеологию. Гораздо меньшему давлению подвергается то, что я называю парафашизмом, то есть доктрины, отрефлексированные через русскую культуру: черносотенство, евразийство, национал-большевизм, мистический сталинизм. Им присущи некоторые концептуальные черты — вера в метаидеологию и просвещённую элиту, призыв к массовой индоктринации и государственному насилию, утопия возрождения нации через войну, которые имеют нечто общее с фашизмом. Но им в России предоставлено право на существование в качестве радикальных вариаций более широкого спектра приемлемых доктрин, которые входят в фонд идей классического русского национализма или консерватизма. Черносотенство считается пиковой формой идей, направленных на реабилитацию царизма, евразийство — крайним проявлением веры в Россию как стержень Евразии, мистический сталинизм и национал-большевизм — экстремальным видом ностальгии по советскому величию.
Эти доктрины, которым позволяют существовать благодаря заступничеству некоторых могущественных покровителей, остаются, однако, далеко за рамками идей, которыми руководствуются власти на повседневном уровне государственного управления. Российский идеологический мейнстрим опирается на гораздо более традиционную и консенсусную базу, сочетающую советскую ностальгию по брежневскому времени, критику 1990-х гг. Культивируя доктринальное многообразие, размытость и неявность, кремлёвский мейнстрим воспринимает идеологии в рамках рыночной логики: для каждой микроцелевой аудитории создаются свои порой противоречивые идеологические продукты, чтобы обеспечить максимально возможный консенсус вокруг режима. Если у Кремля и существует всеохватывающая идеологическая тенденция, то это антилиберализм: утверждение о том, что либеральная идея «себя изжила», как выразился Путин в 2019 г. Подобный антилиберализм не следует смешивать с классическим фашизмом или парафашизмом. Это не реакционная идеология, призывающая к возврату в прошлое, а скорее постмодернистская и постлиберальная концепция, отражающая и эксплуатирующая нынешние повсеместные сомнения в глобализации. Это также не идеология революционной утопии, призывающая создать новое человечество с чистого листа ключевой компонент фашизма. Напротив, она утверждает необходимость более традиционного национального государства nation state , предоставляющего социальные услуги, и коллективной национальной идентичности, которая была бы не столь космополитичной и ограниченно ориентированной на индивидуальные права и права меньшинств. Более того, путинский режим придерживается довольно ортодоксальной либеральной экономической политики и как правило терпимо относится к либеральным личным если не политическим свободам. То же самое можно сказать и о поддержке российским государством европейских ультраправых.
Эта часть российско-европейских связей является одновременно и «браком по расчёту», и отражением более глубоких долгосрочных идеологических союзов [42]. Тем не менее подобные отношения достаточно фундаментальны, чтобы быть чисто тактическими. Они опираются на глубокие, общие идеологические основы. Их враги чётко определены: мировой либеральный порядок, «рыхлый консенсус» парламентской демократии, наднациональное строительство ЕС, а также то, что они называют культурным марксизмом, то есть индивидуализм, продвижение феминизма и прав меньшинств. Таким образом, за несколько лет Москве удалось оформить русофилию и евроскептицизм как две стороны одной медали, позиционируя Россию как противоположность Брюсселю и Вашингтону — поставщика честного анализа слабостей и внутренних противоречий Запада. На фоне медийной шумихи вокруг влияния России на американский и европейский внутренний ландшафт стоит заметить: подъём ультраправых и антилиберальных нарративов и партий в Европе и США бесспорен, но причины глубоко эндогенны и заложены в фундаменте общества этих стран. Россия играет внешнюю роль: она пользуется новыми голосами, флиртует с ними и пытается их усилить, но не она породила эту динамику и реального влияния она на неё не оказывает. Россия выступает не как инициатор социальной трансформации, а как эхо-камера собственных сомнений и трансформаций европейского и американского обществ. Где искать «фашизм» в России? Из множества ключевых признаков фашизма российский режим демонстрирует только один: устоявшуюся военизированную культуру, которую прямо поддерживают государственные институты.
Социология этой военизированной субкультуры ещё не написана. Её носители — несколько сотен тысяч активистов, она далека от маргинальной. В рядах Росгвардии числится около 250 тысяч человек; частная охранная индустрия представлена почти 23 тысячами зарегистрированных фирм, в которых занято около 700 тысяч человек [43]. Казачьи войска, действующие под эгидой государства, представляют около 100 тысяч человек. Около 400 тысяч молодых людей так или иначе участвовали в Юнармии [44] , а несколько сотен тысяч являются членами более широкой сети патриотических военизированных тренировочных и экстремальных спортивных клубов. К этому следует добавить и более малочисленные движения: православное «Сорок сороков», политизированные байкерские клубы вроде «Ночных волков», а также широкую сеть ассоциаций ветеранов войны, активно работающих в гуманитарной и полувоенной сферах. Рост служб безопасности и возрождение молодёжной военной подготовки подпитывают традиционные формы мужественности, которая формируется под воздействием физической подготовки, мужского товарищества, чувства самопожертвования ради нации, способности переносить боль, а в некоторых случаях и идеи возрождения через насилие. В этой среде игра с оружием становится эрзацем фаллических ритуалов. На такой благоприятной почве могут процветать группировки, чей идеологический язык непринуждённо сочетается с фашистским образным рядом и эстетикой языка тела. Этот военизированный мир сочетает в себе отсылки как к военным традициям и нормам спецслужб, так и к субкультуре криминального мира.
Бандистская субкультура, вышедшая из зон из лагерей ГУЛАГа и обычных тюрем , пропитала культуру позднего советского и постсоветского периода, что особенно проявилось в кинематографе: криминальный сленг стал новым lingua franca, насилие рассматривается как путь к успеху, а ощущение братства и «понятия» очень ценятся. Проникнув в правоохранительные органы и службы безопасности [45] , эта бандитская субкультура стала частью общего культурного мейнстрима. Личный образ Владимира Путина также способствовал широкому распространению маскулинных гендерных клише и утверждению роли мужчины-защитника при этом общество трактуется как расширенная семья. Развитие российских и восточных боевых искусств было одним из самых долгосрочных «домашних» проектов Путина. Особенности утверждения мужественности в постсоветском контексте, таким образом, представляют собой недостаточно изученную область то же можно сказать и о проблеме мобилизации ультраправых «самооборонцев-вигилантов» в ответ на общественный прессинг, под который попало понятие мужественности в США. Однако её необходимо исследовать, чтобы понимать пристрастие к некоторым аспектам фашистской идеологии и телесной эстетики в современной России. Фашизм как индикатор Желание стран Центральной и Восточной Европы укрепить своё чувство принадлежности к Европе и добиться большего уважения к их памяти о второй половине ХХ века более чем законно. Сочинение новой историографии для нации — всегда непростое дело, особенно когда приходится сочетать противоречивые сегменты прошлого: как можно давать слово тем соотечественникам, кто сотрудничал с нацистской Германией, а также тем, кто защищал советский режим? Как построить нацию, в исторической памяти которой найдётся место и для «коллаборационистов», и для коммунистических «попутчиков», и для антифашистских движений? Как адекватно отразить все оттенки прошлого в общем представлении о нём?
Образ России как абсолютного «чужого», угрожающего онтологической идентичности Европы, не является решением. Риски политизации прошлого не исчерпываются историографическими или мемориальными проблемами.
В июне 2006 г. Чтобы сказать «нет» фашизму, уклонению от службы в армии, «оранжевой» угрозе.
Программы новых движений были до смешного похожи: за все хорошее против всего плохого. Эстет может поморщиться, но своей цели отвадить молодежь от националистов эти проекты добились. И как раз вовремя. Вечером 29 августа 2006 г.
Народ прошелся бессмысленным и беспощадным погромом по всем нерусским и их собственности. Правоохранительные органы по всей стране мобилизовались в ожидании «цепной реакции». В 1990-х так и случилось бы. Но в 2000-е экономика Россия развивалась ударными темпами, а власть сумела показать, что возможности в новой жизни есть у каждого.
На кондопожских событиях пиарилась молодая националистическая организация — Движение против нелегальной эмиграции ДПНИ. Их активисты пытались собрать жителей Карелии на антикавказский народный сход в Петрозаводске, на который пришло не более 500 человек. Но это не помешало окрестить Кондопогу «восставшим городом-героем», с которого началось «открытое противостояние народов». Но все же настоящей массовости у националистов не было как раз благодаря наличию прогосударственных движений.
В ноябре 2006 г. А слеты «Наших» на Селигере привлекают десятки тысяч. Кремль просто перехватил электорат националистов и постепенно возглавил патриотическую волну, направив ее в безопасное для внутренней стабильности русло. А уже потом власти запретили ДПНИ и отправили за решетку несколько «коричневых» вожаков, ясно показав, что с такой повесткой им нет места в правовом поле.
В те же годы развитие национализма у соседей шло совсем другим путем: на Украине ультраправые группировки цвели пышным цветом, чтобы в 2014 г. А в России переломным моментом в отношениях националистов и власти стал скандал с «Бронзовым солдатом», когда стало понятно, какого рода патриотизм реально востребован. В ночь с 26 на 27 апреля 2007 г. Объект решено перенести с холма Тынисмяги в центре столицы на Военное кладбище — это в стороне от караванных путей.
Русская диаспора в Эстонии реагирует болезненно: несколько дней в Таллине идут уличные бои с полицией и эстонскими националистами — официально 156 человек ранены, один убит. А Россия впервые в постсоветской истории вводит санкции против европейского государства, да еще и члена НАТО. Правительственные гранты получило движение «Ночной дозор», охранявшее Бронзового солдата от осквернения в последние месяцы. А молодежные движения устроили под окнами консульства Эстонии в Москве фестиваль народного творчества.
Опять-таки никто не говорит, что это было высшее проявление национального самосознания. Но когда на ультраправых сайтах разгневанные граждане интересуются координатами «каких-нибудь граждан Эстонии», в воздухе пахнет погромом. Пар помогла выпустить молодежь со светлыми лицами, которая пела перед консульством песни от «Катюши» до «Бухенвальдского набата», водила хороводы, но не разбила ни одного стекла. Даже оппозиционеры признавали, что «Наши» - это дети, готовые любить свою страну и делать дело.
И они способны на большее, чем кричалки под окнами. Со временем внутри «Наших» появились не самые плохие молодежные проекты. Они создали видеоархив о ветеранах Второй Мировой, систему отправки жалоб на чиновничий произвол, проект по борьбе с хамством на дорогах и молодежную школу предпринимательства. Те же самые молодые провинциалы могли бы вечером ходить по улицам, выискивать незнакомые лица и в итоге пополнять контингент исправительных колоний.
Но вряд ли они сделали бы Россию лучше. Конечно, молодежные проекты власти могли быть эстетичнее и тоньше. Но они так или иначе помогли решить сложнейшую проблему многонациональной страны, не дать ей скатиться в пропасть. Кто-то скажет, что в стране, где 12 млн граждан выходят 9 мая на «Бессмертный полк», никакого фашизма не может быть в принципе.
Но ведь «Полк» изобрели новосибирские школьники в 1965 г. В современном формате акция впервые прошла в Тюмени в 2007 г. Оказалось, что у людей давно была потребность поучаствовать в чем-то подобном, но они не знали, как ее реализовать. Заняв бескомпромиссную позицию по отношению к неонацистам, государство смогло предложить что-то взамен их потенциальному электорату — молодым и не слишком образованным провинциалам.
Запад же публично требует от всех подряд «выполнять приказы», пояснил глава МИД. Писатель, журналист, общественный и политический деятель Алек сандр Проханов объ ясняет, что есть два понятия, которые всегда живут рядом, — империализм и национализм. Первое — это соединение народов, где нет доминантой одной нации. Зато есть попытка соединений множества пространств, культур, верований. История знает множество таких империй, которые достигали очень больших успехов. Национализм же в своей крайней форме превращается в нацизм или фашизм, то есть в истребление всего того, что не включено в понятие «свой народ или своя нация».
Тут, я думаю, иные трактовки едва ли возможны. А у нас все это складывалось на протяжении долгого времени несколько иным образом. Все-таки для России национализм в той форме, в которой это характерно для той же Украины или некоторых других постсоветских республик, был характерен в несколько меньшей степени, наша националистическая и фашиствующая публика была несколько более стыдливая. То есть они, вроде бы, проводят эту линию, но чуть менее напористо, не настолько нагло, и за счет этого у нас процессы, вроде бы, не дошли такой же терминальной стадии, как у наших соседей, но определенные тенденции, к сожалению, имеют место. И все это укладывается в идеологическую линию обслуживания интересов господствующего класса, которому глубоко противны идеи социальной справедливости, коллективизма — в общем, все то, на чем всегда зиждилась культура и жизнь нашего народа, и все то, что так соответствует и коммунистическому идеалу, и социалистическому строю. Понятное дело, раз рычаги экономического и политического управления находятся у крупного олигархического бизнеса, то, конечно, они будут пытаться со всеми этими ценностями бороться. А что для этой борьбы нужно взять на вооружение? У них не такой большой арсенал — это либо ультралиберальная идеология, но у нас она вообще не приживается, помыслить о том, что у нас, как на Западе, будут бегать с радужными флагами, прославлять не бог весть какие явления вседозволенности и распущенности — у нас общество это, к счастью, отвергает. Либо другая крайность — крайне правая идеология в виде сильного государства при капитализме. Сильное государство при капитализме — это государство, как правило, фашистское. Поэтому схожие тенденции, к сожалению, имеют место до определенной степени.
О компании
- Похожие новости
- Коричневая страница истории
- Политолог считает, что Россия столкнулась с общеевропейским нацизмом
- Черное зеркало фашизма — Газета "Советская Россия"
- Рассылка новостей
- Комментарии
ВРНС: Выражение «русский православный фашизм» разжигает рознь и должно быть признано экстремистским
Российские военнослужащие сражаются с прямыми последователями идеологии нацизма в ходе специальной военной операции. Но, возвращаясь от мифического «русского фашизма» к вполне реальным фашистам в России, следует по справедливости признать первым из них, конечно же, г-на Лимонова. В этом фильме показаны действия и отношения русского фашизма к людям кавказской национальности, православных русских фашистов.
«Либерализм сегодня превратился в фашизм»
Оригинал взят у belyaev в Государство победившего фашизма На днях блогеры обнаружили, что официально представленный ко дню России и исполненный Иосифом Кобзоном гимн. Российские военнослужащие сражаются с прямыми последователями идеологии нацизма в ходе специальной военной операции. Потому, что в подобном виде пресловутый "русский фашизм" никогда и нигде не сможет стать реальной политической силой.
Идеология ЛДПР XXI века - антифашизм
Этот сюжет вошел в автобиографию как образец репрессий. Процитируем Николая Гоголя: «Чичиков сам считал, что пострадал на службе за правду». В годы войны Ильин подрабатывал публицистикой, рассказывая швейцарскому читателю, что наконец-то советские граждане получили европейский порядок, поскольку «немецкая оккупация, строгая и упорядоченная чужая власть воспринимается как правовое устройство». И даже десятки миллионов жертв нацизма не изменили взгляды Ильина, судя по тому что он писал в 1948 году. Будущим социальным и политическим движениям подобного рода он советовал просто выбрать другое наименование. Главной ошибкой фашизма и нацизма, к слову, он дальше по тексту называет низкий уровень их воцерковленности, а также избыточную тотальность. Мол, Муссолини, Франко и Салазар молодцы, а фюрер несколько перестарался. Но не более того, потому что «люди перед лицом Божим и по своей природе разнокачественны, разноценны, и естественно должны быть не равны в своих правах». В общем, берем фашизм, меняем название, ограничиваемся авторитарной диктатурой и насовываем побольше церквей. И получаем «духовное единение власти с народом», из категории которого, впрочем, исключаются разного рода недолюди, включая интернационалистов.
И вообще , «России нужна мудрая диктатура». Впрочем, были ли диктаторы, которые считали себя глупыми? Иван Ильин — это певец и философ фашизма как ценности. Где крестьянин, там и обезьянин Готовить кадры в новом центре имени Ильина поручено тоже не первому встречному. Его члены писали стихи про верность рейху и фюреру и древние тевтонские мифы. В настоящее время Александр Гельевич фонтанирует идеями обратить пятьдесят миллионов россиян по сути в бомжей «калик перехожих» , принудительно расселить города, ввести каторгу, повешение и сожжение заживо. Этому достойному человеку нынче поручена подготовка проректоров университетов по воспитательной работе. C Маннергеймом в голове Про Ильина как выдающегося философа уже можно прочитать в учебнике истории для 10-х классов. Учебник этот написан в соавторстве с помощником президента России Владимиром Мединским.
В этом учебнике есть еще много интересного. Дети узнают, что репрессировали «лиц, тесно связанных с общественными и политическими деятелями за границей», граждане Чехословакии сами просили ввести немецкие войска, а в политике разрядки Леонид Брежнев зашел слишком далеко. И чтобы отличить «русского таджика» от «русского русского» вводится понятие «великоросс». В бытность министром культуры Мединский торжественно, под видеокамеры открывал в Санкт-Петербурге на Захарьевской улице мемориальную доску маршалу Маннергейму, известному в качестве одного из организаторов блокады Ленинграда.
Хронология этой «войны» такова: 27 мая: убит сотрудник патрульно-постовой службы в Дальнереченском районе Приморья; 29 мая: в Яковлевском районе обстрелян милицейский автомобиль, ранен милиционер; 8 июня: ранены 2 милиционера в Спасском районе; 11 июня: банда, в которую входили скинхеды, после многочасового боя была обезврежена в Уссурийске, причем 2 милиционера получили ранения. Эта «партизанская война», удар по государственным органам, по сути является одним из первых проявлений радикальной политической борьбы скинхедов. Это качественный скачок в их методах действий хулиганские действия превратились в военно-политические.
Итак, мы можем констатировать, что протофашистское движение в России развивается и в количественном, и в качественном отношении. Какова же реакция на это общества? Чтобы выявить эту реакцию, нужно провести анализ соответствующих социологических исследований. А вот здесь существуют определенные проблемы. Дело в том, что таких исследований явно недостаточно. Так, среди исследований за 2009-10 гг. Есть только несколько исследований, посвященных национализму и ксенофобии в этот период.
Имеющиеся исследования русского фашизма заметно устарели: Левада-центр проводил такое исследование в 2004 г. Кроме того, стоит упомянуть работу Л. Дадиани «Фашизм в России: мифы и реалии» опубликованную в журнале «Социс» за 2002 г. За неимением более свежих данных нам придется апеллировать и к этим исследованиям. Как видим, цифры практически совпадают, правда, они в пределах статистической погрешности. Более значимые результаты получены в результате современных исследований распространения национализма в России. Но еще более интересны результаты другого опроса, в котором выявлялось отношение к лозунгу «Россия для русских!
По данным Левада-центра ноябрь 2009 г. То есть более половины наших сограждан имеют националистические настроения, и потенциально это социальная база для распространения фашистской идеологии. Впрочем, конечно, при этом надо иметь в виду, что не каждый националист готов стать фашистом. Тем не менее, проблема налицо: нельзя забывать о том, что лозунг «Россия для русских! Как же проинтерпретировать полученные результаты? На наш взгляд, ответ может быть следующим. Лозунг «Россия для русских!
И те, и другие поддерживают этот лозунг, но понимают его по-разному. Для фашистов он означает изгнание из России и даже истребление неугодных наций, для умеренных националистов - особое внимание к русскому народу. В итоге мы можем отметить, что сегодня в нашей стране есть, пусть небольшая, электоральная поддержка протофашистов и достаточно неопределенная, неясная в своих границах, но потенциально большая социальная база их движения. Что же необходимо сделать, чтобы не допустить реализации мрачных сценариев развития фашизма в России, и какова может быть в этом роль социологии? Прежде всего, мы исходим из того, что националистические и ксенофобские настроения в российском обществе, которые являются питательной средой для распространения русского фашизма, устранить практически невозможно, так как, во-первых, иммигрантов из ближнего и дальнего зарубежья в ближайшие годы в нашей стране не убавится, скорее наобо- рот, следовательно, проблемы в межнациональных отношениях объективно будут нарастать; во-вторых, нынешний режим, который, по-видимому, сохранится и после 2012 года, опирается на идеологию патриотизма, оборотной стороной которого является все тот же национализм, и последний, безусловно, будет воспроизводиться в массах независимо от желания высшей политической элиты. В этих условиях, с учетом не очень развитой структуры гражданского общества в России и заметного контроля со стороны власти над электронными СМИ, главным борцом с фашизмом может быть только сама эта власть можно использовать термин «просвещенная власть». Две основные задачи, которые перед ней стоят: Первая.
Не допустить, чтобы значительная часть националистически настроенных граждан перешла границу между умеренным национализмом и фашизмом. Сделать это будет не так просто, так как эта граница в значительной степени размыта и завуалирована. Мы уже говорили, что русский фашизм - это протофашизм, а не его классический нацистский вариант, и, кроме того, сами фашисты часто отказываются от признания себя таковыми что понятно в стране, победившей фашизм такой страшной ценой. Отсюда сложности с идентификацией. Вероятно, эту проблему надо решать на нормативно-правовом уровне самой власти, четко определяя и запрещая соответствующую организацию. И, безусловно, нужна мощная ПР- и пропагандистская работа с населением. Необходимо всячески препятствовать интеграции политического и социально-бытового направлений русского фашизма.
Здесь нужна практическая организационная деятельность соответствующих органов, направленная на разобщение существующих фашистских группировок. И в заключение отметим, что свой вклад в эту борьбу может внести и социология. Например, проводя регулярный мониторинг общественного мнения и доводя его результаты до властьпредержащих было бы неплохо, если бы власть сама инициировала такое сотрудничество. В любом случае, социологи, как нам кажется, должны проявлять больший интерес к рассматриваемой проблеме, не ограничиваясь исследованиями раз в несколько лет.
Однако профессор Винник предложил пойти еще дальше и упразднить «навязанные загранкой курсы так называемого критического мышления и фактчекинга. На самом деле это курс прикладной русофобии». То есть, факты, конечно, упрямая вещь, но тогда тем хуже для фактов. Собственно, в учебнике «Основы российской государственности», обязательном к изучению всеми студентами страны, так и сказано: «Описание ценностного ядра российского социокультурного мира стоит начать с веры. Веру понимают обычно как непосредственную личную убежденность, признание чего-либо истинным без доказательств и обоснований». Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит. Законы для такого устройства, разумеется, не писаны: «Народное сознание предполагает возможность вмешательства в формальную правовую процедуру, и даже нарушение ее во имя справедливости. Оно наделяет власть этим правом и, более того, считает это ее долгом». Именно в этом направлении перестраивается система образования в стране и именно таким образом предполагается «обучать» молодое поколение россиян. Известное всем нынче выражение «особый путь России», к слову, вполне импортированное, и представляет собой популярную сто лет назад в Германии философию Sonderweg, смысл которой состоял в том, что «страна поэтов и мыслителей» культурно превосходит порочные западные демократии и восточных варваров, имеет «особую миссию», а не вот эти ваши все выборы и разделение властей. Чего они хотят? Треть отрицает открытие Коперника и считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Каждый пятый убежден , что человечество и динозавры жили в одно время. Оно пластично для манипуляций, теорий заговора и обмана, потому что не привыкло проверять факты. В век великих технологий такое общество ничего не может предложить планете, кроме сырья. Здесь тоже есть ответ: «построишь летучий корабль? Но такая система возможна, если исключить всякую возможность неконтролируемой дискуссии. И на вопрос о том, чего они хотят на самом деле, директор Центра имени Ивана Ильина Александр Дугин уже отвечал : «В XX веке существует всего три идеологические формы, которые смогли доказать реалистичность своих принципов в вопросе политико-государственной реализации — это либерализм, коммунизм и фашизм. При всем желании невозможно назвать иную модель общества, которая не была бы одной из форм этих идеологий и одновременно существовала бы в реальности. Есть либеральные страны, есть коммунистические и есть фашистские националистические. Других нет. И быть не может. В России мы прошли два идеологических этапа — коммунистический и либеральный.
Современный русский фашизм - довольно сложное явление, которое требует определенной теоретической рефлексии. Прежде всего отметим следующее. Данное нами определение фашизма позволяет сразу исключить из объекта исследования националистические организации и движения как умеренного, так и довольно радикального толка , которые не настаивают на уничтожении или порабощении других наций, народов, рас например, бывшая партия «Родина», Союз русского народа А. Турика и др. Далее возникает вопрос: есть ли в современной России «аутентичные» русские фашисты? Анализ показывает, что ответить однозначно на него не так просто. С одной стороны, в нашей стране существуют движения, организации, которые вроде бы вписываются в предложенное определение фашизма. Как правило, они либо генетически связаны с западными европейскими и американскими аналогичными структу- рами, либо заимствовали их фашистскую идеологию, их понимание нации как биологической, основанной на генетических связях общности. С другой стороны, эти движения и организации объективно сталкиваются с пока непреодолимыми для них проблемами: как в такой многонациональной стране определить «истинно русского по крови» и что делать с так называемыми коренными «небелыми» российскими нациями татарами, башкирами, мордвой и т. Судя по всему, ответы на эти вопросы отсутствуют, а данные проблемы по сути игнорируются. Это дает нам право говорить, что «аутентичных» фашистов в России практически нет вообще неясно, возможно ли их появление в такой стране. В то же время нам кажется, что для обозначения указанных движений и организаций может быть применено такое понятие, как протофашизм кстати, этот термин уже достаточно распространен в политологической литературе. По сути это уже фашизм, однако он еще не достиг «чистоты» «аутентичного» фашизма. Что же из себя представляют прото-фашисты в России? Довольно отчетливо выделяются два направления, которые условно можно назвать политическим и социально-бытовым. Первое представлено небольшими «партиями» полулегальными и нелегальными , например Русским национальным единством,точнее, его «осколками», или Народной Национальной партией лидер - Александр Иванов-Сухаревский. Очевидно, что сегодня эти организации не являются серьезной политической силой в России, - пока не являются. Гораздо больший интерес представляет второе направление протофашизма - социально-бытовое. Наиболее заметным в рамках этого направления является движение праворадикальных скинхедов «скин-движение». Анализ его генезиса позволяет однозначно утверждать, что это движение заимствовано на Западе. В настоящее время, по разным данным, в России несколько десятков тысяч примерно 50000 скинхедов, в том числе более 5000 в Москве. По приблизительным оценкам, в Екатеринбурге их также насчитывается около 1000 [14]. Констатируется заметный количественный рост движения в последние годы. Впрочем, проверить эти данные довольно сложно. Известна структура движения и его социальный состав. Массовая база - т. Это в основном старшеклассники, учащиеся средних и начальных профессиональных учебных заведений, реже - студенты вузов. Они, как правило, плохо разбираются в тонкостях идеологии, но объявляют себя «арийцами» и «расистами». Более подготовлены в идеологическом отношении т. Они знают также музыку скинхедов это важный элемент субкультуры движения. Одна из главных их функций - пропаганда фашистской идеологии в Интернете и издание журналов таких, как «Под ноль» и «Уличный боец» г. Москва , «Русский кулак» г. По сути это интеллектуальная элита «бритоголовых» [13]. Стоит заметить, что в последние годы идет пополнение скинхедовского движения за счет молодых родственников солдат, погибших в Чечне. Таковы общие характеристики двух основных направлений протофашистского движения. Надо сказать, что это движение продолжает развиваться, в нем появляются новые направления. Одним из них является православный фашизм. Вообще сам по себе этот термин выглядит внутренне противоречивым, так как даже чисто логически довольно трудно соединить православную духовность и биологический нацизм. Однако такие попытки осуществлялись с момента зарождения русского фашизма. Так, один из членов уже упоминавшейся Всероссийской фашистской партии Н. Иванов писал: «... Российское фашистское движение построено на началах религиозных, национальных и трудовых.