И западноевропейский карнавал, и Масленица знаменующие переход от старого года к новому, от зимы к весне[2]. Основное содержание масленичных обрядов — возобновление плодородия в начале хозяйственного года[3]. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».
Масленица 2024: когда начинается, история и традиции
В VII достигнут компромисс – появилась подготовительная неделя перед постом, в течение которой полагается ограничение в пище. Славянские племена отмечали Масленицу в течение двух недель – 7 дней до весеннего равноденствия и семь дней после. Масленица в этом году будет отмечаться неделю с 12 февраля и заканчивается Прощеным воскресеньем 18-го. В этой статье приведена авторская версия того, как Солнечная Комоедица превратилась в христианскую Масленицу.
Откуда пошли традиции Масленицы
Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы… Икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица-жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки… За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозёрским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… Блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками… Ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный — ванилевый…» [9] Антон Павлович Чехов не испытывал ностальгии, а поэтому смотрел на такого рода застолья весьма иронично: «Клоун из цирка братьев Гинц, Генри Пуркуа, зашёл в московский трактир Тестова позавтракать… Первое, что бросилось ему в глаза, был какой-то полный, благообразный господин, сидевший за соседним столом и приготовлявшийся есть блины. Благообразный господин выпил рюмку водки, закусил сёмгой и принялся за блины. К великому удивлению Пуркуа, ел он их спеша, едва разжёвывая, как голодный... Это даже неестественно... Неужели человеческий желудок так растяжим?
Не может быть! Как бы ни был растяжим желудок, но он не может растянуться за пределы живота... Будь этот господин у нас во Франции, его показывали бы за деньги... Боже, уже нет горы! Что вы беспокоитесь? И вовсе я не много ем! Поглядите, ем, как все! Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, сёмгу, икру...
О страна, чудная страна!
Несколько карлиц с трудом поспевают за великанами. Медленно движется громадная люлька. В люльке лежит спелёнатый старик. Старика кормит грудью младенец. В другой люльке дряхлая старушка играет в куклы и сосёт рожок, а за нею присматривает маленькая девочка с розгой. Снова музыканты на ослах, коровах, верблюдах, гирлянды цветов, грандиозные венки, артисты, фокусники, акробаты… В ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, в бриллиантовой диадеме императрица объезжает улицы в раззолоченной карете, запряжённой восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными цветными кокардами. За императрицей тянется нескончаемая вереница тяжёлых золотых карет, похожих на раскрытые веера. В каретах — пудреные головы и расшитые золотом бархатные кафтаны вельмож, атласные роброны дам, замысловатые фигурные причёски.
На запятках стоят лакеи. Фёдор Волков неутомим. Целые дни он разъезжает верхом по московским улицам. Его фигура мелькает то на трудном повороте процессии из одной улицы в другую, то среди золочёных карет, то в толпе зрителей. И, когда Волков видит тысячи москвичей, с любопытством наблюдающих грандиозный маскарад, ему кажется, что он достиг того, к чему стремился: показал народу красочное зрелище… Маскарад длится три дня. На четвёртый день московская жизнь входит в свою колею» [5]. Масленица в XIX веке Газета «Московские ведомости» в 1846 году приглашала на необычное зрелище: «Огромного кита в 14 сажень длины и панораму, находящуюся в большом балагане на Лубянской площади, можно видеть на Масленице ежедневно от одного часа пополуночи до семи часов вечера; между рёбрами кита помещён хор музыкантов, играющих разные пьесы» [6]. Представители высшего света предавались утончённым развлечениям в здании Благородного собрания в советское время — Дом Союзов на Большой Дмитровке: «В 1859 году, на последний день Масленицы, московская молодёжь, посещавшая великосветские вечера, устроила танцевальный день в боковых залах собрания, в благодарность семьям, у которых она бывала зимою… Танцевали в Екатерининской и Гагаринской залах. Обед был сервирован в проходной к буфету комнате и соседней. Приглашённых было около двухсот человек.
По окончании обеда гости уезжали для перемены туалетов, но к девяти часам бал был снова в полном разгаре. Устроителями весёлого дня были знаменитые дирижёры Ипат Арсеньевич Бартенев и Лопухин, будущий председатель саратовской судебной палаты. Весь beau monde того времени почтил бал своим присутствием» [7]. Забавы простонародья напоминали развлечения времён Петра I. Владимир Гиляровский вспоминал, как отмечали Масленицу рабочие, жившие в «Олсуфьевской крепости» на Тверской улице, напротив Брюсовского переулка, в конце XIX века: «Поголовное пьянство обыкновенно бывало на Масленице и на Святках.
Репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», 1916 год Флешмоб или ритуал? Выходит, Масленица и поныне сугубо языческий праздник? Почему же тогда блинами угощают не только посетителей ярмарок, но и, например, прихожан православных храмов?
Неужели отступают от веры? Понятно, что здесь есть общие корни со сжиганием чучела Зимы у нас. Возникает логичный вопрос: а зачем сжигать? Если мы относимся к этому как к секулярному обычаю, ни к чему нас не побуждающему, это одно дело. Если же мы это превращаем в некую «ниточку», за которую начинаем тянуть, и тем самым заниматься реконструкцией языческих действий — совсем другое», — поясняет священник. Мужчина лезет на столб во время масленичных гуляний в парке Горького в Москве «То есть с церковной точки зрения, если Масленица не несёт в себе антихристианского заряда, в празднике ничего плохого нет. Главное, — напоминает богослов, — не забывать о приближении Великого поста».
Православная церковь наказывала за неделю до Великого поста постепенно ограничивать рацион, например, не есть мясо. Поэтому седмица получила и другое название — Мясопуст. Всего есть четыре подготовительные недели к посту: неделя о Закхее, неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне и неделя о страшном суде, она же сырная неделя. Церковь разрешала перед Великим постом употреблять молочные продукты, в том числе масло. Им смазывали блины, сырники, вареники — традиционные угощения, пришедшие из языческих обрядов. Из-за этого в народе праздник и получил название Масленица. Масленичные традиции. Бесспорно, самый известный обряд Масленицы — сжигание чучела. Огонь символизировал гибель холодной осени и возрождение теплой весны. В языческой мифологии чучело олицетворяло образ умирающего и воскресающего бога. Славяне верили, что божество не умирает, а уходит в царство мертвых, на время исчезает и возвращается вновь. Совсем как уходит и приходит холодная зима. Существует ошибочная теория, что блины у славян ассоциировались с солнцем. На самом деле, блины всегда были поминальным блюдом. На Масленицу принято вспоминать усопших и ходить на кладбище. Поэтому поминальные блины как нельзя кстати соответствуют сущности Масленицы. Первый этап был подготовительный к основным торжествам. Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы. Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов.
Масленица: история, традиции и много блинов
С приходом христианства Масленица как праздник не исчезла из народного календаря, многие обряды и обычаи сохранились. Однако они переплелись с христианскими, традициями. В первую очередь это касалось даты празднования: сегодня Масленицу отмечают каждый год в разное время: иногда в феврале, иногда в марте, без привязки к космическому событию. Она приходится на последнюю неделю перед Великим постом. В это время христиане уже не употребляют в пищу мясо, однако молочные продукты, яйца еще разрешены. Период называется Сырной седмицей. Таким образом, на Руси традиции славянского православного праздника Масленица переплелись с христианскими обычаями.
Считается, что для религиозного человека именно Масленичная неделя — возможность повеселиться перед смирением и покаянием во время Великого поста. В советское время Масленицу начали праздновать в шестидесятые годы. До этого праздник считали религиозным, слишком шумным и идеологически неправильным. Однако во время «оттепели» о нем снова вспомнили, хотя и сократили всего до одного дня. Для Масленицы придумали новое название — «Проводы зимы», которые проводили в парках, на площадях. Остались некоторые обычаи, например, приготовление блинов, сожжение чучела.
Обязательной частью такого праздника были концерты, выступления партийного руководства, а также торговля с лотков. С развалом Советского Союза традиции постепенно возобновились. Что происходит во время Масленицы? Этот недельный праздник связан с множеством обрядов: некоторые из них посвящены приходу весны, прощанию с зимой. Это сжигание чучела Масленицы Марены — богини зимы и смерти , катание на санях, хороводы и песни-веснянки, высокие костры, которые жгли повсеместно. Празднуя Масленицу, соблюдают обычаи, посвященные будущему благополучию, избавлению от хворей и напастей.
Например, одежду больных людей сжигали на кострах — считалось, что это принесет выздоровление. Сытная, вкусная праздничная пища — это залог благополучия. Немалая роль в обрядах отводилась освящению, «задабриванию» земли. Например, пепел, который остался после сжигания чучела, высыпали на поле: считалось, что это принесет богатый урожай. Интересные обряды связаны с семейной, личной жизнью. В некоторых регионах холостым парням и незамужним девушкам цепляли «колодку»: массивную палку или бревно.
Чтобы снять это «украшение», необходимо было заплатить откуп: угощения, женские украшения, посуду. Семейные трапезы, посиделки за общим столом, уставленным праздничными яствами, сплачивали членов семьи, были отличной возможностью пообщаться. Кулачные бои на Масленицу — одна из главных традиций этого праздника для мужчин, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль. Еще одна мужская забава на Масленицу — «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну.
Одни - становятся защитниками крепости символизируют слуг Мары.
Однако традиция масленицы в целом вполне соотносится с христианским религиозным чувством. Для человека вполне естественно желание в определенное время порадовать и доставить удовольствие себе и своим близким, зная, что впереди предстоит многотрудный подвиг поста, покаяния и молитвы, требующий сосредоточения духовных и физических сил. Праведность и благочестие не имеют ничего общего с ханжеством см. Но, с другой стороны, важно и во время веселия не переходить разумные грани и не потерять христианского достоинства. Тот факт, что традиция празднования Масленицы имеет дохристианское происхождение, совершенно не означает, что эта традиция неприемлема для христиан.
Влияние неоплатонизма на богословие святых отцов патристика , архитектура христианских храмов, живопись например, изображение Христа — Вседержителя в одежде римского или византийского императора , церковные облачения, многие богослужебные обряды напр. Христианская церковь никогда не отвергала самобытности и культуры тех народов, среди которых она выполняла свою миссию. Церковь охотно усваивала национальный колорит разных народов, в свою очередь, придавая этому колориту христианскую окраску. Такое отношение к народным обычаям всегда способствовало усвоению христианства, как подлинно Благой вести, обращенной к разуму и сердцу каждого человека, независимо от его национальной и культурной принадлежности, языка или цвета кожи, как к откровению Единого и Истинного Бога, Который так возлюбил мир, то отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную Ин.
Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. В понедельник — начало сырной недели — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся.
Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение.
Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния.
Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице: как Церковь смотри на языческую сторону этой недели? Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему. С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества.
Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.
Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому. Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела.
Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину. Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял.
Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает. А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно. Масленица в других Церквях Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира. С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции.
Знают ее и западнорусские униаты — православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд. У католиков-латинян аналог Сырной седмицы — воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» — последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами — массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян.
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
Ансамбль «Цирк на льду» исполняет хореографическую сцену «Масленица» в Государственном цирке на Цветном бульваре во время фестиваля «Русская зима». Поскольку народный «пир на весь мир» противоречил духу поста, Масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. Скорее всего, Масленица появилась у русских под влиянием западного карнавала. Как появилась масленица? Какова история праздника? На какую дату приходится празднование масленичной недели в 2017 году? Ответы на По традиции Масленичная неделя начинается за неделю до Великого Поста и за 56 дней до Пасхи. Более того, многие не знают, почему и когда появилась на Руси Масленица.
Как появилась Масленица
Со временем Масленицу перенесли примерно на три недели, приурочив к началу Великого поста. Более того, многие не знают, почему и когда появилась на Руси Масленица. После принятия христианства Масленица стала приходиться на неделю перед Великим постом, которую еще называют мясопустом. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.
Когда и как празднуют Масленицу в 2022 году
Зерно, умирающее в земле и прорастающее новым урожаем, как и хлеб, который из него пекли, до Крещения Руси считались сакральными, соединяя в себе как бы три мира: подземный мир мёртвых, надземный мир живых и мир солнца и богов. Поэтому именно хлебом на Руси испокон веков поминали умерших. В этом смысле и масленичные блины, и чёрствая корка хлеба, положенная на стакан со спиртным на советских поминках, имеют одно происхождение. Даже грамотные люди часто в эти дни суеверно клали к иконам или фотографиям родителей блины и раздавали их и пироги нищим с пожеланиями помянуть их родителей. А на окраинах империи крестьяне и вовсе "кормили покойников", ставя горячие ещё блины на подоконники и приоткрывая форточки — чтобы покойники "наелись" паром, исходящим от блинов. Существовал и обычай делить один блин на всех членов семьи — живых и уже умерших.
А многие в первые оттепели повторяли поговорку предков: "Земле теплее и покойникам легче". Этнографы считают, что обычай рядиться размывал понятия "свой — чужой" и как бы позволял покойникам проникать из того мира в этот, смешиваясь с толпой. Именно поэтому хозяева были обязаны угощать ряженых блинами, да пожирнее, — вдруг под маской скрывается кто-то из близких им покойников. Ещё один обычай, который присущ Масленице на Руси, — это обильный стол всю неделю. Таким образом крестьяне как бы заклинали весь новый год быть сытным и урожайным.
В последний день Масленицы — в Прощёное воскресенье , когда Церковь вспоминала изгнание Адама из рая, — было принято просить прощения у тех людей, кого вольно или невольно обидели в течение года. К такой родне или к друзьям приходили в гости с угощением и с повинной головой. А в первый понедельник Великого поста даже самые пропащие люди старались очиститься: мылись в бане, голодали, пили много воды. Хозяйки в этот день делали уборку и пропаривали всю посуду, чтобы "выпарить" из неё жир и остатки скоромной пищи. Чего делать нельзя Строгих ограничений нет.
Масленица — это время, когда люди могут позволить себе вкусно и вдоволь поесть и активно провести время перед началом поста. За это время можно насладиться разнообразной едой, а также принять участие в гуляньях и развлекательных мероприятиях. Однако следует помнить, что Масленица — это семейный праздник, поэтому рекомендуется ограничить потребление алкоголя. Также важно отметить, что во время масленичной недели царит атмосфера радости и сопереживания. Неприязнь или насмешка по отношению к другим людям неуместны.
Важно соблюдать правила гостеприимства, уважать чужую собственность и пространство. Распространения слухов и разговоров за спиной лучше избегать. Череда запретов на Масленицу была связана с традицией поминовения мёртвых. Например, в эти дни нельзя было делать грязную работу: якобы грязной водой можно "залить очи покойникам". В некоторых сёлах с такой же мотивировкой запрещалось мыть полы по субботам: ведь в этот день в храмах поминали усопших.
Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6]. Масленичная неделя Василий Суриков. Взятие снежного городка. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7]. Понедельник — «встреча». Отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — «заигрыши».
Оформляя стол в русском стиле, следует использовать глиняную и деревянную посуду. Салфетки и скатерть должны быть выполнены из натурального материала, например, хлопок или лен. Шикарно будет смотреться текстильная продукция из грубой ткани или изделия с ручной вышивкой. По славянским традициям блины на Масленицу едят руками, соответственно столовые приборы не понадобятся. А чтобы гости не попали в неудобную ситуацию, блины должны заранее раскладывать порционным методом. А вот в вопросе оформления приготовленных блюд каких-либо границ не существует.
Пустые блинчики можно свернуть треугольником, а заполненные начинкой сложить в форме мешочка, подушечки и не только. Салатики на столе так же украшаются блинами. Золотистые круги выкладываются на дно и по краям емкости, а внутрь выкладываются нашинкованные овощи. Благодаря возможностям нашего времени можно сделать блинчики разноцветными. Такой вариант оформления главного блюда Масленицы придется по нраву маленьким детям. Так же можно приготовить ажурные блины, используя пластиковую бутылку с дырочками в крышке. Особенности празднования Традиционно на Масленицу пекут блины, а вся неделя праздника характеризуется проведением массовых мероприятий. Но это далеко не все особенности празднования. В это время принято ходить в гости к родственникам и друзьям, а так же приглашать всех к себе домой. Важная особенность Масленицы — возможность попросить прощенья у своих родных, друзей и близких за любые обиды.
Ну и конечно самому прощать тех, кто причинил зло. Во время масленичной недели можно крестить детей. Считается, что это лучшее время для проведения данного обряда. Можно провести свадьбу, но не устраивать огромный пир, так как эта неделя является подготовкой к Великому посту. А вот венчаться в Масленицу нельзя. Что касается продуктов питания, то масленичная неделя имеет ряд ограничений. Нельзя кушать мясо, а вот рыбу, яйца, молоко и сыры наоборот будут в почете. Формирование такого рациона произошло до распространения христианской религии. К наступлению весны весь запас мяса у древнего народа заканчивался, а в качестве альтернативы использовались белковые продукты. Во время масленичной недели ни в коем случае нельзя обижаться на родных, нельзя жадничать, нельзя переедать.
Алкогольные напитки употреблять можно, но самую малость. В России Празднование Масленицы в России всегда проходило и проходит с размахом. Во время Узкой Масленицы народ подготавливал горки, качели, чучело, украшали дома и подготавливали дрова для сжигания Морены. Сегодня в городах и мегаполисах обустраиваются ярмарки, ставятся качели, обустраиваются места для хороводов, организовываются шуточные состязания. Но, к сожалению, охватить праздником весь город невозможно. Несмотря на это, городские жители все равно отправляются в места проведения праздника, чтобы насладиться вкусными блинами, окунуться в радость и веселье праздника. Как в прошлые времена, так и сегодня, на ярмарках проводят веселые театральные представления, где можно увидеть персонажи русских народных сказок, посмотреть на живого медведя. В некоторых городах выстраиваются ледяные крепости, где устраиваются соревнования по захвату замка «врага». В качестве оружия используются снежки. Из прошлого до наших дней дошли забавы в виде катания на коньках, скатывание на ледянках с горки и кулачные бои.
Но самое главное — сжигание чучела, символа зимы. В других странах Праздник Масленица отмечается не только в России, но и в других странах. Конечно, не с таким размахом, но все же проводятся определенные мероприятия. В Англии устраивают женский забег, где участницы бегут, держа в руках сковороду с блинами. В Швеции в честь Масленицы проводится шествие музыкантов по ночным улицам городов. А в Польше скрипачи деревенских трактиров сватают незамужних девушек. В Словении проводят «курентованье». Этот обряд изгнания холодов, проходящий в последний день масленичной недели. Примерно такой же обряд проходит в Хорватии, только называется он «звончары». Парни одеваются в шкуры животных, надевают рога и ходят по улицам, отпугивая зимнюю стужу.
Датчане, норвежцы, эстонцы и латыши проводят скандинавский карнавал. Это массовое гуляние, предшествующее началу Великого поста. Главными угощениями карнавала считается сдоба с самой разной начинкой. Американцы и франкоязычные европейцы устраивают «марди гра». Это шумный карнавал, во главе которого стоят король и королева. Приметы Любой народный праздник сопровождается рядом суеверий, которые, кстати говоря, до сих пор помнит русский народ. Конечно, есть и те, что были придуманы лет 30 назад, однако общество в них не верит. И это правильно, ведь правдивые приметы наблюдались нашими предками долгие годы, а после проходили этапы проверки, чтобы заявить о своей состоятельности. Так, например, масленичная неделя — лучшее время для гаданий.
Остались некоторые обычаи, например, приготовление блинов, сожжение чучела. Обязательной частью такого праздника были концерты, выступления партийного руководства, а также торговля с лотков. С развалом Советского Союза традиции постепенно возобновились. Что происходит во время Масленицы? Этот недельный праздник связан с множеством обрядов: некоторые из них посвящены приходу весны, прощанию с зимой. Это сжигание чучела Масленицы Марены — богини зимы и смерти , катание на санях, хороводы и песни-веснянки, высокие костры, которые жгли повсеместно. Празднуя Масленицу, соблюдают обычаи, посвященные будущему благополучию, избавлению от хворей и напастей. Например, одежду больных людей сжигали на кострах — считалось, что это принесет выздоровление. Сытная, вкусная праздничная пища — это залог благополучия. Немалая роль в обрядах отводилась освящению, «задабриванию» земли. Например, пепел, который остался после сжигания чучела, высыпали на поле: считалось, что это принесет богатый урожай. Интересные обряды связаны с семейной, личной жизнью. В некоторых регионах холостым парням и незамужним девушкам цепляли «колодку»: массивную палку или бревно. Чтобы снять это «украшение», необходимо было заплатить откуп: угощения, женские украшения, посуду. Семейные трапезы, посиделки за общим столом, уставленным праздничными яствами, сплачивали членов семьи, были отличной возможностью пообщаться. Кулачные бои на Масленицу — одна из главных традиций этого праздника для мужчин, которая, в буквально смысле слова, развязывает руки мужчинам, предоставляя возможности продемонстрировать всем свою силу и удаль. Еще одна мужская забава на Масленицу — «Взятие снежной крепости», увековеченная в картине Василия Ивановича Сурикова. В крепости прячется Масленица в последний свой день. Всё мужское население делится примерно поровну. Одни - становятся защитниками крепости символизируют слуг Мары. Другие — нападающими светлые силы. Цель последних - захват крепости и Масленицу. На Масленицу обязательно поминали предков. В некоторых регионах в воскресенье ходили на кладбище — «прощаться» с духами умерших, которые, как считалось, всю неделю находились рядом с потомками. Один из самых важных атрибутов этого праздника — угощения, и в первую очередь блины. Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни. Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших.