агнатическое и когнатическое родство в римском праве. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Римская семья. Агнаты и когнаты
Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда. Современные железнодорожные технологии Узлы и агрегаты автомобиля. Четырехтактный цикл работы двигателя Поиск по сайту:.
Третий класс составля ли неполнородные родственники: единокровные и единоутробные братья и сестры; они наследовали по частям, соответственно первому классу. Четвертый класс наследников составили все остальные боковые родственники любой степени отдаленности родства и не полнокровия «до бесконечности» ad infinitum ; все они наследовали поголовно в равных долях. Основными принципами наследования по закону в римском праве были, следующие: ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную, деление наследственной массы главным образом происходит по так называемым степеням и линиям, а внутри степени и линии в равных долях в зависимости от числа наследников одного уровня или степени; последнее обстоятельство сфор мировало особое право представления в наследовании по закону — право наследовать долю, пришедшуюся бы твоему родителю, если бы он был жив; право представления при наследовании по закону распространялось также ad infinitum. Это развитее осущесвлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности.
Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: родственники по прямой или боковой линии дед, отец, сын; братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; патриархальная семья familia сменила консорциум; когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно.
Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, интерпретируемую как алименты. Впоследствии претор предоставил супругам право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. Супруги могли вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера: заключать договоры и т. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину , а по конкретному когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в собственных делах : Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии infamia. При взыскании с имущества супруга в пользу другого супруга придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения. Изложенная схема имущественных отношений между супругами сформировалась не вдруг и, кроме того, она не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и социальной практики имело своим следствием столкновение интересов, неопосредованных правом, практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. В этот период утвердилось представление о римской семье как основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего; произнесенной в 169 г. Катон говорил о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердившись, приказала своему рабу ходить по пятам за ее мужем и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу того, что поведение женщины подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест явствует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, т. Практика выработала и другую презумпцию: предполагалось, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составляют собственность мужа. Своеобразными гарантиями имущественных интересов супругов являлись dos —особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias — предбрачный дар со стороны жениха. Dos представляет собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких обстоятельствах. По-видимому, было немало случаев, когда недобросовестные мужья получив dos, разводились с женами. Поэтому было выработано правило, в соответствии с которым муж обязывался вернуть приданое в случае его смерти или при расторжении брака. В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им. Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и в соответствии со своим названием преподносился в связи с запретом дарственных актов между супругами невесте до вступления в брак. Практически, это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной. В сущности, приданое и дарение выполняли штрафную функцию в интересах одного или другого супруга. Если брак продолжался, то вся масса имущества, обусловленная и приданым, и дарением, находилась во владении мужа. И то, и другое оставалось у мужа, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили жене. Личные и имущественные отношения детей и родителей В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей остаются случаи крайней нужды и только новорожденных. Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий peculium , собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой военная добыча, жалованье, подарки , стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования хотя мог быть лишен и этого. Опека и попечительство Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов или попечителей.
Ассоциация победителей олимпиад
Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16. Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками (agnati) в этом случае считались не только собственно кровные родственники, по мужской линии. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима.
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом. Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе.
Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.
Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью.
С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены.
Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Это определение, однако, не соответствовало действительному по ложению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой.
Опекун tutor — законный представитель подопечного, отношения с которым строились на принципах совести и под предоставление подопечному необходимого обеспечения. Опекунами и попечителями не могли быть — несовершеннолетние, лица, не являющиеся гражданами Рима, расточители, безумные, глухие, немые, нездоровые, рабы, женщины, солдаты и др.
Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами.
Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии.
Общая характеристика римского семейного права
Правки вносим бесплатно. Подробнее Отношения отца с детьми были построены по другому принципу и во многом отличались от взаимоотношений детей с матерью. Дети находились под властью отца независимо, в каком браке он состоял. Из Институции Гая известно, что: «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Этому способствовало распад крестьянской семьи, а также развитие ремёсел. В результате этого сыновья стали: вести самостоятельное хозяйство; приобрели положение в государственном аппарате и в постоянной армии. В конце республиканского периода и самом расцвете империи было введены ограничения прав paterfamilias на личность детей. Существовало три способа, при которых дети попадали под отцовскую власть: через рождение в законном браке; через усыновление; через узаконение. Согласно римским правилам, если ребёнок рождался замужней женой, то он становился ребёнком её мужа. Также отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Отцовская власть устанавливалась путём узаконения детей только от незамужней женщины низшего сословия, находившейся в сожительстве с холостым мужчиной конкубина.
Римское право дает следующее определение термина «узаконение». Узаконение — это признание законным детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Выделяются несколько способов узаконения: представление внебрачного сына на собрание и наделение его имущественным цензом; последующий правильный брак родителей; издание специального императорского указа. Если узаконение давало законное положение детям, родившимся вне брака, то усыновление устанавливало власть отца над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris лицо своего права и adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris лицо чужой власи. Затем, в более поздние времена, система усыновление изменяется, теперь, после окончательного прекращения созыва народного собрания, данная процедура проводилась путём получения императорского рескрипта. При усыновлении persona alieni iuris процедура производилась более сложным путём. Первоначально, был обряд манципации, который позже был заменен Юстинианом на простое заявление перед судом. Завершался данный вид усыновления путём занесения в судебный протокол соглашения прежнего отца усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Отец обладал властью, которая предоставляла ему следующие права в отношении детей: право на распоряжение жизнью ребёнка до того, как он достигнет совершеннолетия; право продать сына или дочь в рабство; право, в отношении удерживающих его детей, на виндикационный иск.
В течение времени власть отца смягчалась и в конечном итоге свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. Подвластному сыну выделялось имущество, равное имуществу рабы, для самостоятельного управления. Власть отца над детьми прекращалась только в случае его смерти, было ещё высвобождение из под власти. Оно осуществлялось либо добровольно, что в свою очередь приравнивалось к высвобождению раба на свободу; либо принудительно, это происходило за нарушение обязанности родителя в отношении детей; либо по силе частного права, после этого отец имел право на пользование половиной имущества сына. Лицо sui iuris может нуждаться в помощи из-за ухудшения состояния здоровья или в связи с возрастом, а может нуждаться в охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Для удовлетворения этих потребностей в римском праве служили опека tutela , которая осуществлялась над несовершеннолетними, над расточителями; и попечительство cura , которое осуществлялось над безумными и минорами. Различия между опекой и попечительством заключалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун с помощью формального акта придает юридическую силу сделкам, которые подопечный неспособен совершить самостоятельно. Попечитель же в свою очередь выражает своё согласие неформально. В заключении хочется привести пример, что женщина, которая была зависима от опекуна, не может составить завещание без его согласия, которое даже в случае самостоятельного составления будет недействительным.
Заключение Таким образом, римское семейное право представляло собой собрание правовых установлений, регулирующих отношения лиц в римской семье: между мужем и женой; между домовладыкой и лицами чужого права; между опекуном, попечителем и их подопечным. Подобные выводы возникают из задач, которые были поставлены перед изучением данной темы. Получилось исследовать вопросы, которые касались семьи и брака в древнем Риме, с помощью которых удалось ответить на поставленные задачи. Описание правового положения всех членов семьи позволило разобраться и выстроить чёткую иерархию в римской семье. Выявление характерных черт той или иной семьи способствовало расширению знаний по формам брака cum manu и sine manu. Сравнение семейного права в разные периоды римского общества позволило более чётко разобраться и выявить период, в котором более подробно и грамотно были построены семейные отношения в римском праве. Стоит сделать вывод о значимости семьи в обществе и не допустить ошибок. Так как схожие проблемы испытывает и современное общество, необходимо следить за соблюдением нравственных прав, чтобы не потерять, из-за этого целостность нашей огромной и необъятной родины. Список использованных источников 1. Законы XII таблиц [Электронный ресурс].
Дигесты Юстиниана [Электронный ресурс]. Институции Гая [Электронный ресурс].
Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.
В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство.
Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.
Самой древней и наиболее влиятельной считалась агнатическая форма родства. Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых. Таким образом, агнатское родство распространялось по мужской линии и включало в себя как кровных родственников, так и других подвластных.
Когнатическая форма родства - это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид. Любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат.
Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода которой она не имела в «правильном браке». С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захи- ревали, сохраняясь главным об разом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома к родителям, друзьям и тем прерывала срок давности. Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным же ной.
Конспекты юриста
Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. 133. Понятие агнатического и когнатического родства. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Тема 4.Брак и семья в Древнем Риме.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы. Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы.
Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами.
Витте, филиал в г. Рязани, Михайлова Ирина Александровна, д-р юрид. Москва В рамках настоящей статьи в общем виде исследуется специфика законодательной регламентации семейных отношений в частном праве Древнего Рима. Авторами отмечается, что на протяжении довольно длительного времени семья сохраняла свою исключительность и присущую ей замкнутость, и лишь постепенно складывающиеся в ней отношения стали подпадать под гражданско-правовое регулирование, а юридическая регламентация продолжала все глубже проникать в семью, распространяясь сначала на имущественные, а потом и личные отношения ее членов. Именно в Древнем Риме началась мировая история становления правового регулирования семейных правоотношений.
Совокупность правовых предписаний о правах и обязанностях субъектов этих правоотношений представляла собой один из разделов римского частного права [6, с. Этот раздел, называемый «семейное право» status familiae , в свою очередь, подразделялся на следующие институты: 1 брачное право, объединявшее совокупность правил, устанавливающих условия и порядок заключения брака, личные и имущественные права и обязанности супругов, статус принадлежавшего им имущества, а также основания, процедуру и последствия расторжения брака; 2 отцовское право, регулирующее отношения, возникавшие между отцом - носителем родительской власти в римском праве - и его детьми; 3 опекунское и попечительское право, регламентировавшее порядок оказания заботы и попечения о лица, не обладавших полной гражданской дееспособностью. Анализ римского семейного права необходимо начать с выявления сущности категории «семья» familia , которая являлась базисом государственной и общественной жизни. Как уже подчеркивалось, семейное положение status familiae имело чрезвычайно важное значение для определения гражданско-правового статуса лица, наряду с его status Hbertatis и status civitatis. Именно совокупность названных состояний предопределяла объем и содержание гражданской дееспособности физических лиц, проживавших в Древнем Риме, и, следовательно, их способность самостоятельно участвовать в гражданском обороте. Древнеримская семья, называемая «агнатической» от слова «агнат» , объединялась под властью главы семьи - домовладыки, называвшегося pater familias. Его власть была абсолютной и юридически распространялась как на жену и детей, так и на вещи, имущество, включая рабов.
С течением времени правовые представления о власти домовладыки расширялись и углублялись, и в содержании этой власти стали выделять власть над: 1 вещами и рабами dominica potestas; 2 над женой manus mariti ; над детьми patria potestas ; над другими лицами, не состоявшими в родстве с pater familias, но проживавшими под его кровлей, например, женами сыновей, их детьми от другого брака и др. По общему правилу, власть главы агнатической семьи pater familias прекращалась только с его смертью или по его воле. Одной из важных особенностей римского семейного права, особенно на древнем этапе его развития, было подразделение всех членов семьи на так называемых агнатов и когнатов. Различие между ними заключалось в наличии или отсутствии кровного родства между pater familias и тем или иным лицом, входящим в состав его семьи. В древнейшие времена кровные узы между жителями Рима еще не имели того правового значения, которое им стало придаваться впоследствии. Гораздо более важным в тот период являлся иной фактор - совместное проживание и совместный труд, необходимый для обеспечения потребности в питании, в крыше над головой, в отражении нападений со стороны чужаков и т. Лица, проживающие в такой общности имущества, жилого помещения и повседневных трудов, назывались агнаты, а связь, существовавшая и признававшаяся между такими лицами, стала называться агнатической связью.
Агнатическая семья существовала в Риме достаточно долго - до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей, при этом близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которое personae alieni iuris, то есть лицо, не обладавшее полной гражданской дееспособностью, имело с представителями старшего поколения, с главой семьи. Именно такая личная и имущественная общность стала называться familia, а возглавлявшее ее лицо - pater familias. При этом положение агнатов в рамках одной семьи не было абсолютно одинаковым, они подразделялись в зависимости от близости к главе семьи, главе консорциума.
Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи. Дерегуляции брака: Брак в Риме не был регулирован законом, и был в основном соглашением между мужчиной и женщиной. Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями.
В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество. Адопция: Адопция была распространенной практикой в Риме, и мужчины могли усыновлять детей как из своей семьи, так и из других семей, чтобы гарантировать наследование или продолжение своего рода.
Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. И куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились. С периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.
Народный трибун имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос. Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев например, экстраординарный процесс выступал в роли единственного судьи. Преторам принадлежало право толкования законов, что существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти в том числе и судебной принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения, не подлежащие обжалованию. В провинции магистратам принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной. В период республики народные собрания принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения, сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве.
В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора — принцепса Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии , а в период домината с 284 г. Легисакционный процесс Легисакционный процесс legis actio — первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству. Стадии легисакционного процесса: — in jure — сфера деятельности судебного магистрата рекса, консула, позже — претора. Лицо, считавшее свое право нарушенным, чтобы возбудить дело в суде, должно было сделать об этом заявление перед магистратом, который устанавливал дозволенность притязания, заявляемого истцом, содержание этого притязания и существование условий его действительности. Цель этой стадии — может ли быть данное притязание предметом судебного разбирательства. Магистрат предоставлял возможность защиты нарушенного субъективного права в суде т.
Нет иска — нет и права на судебную защиту; — in judicio. Спор разрешался судьей по существу. Могла быть начата не раньше, чем через 30 дней. Этот промежуток был установлен с целью предоставления сторонам возможности собрать доказательства. Стороны являлись в суд в назначенное время. Судебное разбирательство начиналось с изложения сторонами сущности спора.
Затем они подробно излагали основания своих утверждений. Судья оценивал доказательства по своему собственному усмотрению и объявлял устное решение, не подлежащее обжалованию. В результате производства in iure наступало litis contestatio прекращение спора и bis de eadem re ne sit actio дважды по одному делу иск недопустим. Формы легиакционного процесса: — legis actio sacramento самый распространенный — процесс-пари с залогом при исках о свободе. Словесный поединок между сторонами происходил перед магистратом. На процессе должна была присутствовать спорная вещь или какая-нибудь часть ее.
Истец требовал от ответчика обоснования своих действий, от которого ответчик мог отказаться. После этого истец предлагал ответчику внести залог или вносил его сам. Если стоимость спорной вещи превышала 1000 ассов, сумма залога равнялась 500 ассам и 50 ассам — в других случаях. Залог проигравшей стороны шел в пользу сначала жрецов, а позже — казны; — legis actio per sponsionem praeiudicialem. Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento. Проигравшая сторона теряла треть спорной суммы в пользу выигравшей.
Заключался в приглашении явиться через 30 дней для получения извещения о назначении судьи; — legis actio per manus iniectionem — вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга. Ответчик приводился к магистрату, и, если не уплачивал долг или не вступался vindex защитник , истец уводил ответчика, налагая на него оковы не менее 15 фунтов и выдавая не менее 1 фунта муки в день. В течение 60 дней ответчик трижды выводился в базарные дни на площадь, после чего мог быть продан или убит; — legis actio per pignoris capionem — вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата; — legis actio per judicis postulationem — вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью. Применялся при разделе общей собственности.
Формулярный процесс Формулярный процесс пришел на смену легисакционному процессу. Центральное место в формулярном процессе занимала письменная формула, которую претор давал судье в виде директивы. На ее основании требовалось вынести решение по делу. Путем формул преторами осуществлялось правотворчество; признание права на иск означало признание наличия материального права. Основные части формулы: — интенция intentio — обвинение , где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»; — демонстрация demonstratio , в которой излагался состав дела, его фабула.
Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»; — кондемнация condemnatio , в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio — полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим. То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции. Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия определение стоимости вещи истцом под присягой, иногда учетверение суммы кондемнации.
Дополнительные части формулы: — прескрипция praescriptio — предшествует основному тексту формулы сразу после имени судьи. Ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных обстоятельств. Составлялась в интересах истца, если контракт не имел названия в цивильном праве или истец хотел взыскать часть того, что должен ответчик, и избежать консумпции. В интересах ответчика — если он утверждал, что до этого дела должно быть рассмотрено более важное дело например, если истец, не доказывая своих прав на наследство, виндицировал вещь из наследственной массы. Начиналась со слов «пусть процесс считается»; — эксцепция exceptio — возражение ответчика на иск. Она следовала за интенцией, если ответчик отрицал иск, если не возражал против иска, но отрицал свою обязанность исполнить требования или если возражал против исковых требований, указанных в интенции.
Стадии формулярного процесса: — in jure — истец излагал свои притязания в любой форме. Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд; — in judicio — начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик — факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении.
Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы. Экстраординарный процесс Экстраординарный extra ordinem , или когниционный, процесс cognitio extra ordinem — чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспозитивности и состязательности. В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе в связи с разделением империи на Западную и Восточную — praefectus urbi начальником городской полиции , в провинциях — правителем провинции, а по менее важным делам — муниципальными магистратами. Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению.
Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика. Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии in jure и in judicio. Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом. Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме.
Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты. Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины — на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т. Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину в отношении сторон по данному процессу. В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию.
На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции — praefectus praetorio начальнику императорской гвардии , а на его решения — императору. Отказ в апелляции с Юстиниана не более двух влек удвоение присужденной суммы. Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно manu militari , если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно. Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца. Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения.
Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска хотя бы по нему и не состоялось решение в экстраординарном процессе не применялось. Процессуальное представительство в римском праве Первоначально в Римском праве при легисакционном процессе действовал принцип, согласно которому никто не мог искать по закону от чужого имени. В период параллельного действия его с формулярным появилась возможность представительства в суде лиц, имевших обоснованные основания отсутствия в момент слушания дела перед магистратом. Формы представительства: — pro populo — за народ, где представителями выступали магистраты magistrates. Предполагало защиту интересов городских общин, которые были неспособны самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы; — pro libertate — за свободу. Имело место в случае стремления к восстановлению свободы несвободным, который был уверен, что его неволя установлена противозаконным путем.
Самостоятельная подача иска в данном случае исключалась, поскольку римское право признавало правоспособными только свободных людей. Несвободному было предоставлено право обращаться к суду через представителя assertor libertatus; — pro tutela — по опеке от tutor — «опекун» ; — pro captrio представительство за находящихся в плену или отсутствующих по государственным делам — после принятия закона Гостилия около 175 г. С окончательным утверждением формулярного процесса получила свое развитие идея полного представительства. Например, на стадии in iure стороны могли выставить заместителей. Виды заместителей: — когнитор cognitor , который был формальным представителем и открыто выступал от имени дееспособных лиц. Когнитор назначался заинтересованной стороной dominus litis в стадии in jure обращением к противной стороне: «Назначаю тебе когнитора» tibi cognitorem do.
С момента состоявшегося соглашения о его допущении к процессу когнитор считался назначенным, при этом его присутствие при указанной процедуре было необязательным. Когнитор вел дело от своего имени, поэтому претор составлял формулу с перестановкой лиц, в интенции которой было указано имя представляемого, а в кондемнации — имя когнитора. В приговоре в таком случае указывалось имя когнитора и actio iudicati давалась ему или против него если он представлял ответчика. Представляемый при этом получал от претора иск, аналогичный иску из судебного решения; — прокуратор procurator ad litem допускался в процесс на основании неформального поручения, данного без ведома противной стороны, а также претора или судьи. Достаточно даже было фактического выступления в процессе без поручения. Прокуратор мог действовать и на основании договора поручения, заключенного с представляемым.
Прокуратором мог быть специально назначаемый заместитель или управляющий всем имуществом представляемого, а также те, кто сам взял на себя функции прокуратора «по доброй совести». При представительстве за свой счет — procurator in rem suam — прокуратор выступал в процессе аналогично, но в этом случае претор не выдавал представляемому аналогичного иска, как при участии когнитора; — curator или опекун — в отношении лиц с ограниченной дееспособностью. В качестве заместителей в суде не могли выступать: женщины, солдаты, духовенство и чиновники первых трех классов. Представительство также не допускалось в делах о бесчестии. Доказывание и доказательства в римском праве Доказывание проходило в процессе рассмотрения дела судьей. Бремя доказывания возлагалось на обе стороны следующим образом: истец должен был доказать те факты, на которых он обосновывал свои требования, а ответчик — те, которые лежали в основе его возражения.
Actori incumbit probatio, reus excipiendo fit actor — доказывание ложится на истца, ответчик, возражая, становится в положение истца. Суд сам не собирал фактических данных по делу, а выступал в роли принудительного посредника. Доказыванию подлежал, например: факт наличия обычая ссылающимся на него; право собственности на вещь подлежало доказыванию со стороны истца; добросовестность приобретения или владения вещи. В качестве доказательств рассматривались: свидетельские показания, показания сведущих лиц, осмотр на месте, документальные данные, присяга. При этом не существовало обязанности свидетелей являться в суд для дачи показаний исключение — свидетели формальных юридических сделок , а вместо отсутствующих добровольно представленных свидетелей могли учитываться их письменные показания. Под сведущими лицами понимали людей, по роду деятельности разбирающихся в тех или иных вопросах.
Присяга как отдельный вид доказательства не применялась, но для установления некоторых обстоятельств судья обязывал одну из сторон принести ее кроме этого, все свидетельские показания давались под присягой. В процессе доказывания использовались также письменные доказательства, получившие в то время достаточно широкое распространение, но все еще не считаемые вескими доказательствами. В общих чертах процесс доказывания имел все основные особенности открытого состязательного процесса. В экстраординарном процессе рассмотрение дела судьей изменилось. Оно стало более детальным. В судах стало превалировать письменное ведение и закрепление основных судебных процедур, т.
Составление судейских протоколов представляло новый своеобразный элемент судопроизводственных действий, важный для соблюдения интересов сторон. Изменилось и средство доказывания. Свидетели стали подвергаться некоторому сомнению, даже сложилось, что один свидетель — не свидетель и получили большее распространение письменные доказательства. Если раньше истец доказывал свой иск, а ответчик — свои возражения, то в экстраординарном процессе появилось уже такое понятие, как презумпции. Презумпции — предположения, высказанные в законе, которые освобождали от доказывания некоторых фактов например, если рождался ребенок в законном браке, то появлялась презумпция отцовства и материнства. При презумпции iuris tantum некоторые факты считались судьей несуществующими, если заинтересованная сторона не докажет обратного, а при презумпции iuris et de iure было невозможным отрицание факта, установленного на основании другого факта.
При оценке доказательств судья должен был руководствоваться только официальными нормами, причем ответственность судьи за вынесенное решение увеличивалась. Последнее привело к тому, что судья мог требовать предоставления дополнительных доказательств для оценки всей ситуации дела с целью вынесения неопровержимого решения. Понятие и виды римских исков Иск — обращенное в суде требование истца к ответчику. Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение. Материально-правовая сторона иска — требование истца к ответчику, а процессуальная — требование к претору. Число исков было ограниченным.
Классификация римских исков: 1 по личности ответчика: — вещные actiones in rem — требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца; — личные actiones in personam — требование исполнения обязательства конкретным должником. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск; 2 по объему: — иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав возмещения ущерба actiones rei persecutoriae — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика; — штрафные actiones poenalis , направленные на частное наказание ответчика. Посредством таких исков взыскивали частный штраф; — смешанные actiones mixtae , осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика; 3 по основанию: — основанные на законе actiones in jus ; — основанные на действиях actiones in factum ; 4 по содержанию: — если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск actio directa , а второй— производный от него actio utilis ; — встречный иск actio contraria — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском; — фиктивный иск actio ficticia — иск, формула которого содержит фикцию, т. Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные. Иски о притязаниях, или исполнительные; — ответчик присуждался к реальным действиям например, вернуть долг.
Самая распространенная группа исков. Преюдициальные или установительные — констатируется лишь наличие права у истца. Раб данного господина, сын данного отца и т. Особенность: требование материально-правовое обращалась не к ответчику, а к суду. Иски о разделе, или преобразовательные, — когда возникало совместное имущество, а потом нужно было разделять. Суд должен был установить, какую часть должен получить истец.
Особенность: до суда — одно право, после вынесения решения — два права собственности. Особые средства преторской защиты Претор, обладая верховной властью, имел право принимать действенные меры и без судебного разбирательства: 1 преторская стипуляция stipulationes praetoriae выражалась в обещании претора дать последующий иск по какому-либо делу например, с владельцем дома, грозящего по ветхости постройкам соседа ; при отказе мог ввести во владение или прибегнуть к фикции; 2 ввод во владение missio in possessionem — преобладающий способ исполнения судебного решения, заключавшийся в том, что претор особым приказом вводил победителя судебного процесса во владение имуществом должника; 3 интердикт interdicta — обязательный к исполнению приказ претора совершить определенное действие или воздержаться от совершения определенного действия. Интердикты предполагали защиту не против собственника вещи, а против третьих лиц, посягнувших на владение, имеющее добросовестное основание. Сторона, получив интердикт, немедленно повиновалась ему, не оспаривала изложенных в нем фактов. Просьба о выдаче интердикта могла исходить от одной из сторон, он мог быть обращен и к жалобщику, и к нарушителю. Виды интердиктов: — односторонние и двухсторонние; — восстановительные требовали возвращения лицу какой-либо вещи и предъявительные требовали представления какого-либо лица, раба или члена семьи, вещи или документа ; — для владения недвижимостью и для владения движимыми вещами.
Интердикт по защите недвижимости был направлен на то, чтобы обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение чтобы третьи лица не распахивали его участок, не вселялись в его дом и т.
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.
Из книги Исследование о смертной казни автора Кистяковский Александр Фёдорович Общий вывод Нет ничего бесплоднее и в научном отношении неуместнее, как отвлеченно-схоластическое, помимо истории и действительной жизни народов, решение вопроса: справедлива или несправедлива, необходима или не необходима смертная казнь. Подобный способ решения этого Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. Общий ход производства Производство и в формулярном процессе сохраняет свое разделение на две стадии - jus и judicium.
В этом состоит обычный порядок - ordo judiciorum privatorum, почему и самый этот процесс, как ординарный, противополагается всякому административно - судебному Из книги Всеобщая история государства и права. Общий ход ее образования Несложная и строго формальная система старого цивильного права должна была, разумеется, оказаться недостаточной, когда около половины республики экономическая жизнь Рима начала под влиянием развивающегося оборота существенно изменяться. Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна Из книги Римское право. Общий раздел 1. Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства далее именуемые « физические лица » , которые становятся собственниками имущества , Из книги автора 24.
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья - сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной Из книги автора 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер.
В ее состав входили глава семьи, жена, дети, Из книги автора 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две Из книги автора 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию.
Неизбежным результатом этого процесса 1. Понятие римских видов родства и семьи Родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: - консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; - патриархальная семья familia сменила консорциум; - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки».
Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu.
При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т.
При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества.
Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium.
Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца.
На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум.
Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т.
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза , переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат. Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины.
Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего. Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся.
Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.
С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся.
А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий данной трибы. Только человек. Рождённый от брака.
Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была. Пережитком подлинной купли. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов.
Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus.
Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но.
В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem».
Братья и сестры могут быть полнородными germani и не полнородными: consanguinei и uterine единоутробными. Римляне различали и свойства Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В составе агнатической семьи входили: его жена, его дети, жены сыновей, состоящие в браке и подчиненные не власти мужей, которые сами были подвластны, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет.
Когнатическое родство — кровное родство.
В когнатическом родстве различаются линии и степени. Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей. Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого. Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят.
Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа. Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения legitimatio , которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения: 1 представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2 последующим браком родителей; 3 изданием императорского рескрипта. Над чужими детьми patria potestas устанавливалась усыновлением. Существовали две его формы: arrogatio -- при усыновлении persona sui juris и adoptio -- при усыновлении persona alieni juris.
В соответствии с сентенцией «усыновление подражает природе» между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте. Не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. Только римский гражданин, вступив в римский брак мог основать римскую семью. В древнейший период семью характеризовал ряд особенностей: 1 моногамической семьи. В состав семьи включались: 1 жена и дети; 2 жены сыновей подчиненные не власти мужей, а власти домовладыки. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава —домовладыка.