Тиманский кряж. Самарец прошел по тундре и нескольким рекам этой северной территории. Тиманский кряж – это невысокий хребет со сглаженными вершинами, он тянется от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда. Тиманский кряж тянется от Архангельской области, через Коми до Северно-Ледовитого океана. Есть такой, очень интересный район между Мезенью и Нарьян-маром — Тиманский кряж.
Тиманский Кряж на реке Сойва
Рыболовно-туристическая база «Тиманский кряж» — настоящий национальный отдых вдали от шумных трасс и суеты городов в глубинке северной России! Тиманский кряж — Возвышенность на С.-В. Вост.-Европ. равнины; Ненецкий а.о., Республика Коми, Архангельская обл. ↑ Где находится Тиманский кряж. Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. это невысокий хребет со сглаженными вершинами на северо-востоке Европейской части России, он протягивается от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда (гора Полюдов Камень). Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. Где находится тиманский кряж на физической карте? Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины.
Вы точно человек?
И вертолет надо заказывать, никаких рейсов туда нет. Проще было съездить в путешествие в Якутию или на Чукотку. Но мечта — на то и мечта, чтобы когда-нибудь сбыться. В 1994 году мы небольшой компанией предприняли отчаянную, но вполне успешную попытку познакомиться с Северным Тиманом. От города Печора по одноименной реке на скоростном теплоходе «Метеор» дошли до устья левого притока, реки Сула. Потом поднимались в верховья Сулы, таща на бечеве 200 км против течения резиновые лодки. Далее предстоял большой переход по заболоченной тундре к истокам реки Индига и длинный сплав до одноименного поселка на берегу Баренцева моря. Однако в этом рассказе я не буду описывать то давнишнее путешествие.
Это могла бы быть отдельная статья. Добавлю только несколько строк о неожиданном событии, которое помогло осуществить задуманное. Времени на переход и сплав по Индиге катастрофически не хватало. Мы уже готовы были повернуть назад, так и не достигнув цели путешествия. И тут утром рядом с нашим лагерем на берег таежно-тундровой реки садится вертолет МИ-2 с иностранными геологами. Короткий разговор с пилотами — и через 2 часа «за спасибо» мы уже на берегу Индиги. Наверстав почти неделю драгоценного времени, мы достигли цели — увидели красоты Северного Тимана.
Первое путешествие открыло много новых горизонтов. В разговорах с местным населением мы узнали о красивейшей реке Белой — притоке Индиги, о базальтовых скалах, обрывающихся в Баренцево море, о мысе Чаячий. Новая информация предопределила наши будущие маршруты. С тех пор мне удалось путешествовать в тех местах еще восемь раз. Две детские экспедиции в июле 95 и 96 годов. Потом отпуска в августе—сентябре. Каждый раз открывал для себя что-то новое, и этим летом опять половина путешествия прошла по новым местам.
Итак, решив все формальности с посещением погранзоны, договорившись со всеми местными знакомыми о заброске-выброске, мы бригадой в четыре человека 2 августа отбываем из Москвы в Архангельск. Через день Ан-2 благополучно доставляет нас в Нижнюю Пешу. В ночь выходим в море на небольшом спасательном катерке, с хозяином которого договорились заранее. Утром на берегу Чешской губы в небольшой деревне Волонга ждем прилив и начинаем подъем на своих резиновых лодках вверх по Волонге. На первых же перекатах на мелкую вертушку начинает исправно ловиться хариус. К концу второго дня проходим рыболовно-охотничью базу «Манса», расположившуюся на высоком открытом берегу реки. В просторных палаточных домиках пусто.
На вопрос о рыбалке последовал ответ: «Какая рыбалка! Вода теплая, вот рыба и не идет с моря». Мы, было, огорчились, но вскоре выяснилось, что эти слова не надо понимать буквально. На следующий день я решил попытаться поймать крупную рыбу. Была моя очередь идти налегке по берегу, пока напарник вел на бечеве лодку. В руках только спиннинг и фотоаппарат с видеокамерой. На крупную рыбу — крупная приманка.
В первой же яме с первой проводки садится крупная рыба. Несколько секунд борьбы, и снасть оборвана. Обидно, но сам виноват. С прошлого сезона не посмотрел плетенку. Срезаю метров двадцать шнура, вяжу новую приманку. На следующей яме с первой проводки поклевка, и через несколько минут пятикилограммовый красавец лосось лежит у берега. И через несколько забросов ловлю еще одного.
Подходят ребята и ловят еще пару штук. На следующей яме все повторяется. Теперь понятно, что местные подразумевают под словом «рыбалка». Надо сказать, что в этом путешествии мы выпускали практически всю рыбу. Принцип «поймал — отпустил» работал как никогда. И в первую очередь это касалось благородного лосося. В этот день мы «наловились».
Наловились в том смысле, что рыбацкий азарт постепенно сошел на нет. Спиннинги были сложены, и мы продолжили движение вверх по реке. На одном мелководном плесе удалось насладиться редким зрелищем — стая красной рыбы не спеша шла вверх перед нами, оставляя характерные разводы волн. Дойдя до переката, рыба ускорила ход, над поверхностью кипящей воды мелькали хвосты и плавники. Казалось, что мы находимся где-то на дальневосточной реке во время хода горбуши или кеты. Вскоре изобилие прекратилось. Видимо, мы обогнали косяк, или он остановился ниже по течению.
Поимки семги стали единичными, зато стали попадаться некрупные кумжа и голец. Чтобы не вводить читателя в заблуждение относительно семужьего изобилия, замечу, что такое количество рыбы видишь редко, за все годы путешествия на Северном Тимане подобное случилось трижды. В тактике ловли никаких особенностей нет. Леска, будь то плетенка или моно, должна выдержать рывки и свечки 10-12-килограммовой рыбы. Приманкой могут служить как традиционные блесны, так и воблеры. Мы предпочитаем оснащать спиннинг блеснами — наверное, в силу большей предсказуемости их поведения в воде. Причем практика показала, что одинаково уловисты как колебалки, так и вертушки светлых тонов.
Ловить следует в ямах под перекатами. Причем далеко не в каждой яме может быть рыба. Обычно хватает нескольких забросов, чтобы убедиться в ее наличии или отсутствии. Были случаи, когда накануне рыба не ловилась, ее в данном месте явно не было.
Это совершенно обыденная ситуация и особо заострять внимание на ней не стоит. Через три недели можно улететь. Если в тундре дунет как следует еще на … На этот случай, к слову говоря, был разработан аварийный вариант — доплыть в Нарьян своим ходом по морю. Что как раз развлечение недельки на 2. А вообще в Индиге хорошо. Аэропорт Хоть и общая тенденция угнетает — вся движуха и цивилизация там, где можно просверлить нефтяное дырко. Яркий пример — Бованенково Там где нельзя, везде готовые декорации под постапокалипсис. Ну, правда, зачем нам наука и прочие ненужные вещи…? С другой стороны это лучше чем ничего.
Платформенный чехол сложен морскими и континентальными породами силура, девона и карбона; крылья поднятий и прогибы — отложениями перми, триаса и юры. На Тиманском кряже открыты месторождения полезных ископаемых: среднедевонские россыпи титановых минералов Ярега , бокситы Четласский Камень , месторождения нефти и газа Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция , ювелирно-поделочные агаты, связанные с девонскими базальтами, строительные камни. Северная часть кряжа расположена в пределах тундры и лесотундры, южная — в пределах тайги. Статья находится в рубриках.
Тиманский кряж также славится своей уникальной геологической структурой. Внутри кряжа находятся огромные залежи нефти и газа, которые образовались миллионы лет назад. Ученые продолжают изучать эти образования, чтобы лучше понять процессы, приведшие к их образованию. В местах, где зияют нефтяные и газовые скважины, можно увидеть чудесные явления природы — высокие факелы горящих газов, создающие потрясающий зрелище ночью. Это доказательство бурного энергетического потенциала этого уникального уголка российской природы. История территории Тиманского кряжа начинается задолго до прихода русских и иных народов в этот район. Здесь находятся древние культовые сооружения, представляющие историческую и культурную ценность для исследователей и археологов. Также интересно, что во время Великой Отечественной войны Тиманский кряж стал стратегически важным районом для советской армии. Здесь располагались базы и склады для снабжения фронтовой зоны, а также тайные подземные заводы, где производили оружие и боеприпасы. Война оставила след не только в истории региона, но и в его геологии, среди которой можно увидеть руины разрушенных сооружений и технику. Визит в Тиманский кряж — это уникальная возможность окунуться в историю и геологию этого уникального региона.
Ближайшие онлайн трансляции
- Авторизация
- Тиманский кряж: местоположение на карте и интересные факты
- Тиманский кряж местоположение на карте России, где находится
- Тиманский кряж: где он находится на карте России?
- Редакция | Четласский Камень | Журнал «География» № 3/2006
- Telegram: Contact @sgpress
Камни Тиманского кряжа: богатство Европейского севера России
Онлайн трансляция демонстрирует вольер для оленей в Центре Арктического туризма в Нарьян-Маре. Онлайн трансляция транслирует вид на посёлок Нельмин Нос на берегу протоки реки Печоры - Тундровый Шар, в Ненецком автономном округе Российской Федерации.
Разве что ползком. Довольно обширные массивы этой берёзы, которыми порос весь западный склон Тиманского камня, представляют летом непреодолимую преграду для пешехода, делая невозможным проникновение в этот район, кроме, как только по рекам. В реках отменная рыбалка. Вся рыба здесь практически непуганая.
Вообще, количество рыбы здесь возрастает в геометрической прогрессии - чем дальше вверх по реке, тем больше рыбы. При этом следует отметить, что наиболее крупные экземпляры обитают в верховьях. В Суле и её притоках рыбы такое количество, что практически с каждым забросом на блесну цепляется либо щука, либо язь и ли же хариус. Последнего особенно много. Крупный, более килограмма хариус поднимается летом в самые верховья ручьёв.
Вслед за ним туда же идёт и щука, многие экземпляры которой достигают десяти и более килограмм. Неоднократно приходилось видеть, как впереди лодки по мелководью идут, рассекая воду спинным плавником, красавцы хариусы. И тут же поджидающую их на перекате щуку, которая, завидев человека, не спешит удирать, потому, как не видела рыболовов. В Волонге помимо хариуса преобладает проходная, красная рыба. Это в основном сёмга и арктический голец.
Встречаются так же морская кумжа и форель. Помимо этого, в Волонгу косяками идёт на нерест горбуша. По рекам Сула и Волонга невозможно летом подняться на моторной лодке. Именно этим тут объясняется относительная глушь. Правда, иногда сюда залетают особенно на Волонгу на вертолётах состоятельные любители спортивной ловли, чтобы половить сёмгу.
Но гораздо больше шансов встретится здесь всё-таки с пастухами, которые пасут стада оленей на просторах Тиманского камня. Кратко об идее маршрута Маршрут был разработан исходя из тех факторов, чтобы посетить все наиболее интересные места Северного Тимана за одно прохождение. В данном случае, это верховья рек Сулы, Волонги и Белой. Именно здесь находятся максимальное количество экскурсионных объектов данного региона. Это скопление всевозможных форм выветривания в скальных породах, имеющих подчас причудливые формы, базальтовые каньоны Белой и живописные скалы Сулы.
Изучение материалов Н. Учитывая полное отсутствие подъездных путей, и режим погранзоны во многих посёлках, откуда осуществляется заброска, было решено разработать вариант маршрута, чтобы его началом был населенный пункт, исключающий соприкосновение с погранзоной, как при заброске, так и по возвращении. И чтобы при этом гарантировалось завершение маршрута своими силами, не зависевшее от погоды и авиации. Начальной точкой такого маршрута был выбран поселок Коткино, на Суле. Далее, в результате тщательного изучения карты, и появился кольцевой маршрут схема , замыкающийся на нём.
Маршрут логичен и хорошо продуман. При своей большой протяженности, половина которого приходится на участки против течения, он имеет три запасных варианта на случай аварийного схода с маршрута. В первой своей части, на участке подъема по Суле, наиболее правильным будет возвращение обратно в Коткино. С верховьев Волонги выбраться к людям ещё проще — достаточно спустится вниз по реке до базы "Манса" или до деревни Волонга. На третьем участке маршрута реке Белой в качестве запасного варианта предусмотрен сплав по реке Индига до одноимённого посёлка.
Следует отметить, что заброска до Коткино ничуть не сложней чем до Индиги. Разница лишь в том, что если из Индиги можно нанять вездеход в верховья Белой, то начиная маршрут из Коткино придётся двигаться вверх по Суле, рассчитывая только на свои силы. От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км. Вверх по Каменке - 35 км. Волок на Волонгу - 12 км.
Вниз по Волонге - 38 км. Вверх по Кумушке - 12 км. Волок на Белую - 8 км. Вниз по Белой - 69 км. Вверх по Индиге - 39 км.
Волок на Озеро Могутейское - 3 км. По озеру Могутейскому и Мининой виске - 15 км. По озеру Урдюжскому - 12 км. По Урдюжской виске - 45 км. Итого: 485 км.
Из них против течения - 229 км. К сожалению, этот маршрут не был отработан полностью. В результате схода с него, была пройдена лишь его половина. Причины изменения маршрута Основной причиной схода с маршрута и завершения его по одному из запасных вариантов, явилась слабая психологическая подготовка попутчика, усугубившаяся в результате сложных климатических условий, и длительном нахождении вдали от цивилизации. Физическая подготовка его была вполне удовлетворительной, и он мог бы продолжить маршрут.
Учитывая, что мы шли на одном плавсредстве, и с общим групповым снаряжением — сход с маршрута в результате возникновения разногласий, был единственным правильным решением. Поэтому, идя в такие сложные и продолжительные маршруты по ненаселенным районам надо с особой тщательностью подходить к выбору попутчика, и не брать с собой малознакомых людей. В противном случае маршрут может сорваться по пустякам. Это именно тот случай, когда экстремальной ситуации на маршруте не было и нашей безопасности ничто не угрожало. Так же немаловажно, чтобы интересы участников похода совпадали.
Иначе, после удовлетворения собственных интересов, всё остальное может стать ему неинтересным. Один из вариантов избежать подобной ситуации — дублирования снаряжения. В таком случае, человек желающий сойти с маршрута, может сделать это самостоятельно, там, где это возможно. Нами был использован вариант схода с маршрута по реке Волонга, в результате чего он превратился в линейный схема-2 , и стал почти вдвое короче. В итоге, его активная часть стала выглядеть следующим образом: От Коткино до устья Малой Каменки - 143 км.
Радиальный выход на Кумушку — 10 км. Вниз по Волонге до устья — 53 км. Варианты заброски и выброски Этот район, несмотря на относительную близость, на сегодня довольно труднодоступен. Полное отсутствие здесь каких либо дорог ощутимо усложняет заброску к началу маршрута, а так же выброску с него. Летом единственным видом транспорта остаётся авиация.
Практически почти все посёлки имеют регулярное сообщение с Архангельском и Нарьян-Маром. Однако это не должно вводить в заблуждение, что воспользоваться этим видом транспорта достаточно легко. Билеты на все рейсы, как правило, почти всегда бывают раскуплены местным населением заранее. В поселковых аэропортах запись на рейс осуществляется за 15-20 дней вперёд. В других случаях, когда не набирается необходимое количество пассажиров, рейс отменяется — откладывается до полного заполнения мест.
Учитывая, что рейсы обслуживаются в основном самолетами "АН-2", который берёт на борт не более 8 человек с грузом максимум — 10 , то становится понятно, что для группы численностью 2-3 человека, шансов улететь гораздо больше, чем 6-8. Конечно, у большой группы есть преимущество — можно заказать дополнительный спецрейс. Правда, стоить это будет гораздо дороже. Стоимость билета достаточно высокая. Перелёт Нижняя Пеша-Архангельск обошёлся мне в 8 тысяч рублей — 4 тысячи билет и столько же за багаж, которого у меня было 55 кг.
И это при том, что до 10 кг. Практически столько же 4,5 тыс. Стоимость билета 1200 рублей. Не следует так же забывать, что заканчивая маршрут в Индиге или Нижней Пеше, надо заранее позаботится об авиабилетах на обратный путь что не просто , иначе там можно застрять на несколько дней. Застрять на неопределённое количество дней, можно так же заканчивая маршрут выходом по Волонге , и дальнейшей выброской через Нижнюю Пешу.
Здесь уж как повезёт! Дело даже не в проблеме с авиабилетами на Архангельск. В деревне Волонга нет аэродрома, и выбраться оттуда до Нижней Пеши можно только морем, на баркасах или моторных лодках местных. А у них, как всегда, могут быть проблемы с отсутствием бензина и старыми моторами, на которых сами хозяева даже, иной раз боятся выходить в море, а так же штормами, которые здесь могут продолжаться более недели. Да и услуги их недешевы.
За моторную лодку от Волонги до Нижней Пеши 75 км. В принципе, можно было бы сторговаться за 4 тысячи, но время было дорого. Кроме транспортных проблем, есть ещё один немаловажный фактор — для посещения района, необходим пропуск в погранзону. До лета 2006 года пограничный режим действовал только лишь в пределах пятикилометровой полосы побережья Баренцева моря. Нынче, вся территория муниципальных образований Пешинскй и Тиманский сельсоветы являются погранзоной.
Никаких пограничников в этих посёлках, и тем более в тундре, конечно же, нет хотя в посёлках может проверить документы участковый , вся проблема в том, что при отсутствии разрешения на посещение погранзоны, в билетной кассе не продадут билеты, в населённые пункты Нижняя Пеша и Индига. При наличии достаточного количества свободного времени, альтернативным вариантом достижения начальной точки маршрута является река Печора. В настоящее время пассажирское сообщение по ней практически отсутствует. Однако, есть пара вариантов: Для их реализации надо брать ж-д билет до станции Ираёль. Отсюда есть постоянное автомобильное сообщение до пристани Усть-Цильма.
В первом случае, едут до паромной переправы через Печору. Здесь производится погрузка автомашин на паром до Нарьян-Мара. Можно напроситься на баржу или теплоход, или к частнику, на фуру. Всё это за определённую плату конечно. При втором варианте едут до Усть-Цильмы, откуда вниз по Печоре ходит пассажирский теплоход "Хабаровск".
Ходит он два раза в неделю — вторник и пятницу. Надо сказать — никаких нормальных условий на нём нет. Идёт он очень медленно, до Нарьян-Мара почти сутки. При этом все пассажиры сидят в креслах, где всё тело затекает и толком не поспать и тем более не поесть. Этот вариант оправдывает себя лишь в том случае, если попадать в Коткино планируется с низовьев Сулы, от пристани Ёрмица.
Мой вариант маршрута предусматривал именно такой заход на маршрут. При этом на заброску до Гусенцов и подъем по Суле своим ходом до Коткино теряется 3-4 дня. Единственным преимуществом этого варианта является его дешевизна. Поэтому, лучше всё-таки воспользоваться самолетом из Нарьян-Мара — получается существенная экономия времени. Учитывая, длительность и сложность заброски-выброски, а так же довольно высокую техническую сложность маршрута, и его протяжённость, минимальное количество времени необходимое для прохождения линейного варианта должна быть не менее 18-20 дней, а кольцевого — 30 дней.
Учитывая чрезвычайную извилистость Сулы в низовье, подъем на вёслах непосредственно от её устья нерационален. Единственный логически-правильный вариант — заброска наземным транспортом до урочища Гусенцы, через Харьягу. В Ёрмице, как и в Харьяге, реально найти автомашину. Таким образом, срезаются наиболее извилистые низовья реки. Ёрмицу с Харьягой связывает дорога.
Переправа автотранспорта осуществляется на понтоне, который перемещается по натянутому через реку тросу с помощью приспособления, приводимого в действие физической силой. Посёлок Харьяга относительно большой. Есть котельная, дизельная электростанция, магазины, почта, телефонная связь с внешним миром. В общем, все блага цивилизации, чего не скажешь о Ёрмице, представляющей собой вымирающую деревню. От Харьяги до Гусенцов 18 километров по хорошей грунтовке фото-1 , идущей через красивейший сосновый бор беломошник фото-2.
В Гусенцах имеется два дома один из них перевалочный пункт Коткинского рыболовецкого колхоза , но оба они закрыты на замок. Поэтому на ночлег в них рассчитывать не стоит. Сула здесь широкая около 80 метров река с мутноватой водой и слабым течением. Подъем на вёслах сложностей здесь не представляет. Мест для удобного причаливания достаточно мало — высокие до 5 метров , поросшие травой берега довольно круто спускаются к воде.
Почти на всём протяжении до Коткино, тянется достаточно монотонный и унылый пейзаж - заросли ивняка вперемешку с редким елово-берёзовым лесом. Местами вдоль берега обнажаются намытые рекой песчаные косы фото-5. Имеются так же перекаты. Представляющие собой участки с несколько интенсивным течением и малой глубиной. Всё это можно пройти на вёслах, не выходя из лодки.
Расстояние от Гусенцов до Коткино, составляющее 50 километров, реально пройти за два дня. Можно, если попадёт попутная моторная лодка что весьма вероятно , попросить взять на буксир. Таким образом, можно сэкономить значительное количество сил и времени, которые пригодятся далее на маршруте. После впадения реки Большая Янгыта местность повышается. Берега становятся более пологими и сухими, пригодными для проводки.
Перед Коткино река делает большую петлю, протяжённостью 10 километров, в то время как по суше до посёлка отсюда всего 3 километра. Последние 5 километров этой петли отличаются достаточно интенсивным течением. Посёлок Коткино, несмотря на удалённость от внешнего мира достаточно обустроен. Здесь так же как и в Харьяге есть дизельная электростанция, котельная, школа, несколько магазинов. В домах многих жителей комфорт и удобства на уровне городских квартир.
Имеется междугородняя телефонная связь, и прочие достижения цивилизации. Честно говоря, как-то непривычно видеть всё это, в такой глуши. И это действительно так, потому как все грузы сюда доставляются лишь весной по реке, и зимой по зимнику. Остальное время посёлок отрезан от внешнего мира, если не считать авиасообщения с Нарьян-Маром и Архангельском. Население здесь неизбалованно туристами и весьма гостеприимно.
Мы были даже несколько удивлены, когда нас совершенно незнакомые люди пригласили в гости и предложили переночевать. Несмотря на то, что почти у каждого жителя имеется лодка с хорошим импортным мотором, найти транспорт для заброски вверх по Суле нереально. Дело в том, что выше впадения Соймы, Сула для моторок летом непроходима. Причина тому — обширные песчаные мели, намытые рекой на всем её протяжении. Они то и составляют основную сложность при подъеме вверх.
Течение в таких местах достаточно интенсивное, и подниматься на вёслах здесь удаётся с трудом. При попытке выйти из лодки в воду для проводки, ноги едва ли не по колено проваливаются в этот зыбучий песок. Тем не мене почти до впадения Большой Пулы можно вполне идти пешком по берегу. Этот участок характеризуется умеренным равномерным течением, пологими сухими берегами с песчаными косами. В 11 километрах от Коткино на левом берегу большая добротная изба - первая и последняя на Суле.
Надо отметить, что выше впадения Соймы вода в Суле весьма чистая. Она хоть и имеет желтоватый оттенок, но уже нет той грязи и примеси глины, что ниже. Выше впадения Большой Пулы характер реки меняется. Теперь она большую часть течёт в высоких берегах, заросших травой и кустарником фото-6 , где не только невозможно провести лодку, но местами даже выйти на берег, потому как есть участки, где по обоим берегам по нескольку километров тянется свисающая в воду плотная стена ивняка фото-6В. По этой причине, на перекатах и быстринах приходится выходить из лодки прямо в воду, что не всегда возможно, потому как большая глубина и местами вязкое дно препятствуют этому.
Единственным выходом остаётся — проходить эти участки на вёслах, за неимением других вариантов. В реале, здесь приходится бороться не только с течением, но и встречным ветром, что и было в нашей ситуации. Течение неоднородно - есть достаточно протяжённые плёсы с почти стоячей водой, где подъем на вёслах не составляет труда. Однако имеющиеся многочисленные участки быстрого течения, и полное отсутствия бечевника, довольно ощутимо тормозят движение и отнимают силы. Протяжённость их составляет от 200-300 метров до 2-3 километров.
При этом даже движение под берегом не спасает здесь от встречной струи. Тем не менее, участок от Коткино до Щучьей, протяженностью 95 километров, был пройден за 4 дня. Несмотря на то, что Сула течёт в зоне лесотундры, лес в её долине весьма дремучий, представляющий собой полосу пойменного леса, состоящего в основном из ели с примесью берёзы, сильно засорен буреломом и имеет густой подлесок. По этой причине, в поисках мест для стоянок иной раз приходится неоднократно выходить на берег. Практически на каждой песчаной косе, которых здесь не так много, всегда опечатки лап медведей.
Есть и лосинные следы, которых не меньше, чем медвежьих. Вообще, создаётся впечатление, что углубившись в лес можно запросто столкнуться нос к носу с хозяином тайги. Однажды причалив к берегу в поисках места ночлега, мы сразу наткнулись на свежее место лёжки зверя хорошо, что не с ним. Правда, самих медведей мы видели всего один раз, да и то на приличном расстоянии — более 100 метров. То была медведица с медвежатами, которые сразу же припустила бежать и скрылись в тайге.
На подходе к первым отрогам Тимана это 72 километр от Коткино Сула делает большую петлю. Участок реки, где она на протяжении 6 километров течёт с севера на юг — наиболее сложный для преодоления фото-7 , потому как здесь присутствует довольно интенсивное течение, а берега всё ещё неудобны для проводки. Далее по реке лес отступает от берегов, они становятся пологими и вполне пригодными для проводки фото-8. Отсюда появляются четко выраженные перекаты с галечным дном, и начинает ловиться хариус. Правда, нередко вместо хариуса на блесну попадается солидных размеров щука фото-9 , которая вслед за ним выходит на перекат.
Надо отметить — поимка таких экземпляров здесь обычное явление. За 12 километров до впадения реки Щучьей, появляются первые обнажения в коренных берегах фото-10. Подъем на вёслах отсюда становится невозможным из-за мощных перекатов. Почти всё это расстояние приходится проводить. На этом участке два острова, которые проходятся правыми по движению протоками.
Особенно мощные перекаты в протоке второго большого острова. Они больше напоминают порог, чем перекат. Здесь проходит граница Тиманского кряжа, и река вскрывает первые его пласты, представляющие собой метаморфические песчаники. Края их довольно острые и надо быть осторожным, чтобы не порезать лодку. Проводка осложняется большой глубиной под берегом и стремительным течением.
Сразу за островом широкий разлив — плёс с почти полным отсутствием течения. Щучья впадает в средней его части, в 500 метрах выше острова. Место на редкость живописное. Пропилив массив древних песчаников, река течёт здесь по скалистому ложу, представляющему собой монолит, и вливается в Сулу фото-11. На стрелке слияния прекрасный берёзовый лес, напоминающий парк фото-13.
Оригинально выглядят пласты песчаников в береговых обрывах, похожие внешне на кирпичную кладку фото-12. Такой вид им придаёт слоистая структура. Своеобразно выглядит так же русло Сулы, которое выше впадения Щучьей, представляет собой скальный жёлоб с отвесными стенами в каменном монолите фото-15. Здесь рекомендуется встать на дневку, и посетить водопад на реке Щучьей, находящийся в двух километрах отсюда. Почти на всём протяжении до водопада, Щучья течёт в скалистых берегах фото-18 , и местами в каньоне фото-19.
Водопад представляет довольно интересное зрелище — широкая до 30 метров река собирается в узкий поток и проваливается в щель, чуть более метра шириной, которую легко перепрыгнуть фото-23. Ниже водопада она пропилила глубокий жёлоб с нависающими карнизом стенами фото-24 фото-25 , образовав глубокий омут в отвесных скалах фото-20, фото-22 , где скапливается рыба, и, как правило, всегда отличная рыбалка. Особенно много крупной щуки, чем река, собственно, оправдывает свое название. В километре выше впадения реки Щучьей, живописное устье Малой Янгыты фото-33. Далее, Сула на протяжении последующих 15 километров течёт в живописном каньоне фото-28 , буквально нашпигованном мощными перекатами и небольшими порогами фото-26, фото-35.
Тем не менее, и здесь есть участки, где можно пройти на вёслах. Правда, их немного. В основном приходится идти на бечеве фото-27. Падение реки относительно большое — приблизительно один метр на километр. По берегам попеременно отвесные скалы, которые тянутся на всём протяжении каньона фото-29.
Довольно часто приходится входить в воду, чтобы очистить реку от деревьев. Бахилы от ОЗК и хороший плотницкий топор в таких условиях незаменимые помощники. Все выше становятся берега, сужается долина, видны отдельные двухсотметровые высоты Тиманского кряжа, начинается тундра… Отсюда волок с Харьяхи на Тобыш. Общее направление на юг. Без тропы идти трудно: заросли карликовой березки, багульника, ивняка стреноживают ноги. Приходится обходить стороной небольшие болотца, где в изобилии растут морошка и клюква.
Скоро и опушка леса — подходящее место для ночевки, где можно установить палатки, тем более, что вода в ручье рядом. Утром хорошо видно открывающуюся впереди внизу огромную болотистую чащу. Лучше идти ее западным берегом, прижимаясь к рощицам и не теряя высоты, так как, чем ниже, тем гуще непролазные заросли ивняка и карликовой березы. Три-четыре километра, и выходим к Тобышу. В верховьях Тобыша — глубокий ручей, берега поросли кустарником, русло извилистое, так что не всегда вписывается байдарка. Иногда кустарник полностью перекрывает ручей.
Вы сможете испытать свои силы и преодолеть себя, наслаждаясь одновременно потрясающими пейзажами. Для любителей водного отдыха в Тиманском кряже много возможностей. Вы сможете кататься на каноэ, прокатиться на лодке или просто плавать в чистых горных озерах и реках. Любители рыбалки также найдут здесь множество рыбных мест для удачного лова. Кроме активных видов отдыха, Тиманский кряж предлагает и отличные условия для спокойного отдыха и восстановления сил. Здесь вы сможете насладиться тишиной и уединением, ощутить гармонию с природой и провести время с пользой для души и тела. Также на территории Тиманского кряжа расположены уютные базы отдыха, гостиницы и кемпинги, где вы сможете остановиться во время своей поездки. Здесь вы найдете все необходимые удобства и сможете насладиться комфортом после насыщенного дня на природе. Тиманский кряж — идеальное место для туризма и рекреации.
Независимо от того, какие виды отдыха вы предпочитаете, здесь вы найдете все для прекрасного времяпровождения и восстановления сил. Залежи нефти и газа на кряже являются одними из крупнейших в России.
Тиманский кряж: местоположение на карте
Подробная карта Тиманского кряжа и его окрестностей Чтобы получить более подробную информацию о Тиманском кряже, рекомендуется ознакомиться с картами, на которых отмечены его границы, основные реки и озера, горные хребты и другие крупные элементы ландшафта. Ниже представлены координаты и названия некоторых населенных пунктов, расположенных вблизи Тиманского кряжа: Сыктывкар 61. Усинск 65. Инта 66. Воркута 67. Карта Тиманского кряжа и его окрестностей поможет ориентироваться в этом регионе, показав географическое положение горных массивов и главных населенных пунктов. Это отличный инструмент для путешественников, исследователей и любителей природы, желающих побывать в этом удивительном месте и полюбоваться его красотами.
Поймать можно шуку, окуня, хариуса и других северных рыб. Снасти — спиннингиста и удочки — предоставляются, но вы можете пользоваться и своими.
Рекомендуется нахлыстовую снасть — быстрая река отлично подходит для этого вида ловли! Также в поездку входит обед на природе у реки с видом на живописные северные места!
Здесь есть специальные трассы и скалодромы для любителей альпинизма и скалолазания.
Вы сможете испытать свои силы и преодолеть себя, наслаждаясь одновременно потрясающими пейзажами. Для любителей водного отдыха в Тиманском кряже много возможностей. Вы сможете кататься на каноэ, прокатиться на лодке или просто плавать в чистых горных озерах и реках.
Любители рыбалки также найдут здесь множество рыбных мест для удачного лова. Кроме активных видов отдыха, Тиманский кряж предлагает и отличные условия для спокойного отдыха и восстановления сил. Здесь вы сможете насладиться тишиной и уединением, ощутить гармонию с природой и провести время с пользой для души и тела.
Также на территории Тиманского кряжа расположены уютные базы отдыха, гостиницы и кемпинги, где вы сможете остановиться во время своей поездки. Здесь вы найдете все необходимые удобства и сможете насладиться комфортом после насыщенного дня на природе. Тиманский кряж — идеальное место для туризма и рекреации.
Независимо от того, какие виды отдыха вы предпочитаете, здесь вы найдете все для прекрасного времяпровождения и восстановления сил.
Юго-западная часть кряжа Около 10 тысяч человек Эти населенные пункты являются ключевыми центрами развития на Тиманском кряже. Они обеспечивают жителей района всеми необходимыми услугами — медицинским обслуживанием, образованием, покупкой товаров и продуктов.
Кроме того, в окрестностях населенных пунктов расположены промышленные предприятия и объекты социальной инфраструктуры. Тиманский кряж с его основными населенными пунктами представляет интерес как для туристов, так и для ученых и исследователей. Здесь можно увидеть уникальную природу, насладиться величеством гор и пройтись по живописным тропам.
Также на кряже проводятся научные экспедиции и экологические мероприятия, направленные на сохранение и изучение его богатств. Ресурсное значение и природоохранное значение Тиманского кряжа Нефть и газ. Тиманский кряж славится своими нефтегазовыми месторождениями, которые относятся к самым крупным в стране.
Это делает его важным источником энергетического сырья для России; Древесина. В лесах Тиманского кряжа произрастают различные древесные породы, такие как ель, сосна, лиственница, береза и другие, что делает его важным регионом для лесопромышленной отрасли; Минеральные ресурсы. В районе Тиманского кряжа имеются значительные запасы различных полезных ископаемых, таких как железная руда, медь, апатиты и другие, что делает его значимым источником сырья для металлургической и химической промышленности; Водные ресурсы.
Где на карте находится Тиманский кряж
Тиманский кряж находится в зоне влияния северного подвижного антициклона, благодаря чему в этом регионе достаточно солнечных дней в течение года. Тима́нский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Тянется от Чёшской губы Баренцева моря на юго-восток до истоков реки Вычегды. Тиманский кряж протянулся более чем на девятьсот километров и территориально расположен в южных районах Республики Коми и Ненецком автономном округе, который входит в состав Архангельской области. Тиманский кряж — возвышенность, расположенная на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. Есть такой, очень интересный район между Мезенью и Нарьян-маром — Тиманский кряж. Тиманский кряж – уникальное геологическое явление, которое оказывает значительное влияние на поднятие фундамента зданий.
Местоположение и географическое положение Тиманского кряжа: особенности и путешествия
Геологическая структура Тиманского кряжа также разнообразна. Горы состоят в основном из осадочных, иногда метаморфических пород. Здесь можно найти такие типы пород, как известняки, сланцы, песчаники, а также гранит и габбро. Внутри горной системы также расположены многочисленные прогибы, перекладки и складки, формирующие характерный рельеф. Интересным фактом является то, что в основе Тиманского кряжа находятся древние отложения, возраст которых оценивается в несколько сотен миллионов лет. Это делает эту горную систему особенно значимой для геологических исследований, поскольку она может предоставить уникальную информацию о процессах, происходивших на Земле много лет назад. Таким образом, рельеф и геологическая структура Тиманского кряжа являются важными и интересными аспектами этой горной системы, представляющей огромную ценность для изучения и понимания истории развития нашей планеты. Биологическое разнообразие Тиманского кряжа В результате геологической и климатической истории, а также заповедного статуса, в Тиманском кряже насчитывается более 600 видов высших растений, включая множество редких и охраняемых. Здесь можно встретить многочисленные виды лишайников, мхов, сосудистых растений, в том числе таких редких, как лиственница, ель, елец, подосиновик и другие. Тиманский кряж также славится своим разнообразием животного мира. Здесь обитает более 80 видов птиц, включая таких редких и угрожаемых, как белая куропатка, снежная куропатка, альпийская горихвостка, а также редкие виды хищников — рысь и горностай.
Кроме того, в Тиманском кряже можно встретить различные виды млекопитающих, рыб, насекомых и других беспозвоночных.
Главными из них являются архангельская и кировская области. Тиманский кряж имеет сложную геологическую структуру, состоящую из различных горных пород. Здесь можно найти карбонатные и терригенные отложения разной степени сложности. Разнообразие геологических образований открыло широкие возможности для исследования важных вопросов геологии, геоморфологии и нефтегазовой геологии. Тиманский кряж является значимым объектом в экономическом плане.
Эксплуатация этих месторождений способствует развитию нефтегазовой промышленности страны и обеспечивает значительные доходы в бюджет. Кроме того, на Тиманском кряже развито много отраслей промышленности, таких как деревообработка, лесозаготовки, химическая промышленность, строительство и даже туризм. Все эти отрасли предоставляют рабочие места и способствуют экономическому развитию региона. Однако, природоохранная деятельность также играет важную роль на Тиманском кряже. Защита красот и уникальности природы стала приоритетной задачей в свете растущего интереса к экологической устойчивости. Экосистемы Тиманского кряжа обладают богатством разнообразных видов растений и животных, многие из которых находятся под угрозой исчезновения. Для сохранения биоразнообразия и природных ресурсов Тиманского кряжа разрабатываются специальные программы и проекты. Эти меры включают создание заповедников, национальных парков, введение ограничений на использование природных ресурсов и регулирование хозяйственной деятельности. Тиманский кряж имеет огромное значение для России как экономическая и экологическая область. Это место с богатыми природными ресурсами, которые нужно использовать ответственно и устойчиво. Сохранение Тиманского кряжа является важной задачей для будущих поколений и неотъемлемой составляющей общей экологической политики страны. Оцените статью.
Идешь как по городу, залитому каменным асфальтом. И тут начали появляться агаты и крупные кристаллы кварца. Полудрагоценности буквально разбросаны под ногами. Весь месяц нас кормила река. И тундра. Рыба, ягоды, взятые с собой хлеб и сухари. Стоя на краю водопада, ловили вплотную к нему крупных окуней. Когда приманка попала в затон под водоскатом, взяла щука килограммов на пять. Ловили ровно столько, сколько надо было для пропитания. Лишнюю рыбу бережно отпускали. Одна ретивая щука шмякнулась о скалы, не дождавшись, когда ее отпустят, так мы ее полчаса полоскали, но заставили ожить, уйти своим ходом. Идем на веслах. А когда река совсем обмелела, двинулись через тундру. Шли просто напрямик. По сопкам. По зарослям карликовой березки. По болотцам, которые постоянно пытались нас умаслить морошкой. Наелся этой ягоды больше, чем за все предыдущие путешествия. Ворота Тимана. Позади реки, впадающие в Печору. Впереди — текущие в Северный Ледовитый. Тут-то и начались разнообразные каменные фигуры выветривания, коими эта местность славится. Буквально базальтовые города — изваяния самых разных конфигураций. Так живописно они разрушаются, вымываются водами и снегами тысячи и тысячи лет. Спасибо труднодоступности, благодаря ей все это пока сохраняется первозданным. Хорошо погуляли, больше 20 кэмэ по тундре и скалам за день сделали. Идти пешком вдоль рек — это отдельная история.
Тиманский кряж: где он находится на карте России?
- Географическое положение
- Тиманский кряж: особенности, местоположение и описание
- Географическое положение и территория
- Экспедишн Тиман. — DRIVE2
- Географическое расположение Тиманского кряжа на карте России
История формирования Тиманского кряжа
- Расположение Тиманского кряжа на карте: обзор и особенности
- Где находится Тиманский кряж?
- Где находится Тиманский кряж
- Тиманский кряж – поднятие фундамента (много фото в статье) -
- "Тиманский кряж карта"
Где находится тиманский кряж
Где на карте находится Тиманский кряж: географическое расположение и описание | "Тиманский кряж карта". " Тиманский кряж карта. |
Тиманский кряж это поднятие фундамента | Места катания: КК трасса «Тиманский Кряж» Много фото и небольшое описани под катом. |
Тиманский кряж — местоположение на карте России, где находится, панорама | Тиманский кряж – это невысокий хребет со сглаженными вершинами на северо-востоке Европейской части России, он протягивается от побережья Баренцева моря (Чешская губа) до истоков реки Вычегда (гора Полюдов Камень). |
Путешествие по тиманскому кряжу | "Тиманский кряж карта". " Тиманский кряж карта. |
Путешествие на байдарках по таежным рекам Тиманского кряжа | Vide-Supra — Смотри выше | Мы держали путь от Тиманского кряжа («хребтов Меру») на север до Молочного (Баренцева) моря и Кронийского (Ледовитого) океана вдоль реки Индига до мыса Святой Нос. |
"Тиманский кряж карта"
Экспедиции. Тиманский кряж: чем возвышенность привлекла геологов | Географические координаты Тиманского кряжа находятся между 63° и 68° северной широты, а также между 45° и 50° восточной долготы. |
Среднетиманское | Где находится тиманский кряж. Рельеф Восточно европейской равнины на карте России. |
Тиманский Кряж на реке Сойва | На карте был выделен Тиманский кряж, как определил Кейзерлинг — более древнее горное образование, нежели Урал. |
Отчёты о походах
Берёт начало на Тиманском кряже на северо-западе Республики Коми. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Я и выбрала звероферму, потому что она рядом с Индигой находилась, где был мой дом и дети. Где Находится Санкт Петербург На Карте России. Все выше становятся берега, сужается долина, видны отдельные двухсотметровые высоты Тиманского кряжа, начинается тундра.
Тиманский кряж
Северная часть расположена в пределах тундры и лесотундры. Средняя часть ограничена долинами рек Пижма Мезенская и Пижма Печорская, является наиболее высокой частью кряжа, высшая точка — Четласский Камень 471 м. Южная часть представляет собой плато, расчленённое долинами рек несколько отдельных возвышенностей высота до 300—350 м. Южная часть располагается в пределах тайги. Полезные ископаемые: россыпи титановых минералов Ярега , бокситы Четласский Камень , агаты, связанные с девонскими базальтами; месторождения нефти Нижнечутинское и Ярега под Ухтой, Лаявож , газа и конденсата Войвож и Омра , битумы и горючие сланцы, торф, строительные камни.
А когда река совсем обмелела, двинулись через тундру.
Шли просто напрямик. По сопкам. По зарослям карликовой березки. По болотцам, которые постоянно пытались нас умаслить морошкой. Наелся этой ягоды больше, чем за все предыдущие путешествия.
Ворота Тимана. Позади реки, впадающие в Печору. Впереди — текущие в Северный Ледовитый. Тут-то и начались разнообразные каменные фигуры выветривания, коими эта местность славится. Буквально базальтовые города — изваяния самых разных конфигураций.
Так живописно они разрушаются, вымываются водами и снегами тысячи и тысячи лет. Спасибо труднодоступности, благодаря ей все это пока сохраняется первозданным. Хорошо погуляли, больше 20 кэмэ по тундре и скалам за день сделали. Идти пешком вдоль рек — это отдельная история. Почти везде рядом можно найти оленью тропку.
Вот уж кому отдельное спасибо, так животным. Оленьи тропки очень выручают. Эти верховья совсем мало хожены. Народ забирается в здешние края по другому притоку. Конец пешке и гребле против течения!
Ура, течение теперь за нас! А на берегу стоит красавец-олень. Он удивлен больше меня. До него метров 20-30. Стоит, пыхтит и спокойно кормится.
Потом все же прячется за деревья.
Когда нас привезли в Пешу, там нас ожидала точно такая же толпа ребят с Канина. Ну а мы с канинскими ненцами в родстве жили, поэтому сразу начали искать среди них своих близких и дальних родственников. Договорились, что друг друга в обиду не дадим, поскольку вокруг незнакомая территория. Я стала активисткой — После окончания школы в 1933 году я вернулась в Индигу, но там меня сразу выдали замуж, — продолжает Фёкла Ильинична.
Сватали женщин за кого угодно, но мне повезло: меня за молодого парня выдали. Мой Апицын был таким же, как и я, сиротой. Помню, когда меня сосватали, он такой худенький был, малица облезлая, некому же было обшивать, и он малицу старших братьев донашивал. А когда уж мы поженились, я его нарядила во все новое, шить-то я с детства умела. Такой он сразу ладный стал, а мне это приятно: в тундре ведь о том, какова хозяйка, судили по тому, как муж ее одет и дети.
Знаете, я сразу решила для себя, что должна буду сделать все, чтобы мои близкие мною гордились, хотя не было в то время в живых уже ни моих родителей, ни бабушки с дедушкой. Главное, чего я хотела добиться, так оставить где-нибудь свой хороший след. Я начала принимать участие в разных мероприятиях, и меня сразу начали называть активисткой. Я, действительно, старалась везде быть впереди: и школу закончила в числе первых, и русский язык выучила, на консервный завод в Индиге устроилась работать, наравне с мужчинами разделывала белух и акул. Когда нужно было ехать в тундру в помощь оленеводам-колхозникам для просчета, меня туда отправляли.
Говорили: «Она сможет, она лихая, боевая». Интересно мне тогда было все, даже не уставала. В 1937 году я попала на конференцию женщин в Нарьян-Маре. Первый раз выехала с Тимана так далеко, до этого только до Пеши добиралась. Нарьян-Мар меня удивил: домов двухэтажных много, по улицам машины ездят туда-сюда.
Я по картинкам такой Москву представляла, а тут наш ненецкий город! Ох, как я гордилась, что попала сюда. Сразу же в первый день конференции встретила знакомую с Канина — Стешу Ардееву, мы с ней в одно время в Пеше учились. Обрадовались друг другу... В окружных архивах мне удалось найти протокол этой конференции, который позволил узнать, с чем выступали женщины тундры, о чем говорила Фёкла Апицына.
Обращали внимание на «добычу оводов». Записано: «Добыть больше оводов, не меньше 15 000 штук на человека». Это сегодня оленям делают прививки и защищают их от насекомых, а в то время работа по выдавливанию спинных и горловых оводов из оленя была ручной. Уделялось внимание на съезде кадровому росту женщин: говорилось, что мужчин-ненцев за последнее время было выдвинуто на разные работы около 60 человек, а из женщин одна Степанида Апицына, которая возглавила первоначально Тунсовет, а позднее колхоз ПНОК. Много говорили о необходимости организации детских яслей, садов, площадок, о медицинской профилактике, о лечении заболеваний.
Ненецкие женщины смело критиковали работу красных чумов, в задачи которых входила ликвидация неграмотности и медицинская профилактика. Они бесстрашно, невзирая на имена и должности, говорили о тех, кто тормозит воплощение в жизнь новых идей. В общем, каждая участница конференции могла быть признана своеобразным символом «освобожденной женщины Севера». Из протокола видно, что председательствовал на конференции Пётр Апицын, который выступал по поводу воспитания подрастающего поколения. Фёкла Апицына из Индиги колхоз «2-я пятилетка» в своем выступлении сначала похвалила советскую власть, сталинскую конституцию, сказала, что очень хочет учиться, и уже училась на курсах.
Порадовалась, что в «Индиге стали строиться большие дома». Рассказала, что поступила на работу на консервный завод, но в результате «не получается ни учеба, ни работа, а почему? Да потому, что везде отрывают на совещания»: — Шибко много у нас разных соборок, по делу и не по делу! Недавно вот собирались, чтобы решить, кому доверить считать выловленных куропаток. Два часа спорили!
За это время можно было бы сто раз силки проверить и новые поставить...
Он герметик им после трассы был очень нужен и не только им. Вопрос: Кросс кантри это здорово, но зачем это ТУТ надо? Ответ: Трасса построена, осталось дело за малым, провести там полноценые соревнования : И данным материалом надеюсь привлечь, тех кто может приехать к нам в «гости» тем самым расширив географию участников!
Поэтому тех кому данный опус сильно не понравился попрошу не серчать, а лучше поехать покататься: Всем катания! Много и разного!
Экспедиции. Тиманский кряж: чем возвышенность привлекла геологов
Домен припаркован в Timeweb | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
КК трасса «Тиманский Кряж» г.Ухта / Места катания / Twentysix | Тиманский кряж, Архангельская область Россия Тиманский кряж, местоположение на карте России RU, где находится, карта с улицами. |
Тиманский кряж / Новое видео - 2024 | Тиманский кряж тянется через Архангельскую область и ресублику Коми к Северному Ледовитому океану. |