Наверное, великий ученый Дмитрий Менделеев уже не раз бы перевернулся в гробу, узнав о том, как сложилась судьба его енно, до наших дней дожили всего два прямых. В автобиографии Д. И. Менделеев впоследствии писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей.
Сообщить об опечатке
- До девятого колена
- От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
- Женщины и дети Д.И. Менделеева
- Как в РТ отдыхают в майские праздники
Петербургские ученые возложили цветы на могилу Менделеева
Он заказал отчеты железнодорожных служб, с помощью которых удалось расшифровать новую технологию. Когда у профессора было свободное время, он сам шил себе одежду. Но более всего ему нравилось изготавливать чемоданы. Часто Менделеева называют изобретателем водки и самогонного аппарата. Но это просто ничем не обоснованная легенда.
Его научный труд, докторская диссертация имела название «Рассуждение о соединении спирта с водою», где ученый занимался изучением вопроса уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В диссертации не удастся найти ни единого слова о водке. Что касается стандарта в 40 градусов, он был установлен в нашем отечестве в далеком 1843 году, когда знаменитый химик ходил в начальные классы гимназии. Еще одна знаменитая легенда о том, что свою систему химических элементов ученый увидел во сне, тоже является мистификацией.
Эту красивую сказку придумал сам профессор. Идея о вещем сне пришла ученому в голову, когда ему наскучило давать подробный ответ на один и тот же вопрос обывателей. Личная жизнь Жизненный путь Менделеева не всегда был усыпан розами, ему приходилось испытывать настоящие страдания. В молодости он долго ухаживал за избалованной барышней.
С Софьей ученый был знаком с раннего детства, и она отвечала ему взаимностью. Молодые люди были помолвлены, но свадьба расстроилась из-за каприза невесты. Подготовка к торжеству шла полным ходом, как вдруг взбалмошной девице пришла в голову мысль, что от свадьбы нужно отказаться, поскольку ее жизнь и без того удалась. В самый последний момент она отказалась идти под венец.
Дмитрий Менделеев и Феозва Лещева Разрыв с невестой для молодого ученого был очень болезненным. Он сумел забыть девушку только во время поездки за границу. Преподавательская работа и участие верных друзей окончательно привели его душевное состояние в норму. Через некоторое время Дмитрий вспомнил о своей старой знакомой, Феозвой Никитичне Лещевой.
Барышня была старше своего избранника на восемь лет, но этот факт не стал помехой для женитьбы. Дмитрий Иванович не был влюблен в свою жену, но к детям был очень привязан. Он не мог уделять много времени сыну Володе и дочери Ольге, научная деятельность не позволяла ему быть внимательным семьянином. Ученый не чувствовал себя счастливым человеком в этом браке, отношения с женой были достаточно прохладными.
И только на пятом десятке лет ученому удалось встретить любимую женщину. Однажды Анна Попова стала участницей молодежной «пятницы», которые ученый устраивал в своем доме. Она прекрасно играла на фортепиано, училась в консерватории, окончила Академию художеств. Интеллигентная и умная Анна напоминала ученому его незабвенную матушку.
Дмитрий женился на этой девушке, которая всегда умела поддержать его добрым словом в трудную минуту жизни. Дочь Дмитрия Менделеева Молодежные «пятницы» превратились в литературно-художественные «среды». Гостеприимный дом Менделеевых с удовольствием посещали знаменитые художники и ученые, среди которых был Репин , Куинджи , Крамской , Шишкин , Бекетов, другие известные люди. В этом браке родилось четверо детей, два сына и две дочери.
Старшая дочь, Любовь, стала супругой Александра Блока. Причина смерти В феврале 1907 года профессор скончался от паралича сердца, вызванного воспалением легких. Могила Дмитрия Менделеева Тело величайшего россиянина покоится на Волковском кладбище северной столицы.
Он был химиком, физиком, геологом, нефтяником, метеорологом, экономистом, демографом, воздухоплавателем, и в каждой из этих сфер проявил себя как выдающийся учёный и практик. Менделеев не был кабинетным учёным, сидящим в петербургской «башне из слоновой кости» и если куда и выезжающим, то в «благословенную Европу». Недаром в советское время Менделеевские съезды, собирающие лучшие научные силы в области химии, проводились не только в Москве и Ленинграде, но и в столицах союзных республик — Ташкенте, Алма-Ате, Баку, Минске, да и сейчас проводятся в таких городах, как Казань, Волгоград, Екатеринбург. В рамках статьи мы не ставим задачу охарактеризовать все его сферы деятельности. Её цель другая — показать значение Менделеева как одной из центральных фигур в истории русской мысли, причём фигуры, которую нельзя отнести к определённому «лагерю», будь то «левые» или «правые», «материалисты» или «идеалисты». Именно сейчас, когда машина манипуляций работает на полную мощность, противопоставляя русских патриотов по второстепенным «линиям разлома», самое время вспомнить Менделеева и его наследие. Родился Дмитрий Иванович, что символично, в день 110-летия Российской Академии Наук в которую он так и не был избран , 8 февраля 1834 года, в Тобольске.
Предки Менделеева — выходцы из духовенства Тверской губернии, а сама эта фамилия — семинарского происхождения. Из четырёх сыновей священника Павла Соколова только один сохранил фамилию отца, а остальные стали Покровским, Тихомандрицким и Менделеевым — в честь местного помещика Менделеева. Иван Павлович Менделеев 1783-1847 , окончив Тверскую духовную семинарию, в 1804 г. Здесь он женился на Марии Дмитриевне Корнильевой, представительнице просвещённого сибирского купеческого рода кстати, ещё в 1789 г. Позже Иван Павлович с семьёй был переведён в Тамбов, затем Саратов, занимал крупные посты в сфере образования, однако из-за служебных неприятностей в 1827 г. Из-за болезни отца заботы о семье вскоре легли в основном на плечи матери. Она стала управлять по доверенности Аремзянским стекольным заводом, находившимся недалеко от Тобольска и принадлежавшим её брату. Дмитрий учился в Тобольской гимназии, после окончания которой 1849 отправился с матерью и сестрой в Москву. Однако поступить в Московский университет он не мог, поскольку Тобольск относился к другому университетскому округу — Казанскому. В незнакомую Казань семья ехать не захотела, предпочтя переезд в столичный Петербург, где Дмитрий как и его отец поступил в Главный педагогический институт.
Интересы Менделеева в студенческую пору были крайне разнообразны, он преуспевал как по естественнонаучным, так и по гуманитарным предметам. Среди его сочинений того времени — «Описание Тобольска в историческом отношении», «О влиянии теплоты на распространение животных», «О телесном воспитании детей», «О школьном образовании в Китае». Такая широта интересов была характерна для него и в дальнейшем. После окончания института в 1855 г. Впрочем, выяснилось, что туберкулёза, как поначалу подозревали врачи, у него нет. И у Дмитрия Ивановича появились новые планы, вплоть до поездки в Китай для работы в астрономической обсерватории. Однако этим планам не суждено было сбыться, Менделеев вернулся в Петербург и стал преподавать в Санкт-Петербургском университете с 1857 г. Несколько раз он выезжал на стажировку за границу, в лучшие университеты и лаборатории Европы, а также в США. К концу 60-х годов, к моменту открытия периодического закона, он был одним из ведущих химиков России, автором ряда книг и учебных пособий, в 1868 г. Впрочем, в данной статье мы не будем касаться тем, связанных с химией, вынося их за скобки как основную и общеизвестную сторону деятельности Д.
Уйдя из университета после неоднократных конфликтов с высшим начальством, Менделеев продолжил практическую деятельность на государственном поприще. С 1890 г. А в 1893 г. Дмитрий Иванович назначается управляющим Главной палатой мер и весов, внеся огромный вклад в упорядочивание русской метрологии. Вместо форсированного насаждения метрической системы он занялся приведением в порядок именно традиционной русской системы мер. Кстати, дело отца в этом учреждении уже в советское время продолжил сын Менделеева Иван Дмитриевич. А младший сын — Василий — стал преемником отца в сфере оборонной промышленности, создав накануне первой мировой войны модель сверхтяжёлого танка. Множеством нитей личность Менделеева — казалось бы, типичного представителя точной науки — связана с историей русской культуры. Ершов, автор гениальной, проникнутой русским космическим чувством сказки «Конёк-горбунок» в 1865 г. Менделеев помогал Ершову в переиздании его творения, став доверенным лицом поэта в Петербурге.
Старшая сестра Менделеева Ольга, в свою очередь, была замужем за декабристом Н. Другом Менделеева был А. Бородин — не только композитор, но и выдающийся химик. Работа Дмитрия Ивановича как химика проявилась и в разработке новых красок: в частности, его работами в этой области воспользовался ещё один его друг, художник А. Куинджи, с чем связан и необычайный эффект от его живописных работ. Менделеева и Ф. Петрушевского для изучения под их руководством свойств разных красок». Сам Менделеев выступил с интересными и философски значимыми рассуждениями о пейзаже в статье «Перед картиною А. Куинджи»: «Как естествознанию принадлежит в близком будущем ещё высшее развитие, так и пейзажной живописи — между предметами художества. Человек не потерян, как предмет изучения и художеств, но он является теперь не как владыка и микрокосм, а как единица в числе».
В 1893 г. Художницей была вторая жена Дмитрия Ивановича — Анна Ивановна Попова-Менделеева, от брака с которой, в частности, родилась Любовь Дмитриевна — будущая актриса, исследователь истории балета, «Прекрасная Дама», муза и жена Александра Блока. А старший сын Менделеева Владимир, в свою очередь, женился на дочери известного художника К. Лемоха — Варваре. Учёный проявлял большой интерес к русской народной культуре, в деревне записывал тексты народных песен сетуя на незнание нот, из-за чего он не мог записать мелодию и передать её кому-либо из друзей-музыкантов и пословицы, которые потом часто использовал в разговоре. Народен и язык его научных трудов и публицистики, для которого характерно большое количество эпитетов, сравнений. Публицистическая деятельность Менделеева в начале 1890-х годов привела его к мысли об издании собственной газеты, которую он хотел назвать «Подъём». Газета должна была носить литературно-политический характер, но этот вариант был забракован цензурой, давшей разрешение лишь на научно-промышленную газету. В итоге издание так и не вышло в свет. Ещё в 1865 г.
Менделеев приобрёл усадьбу Боблово в Клинском уезде Московской губернии, где проводил летние месяцы в течение последующих 40 лет. Боблово, по его словам, даже чем-то напомнило ему Сибирь. Изучив историю западноевропейского и российского земледелия, Менделеев пришёл к выводу, что западный опыт часто неприменим к нашим условиям из-за различия в климате и почвах. В России из-за более слабого развития животноводства ощущалась нехватка навоза в качестве удобрения и слабое содержание в нём минеральных веществ. Дмитрий Иванович в «Мыслях о развитии сельскохозяйственной промышленности» писал о важности преобразования человеком природы культурных растений. Он занялся этим и на практике — обустроил сельскохозяйственную опытную станцию и в экспериментальном порядке применял минеральные удобрения для достижения максимальной урожайности. После посещения Всемирной выставки 1867 г. Более того, он считал: «Впереди, но ещё не скоро, кажется, должно исчезнуть резкое различие между сельским хозяйством и остальными видами промышленности». Развитие промышленности влечёт за собой применение машин, удобрений, агротехники, что улучшает и саму жизнь деревни, создаёт изобилие продуктов питания и других изделий. Вступив в Вольное экономическое общество, Менделеев по его поручению в 1869 г.
Верещагиным братом художника. Кроме того, он разработал обширную программу сельскохозяйственных опытов, которая из-за нехватки средств и добровольцев не была в полной мере реализована. Лишь в 1930-х гг. Научный институт по удобрениям произвёл грандиозные «географические опыты» под руководством академика Д. Прянишникова, когда по единому плану 300 научных учреждений в течение 5 лет провели более 3800 полевых опытов. Учеником Менделеева стал основоположник почвоведения как науки В. В 1883 г. Менделеев решительно поддержал Докучаева при защите его диссертации «Русский чернозём», которая была создана по итогам путешествия по Южной России длиной 10 000 вёрст и стала абсолютно новым словом в науке о почве.
Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Также Д.
Менделеев является автором фундаментальных исследований по физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению, тесно связанных с потребностями экономического развития России. Организатор и первый директор Главной палаты мер и весов. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 г. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком. В 1841-1849 гг. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. В 1856 г. В 1859-1861 гг. Бородиным и И. Там он работал в своей небольшой домашней лаборатории, а также в лаборатории Р.
Бунзена в Гейдельбергском университете. В 1861 г.
Мужики в ужасе бросились бежать почему-то к деревне... Кое-кто лег на землю... Особенно бабы... Тому даже пришлось повисеть на стропах над бездной, потому что трос, регулирующий спуск водорода, запутался в них. Тем не менее Менделеев смог благополучно приземлиться в ста километрах от точки взлета, у села Спас-Угол, известного как родовое поместье Салтыковых-Щедриных. Человек меры В конце 1880-х ученый, специалист по теоретической механике и крупный биржевик Иван Вышнеградский стал министром финансов российского правительства и, когда речь зашла о разработке новой системы таможенных тарифов, привлек к этому делу старого институтского приятеля Менделеева, зная, что тот хорошо разбирается не только в химии, но и в политэкономии. С возрастом вопросы экономического развития России волновали автора периодического закона все больше.
Он изучал нефте- и угледобычу, ездил на месторождения в Баку и на шахты Донбасса. Эту деятельность ученый называл своей «третьей службой Родине». Менделеев не только принял активное участие в разработке тарифов, вступивших в силу в 1891-м, но и вслед за этим написал 500-страничный труд «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности в России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». Ученый говорил: «Какой я химик? Я политэконом. Что там «Основы химии»? Вот «Толковый тариф» — это другое дело». Эта работа соединяла в себе и исторический очерк, и попытку прогноза на ближайшее будущее, но прежде всего она обосновывала необходимость протекционистских мер для развития отечественной промышленности. По рекомендации следующего министра финансов, Сергея Витте, с которым Менделеев познакомился при работе в тарифной комиссии, ученый занял пост руководителя Депо образцовых мер и весов.
Существовавшее уже полвека ведомство пыталось навести порядок в области измерений, отсутствие которого рождало бесчисленные махинации в торговле, строительстве — да практически везде. С подачи Менделеева Депо переименовали в Главную палату мер и весов, и в ней началась разработка точных эталонов. Но его предложение о полном переходе на международную метрическую систему, с отменой всех древних аршинов и саженей, не встретило понимания у царя. Этот переход уже после смерти ученого осуществили большевики. Север и Урал Не слишком удачно закончилась и история участия Менделеева в полярной экспедиции, которую он разрабатывал вместе с вице-адмиралом Макаровым. Были планы пройти Северным морским путем на первом в мире ледоколе арктического класса «Ермак», который в 1898 году построила британская фирма «Армстронг». Страна Арсеньева: 150 лет знаменитому исследователю Дальнего Востока Научные приборы для судна Менделеев приобретал за рубежом через свою Палату мер и весов, а таможенную пошлину за них платил из своего кармана. Как всегда, он действовал крайне энергично, что в конце концов начало раздражать вице-адмирала. Макаров обнаружил, что у «Ермака» фактически не один командир, а два.
В итоге с Менделеевым они рассорились, и ледокол ушел без нашего героя. Дмитрий Иванович не сдался и спроектировал собственный ледокол. Его идею поддержал Витте, а вот глава торгового флота великий князь Александр Михайлович, как уже было сказано, сотрудничать с «дерзким человеком» отказался. Не Север, так Урал: летом 1899-го неуемный 65-летний Менделеев возглавил Уральскую экспедицию, целью которой было определить меры по выведению местной горной промышленности из кризиса. О проблемах уральского региона ученый был осведомлен давно. Он изложил их в записке для совещания при Министерстве финансов, после чего получил от Департамента промышленности и торговли предложение возглавить Комиссию по изучению кризисного состояния уральской промышленности и экспедицию в этот регион. Ознакомившись с ситуацией на месте, Менделеев советовал передать всю металлургию Урала в ведение Минфина, разрушить монополию крупных собственников и стимулировать небольшие частные предприятия, основать Металлургический институт и профессиональные школы, построить четыре новые железнодорожные ветки. Их итогом стали книги «Заветные мысли» 1905 и «К познанию России» 1907. Он был не из тех патриотов, что воспевают свою отчизну, толком не зная, чем живет окружающий ее мир.
В одних только Франции и Германии он бывал больше 30 раз, регулярно посещал другие европейские страны. Изучая нефтедобычу, побывал и в США. Легкий на подъем, Менделеев объехал и всю Россию, разве что только на Дальнем Востоке не бывал. Во все проник. Не укрывается от него ничего.
Отцы и дети
- 110 лет со дня смерти ученого Дмитрия Ивановича Менделеева
- От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
- УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
- 20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева
Дмитрий Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января (8 февраля) 1834 г. и был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана. 13. Только 10% работ Менделеева были посвящены химии, остальные же посвящены геологии, метрологии, экономике и физике. По итогам 57-й Международной Менделеевской олимпиады школьников по химии в 2023 году российская сборная завоевала семь золотых медалей, две серебряные и одну бронзовую и. Значительные открытия Дмитрия Ивановича Менделеева, повлиявшие на развитие химической науки по всему миру, навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных.
Потомки Дмитрия Менделеева
Во имя отца, сына и C2H5OH. Тверские предки Менделеева были священниками | АиФ Тверь | В 1893 г. Витте назначил Менделеева управляющим Главной палаты мер и весов Министерства финансов, учрежденной по инициативе ученого. |
От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева | Словесный портрет Менделеева, написанный художником Яковом Минченковым, выглядит так: «Разговор вел простой, особого русского склада. |
Дмитрий Менделеев | Оригинал взят у odno_okno в Менделеев великий ученый и патриот Сегодня день памяти русского патриота и националиста Дмитрия Менделеева 20 января (2 февраля по новому. |
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева — РТ на русском | учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. |
Дмитрий Менделеев
В статье, размещенной в РИА Новости и перепечатанной потом в одном из дзенских каналов, даже день защиты диссертации Менделеева называют днём рождения русской водки! Например, бурный роман был у Дмитрия Ивановича Менделеева с некой Агнессой Фойгтман, немецкой провинциальной актрисулькой, женщиной огненного темперамента и змеиной хитрости. Описание Имени-отчества Дмитрий Иванович. Новости и статьи источника Газета Менделеевские новости Менделеевск Республика Татарстан.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И. Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием».
Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д.
Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе.
А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д. Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д.
Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России.
Приехав в немецкий городок Гейдельберг на стажировку, Дмитрий встретил актрису Агнессу. Она вскружила ему голову, но оказалась весьма ветреной натурой. Ученый несколько раз видел ее с другими мужчинами и, бывало, с ними дрался. Агнесса родила ему дочь, однако жить с Дмитрием вместе отказалась. Ученый же до совершеннолетия дочери выплачивал алименты. С этим своим ребенком он так ни разу и не увиделся.
Кстати, в Германии Менделеев познакомился с другим российским химиком - Александром Бородиным, позднее вошедшим в историю в качестве композитора, автора оперы «Князь Игорь». Жизнь в Европе оказалась трудной. Ученому пришлось докупать оборудование за свой счет: того, что имелось, было недостаточно для запланированных исследований. В Россию Менделеев вернулся весь в долгах. Расплатиться с ними ему удалось, лишь выиграв конкурс на лучший учебник по химии. За это ему вручили Демидовскую премию. Развод в обмен на зарплату Первой официальной женой Менделеева стала Феозва Лещева - падчерица писателя-сказочника Ершова.
Она была старше мужа на восемь лет. Химик женился без особой любви, хотя сестра его была уверена, что Физа - весьма подходящая партия. Но шли годы, и становилось понятно, что Физа и Дмитрий - люди совершенно разные. И у химика случилось новое увлечение - юная студентка Академии художеств Анна Попова. Отец Поповой, донской казак, был в ярости, узнав о романе дочери с женатым мужчиной, который старше ее на 26 лет. Взял с Менделеева слово прекратить ухаживания. А Менделеев тем временем...
Гениальность таблицы состоит в том, что элементы в ней расположены в порядке возрастания массы их атомов. Но главное, что именно по мере утяжеления атомов элементов «периодически» повторяются их некоторые свойства. И даже предсказал существование и свойства некоторых элементов, неизвестных науке на тот момент», — отметил Денис Байгозин. Другой миф, что Менделеев изобрел бензин. Но нефть научились перегонять еще в Месопотамии. Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны. При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ.
Физике Менделеев посвятил 22,9 процента трудов, такая же доля работ по промышленности, еще 8,6 процента трудов было посвящено экономике, по пять процентов географии и сельскому хозяйству. Дело в том, что Иван вместе с тремя своими братьями поступили в духовную семинарию, а особенность заключалась в том, что после ее окончания духовные наставники могли дать им другие фамилии. В итоге Соколовым остался только Тимофей. Старший брат стал Покровским в честь церковного прихода, младший оказался Тихомандрицким в честь села , а Иван Павлович получил фамилию Менделеев. Сам Дмитрий Иванович писал: «Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседский помещик Менделеев менял лошадей и скотину. Учитель по созвучию "мену делать" вписал и отца под фамилией Менделеев». Но это только одна из версий. Возможно, соседский помещик имел отношение к семье, и по другой версии он был крестным отцом Ивану Павловичу, что и сказалось при выборе фамилии. Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было.
Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя.
Портрет, 1878—1879 годы. Главархив Москвы Великий ученый также занимался вопросами сельского хозяйства и нефтяной промышленности. Дмитрий Менделеев — один из самых значимых ученых в мировой истории.
Разработанная им периодическая система химических элементов стала величайшим открытием XIX века и была признана фундаментальным законом мироздания. Сохранившиеся в Главархиве документы лишний раз подтверждают как авторитет, так и известность русского исследователя. В круг научных интересов ученого, кроме органической и физической химии, входили биология, теоретическое воздухоплавание и мореходство.
Менделеев Дмитрий
Портрет, 1878—1879 годы. Главархив Москвы Великий ученый также занимался вопросами сельского хозяйства и нефтяной промышленности. Дмитрий Менделеев — один из самых значимых ученых в мировой истории. Разработанная им периодическая система химических элементов стала величайшим открытием XIX века и была признана фундаментальным законом мироздания. Сохранившиеся в Главархиве документы лишний раз подтверждают как авторитет, так и известность русского исследователя. В круг научных интересов ученого, кроме органической и физической химии, входили биология, теоретическое воздухоплавание и мореходство.
Родители ее холили и лелеяли. Ее юность прошла в театральных студиях, потом она поступила в художественную академию, окончила университет, исторический факультет. Несколько раз была замужем. Причем все ее мужья были словно на подбор — богатые, благополучные красавцы. Жизнь дала трещину, когда внезапно скончался ее последний муж, он был профессором-географом. Тогда она в буквальном смысле слова осталась на улице. Вроде дети того профессора от первого брака попросту выгнали мачеху из дома.
Каким-то чудом ей удалось выбить себе комнатку-пенал в коммуналке. Дом, куда переехала Екатерина Дмитриевна, располагался на канале Грибоедова. Внешне это был роскошный дворец, с колоннами. Со временем первый этаж там оборудовали под какие-то сомнительные кафе с пирожками и тефтелями. Она часто приглашала меня в гости — ведь ни друзьями, ни подругами она в Ленинграде почему-то не обзавелась. В том доме ей досталась комната в коммуналке. Причем комната эта была частью зала, который разделили на две части.
Даже окно ей принадлежало не целиком, а только половина. Однажды зимой я обратил внимание, что в комнате сильно дует. Оказалось, что ей кто-то выбил стекло, а поставить новое ей было не на что. Екатерина Дмитриевна несколько лет попросту затыкала дыру подушками и одеялами. Но как бы худо ни приходилось этой женщине, она всегда тщательно готовилась к моему приезду: на последние деньги покупала тортик, баранки, фрукты... Ей было немного стыдно за ту нищенскую обстановку, в которой она вынуждена была коротать свои дни. Однажды она мне сказала: «У меня есть одна просьба к нашему правительству — пусть мне выделят персональную пенсию.
Я уже даже не прошу мне вернуть ценные вещи деда, пусть они останутся государству». Мои коллеги по университету хлопотали по ее просьбе, но пенсию Екатерине Дмитриевне так и не повысили. Порой ей не на что было купить хлеб. А еще она много курила. Казалось, что сигареты и кофе заменяли ей завтрак-обед-ужин. Этих денег ей катастрофически не хватало, поэтому она была вынуждена устроиться на работу в Кунсткамеру научно-техническим работником. В ее обязанности входило ухаживать за музейными экспонатами, следить за состоянием раствора, в котором находились выставочные образцы.
Там ей тоже платили гроши. Но там ее тоже пришлось несладко. Вскоре жители интерната накатали на нее жалобу в Академию наук с просьбой переселить внучку Менделеева в другое место. Причину тоже указали, мол, «новенькая дама ведет себя как публичная женщина». Оказалось, что появление Екатерины Менделеевой вызвало бурную реакцию у местных мужчин, которые тут же побросали своих бабушек и принялись ухаживать за вновь прибывшей женщиной. Это была типичная женская зависть. К тому моменту Екатерине Дмитриевне перевалило за 60.
Фото из семейного архива — В итоге она перебралась в Москву? И тогда она обратилась ко мне с просьбой пристроить ее в московский дом престарелых. Всеми правдами и неправдами через ректора нашего института мы выбили ей место в приличном доме престарелых в Конькове. Там она и дожила свой век. Сейчас везде пишут, что Екатерина Дмитриевна умерла от рака. Да, ей определили такой диагноз. Но умерла она, как ее великий дед.
Простудилась где-то. Подхватила воспаление легких. Не смогла победить болезнь... Я даже не знаю, где находится прах с ее урной. Отпевали ее в Даниловском монастыре в Москве.
Основная статья: Периодический закон Д. Рукопись «Опыта системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». В результате этих размышлений 1 марта 17 февраля 1869 года был завершён самый первый целостный вариант Периодической системы химических элементов, который получил тогда название «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» [50] , в котором элементы были расставлены по девятнадцати горизонтальным рядам рядам сходных элементов, ставших прообразами групп современной системы и по шести вертикальным столбцам прообразам будущих периодов.
Эта дата знаменует собой открытие Менделеевым Периодического закона , но более верным считать эту дату началом открытия, поскольку требовалось его осмысление и затем достижение формулировки. Согласно окончательной хронологии первых публикаций Таблицы Менделеева [51] , впервые Таблица была опубликована 26-27 марта 14-15 марта 1869 года в 1-м издании учебника Менделеева «Основы Химии» ч. И уже после этого, осознав во время двухнедельной поездки по провинции великое значение своего открытия, Менделеев по возвращении в Петербург заказал в середине марта в типографии «Общественная польза» отдельные листки с этой таблицей, которые были напечатаны 29 марта 17 марта 1869 года специально для рассылки «многим химикам». Позднее, уже в начале мая 1869 года «Опыт системы элементов» был напечатан с химическим обоснованием в программной статье Менделеева «Соотношение свойств с атомным весом элементов» [52] журнал Русского химического общества. Напечатанные листки достигли своей цели — в апреле 1869 года состоялась первая публикация Таблицы Менделеева в международной печати, согласно точной хронологии [51] , она вышла в свет 17 апреля 5 апреля 1869 года в лейпцигском «Журнале практической химии» [53] и стала достоянием мировой науки. В этой работе, датированной августом 1871 года, Менделеев приводит формулировку периодического закона, которая затем оставалась в силе на протяжении более сорока лет [54] : Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса [55]. Оригинальный текст нем. Отдельные учёные в ряде стран, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера.
Существенное различие этих систем заключается в том, что таблица Л. Мейера — это один из вариантов классификации известных к тому времени химических элементов; выявленная Д. Менделеевым периодичность — это система, которая дала понимание закономерности , позволившей определить место в ней элементов, неизвестных в то время, предсказать не только существование, но и дать их характеристики [13] [57]. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58]. Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д.
Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж. Ньюлендсу и Л. Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др.
В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д.
Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью.
Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д.
От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования.
В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д. Менделеева в качестве профессора Петербургского университета, он активно включился в экономическую жизнь России, переживавшей тогда промышленный подъем. Менделеева в сфере образования. В это время его работы приобретают явно выраженный комплексный и прогностичный характер. Ученый создает свои главные педагогические работы: «О народном просвещении» 1899 , «Экзамены» 1899 , «Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению» 1900 , «Общеобразовательные гимназии» 1901.
Публикует главы из «Заветных мыслей»: «Об образовании, преимущественно высшем» и «О подготовке учителей и профессоров» 1904. Пишет «Проект Училища наставников» 1906. Целостный анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания для вывода об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности проблем, рассматриваемых педагогическим мыслителем. Характерный факт: в 1900 году министр народного просвещения П. Ванновский предлагал Менделееву быть его заместителем, но ученый отказался. Педагогика «жизненного реализма» Начало ХХ века — время, связанное с выработкой Менделеевым собственной целостной и самобытной философии образования «жизненного реализма». Ключом к пониманию сущности, напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы педагогических идей и взглядов, может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным». Наполняя понятие педагогики «жизненного реализма» конкретным смыслом он писал в «Учении о промышленности»: «Для меня же лично, для светлого будущего России кажется важным препятствием только один недостаток — широкого современно-реального образования, развивающего понимание и обладание природой, разумность, умение и настойчивость в личной предприимчивости вместе с должным уважением как к трудолюбию и бережливости, так и к пытливости, к истории и силе науки».
Непрерывное образование как социальный лифт Дмитрий Иванович указывал, что образование не заканчивается в средней или высшей школе, оно продолжается «в процессе жизнедеятельности каждого человека». В «Заметке по вопросу о преобразовании гимназий» Менделеев отмечал: «Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности», то есть талантливые учащиеся низших училищ могут переходить со ступени на ступень вплоть до высших учебных заведений. Под непрерывностью образования Менделеев понимал возможность для талантливых выпускников низших училищ беспрепятственно переходить в высшие заведения. В данной связи он предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высшие учебные заведения — в каждом губернском центре. В последние годы научно-педагогического творчества Дмитрий Менделеев существенно обогатил свою трактовку понятия «непрерывность образования». Теперь эта категория включала в себя следующие принципы: соподчинение этапов образования, решение самостоятельных задач на каждом этапе, его самодостаточность, взаимосвязь всех типов образования — общего и университетского, профессионального и технического. Ключом к пониманию сущности напряженно разрабатываемой тогда Д. Менделеевым системы идей и взглядов может стать следующая формулировка им цели образования: «Основное направление русского образования должно быть доступным для всех сословий». Сегодня мы бы сказали, что образование, по его мысли, могло и должно было играть роль социального лифта, поднимая на поверхность наиболее талантливых детей.
Развитие всех способностей учащихся Дмитрий Иванович Менделеев определил значение каждой ступени образования, и эта трактовка отличалась от принятой в современной ему системе образования. Роль начального образования, по его мнению, состояла в том, чтобы «дать грамотность и основы нравственности», то есть то, что необходимо для освоения культуры и жизни в обществе. Содержание начального обучения должно было носить общеобразовательный характер, необходима связь школы с жизнью, с ее потребностями; не только обучение грамоте, счету, но и «приучение к труду, к умению жить в обществе». Развитие индивидуальности предполагало и иное содержание образования в средней школе, отличное от того, которое давало в то время классическая гимназия. Главная задача среднего образования — это развитие индивидуальных особенностей личности учеников, сознательного отношения к окружающему миру, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Здоровой педагогикой Менделеев называл ту, которая стремится развить в ученике все стороны и качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые. В данной связи ученым был высказан ряд новых положений об организации образовательного процесса в средней школе.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Но довольно скоро поняла, что ВУЗ живет по правилам, которые ей чужды. Лие важно бежать вперед, осваивать практические навыки, но, чтобы сдать экзамен, приходилось зазубривать вещи, не имеющие ничего общего с реальной жизнью и профессией. У нас была девочка, которая ночью готовилась к экзаменам стоя, потому что, если она садилась или ложилась, она засыпала. При этом она сдала только с шестого раза».
Университетские пары навевали тоску, Лия все больше уходила в общественную деятельность и подрабатывала. Затем наступила «точка невозврата», и девушка забрала документы сама, удивив решением преподавателей и однокурсников. Сидишь на улице и думаешь: «И что мне делать со своей жизнью?
Благо, я увидела вакансию преподавателя. Опыт у меня уже был, мне это занятие нравилось, и я откликнулась». Все перевернулось с ног на голову: Лия, практически одногодка со своими студентами, бросившая медицинский институт, сама стала преподавать химию в онлайн-школе.
В своей методике Лия отталкивалась «от противного» — противного ей академизма. Ее манера доступно рассказывать о сложном, энергичность привлекали новых учеников. Лия не считает, что идея высшего образования плоха сама по себе, просто этот вариант подходит не всем: «Я не пропагандирую: «Не поступайте в вуз, идите работать в стартапы и делайте бизнес».
Это очень странное решение, я против такого. Скорее, я транслирую, что мир более гибкий, и всегда можно свой выбор поменять». Поначалу Лия стеснялась отсутствия высшего образования.
Перед родителями учеников всегда тянуло оправдаться: «Нет, но я объясняю хорошо. Посмотрите, я вроде пользу приношу». Тогда еще не было очевидно, что через пару лет она сможет отвечать на неудобные вопросы: «Нет, но у нашей онлайн-школы больше всего 100-балльников по всей России».
Она самостоятельно изучала бизнес-процессы, составляла презентации. Вскоре желающих учиться было уже больше тысячи.
Он также занимался разработкой ледоколов для достижения Северного полюса, интересовался вопросами сельского хозяйства и нефтяной промышленности. В своей докторской диссертации «О соединении спирта с водою» Дмитрий Менделеев доказал, что идеальное содержание спирта в водке — 40 градусов. Все участники должны были платить взнос в размере 10 рублей. Новичков принимали в общество лишь по рекомендации трех действующих членов. К 1917 году количество участников Русского химического общества достигло 565 человек. Освещал деятельность организации и химические открытия журнал Русского химического общества.
Он также занимался разработкой ледоколов для достижения Северного полюса, интересовался вопросами сельского хозяйства и нефтяной промышленности. В своей докторской диссертации «О соединении спирта с водою» Дмитрий Менделеев доказал, что идеальное содержание спирта в водке — 40 градусов. Все участники должны были платить взнос в размере 10 рублей. Новичков принимали в общество лишь по рекомендации трех действующих членов.
К 1917 году количество участников Русского химического общества достигло 565 человек. Освещал деятельность организации и химические открытия журнал Русского химического общества.
Менделеева это единственный портал города Твери Ниже можно ознакомиться с порталом Конкурсы На нашем портале, Вы можете выбрать любой конкурс. Конкурсы доступны для всех: для детей и родителей, для воспитателей и педагогов, для дошкольников, школьников и студентов, для людей различных профессий и даже пенсионеров. Менделеевские чтения Менделеевские чтения — торжественный акт, ежегодные доклады по темам, затрагивающим все области химии и смежных с нею наук: физики, биологии и биохимии..
Героическая женщина
- Менделеев Дмитрий Иванович. Большая российская энциклопедия
- Менделеев: великий ученый, просветитель, изобретатель и почетный академик
- Судьба потомков Д. И. Менделеева в XX веке
- МенделеевФЕСТ. Российская национальная библиотека
Правда и ложь о Дмитрии Менделееве
В год 190-летия Дмитрия Ивановича Менделеева это показывает мощь отечественной научной школы, преемственность поколений ученых, сохранение лучших традиций в подготовке кадров. В статье, размещенной в РИА Новости и перепечатанной потом в одном из дзенских каналов, даже день защиты диссертации Менделеева называют днём рождения русской водки! Новости. Все. Менделеев. Группа Менделеевские Новости. Районная газета основана в 1935 году как орган райкома партии и райсовета депутатов трудящихся.
От ледоколов до периодической системы: Главархив — о достижениях Дмитрия Менделеева
Менделеев страстно интересовался всеми новинками техники. Он спроектировал стратостат для полетов в стратосферу первый такой аппарат построит Огюст Пикар и только спустя полвека и управляемый аэростат — прообраз дирижаблей. Мало того, Менделеев сам поднимался в воздух на воздушном шаре: сначала в 1878 году в Париже, а в 1887 году уже в России. В этот полет, предназначенный для изучения Солнца во время затмения, ученый отправился в одиночку — намокший шар не смог поднять второго человека. Менделеева привлек проект самолета Можайского. А со знаменитым адмиралом Макаровым он работал над конструкциями ледоколов. Дмитрий Иванович входил в комиссию по постройке легендарного ледокола «Ермак». Великий химик был и автором российского бездымного, пироколлодийного пороха. Порох Менделеева превосходил по своим возможностям иностранный, мог применяться в снарядах любого калибра.
Существует легенда, что состав французского прототипа своего пороха Менделеев вычислил, подсчитывая вагоны с сырьем разного рода, поступающие на завод, и с готовой продукцией, отгружаемой оттуда. На самом деле ученому хватило двух граммов, презентованных ему французскими коллегами, чтобы определить состав французского бездымного пороха. Еще одна легенда об ученом — собственноручное изготовление им чемоданов и высокая оценка их профессионалами-чемоданщиками. Увы, но эта легенда подтверждается лишь одним историческим анекдотом. Но папки и коробки для бумаг Менделеев делал весьма хорошие. И картонная скамеечка из-под его рук сохранилась до наших времен. В холодную ночь 1920 года конторку, за которой Менделеев записал свое гениальное творение, сжег в печке поэт Александр Блок. Что связывало его с великим химиком?
Любовь с большой буквы, - Любовь Дмитриевна Менделеева, на которой был женат Блок.
Менделеева родилось четверо детей. Менделеев был тестем русского поэта Александра Блока, женатого на его дочери Любови. С 1876 г. Дмитрий Менделеев - член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 г.
В 1890 г. Менделеев будучи профессором Петербургского университета, ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества. Почти насильно оторванный от науки, Дмитрий Менделеев посвящает все свои силы практическим задачам. При его участии, в 1890 г. В 1891 году Морское и военное министерство поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и он после заграничной командировки в 1892 г.
Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. С 1891 г. Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза-Ефрона, в качестве редактора химико-технического и фабрично-заводского отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900-1902 гг. Дмитрий Менделеев редактирует «Библиотеку промышленности» изд.
В 1880 он выдвигался в академики, но, несмотря на выдающиеся научные достижения, избран не был. День, когда провалили его кандидатуру, называли «днем позора Петербургской Академии наук». В 1887 году Менделеев совершил рискованный полет на воздушном шаре для наблюдений за солнечным затмением. За этот научный подвиг ему была вручена медаль Академии аэростатической метеорологии. В 1889 он стал первым отечественным служителем науки, получившим приглашение на конференцию «Фарадеевские чтения».
Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева В 1890 году ученый, как обладатель высоких гражданских качеств, подал в отставку, протестуя против ущемления прав студентов, и сосредоточился на решении проблем в промышленности и народном хозяйстве. В частности, по поручению Морского и Военного ведомств он с увлечением взялся за разработку пироколлодийного пороха для артиллерийских снарядов и блестяще справился с задачей, посетив немало западноевропейских профильных предприятий, вносил предложения при разработке таможенных правил, стал создателем ряда частей «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона. В 1899 учёный инициировал проведение и возглавил Уральскую экспедицию с целью преодоления отсталости экономики и промышленности края, спустя год в качестве вице-президента Международного жюри участвовал во Всемирной выставке в Париже. Личная жизнь Дмитрия Менделеева Свою первую любовь, дочь тобольского аптекаря Соню, Дмитрий встретил в 14 лет. На уроке танцев его поставили с ней в пару, но он отказался танцевать с 9-летней партнершей.
Следующая их встреча произошла в Петербурге спустя 8 лет, и в этот раз Дмитрий безоглядно влюбился. Однако накануне свадьбы, когда они уже были помолвлены и все поздравляли счастливого жениха, красавица призналась отцу, что на венчании в церкви скажет «нет», о чем с сожалением было сообщено несостоявшемуся зятю. Молодой человек тяжело пережил расставание с возлюбленной — 3 дня не выходил из дому, отказывался от еды. Дмитрий Менделеев и Феозова Лещева В тот же период произошло его знакомство с уроженкой его родного города Феозвой Лещевой, старшей его на 6 лет приемной дочерью поэта Петра Ершова, выпускницей Московского Екатерининского института. Девушка полюбила неординарного земляка, страдала из-за его сугубо дружеского к ней отношения и его увлечения Сонечкой.
Когда после разрыва с невестой Менделеев уехал в Германию, их с Феозвой дружба продолжилась по переписке. В Гейдельберге у Дмитрия случились романтические отношения с актрисой Агнессой Фойхтманн. Он впоследствии посылал ей деньги на родившегося ребенка, хотя и не был уверен в своем отцовстве.
В этот период Менделеев живо интересуется лекциями известного химика А. Написаны первые научные работы: "Анализ минералов ортит и пироксен", студенческая диссертация "Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу" 1855-1856 - Преподавание в первой Одесской гимназии, возвращение в Петербург, защита магистерской диссертации "Об удельных объёмах" 1857-1858 - Утверждение в звании доцента Петербургского университета.
Здесь Менделеев читает курсы теоретической и органической химии. Выходят его статьи о газовом топливе и о металлургии 1859 - Научная командировка в Германию. Менделеев организует в Гейдельберге собственную лабораторию, где производит ряд выдающихся исследований по физической химии в числе которых изучение сил сцепления и расширения жидкостей. Сделано открытие "температуры абсолютного кипения жидкостей", известной ныне под названием критической температуры 1860 - Менделеев принимает деятельное участие в первом международном съезде химиков в Карлсруэ 1861 - Возвращение в Петербург. Чтение лекций по органической химии в университете, преподавание во 2-м кадетском корпусе, в корпусе инженеров путей сообщения, в Военно-инженерном училище и в Военно-инженерной академии.