Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ.
Файзулла Ходжаев, патриот или предатель
Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате. Официально Ф. Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Файзулла Ходжаев Музей – великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века – разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Дом-музей. Файзулла Ходжаев Музей – великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века – разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Дом-музей.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
FU Ходжаев Файзулла Убайдуллаевич Ходжаев (узбек: Файзулла Убайдуллоевич Хо'джаев, Файзулла Убайдуллоевич Хўжаев; русский. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Её возглавляли Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев ([22]). Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий.
УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев
- Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
- В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.
- Fayzylla Hodjaev
- фотографии >>
- Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
- Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич - YouTube
Файзулла Ходжаев: силуэт историка
Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе.
Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши.
К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г.
Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C.
Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент.
В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У.
Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер.
Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С.
Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить... Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б.
В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики».
Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2].
Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г.
Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение.
Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г. Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39].
В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г.
Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев - представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша.
Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C.
Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г.
Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г.
Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г.
В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару.
Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф.
Суверенитет был утрачен. Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии.
Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР.
В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности.
С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы. Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф.
Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг.
Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона».
С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа.
Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение[ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества.
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов».
Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал.
Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34].
В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С.
Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить... Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением».
Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г.
Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев - представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г.
Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана.
Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г. В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг. В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен.
Для Ф. Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР. В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы.
Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф. Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона». С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности.
Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф.
В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве.
Файзулла Ходжаев: силуэт историка
Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее, отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во "фрондирующих интеллигентов".
Файзулла Ходжаев Родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии 1955 , режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве 1966. Работал специальным корреспондентом газет «Комсомольская правда», «Советская культура», журнала «Смена», был редактором, старшим редактором, начальником сценарного отдела, ассистентом режиссера студии «Узбекфильм», режиссером и сценаристом студии «Беларусьфильм».
Даже поговаривали, что богаче его мог быть только эмир Алимхан. Когда Файзулле исполнилось 11 лет, он вместе с отцом поехал в Россию и там приступил к учебе. В 1913 году он присоединился к движению джадидов «новаторов» и уже к 20 годам стал одним из лидеров партии молодых бухарских джадидов. В 1920 году он вступил в компартию и в рядах Красной армии под руководством Михаила Фрунзе участвовал в свержении с престола Алим-хана. Затем он был назначен председателем Совета народных назиров комиссаров , а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован. В 1938 году вместе с Николаем Бухариным, Алексеем Рыковым и другими высокопоставленными лицами был обвинен в троцкистском заговоре с целью свержения советского строя в Узбекистане и шпионаже в пользу Германии, Польши, Японии и Британии. Забвение, слава и снова забвение? Реабилитировали известного революционера в 1965 году. Позже на его родине - в городе Бухаре установили ему памятник, а отцовский дом на улице Токая в этом городе, напоминающий дворец шаха, отдали под дом-музей Файзуллы Ходжаева. В те же годы местный пединститут назвали его именем, в в 1970 году был издан трехтомник его сочинений. Однако несколько лет назад, по приказу президента Ислама Каримова, институт был переименован в честь Ахмада Дониша, а недавно и памятник Ходжаеву был снесен с центра Бухары. Узбекский историк Гога Хидаятов считает, что вряд ли все это можно назвать "возрождением исторической правды", наоборот, снос памятника - пренебрежение к тем, кто сыграл важную роль в становлении Узбекистана: «Файзулла Ходжаев был человеком, служившим на благо своего отечества. Он стоял у истоков решений, касающегося территориального деления региона. Он был политически очень грамотными был одним из редких людей, который мог сказать Сталину все то, что думает. Еще в 1922 году в Москве на одном из заседаний он прямо в лицо Сталину заявил, что СССР превратили в большую тюрьму, а Москву в опасное место, куда приезжающих либо убивают, либо сажают в тюрьму». Некоторые историки считают, что Сталин в 1937 году вспомнил об этом обвинении молодого бухарца. Как «Шараф Рашидов» превратился в «Сардобу» Камолиддин Рабимов, проживающий во Франции узбекский эксперт считает, что последние события, связанные с памятью Ходжаева, имеют идеологическую подоплеку — власти Узбекистана хотят внушить народу, что Узбекистан превратился в независимое гоударствао благодаря Исламу Каримову. По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить. Первая касается изменения названий улиц, городов и сел, носящих имена деятелей советского периода. Вторая — приуменьшение роли лиц, чья заслуга в истории могла бы больше заслуг президента Каримова. Были внесены изменения в учебники по истории. Переименованы сотни названий, скажем район имени Шарафа Рашидова сейчас называется Сардоба, Акмал Икрамовский район города Ташкента стал носить название Учтеппа.
В результате этого, определенное пересомысление в политическом сознании Файзуллы Ходжаева. Он начинает понимать, что советской власти не следует верить, и что ради порабощения Бухарской народной республики она пойдёт на любую подлость. Позже Файзулла Ходжаев об этих событиях горько писал: "... Большевикам было хорошо известно его недовольство советской политикой. Их целью было оторвать его от ближайших сподвижников в борьбе за независимость и подчинить его организаторские способности своим задачам. В те времена в Узбекистане не было местного политического деятеля, который по опыту работы и по международному авторитету равнялся Файзулле Ходжаеву. Его способности необходимо было использовать для окончательного установления большевистской власти в регионе. Поэтому, после национального размежевания в Средней Азии ему была предложена должность Председателя Совета Народных Комиссаров Узбекистана. Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению, согласился сотрудничать. Однако он надеялся, что при удачном стечении обстоятельств ему удастся повернуть Узбекистан в сторону настоящей политической и экономической независимости. Вскоре, сам же являясь председателем правительства республики, он стал одним из инициаторов создания "Комитета восемнадцати" и попытался повернуть республику на путь экономических реформ. На Ш съезде Компартии Узбекистана, в ноябре 1927, года Ф. Ходжаев был подвергнут строгой критике за поддержку джадидов и старых интеллигентов, попытке снижения налогов для предпринимателей и ремесленников и другой деятельности несовместимой с политикой советской власти в Узбекистане. Некоторые делегаты съезда даже поставили вопрос о его снятии со всех постов. Вскоре на VП съезде Компартии Узбекистана, его политические противники ещё более сплоченными рядами выступили против Файзуллы Ходжаева, и возложив на него тяжелые обвинения пытались ликвидировать его как политического деятеля.
15 комментариев
- Fayzylla Hodjaev
- Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
- Ранние годы
- Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России
- Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
- Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате. Файзулла Ходжаев, которого называли "Лениным узбеков", был маленьким, жилистым и полным энергии, несмотря на малярию, которая часто придавала его лицу зеленоватый оттенок.