Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. «Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. . Опубликовано 15.10.2019 автором Новости храма. FILE—— Rembrand’s painting «Danae» is shown on this 1985 file photo after it was attacked by a man who threw acid on the canvas and. Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!».
Тайны «Данаи» Рембрандта
По слухам, Тициан рисовал Данаю с куртизанка по прозвищу Ангел - любовницы кардинала. Картина оказалась настолько востребованной, что позже Тициан нарисовал еще четыре известных на версии, заменив купидона на старую кормилицу оберегающую девушку от Зевса. Рембрандт «Даная» Рембрант. Источник: wikipedia. В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки. Картина была приобретена Екатериной II в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона Луи Антуана. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и Тициана. Все детали, относящиеся к мифу, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчеркивается золотым цветом дождя.
В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».
Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669. Великий Рембрандт родился в семье состоятельного владельца мельницы в голландском городе Лейден. Он закончил Латинскую школу при местном университете, затем в 1620 году поступил в этот же университет. Но занятия мало увлекали юношу, мечтавшего стать художником.
Поэтому в 1621 году он уходит из универа и становится учеником местного живописца Якоба ван Сваненбюрха. В 1624-1625 годах совершенствовался под руководством Петера Ластмана в Амстердаме. В 1625 оду возвратился в родной Лейден, и открыл собственную мастерскую. В это время у Рембрандта появляется и свой ученик — известный впоследствии художник Херард Доу.
В это же время он пишет много портретов своих домочадцев — матери, отца и многочисленных сестёр, а также свои автопортреты. Уже в этот период художник уделяет особое внимание освещению и передачи духовных переживаний своих моделей. Молодой Рембрандт любит наряжать их в различные одежды, драпировать в красивые ткани, великолепно предавая их фактуру и цвет. Эта картина принесла ему признание и славу.
Однако, не смотря на славу, он одержим одной мыслью — усовершенствовать собственное мастерство. При этом Рембрандт теряет материально, но не оставляет своих поисков. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов, ученики. Но счастье — дама капризная fortuna non penis, in mano non recipi : в 1642 году Саския ушла в мир иной, оставив мужу четырёх детей, из которых до совершеннолетия дожил Титус.
Позже художник сошёлся с соблазнительной нянькой Титуса. Моральная подавленность и страсть к коллекционированию постепенно привели ван Рейна к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов заказчиков, увлекшихся тщательно прописанной светлой живописью. Живописец же, никогда не уступавший вкусам публики, интересовался контрастами света и тени, сосредотачивая свет в одной точке и оставляя остальные части полотна в полутени и тени.
Заказов становилось всё меньше и меньше. Его новая женщина, Хендрикье Стоффельс и сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли всё хуже и хуже.
В 1656 году Рембрандт обанкротился, и в течение следующих двух лет дом и имущество художника были проданы за долги. Не смотря ни на что, художник продолжал работать. В эти особенно тяжёлые годы он создаёт ряд замечательных работ, поражающие внутренним драматизмом. Величайший художник умер в крайней бедности.
Рембрандта спасла смесь осетрового клея и меда. Тем не менее, пострадало 27 процентов живописного слоя. Решалась судьба картины — оставить творение Рембрандта в поврежденном состоянии или восстановить — практически сделав копию. Государственная комиссия решила идти по пути, предложенному реставраторами Эрмитажа — освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая авторской живописи, тактично соединить поврежденные места. К сожалению, в XX веке это не единственный акт вандализма, связанный с произведениями высокого искусства в мировых музеях. В 1913 году психически нездоровый человек изрезал полотно «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковке. До сих пор исследователи изучают повреждения, нанесенные шедеврам.
В дни торжеств в Эрмитаже посмотрят два документальных фильма. Российские документалисты сняли фильм о великом ученом Николае Николаевиче Никулине, знатоке нидерландской живописи, который рядовым прошел всю войну и написал о ней книгу. Его труд стоит в одном ряду с томом «Подвиг Эрмитажа», повествующим о том, как музей возвращал людям память о ленинградской блокаде. И вторая лента итальянцев — «Эрмитаж. Сила искусства», в которой к зрителям обратится с экрана знаменитый актер Тони Сервилло. Среди выставок — экспозиции «Это сам Потемкин», к 280-летию государственного деятеля, ассирийские рельефы из Британского музея, Фрагменты римской скульптуры Виктории Кальватоне, найденные в Италии в XIX веке. Позднее статуя оказалась в Берлине, а после войны — в Эрмитаже, ее исследованием российские реставраторы занимались совместно с немецкими. Скульптуру много раз переделывали, в результате решено было оставить как есть — как памятник европейской реставрации античного искусства. Во многих музеях есть копии скульптуры. В Георгиевском зале открылась выставка к 250-летию учреждения Ордена Святого Георгия. О репутации Эрмитажа «В профессиональной среде у Эрмитажа хорошая репутация, — сказал Пиотровский, — и Роттердамский центр поставил нас в своем списке на 4-е место, между Лувром, музеями Ван Гога и Британским. А занялись в Европе подсчетом репутаций после того, как министр культуры Голландии заявил, что «музей — хобби для леваков». Социологи обиделись, и теперь мы знаем, что удерживать репутацию лучше всего наступательной открытостью».
ЗАГАДОЧНАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА КАРТИНЫ РЕМБРАНДТА "ДАНАЯ"
- "Даная" Рембрандта
- КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
- Даная (картина Рембрандта) — Википедия
- Ядовитая жидкость
- «Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
- Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта | Blog Fiesta
Курсы валюты:
- Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
- Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
- "Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.: sergeyurich — LiveJournal
- Как спасали "Данаю" Рембрандта, и что от нее осталось после реставрации
- Красавица Даная в живописи | Истограф
Многоликая Даная
Картина Рембрандта "Даная" на реставрации | РИА Новости Медиабанк | Конечно же это был шедевр Рембрандта «Даная», написанный по мотивам мифов Древней Греции. |
Оригинал, копия, подделка... | Наука и жизнь | Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. |
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. |
Telegram: Contact @golosmordora | Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. |
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Медиа «Трамплин» Омск | 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. |
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала | «Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год. |
Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT? | Символика, художественные особенности и место «Данаи» в творчестве Рембрандта: как переписывалась картина и что означают отдельные детали произведения. |
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания | Сегодня в Эрмитаже посетители могут любоваться Данаей Рембрандта. |
"Даная" Рембранта
Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта. Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним.
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
"Даная" Рембрандта вновь появилась перед посетителями Эрмитажа 14 октября 1997 г. На выставке, которая продлилась около года, были также представлены документы. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Документальный фильм рассказывает о покушении на картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже и об истории ее восстановления.
Побеждая кислоту. Секреты картины Рембрандта «Даная»
Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ. Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней.
Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца. Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх. В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии. Ещё один важный нюанс, который определил рентген, связан с отсутствием во второй версии картины покрывала, прикрывающего бедра Данаи. С его помощью Рембрандт как будто оберегал сокровенность своей жены, но с Диркс этого ему уже делать не хотелось. Изначально Рембрандт не планировал продавать «Данаю», она была дорога ему как память о потерянной любви.
Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно. В этом очень важное отличие уже первого варианта картины Рембрандта от работ на данную тему его предшественников и современников. Последующие годы принесли много потерь. Умерли трое детей, мать и сестра Рембрандта. В 1642 году не стало Саскии. Под впечатлением своих несчастий Рембрандт создает новый вариант картины, проникнутый трагическим осознанием кратковременности светлого и радостного в жизни. На картине запечатлен совсем иной момент в жизни Данаи. Она ждет Зевса - так внезапно и таинственно появившегося когда-то отца ее будущего ребенка. В соответствии с этим замыслом Рембрандт переделал картину, тщательно продумав каждую деталь нового варианта. При переработке своего произведения художник переместил служанку с левого края картины в центр. В первом варианте она следовала за золотым дождем. Сейчас у нее в руке большой пустой кошелек - она по-своему подготовилась к новому появлению Зевса. Она, как и ее хозяйка, постоянно настороже. Появился яркий солнечный луч, предшествовавший в прошлый раз золотому дождю, и она энергичным движением левой руки отодвигает драпировку, закрывающую кровать. О недавнем счастье Данаи символически напоминает и ряд других деталей. С внешней стороны кровати прикреплены в несколько рядов ниспадающие золотые блестки. В первой картине это были золотые дождинки, стекающие с кровати. Теперь они превращены в застывшие украшения. Многие исследователи, и в том числе Ю. Кузнецов, обращали внимание на некоторую тяжеловатость фигуры Данаи. В данной трактовке этому есть объяснение: Даная должна стать матерью. Весь облик Данаи свидетельствует о том, что она полна ожидания.
В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру. Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись. Уж не знаю, почему «Даная» не приживалась ни в одном доме. Но, с другой стороны, это хорошо. В итоге произведение попало в коллекции Пьера Кроза, у которого творение Рембрандта приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Полотно оказалось в России, а вскоре уже украшало Эрмитаж. Но судьба «Данаи» оказалась печальна. Ничем с виду не приметный субъект проследовал прямиком к творению Рембрандта, после чего вынул нож и несколько раз полоснул холст. Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец. А вандал вынул из кармана баночку с кислотой, которой облил шедевр. Говорят, что при это он громко крикнул: «Свободу Литве!
На губах её улыбка, одновременно невинная и чувственная. Повсюду мерцающие блики: на бархатной скатерти, на тяжёлых складках полога, на сброшенных на пол изящных туфельках, словно на них попали брызги золотого дождя. Именно отсутствие явных признаков последнего стало причиной сомнений не одного поколения искусствоведов. А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи. Неопровержимым доказательством оказались результаты рентгенологического исследования, согласно которым золотой дождь на полотне был. Известно, что для достижения эффекта завораживающего золотого сияния художник смешивал краски с измельчённым янтарём. О посещении Зевса свидетельствует присутствие на кровати декоративных орлиных голов. Эти мощные птицы традиционно считаются его символом. Рентген помог найти ответы и на многие другие загадки. Удалось установить, что первоначальный вариант был написан в соответствии с античным мифом. Взгляд узницы с обликом Саскии был обращён вверх, к тому месту, откуда падал дождь. Жест руки можно было охарактеризовать не как приветственный, но прощальный. По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой — он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной. От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго. Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна. | Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. |
Тайны «Данаи» Рембрандта | По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. |
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. Сегодня в Эрмитаже посетители могут любоваться Данаей Рембрандта. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх.