Что, по мнению Воланда, «испортило москвичей»? Получи верный ответ на вопрос Мнение Воланда о москвичах? мастер и маргарита. Однако Воланду удалось разглядеть в москвичах их светлую сторону, найти людей по-настоящему высоконравственных. Такой же делает вывод и Воланд о москвичах. Воланд москвичей испортил квартирный вопрос.
Что по мнению воланда испортило москвичей
Московские женщины, оказывается, непрочь носить красивую одежду, а не одинаковую униформу. Чудеса, демонстрируемые свитой Воланда, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество ответил 20 Окт, 18 от амирка Связанных вопросов не найдено Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
Но на мой взгляд, одна из ключевых тем романа - это раскаяние и прощение. Фриде каждый день подают платок, а прокуратор Иудеи сидит на луне со своим верным псом и постоянно чувствует головную боль и думает о том, что же он наделал. Я думаю, тут смысл в том, что самая большая жестокость - это постоянное напоминание о совершенном зле. Это же делает человека раскаявшимся. По сути Воланд ведь с Фридой не делает ничего плохого - никто не режет ее, не жарит на костре, но страдает она от этого платка неимоверное, потому что раскаялась. А образ Маргариты всепрощающий.
Она принимает темную сторону такой какая она есть и умеет прощать. Только с ней Мастер обретает покой, как и Фрида и Понтий Пилат. Это, по-моему, не так, реальный прототип был. Можно ли считать его мистическим? Что ж, этому человеку многие придавали мистические свойства и даже обожествляли. Я имею в виду Сталина, который сыграл очень важную роль в судьбе Булгакова. Но давайте по порядку. Прежде всего, обратим внимание на эпиграф: А что есть эпиграф?
Это краткое выражение самой важной мысли произведения. Но у Булгакова речь не идет об абстрактных философских категориях добра и зла, а о повседневной жизни, где добро и зло часто так перемешаны, что одно выдается за другое. Многие люди в ту эпоху считали Сталина воплощением абсолютного зла, но еще большее число людей видели в нем силу, "совершающую благо". Булгаков выражает обе тенденции, но больше склоняется к категории "блага": да, Воланд - демон, зло, но он наказывает карьеристов и жуликов, он раскрывает обман, он помогает Мастеру. Елена Сергеевна, не скрывая злорадства, писала в своем дневнике в самый разгар репрессий: Она не могла не понимать, куда они исчезают, но ведь это были те, кто притесняли Булгакова, и Сталин - Воланд - наказывает их. Сталин - это известно - читал «Мастера и Маргариту» и, конечно, узнал себя. Повидимому, ему понравился этот образ «зла, совершающего благо», поэтому, хотя о напечатании романа не могло быть и речи, но автора он приказал не трогать. Не хочется повторятся и как-либо описывать его.
Думаю, у каждого возникли свои собственные мысли на счет Воланда и его темной личности Но вот мне достаточно одной-единой фразы, которой он сам себя описывал, чтобы понять о нем многое: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо". Считаю, что более лучшего описания и не найти. В произведении они были сказаны Воландом. А кем был Воланд? Завуалированно "царь тьмы". Он проповедовал свою истину и верующий человек не пойдет по его пути и не будет его слова воспринимать, как руководство к жизни. Так вот, конкретно теперь о его словах поговорим! Да, Воланд учил именно гордыне, именно греху!
А чему может научить ещё сатана? Важно понимать, что все его слова нужно воспринимать наоборот. То есть просить! Грех гордыни трудно пояснить, он выражается, я сам буду, я сам смогу, они хуже меня, они против меня, они ненавидят меня и так далее. Ну, а я, к примеру, лучше! Меня всегда раздражали женщины,которые жалуются, что устают дома и муж им не помогает.
Каждому, кто ступает на путь самостоятельной жизни, приходится решать этот самый «квартирный вопрос». И вариантов здесь множество. Кому-то жильё покупают родители, менее счастливым приходится делить кров с папой, мамой, свёкром, свекровью, тестем, тёщей.
Ситуация усугубляется и тем, что уровень зарплат в Минусинске не позволяет даже мечтать о накоплениях, готовых превратиться в недвижимость. Тем не менее, обретя маломальскую экономическую независимость, молодежь по-разному выходит из положения. Наиболее простым способом отдельного проживания, без сомнения, является съём жилья в аренду. Людей, сдающих квартиры, можно найти как самостоятельно, так и прибегнув к услугам риэлторских агентств. На сегодняшний день такая жилплощадь обойдется от четырёх с половиной до шести тысяч рублей в месяц. Цена зависит от района, числа комнат и состояния квартиры. Немногим дешевле будет снять неблагоустроенную квартиру или дом. Неоспоримым минусом такого решения «квартирного вопроса» становится неопределённость: никто точно не скажет вам, как долго вы проживете в этой квартире. Она может понадобиться хозяевам, их родственникам, может немилосердно вырасти цена, и вы сами откажетесь от такого жилья.
И все, кто изначально снимали квартиру, рано или поздно задумываются о собственной недвижимости. Конечно, чтобы найти необходимую сумму на покупку квартиры или дома, можно продать что-то ненужное, как это советовал герой одного из мультфильмов. Но у подавляющего большинства молодых семей это ненужное попросту отсутствует, поэтому приходится принимать более радикальные меры. Например, взять ссуду в банке. И тут есть два варианта. Можно стать участником ипотечной программы, а можно попытаться получить обычный кредит на приобретение недвижимости. В первом случае, полноправным собственником купленного жилья вы становитесь после полного погашения кредита. Во втором случае купленная квартира не обременена обязательствами перед банком, но условия кредитования, как правило, жестче.
В романе "Мастер и Маргарита" Воланд, в образе дьявола, описывает, как в Москве люди стали зацикливаться на квартирах. Они стали считать, что счастье и статус в жизни зависят от наличия и условий проживания в квартире. Квартирный вопрос представлен в романе через историю Хлестакова, главного героя поэмы "Мертвые души" Николая Гоголя. Люди меряют свою значимость и общественное положение на основе количества и качества квартир, которые они владеют или арендуют.
Вопрос 5 из 5.
Уважительно Воланд отнёсся к Мастеру и Маргарите, которые показали ему, что есть ещё москвичи, неподкупные и готовые бороться за правду. Их он одарил долгожданным покоем. За тот небольшой промежуток времени, который Воланд и его свита провели в Москве, им удалось взбудоражить весь город. Пусть они изобличили лишь малую часть тех пороков, что кроются в людях, но это уже стало уроком для всех.
И мы, читатели этого романа, улыбаясь над проделками Фагота и Бегемота, телеграммами Лиходеева из Ялты и бегающим по Москве Бездомным, через смех осознаём свои недостатки. И задумываемся: «А не нужна ли такая «ревизия» и нам?
Этот вопрос описывает их расстрачивание энергии и ресурсов на достижение личных целей, игнорируя потребности и интересы других. Булгаков создает яркие образы москвичей, позволяя нам увидеть, как эгоцентричные стремления пережирают самих героев-граждан Москвы. Все эти амбиции и жажда власти на первый взгляд кажутся достойными и желанными, но в итоге они превращают жизнь москвичей в хаотическую игру, где важным становится только собственное процветание. Мнение Булгакова о москвичах, выраженное через Воланда и его демоническую команду, ярко демонстрирует особенности характера московских горожан.
Он ставит под сомнение жизненные ценности москвичей и заставляет задуматься над их реальными приоритетами и целями. В чем проблема Именно из-за этой проблемы москвичи становятся слепыми к общественным ценностям, утеряв здравый смысл и нравственные принципы. Воланд, в виде романтического искусителя, приходит в Москву исследовать эту проблему и показать людям истинное лицо их страстей и желаний. Мнению Воланда соответствует и фраза Мастера из произведения, который говорит, что «мысль нам дороже крыши над головой».
Это подчеркивает, что москвичи, зачарованные своими амбициями, готовы стать рабами своих желаний, лишь бы оправдать свои поступки и достичь успеха в глазах общества. Таким образом, вопрос, который испортил москвичей по мнению Булгакова, заключается в их неумеренных амбициях, которые лишают их нравственности и дарят иллюзию счастья и успеха. Эта проблема стала центральным мотивом произведения «Мастер и Маргарита», где Воланд выступает в качестве символического персонажа, открывающего людям их ошибки и иллюзии. Первопричины проблемы По мнению Михаила Булгакова, одним из главных вопросов, который испортил москвичей, был вопрос о верности Онегина.
В романе «Мастер и Маргарита» Воланд подчеркивает, что этот вопрос стал началом их моральной деградации и потери способности к размышлению.
К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей. Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ. Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам.
Фагот на вопрос Воланда, говорил ли он что- либо подобное, отвечает, что мессир никакого восхищения не выражал. В публике и за кулисами не- доумение, и артисты начинают показыватъ фокусы. Фагот играет с колодой карт, которая оказывается в итоге у одного из зрителей рядом с судебной повесткой в связи с неуплатой алиментов, что и сообщает публике Коровьев, Кто-то выкрикивает, что это обман и что зритель в сговоре с фокусником, но тут же находит у себя пачку купюр. Все хотят, чтобы с ними тоже сыграли в такую игру, и с потолка начинают падать деньги. Публика, не стесняясь, ловит их, некоторые ползают в проходе, кто-то при этом даже дает другому оплеуху. Бенгальский объясняет это «массовым гипнозом», уверяя, что деньги ненастоящие. Это очень не нравится публике. Фагот спрашивает у зрителей, что ему сделать с этим лгуном. Из зала послышалось: «Голову ему оторвать!
Однако зрителям жалко несчастного, а Воланд, глядя на публику, говорит, что люди в целом остаются такими, какими и были, иногда проявляют милосердие, москвичей только несколько испортил «квартирный вопрос». Бенгальский кричит, чтобы ему отдали голову, и его увозит скорая помощь. На сцене появляются роскошные витрины, и вот уже одна из дам, показывая, что ей совершенно безразлично мнение других, проходит на сцену. Возле нее суетятся кот, Фагот и рыжая девица со шрамом на шее. Дама выходит из-за витрин в новом наряде, необыкновенно похорошевшая, Коровьев просит ее принять в подарок духи.
Что по мнению воланда испортило москвичей а деньги б карты в удовольствия г квартирный вопрос
либо подобное, отвечает, что мессир никакого восхищения не выражал. Получи верный ответ на вопрос Мнение Воланда о москвичах? мастер и маргарита. 5 Что испортило москвичей, по мнению булгаковского Воланда? а) любовь к роскоши; б) атеизм. Михаил Булгаков, “Мастер и Маргарита” – Квартирный вопрос только испортил их. Однако Воланду удалось разглядеть в москвичах их светлую сторону, найти людей по-настоящему высоконравственных.
Сцена в варьете в романе «Мастер и Маргарита»
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал. В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники. Скоре его навестил Азазелло, который «перекинулся» сначала в «паскудного воробья», затем в сестру милосердия с «мужским ртом». В итоге профессор получил повреждение рассудка. Вопил профессор, вглядевшись в ее рот. Он был мужской, кривой, до ушей, с одним клыком.
Глаза у сестры были мертвые. Предприимчивый Алоизий Могарыч покупает у проводника штаны и возвращается в Москву, а через несколько месяцев занимает освободившийся пост финдиректора театра. Уплатив колоссальные деньги проводнику, Алоизий приобрел у него старую и засаленную пару штанов и из Вятки повернул обратно. Начинается перестрелка, но кот остается невредим и покидая «поле боя», опрокидывая примус. Квартиру охватывает пламя, и Воланд со своей свитой покидают квартиру.
Он мигом навел его на ближайшего к нему стоящего, но у того раньше, чем кот успел выстрелить, в руке полыхнуло огнем, и вместе с выстрелом из маузера кот шлепнулся вниз головой с каминной полки на пол, уронив браунинг и бросив примус. На комментарий швейцара, что у них все только за валюту, оба заявляют, что у них ее предостаточно. Они ведут себя неприлично. Кот на глазах у всех начинает нагло поедать с витрины продукты. Его товарищ разглагольствует на тему того, что несправедливо делить людей на тех, кто при валюте и тех, у кого ее нет, и отдавать лучшие товары иностранцам.
И вся-то цена этому мандарину три копейки. И вот они уж свистят, как соловьи весной в лесу, тревожат милицию, отрывают ее от дела. Кот Бегемот поджигает магазин и уходит вместе с Коровьевым. Очевидцы впоследствии будут твердить, что оба странных субъекта подлетели в воздух и лопнули, как мыльный пузырь. Затем парочка приходит к «дому Грибоедова».
Воланд утверждает, что москвичи стали эгоистичными, безжалостными и готовыми на все ради достижения своих целей. Он также отмечает, что москвичи часто игнорируют моральные принципы и не задумываются о последствиях своих поступков.
Булгаковский персонаж не столько творит зло, сколько обнаруживает его. Он читает человеческие мысли и, как рентгеновский аппарат, проявляет таящиеся в душах темные пятна распада. Несчастного Берлиоза, кроме случайности, губят гордыня и тотальное, циничное безверие «Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то, что дьявол существует!
Возле нее суетятся кот, Фагот и рыжая девица со шрамом на шее. Дама выходит из-за витрин в новом наряде, необыкновенно похорошевшая, Коровьев просит ее принять в подарок духи. После этого все женщины спешат на сцену, слышны реплики в адрес мужей, пыгающихся их удержать. Начинается свалка. Женщины переодеваются, хватая первое попавшееся. В этот момент голос из ложи требует, чтобы состоялось разоблачение фокусов.
Говорит Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии московских театров. В ответ Фагот разоблачает Семплеярова, выставляя на посмешище его самого, его дородную, богато одетую и полную достоинства супругу и молоденькую родственницу. Выясняется, что последняя находится в любовной связи с Семплеяровым, надеясь сделать артистическую карьеру. Однако тот имеет еще близкие отношения с актрисой по фамилии Покобатько. Прошлым вечером председатель находился именно у нее, в то время как супруга и родственница были уверены, что Аркадий Аполлонович на заседании комиссии. В ложе разыгрывается сцена: девушка бьет Семплеярова зонтиком по голове, кричит, что понимает, почему эта « бездарность» Покобатько получила роль; супруга называет родственницу негодяйкой.
Так происходит настоящее разоблачение. К ложе Семплеяровых спешит милиция, оркестр по прикааанию Коровьева играет какой-то ужасающий марш, слышны взрывы адского хохота.
Воланд не столько искушает людей, сколько с грустью и иронией наблюдает за ними, наказывая их за проступки. Чудеса, демонстрируемые свитой Воланда, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность, и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество. Знаменитая фраза Воланда о москвичах — «квартирный вопрос только испортил их» — это буквально вопль души Булгакова, который страдал от отсутствия нормального жилья, был одержим мечтой переселиться в хорошую квартиру (так и писал в дневнике. Чтобы обличить пороки москвичей, Воланд и его свита совершают «сеанс черной магии с разоблачением». По мнению Воланда, москвичей испортило их стремление к материальным благам, жадность, эгоизм, коррупция и безразличие к другим людям.
Вопрос 5 из 5.
Москвичи хорошие люди только квартирный вопрос их испортил? Москвичи хорошие люди только квартирный вопрос их испортил?. Аренда квартиры посуточно в Москве: квартирный вопрос. Как известно, москвичи люди неплохие, хотя их испортил квартирный вопрос. В свое время Булгаков испытал на себе все тяготы поиска.
Но его «квартирный вопрос» не испортил, как не испортил и его.
Просмотров: 299 «Квартирный вопрос испортил москвичей. Михаил Афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков. Великие слова. Цитата Михаила Афанасьевича Булгакова. Москвичи хорошие люди только квартирный вопрос их испортил?
Люди меряют свою значимость и общественное положение на основе количества и качества квартир, которые они владеют или арендуют. Этот вопрос приобрел особую актуальность в Советском Союзе, где квартиры были ограниченным ресурсом, и их получение или улучшение условий было сложным процессом.
Воланд считает, что такое отношение к жилищу исказило приоритеты москвичей. Они утратили способность видеть истинные ценности жизни и стали зацикливаться на материальном.
Стоит еще раз напомнить, что работа над романом завершалась в 1937-1938 годах. Сатирическое изображение действительности было в те годы делом более чем опасным. И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа, он, может быть, невольно, а может, и сознательно смягчил сатирические выпады против тех или иных явлений этой действительности. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился к этим условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков, бюрократов и очковтирателей. Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланд и его свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. Он не обращает людей во зло, а, скорее, наоборот, открывает зло в людях. В то же время Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других, преступающих нормы христианской морали.
Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча с Воландом и взяточнику Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумному охотнику за московской квартирой племянника, и руководителям Зрелищной комиссии, типичным бюрократам и бездельникам. Зато крайне суровые наказания выпадают тем, кто вроде бы ни за чем этим не замечен. О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можно выразить двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решать чью-то судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон, Булгаков сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял на себя право решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуация и с Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателям свои взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а просто следствия из сложившихся догм и установок.
Почему москвичей испортил «квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Он там устами Воланда прямо сказал, что москвичей испортил квартирный вопрос. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Но больше всего запоминаются слова мрачного Воланда, произнесенные в романе «Мастер и Маргарита» по отношению к москвичам, публике варьете: «Люди, как люди.
Образы москвичей в «Мастере и Маргарите» Булгакова
Воланд видит в москвичах некую духовную пустоту и отсутствие истинных ценностей, что, по его мнению, является причиной их испорченности. Что по мнению воланда испортило москвичей а деньги б карты в удовольствия г квартирный вопрос. Согласно мнению Воланда, один вопрос испортил москвичей по мнению Булгакова. Этот вопрос стал ключевым фактором, приведшим к разрушительным последствиям в жизни города. Что «испортило» москвичей по мнению Воланда в романе «Мастер и Маргарита»? Почему Воланд считал, что москвичей испортил «квартирный вопрос»?
В Мосгордуме процитировали слова Булгакова об испорченных москвичах
Мастер и Маргарита цитаты. Цитаты :Астер и Маргарита. Цитаты мастер и Маргарита Булгакова. Воланд Маргарита и его свита в фильме 2005 мастер и Маргарита.
Судьба героев романа мастер и Маргарита. Воланд из романа мастер и Маргарита. Профессор черной магии Воланд.
Булгаков мастер и Маргарита Воланд. Мастер и Маргарита презентация. Презентация по мастеру и Маргарите.
Олег Басилашвили мастер и Маргарита 2005. Воланд фильм 2005. Мастер и Маргарита Бортко 2005.
Мастер и Маргарита сериал Воланд и его свита. Воланд из мастера и Маргариты 2005. Мастер и Маргарита 2005 свита Воланда.
Мастер и Маргарита знак зодиака. Рюхин из романа мастер и Маргарита. Знаки зодиака героев романа мастер и Маргарита.
Гороскоп мастер и Маргарита. Мастер и Маргарита 2005 Воланд. Мастер и Маргарита Бегемот и Коровьев.
Воланд мастер и Маргарита фильм 2005. Мастер и Маргарита мастер иллюстрации. Булгаков мастер иллюстрация.
Булгаков мастер и Маргарита иллюстрации. Иллюстрация к роману м. Булгакова «мастер и Маргарита»..
Воланд мастер и Маргарита зло. Зло в романе мастер и Маргарита. Эпиграф мастер и Маргарита.
Мастер и Маргарита Воланд и Бегемот. Воланд Коровьев и кот Бегемот. Мессир Воланд мастер и Маргарита.
Цитата Воланда о добре и зле. Бегемот в романе мастер и Маргарита. Прототип кота бегемота в романе мастер и Маргарита.
Персонажи и прототипы в романе мастер и Маргарита. Прототипы героев романа мастер и Маргарита. Образ Воланда.
Образ Воланда в романе мастер и Маргарита. Мастер и Маргарита сюжет. Презентация Роман мастер и Маргарита.
Мастер и Маргарита сериал 2005 кот. Кот Бегемот мастер и Маргарита 2005. Мастер и Маргарита иллюстрации Sceith-а.
Мастер и Маргарита мастер арт. Маргарита Булгаков арт. Булгаков мастер и Маргарита арт.
Мастер и Маргарита образы Воланда и Иешуа. Описание Воланда. Мастер и Маргарита фразы и цитаты.
Мастер и Маргарита фразы. Невзоров Воланд. Воланд портрет.
Похождения свиты Воланда. Мастер и Маргарита иллюстрации к роману Воланд.
Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… — о москвичах Тот, кто ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.
Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер. Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Я — историк. Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Вы когда умрете? Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!
И жилищный вопрос в итоге испортил не только москвичей, если вспомнить Булгакова», — сказала Николаева. Однако депутат Мосгордумы подчеркнула, что поправки в законодательство должны быть всеобъемлющими и взвешенными, чтобы оно не стало камнем преткновения для других ситуаций. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» так написал о москвичах: «Люди как люди.
Почему Воланд в романе — не дьявол и с кого списали вампиршу Геллу Все знают, что Елена Сергеевна — непосредственный прототип Маргариты, а Мастера Булгаков списал с самого себя. Но чем он руководствовался, создавая других персонажей? Известно, что он был страстным любителем оперы. Дьявол для него ассоциировался прежде всего с Мефистофелем из оперы Шарля Гуно «Фауст». Естественно, он хорошо знал и шедевр Гете, на котором опера основана — именно оттуда взято имя Воланда Мефистофель во время Вальпургиевой ночи сам себя так называет: «Дворянин Воланд идет! В первых редакциях книги он был более «традиционным» демоном, искусителем и, кстати, носил имя Азазел, а персонаж из его свиты, к которому это имя перешло потом, звался Фиелло. Но постепенно образ становился все более сложным. Лосев писал: «Важно отметить, что Воланд творит расправы в «красном Ершалаиме» по согласованию с высшими силами света или по указанию : у Булгакова их расстановка строго регламентирована — «силы тьмы» жестко подчинены «силам света». В ранних вариантах романа он носил имя Вельяр Вельярович Воланд, потом — Теодор Воланд, потом Булгаков решил не давать ему первого имени вовсе. Воланд не столько искушает людей, сколько с грустью и иронией наблюдает за ними, наказывая их за проступки. Священник Александр Мень вообще отказывался видеть в нем сатану, он говорил: «Вот пришли некие гости из космоса, из духовного мира какая разница? Они в маскарадных костюмах, один — под Мефистофеля, другой — под кота, и они провоцируют нас, москвичей, и выявляют нашу пошлость. И даже Воланд, который выступает в маске дьявола, — какой он дьявол? У него нравственные понятия нормальные, он же не Варенуха, не Лиходеев — вот кто дьяволы-то, а он нормальный». Прототипом Коровьева-Фагота, как ни странно, может быть великий итальянский поэт Данте Алигьери. В финале книги, когда Коровьев снимает личину гаера и превращается в мрачнейшего рыцаря, Воланд говорит: «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал». В последней песне «Ада» использована строка из католического «Гимна кресту»: когда Вергилий и Данте подбираются к Люциферу, звучит фраза «Близятся знамена владыки», но к ним добавлено слово «ада». Возможно, именно эту «непочтительную» иронию по отношению к тексту, в котором Бог подменяется Дьяволом, Булгаков и имел в виду. Кот в музее им. Фото: Иван Вислов Имя Азазел упоминается в Талмуде, там так называют падшего ангела, «демона безводных мест». Что касается Бегемота, свое имя он получил, конечно, не в честь гиппопотамов, а в честь морского чудовища, которое, согласно иудейским апокрифам, жило рядом с садом, где обитали избранные и праведные. А еще так называли демона чревоугодия. Почему Булгаков сделал его котом? Скорее всего, в честь собственного кота Флюшки. Вторая жена писателя, Любовь Белозерская-Булгакова, вспоминала: «Принесенный мной с Арбата серый озорной котенок Флюшка у нас его украли, когда он сидел на форточке и дышал свежим воздухом , — это прототип веселого кота Бегемота. Никого не трогаю. Починяю примус…» Я так и вижу повадки Флюшки!
Булгаковская нечисть: кто есть кто в свите Воланда
Квартирный вопрос, что испортил москвичей, это, как видится, не совсем про рабочих и служащих, обитателей коммуналок написано. Воланд напомнил Берлиозу его атеистическую теорию, что «по отрезании головы жизнь прекращается», и напомнил всем, что по смерти «каждому будет дано по его вере». Что же по мнению самого Дьявола — Воланда — привело к этому?