Главная → Дополнительные страницы → Великая Отечественная война 1941-1945 годов → Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны. В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу.
2. Трудовой подвиг советского народа
Священные имена Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла Во время войны подвиги совершались не только. В настоящее время цель проекта – предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла. Важно понимать, что трудовые подвиги Великой Отечественной войны не менее важны, чем фронтовые, так как без тыла не было бы оружия. Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров. Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях.
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
Опознали ее только по остаткам обмундирования и по волосам. Похоронили 24-летнюю Татьяну Барамзину на станции Волма, а в 1963 году останки перенесли в братскую могилу в деревне Калита Смолевичского района Минской области. В Глазове и в Ижевске Татьяне Барамзиной установлены памятники. На здании Пермского педагогического института в память о Барамзиной установлена мемориальная доска. В 1941 году его назначили комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД. Батальон занял позиции у города Ирпень. При отступлении из Киева подразделение попало в окружение и было разбито 21 сентября при попытке прорыва у села Харковцы, в живых осталось шесть человек. А уже в декабре в Орловской области он объединил под своим командованием пять партизанских отрядов общей численностью 151 человек.
В октябре 1942 стал начальником штаба по руководству партизанским движением Житомирской области, был членом Житомирского областного комитета КП б У. Его партизанский отряд стал чуть ли не самым известным из всех. С марта 1942 года до апреля 1944 года командовал партизанским соединением, которое действовало в Сумской, Житомирской, Волынской, Ровенской и других областях Украины, а также Брянской и Орловской областях России и в южных районах Белоруссии. В Удмуртии именем Александра Сабурова названы две школы. Одна из них находится в Можге, а другая — в поселке Первомайском под Ижевском. Еще один памятник Герою стоит на Украине, в освобожденном им городе Овруч.
К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени. Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей. В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека. Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…». Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники. Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер. Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года. Завод выпускал аккумуляторы нескольких типов и модификаций. За годы войны завод изготовил для боевой техники более 400 тыс. Тюменскому аккумуляторному заводу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя горкома ВКП б и горисполкома, как победителю в социалистическом соревновании промышленных предприятий города Тюмени. Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР. Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53. Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года. Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С. Богданова и П. Мотоциклы, построенные в Тюмени, успешно использовались в подразделениях связи, в штабах полков и дивизий. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес. Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А. Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов. Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария. На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года.
Нередко им приходилось выполнять работу, традиционно считавшуюся мужской, ибо она требовала большой физической силы. Благодаря этому в 1943-1945 гг. С конца 1943 г. Танки, орудия и самолеты постоянно совершенствовались. Патриотизм тружеников тыла выражался также в их личной финансовой и материальной помощи стране и армии. В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, ценные вещи. За счет этих средств было построено и передано в действующую армию свыше 30,5 тыс. За годы Великой Отечественной войны в восточных районах СССР было построено и введено в строй 2250 крупных предприятий. Соседние файлы в предмете Великая Отечественная война.
После доклада о международном празднике трудящихся выступит кружок художественной самодеятельности. В тот же день учащиеся выступят с художественной самодеятельностью на вечере у своих шефов — работников горпромкомбината. Ханты-Мансийский Дом народов Севера готовится к культурному обслуживанию трудящихся. В фойе организована фотовыставка, посвященная Великой Отечественной войне. Кружки самодеятельности проводят последние репетиции. Для детей 2 мая будет утренник. Передовые люди горпромкомбината Подведены итоги Предмайского соревнования в горпромкомбинате. Молодой мастер-сапожник Сибирцев дает ежемесячно свыше 120 процентов плана. Работающая на ремонте весов Инна Ванштель ежедневно вырабатывает по полторы нормы. В пошивочном цехе отличные образцы труда показывают Босоргина, Купцова и Зименова, перекрывающие задание в два и более раза.
Трудом ковалась Победа
Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ | Ханты-Мансийск внес значительный вклад в достижение победы во время Великой Отечественной войны. |
Трудом ковалась Победа - презентация онлайн | Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла. |
Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу | «Вечерняя Москва» собрала рассказы о жизни и подвигах простых советских граждан в период Великой Отечественной войны. |
Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны | они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. |
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны | В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. |
Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
5 подвигов жителей Удмуртии во время Великой Отечественной войны | трудовые подвиги человека во время великой отечественной войны (1 человека). |
Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны | Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны 5 класс. |
«Подвиг трудовой был равен нашей славе боевой» - МК Челябинск | К 80-летию освобождения советских территорий и в честь подвига городов тыла в ходе Великой Отечественной войны РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустило мультимедийный проект "Освобождение. |
Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото | так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны. |
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Остаются воспоминания и рассказы. И эти воспоминания и рассказы должны стать гимном сегодня для подрастающего поколения. Из Мариинско-Посадского района на фронт ушли 10 095 человек, из них не вернулись 7722. Жителей мобилизовали не только на фронт, но и на специальное строительство: возведение оборонительных рубежей и строительство аэродромов. Так, на возведение Сурского рубежа из Марпосадского района развёрстка была следующая: 5600 пеших и 1700 конных. Масштабы мобилизации для строительства оборонительных рубежей были не менее колоссальны, чем на фронт. Всего было призвано более 170 тыс. По данным архивистов, вскоре выяснилось, что привлечь такое количество населения и лошадей, достать стройматериалы и инструменты почти невозможно, поэтому пришлось срочно организовать производство необходимого на месте.
Так, Чувашстройтресту было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, артелям — топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц. Началась добыча бутового камня в Марпосадском и Чебоксарском районах, массовая заготовка леса. Раз в неделю их могли отпустить домой. В сильные морозы земля так промерзала, что без лома там делать было нечего. В архивных документах отмечается, что морозы доходили до 40 градусов, в то время как участники строительства вспоминают, что доходило и до 45 градусов мороза, что «даже птицы падали оземь от холода». Варежки и рукавицы стирались быстро, изнашивалась обувь — опыт показал, что лучшая обувь — это лапти, на которые перешли многие участники строительства. Люди получали обморожения, заболевали, кто-то умирал, были и трагические случаи.
По воспоминаниям, однажды в ходе работ часть склона в Марпосадском районе обвалилась, и погибла девушка. Всего на территории муниципалитета установлено более 65 памятных мест. Справка о Марпосадском районе по данным Государственного архива современной истории Чувашии. В Марпосадском районе в первый месяц войны для отражения возможных воздушных атак при райсовете Осоавиахима была создана специальная постоянная команда из 150 человек в составе четырёх стрелковых групп и по одной противохимической защиты, связи, санитарной группы и наблюдательного поста, при сельсоветах — сельские постоянные команды, состоявшие из 60 человек. Как и в других районах, развернулась разноплановая масштабная работа по оказанию помощи Красной армии, продолжавшаяся на протяжении всего военного периода. Шла работа по сбору средств в фонд обороны страны, по оказанию помощи районам, освобожденным от немецких оккупантов. К примеру, в 1943 году колхозами Мариинско-Посадского района была проведена работа по заготовке и отгрузке картофеля Сталинграду.
Архивисты отмечают, что эвакуированным семьям и семьям военнослужащих помогали продовольствием и трудоустраивали, выдавали единовременные денежные выплаты и пособия. К примеру, за первые полгода военного периода по Мариинско-Посадскому району семьям красноармейцев было выплачено пособий на сумму 185 759 рублей, назначено пособий 979 семьям, также остро нуждающимся 18 мобилизованным семьям была оказана единовременная денежная помощь из средств районного бюджета на сумму 1275 рублей.
Стремление людей работать как можно лучше, произвести больше продукции для фронта привело в самом начале войны к зарождению движения двухсотников, передовиков труда, систематически перевыполнявших нормы в два раза. Его инициатором стал молодой московский токарь Ф. В июле 1941 г. Этот призыв подхватили многие. Далеко не последним побудительным мотивом перевыполнять норму выработки служили различные экономические стимулы.
Передовики производства получали повышенные продовольственные пайки, горячее питание на работе. Победителям соревнований выдавались премии. Им объявляли благодарности, награждали грамотами, медалями, орденами. Большой вклад в обеспечение фронта всем необходимым внесли советские женщины, заменившие на предприятиях сыновей, мужей, отцов, ушедших с оружием в руках защищать Отчизну.
Помимо этого, производство «тридцатьчетверки» стало вдвое дешевле. К 1944 году объем промышленного производства превысил довоенный. Только представьте - с 1941 по 1943 было произведено 60 тысяч танков, броневиков и самоходок! Благодаря трудовому подвигу советского народа удалось грамотно провести эвакуацию и перевести экономику на военные рельсы.
Книга создается в двух форматах — печатном и электронном. Цифровой вариант станет расширенной интерактивной версией, которую можно будет постоянно пополнять. В настоящее время сайт «Книги трудовой славы Костромской области создан и запущен в тестовом режиме. Сегодня ресурс представили на официальной презентации. Губернатор Сергей Ситников поблагодарил всех участников создания Книги трудовой славы за сбор материалов, которые стали свидетельством трудового подвига костромичей. Очень много различной информации за различные годы появлялось о трудовом подвиге костромичей, но, к сожалению, эта информация была во многом разрозненна. И создание единой Книги нужно было для того, чтобы не на отдельных фактах, исторических случаях, а в целом на деятельности и поведении людей того времени понять, что это было за время, насколько тяжело было людям достигать Победы в тылу. Это был тяжелейший труд.
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Главная страница Статьи Трудовой фронт Великой Отечественной. Эти уникальные материалы рассказывают о героическом труде наших родителей, дедушек и бабушек во время великой отечественной войны 1941-1945 гг. Перед оккупацией района немецко-румынскими войсками все документы о деятельности предприятий и организаций. Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Важно вспомнить о подвигах забайкаль-ских казаков во время Великой Отечествен-ной войны на основе конкретных примеров, поговорить о личностях, которые являются примерами мужества, патриотизма и геро-изма.
Ковали Победу
Хлопни, П. Маслов, Ф. Наштаянц заявили: «Мы защищаем священную землю страны Советов, ограждаем от варварского нашествия передовую науку, прогресс, свободу. Сегодня советские ученые идут плечом к плечу со всем народом…» [11]. Против фашистских варваров гневно выступали профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского института им. Сталина в Симферополе. Высказывая мысли и чувства всего коллектива института, профессор Торгуев заявил: «…Каждый из нас готов по первому призыву партии и правительства вступить в ряды Красной Армии. Но и находясь на своем посту, мы сейчас будем работать особенно самоотверженно и организованно, как этого требует переживаемый нами исторический момент.
Враг посмел нарушить спокойствие наших рубежей, и он понесет за это такое наказание, которое останется в веках, как яркое свидетельство несокрушимой мощи первого в мире социалистического государства. Наш народ уверен в Победе, и эту Победу мы завоюем» [3]. Эти слова оказались пророческими. В единый патриотический строй со всем советским народом встали с первых дней Великой Отечественной войны железнодорожники. Каждый из них самоотверженно трудился на своем посту. Один из лучших машинистов Витебского узла Белорусской железной дороги Колбек в ночь с 22 на 23 июня 1941 г. Паровозная бригада в составе машиниста Сорокина и его помощника Парых быстро и качественно формировала поезда.
Высокие образцы стахановского труда по формированию поездов показал машинист Колосов и его помощник Карнакова. Все выступающие заявили, что они будут работать лучше и тем самым окажут помощь нашей доблестной Красной Армии. Свои слова смена сдержала! Отличились бригадиры Иващенко и Козлов, которые, работая по-стахановски, каждый поезд формировали скоростным методом. Не отставали и грузчики. Хлеб и Победа — неразрывное целое во все времена. Советские колхозники уже с первых дней Великой Отечественной войны заявили о своей преданности Отечеству.
В принятой резолюции колхозниками колхоза «Новые Сурачи» на Витебщине говорилось: «В ответ на развязанную германскими фашистскими заправилами войну против страны Советов мы решили широко развернуть подготовку к уборочной компании и провести ее как никогда организованно. Ни одна фашистская гадина не будет топтать нашей священной земли. Наше дело правое — враг будет разбит» [2]. С высоким патриотическим подъемом на полях работали труженики колхоза им. Буденного Буденновского сельсовета Гомельской области. К середине июля 1941 г. Среди передовиков были 70-летний Григорий Кузьмич Гробок, который ежедневно скашивал от 0,5 до 0,55 гектаров, Герасим Григорьевич Федорович, ответственный за стогование сена.
Колхозники, которые работали под руководством Федоровича, постоянно перевыполняли нормы выработки. Колхозники колхоза «Победа» Холмецкого сельсовета Гомельской области в середине июля 1941 г. Было прополото 40 гектаров технических культур, закончена прополка овощей, широко развернулась уборка льна. Примеры стахановской работы показывали Федора Марковец, Маланья Марочковская, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Самоотверженно работали в этом колхозе Бенчук, Гарный, Кравченко и многие другие колхозники. Сельские труженики говорили: «Героические подвиги славных бойцов нашей родной Красной Армии вдохновляют нас на самоотверженный труд.
Но Зина ела как ни в чем не бывало, и не выдала себя.
Потом, испытывая страшную боль в животе, девочка еле добралась до дома бабушки, а та всю ночь отпаивала внучку травяными отварами и молочной сывороткой. Благодаря этому Зина выжила, но в деревне ей было оставаться опасно, и ее переправили в партизанский отряд. В 1944 году Зина Портнова была схвачена немцами. Она пыталась бежать, застрелив следователя тот неосторожно положил пистолет на стол , офицера и часового, но была ранена и жестоко избита. Больше месяца Зину пытали, пытаясь добиться информации о партизанах, а затем расстреляли. Ей оставался всего месяц до 18-летия. Леонид Голиков На счету этого ребенка-партизана 27 боевых операций и 78 убитых фашистов.
В августе 1942 года Леня Голиков совершил подвиг, за который позже получил звание Героя Советского Союза уже посмертно. Он бросил гранату в автомобиль очень важной немецкой персоны - генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца. В портфеле с документами фон Виртца были чертежи и описание новых немецких мин, инспекционные записи и другая важная информация военного характера. В 1943 году, прорываясь с боем из села, окруженного карателями, Голиков погиб. Ему было всего 16 лет. Там обосновался партизанский отряд, в котором состоял мальчик. Юркий и ловкий Володя мог легче, чем взрослые, пробираться по узким лазам каменоломни, и знал все тайные ходы и выходы.
Он подносил партизанам боезапасы во время боев, приносил в каменоломни еду и воду, и много раз ходил на разведку в Керчь. Благодаря Володе Дубинину партизаны вовремя узнали, что каменоломни собираются затопить, и благополучно выбрались. А когда Керчь была освобождена, мальчик показал заминированные подступы к каменоломням. Поседевшая от переживаний мама Дубинина успокоилась, считая, что самое страшное для сына уже позади. Однако в январе 1942 года Володя погиб, помогая саперам при разминировании. Ему было всего 14 лет. Борис Цариков Прибавив себе 1 год 15-летний подросток уговорил командира партизанского отряда взять его к себе.
В том возрасте, когда современные подростки вовсю играют в компьютерные игры, Борис пускал под откос эшелоны с немецкой техникой, и участвовал в боях с врагом. А в 1943 году Борис Цариков совершил подвиг, за который получил звание «герой Советского Союза».
В формированиях местной противовоздушной обороны участковые и объектовые команды, группы самозащиты состояло до 30 тысяч саратовцев. С 14 ноября 1941 г. Власов, П.
С началом войны Саратов и область стали одним из центров формирования частей и соединений Красной Армии. До конца 1942 г. Саратовская пристань являлась одной из баз Волжской военной флотилии, принимавшей участие в боевых действиях летом-осенью 1942 г. В Саратове дислоцировалось более 10 всего в области 32 различных военно-учебных заведений училища, школы, курсы , осуществивших подготовку нескольких десятков тысяч командных кадров. Только 1-е и 2-е танковые училища за военное время выпустили 11226, саратовские пехотные — около 4 тысяч, пограничное училище — свыше 5 тысяч офицеров.
В 1942-1944 гг. В период Сталинградской битвы июль 1942 — февраль 1943 гг. Он был включен в зону оперативного тыла Сталинградского, затем Донского фронтов, а железнодорожный узел города приобрел статус фронтовой распорядительной станции. Ввиду непосредственной близости к местам боев здесь размещались пункты переформирования войск, тыловые учреждения, склады снабжения и ремонтно-технические базы действующей армии. В общей сложности через область во второй половине 1942 — начале 1943 г.
В городе была развернута мощная сеть военных госпиталей. В 1942 и 1943 гг. В результате 25 крупных бомбардировочных налетов на город было сброшено 1131 фугасная и 5850 зажигательных авиабомб, возникло 250 пожаров и 416 загораний. Материальный ущерб от авианалетов составил 200 миллионов рублей для сравнения отпускная цена самолета-истребителя составляла 105 тыс. Жертвами фашистских бомбардировок среди гражданского населения в городе, как показывают подсчеты, стали около 480 человек убитыми и более 500 ранеными.
В небе над Саратовом было сбито 16 немецких самолетов. Оборонно-промышленный комплекс Саратова — на службе фронта Основу оборонно-промышленного комплекса Саратова составили производства, введенные в строй в годы первых советских пятилеток. В этот период были построено около 30 крупных заводов: комбайновый, тракторных деталей, щелочных и свинцовых аккумуляторов, станкостроительные, нефтеперерабатывающий и шарикоподшипниковый др. Реконструкции подвергся целый ряд старых металлообрабатывающих заводов: «Серп и молот», «Универсаль», им. Ленина бывший Гантке.
По данным органов статистического учета, количество рабочих, занятых в промышленности Саратова увеличилось за это время в 5 раз и составило около 68 тыс. Накануне Великой Отечественной войны 1937 г. Еще 8 других заводов города, обеспечивавших производство военной техники, вооружения и боеприпасов, также переводились в разряд военных с присвоением номеров по соответствующим военно-промышленным наркоматам. С началом войны абсолютное большинство предприятий Саратова были переведены на обслуживание непосредственных нужд армии и флота и производство военной продукции. Эвакуация оборудованияпочти 80 промышленных предприятий всего в область около 100 предприятий из западных и центральных районов страны завершило формирование оборонно-промышленного комплекса Саратова, функционировавшего в период Великой Отечественной войны.
Прием и ввод в действие эвакуированного оборудования около 6 тыс. Значительная часть оборудования была размещена на площадях однотипных саратовских заводов, расширяя их производственные мощности, а иногда и меняя их профиль. На территории ГПЗ-3 разместилась часть цехов 1-го Московского подшипникового завод, имевших более тысячи единиц оборудования. Харьковский завод «Серп и молот» 384 единиц оборудования обосновался на площадях аналогичного по названию местного завода Наркомата сельхозмашиностроения. Два крупных предприятия были созданы в городе-спутнике Энгельсе на базе брянского вагоностроительного завода им.
Урицкого и московского завода им. Всего в Саратове в годы Великой Отечественной войны действовало 35 крупных заводов с общим числом работающих свыше 60 тыс. Практически все предприятия города выпускали продукцию для фронта: боеприпасы, снаряды, мины, авиационные бомбы, пистолеты-пулеметы, противотанковые ружья, минометы, свинцовые и щелочные аккумуляторы, авиационные иартиллерийские приборы, шарикоподшипники, горючее, корпуса танков, самолеты, обмундирование, перевязочный материал, пищевые концентраты, предметы фронтового быта. Уже к 1943 г. В 1941-1945 гг.
В 1942 г. За обеспечение бесперебойной поставки продукции фронту завод в числе первых советских предприятий был награжден орденом Ленина Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1942 г. Во время бомбардировочных налетов в июне 1943 г. Однако завод был восстановлен менее чем за 80 дней и вышел на прежние производственные показатели. Большая часть заводов, выпускавших товары народного потребления были переделаны уже в начале 1941 года, под выпуск патронов, снарядов, мин и другой военной атрибутики, необходимой для фронта.
Фото из личного архива Вадима Летюшова. Сделаны в музее им. Орджоникидзе НКАП наряду выпуском электроприборов в конце 1941 г. Одним из флагманов саратовской промышленности являлся шарикоподшипниковый завод ГПЗ-3 директор В. Особое значение его продукция имела в первый год войны, когда два московских подшипниковых завода находились в процессе эвакуации, а ГПЗ-4 в городе Куйбышеве только налаживал производство.
По распоряжению Государственного Комитета Обороны подшипники, произведенные на саратовском заводе, незамедлительно отправлялись на танковые, авиационные и автомобильные заводы Поволжья и Урала всеми видами транспорта, включая самолеты гражданской авиации. В 1942-1943 гг. ГПЗ-3 неоднократно подвергался бомбардировкам противника. Впервые переходящее Красное знамя ГКО заводу было вручено в марте 1943 г. Впоследствии оно вручалось еще 6 раз.
За время войны завод выпустил почти 18 млн. Кирова директор Б. Майоров , осуществлявший выпуск высокооктанового авиационного бензина и толуола. О значимости его продукции говорит тот факт, что ГКО дважды принимал по нему специальные постановления. В общей сложности, несмотря на бомбардировки и разрушения 1942-1943 гг.
За вклад обеспечение фронта и тыла в больших объемах горючим крекинг-завод в 1985 г. А до этого все второе полугодие 1943 г. Важнейшее значение для авиационной, танковой и судостроительной промышленности имело производство двух саратовских аккумуляторных заводов. В конце 1941 г. Только в 1942 г.
В 1944 г.
Все это и многое другое говорит о том, что Казань достойна присвоения звания «Город трудовой доблести». А главное, что этого хотят и жители города, отметила парламентарий. В качестве примера она рассказала о том, в канун 8 Марта они с председателем Федерации профсоюзов Республики Татарстан Еленой Кузьмичевой встретились с женщинами, которые были награждены орденами и медалями за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. На эту встречу пришли 160 человек. Самой младшей было 89, а самой старшей — 97. Все они выразили желание, чтобы Казань получила этот статус.
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах
Заявление советского правительства! Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня ,22 июня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну! И каждый день уходило всё больше и больше мужчин. А как изменилась Дрезна! Мы учились в «синей школе», которая сгорела во время пожара Дрезны в мае 1943 года.
Один учебник — на четверых учеников. Вся Дрезна перерыта окопами, окна занавешены, чтобы не видно было ни огонька. В октябре-ноябре фашистские бомбардировщики сбрасывали авиабомбы на железную дорогу, до сих пор вдоль нее есть заросшие воронки. Когда раздавался сигнал тревоги, жители из ФУБР и Горбачихи с узлами бежали за среднюю школу и скрывались в мелколесье. Хлеб выдавали по карточкам, этого было мало.
На нас, детей, — по 300 граммов, рабочим — по 600. И больше — ничего. Мы искали хотя бы крошку хлеба. Мама работала на фабрике ткачихой по 12 часов в день и, уходя на смену, не каждый раз брала с собой кусок хлеба. Мы, двенадцати-тринадцатилетние девочки и мальчики, ездили за продуктами в Чувашию, на Украину.
Нас так и называли «мешочники»,» — вспоминает ветеран труда, Зинаида Павловна Понасенкова. Днем и ночью по несколько раз били тревогу,» — вспоминает Полина Ивановна Ершова. А из рассказов Адольфа Андреевича Кунайкина мы можем представить себе первые дни войны: «Помню первые дни войны. Провожали на фронт. К вокзалу идет группа мужчин с белыми и синими наспех сшитыми вещмешками.
По краям — плачущие женщины и дети, держащие за руку своих отцов. Не могу забыть первую бомбежку. И до нашего тыла докатился огонь войны. Самолеты с устрашающим воем один за другим пролетали в районе вокзала. Побежал к вокзалу смотреть — ведь мальчишка был, ничего не боялся.
Сначала с самолета посыпались листовки. Одну положил в карман, потом прочитал. Там немцы оповещали о своих «грандиозных» успехах на фронте. Потом полетели бомбы. Сначала было видно, как падает бомба, несколько секунд — ничего не видно.
А затем — взрыв. Когда самолеты улетели, то мы, мальчишки, побежали смотреть, куда упали бомбы. Около железнодорожного полотна увидели воронки диаметром пять метров. Вставай на смертный бой! Под музыку этого знаменитого гимна каждую неделю родные и близкие провожали на фронт отцов, братьев, сыновей и дочерей на защиту Родины от фашистских захватчиков.
Во всех цехах и отделах фабрики, жилых помещениях и других учреждениях города Дрезны организованы отряды местной противовоздушной обороны. Фашистскими самолетами сброшены первые бомбы на железную дорогу, станцию Дрезна, на деревню Савостьяново зажигательные бомбы. Враг был близко от Москвы. Во главе с партбюро организован партизанский отряд. Для эвакуации оборудования начался демонтаж автоматических ткацких станков в новом корпусе второй ткацкий цех.
На строительство оборонительных сооружений 360 тружеников фабрики направлены под город Серпухов, 500 человек под город Наро-Фоминск. В декабре 1941 года фашистские армии на подступах к Москве были разгромлены и отброшены. В сооружении оборонительных рубежей у г.
Это дало возможность потомкам самостоятельно восстанавливать боевой путь своих близких — участников Великой Отечественной войны. В 2015 году в ЦА МО РФ было оцифровано 19 млн записей из протоколов о вручении и корешков временных удостоверений к наградам. Благодаря этим данным были выявлены 500 тысяч наград, не врученных их владельцам в период Великой Отечественной войны. Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость. В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время. Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР.
За труд в годы ВОВ советским гражданам вручались такие награды: Медаль за доблестный труд во время войны. Ей награждено 16 млн человек. Ей наградили не только рабочих, но и университетских преподавателей. Эту награду могло получить и большее количество людей. Как правило, её не вручали тем, кто ушёл с предприятий на фронт и погиб там или был комиссован по ранению, а также труженикам тыла из числа депортированных. Медали за трудовую доблесть и трудовое отличие. Они появились ещё до войны и были вручены нескольким десяткам тысяч человек.
Дома тоже без дела не сидели. Деревенская молодёжь часто собиралась и обсуждала, как помочь фронту. Ходили по дворам и собирали шерсть, варежки, носки и табак. Из шерсти по вечерам вязали носки. Шили кисеты и наполняли их домашним табаком. Всё это укладывали в посылки. Когда собирались вместе, часто пели грустные песни. У нас была надежда, что если быстро все сделаем, то настанет победа, поэтому работали до изнеможения. К февралю все работы были завершены…» — рассказывала моя бабушка на каждый День Победы своим детям и внукам. Проходят годы. Все дальше от нас победный день 9 Мая 1945 года. Бабушки уже нет. Но каждый день мы помним, как нелегко было им, молодым и не очень молодым женщинам, выполнять тяжёлую мужскую работу. Война не сломила мою бабушку, наоборот, закалила ее характер, научила радоваться любой мелочи: первому дождю, улыбке ребенка, мирному небу над головой… Cap. На открытии обелиска в честь строителей Сурского рубежа в Марпосадском районе Наши прабабушки, взявшие на свои неокрепшие плечи непосильный груз военных работ и забот, — самая достойная часть российского народа. Это те люди, которые сражались, трудились в тылу врага… Хотели, чтобы их дети жили в будущем под мирным небом. Мы не имеем права забывать нашу историю, наших предков, мы должны быть благодарны им за их мужество и отвагу, за храбрость и доблесть! События, которые происходили в те грозные годы, были решающими для России. Я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Остаются воспоминания и рассказы. И эти воспоминания и рассказы должны стать гимном сегодня для подрастающего поколения. Из Мариинско-Посадского района на фронт ушли 10 095 человек, из них не вернулись 7722. Жителей мобилизовали не только на фронт, но и на специальное строительство: возведение оборонительных рубежей и строительство аэродромов. Так, на возведение Сурского рубежа из Марпосадского района развёрстка была следующая: 5600 пеших и 1700 конных.
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
Вместо этого направили на работу на завод-комбинат N 179 «Сибсельмаш«. За все годы войны работа железнодорожного транспорта была отлажена по минутам. Сейчас можно только удивляться, какая была дисциплина во всем! Питание было очень скудным. Обносились до предела. На заводе выдавали брезентовую обувь на деревянной подошве.
Не было даже трусов и носков. Со всем этим мы, мальчишки и девчонки, мирились, и никто из нас не возмущался, зная, что солдатам на фронте еще тяжелее». Несмотря на все трудности и бытовые неудобства, труженики тыла не просто работали, а перевыполняли в несколько раз нормы, устанавливали мировые рекорды, вносили рацпредложения, создавали фонд Победы. За себя и за товарища Уже в июле 1941 года по инициативе слесаря завода имени Чкалова И. Левякова развернулось движение под лозунгом: «Работать за себя и за ушедшего на фронт товарища».
К началу 1942 года в Новосибирске было 3800 двухсотников, выполнивших норму за себя и товарища.
Поездка была очень сложная. Вагоны-углярки были предназначены не для людей, а для перевоза угля. Они были очень холодные, не было туалета. Если поезд идёт надо было ждать, что он где-то остановится. За 2 зимних месяца, в Омск прибыло 3 эшелона из Ростова-на-Дону, 2 из Тулы и одна автоколонна, в которую входили боевые машины и автобусы. Когда стали приходить эшелоны с людьми и оборудованием, в городе стояли сорокоградусные морозы.
В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз. Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот. Тяжелораненый Иван Шурупов не покинул свой пост и привёл эшелон к месту назначения. Машинист депо Поворино Калдин однажды 18 суток подряд находился на паровозе. Водил поезда на головном армейском участке. Паровоз 20 раз подвергался бомбёжкам. Помощник машиниста был убит осколком, кочегар ранен. По локомотиву били прямой наводкой прорвавшиеся танки. Бригада машиниста депо Отрожка Юрина 8 суток жила в паровозе, без конца совершая рейсы с техникой к Воронежскому фронту и обратно — с ранеными. Когда у людей заканчивались силы, вспоминали, что на фронте ещё тяжелее, и работали дальше. В одной из поездок на перегоне Ададурово — Неткачево на поезд, который вёл машинист Егоров, спикировал фашистский самолёт, сбросив несколько бомб. С локомотива была сбита дымовая труба, выбиты стекла в кабине, осколками стекла ранены помощник и кочегар. С трудом доехали до станции Ададурово, сделав трубу из найденного металла, проследовали в Балашов. Машинист депо Балашов Баландин отмечал: «Нам приказали ехать на Калач. Приняли поезд с танками и повезли его. Не доезжая до Бутурлиновки остановились.
Они несут овощи для посылки: кто морковь, кто лук. Материалы по теме «Мы здесь больше не чужие» Как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда Посылали и другого рода посылки. Среди сотрудников проходила подписка на госзайм в размере месячного заработка и выше. Так им удалось собрать 42 тысячи рублей на постройку танковой колонны и 58 тысяч рублей на постройку самолета «За счастливое детство», за что красноярские детсады получили личную благодарность Сталина.
«Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. Трудовой подвиг дрезненцев в годы Великой Отечественной войны. Вспоминая героев Великой Отечественной войны, не стоит забывать и о тех, кто работал в тылу.