Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году. Санкт-Петербургский театр марионеток им. и — первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1919 году. Театр – это многогранное понятие, но чаще всего под ним подразумеваются вид искусства и место, где это искусство полноценно раскрывается.
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
Как повлияло развитие христианства на театр в Средние века и когда возник прототип современной коробки сцены. Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Начало начал или откуда появился театр. Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров. Новый театр, возникая в недрах МХАТа (большинство студийцев — выпускники Школы-студии МХАТ), естественно, связывает свою деятельность с основами искусства Художественного театра.
От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
Годом рождения театра считается 534 год до н.э. Конечно, представления и костюмированные празднества были и до этого, даже у древнейших людей, но театром их считать было нельзя. Дата основания: 1791 год Театр русской драмы появился в городе еще в XVIII веке, в 1791 году, когда город по приглашению властей приехал петербургский артист Василий Бобровский. Новости компаний. В этот театральный период возник Голливуд, который угрожал американскому театру.[114] Однако театр за это время не пришел в упадок, а фактически был известен и замечен во всем мире.[114] Теннесси Уильямс и Артур Миллер достигли всемирной известности в этот период. Первый церковный театр появился в России в формате «школьных» выступлений. Как и когда появился театр?
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Что в имени тебе моем?
- Всемирный день театра 2024 — традиции
- От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство | АиФ Санкт-Петербург
- Русский театральный первенец: история Александринского театра
- В Москве представили книгу об истории театральных афиш - Российская газета
- История Императорских театров
История театра древней Греции, Рима и средневековья
- История факта:
- Всемирный день театра 2024 — история праздника
- Первый театр в России — когда и где появился
- Всемирный день театра 2024 — традиции
- Первые упоминания
История Императорских театров
Но театр устоял, хотя в 1920 году и был переименован в «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания. В 1937 году театру было присвоено имя А. Во время Великой Отечественной войны театр работал в эвакуации в Новосибирске, на его сцене шли пьесы о войне; к осени 1944 года театр вернулся в Ленинград. Сцена театра помнит выступления выдающихся актеров — Волкова, Дмитриевского, Давыдова, Семеновой, Юрьева, Симонова, Черкасова и многих других. Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра мастеров», Александринский театр — знаменитая «Александринка» — и сегодня располагает одной из сильнейших актерских трупп России.
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах. Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей.
Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.
Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в XIX веке, когда и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала XX в. Балаган серьёзно изучался и театральными практиками Всеволод Мейерхольд , Александр Блок и др. Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено [1].
Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева , человека весьма образованного и принимавшего западную культуру, который первым и подал идею создания театра по образцу европейского русскому царю, искавшему различные увеселительные мероприятия. Артамон Сергеевич взялся за осуществление собственного предложения, повелев проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы [2] , что тот и исполнил с прилежным старанием. Пастор не только взялся за обучение новоявленных артистов — 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых собирал и уговаривал пойти в артисты в различных московских заведениях, но и сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфири , спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название « Артаксерксово действо », была написана на родном языке автора — немецком , однако решено было дать спектакль на русском языке. Для этого собрали всех «толмачей» из Посольского приказа, а текст пьесы разделили на несколько неравнозначных частей и отдали разным переводчикам. Когда всё произведение было переведено, оказалось, что целостности в тексте нет. Начало «Эсфири» было выписано очень тщательно, причём, силлабическим размером стиха , а в середине текста пьеса вдруг сваливалась на прозу. Возможно, далеко не все переводчики в совершенстве владели немецким языком, а потому текст передавали слишком приблизительно.
Но не исключено, что отдельные переводчики перекладывали пьесу так, чтобы максимально приблизить немецкий текст к российским реалиям. Как бы там ни было, сам автор не очень-то настаивал на том, чтобы всё было переведено досконально. В конце концов, какая разница, если пьесу «заказал» сам царь. У него был свой прицел: царю очень хотелось улучшить отношения с Персией , а именно об этой стране шла речь в пьесе [3]. Сначала представление предполагалось в личном доме одного из царских вельмож, однако дело потребовало серьезного подхода, и вскоре в подмосковной резиденции царя, в селе Преображенском было построено настоящее театральное помещение. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Представление длилось десять часов, но царь досмотрел всё до конца и остался очень доволен.
Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем» дословно — зрелищем. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесён в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась" [4]. Как рассказывает дальше в своей статье Юрий Москаленко [3] , «до нас дошли сведения даже о гонораре Иоганна Грегори. А кроме того, царь пожелал посмотреть в глаза актерам, и все они предстали перед очи государя…», а сам «драматург» взялся за написание нового драматургического произведения: Уже в следующем, 1673 году , окрыленный Грегори поставил второй спектакль. Он назывался «Комедия из книги Иудифь» или «Олоферново действо», где был уже другой, но все ещё библейский сюжет о еврейской женщине Юдифи, которая пробралась во вражеский стан и отрубила голову ассирийскому военачальнику Олоферну.
Справедливости ради следует сказать, что он её потерял ещё до того, как холодное лезвие коснулось кожи. Вот какими словами пытается соблазнить красавицу суровый полководец: «Не зрише ли, прекрасная богиня, яко сила красоты твоея мя уже отчасти преодолевает? Смотрю на тя, но уже и видети не могу. Хощу же говорити, но языком больши прорещи не могу. Хощу, хощу, но не могу же, не тако от вина, яко от силы красоты твоея низпадаю! Руководство придворным театром перешло к его помощнику Юрию Гивнеру , который за короткий период осуществил несколько постановок, в том числе спектакль на историческую тему «Темир-Аксаково действо». В конце 1675 года Гивнера сменил бывший преподаватель Киево-Братской коллегии Степан Чижинский, но его постановки уже не сопровождались прежним успехом. Окончательно театр закрылся со смертью царя Алексея Михайловича, случившейся 29 января 1676 года.
Крепостные театры П. Шереметев Явившись на первых порах забавой двора, крепостной театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Уже при Алексее Михайловиче боярин Матвеев устроил в своем доме театр вроде царского. Его примеру последовали боярин Милославский , получивший вследствие этого прозвание «потешного», кн. Одоевский и любимец царевны Софьи кн. Даже одна из приближенных боярынь царевны Софьи, Т. Арсеньева, устраивала у себя в доме театральные зрелища, на которых актёрами являлись её барские люди и барские барыни. В Петербурге уже во времена Елизаветы существовали театры в доме гр.
Ягужинского и гр. Петра Шереметева. Этот обычай богатых вельмож заводить у себя постоянные домашние театры сохранялся очень долго. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин уже в теремах царевны Софии. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву , бывшую крепостную актрису, ставшую графиней Шереметевой. Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских: композиторов Пьера Монсиньи, Андре Гретри , Никколо Пиччини , Джованни Паизиелло , Моцарта , а также литературные драмы французских классицистов Жан-Жак Руссо , Дени Дидро. Однако уже появлялись и русские авторы. Козловского , сочиненной на основе сюжета отечественной истории.
Гастрольные иностранные антрепризы Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой не только профессиональное мастерство — они становились источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития. В России актёрские труппы, как и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Итальянские, немецкие и французские труппы широко были распространены в XVII веке. Петр I уже сам приглашал «иноземщину», понимая значение просвещенных и культурных европейцев для развития России. Театральное дело при высочайшем дворе, заглохшее с кончиной Алексея Михайловича, было возобновлено Петром I. Прежде всего он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведён из царских хором на Красную площадь в то время доступ туда был открыт , где воздвигнута была особая «комедийная храмина». Пётр желал сделать театр выразителем своих побед, но его немецкие комедианты оказались для этого дела непригодными.
Директор Петровского театра Яган Куншт или, по другим написаниям — Иоганн Кунст затруднился выполнить заказанную Петром по случаю победы его «триумфальную» комедию, и Пётр должен был обратиться к Заиконоспасской академии, где процветала занесённая из Киева духовная драма и мистерия. Сплавский привез в Москву девять комедиантов под управлением Куншта» [6]. Иоганн Кунст стал первым антрепренёром русского театра. Иоганн Кунст прибыл в Москву с труппой из девяти человек, приглашенный устроить в Москве театральные представления. По контракту он обязывался «царскому величеству всеми вымыслами потехами угодить и к тому всегда доброму, готовому и должному быти»; за все это Кунст должен был получать по 5000 ефимков в год и из этой суммы сам обязан был удовлетворять своих служащих. Немедленно по прибытии Кунста начата была да Красной площади постройкой «театральная храмина», «а в ней театрум, и хоры, и лавки, и двери, и окна»; «внутри её потолок подбить и кровля покрыта, а снаружи обита тесом». По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши , а не из Германии.
В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске , где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский. После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны , страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II : дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления классических драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра. Примеру Петра I подражали и последующие царственные особы. Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга». Петербургское общество не довольствовалось одной итальянской оперой или немецкими комедиантами, выписанными из Лейпцига , а стало пробовать силы на русской комедии и хлопотало об устройстве постоянного театра во дворцовых покоях.
Помещение, приспособленное для этой цели, стало носить название «комедии» и находилось в «новом Зимнем Е.
Директор театра Сумароков, несмотря на регулярные обращения к власть имущим, был крайне упрямым и неуживчивым человеком. Всю жизнь он следовал высокоморальным принципам, а своей художественной целью видел воспитание в публике лучших качеств. Из-за этого Сумароков не умел находить компромисс в конфликтах, часто горячился и через 5 лет вынужден был покинуть руководство театра. Интересно, что изначально и мужские, и женские роли в театре исполняли мужчины, однако уже в 1757 году на сцене появились женщины. Актёры в классическом театре того времени играли в очень необычном для современного зрителя стиле: перед тем как проговорить фразу, её нужно было изобразить на лице. А озвучивать свои реплики следовало торжественным тоном, громко и напевно, желательно приняв при этом величественную позу.
Театроведение. История зарождения театра
История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты | История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век. |
Telegram: Contact @theatregwld | В XX веке театр продолжил свое развитие, появились новые экспериментальные направления и течения, такие как театр абсурда или постмодернизма. |
История театра. От истоков до сегодняшнего дня. | И только через 14 лет, после триумфа на сцене театра эстрады оперы «Морозко», в 1979 году у театра появилось собственное новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». |
день в истории | Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. |
От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
Когда появился первый театр? Это положило начало традиционному устройству греческих театров - полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово "театр" греческого происхождения и обозначает "место для обозрения". За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие очень величественно. Это было прообразом нынешней сцены.
Эти помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы. Греки мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время. В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н.
Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того, как римляне обратились в христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром был театр Фарнези в Парме, Италия.
Будущие актеры и театральные деятели также готовятся к праздничной дате. В этот день они проводят концертные программы, показывают фрагменты театральных постановок, устраивают конкурсы и представления. В учебных заведениях школьники и студенты ставят любительские спектакли, проводят тематические вечера. Часто в этот день проводятся различные фестивали, на которые съезжаются знаменитые театральные труппы. В Москве, например, проходит «Золотая маска», где в рамках фестивальной программы актеры со всех регионов страны представляют постановки в разных жанрах. В нашей стране есть и другие сложившиеся традиции праздника. Например, акция Театр. Go, с помощью которой можно купить билеты на театральные постановки с хорошей скидкой.
Также в торжественную дату в столице проходит общегородская акция «Ночь театров». Для зрителей устраивается ночное путешествие в святая святых театра. Они могут своими глазами увидеть, как создаются спектакли и что происходит за кулисами. Путешествие сопровождается многочисленными открытыми показами и актерскими мастер-классами. Помимо этого, каждый год в России проводят акцию «День театра». На официальной странице спецпроекта идут прямые трансляции премьерных спектаклей, лекций, экскурсий, концертов, онлайн-марафон-постановок ведущих российских театров. У зрителей есть возможность в онлайн-формате встретиться с любимыми актерами и заглянуть за театральные кулисы. На телевидении организовывают встречи и интервью с любимыми публикой театральными актерами, проводятся показы тематических передач, демонстрируются спектакли и концерты.
Подарки По случаю праздника принято дарить небольшие подарки и сюрпризы, отмечающие принадлежность виновника торжества к театральному искусству. Самым желаемым праздничным подарком будет театральная маска — символ и талисман всех служителей Мельпомены. Какие подарки можно подарить: медаль «Не зарывай талант в землю»; зеркало с обложкой журнала Forbes; именной режиссерский стульчик; сувенир-копию плитки с Голливудской аллеи звезд; бьюти-кейс для гримеров, актеров, визажистов ; театральный бинокль; подарочную книгу томик Шекспира, историю театра, биографию любимых режиссеров или актеров ; именную статуэтку «Оскар». Для любителей театра самым лучшим подарком станет билет на спектакли и премьеры. Тосты Служители театра — личности творческие, они будут рады необычным поздравлениям в стихотворном варианте или прозе. Лучше заранее подготовиться и самостоятельно сочинить небольшое послание, посвященное виновнику торжества. Праздничные тосты: «Раз жизнь называют игрой, а всех нас актерами, то желаю вам получить и сыграть ту роль в своей жизни, о которой вы мечтаете. За ваш яркий талант и лучшие жизненные роли!
Желаю успехов вам в нелегком и благородном труде и бурных аплодисментов! Пускай вам всегда сопутствует муза и сопровождают громкие овации! Роли любые пусть удаются, а жизненные роли всегда путь заканчиваются «хэппи-эндом!
Это был так называемый хор сатиров, песнопения носили ритуальный характер. Именно тут кроется ответ на вопрос, какой театр появился первым. Настоящий первый театр появился в древней Греции В середине пятого века афинским поэтом Феспидом было принято решение приставить к распевающим песни людям помощника-декламатора, вступавшего в переговоры с сатирами, объяснявшего их поведение, изображавшего персонажей древних сказаний. Некоторое время спустя количество гипокритов, участвовавших в хоре, увеличилось до трех. Так именовали театральных комментаторов, которые вели диалог на сцене. В античный период на сцене разыгрывались исключительно драматические и комедийные представления, имевшие исторический, мифологический или религиозный смысл.
Дени Дидро «Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист». Константин Станиславский «Поклоны — составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая «Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко «Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд «Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде «Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин «Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях».
Сара Бернар «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд Знаете ли вы, что? Одна из них —муза трагедии Мельпомена. Вторая — муза комедии Талия. В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей. Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров.
Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес. Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли. Решив в очередной раз развлечь зрителей, он подготовил пантомиму, которую играл с бутылкой в руке. Когда представление с шумом провалилось, словом «фиаско» с итальянского — «бутылка» стали называть актерские неудачи.
Открытие театра «Современник»
Это будет театр нашего поколения! Вы должны его создать во что бы то ни стало! Так появился «Современник» — тогда еще просто Студия молодых актеров. Своей сцены у него не было. Первые спектакли ставили на сцене школы-студии, позже — на сцене самого МХАТа, отыскав в советском трудовом кодексе лазейку: ведь работают же шабашники в колхозах, почему бы не стать такими шабашниками в театре, создавая по его заказу спектакли. Мхатовские светила молодых актеров не принимали. Формулировка мне очень понравилась, потому что она жестко соответствует жизненному содержанию. Михаил Кедров, который тогда был художественным руководителем МХАТа, начал приходить на репетиции и вторгаться в режиссуру Ефремова — так вышло, например, в 1959 году со спектаклем «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Молодым актерам, впрочем, удалось выпустить собственный спектакль, даже в двух редакциях — Олега Ефремова и Галины Волчек. Ефремов поощрял желание актеров ставить спектакли, но его ученица взялась за постановку не из-за режиссерских амбиций, а из желания выручить товарищей. Несколько актеров, в числе которых был Станислав Любшин, оказались на грани исключения из труппы — мало проявляли себя в течение сезона.
Было решено сделать свою версию «Пяти вечеров». Репетировать без режиссера сложно, и актеры попросили Волчек посмотреть, что у них получается. Стороннего наблюдателя из Гали не получилось. Мы начали подробно и скрупулезно анализировать пьесу и взаимоотношения героев. Этот Галин анализ, положенный на нашу психофизику, на ее пристальнейшее внимание к индивидуальности артиста, привел к тому, что мы практически сделали другой спектакль», — отмечал Станислав Любшин. Актеры остались в труппе, спектакль — в репертуаре, а в театре появился новый режиссер. А к 1960-м напряжение между МХАТом и «Современником» достигло апогея — из театра, в недрах которого появилась студия, ее выдавливали. Студийцы выпустили слишком острый спектакль по «Голому королю» Евгения Шварца. Пресса ругала спектакль за безыдейность, а зрители валили на него валом. Прошел слух, что неудобную постановку, а вместе с ней и весь театр собираются закрыть.
Тогда было принято отчаянное решение играть «Голого короля» каждый день до конца сезона на разных сценах. Я соскреб с носа гуммоз и залепил его в стенку. Но игра стоила свеч», — вспоминал Михаил Козаков. Что будет дальше, не знал никто. Последней каплей стал прием, устроенный Никитой Хрущевым для работников культуры. Из всех руководителей московских театров не пригласили только Олега Ефремова. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт, которым сопровождался прием. На нее была возложена важная функция: улучить момент, подойти к Хрущеву, объяснить ситуацию и попросить помочь. И вам надо много работать. Этой дамой оказалась Екатерина Алексеевна Фурцева, которая вскоре стала министром культуры», — рассказывала Нина Дорошина.
Оно располагалось на площади Маяковского между памятником поэту и входом в ресторан «Пекин», но до наших дней не сохранилось — в 1974 году было снесено. В 1965 году «Современник» получил статус театра, а не студии.
Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте.
Императорские театры: начало Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число». Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура.
Под её эгидой стали собираться уже существовавшие актёрские труппы и открываться новые «государевы» театры. Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств. Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов.
Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра. Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов.
Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра.
Труппа театра работала без выходных. Вместо отдыха артисты выступали в госпиталях, воинских частях, колхозах в разных районах области и на других значимых объектах. В военные годы режиссёры также активно ставили спектакли по произведениям Максима Горького.
С успехом шла пьеса «Мещане», а в 1942 года возглавивший художественное руководство Николай Покровский выпустил один из своих лучших спектаклей — «Варвары». А в следующем году режиссёр Всеволод Лермин выпустил в новой редакции спектакль «Враги». К 150-летию А. Грибоедова Н.
Покровский поставил бессмертную комедию «Горе от ума» и сам исполнил роль Чацкого в нескольких премьерных спектаклях. Премьера состоялась в середине мая, через несколько дней после победы над фашистами. Великая Отечественная война победоносно завершилась. Четыре военных сезона театр держался изо всех сил, продолжая сохранять традиции.
Позднесоветский период В послевоенное время театр сделал акцент на русской классической драматургии. Многое из показанного в предыдущие годы обрело новую трактовку. Ставились пьесы И. Тургенева, А.
Островского, А. Николай Покровский установил традицию — ежегодно выпускать спектакли по пьесам М. В 1943 году театру было присвоено имя Максима Горького, а в 1949 году театральный коллектив получил награду — орден Трудового Красного Знамени. С 1956 года режиссёром стал Меер Абрамович Гершт.
В 1968 году театру было присвоено звание «академический», а его постановки не раз удостаивались престижных премий. Среди творческих работников театра того времени — лауреаты почётных званий и наград Нижнего Новгорода, заслуженные и народные артисты России. Кроме того, в 1983-1985 гг. Фото: Дима Четыре Наше время Начиная с 1998 года, театр принимал участие во многих фестивалях, где постановки и задействованные в них актёры получили заслуженные награды.
С 2006 года труппа продолжила выезжать на гастроли. В 2011 году в Нижнем Новгороде был возобновлен Российский театральный фестиваль им. Максима Горького, который проходил здесь в 1958 , 1968, 1984 и 1993 годах. Сейчас директором театра является заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Н.
С 2004 по 2012 гг. В 2018 году были проведены строительные работы по обновлению фасада театра. Это первая масштабная реставрация фасада с 80-х годов XX века.
Они также должны носить маски на лице, представляющие эмоции: радость, страдание, страх. Сила и размах греческого театра делают его ориентиром для последующих поколений художников и по сей день. Чтобы узнать об этом, достаточно посмотреть одну из современных постановок Эсхила Орестеи - единственную трагическую трилогию, сохранившуюся до наших дней, и до сих пор видящую глубину ее восторга. Как развивался театр? Наследие греческого театра оказалось чрезвычайно вдохновляющим для римлян, которые адаптировали многие решения своих предшественников к своим потребностям. Однако в Древнем Риме в первую очередь прижилась комедия; такие авторы, как Плавт и Терентий, были известны этим. В средние века театральные постановки были посвящены почти исключительно религиозной тематике, что повлекло за собой развитие определенных жанров: литургической драмы или мистерии.
Отдельные произведения рассказывали о различных эпизодах из жизни Святого Семейства или самых выдающихся деятелей, связанных с христианством. С другой стороны, светские тексты вращались в основном вокруг моральных вопросов, таких как хорошая смерть. Пьесы шекспира Прорыв в развитии театра произошел в 16 веке во времена правления королевы Тюдоров Елизаветы I в Англии. Период ее правления совпал с деятельностью писателей, таких как Томас Кид или, прежде всего, Уильям Шекспир - драматург, которого многие считают величайшим литературным творцом всех эпох. В чем было новаторство пьес Шекспира? Они полностью нарушили принцип трех единств, допустили коллективные сцены и не соблюдали стиль приличия. Если история античного театра учит нас, что судьба героя зависит от абсолютной судьбы, то произведения Шекспира в этом отношении оказываются гораздо либеральнее: ключевой персонаж всегда может создать свое будущее. Это не значит, что он может делать правильный выбор. Здесь очень показательны примеры Макбета или Гамлета. Драма классицизма Совершенно другие эстетические установки были приняты в драме классицизма, написанной во Франции в первой половине 17 века.
Он основывался строго на принципах нормативной поэтики, сформулированной Николя Буало 1685. При таком подходе театр стал полностью элитарным развлечением, наиболее полно выражающим идеи абсолютной монархии, управляемой Людовиком XIV - знаменитым Королем-Солнцем.
Как появился театр
В 2017 году театр отмечает 50-летний юбилей! Пол века в диалоге со зрителем — завидная судьба для коллектива, достигшего высокого уровня в своей творческой деятельности, двенадцать раз подтверждавшего звание «народный». За полувековой юбилей поставлено большое количество спектаклей, как для детей, так и для взрослых. Творческий коллектив неоднократно становился победителем, призером, лауреатом краевых и межрегиональных конкурсов.
Более 80 лет при театре существует актив школьников, и более 60 - Клуб искусств, организованный бывшим заведующим литературной частью театра Н. Заслуженная учительница России Н. Литвинович, возглавлявшая на протяжении многих лет педагогическую часть театра, воспитала подлинных последователей, таких же энтузиастов, как и она, замечательных театральных педагогов... Центральный детский на Театральной Весной 1933 года исполнилось пятнадцать лет с того времени, как Наталия Ильинична Сац начала работать над созданием первого в мире театра для детей. Это был юбилей человека, но и театра. Это был юбилей воплощенной мечты. В юбилейной заметке Лев Кассиль писал: "Да, надо любить это трудное дело, надо любить эти застывшие, внимательные мордашки, согретые отсветами рампы, вскрики и реплики общительного зала, высокий звук аплодирующих детских ладошек... А Наталия Сац любит это". Главным событием стало, конечно, осуществление замысла Сац - те первые спектакли, что собирали огромную и пеструю аудиторию: на многих спектаклях дети сидели по двое на одном стуле... Началась новая жизнь театра. К началу сезона 1936-1937 года у Центрального детского театра был штат 375 человек, оркестр из 28 человек. Но настоящее открытие Центрального детского было для нее и ее сподвижников связано с первым спектаклем, в котором открывались новые возможности. Спектакль оформил Вадим Рындин. Да, действительно, в эти годы лучшие силы стягивались к новому театру: писатель Евгений Шварц и композитор Михаил Раухвергер написали музыкальную сказку для малышей "Красная шапочка", для старших школьников Д. Даниэль и Д. Кабалевский создали музыкальную пьесу "Изобретатель и комедиант", Валентин Катаев работал для единственного в мире детского театра над пьесой "Белеет парус одинокий". Активно сотрудничали с театром композиторы Л. Половинкин он был заведующим музыкальной частью театра , М. Старокадомский, Ю. Шапорин, художники В. Рындин, Б. В 1937 году Наталия Сац была репрессирована как жена "врага народа". Смысл поняла через неделю, когда потеряла все - театр, семью, родной город, потеряла внезапно и непонятно... Розанов, Э. Мэй и В. После их ухода режиссеры и художники разных театров приглашались на постановки. Центральный детский театр возглавил Владимир Федорович Дудин. К моменту прихода в ЦДТ он только еще начинал свой творческий путь. Ответственность возложенных на него задач усугублялась тем, что Дудин впервые встретился с детской аудиторией. Началась коренная реорганизация труппы. Дудин уделял много внимания профессиональному росту артистов, стремился пополнять труппу одаренными людьми. История Московского театра для детей завершилась. Началась история Центрального детского театра. Выстраивался новый репертуар, привлекались новые драматургические силы. В конце 1930-х годов свою первую пьесу "Коньки" принес в театр начинающий драматург Сергей Михалков, чья творческая жизнь с той поры тесно связалась с ЦДТ: девять пьес Михалкова были поставлены в разные годы на этой сцене... В 1940-м здание было реконструировано, а со следующего, 1941 года на этой сцене временно играл свои спектакли Малый театр, затем - театр им. Это было в начале войны... В октябре 1941 года начали бомбить Москву, и линия фронта оказалась совсем рядом. В это время фронтовые бригады из труппы ЦДТ выступали перед сражающимся Подмосковьем, пока не был отдан приказ об эвакуации театра в Сибирь. Театр выжил: менее трех месяцев понадобилось эвакуированной группе театра, чтобы далеко в Сибири, в горняцком поселке Киселевск, открыть свой 20-й театральный сезон. Из-за нехватки кадров и материалов педагоги садились за печатную машинку, чтобы записать за артистами произнесенные по памяти тексты пьес "Любовь Яровая", "Сказки" Маршака; главный режиссер В. Дудин был и заведующим постановочной частью, и художником, З. Сажин взял на себя работу по литературной части, Е. Лямина становится заведующей мебельного, реквезиторского и бутафорского цехов. Многогранная большая работа коллектива позволила за период эвакуации в Кузбассе с 1 ноября 1941 года по 10 октября 1942 года в год Киселевске, с 10 октября 1942 года по 1 октября 1943 года в Сталинске Новокузнецк не только выпустить 7 премьер, но и возобновить еще 7 спектаклей. Фронтовая бригада театра в это время дала больше 60 спектаклей и концертов на Воронежском и Сталинградском фронтах, сделала три выезда на 3-й Украинский и 2-й Балтийский фронты. Отчеты по возвращении из эвакуации свидетельствуют, что труппа дала 467 шефских спектаклей и концертов, провела 1214 художественных выступлений в палатах для раненых бойцов, организовала три смотра красноармейской художественной самодеятельности. Возвращение на Театральную площадь И снова, словно в малой капле, отразилась в жизни Центрального детского жизнь всей страны. Война оказалась тем невидимым, но отчетливо ощутимым рубежом, после которого все надо было начинать как будто заново. С 1960 по 1966 год он еще и художественный руководитель театра.
Текст монтировал Феликс Гасбарра, будущий работник литературной части театра Пискатора, где вместе с ним трудились Лео Ланиа и Бертольд Брехт. То, что мы сегодня назвали бы видеорядом, собирал сценограф и фотохудожник Джон Хартфилд он же Хельмут Херцфельд. Спектакль был принят с энтузиазмом, большинство зрителей не только разделяло политические взгляды автора, многие лично участвовали в описываемых событиях. Во многих спектаклях единственным настоящим документом были архивные кадры киноряда. Интересны в этом отношении «Гопля, мы живем! Вышедший из тюрьмы Толлер написал экспрессионистскую пьесу о вышедшем из сумасшедшего дома революционере, осознавшем трагическую несовместимость идеалов юности с окружающей действительностью. Пискатор изменил и суицидальную концовку, и общий декадентский дух, усилив эпическое начало пьесы. Хроника, смонтированная с постановочными кадрами, позволила показать 8 лет тюремного заключения за 7 минут. Это был специально снятый короткометражный фильм по сценарию Курта Эртеля, который иллюстрировал важный теоретический постулат Пискатора о расширении пространственновременных рамок спектакля с помощью кинематографа. Распутин был задуман как масштабное исследование истоков русской революции. Кинопроекция в основном состояла из кадров документального фильма Эсфирь Шуб «Падение династии Романовых», где танцующие до упаду дамы и кавалеры монтируются с работающими до упаду крестьянами. Многие участники исторических событий были недовольны тем, как они изображены на сцене. Анекдотически выглядела жалоба сотрудника парижского государственного банка Димитрия Рубинштейна: «Оставьте слово спекулянт — это мне не мешает, но шпион!.. Инцидент привлек внимание прессы и публики. На следующий вечер между створками сцены-глобуса зрители увидели знакомых персонажей — Николая II и императора Франца Иосифа, а вместо актера, игравшего Вильгельма II, вышел писатель Лео Ланиа, который сообщил, что кайзер выражает протест против своего появления на сцене. Ланиа зачитал избранные формулировки решения суда, вызвавшие хохот и аплодисменты. Немецкая документальная драма и политический театр 60-х Вторая, самая мощная волна документалистики поднимается в Германии в 1960-е. В 1963 г. Все три пьесы поставил вернувшийся в Германию и возглавивший Фольксбюне Эрвин Пискатор. Пьесы объединяет не творческий метод, но скорее идейная направленность и политическая актуальность, круг тем, конфликт личности с тоталитарной властью, ситуация суда, мотив палача и жертвы. Хоххут не только открыл историю нового художественного направления, но и привлек внимание общественности к осмыслению преступлений фашизма и к конкретному вопросу — равнодушию римской католической церкви и лично папы Пия XII к массовому уничтожению людей. Реальность показаний, дневников, протоколов суда, с помощью которых Хоххут доказывает виновность папы, имена священников, погибших в лагерях, может проверить любой читатель. Однако речь главного героя, в одиночку пытавшегося донести до высших церковных властей реальность ужасов Холокоста и имеющего несколько исторических прототипов, как и речь других персонажей, написана драматургом. Кстати, споры историков по поводу Пия XII продолжаются по сей день: он был куда более сложной фигурой, чем показано в пьесе Хоххута. С проблемой легитимности литературы факта сталкивается и Хайнер Киппхардт, описавший процесс 1954 г. Проблема в том, что сам Оппенгеймер долгое время не признавал приписываемых ему слов, особенно его раздражал финальный патетический монолог. Времена холодной войны не прошли, и Оппенгеймер, несмотря на предъявляемые ему обвинения, не сочувствовал шагавшим по Европе идеям «новых левых». Физик обвинял драматурга в том, что тот писал пьесу не по материалам протоколов суда, а по книге Роберта Джанка. Однако уже в 1965 г. В 1964 г. Каноном драматургической документалистики считается пьеса Петера Вайса «Дознание», в которой он монтирует протоколы Франкфуртского суда над функционерами Освенцима. Каждая часть пьесы названа песнью, исполняется на много голосов и представляет собой свидетельские показания об очередном участке лагеря, который проходят заключенные. Свидетели представлены по номерам как заключенные в порядке появления. В тексте звучат настоящие имена, почти всех обвиняемых можно вычислить, и почти всем живым свидетелям позволено остаться неизвестными читателю. Вайс впервые отметает популярные в эти годы аргументы о подчинении режиму — будто бы каждый делал только то, что ему приказывали. Из Дознания расходится несколько важных линий развития театра. Многозвучность и масштабность делают пьесу фактом эпического театра. А принцип составления текста из фактической прямой речи действующих лиц рождает вербатим как художественный метод. СССР: риторика вместо документа Эхо второй волны документального театра докатилось и до советского искусства. В Театре на Таганке появилась сценическая версия книги-репортажа Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» спектакль Юрия Любимова, 1965. А переводчик пьес Петера Вайса Лев Гинзбург в 1966 г. Одна из глав иллюстрирует основы фашистской теории искусства монтажом интервью певицы Ларисы Сахаровой, которая вынуждена была выступать в варьете Бунте бюне в оккупированном Таганроге. В другом сборнике Потусторонние встречи 1969 Гинзбург публикует беседы с оставшимися в живых функционерами Третьего рейха. Но собственной традиции документального театра в СССР так и не сложилось. Почему — вопрос не настолько риторический, как видится на первый взгляд. Можно указывать на объективные социальные причины: если в Германии государством и обществом была проведена огромная и целенаправленная работа по денацификации и театр стал естественной частью этого процесса , то у нас в отношении тоталитаризма подобной работы на общегосударственном уровне не сделано до сих пор. В 60-ерасследование оказалось подменено утопией: в отсутствие настоящего доступа к архивам левым романтикам оставался пафос «возвращения к ленинским нормам». Сегодня трудно воспринимать революционную риторику Михаила Шатрова вперемешку с эпизодами, в которых Ленин «мирно беседует с кукушкой» Так победим! Вахтангова, 1987. Отступление 2: кино после Второй мировой Было бы грубым обобщением сказать, что первая волна документалистики возникла после Первой мировой войны и изобретения кино , а вторая — после Второй. Тем не менее, на полях сражений работают фронтовые операторы, будущие писатели, историки и режиссеры-документалисты. Некоторые из них откровенно и искренне занимаются пропагандой Битва за нашу советскую Украину 1943 Довженко, шестисерийный альманах Почему мы воюем 1943 Фрэнка Капры.
Последняя его реконструкция должна закончится в 2015 году. Самый первый каменный театр возник в 52 году до нашей эры в Риме. Сцена представляла собой приподнятую площадку, на заднем плане которой был установлен экран. Перед сценой размещались сидения в партере. Со временем римское театральное искусство прекратило свое развитие ввиду влияния христианства на культуру. Кто изобрел театр в России? Первый отечественный театр — это академический драматический театр имени Ф. Волкова, основанный в г. Год его создания — 1750.
Когда возник первый театр?
А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. Новости. Московский малый театр. Он выполнял повеление императрицы Елизаветы Петровны вызвать в столицу актеров, «которые в Ярославле содержали театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут». Когда появился театр. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества. История возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двух тысячелетий назад. Считается, что первый театр появился в Древней Грециии, а одно из первых упоминаний театральной постановки относится к 534 году до нашей эры — когда на сцене поставили первую пьесу афинского поэта Феспида.
История театра в России
Дата основания: 1791 год Театр русской драмы появился в городе еще в XVIII веке, в 1791 году, когда город по приглашению властей приехал петербургский артист Василий Бобровский. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. В Риме первый каменный театр появился только в 55 году до н.э. До этого актеры и зрители довольствовались лишь временными деревянн. Началось деление театров по видам: на рубеже 16-17 вв. появилась опера, с середины 18 в. – балет, в 19 в. – оперетта.
сколько лет существует театр?
Первый театр в Нижнем Новгороде | Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. |
История театра: появление и развитие театрального искусства, занимательные факты | Всемирный день театра — это международный профессиональный праздник для всех, кто связан с театральной сферой. |
Как празднуют Международный день театра? | И является ли театр зеркалом реального мира, или он создает собственную реальность? |
Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр? | Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр. |
Как появился театр | отмечать событие предложили 60 лет назад, и это стало доброй традицией. |
Основан первый русский постоянно действующий и общедоступный государственный театр
А причем тут Дионис? Театр «шагает» по планете Игрищный этап История театра (история возникновения) Средневековье и влияние Церкви на культуру. Театральное мастерство бурно развивалось, и в V веке до н.э. в Древней Греции насчитывалось уже 55 театров. В то время у неё сгорела квартира, и когда она сообщила новость режиссёру, тот только обрадовался. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век.
ТЕАТР, ТЫ – МИР!
Чехова и 15 пьес А. А наибольшим успехом у зрителей пользовались его постановки по произведениям М. Именно здесь раскрылись дарования Любови Никулиной-Косицкой, которая стала потом актрисой Малого и Большого театров Москвы, и Полины Стрепетовой — в будущем примы петербургского Александринского театра. Постреволюционное время После революции 1917 года в области культуры и искусства произошли большие перемены. И в первую очередь преобразования затронули театр. К этому времени в Нижнем Новгороде уже имелись сложившиеся театральные традиции.
Первые послереволюционные годы были достаточно тяжелыми: в тот период возникли серьёзные сложности с репертуаром и поиском средств для существования театра. Выход нашли в спектаклях по произведениям М. Горького «Васса Железнова» и «Мещане», которые собирали большое количество публики. Кроме них, в репертуар нижегородского театра входили произведения В. Маяковского, пьесы А.
Чехова «Чайка» и «Вишневый сад», трагедии В. Театр успешно гастролировал по стране, выступал в крупных населённых пунктах Горьковской области. С 1932 года и до конца 1930-х годов Горьковский драматический театр оставался наиболее выдающимся творческим коллективом в регионе. В это время Н. Собольщиков-Самарин работал в театре художественным консультантом.
Театр в годы войны С 17 мая по 22 июня 1941 года Горьковский драматический театр гастролировал в Москве. Закрытие гастролей совпало с роковым днем — 22 июня. В 12 часов начался дневной спектакль — уже успевшая понравиться москвичам «Зимняя сказка» Шекспира. И в то же время по радио прозвучало сообщение Молотова о нападении нацистской Германии на нашу страну. После первого антракта зал постепенно опустел, а вечерний спектакль отменили.
Администрация театра и актёры сразу же решили возвращаться в Горький. Труппа с большим трудом покидала Москву. Уже начинались перебои в движении поездов. Добирались кто автомобилем, кто пароходом по каналу Москва-Волга, а кто и по Оке. Когда весь коллектив собрался в Горьком, было принято решение отказаться от очередного отпуска и продолжить работу в театре.
Именно в тяжёлое военное время раскрылась сильная и глубокая связь театра со зрителем. Для игры на сцене во время войны часто выбирались спектакли, способствующие поднятию духа и патриотическому настрою. Зрительный зал каждый раз был переполнен, что свидетельствовало о высокой потребности людей в искусстве. Труппа театра работала без выходных.
Но театр устоял, хотя в 1920 году и был переименован в «Петроградский государственный академический театр драмы» с репертуаром историко-революционного содержания. В 1937 году театру было присвоено имя А. Во время Великой Отечественной войны театр работал в эвакуации в Новосибирске, на его сцене шли пьесы о войне; к осени 1944 года театр вернулся в Ленинград. Сцена театра помнит выступления выдающихся актеров — Волкова, Дмитриевского, Давыдова, Семеновой, Юрьева, Симонова, Черкасова и многих других. Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра мастеров», Александринский театр — знаменитая «Александринка» — и сегодня располагает одной из сильнейших актерских трупп России.
После смерти царя театр был закрыт. Вместе с реформами Петра I в Россию снова приехали профессиональные зарубежные артисты, но вскоре и они остались не у дел — после смерти монарха о театре при дворе вновь забыли. На них выступали иностранные актёры, и театр снова стал важной частью придворной жизни. Теперь на сцене ставили пьесы российского драматурга А. А в XIX веке каждый дворянин создавал домашний или крепостной театр, ставил пьесы и приглашал гостей на премьеры. Со временем театральные кружки появились даже в армии, где солдаты пробовали себя в сценическом искусстве. Станиславский и В. Немирович-Данченко создали Московский художественный театр, который стал революционным не только для российского искусства, но и для мирового театра. На сцене ставили пьесы А. Чехова, которые требовали от актёров нового подхода к игре: теперь артисты должны были чувствовать персонажа, быть им, перевоплощаться в другого человека. Станиславский разработал систему, которая вскоре приобрела популярность во многих странах. Он ставил перед актёрами сверхзадачу — понять героя и рассказать историю от его лица.
Следующая работа Пискатора, названная словами Карла Либкнехта Несмотря ни на что 1925 , стала «первой постановкой, единственную текстуальную и сценическую основу которой составляет документ» Там же, стр. Весной 1925 г. Тема — революционные моменты в истории человечества от восстания Спартака до русской революции. Часть постановки было предложено перенести в берлинский театр Гроссес Шаушпильхаус и представить на съезде компартии. Вся постановка была одним грандиозным монтажом подлинных речей, статей, газетных вырезок, воззваний, листовок, фотографий и фильмов о войне, исторических личностях и сценах. Текст монтировал Феликс Гасбарра, будущий работник литературной части театра Пискатора, где вместе с ним трудились Лео Ланиа и Бертольд Брехт. То, что мы сегодня назвали бы видеорядом, собирал сценограф и фотохудожник Джон Хартфилд он же Хельмут Херцфельд. Спектакль был принят с энтузиазмом, большинство зрителей не только разделяло политические взгляды автора, многие лично участвовали в описываемых событиях. Во многих спектаклях единственным настоящим документом были архивные кадры киноряда. Интересны в этом отношении «Гопля, мы живем! Вышедший из тюрьмы Толлер написал экспрессионистскую пьесу о вышедшем из сумасшедшего дома революционере, осознавшем трагическую несовместимость идеалов юности с окружающей действительностью. Пискатор изменил и суицидальную концовку, и общий декадентский дух, усилив эпическое начало пьесы. Хроника, смонтированная с постановочными кадрами, позволила показать 8 лет тюремного заключения за 7 минут. Это был специально снятый короткометражный фильм по сценарию Курта Эртеля, который иллюстрировал важный теоретический постулат Пискатора о расширении пространственновременных рамок спектакля с помощью кинематографа. Распутин был задуман как масштабное исследование истоков русской революции. Кинопроекция в основном состояла из кадров документального фильма Эсфирь Шуб «Падение династии Романовых», где танцующие до упаду дамы и кавалеры монтируются с работающими до упаду крестьянами. Многие участники исторических событий были недовольны тем, как они изображены на сцене. Анекдотически выглядела жалоба сотрудника парижского государственного банка Димитрия Рубинштейна: «Оставьте слово спекулянт — это мне не мешает, но шпион!.. Инцидент привлек внимание прессы и публики. На следующий вечер между створками сцены-глобуса зрители увидели знакомых персонажей — Николая II и императора Франца Иосифа, а вместо актера, игравшего Вильгельма II, вышел писатель Лео Ланиа, который сообщил, что кайзер выражает протест против своего появления на сцене. Ланиа зачитал избранные формулировки решения суда, вызвавшие хохот и аплодисменты. Немецкая документальная драма и политический театр 60-х Вторая, самая мощная волна документалистики поднимается в Германии в 1960-е. В 1963 г. Все три пьесы поставил вернувшийся в Германию и возглавивший Фольксбюне Эрвин Пискатор. Пьесы объединяет не творческий метод, но скорее идейная направленность и политическая актуальность, круг тем, конфликт личности с тоталитарной властью, ситуация суда, мотив палача и жертвы. Хоххут не только открыл историю нового художественного направления, но и привлек внимание общественности к осмыслению преступлений фашизма и к конкретному вопросу — равнодушию римской католической церкви и лично папы Пия XII к массовому уничтожению людей. Реальность показаний, дневников, протоколов суда, с помощью которых Хоххут доказывает виновность папы, имена священников, погибших в лагерях, может проверить любой читатель. Однако речь главного героя, в одиночку пытавшегося донести до высших церковных властей реальность ужасов Холокоста и имеющего несколько исторических прототипов, как и речь других персонажей, написана драматургом. Кстати, споры историков по поводу Пия XII продолжаются по сей день: он был куда более сложной фигурой, чем показано в пьесе Хоххута. С проблемой легитимности литературы факта сталкивается и Хайнер Киппхардт, описавший процесс 1954 г. Проблема в том, что сам Оппенгеймер долгое время не признавал приписываемых ему слов, особенно его раздражал финальный патетический монолог. Времена холодной войны не прошли, и Оппенгеймер, несмотря на предъявляемые ему обвинения, не сочувствовал шагавшим по Европе идеям «новых левых». Физик обвинял драматурга в том, что тот писал пьесу не по материалам протоколов суда, а по книге Роберта Джанка. Однако уже в 1965 г. В 1964 г. Каноном драматургической документалистики считается пьеса Петера Вайса «Дознание», в которой он монтирует протоколы Франкфуртского суда над функционерами Освенцима. Каждая часть пьесы названа песнью, исполняется на много голосов и представляет собой свидетельские показания об очередном участке лагеря, который проходят заключенные. Свидетели представлены по номерам как заключенные в порядке появления. В тексте звучат настоящие имена, почти всех обвиняемых можно вычислить, и почти всем живым свидетелям позволено остаться неизвестными читателю. Вайс впервые отметает популярные в эти годы аргументы о подчинении режиму — будто бы каждый делал только то, что ему приказывали. Из Дознания расходится несколько важных линий развития театра. Многозвучность и масштабность делают пьесу фактом эпического театра. А принцип составления текста из фактической прямой речи действующих лиц рождает вербатим как художественный метод. СССР: риторика вместо документа Эхо второй волны документального театра докатилось и до советского искусства. В Театре на Таганке появилась сценическая версия книги-репортажа Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» спектакль Юрия Любимова, 1965. А переводчик пьес Петера Вайса Лев Гинзбург в 1966 г. Одна из глав иллюстрирует основы фашистской теории искусства монтажом интервью певицы Ларисы Сахаровой, которая вынуждена была выступать в варьете Бунте бюне в оккупированном Таганроге. В другом сборнике Потусторонние встречи 1969 Гинзбург публикует беседы с оставшимися в живых функционерами Третьего рейха. Но собственной традиции документального театра в СССР так и не сложилось. Почему — вопрос не настолько риторический, как видится на первый взгляд. Можно указывать на объективные социальные причины: если в Германии государством и обществом была проведена огромная и целенаправленная работа по денацификации и театр стал естественной частью этого процесса , то у нас в отношении тоталитаризма подобной работы на общегосударственном уровне не сделано до сих пор. В 60-ерасследование оказалось подменено утопией: в отсутствие настоящего доступа к архивам левым романтикам оставался пафос «возвращения к ленинским нормам».
В Москве представили книгу об истории театральных афиш
Театръ • История факта: | Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. |
История возникновения театра. | Образовательная социальная сеть | Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. |