Вступление Швеции в НАТО повысило напряженность на двух стратегических направлениях.
NYT: Серия военных учений НАТО этой весной смоделирует противостояние с Россией
НАТО по-русски – Telegram | Как Крым давал героический отпор украинизации и базам НАТО до 2014 года. |
Лавров: НАТО уже мало АТР, блок идёт в Латинскую Америку | Цель Североатлантического альяна (НАТО) заключается в помощи США по установлению контроля над европейским континентом, говорится в военной доктрине Белоруссии. |
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории. НАТО: читайте последние новости об организации в ленте новостей на сайте MK. Интеграция Японии в структуры НАТО месяцами существовала на уровне не только газетных слухов, но и политических жестов со стороны руководства Страны восходящего солнца. НАТО последовательно понижает порог применения силы, укрепляет ядерный компонент в военном планировании. From 17 to 19 April 2024, the Chair of the NATO Military Committee, Admiral Rob Bauer, visited Algeria upon the invitation of General Said Chanegriha, Chief of Staff of the People’s National Army. НАТО сегодня: свежие новости про NATO.
НАТО создает дополнительный очаг напряженности у российских границ
Деятельность России в «Партнёрстве во имя мира» была приостановлена. Эта интервенция называлась «Обдуманная сила». Тем не менее в первой половине 1990 -х альянс проводил операции по помощи США во время войны в Персидском заливе , контролируя Средиземное море , а также создавал воздушные и морские блокады на Балканах. В конце 1990 -х организация продолжила прямым образом вмешиваться в ход действий гражданской войны в Югославии. Завершением этого стала кампания «Союзная сила», когда НАТО провело бомбардировки югославских вооруженных сил де-факто сербов. Результатом стала гибель около 1,5 тыс. Было установлено, что нападение на США совершилось извне, что давало возможность другим государствам-членам альянса помочь этому государству в борьбе с агрессором.
В октябре 2001 года НАТО запустило две операции: «Помощь орлу» и «Активные усилия», в рамках которых принимались воздушные и морские антитеррористические меры. Также в Афганистан был введен военный контингент организации под названием «Международные силы содействия безопасности». Он находился там до 2014 года. Самой яркой стала кампания «Океанский щит». Альянсу удалось снизить активность бандитов, однако полностью проблема не была искоренена. В 2011 году организация провела бомбардировки Ливии для свержения Муаммара Каддафи в рамках операции «Союзный защитник».
Законного лидера страны удалось свергнуть, и после этого страна погрузилась в гражданскую войну и затяжной кризис, который продолжается до сих пор. По состоянию на 2023 год в альянс входит 31 страна. Десятая статья Североатлантического договора гласит: «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору». Эта формулировка лежит в основе так называемой «политики открытых дверей» альянса, в рамках которой к НАТО может присоединиться любое европейское государство. Однако для этого его заявку должны одобрить все 30 стран-участниц организации. Если хотя бы одна будет против, то предложение отклонят.
При этом кандидат на вступление в НАТО должен соответствовать следующим «минимальным критериям»: уважать ценности Североатлантического договора; обладать функционирующей демократической политической системой, основанной на рыночной экономике ; справедливо относиться к национальным меньшинствам; быть готовым решать конфликты мирным путем; быть способным и готовым «делать военные вложения в операции НАТО»; обладать приверженностью к демократическим гражданско-военным отношениям и институтам. Они ведутся в штаб-квартире альянса в Брюсселе совместно с его экспертами и представителями страны-кандидата. Цель — проверка государства на соответствие стандартам организации. Переговоры делятся на два этапа: в первом обсуждаются политические и военные аспекты вступления, в более техническом втором — ресурсные, финансовые и юридические. Страна-кандидат также проверяется на то, сможет ли она обеспечить безопасность засекреченной информации НАТО. Итогом переговоров может стать список реформ, которые государство обязуется провести для присоединения к альянсу.
Отправка писем о намерениях и сроков проведения реформ. Формальный этап, где страны-кандидаты официально представляют подтверждение того, что хотят присоединиться к альянсу и для этого готовы провести необходимые изменения.
Белоруссия Белоруссия участвует в Совете евро-атлантического партнёрства с 1992 от 1997 — Совет Североатлантического сотрудничества , в программе «Партнерства ради мира» — с 1995.
Весной 1999 года Белоруссия осудила вторжение войск НАТО в Югославию и приостановила сотрудничество, но позже оно было восстановлено. В марте 2011 года в Белоруссии зарегистрирован « Совет Евро-Атлантического Сотрудничества Беларусь » — некоммерческая организация, деятельность которой направлена на евроатлантическую интеграцию Белоруссии путём осуществления договоров в области информационной обеспеченности субъектов гражданского общества. Именно Украина стала первой страной СНГ , которая 8 февраля 1994 года стала участницей программы Партнёрство ради мира.
Цель рабочей группы — рассмотреть различные инициативы в области военно-гражданских отношений, демократического надзора и гражданского управления в вооруженных силах и прочих силовых ведомствах, оборонного планирования, политики, стратегии и концепции национальной безопасности. В 2002 г. Годовая национальная программа утверждается Президентом Украины.
На её выполнение Правительством разрабатывается и одобряется План мероприятий по её выполнению. Программа и план содержат 5 разделов: политические и экономические вопросы, оборонные и военные вопросы, ресурсные вопросы, вопросы безопасности и правовые вопросы.
Штаб-квартира - в Брюсселе Бельгия. НАТО состоит из полит. НАТО создавалась как инст-румент воен. Объективно образование блока способствовало расколу Европы на воен.
В совр.
Сергей Шойгу, министр обороны РФ: «У нас нет ни геополитических, ни военных интересов нападать на государства блока. Мы просто защищаем своих людей на наших исторических территориях». Он подчеркнул, что Россия всегда прилагала «максимум усилий для сохранения стратегической стабильности и баланса сил в мире», в то время как войска НАТО, приблизившись к границам РФ, создали дополнительные угрозы военной безопасности. Сергей Шойгу: «Хочу подчеркнуть, что не мы, а они к нам пришли.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Негативное отношение российской стороны к натовскому расширению, помимо военно-политических соображений, во многом обусловлено и нарушением торжественных обещаний, данных Михаилу Горбачеву руководителями США и их союзников в ходе переговоров об объединении Германии в 1990 году. Наличие таких гарантий подтверждали и некоторые аналитики на Западе, а также бывшие американские высокопоставленные должностные лица, в частности, посол в СССР Дж. Мэтлок и замгоссекретаря Строуб Тэлбот. Вместе с тем сегодня в западных научно-экспертных кругах все еще продолжаются дискуссии относительно того, имели ли действительно место подобные гарантии нерасширения. По всей видимости, вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Восток связан не столько с самим фактом их наличия или отсутствия , сколько с разной трактовкой этих обещаний, озвученных в ходе переговорного процесса, который, как известно, носил неофициальный характер. Последующее же развитие событий на международной арене дает нам массу примеров, когда страны Запада могут достаточно вольно интерпретировать не только неформальные, но и вполне юридически оформленные обязательства. При этом они исходят из собственных интересов или соображений целесообразности, как это было, например, в отношении установления «бесполетной зоны» в Ливии. Распад социалистического блока в конце 90-х годов прошлого века породил сомнения в необходимости сохранения выполнившей свою миссию Организации Североатлантического договора. Однако активные действия Соединенных Штатов и их ближайших союзников в Европе, не желавших отказываться от проверенных временем механизмов трансатлантической связки, на рубеже 80—90-х годов минувшего столетия обеспечили сохранение НАТО как оборонной организации Запада во главе с США. В американских политических кругах достаточно быстро пришли к пониманию того, как следует реформировать альянс для поддержания его жизнеспособности после окончания холодной войны и сохранения лидерства Вашингтона в европейских делах.
В новой Стратегической концепции Североатлантического союза 2010 и целом ряде других концептуальных документов говорится о расширении как его функциональной, так и географической зоны ответственности, то есть предусматривается продолжение процесса трансформации блока из евроатлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе.
Многие из них, такие как страны Прибалтики, Польша, Венгрия, Словакия, Румыния и Болгария были приняты в состав блока в нарушение данных, самим же альянсом, обязательств. Чтобы держать под контролем альянса страны, не входящие в блок, была создана программа, которую назвали «Партнерство во имя мира». На момент создания в программе участвовали 34 государства Европы, в основном страны-участницы бывшего Варшавского Договора, а также бывшие республики СССР, в том числе Россия. Некоторые из этих стран позднее вошли в состав НАТО на правах постоянных участников. Руководство блока с восторгом приняло эту весть, как бы говоря Путину — не хотел вступления Украины, получи вступление Финляндии.
Обе страны, Украина и Финляндия, имеют значительную сухопутную границу с Россией. В случае с Финляндией, это 1200 км. Однако, Финляндия — это не Украина, на её территории не проживает большого числа русскоязычного населения. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, против Финляндии никакой спецоперации проводиться не будет — будет война. Война жестокая, с уничтожением мест расположения воинских частей, центров принятия решений и стратегических объектов. Учитывая пожелания, находящихся в то время в нейтральном статусе, Швеции и Финляндии, Россия отвела свои крупные воинские части на 1500 км вглубь страны от российско-финской границы.
В случае вступления этих стран в НАТО, наша страна будет вынуждена снова выдвинуть эти части к границе. Основным требованием устава является то положение, по которому принять страну-претендента в состав можно только на основе единогласного решения всех членов альянса. Но против вступления Швеции и Финляндии резко выступила Турция — турки считают, что эти страны дают прибежище террористам. Являясь членом блока с 1952 года, Турецкая Республика, как и все остальные члены альянса, обладает правом «вето» на те решения руководства НАТО, которые её не устраивают. Турецкий президент Эрдоган считает, что Швеция и Финляндия, давшие приют членам Рабочей партии Курдистана, считающейся в Турции террористической организацией, покрывают террористов. Объясняя своё высказывание, Президент России сказал, что, несмотря на значительную протяженность совместной границы, особой тревоги он не испытывает.
Тревогу у России может вызвать только размещение на территории этих стран инфраструктуры альянса, однако и в этом случае, России есть чем ответить. Новостью последних минут можно назвать смягчение позиции Эрдогана и подписание трехстороннего договора с Финляндией и Швецией, где подробно указаны все действия, которые должны предпринять скандинавские страны. После этого Анкара направила им приглашение на вступление в Североатлантический альянс, а 16 августа 2022 года страны подпишут протокол о вступлении. Обычно от приглашения до полноценного вступления стран в Альянс уходит год, но в связи с ситуацией на Украине эксперты прогнозируют сокращение сроков вплоть до конца 2022 года. Нападет ли НАТО на Россию: прогнозы экспертов Несмотря на явно агрессивную политику, и назначение России главной угрозой для организации, нападать на Россию, по крайней мере, в ближайшее время, альянс не собирается. Об этом говорят по обе стороны Атлантики — генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял о том, что посылать войска блока на Украину никто не станет.
Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США , Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза.
Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.
Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
Российский институт стратегических исследований
Президент РФ Владимир Путин назвал НАТО недружественной структурой по отношению к России. Намечен переход НАТО к новому качеству глобальной интегрированной гибридной военно-политической структуры – инструмента глобального доминирования США. Генерал НАТО заявил, что поставки вооружений Украине не изменят ситуации на поле боя.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО)
МО Польши заявило о гибели испанского солдата на международных учениях НАТО. Вступление ФРГ в НАТО в 1955 году окончательно поставило крест на всех попытках мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран. Все о блоке НАТО: новости, учения, выступления официальных представителей Североатлантического альянса, публикации экспертов НАТО. В НАТО заявили, что эти военные посланы на Украину для управления сложным западным оборудованием. Военные НАТО находятся на территории Украины и принимают активное участие в военном конфликте, сообщает Asia Times.
Путин назвал НАТО недружественной структурой
Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й.
Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С. Баланцино и.
Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я. Расмуссен 2009—2014 , Й.
Столтенберг с 2014. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока. Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса.
Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны. В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг.
С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами. Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться.
Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств. В 1992 г.
Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Языки: русский и английский.
Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации. Такой шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, включавшей в себя разрешение колониальных проблем, создание собственного ядерного оружия , избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношении.
Де Голль потребовал реорганизации НАТО с целью ограничения доминирования в нём американцев и усиления французских позиций, но эти планы были отвергнуты США и Великобританией. В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выходе страны из военной организации НАТО [12].
Хочу подчеркнуть, что не мы, а они к нам пришли.
Шойгу на совещании министров обороны стран-участниц ШОС в Астане.
AT: чтобы предотвратить крах ВСУ, НАТО направляет на Украину боевые части
В частности, она подписала соглашение о взаимном доступе к военным технологиям и оперативной совместимости с Великобританией, что позволит силам самообороны Японии проводить учения с британскими вооружёнными формированиями на территории друг друга. Аналогичное соглашение в настоящее время Токио готовит с Парижем. Япония приступила к разработке истребителя следующего поколения совместно с Италией и Соединённым Королевством, что в ближайшие десятилетия только повысит уровень взаимодействия японских военно-воздушных сил самообороны с ВВС НАТО. Ожидается, что во время саммита в Вильнюсе премьер-министр Японии Фумио Кисида подпишет с альянсом ещё два соглашения, направленных на расширение сотрудничества с НАТО. Одно из них касается открытия офиса НАТО в Токио, с помощью которого западный военный блок намерен организовать как своё активное продвижение в регион, так и более тесное взаимодействие со странами формата «НАТО плюс».
Такой офис планируется открыть в 2024 году. Как пишет издание Nikkei, оно позволит значительно улучшить взаимодействие сторон в этих областях, чтобы защититься от угроз, исходящих из России и Китая. Не исключено, что уже в ближайшее время Североатлантический альянс проведёт в Японии масштабные учения по кибербезопасности с участием своих членов и партнёров формата «НАТО плюс». Вот и специальный комитет конгресса по стратегической конкуренции между Соединёнными Штатами и Коммунистической партией Китая КПК выступил с настоятельной рекомендацией усилить работу по присоединению Индии к формату «НАТО плюс».
Причём заключается он не в том, как может показаться на первый взгляд, что Индия - потенциальная сверхдержава, которая в качестве союзника принесёт значительные преимущества. Вовсе нет. Вашингтон намерен прежде всего оторвать Индию от России, с которой её связывают десятилетия тесного сотрудничества. Во-вторых, вырвать Индию из рядов БРИКС и тем самым ослабить объединение, которое планирует уже на ближайшем саммите запустить в мир новую валюту взамен доллару.
В-третьих, и это самое главное для американцев, использовать Индию в качестве тарана против Китая, с которым она имеет определённые противоречия. Для них важно добиться вожделенной цели - остановить Поднебесную. И это прекрасно, надо полагать, понимают в Нью-Дели. Во всяком случае, в ответ на предложение США присоединиться к формату «НАТО плюс» индийские власти заявили, что блоковый подход не применим к их стране.
С такой позицией выступил глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар, подчеркнувший, что концепция Североатлантического договора - «единственный шаблон», через который многие американцы смотрят на мир. Ещё резче в этом плане высказался индийский геополитический аналитик и писатель С. Соединённые Штаты хотят использовать Индию в борьбе с Китаем, как использовали Украину в противостоянии с Россией. Индия не должна превращаться в геополитическую пешку США, нужную лишь для сдерживания Китая», - сказал он, комментируя рекомендации спецкомитета конгресса США.
В документе также присутствовал пункт о военной помощи странам-членам в случае нападения на одну из них. На 36 лет мир окончательно стал биполярным. Однако это уже не сыграло такой значительной роли, как если бы произошло за 30 лет до этого. Ко второй половине 1980 -х было очевидно, что СССР проиграл « холодную войну ». Плановая экономика оказалась нежизнеспособной, а подавление прав человека привело к тому, что на улицы стали выходить несогласные. В ноябре 1990 года Парижская Хартия провозгласила окончание « холодной войны », чуть больше года спустя был упразднен СССР , сразу за этим первый президент независимой России Борис Ельцин направил в НАТО письмо, где заявил, что в будущем планирует подать заявку на присоединение России к альянсу. В первую половину 1990 -х в дипломатических кругах активно шли дискуссии по поводу этого вопроса. В 1994 году организация запустила программу «Партнерство во имя мира», в рамках которой НАТО устанавливало сотрудничество со странами Восточной Европы , в том числе и с Россией. Её целями стали: помощь по достижению прозрачности военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств-партнёров; помощь по проведению реформ в вооруженных силах ; расширение и активизация политического и военного сотрудничества , повышение международной стабильности; совместная работа над научными и экологическими проектами; укрепление отношений между государствами. Фактически всё сотрудничество приостановилось после начала вооруженного конфликта на востоке Украины.
Альянс обвинил Москву в военном вмешательстве и агрессивных действиях, а также в «незаконной аннексии Крыма ». В апреле альянс запретил доступ в штаб-квартиру для всех сотрудников российской миссии, кроме постпреда, его заместителя и помощника. Деятельность России в «Партнёрстве во имя мира» была приостановлена. Эта интервенция называлась «Обдуманная сила». Тем не менее в первой половине 1990 -х альянс проводил операции по помощи США во время войны в Персидском заливе , контролируя Средиземное море , а также создавал воздушные и морские блокады на Балканах. В конце 1990 -х организация продолжила прямым образом вмешиваться в ход действий гражданской войны в Югославии. Завершением этого стала кампания «Союзная сила», когда НАТО провело бомбардировки югославских вооруженных сил де-факто сербов. Результатом стала гибель около 1,5 тыс. Было установлено, что нападение на США совершилось извне, что давало возможность другим государствам-членам альянса помочь этому государству в борьбе с агрессором. В октябре 2001 года НАТО запустило две операции: «Помощь орлу» и «Активные усилия», в рамках которых принимались воздушные и морские антитеррористические меры.
Также в Афганистан был введен военный контингент организации под названием «Международные силы содействия безопасности». Он находился там до 2014 года. Самой яркой стала кампания «Океанский щит». Альянсу удалось снизить активность бандитов, однако полностью проблема не была искоренена. В 2011 году организация провела бомбардировки Ливии для свержения Муаммара Каддафи в рамках операции «Союзный защитник». Законного лидера страны удалось свергнуть, и после этого страна погрузилась в гражданскую войну и затяжной кризис, который продолжается до сих пор. По состоянию на 2023 год в альянс входит 31 страна.
Негативное отношение российской стороны к натовскому расширению, помимо военно-политических соображений, во многом обусловлено и нарушением торжественных обещаний, данных Михаилу Горбачеву руководителями США и их союзников в ходе переговоров об объединении Германии в 1990 году. Наличие таких гарантий подтверждали и некоторые аналитики на Западе, а также бывшие американские высокопоставленные должностные лица, в частности, посол в СССР Дж. Мэтлок и замгоссекретаря Строуб Тэлбот. Вместе с тем сегодня в западных научно-экспертных кругах все еще продолжаются дискуссии относительно того, имели ли действительно место подобные гарантии нерасширения. По всей видимости, вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Восток связан не столько с самим фактом их наличия или отсутствия , сколько с разной трактовкой этих обещаний, озвученных в ходе переговорного процесса, который, как известно, носил неофициальный характер. Последующее же развитие событий на международной арене дает нам массу примеров, когда страны Запада могут достаточно вольно интерпретировать не только неформальные, но и вполне юридически оформленные обязательства. При этом они исходят из собственных интересов или соображений целесообразности, как это было, например, в отношении установления «бесполетной зоны» в Ливии. Распад социалистического блока в конце 90-х годов прошлого века породил сомнения в необходимости сохранения выполнившей свою миссию Организации Североатлантического договора. Однако активные действия Соединенных Штатов и их ближайших союзников в Европе, не желавших отказываться от проверенных временем механизмов трансатлантической связки, на рубеже 80—90-х годов минувшего столетия обеспечили сохранение НАТО как оборонной организации Запада во главе с США. В американских политических кругах достаточно быстро пришли к пониманию того, как следует реформировать альянс для поддержания его жизнеспособности после окончания холодной войны и сохранения лидерства Вашингтона в европейских делах. В новой Стратегической концепции Североатлантического союза 2010 и целом ряде других концептуальных документов говорится о расширении как его функциональной, так и географической зоны ответственности, то есть предусматривается продолжение процесса трансформации блока из евроатлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе.
С ростом влияния в мире у США увеличились и аппетиты. По своему охвату они стали глобальными. Причем смена парадигмы происходит даже на обывательском уровне — в сознании жителей страны. Публицист Эдвин Годкин писал в своем журнале: «Настоящим американцем не может считаться тот, кто питает сомнения в способности США крушить другие страны; тот, кто не признает право США по собственному желанию оккупировать чужие территории, каналы, перешейки или полуострова; тот, кто … сомневается в необходимости иметь столь многочисленный флот; тот, кто восхищается европейским обществом или любит путешествовать по Европе…». На этом фоне появляется «доктрина Трумэна», которая провозгласила США борцом с «мировым коммунизмом». Напрямую СССР в ней не упоминался, однако было очевидно, что она призвана снизить советское влияние на европейском континенте. США объявили, что будут оказывать помощь странам, которым угрожают «вооруженные меньшинства или внешнее влияние». Расплывчатые формулировки позволяли Белому дому диктовать, кто является источником опасности, и вмешиваться в политику государств исходя из собственных интересов. Доктринальные основы новой внешней политики США подкрепила экономическая программа «плана Маршалла». Она подразумевала предоставление финансовой и технологической помощи государствам, пострадавшим в результате мировой войны. Проект охватил почти все страны Западной Европы. Для его реализации был создан наднациональный «руководящий комитет», в задачи которого входило определять, в каких именно ресурсах нуждались страны, и вырабатывать рекомендации по развитию внутренней экономики. Прежде всего, это отвечало американским интересам. Например, Франция не могла импортировать уголь из Польши по цене 12 долларов за тонну. Вместо него она закупала американский, который стоил на 8 долларов больше. Авторы «плана Маршалла» сознательно разработали его так, чтобы Советский Союз и государства Восточной Европы отказались от участия в нем, посчитав это нарушением суверенитета.