Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года.
Русская весна 1814 года в Париже
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация? 19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. В начале 1814 года войска шестой антинаполеоновской коалиции наступали на Париж одновременно с севера, востока и юга. 31 марта 1814 г. русские войска под командованием императора Александра I вступили в Париж.
Русские в Париже, или Конец Наполеона
Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно.
Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801.
Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков.
Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона.
Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками.
Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах. Доклад В.
Мильчиной ИВГИ РГГУ, Москва назывался «Память о 1814 годе в нравоописательных очерках 1830—1840-х годов»; докладчица, впрочем, начала свое выступление с указания на цитату, которую, пожалуй, следовало бы также включить в название: «Мне нужна кровь казаков… много крови! Оказалось, что воспоминания эти отнюдь не благостные. Порой авторы просто упоминают 1814 год как эпоху, когда чужестранцы, вступившие в Париж, произвели огромные разрушения в Булонском лесу, где стояли лагерем. В других случаях, вспоминая об этих событиях, авторы пускаются в рассуждения и называют оккупацию Парижа катастрофой, унизительной для национальной гордости французов. Наконец, два текста поражают накалом ненависти по отношению к русским захватчикам. В одном из них описывается бойня близ Парижа; на «техническом» языке бойни то месиво, которое образуется там на земле, именуется «небом».
Так вот, автор не без удовольствия замечает, что в 1814 году несколько казаков по неосторожности попали на это небо и оттуда уже не вернулись, а в примечании деловито замечает, что именно вокруг боен образуются самые лучшие удобрения.
Они расположились лагерем в городском саду на Елисейских полях, жгли костры и готовили себе еду из продуктов, которые покупались у местных торговок. Ходили слухи, что в прудах Фонтенбло они выловили и съели всех карпов. Ещё один миф, что казаки купались в Сене вместе с конями, как у себя на Дону, то есть чаще всего нагишом. Их бивуаки стали исключительно модным объектом. В моду вошли бороды и широкие ремни. Парижане обоих полов стекались к казачьим бивуакам, чтобы собственными глазами увидеть то, о чём говорил весь город.
Сюда переместились и многие парижские художники, одним из них был Георг-Эммануэль Опиц 1775—1841 , случайно оказавшийся в Париже накануне вступления в город русских войск и создавший серию акварелей «Казаки в Париже», хранящуюся в Государственном Историческом музее. Она насчитывает 25 листов, выполненных в одном формате, в одной манере, в едином художественном ключе. Экзотический вид казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлечённость всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен… Иногда кажется, что каждый шаг казаков по Парижу запечатлен автором. Каждое изображение — это небольшой рассказ или короткометражный фильм, маленькая история. Вот конный казак раздаёт декларацию Александра I парижанам. А проход отряда казаков под Триумфальной аркой?
И особенно, колоритная фигура казака, впереди группы. Рассматривая каждое изображение, находишь массу интересного: элементы костюмов, казачьей формы и оружия. А парижанки, окружившие наших казаков? В 2012 году Государственный исторический музей издал гравюры Г. Опица «Казаки в Париже», с комментариями В. Безотосного и Е. С книгой можно познакомиться в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки.
Вклад казаков в разгром французской армии высоко оценили и противники.
Дмитрий Гутнов Московский государственный университет прочел доклад «Генерал Ф. Остен-Сакен — генерал-губернатор Парижа в 1814 году». Кратко обрисовав военную карьеру своего героя, от службы в Копорском мушкетерском полку до командира корпуса и генерала от инфантерии во время войны 1812—1814 годов, докладчик особенно подробно и живописно изобразил те многообразные житейские проблемы, которые Остен-Сакен вполне успешно решал в бытность свою парижским генерал-губернатором. Как уже говорилось в докладе М. Рей, одной из задач русского командования было создание у французов благоприятного мнения об оккупантах как галантных европейцах. Меж тем победители, вступив во французскую столицу, естественно, желали отпраздновать победу обильными возлияниями, а это было чревато большими беспорядками.
Поэтому в пределах города союзники решили разместить только самые дисциплинированные части гвардию , остальных же удалить за заставы, то есть за окружавшую тогдашний Париж крепостную стену. Более того, русское командование в отличие от прусского, которое больше доверяло своим подчиненным решило временно не выплачивать солдатам жалованье и таким образом уберечь их от парижских соблазнов. Офицеров отправляли на постой в частные дома, и это порой тоже вызывало напряжение: так, одна хозяйка слезно просила атамана Платова не есть ее дочку, потому что она еще маленькая и совсем невкусная. Проблемы возникали в самых неожиданных местах: например, казаки, располагавшиеся в Булонском лесу, мыли лошадей в Сене, а это зрелище привлекало зевак и создавало, так сказать, нездоровый ажиотаж. Еще большее внимание парижской публики привлекли «русские бани», которые казаки построили из деревьев, сруб-ленных в том же Булонском лесу. Народ был рад поглазеть на диковины, но французские власти это шокировало, и потому бани пришлось перенести в глубь Булонского леса, где они не так бросались в глаза. Парижане оценили деятельность Остен-Сакена в их городе очень высоко и при его отъезде в июне 1814 года подарили ему золотую шпагу, осыпанную брильянтами.
Быту русских во Франции, но на сей раз не победителей, а пленников, был посвящен доклад Жака-Оливье Будона Университет Париж-Сорбонна «Русские военнопленные в последние годы Империи». Французские власти опасались, как бы русские, находящиеся во Франции в плену а их общее количество исчислялось несколькими тысячами , не оказались «пятой колонной», и потому старались распределять их по разным, порой очень маленьким городам. Впрочем, сами условия, в которых жили русские пленники, были на редкость комфортными. С офицеров брали честное слово, что они не убегут, и позволяли им жить в нанятых за их собственные деньги квартирах; более того, им платили жалованье, а они роптали на его незначительность. Тех, кто данное слово нарушал и все-таки пускался в бега, сажали в тюрьму; туда же попадали уличенные в неуплате долгов, в ссорах с товарищами под действием горячительных напитков и в разврате, прежде всего в покушении на невинность хозяйских дочек. Впрочем, до начала «французской кампании» эти конфликтные случаи были скорее исключениями. Ситуация обострилась, когда в 1814 году русские войска вступили на французскую землю.
Русских военнопленных заподозрили в том, что они создают в тылу свое ополчение; французские власти обязали пленников трижды в день являться на поверку чтобы таким образом прекратить поездки русских военнопленных в Париж на «экскурсии» , а 17 февраля устроили в Париже парад пленных их провели по бульварам, с тем чтобы парижане смогли «насладиться» их плачевным видом. После капитуляции Парижа и отречения Наполеона сменившее его временное правительство приняло решение вернуть всех русских военнопленных на родину — в ответ на аналогичное решение Александра I касательно военнопленных французских. Однако покинули Францию не все: остались, во-первых, раненые и больные, а во-вторых, те, кто просто не хотел возвращаться так, в одном небольшом городке Юзесе нашлось целых четыре десятка дезертиров. Французы очень боялись разграбления дворцов, архивов и библиотек, однако можно сказать, что по большому счету эти страхи не оправдались. Что касается библиотек, в них «оккупантов» интересовали только карты; в Лувр который уже два десятилетия как был музеем русские офицеры ходили любоваться экспонатами особенно их привлекали скульптуры , но оттуда ничего не пропало. Недосчитались французы нескольких тысяч мелких предметов в том числе с шифром Наполеона : они пропали из некоторых дворцов, располагавшихся в парижских пригородах хранители потом лаконично обозначали причину пропажи в документах: «казаки». Однако в общем русские вели себя очень сдержанно, и их пребывание во Франции, и прежде всего в Париже, докладчик назвал «военным туризмом»; русские военные получали удовольствие от прогулок по Парижу и, в частности, по «наполеоновским местам».
Кстати, интерес к этим местам испытывал и сам император Александр: он побывал во дворце Тюильри, но жить там не захотел, а велел лишь показать ему кабинет Наполеона; Александр, по его словам, желал взглянуть на то место, где было задумано столько великих свершений. В благостную картину всеобщего братания победителей и побежденных в Париже 1814 года внесла новые, диссонирующие оттенки Дельфина Диаз Реймсский университет , выступившая с докладом «Русские и французы во время ок-купации, 1814—1818. Контакты и столкновения, отразившиеся в юридических источниках». Докладчица остроумно назвала оккупацию специфической, хотя и далеко не всегда удачной формой встречи разных народов. Юридические документы — один из источников, позволяющих судить о том, как именно происходила эта встреча. Разумеется, юридические документы представляют ситуацию не вполне объективно, потому что в них отражены только конфликтные ситуации. Однако они дают возможность уравновесить описания французских мемуаристов, согласно которым русские вели себя в Париже исключительно дружественно, любезно и вдобавок более дисциплинированно, чем представители всех остальных наций.
Юридические документы существенно корректируют эту картину. Из них явствует, что русские во Франции не чуждались воровства и грабежа причем воровали не только вишни во французских имениях, но и вещи куда более значительные. Впрочем, не лучше вели себя и французы одно из рассмотренных докладчицей дел было заведено по поводу убийства французами русского солдата. А бывали и такие случаи, когда француз использовал оккупантов для сведения старых счетов с соотечественниками и занимался грабежом совместно с русскими «партнерами». Имели место и взаимные оскорбления «на почве личной неприязни»: так, например, в марте 1815 года француз увидел на улице русского, который шел с саблей наголо и с таким наглым видом, что француз, по его собственному признанию, не мог этого вынести и высказался весьма нелицеприятно, русский ответил тем же, затем собеседники перешли от слов к делу, русский взялся за саблю, а француз обезоружил его ударом трости. Порой русские доходили до того, что оскорбляли парижанок в присутствии их мужей и в их собственных домах. Правда, случаев изнасилований в юридических документах зафиксировано довольно мало.
Тем не менее бесспорно, что изученные докладчицей документы демонстрируют изнанку той радужной картины оккупации, которую вдохновенно рисуют многие мемуаристы. Более того, докладчица оспорила расхожее мнение, гласящее, что столкновения французов с русскими оккупационными войсками начались только при второй оккупации то есть уже после Ста дней и сражения при Ватерлоо ; по мнению Дельфины Диаз, при первой оккупации дело обстояло точно так же, как и при второй. Если в одном из предыдущих докладов упоминался «военный туризм», то Плюмозиль говорила о «туризме» сексуальном.
Благодаря искусным переговорам Канкрину удалось сократить эту цифру до 60 миллионов. Канкрин буквально «из воздуха» нашел 52 миллиона рублей, которые немедленно выдали войскам антинаполеоновской коалиции, таким образом устранив все побудительные мотивы к мародёрству. Всемирно знаменитый атаман Платов, прекрасно знавший залихватский нрав и удалые повадки своих казаков, издал приказ: «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить; наипаче не обижать ихних мадамов и мамзелей; кроме, если по взаимному согласию. Помните, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цивилизованное». Париж у ног антинаполеоновской коалиции 19 марта 1814 года была подписана капитуляция Парижа, сдавшегося на милость победителей после многодневных ожесточенных боев и безвозвратных боевых потерь антинаполеоновской коалиции числом более 8 000 человек, в том числе русских воинов в количестве 6 000 шести тысячи человек. Российский император Александр I объявил, что берет город под свое покровительство и запрещает разрушать его постройки и грабить горожан В Париже было назначено четыре коменданта: русский, австрийский, прусский и французский. С русской стороны им стал генерал-майор В.
Генерал-губернатором Парижа был назначен русский генерал барон Ф. Поздравив своего союзника прусского короля Фридриха-Вильгельма с победой, российский император сказал: «Бог рассудил нас с Наполеоном, теперь пусть потомство судит каждого из нас! Повернувшись к Барклаю де Толли, Александр I поздравил его с княжеским титулом, получением чина генерал фельдмаршала наложил на него знаки ордена Святого Георгия I степени и повелел: «Объявите моей гвардии и гренадерам, что завтра мы вступаем парадом в Париж. Не забудьте подтвердить войскам, что разница между нами и французами, входившими в Москву, та, что мы вносим мир, а не войну». В десять часов дня 19 марта 1814 года части союзной армии, главным образом русская и прусская гвардия, во главе с императором Александром I, одетом в темно-зеленый кавалергардский сюртук и восседавшем на своем белом коне Марсе, триумфально вступили в столицу Франции. Рядом с императором Александром гарцевали на конях лейб-казаки графа Орлова-Денисова — личная охрана русского государя. Встреча нашим войскам в Париже была не такова, как встреча Наполеону в Москве. Народ кишмя кишел по улицам, где ожидали государей: он стоял шпалерами, с обеих сторон их пути, с обнаженными, наклоненными головами, он бежал за государями, называл Александра избавителем. Все окна домов были отворены, тысячи рук махали оттуда белыми платками, балконы и даже крыши домов наполнены были восторженными зрителями; все надели белые банты, везде слышались восклицания: «Мир! Да здравствует император Александр!
Когда-то в одном из своих бюллетеней лета 1812 года Наполеон говорил, что приведет в Париж для показа пленных русских казаков и вот теперь они сами пришли в Париж! Казаки в компании. Художник Георг Опиц Спустя 210 лет после Отечественной войны против войск Наполеона интересно почитать воспоминания французов, какие были наши предки в их глазах. Конечно, страх перед русских войсками, годы войн и диктатуры, породили множество домыслов, искаженных фактов, но, как не крути, а это история. Рассуждая об образе «казака», отложившимся в памяти французов, необходимо учитывать, кого именно понимали мемуаристы под «казаками». Во-первых, французы, в общем-то, понимали, что «казаки» — в этническом отношении понятие собирательное и естественно «принимали их по одежке» весьма удобной в бою и внешности далекой от французской бытовой сущности. Во-вторых, французы, достоверно знали, что «казаки» далеко не всегда имели отношении даже к России. Французы писали и о «немецких казаках», и о «голландских казаках», и о «бельгийских казаках». Многочисленные банды таких ненастоящих казаков грабили население западной Европы от Рейна до Атлантического океана. В-третьих, казаки представлялись и символом всего «русского», и чем-то совершенно отличным от «настоящего русского».
Во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя». Афоризм этот приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — людьми по факту добрыми и духовно организованными. Пасхальный православный молебен на парижской площади 10 апреля 1814 года, через несколько дней после взятия союзными войсками Парижа, настал праздник Светлого Христова Воскресения. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи. Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади. Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия. Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем. Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение. Полковой священник.
Художник Георг Опиц Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту.
Мгновение великой славы: 205 лет назад русские войска вошли в Париж
Русская оккупация Парижа: галантные офицеры и «страшные» казаки | Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. |
Забытые русские герои. Взятие Парижа 19 марта 1814 | В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. |
Смотр русских войск в Париже: крупнейший парад в мировой истории
210 лет назад союзные войска взяли столицу Франции | Очередная, 210-я годовщина вступления русской армии в Париж 31 марта 1814 года происходит в условиях беспрецедентной напряженность в российско-французских отношениях. |
Русская армия вступает в Париж | Поскольку у русских военных не было проблем с деньгами, как раз накануне они получили жалование за всю кампанию 1814 года аж в тройном размере, щедрых молодых красавцев Париж встретил с распростертыми объятиями. |
Как русские Париж брали - Наследие Империи | Русский на другой день вступления в Париж, имеющий надобность до маркиза, в ту же минуту был допущен. |
2024-04-01 210-летие вступления Русской армии в Париж (1814)
Русские и союзные войска вступили в Париж | Вступление союзных войск в Париж, 31 марта 1814 года. |
Взятие Парижа русскими войсками в 1814 г. | Русский след | Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица. |
Журнал Международная жизнь - Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года | Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. |
Вступление русской армии в Париж в 1814 глазами очевидца - Родина | Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». |
Как русские солдаты вошли в Париж в 1814 г. » Военные материалы | 19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. |
При взятии Парижа в 1814 году погибли более 6 тысяч русских солдат
В течение дня все пригороды французской столицы были заняты союзниками. Штурм города продолжался до 5 часов вечера, когда возможности обороняющихся были исчерпаны, маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору. Александр I предъявил жёсткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения: «Он прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица». На закате раненый Мармон прибыл в ставку наблюдавшего за штурмом императора Александра I и вручил ему ключи от города со словами: «Сир, умоляю вас пощадить Париж! План сражения за Париж в 1814.
Дата 18 марта указана по ст. По условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции. Следует отметить, что когда русские войска ещё только вступили на территорию Франции, государь Александр I издал приказ, обязывающий солдат щадить безоружных врагов, не допускать мародерства и жестокого отношения к населению.
По воспоминанию одного из русских офицеров, «тысяча вопросов: Где Российский Император? Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками величества нашего Монарха. Все с жадностью устремляли глаза на Государя и пожирали взорами умиленность его взглядов, бросали вверх шляпы, шапки, преграждали улицы, хватались за Его коня, который, видимо, гордился столь священным бременем, и высокомерными шагами подавляя камни, озирался на все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда! Дома были наполнены, а кровли усеяны зрителями!
Из окон, украшенных наибогатейшими коврами, усыпали цветами улицы, плескали руками, развевали платки и с восторгом восклицали: «Да здравствует император Александр, воскреситель Бурбонов! Они поздравляли Его Величество со вступлением в Париж и с приобретением победоносных лавров, с уверением, что все жители столицы давно уже с нетерпением ожидали Его прибытия.
Мэр Парижа накануне 210-летия капитуляции этого самого Парижа заявила, что российским и белорусским спортсменам «будут не рады» во французской столице, если они приедут, чтобы принять участие в Олимпийских играх этим летом. Пропаганда тех времён традиционно рисовала из русских чудовищ. Но наши гусары и казаки, как всегда, оказались «вежливыми солдатами»: русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям и сдержали его. Во многих городах французское население просило свои власти о том, чтобы к ним вместо пруссаков или австрийцев прислали русских.
Так было. В книге «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы» - в числе 11 главных героев.
Взятие столицы Франции стало завершающим сражением наполеоновской кампании 1814 г, после которого французский император Наполеон I Бонапарт отрекся от трона. Разбитая под Лейпцигом в октябре 1813 г. В начале 1814 г. Русская гвардия во главе с императором Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г. В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства противника. В конце марта 1814 г.
Ведь ещё кровь дымилась на полях сражений, а Вена и Лондон, и «примкнувший к ним» Париж заключили тайный союз, направленный против России и Пруссии. Документ попадёт в руки царю. Но он отправит его в огонь камина со словами: «Забудем об этом». Великолепный жест. Но что осталось на душе! Можно понять Александра. Париж действительно «был всем ему обязан» ещё раз заглянем в роман Эриа. Благодаря энергичному заступничеству Александра, Франция освобождалась от выплаты контрибуций и возмещения ущербов, на чём настаивали союзники. Царь не согласился передать Пруссии Эльзас и крепости на Рейне. Были и другие уступки. Он объяснял их тем, что мир в Европе того стоит. Не надо разочаровывать тех, кто принял как должное падение Наполеона. Но и неразумно раздражать бонапартистов. Царь решительно против ссылки Бонапарта на Азорские острова, на чём настаивают австрийцы и англичане. Александр проявляет сострадание к судьбе побеждённого императора и предлагает ему в пожизненное владение о. Эльбу и два миллиона франков содержания правда, из кармана «реставрированного» Бурбона, которого Романов едва терпит за его спесь. Приближённые царя, бывало, давали понять ему, что находят его благожелательность к Франции чрезмерной. Критикам казались ничтожными территориальные приобретения России в обмен на страдания народа и пролитую кровь. Александр и сам видел: страна разорена, города в развалинах, финансы расстроены. Предстоит трудная восстановительная работа. И всё-таки, в этом православном человеке, наделённом высшей земной властью, представляющим всю Россию, берёт верх христианин. Он прощает поверженного, который недавно явился русскому народу в образе Антихриста.. По моему мнению, была еще одна побудительная причина у русского человека, к какому бы сословию он не принадлежал, жалеть врага, сделавшего Отечеству так много зла, сравнимого разве с Батыевым разорением и Смутой. Муравьев свидетельствует: «Русские офицеры с недоумением взирали на страну своих детских грез. Жители были бедны, необходительны, ленивы и в особенности неприятны. Француз в состоянии просидеть сутки у окна без всякого занятия. Едят они весьма дурно. Скряжничество их доходит до крайней степени; нечистота их отвратительна, как у богатых, так и у бедных людей. Народ вообще мало образован, немногие знают грамоте, даже городские жители. Кроме своего селения ничего не знают и не знают местности и дорог далее пяти верст от своего жилища. Дома поселян выстроены мазанками и без полов». Конечно, центр Парижа с его бульварами и площадями, храмами и дворцами знати, особняками богатых буржуа произвел хорошее впечатление, но «вначале вид Парижа внушал победителям только отвращение: тянулось Сен-Мартенское предместье - один из грязнейших кварталов … Дома здесь были старинные, закоптелые, с облупившейся штукатуркой, улицы тесные и вонючие, под ногами чавкала грязь, перемешанная с помоями и падалью. В глазах толпившихся здесь людей читалось враждебное отчуждение, несколько смягченное любопытством». Вы скажете, это мнение офицера. Да ведь и солдаты видели то же самое, а наблюдательность простого человека многого стоит. Больше всего солдаты были поражены тем, как встречали их, победителей, побежденные французы. Из окон свешивались белые простыни - под цвет знамен Бурбонов, улицы заполнила нарядная ликующая публика, французы рвались к Александру, целовали его коня, ботфорты; пытались, дабы выразить свою лойяльность, сбросить медного Наполеона с Вандомской колонны, и только вмешательство лейб-гвардейцев Семеновского полка помешало этому. Торопились переименовать Аустерлицкий мост, на что царь заметил: «Достаточно, что я по нему иду». Какой-то буржуа, оттеснив национальных гвардейцев, поставленных вдоль дороги для порядка, протиснулся вперёд: «Мы уже давно ждём Ваше Величество! Сначала долгое, оскорбительное для императора ожидание на Поклонной горе «бояр с ключами». Потом солдаты Великой Армии, опасливо озираясь по сторонам, делают последний бросок к Кремлю по пустынным улицам покинутого населением города из 250000 населения осталось, от силы, 15000. И сразу, в первую ночь оккупации, мщение огнем, народная безжалостная война. Нет, в глазах завоевателей Парижа «французишки» не заслуживали ни уважения, ни… мщения. Один случай еще больше уронил побежденных в глазах победителей. Тогда к Александру, повсюду передвигавшемуся с малым эскортом или вообще пешком без охраны, ринулся сквозь толпу, с воплем ужаса, молодой буржуа с ружьем наперевес. Свитский штабс-капитан перехватил «мстителя», накостылял ему шею и, отняв ружьё, отправил восвояси. Что с него возьмешь!? И так оконфузился, точнее, офранцузился. А вот пожалеть можно. Единичный пример Низкопоклонство французов, замешанное на страхе перед победителями, сменяясь постепенно на искреннее уважение. К сожалению, недолговечное. Даже немыслимый поступок генерала Воронцова был со временем предан забвению. Граф М. Воронцов тот самый «лорд и меценат», незаслуженно обиженный Пушкиным после Ватерлоо возглавил во Франции русский оккупационный корпус. Командир был озабочен прежде всего бесконфликтным сосуществованием войск и мирного населения. Когда русские вновь вошли в Париж, покинутый ими летом 1814 года, там уже хозяйничали в «прусском стиле» вояки Блюхера, который не без оснований считал, что последнее сражение с «императором 100 дней» выиграл он, а не англичанин Веллингтон. Поэтому фельдмаршал-солдафон, спесивый и злобный, способный заколоть безоружного неприятеля, был переполнен чувством мести за фатерлянд, многажды униженный Бонапартом. Париж стонал от его распоряжений и самоуправства, пока в город не вошёл с малой командой генерал Воронцов. Он был боевым военачальником, но «холодные баталии» с союзниками-пруссаками по защите мирного населения потребовали от него не меньше стойкости, чем при обороне Багратионовых флешей в 12-м году. И отстаивать территорию чести и справедливости пришлось с 1815 до 1818 года, пока русские полки не двинулись в обратный путь, на родину. Однако прославился русский генерал в Париже решением иной «проблемы».
Взятие Парижа. 31 марта 1814 года
Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж. 31 марта 1814 года русская армия Александра I во главе союзных войск торжественно вступила в Париж. 31 марта 1814 г. русские войска под командованием императора Александра I вступили в Париж.
Русские в Париже, или Конец Наполеона
Статья автора «Захар Прилепин» в Дзене: 30 марта 1814 года русские войска вошли в Париж. Сражение за Париж в кампании 1814 года было одним из самых кровопролитных в завершающем сражениии зарубежного похода русской армии. 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I вступили в капитулировавшую перед ними столицу Франции. Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. Русский на другой день вступления в Париж, имеющий надобность до маркиза, в ту же минуту был допущен.
Русская весна 1814 года в Париже
Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
Пасхальный православный молебен на парижской площади Парижане и русские казаки. Акварель австрийского художника Георга-Эммануэля Опица, очевидца событий 1814 года. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи. Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади. Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия. Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем. Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение. Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту.
И все это на фоне того, как незадолго до парижских событий армия Наполеона повсеместно крушила православные храмы, устраивая в кремлевских соборах конюшни и убивая мирных прямо под иконостасами. Тот же Новодевичий монастырь уберегла от уничтожения одна из монахинь, которая при отступлении французов чудом успела потушить подожжённый запал взрывчатки. Взаимно перенятые традиции Гарнери Луи, «Большая удача казаков». После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона. По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов.
Во время сражения Ж. Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье. Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений для армий союзников, так как всего за один день союзная армия потеряла свыше 8000 человек убитыми, из которых более 6000 были русскими.
К концу дня маршалы Мортье и де Мармон поняли очевидность своего поражения и бессмысленность дальнейшего сопротивления. В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа. Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии.
Потому что сами были вынуждены жить согласно поговорке: «Видит око, да зуб неймёт». Тот же самый артиллерист, штабс-капитан Илья Радожитский, вспоминает то, что цитируют крайне редко: «Но как у нас карманы были пусты, то мы не покушались зайти ни в одну ресторацию. Зато гвардейские офицеры наши, вкусив всю сладость жизни в Пале-Рояле, оставили там знатную контрибуцию». И в самом деле — зачем каким-то армейским артиллеристам деньги? Достаточно того, что этому воспитаннику Императорского военно-сиротского дома вообще повезло побывать в Париже. Подумаешь — без денег! Другой русский офицер, Алексей Карпов, тоже оставил воспоминания о своём пребывании в Париже.
Воспитанник Новгородского Военно-сиротского отделения для солдатских детей, он за Парижское сражение получил звание поручика. И как раз в тот момент, когда гвардия вступала в город и готовилась предаться блестящим кутежам, записал: «Так как война кончилась, следовательно, и фуражировка запретилась, а потому явился у нас в корпусе во всём недостаток, — в фураже, в провианте, даже и в дровах — а доставления ниоткуда не было. Тут мы и узнали всю тяжесть войны. Главное же начальство собралось всё в Париже, пировало от радости с Государем, а войско терпело во всём недостаток, и никто о том не думал, ни один генерал или полковой командир — всё пресмыкалось в Пале-Рояле». Впрочем, ему тоже повезло оказаться если не в самом городе, то хотя бы в Версале. Или, вернее, проходом.
В противоположность французским солдатам наполеоновской армии, осквернявших российские святыни на захваченных землях, русские вели себя учтиво. Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов. Всем было выдано денежное довольствие в размере трех годовых окладов. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений.
После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских. Они были готовы к мщению за Москву и пролитую кровь, ожидая разорения города. Но вопреки всему, парижане настороженно наблюдали за русским великодушием. Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме — работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними. Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. Фото: pbs. Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники. Взаимно перенятые традиции Утренний кофе русские переняли у французов, проникнувшись кофейными парижскими традициями.
После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона. Казаков приглашают в кофейню. Художник Георг Опиц. По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах. И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок. Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню.
С тех времен сохранилась еще одна легенда. Заходя в парижские общепиты, солдаты часто торопили обслуживающий персонал, говоря им «быстро»! Это и послужило появлению сети парижских закусочных «Бистро». Черного кобеля не отмоешь до бела Не столь сложный анализ исторического опыта показывает и убеждает русское общество в том, что заметно превосходящее нравственное благородство русского воина больше унижает, нежели восхищает неприятеля. Не отсюда ли истоки той вечной западной русофобии, так активно поощряемой коллективным западом и щедро финансируемой США, вне зависимости от её титульной нации — будь то Речь Посполитая, Французская империя, Третий Рейх или незалежная Украина, а также имена фюреров на её знаменах — будь то король Сигизмунд III, Наполеон I Бонапарт, Адольф Гитлер и прочие злодеи на том или ином отрезке истории во все времена и эпохи? Двое последних представляют государства, столицы которых русские войска в ответ на «дерзкое непочтение» российского суверенитета, геноцид русского населения и грабеж национального достояния России неоднократно ставили в «интересую позу», то бишь «брали на штык» и пускали «на поток». Поротая пятая точка производит целебное воздействие на государственные умы и немецких милитаристов и польских реваншистов. По милости императора Александра Благословленного в марте 1814 года за сожженную Москву столицу Франции — Париж не подвергли даже контрибуции. Французам лишь только погрозили царственным пальчиком, объявив манифестом императора Александра I от 30 августа того же 1814 высочайшее повеление: «Полагать памятным днем русской военной истории 19 31 марта 1814 года», именовать его отныне «днём взятия Парижа» в ознаменовании этого была учреждена нагрудная серебреная медаль в честь взятия Парижа русскими войсками. Ежегодное празднование «Дня взятия Парижа» прекратилось с началом первой мировой войны, дабы не подвергать унижением союзника по Антанте — Францию.
В советское время всё, что было связано с именем и деяниями императора Александра I, подвергалось идеологической обструкции. В постсоветское время считалось крайне неудобным напоминать Франции и её руководству о данном факте национального позора французов. И каков же итог сей исторической новеллы? Да клозетный.
Русская армия вступает в Париж
31 марта 1814 русская гвардия во главе с императором Александром I с триумфом вошла в Париж. В начале 1814 года войска шестой антинаполеоновской коалиции наступали на Париж одновременно с севера, востока и юга. англичан, попутно защищая от уничтожения чахлые европейские монархии.