Преступление и наказание. 1866. Часть первая. «Преступление и наказание» — социально-психологический и философский роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Русский вестник» в 1866 году.
Преступление и наказание
Библиотека / Наши новости / «Перелистывая роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”…» | Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологическим произведением. |
Преступление и наказание. Достоевский Ф М. Аудиокнига. | Замысел романа «Преступление и наказание» возник у Достоевского еще на каторге, но опубликовано произведение было только в 1866 году в журнале «Русский вестник». |
Преступление и наказание (слушать аудиокнигу бесплатно) - автор Федор Достоевский | Критика на роман «Преступление и наказание» появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в «Русском вестнике» в 1866 году. |
Ф. М. Достоевский. Роман Преступление и наказание | Роман "Преступление и наказание" является выдающимся произведением великого русского писателя Ф. М. Достоевского. |
История создания произведения
"Преступление и наказание" — социально-психологический и социально-философский роман Достоевского, над которым он работал в 1865—1866 годах. Cлушайте в ОК бесплатно песню Преступление и наказание. Проект рассказывает о истории создания знаменитого романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. Роман "Преступление и наказание" написан Федором Михайловичем Достоевским, причем очень быстро для такого объемного и глубоко психологического произведения.
Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина»
9 фактов о «Преступлении и наказании», которые вам не расскажут в школе | Пикабу | Достоевский Федор Михайлович бесплатно в формате epub, fb2, pdf, txt, читать отзывы, аннотацию. |
«Преступление и наказание»: почему американцы считают этот роман величайшей русской книгой? | Критика на роман «Преступление и наказание» появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в «Русском вестнике» в 1866 году. |
«Преступление и наказание»: истоки сюжета
Многие исследователи жизни и творчества Федора Михайловича говорят о том, что он, наверное, никогда бы не написал своих знаменитых романов, если бы не «пробыл у смерти три четверти часа». Речь идет о событиях, связанных с участием Достоевского в кружке Петрашевского. Достоевский сблизился с петрашевцами в 1847 году и практически сразу же начал посещать «пятницы» Петрашевского. Возникновение этого кружка было теснейшим образом связано с общественной обстановкой, сложившейся к этому времени в России. Тогда очень остро стал сказываться кризис феодально-крепостнической системы: усиливалось недовольство крестьян, все чаще в народе звучал протест против дикого произвола помещиков-крепостников. Все это не могло не отразиться на развитии прогрессивной общественной жизни. Петрашевцы ставили перед собой задачу «произвести переворот в России». Достоевский принимал в жизни кружка Петрашевского живое участие, был сторонником немедленной отмены крепостного права, выступал с критикой политики Николая I, ратовал за освобождение русской литературы от цензурного гнета, вместе с наиболее радикально настроенными членами кружка он даже предпринял попытку создать подпольную типографию. Эти действия Достоевского свидетельствовали о его стремлении найти путь искоренения общественных зол, о желании быть полезным своей Родине и своему народу, которое не покидало его до конца жизни.
В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года по личному приказу Николая I Достоевский и другие петрашевцы были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Почти девять месяцев провел писатель в сыром каземате. Но ни ужасы одиночного тюремного заключения, ни болезни, обрушившиеся на слабый организм Достоевского, не сломили его духа. Военный суд признал Федора Михайловича виновным и вместе с двадцатью другими петрашевцами приговорил его к расстрелу. Согласно этому приговору Достоевский был осужден на четыре года каторжных работ с последующим определением в солдаты. После перенесенного потрясения Достоевский писал брату Михаилу вечером того же дня: «Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь: жизнь в нас самих, а не во внешнем. Главное — остаться человеком».
Но все же после пребывания в шаге от смерти многое изменилось в сознании писателя. Отправляясь на каторгу, Достоевский был уже во многом другим человеком. В душу его стали закрадываться сомнения в истинности идей, которые поддерживались в кружке Петрашевского, которые он сам исповедовал. Он думает начать новую жизнь. На каторге Достоевский впервые близко столкнулся с народом. Он осознает, насколько далеко правительство от народа, народных идей. Эта мысль о трагическом разъединении с народом становится одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Он снова и снова возвращается к прошлому; анализируя его, пытается ответить на вопрос, правилен ли тот путь, по которому шел он и его друзья петрашевцы.
Порфирий передает теорию юноши в обесцененном, но и более адекватном и критическом варианте: пафос «необыкновенности» он низводит до эгоистического оправдания стандартного преступления. Закономерный вопрос, который Порфирий адресует Родиону: к кому же он сам себя относит, к «обыкновенным» или же к «необыкновенным». Способен ли сам Раскольников совершить преступление? Тот отвечает уклончиво: «очень может быть». Умный Порфирий также пытается уличить Раскольникова в нестыковках.
Он спрашивает юношу, не видел ли тот мужиков, которые красили, когда он в последний раз приходил к старушке-процентщице. Раскольников задумывается, и инициативу берет Разумихин. Он возмущенно напоминает и следователю, и самому Родиону, что тот приходил к Алене Ивановне за три дня до убийства, соответственно, никаких маляров там быть и не могло. Порфирий отпускает их. Глава 6 В подворотне Раскольников встречает неизвестного, который называет его убивцем , после чего тотчас уходит.
Юношу накрывает паника, и когда он оказывается дома, у него случается очередной приступ лихорадки. Ему снится очередной жуткий сон: он следует за незнакомым обвинителем, и тот приводит его в квартиру Алены Ивановны. Старушка прячется под салопом женская одежда , Раскольников раз за разом бьет ее по голове топором, но убить никак не может: она только сотрясается от смеха и смотрит на него. В ужасе он хочет убежать, но вокруг смыкается толпа людей, которые осуждают его. Он просыпается, и видит, что у него гость: это тот самый Свидригайлов, который опозорил его сестру Дуню.
Часть четвертая Глава 1 Раскольников помнит о том, что сделал Свидригайлов. Тот заявляет, что между ними гораздо больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Свидригайлов просит Раскольникова помочь ему встретиться с Дуней: его жена после смерти оставила ей 3 тысячи, а он готов ей дать 10 в знак раскаяния за содеянное. Раскольников отказывает ему. Глава 2 Раскольников в компании с Разумихиным приходят к семье Родиона.
Мать и сестра искренне рады видеть его, однако, у них в гостях Лужин. Он сердится: ведь он просил не встречаться с ним в присутствии брата Дуни и теперь отказывается обсуждать грядущее торжество. Глава 3 Лужин упрекает Дуню в том, что она не ценит чудесного шанса, который выпадает ее семье при этом замужестве. Он спасает Раскольниковых от бедности! Гордая Дуня оскорбляется этим заявлением и, кроме того, говорит, что выбирать между женихом и братом не имеет права.
Лужин выходит из себя, вспыхивает ссора. Дуня с достоинством просит его уйти. Глава 4 Раскольников является на квартиру к Соне: «комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» комната Сони Мармеладовой Раскольников интересуется, что теперь будет делать Соня, ведь после смерти Мармеладова все семейство на ней. Она говорит, что не сможет оставить несчастных на верную смерть, и тогда Родион становится на колени и кланяется ей. Соня пугается, думая, что Раскольников сошел с ума, но он объясняет ей, что в ее лице поклонился всему страданию человеческому.
Заметив лежащий на столе у «блудницы» Новый Завет, он просит прочесть ему о воскресении Лазаря. Соня читает. Их разговор не остается в тайне: за перегородкой в соседней комнате живет Свидригайлов, который слышит каждое слово. Глава 5 День спустя Раскольников вновь оказывается у Порфирия: он пришел за вещами. Следователь опять затевает с ним игру.
Утомленный и раздраженный, не в силах противиться подвохам допроса, Раскольников требует либо официально обвинить его в убийстве, либо прекратить это все. Порфирий Петрович неожиданно сообщает Родиону, что у него есть для него «сюрприз», причем не очень понятно, какой: хороший или плохой. Раскольников с расстроенными нервами собирается уйти.
Да просто весь смысл и глубину романа не реально осознать в том возрасте. Роман не детектив и название "Преступление и наказание" не об убийстве. По большому счету, само деяние тут уходит на второй план.
Мыслепреступление, преступление против моральных норм общества, преступление против самого себя и своей судьбы - вот истинная суть романа. В теории главного героя, общество делится на две категории людей - власть имеющих и дрожащих. Первая категория имеет право совершать любые преступления, впрочем для них это преступлением и не является, они просто имеют на это право, право данное им от природы.
Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. Но в комнате не было ничего особенного.
Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель и полы были оттерты под лоск; все блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.
На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. Еще третьего дня месяц как минул. За колечко вам прошлый раз два билетика [Билетик простореч. Я скоро деньги получу.
Молодой человек взял их и до того рассердился, что хотел было уже уйти; но тотчас одумался, вспомнив, что идти больше некуда и что он еще и за другим пришел. Старуха полезла в карман за ключами и пошла в другую комнату за занавески. Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал. Слышно было, как она отперла комод. У укладок всё такие ключи… А впрочем, как это подло все…» Старуха воротилась.
Да за два прежних рубля с вас еще причитается по сему же счету вперед двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с. Молодой человек спорить не стал и взял деньги.
Он смотрел на старуху и не спешил уходить, точно ему еще хотелось что-то сказать или сделать, но как будто он и сам не знал, что именно… — Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу… серебряную… хорошую… папиросочницу одну… вот как от приятеля ворочу… — Он смутился и замолчал. Я так спросил. Уж вы сейчас… Прощайте, Алена Ивановна! Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это все более и более увеличивалось.
Сходя по лестнице, он несколько раз даже останавливался, как будто чем-то внезапно пораженный. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О боже! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость!
Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина»
«Преступление и наказание» буквально пронизан подобными цепями соотношений, в результате чего художественная ткань романа необычайно уплотняется. «Преступление и наказание» буквально пронизан подобными цепями соотношений, в результате чего художественная ткань романа необычайно уплотняется. / Преступление и наказание. 4.9.
"Преступление и наказание"
Как известно, роман "Преступление и наказание" впервые публиковался на страницах журнала "Русский вестник". «Преступление и наказание» — одновременно и детективный, и социальный, и психологический, и философский роман, допускающий самые разные прочтения в зависимости от компетенции и восприятия читателя. «Преступление и наказание» написан в жанре социально-психологического и философского романа. Далее в романе «Преступление и наказание», краткое содержание по главам которого разобрано в наиболее доступной форме, Раскольников, преодолев все сомнения, убивает старушку-процентщицу топором. Работа над романом «Преступление и наказание» проходила в условиях отчаянного безденежья.
Достоевский Федор - Преступление и наказание
Виртуальный центр чтения «Читающая Брянщина» | «Преступление и наказание» — социально-психологический и философский роман Федора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в журнале «Русский вестник» в 1866 году. |
Преступление и наказание - краткое содержание | В-целом роман посвящён, как и следует из названия, преступлению и тому наказанию, которое за него последует. |
Преступление и наказание
Владимир Мирзоев уже работал с Иваном Янковским и Тихоном Жизневским во время съемок сериала «Топи», Жизневский также исполнил одну из главных ролей в детективном триллере Мирзоева «Внутри убийцы». Сам режиссер объяснил , что считает актеров соавторами, которые очень важны для него. При этом процесс кастинга на другие роли, по его словам, был достаточно сложным — чтобы найти исполнительниц Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой, Мирзоеву пришлось просмотреть более сорока актрис. Кадр: сериал «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» В основу сериала «Преступление и наказание» лег одноименный роман Федора Достоевского. Это объемное социально-философское произведение, о создании которого автор задумался еще в конце 1850-х.
К полноценной работе над романом-исповедью Достоевский приступил в 1865 году — первая версия «Преступления и наказания» была опубликована в журнале «Русский вестник» всего через год. В 1867 году увидело свет новое издание романа, несколько отличающееся от журнальной версии. Российское литературное сообщество бурно отреагировало на выход книги: она собрала как восторженные, так и максимально негативные отзывы критиков. Уже в 1880-е годы роман перевели на десять языков, а многие зарубежные авторы продолжили развивать темы, затронутые Достоевским, в своих произведениях.
Произведение Достоевского также легло в основу многих фильмов и сериалов — первый из них был показан в далеком 1910 году копия этой картины не дошла до наших дней.
К таким публикациям у него был особенный интерес: побывав на каторге и наслушавшись там историй от преступников, он научился видеть в подобных происшествиях общественный смысл и зачитывался криминальной хроникой до конца жизни. Некоторые из таких преступлений вспоминают и обсуждают между собой герои Достоевского. Другие же он переработал и вписал в события своих романов — яркой деталью или целой сюжетной линией. Примеры и того и другого можно найти в «Преступлении и наказании». Убийство произошло в Москве 27 января между 7 и 9 часами вечера. О том, что старуха будет одна, Чистов узнал накануне. В тот момент у Фоминой гостила прачка Марья Михайлова, 65 лет от роду. Втроем они сели за стол, выпили водки, закусили солеными огурцами.
Под пальто у Чистова был спрятан топор — острый, на короткой ручке. Чистов другим ударом разрубил ей шею спереди. Он был задержан через сутки и вину свою категорически отрицал. Той же позиции он придерживался всё время следствия, а в суде все обвинения опровергал. Уникальным процесс сделало упорство Чистова. Первым делом прокурор попытался избавиться от алиби, которое предоставил Чистов. Подсудимый утверждал, что в день убийства посетил нескольких своих знакомых, до каждого из которых добирался пешком, выпил чаю в трактире, а потом отправился в театр. Покровская площадь — сейчас Покровские Ворота. Однако всё осталось лежать в сугробе.
На первых порах он спрятал украденное в знакомом ему месте, но потом уже ничего не смог с ним сделать из-за того, что был схвачен.
Висбаденская «повесть», как и вторая редакция, была задумана писателем в форме исповеди преступника, но в процессе работы, когда в исповедь влился материал романа «Пьяненькие» и замысел усложнился, прежняя форма исповеди от имени убийцы, который фактически отрезал себя от мира и углубился в свою «неподвижную» идею, стала слишком тесной для нового психологического содержания. Достоевский предпочел новую форму — рассказ от имени автора — и сжег в 1865 году первоначальный вариант произведения. В третьей, окончательной, редакции появилась важная пометка: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтобы каждое мгновение рассказа все было ясно... Ответ на этот вопрос не был однозначным и для самого автора. В первоначальном замысле повести это несложная мысль: убить одно ничтожное вредное и богатое существо, чтобы осчастливить на его деньги много прекрасных, но бедных людей. Во второй редакции романа Раскольников изображен как гуманист, горящий желанием вступиться за «униженных и оскорбленных»: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.
Я вступлюсь. Я хочу вступиться». Но идея убийства из-за любви к другим людям, убийства человека из-за любви к человечеству, постепенно «обрастает» стремлением Раскольникова к власти, но движет им еще не тщеславие. Он стремится получить власть, чтобы полностью посвятить себя служению людям, жаждет использовать власть только для совершения добрых поступков: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Но в ходе работы Достоевский все глубже проникал в душу своего героя, открывая за идеей убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел странную и непостижимую «идею Наполеона» — идею власти ради власти, разделяющую человечество на две неравные части: большинство — «тварь дрожащая» и меньшинство — «властелины», призванные управлять меньшинством, стоящие вне закона и имеющие право, подобно Наполеону, во имя нужных целей переступать через закон. В третьей, окончательной, редакции Достоевский выразил «созревшую», законченную «идею Наполеона»: «Можно ли их любить? Можно ли за них страдать? Ненависть к человечеству...
Судя по черновым тетрадям, Достоевский стоял перед выбором: или оставить одну из идей, или сохранить обе. Но понимая, что исчезновение одной из этих идей обеднит замысел романа, Достоевский решил совместить обе идеи, изобразить человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове в окончательном тексте романа, «два противоположных характера поочередно сменяются». Финал романа также был создан в результате напряженных творческих усилий. В одной из черновых тетрадей содержится следующая запись: «Финал романа.
Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед.
Мы любим отдаваться цельно, без уступок, без остановок на полдороге; мы не хитрим и не лукавим сами с собою, а потому и не терпим мировых сделок между своею мыслью и действительностью. Можно надеяться, что это драгоценное, великое свойство русской души когда-нибудь проявится в истинно прекрасных делах и характерах. Теперь же, при нравственной смуте, господствующей в одних частях нашего общества, при пустоте, господствующей в других, наше свойство доходить во всем до краю — так или иначе — портит жизнь и даже губит людей». Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском 1883 — В. О Достоевском 1893 Он жив среди нас, потому что от него или через него все, чем мы живем, — и наш свет, и наше подполье.
Он великий зачинатель и предопределитель нашей культурной сложности. До него все в русской жизни, в русской мысли было просто. Он сделал сложными нашу душу, нашу веру, наше искусство, создал, — как «Тернер создал лондонские туманы», — то есть открыл, выявил, облек в форму осуществления — начинавшуюся и еще не осознанную сложность нашу; поставил будущему вопросы, которых до него никто не ставил, и нашептал ответы на еще не понятые вопросы. Он как бы переместил планетную систему: он принес нам, еще не пережившим того откровения личности, какое изживал Запад уже в течение столетий, — одно из последних и окончательных откровений о ней, дотоле неведомое миру. До него личность у нас чувствовала себя в укладе жизни и в ее быте или в противоречии с этим укладом и бытом, будь то единичный спор и поединок, как у Алеко и Печориных, или бунт скопом и выступление целой фаланги, как у наших поборников общественной правды и гражданской свободы.
Но мы не знали ни человека из подполья, ни сверхчеловеков, вроде Раскольникова и Кириллова, представителей идеалистического индивидуализма, центральных солнц вселенной на чердаках и задних дворах Петербурга, личностей-полюсов, вокруг которых движется не только весь отрицающий их строй жизни, но и весь отрицаемый ими мир — и в беседах с которыми по их уединенным логовищам столь многому научился новоявленный Заратустра.