В апреле 1917 года большевики заняли особняк Матильды Кшесинской, за что прима-балерина Мариинского театра подала на них в суд. Князь Владимир Андреевич Кшесинский погиб холостым и поэтому прямых потомков у «великолепной Матильды» не осталось. Матильда Кшесинская в 8 лет.
151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой. 1893 гг, после помолвки императора они расстались. Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой. В 1908 году Матильда Кшесинская успешно гастролирует в парижском Гранд-Опера и поражает публику своими 32 фуэте! Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года.
Матильда Кшесинская
Биография и личная жизнь матильды кшесинской Матильда кшесинская личная жизнь. 6 декабря 1971 года не стало Матильды Кшесинской. Биография балерины Матильды Феликсовны Кшесинской: личная жизнь, роман с Николаем II, фильм о ней, особняк, в старости, сын. Матильда Кшесинская с сыном Владимиром.
Карьера балерины
- Любимая балерина императора. Жизнь и судьба Матильды Кшесинской
- Матильда Кшесинская: биография
- События биографии
- Кшесинская, Матильда Феликсовна — Википедия с видео // WIKI 2
- Почетная солистка всея Руси. Заключительная часть
- Балетный роман
Женские судьбы. Матильда Ксешинская
О помолвке российского престолонаследника с гессенской принцессой было объявлено 7 апреля. В ноябре состоялось их бракосочетание. Любовные отношения с балериной были прекращены по инициативе цесаревича еще до помолвки. Гастроли прошли с большим успехом. Пока Кшесинская отсутствовала, на место первой балерины стала претендовать итальянка Пьерина Леньяни. Она сразу же покорила петербургскую публику своей искрометной техникой. Но Матильда не осталась одна. Николай перед женитьбой поручил ее заботам своего друга и двоюродного брата, Великого князя Сергея Михайловича. Тот стал не только официальным «покровителем» Матильды, но и ближайшим ее другом. Великий князь Сергей Михайлович Ее сердце недолго было свободным.
Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной. Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Продолжали покровительствовать Кшесинской и старшие Великие князья, братья покойного императора, не меньше своего племянника очарованные этой маленькой балериной. Да и сам Николай продолжал следить за карьерой своей бывшей возлюбленной. В программе коронационного торжества значился парадный балет «Жемчужина» на сцене Большого театра, где для общих репетиций балетная труппа Мариинки должна была соединиться с труппой Большого театра. Балет ставил Петипа на музыку Риккардо Дриго. Главные роли исполняли Леньяни и Павел Гердт.
Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным, и никакой роли не дали. Оскорбленная Кшесинская бросилась к Великому князю Владимиру Александровичу, который ей покровительствовал. В результате дирекция получила личное распоряжение императора ввести Кшесинскую в балет. Положение Кшесинской было восстановлено. В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Она была действительно чрезвычайно талантливой танцовщицей, с огромным упорством работавшей над собой. Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда это представлялось невозможным: в русском балете царили итальянские балерины. В каждой из ролей Матильда буквально блистала: она выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями - бриллиантами, жемчугами, сапфирами, подаренными ей очарованными Великими князьями и самим Николаем.
Она объясняла это тем, что публика пришла посмотреть на красивый танец ведущей балерины, и не надо лишать зрителей удовольствия увидеть любимую танцовщицу в нарядном платье, которое ей к лицу. Кроме того, не носить подарки своих высоких покровителей значило проявить неуважение. Говорят, что Матильда предпочитала старинные драгоценности и не особо уважала изделия фирмы придворного ювелира Карла Фаберже. Тем не менее, и тех, и других у нее было множество. Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей из магазина Фаберже оказывалась потом в шкатулке Матильды Кшесинской. В октябре 1898 года специально для Кшесинской был возобновлен долго не шедший балет «Дочь фараона». Роль Аспиччии полностью соответствовала вкусам и способностям Кшесинской и стала одной из вершин в ее карьере. Через несколько лет эскизы всех костюмов к этому балету были сделаны заново. К костюму Кшесинской полагалась диадема в египетском стиле.
Она так понравилась Матильде, что специально для нее ювелиры Фаберже сделали точно такую же, но с настоящими камнями - шестью крупными сапфирами. Она считалась всесильной хозяйкой Мариинского театра. Ее любовником был сам Великий князь Сергей Михайлович, президент Русского театрального общества, двоюродный брат и друг детства императора! Матильда сама выбирала, когда и в каких балетах будет танцевать, о чем ставила в известность директора. Перед выступлениями Матильда преображалась: постоянные репетиции, никаких визитов и приемов, жесткий режим, диета. День спектакля она проводила в постели, практически без еды. Она выходила на сцену - зал замирал от восторга. В 1900 году Кшесинская танцевала бенефис в честь десятилетия своего пребывания на сцене - в обход правил, согласно которым балеринам давали бенефисы только в честь двадцати лет и прощальный, перед выходом на пенсию. Обычно император вручал бенефициантам так называемый «царский подарок»-золотые часы или медаль.
Кшесинская через Сергея Михайловича попросила императора выбрать что-нибудь поизящнее, и Николай преподнес ей бриллиантовую брошь в виде змеи с крупным сапфиром от Фаберже. Как было сказано в сопроводительной записке, Николай выбирал подарок вместе с женой. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды. Великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — пишет Кшесинская. На обеде после бенефиса Кшесинская познакомилась с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, хотя Кшесинская и была старше его на шесть лет. Андрей засмотрелся на Матильду и опрокинул ей на платье бокал вина, и она увидела в этом счастливое предзнаменование. Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала — завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.
Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим. Матильду взял под свое покровительство отец Андрея, Великий князь Владимир Александрович. Ему очень нравилась эта балерина - и как говорили, не только в качестве подруги его сына. Он часто устраивал ужины, на которые приглашал Матильду, а на Пасху подарил Кшесинской яйцо от Фаберже. Такие яйца делались только по заказу царской семьи; всего было изготовлено лишь 54 штуки Великий князь Владимир Александрович В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой.
Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь. Сезон 1900-1901 не обошелся без скандалов. На этот раз камнем преткновения стал балет «Камарго». В одном из актов Матильда должна была исполнять русский танец в костюме времен Людовика XV — в пышных юбках с фижмами каркас из ивовых, стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке — прим. Однако когда этот балет в свое время демонстрировала Леньяни, Кшесинская заметила, что подобное облачение сковывает движения. Кроме того, Матильда была небольшого роста, и в столь пышных одеждах она выглядела, по ее собственному признанию, уродливо. Естественно балерина рассказала о своих опасениях режиссеру и попросила избавить ее от ненавистных фижм.
Она первая освоила 32 фуэте, знаменитое вращение Одиллии в «Лебедином озере», о котором знают даже те, кто не сильно интересуется балетом. Я просила сестру и верных друзей прийти на репетицию и откровенно мне сказать свое мнение, могу ли я еще выступать на сцене или нет. С каждым годом я, конечно, становилась технически сильнее и опытнее, но иногда артистка к концу своей службы не замечает, что ей пора покинуть сцену и уйти в полном блеске, а не совершать ошибки, как часто бывает, - не уходить тогда, когда силы уже начинают сдавать, и не оставлять по себе последнее невыгодное впечатление», — напишет она много позже в своих «Воспоминаниях». Судьбоносное для нее знакомство произошло, когда ей было всего 18 лет. На обеде в честь выпускного спектакля она оказалась соседкой по столу юного цесаревича, будущего Николая II. В тот же вечер она записывает в своем дневнике: «А все-таки он будет моим». Про этот роман уже говорено и переговорено, поэтому отмечу только две вещи. Кшесинская была из балетной семьи и поэтому «правила игры» понимала прекрасно — она может быть лишь романтическим эпизодом в жизни будущего императора. Понимала и принимала. И еще важное замечание. Мне кажется, многие воспринимают Мариинский театр того времени как какой-то эквивалент публичного дома. Да, у сильных мира сего любовницу из балетных иметь было престижно. И да, нравы там были гораздо свободней. Но балерины, а уж тем более прима-балерины, всегда имели возможность выбора, их надо было завоевывать. К их ногам бросали не только кошельки, но и сердца, и жизни. Вероятно, Кшесинская была самой очаровательной девушкой своей эпохи, иначе как объяснить, что многие мужчины самой влиятельной семьи России оказались ею покорены. В мемуарах директора императорских театров, князя Сергея Михайловича Волконского, Матильда предстает отнюдь не душкой. Еще раз напомню, Кшесинская из театральной семьи, и законы жестокого мира Мельпомены и Терпсихоры усвоила с детства. Хочешь оставаться на плаву — интригуй. Ну а всякие мелкие балетные гнусности, вроде толченого стекла в пуантах, не нужны, когда имеешь таких покровителей. Возможно, автор мемуаров несколько пристрастен по весьма банальной причине: в отставку он вынужден был подать из-за нежелания Малечки надевать костюм с фижмами, утвержденный для исполнения роли. Подумать только, такая ирония, потерять работу буквально из-за женской юбки. Следующий директор императорских театров, Владимир Аркадьевич Теляковский, печальный опыт своего предшественника вынужден был учитывать.
Интересным моментом является то, что любовная история получила полное одобрение матери Николая, императрицы Марии Федоровны. Обоснованием служил тот факт, что до этого момента Николай не проявлял заинтересованности в девушках. За время романа Матильда обзавелась многочисленными роскошными подарками, к числу которых относился шикарный особняк, ранее находящийся в собственности композитора Римского-Корсакова. Развитие отношений. Следует сказать, что чувства молодых людей были взаимными. Матильда всегда с нетерпением ждала появления Николая на своих премьерах и танцевала в эти моменты с особым вдохновением. Наследник престола, с свою очередь, стремился видеть возлюбленную как можно чаще. Так, после того, как он пребывал в длительной поездке в Японии, после приезда он первым делом отправился к Кшесинской. Как и любой наследник престола, Николай рано или поздно вынужден был жениться.
Российские и европейские критики писали о ее безупречной технике и «идеальной легкости». Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине особняк. Позже она вспоминала, как Николай танцевал в гостиной ее нового дома — исполнял партии Красной Шапочки и Волка из балета «Спящая красавица». Их роман закончился в 1894 году, когда умер Александр III. Матильда Кшесинская уехала на гастроли в Монте-Карло, затем в Польшу. В Варшаве ее ожидал триумф. Специально для Матильды Кшесинской Мариус Петипа включил в парадный спектакль партию «желтой жемчужины». После премьеры сам хореограф, обычно сдержанный в оценках, назвал Кшесинскую первой звездой русского балета. Балерина тщательно готовилась к каждому выступлению. Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк — 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим». Владимир Теляковский, театральный деятель Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки.
Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос.
В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, — ответила на мой вопрос она». В 1917 году балерина с сыном покинула Петербург, уехав в Кисловодск к возлюбленному Андрею Владимировичу, а затем семейство обосновалось во Франции. Там Матильда вышла замуж за любимого мужчину и одновременно с этим обрела титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.
В 1929 году в Париже открыла балетную школу, которая стала ее единственным источником дохода.
Этот дневник вошел в книгу «Матильда и Иосиф Кшесинские. Воспоминания» 2018.
Среди других документов этого фонда — письмо директору Императорских театров И. Всеволожскому с упоминанием итальянской балерины П. Леньяни, написанное в 1890-е годы, ряд писем к М.
Кшесинской, в том числе Великого князя Андрея Владимировича 1915 , А. Плещеева 1915. Это фонды деятелей театра и балетных критиков, но также и фонды организаций.
Например, личное дело М. Кшесинской на 7 листах 1904 г. В этом году она официально покинула Императорскую сцену, оставив за собой право на разовые выступления по контрактам.
Наиболее распространенным типом материалов, имеющим отношение к М. Кшесинской, являются фотографии в ролях и программы спектаклей. Фотографии и фотооткрытки можно найти в фондах Д.
Программы спектаклей «Карнавал» и «Дон Кихот» в фонде Л. Кроме того, в разных фондах встречаются статьи о творчестве М. Кшесинской, воспоминания о ее выступлениях.
Волынского к М. Кшесинской без даты, письма и телеграммы балерины к нему 1912-1913 годов. Можно отметить альбомы, в которых есть автографы Кшесинской, ее фотографии.
Несколько альбомов относятся к категории «особо ценные». В альбоме А. Бахрушина, обтянутом парчой, находятся автографы более ста выдающихся деятелей театра, художников, театральных и литературных критиков, писателей, коллекционеров и критиков.
Записи начинаются в 1894 году и заканчиваются в 1910 году, то есть альбом соответствует периоду, когда началось строительство нового дома, в котором несколько помещений отводилось под театральную коллекцию, и временем, когда эта открытая для доступа профессиональной публике коллекция получила статус музея при Академии Наук. Этот альбом может служить свидетельством того, как постепенно менялся круг лиц, приходивший к коллекционеру, как возрастало число знаменитостей. В этом альбоме около 200 листов, автограф очень мелким почерком Матильды Феликсовны находится на листе 158 — «И тот счастлив, кто видел.
Вероятно, запись была сделана после знакомства с обширной театральной коллекцией, которую А. Бахрушин начал публично показывать с середины 1890-х годов. Известно, что в ней была уникальная коллекция балетных туфелек со времен М.
В этот же день свои автографы оставили Н. Легат и Э. На предшествующих листах встречаются автографы нескольких артистов балета В.
Гельцера, М. Мордкина, М. Петипа, А.
Павловой, С.
Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II. Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем». Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре — из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, — писал Теляковский в воспоминаниях. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину.
В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать балет этот был «Тщетная предосторожность» , Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе.
Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить». Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица». Матильда Кшесинская на сцене Мариинского театра Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа.
По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии. Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской. Прима-балерина Матильда Кшесинская Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе.
Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей. Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. Отстреленный нос В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко. Откуда взялось все это великолепие?
Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны. Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала. Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год. Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль.
Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам. Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную. Артистка по жизни Биография Матильды Кшесинской имела взлеты и падения. После бенефиса и ухода из Императорских театров она не работала всего год. В 1905 году дирекция позвала ее обратно.
Но на этот раз Кшесинская была, так сказать, приходящей звездой. Все эти годы балерина выступала на юбилеях своих друзей. Также танцевала в паре со знаменитым Вацлавом Нижинским. Матильда выступала в Парижской опере, где ей рукоплескала Европа. Двадцатый юбилей В 1911 году Кшесинская праздновала свой 20-ый юбилей служения в Императорском театре. В тот вечер Матильда Феликсовна исполняла: первое действие балета «Дон Кихот»; 3-е действие балета «Пахита»; 2-е действие балета «Фиаметта».
Конечно же, на балете присутствовал Государь Николай 2 с супругой. В качестве подарка на юбилей они преподнесли Матильде бриллиантового орла продолговатой формы Николаевских времен в платиновой оправе для ношения на шее. Конечно же, она надела и танцевала в ней. Андрей Владимирович в честь юбилея подарил любимой бриллиантовый обруч на голову с шестью крупными сапфирами. А Сергей Михайлович коробку из красного дерева работы Фаберже в золотой оправе, в которую были уложены желтые бриллианты. Тогда она имела оглушительный успех и купалась в овациях благодарной публики.
И именно в этот вечер после спектакля из окна своей уборной она увидела, как Государь собирался ехать домой после спектакля. Тогда он несколько секунд смотрел в окна ее уборной. Именно в те окна, где она стояла 20 лет тому назад еще совсем юной девушкой и смотрела ему в ответ.
Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники. В Стрельне появился детский домик для маленького Вовы. Там были обустроены две небольшие комнаты со всем необходимым: посудой, мебелью, серебром. Дом был окружен деревянным забором с красивой калиткой. Малыш имел свой автомобиль, подаренный приемным отцом Сергеем Михайловичем. За рулем этого маленького авто он ехал от дачи до своего домика, где по традиции отмечались все детские праздники. Практически сразу после рождения сына балерина продолжила концертную деятельность.
Она по-прежнему исполняла все главные партии в театре, активно гастролировала по миру. Ей аплодировали в Польше, Англии, Австрии и Франции. Получила приглашение поехать в Америку. Но предпочла свой театр. В деньгах она не нуждалась, жизнь ее была обеспеченной, ей хотелось как можно дольше блистать на родной сцене. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской всегда были предметом интереса и отечественной, и зарубежной прессы. О ней писали театроведы, хореографы, бульварные журналисты. Одних интересовало ее творчество, других — подробности личной жизни. И те, и другие находили богатейший материал для статей. Биография и фото балерины Матильды Кшесинской украшали страницы самых известных изданий мира.
Знакомство с Дягилевым Знакомство с известным балетмейстером Сергеем Дягилевым состоялось в 1900 году. В то время они были почти ровесники, и между ними завязалась нежная дружба. Он мне сразу очень понравился своим умом и образованностью. Я любила с ним поговорить и пользовалась большим его вниманием. У него были пышные волосы с седою прядью на лбу, за что он был прозван «шиншилла». Когда он входил в директорскую ложу, в то время как я танцевала мою вариацию, вальс в «Эсмеральде», мои подруги по сцене подпевали: Сейчас узнала я, Что в ложе «шиншилла», И страшно я боюсь, Что в танцах я собьюсь из дневника Матильды Кшесинской. Дягилев меня почти всегда провожал после спектакля домой, и наши беседы были очень интересны из дневника Матильды Кшесинской. Дружбе не суждено было стать крепкой, соперничество, зависть, амбиции разрушили этот творческий союз. Продолжение отношений станет возможным только в 1911 году. После двухлетней нашей ссоры С.
Дягилев, по-видимому, убедился, что ему гораздо лучше и выгоднее помириться со мною, нежели ссориться, и потому решил восстановить со мною добрые отношения и нашу старую дружбу… Он меня пригласил выступить у него в Лондоне, в Ковент-Гарден, в осеннем сезоне, а в 1912 году - в Вене и Будапеште и кончить весною в Монте-Карло из дневника Матильды Кшесинской. Декорации и костюмы для балета «Лебединое озеро» Матильда Кшесинская оплатила лично. Лондон замер в ожидании чуда. Один из критиков писал: Наконец, Кшесинская и Дягилев, две наиболее сильные личности в России, помирились. У них часто бывали бурные столкновения, и они бывали то союзниками, то врагами, но они уважали друг друга и обладали редким качеством - отсутствием злопамятности. Успех был ошеломляющим. Матильда была так хороша, что затмила на сцене молодого партнера Вацлава Нижинского, гордого и самолюбивого танцора. После спектакля он устроил скандал, кричал, что никогда не будет больше танцевать на одной сцене с Кшесинской. Ссору прекратил Сергей Дягилев. Прощальный танец балерины.
Эмиграция Высокие связи, поддержка дома Романовых — все это значимая часть биографии Кшесинской. Но годы бегут неумолимо. В балетных школах зажигаются новые звездочки. Матильда задумывается об окончании карьеры балерины. Она решает, что 1904 год станет последним в ее творческой карьере. У нее еще будут успешные гастроли во Франции, она сыграет несколько партий в родном театре. После революционного восстания в Петербурге Кшесинская лишилась и дома, и дачи, вынуждена была снимать квартиры. Опасаясь оставаться в городе в эти смутные времена, Матильда принимает решение отправиться к Андрею Владимировичу, находившемуся в это время с матерью в Кисловодске. Она была уверена, что смута не продлится долго и что буквально осенью все встанет на свои места, и они с сыном вернутся в свой дом. В Кисловодске Владимир успешно окончил местную гимназию.
Летом 1918 года революционная волна докатилась и до Кавказа. Андрей был посажен под домашний арест, откуда бежал и скрывался в горах. Матильда с сыном и еще десятками беженцев отправились искать убежища к морю. Вернувшись в конце 1919 года обратно в Кисловодск, они приняли решение бежать за границу. Получив французские визы, семейство покидает родину. Краткая биография Матильды Кшесинской в России была завершена. Ее ждала Европа. Интересные факты биографии Кшесинской Балерины в императорских театрах имели звания в соответствии с особым распорядительным уложением. Низшие танцовщицы именовались кордебалетом, за ними стояли корифейки, танцовщицы II и I состава, солистки, и только потом балерины, которых не могло более 5-6 в одно время. Матильда Кшесинская получила звание заслуженной артистки императорских театров после нескольких лет работы на Мариинской сцене.
Она единственная удостоилась права быть прима-балериной, то есть самой-самой среди лучших. Больше никому такое звание не присуждалось.
30 ноября 2020 Матильда Кшесинская. Подлинная история примы-балерины Мариинского театра
Жизнь сына Матильды Кшесинской пришлась на неспокойное время и потому была наполнена событиями, как счастливыми, так и трагичными. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Надпись на памятнике Матильды гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Матильда Кшесинская была легендой русского и европейского балета — амбициозной, практичной, талантливой и очень сильной.
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
Пока Кшесинская-влюблённая страдала, Кшесинская-балерина блистала перед публикой. Первые 32 фуэте в России Балетная школа России XIX века, будучи знаменитой во всём мире, сильно отличалась от других европейских школ технически. Характерными особенностями русского балеты была выраженная мягкая пластика поз, а также так называемые «мягкие руки». Но вот чего не доставало российскому балету того времени, так это высокой техники ног — тех самых бесконечных фуэте, безумных кружений, которые так впечатляют зрителей в Мариинском театре сегодня. Фото: mariinskykirov. Именно итальянские балерины впервые стали исполнять фуэте — виртуозные стремительные повороты на одной ноге. С развитием балетной техники максимальное количество фуэте увеличивалось, пока не дошло до канонических 32. Впервые в России 14 фуэте подряд исполнила в 1887 году на сцене Мариинского театра балерина из Италии Эмма Бессон. Тогда Кшесинской было всего 15 лет — будущая прима училась в Императорском театральном училище и о славе пока только мечтала. Фото: ClassicalMusicNews. Ru Позже рекорд Эммы Бессон в 1883 году побила также приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни — она исполнила 32 фуэте.
Но первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте на сцене Мариинки, стала именно Матильда Кшесинская. Тут нужно понимать, что «32 фуэте» итальянки и «32 фуэте» русской балерины — вещи совершенно разные по объёму приложенных для их исполнения усилий. В Императорском училище таким вещам просто не учили. Кшесинская сама выучила «трюк», совершенно немыслимый для российских балерин конца XIX—начала XX века. Большинство её коллег и соперниц не могли повторить этот виртуозный элемент не только технически, но и физически — по воспоминаниям современников, уже после восьмого фуэте у них начинала невыносимо кружиться голова. Фото: Wikimedia Commons Позже, после того, как 32 фуэте прочно вошли в арсенал Кшесинской, Мариус Петипа — главный балетмейстер России второй половины XIX века — стал изменять хореографию партий, которые танцевала Матильда, с учётом её особых, выдающихся способностей. Техника «Малютки Мали» серьёзно опережала её время — и с этим соперницы балерины бороться не могли. Шампанское до утра и балетная дисциплина Но на один лишь природный талант делать ставку нельзя, и Матильда прекрасно это понимала. Помимо репетиций в Императорском театре, она занималась сама — брала частные уроки, в том числе у разных итальянских преподавателей. Так, одним из её репетиторов был знаменитый итальянский балетмейстер Энрико Чеккетти.
И даже став примой Мариинки, Кшесинская не ослабляла дисциплины. Фото: Wikimedia Commons За месяц до спектакля балерина прекращала светскую жизнь, не выезжала в гости и не устраивала приёмов у себя. Ничто не должно было отвлекать великую танцовщицу от репетиций. С утра до вечера Кшесинская тренировалась, часами не покидая балетного зала. Режим также резко менялся: любившая в обычное время пить шампанское до утра, балерина ложилась спать строго в десять часов весь месяц перед спектаклем. Икра и ананасы для идеальной фигуры Каждое утро Кшесинская взвешивалась, и, если вес хоть немного «выходил за пределы», она тут же садилась на диету. Правда, современники вспоминали, что любившая роскошь и красивую жизнь балерина и на диете старалась получать удовольствие — так, в её «ограниченный рацион» якобы входили икра и ананасы. Фото: Wikimedia Commons Сутки перед спектаклем Матильда проводила в постели, чтобы к вечеру самого важного дня быть в идеальной форме. В полдень она позволяла себе лёгкий завтрак, после чего уже, как правило, не ела ни крошки. В театр она приезжала не меньше, чем за два часа до спектакля — чтобы успеть размяться и наложить грим.
И это в начале XX века, когда Россия была в шаге от катастрофы. К тому же высокопоставленные покровители балерины не только просили за нее, но и осыпали дарами. В своих воспоминаниях, написанных спустя годы, в эмиграции, она с любовью вспоминает все те чудесные драгоценные безделицы, которыми ее одаривали. Кшесинская обладала внушительной коллекцией драгоценностей работы Фаберже. Свои балетные партии она также предпочитала танцевать в настоящих, а не бутафорских, украшениях. Даже нищенка Пахита в ее исполнении носила натуральный жемчуг и бриллиантовые сережки. Еще один впечатляющий подарок от Сергея Михайловича — дача в Стрельне. У Малечки был хороший вкус, а у Сергея Михайловича, видимо, неисчерпаемые ресурсы. Кшесинская побаивалась темноты, поэтому ее верный рыцарь построил электростанцию, чтобы освещать и загородный дом, и огромный парк. Когда Большой Стрельнинский и императорский дворец в Петергофе еще тонули в темноте, уютный дом Кшесинской наполнялся ярким светом.
Интерьеры этой дачи часто публиковались в журнале «Столицы и усадьбы. Журнал красивой жизни» - этаком аналоге современного журнала «Tatler», но с гораздо большим вкусом. Когда в этом имении устраивались приемы, проходящие поезда меняли свое расписание для нужд высокопоставленных гостей балерины. Шик, блеск, красота. В 1902 году она родит сына — Владимира. До революции он будет носить отчество «Сергеевич», потом - «Андреевич», так что, кто именно из Романовых являлся родителем, доподлинно не известно. Отцовство готовы были признать оба, но сама Кшесинская утверждала, что отец — Андрей Владимирович. Всем петербуржцам известен особняк на Каменноостровском проспекте. Меня и тысячи других ленинградских тинэйджеров в этом дворце принимали в пионеры. Конечно, к тому моменту от скандальной балерины там даже памяти не осталось, это был уже Музей революции, который сейчас стал Музеем политической истории, а первой хозяйке особняка в нем посвятили целую выставку.
Там представлены архивные документы, письма, личные вещи, костюмы Кшесинской. Во время февральской революции, когда пришлось в спешке выехать из особняка, его занял революционный комитет, а с балкона Ленин толкал одну из своих знаменитых речей. Матильда решилась подать на захватчиков в суд с требованием выехать и компенсировать ущерб.
Из него годами тянула деньги бывшая возлюбленная, сохранившая компрометирующие его записки. Судьба наших героев сложилась по-разному. Ники женился на своей Алисе, стал императором, отрекся от трона и погиб в Екатеринбурге.
Маля пережила любовника на пятьдесят три года. Сразу после романа с ним она поступила под официальное покровительство кузена Николая II, великого князя Сергея Михайловича. Одновременно ей приписывали роман с дядей императора великим князем Владимиром Александровичем. Через некоторое время она сошлась и с его сыном, великим князем Андреем Владимировичем. Кроме них были «симпатичнейшие» дипломаты, гусары, танцовщики. В 40 лет Кшесинская влюбилась в юного партнера по сцене Петра Владимирова.
Андрей Владимирович вызвал его на дуэль в Париже и прострелил красавцу нос. При этом Кшесинская успевала танцевать главные партии, то «навсегда уходить» со сцены, то опять возвращаться, — и так вплоть до 44 лет. Она полновластно распоряжалась в Мариинке, отбирала репертуар и назначала исполнителей. Кто говорит — великому князю Сергею Михайловичу, а кто великому князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове». Про Кшесинскую говорили, что она обвенчалась со всем домом Романовых. Те платили ей драгоценностями перед революцией Кшесинская только украшений накопила на два миллиона рублей , виллами, домами.
Когда стало очевидно, что бриллианты и сапфиры, которые надевает Кшесинская на сцене, оплачены из военного бюджета страны, она стала одним из самых ненавистных персонажей царского Петербурга. Неслучайно большевики заняли под штаб именно ее новый особняк на Кронверкском проспекте. Однако ничего вернуть уже не смогла и вместе с великим князем Андреем Владимировичем и сыном убежала во Францию. Там она быстренько проигралась в рулетку, французскую виллу пришлось продать, Кшесинская переехала в Париж, где открыла свою школу. Сын ее вырос щеголем и красавцем. Он любил намекать, что настоящим отцом его был Николай II, но никто ему не верил.
Эмигранты называли его Вово де Рюсси — «Вова всея Руси». Какое-то время он верил, что сумеет договориться с Советами и ему позволят царствовать, хотя бы номинально. Во время Второй мировой войны он попал в концлагерь.
В 1929 году Кшесинская открыла балетную студию в Париже. Дав первый урок в студии в апреле 1929 года, через несколько лет она принимала уже сотню учеников. В 1936 году, в возрасте 64 лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент-Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер — легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике.
Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! В эмиграции, помимо творческой карьеры и преподавания, Кшесинская занималась и написанием мемуаров впервые изданы в 1960 году в Париже, а первое издание на русском — в Москве в 1992 году. Знаменитая балерина была замужем.
Спорная личность
- Муж Матильды Кшесинской
- Афродита Мариинская. 150 лет назад родилась Матильда Кшесинская
- Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской - Российская газета
- Сейчас популярно
- Биография Матильды Кшесинской: жемчужина русского балета. ~
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Детство и юность
- 151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография скандальной балерины и фаворитки царя
- Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь
- «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»
- Судьбоносный ужин
- Фото: Матильда Кшесинская
- Матильда Феликсовна Кшесинская
Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь
Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья | Балерина Матильда Кшесинская брала особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. |
Матильда Кшесинская – биография, фото, личная жизнь, роман с Николем II, рост и вес, смерть | Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. |
151 год со дня рождения Матильды Кшесинской: биография балерины, отношения с Николаем II | Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. |
30 ноября 2020 Матильда Кшесинская. Подлинная история примы-балерины Мариинского театра
Кшесинская, Матильда Феликсовна | Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. |
Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской | Матильда Кшесинская (Matilda Kshesinskaya). |
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Матильда Феликсовна Кшесинская родилась (19) 31 августа 1872 года в Лигово (под Петербургом), в семье артистов балета Мариинского театра. Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской. Самой большой и самой известной любовью Матильды Кшесинской стал наследник российского престола Николай Второй. Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ.
Матильда Кшесинская
Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга. Сценическая жизнь оставляла мало свободного времени, но судьба маленькой Целины, официально считавшейся дочерью брата, находилась под пристальным вниманием Матильды Кшесинской.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Впрочем, эта публикация не о скандалах, а о большой любви Ники и Мали — так называли друг друга Цесаревич и юная балерина. В основе материала — дневники Матильды Кшесинской, которые хранятся в фондах Театрального музея имени Бахрушина и недавно были опубликованы в газете «Московский комсомолец», а также мемуары артистки, написанные ею в 1950-х годах в Париже. Некоторые усомнились в подлинности «интимного дневника» из музея Бахрушина записи охватывают период с конца 1886 года по начало 1893 года — как раз в это время развивались отношения Мали и Ники , однако сотрудники музея и журналисты настаивают: мы имеем дело с историческим документом. Приготовьтесь, вас ждет удивительная, трогательная история. Матильда родилась 31 августа 1872 года в Лигове. Ее отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и известным педагогом, так что балет девушке был написан на роду. В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь — на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством. Пятница, 23 марта 1890 г. Состоялся наш школьный спектакль. Мы сговорились просить Государя сесть за наш стол. Наследник, что-то сказав, сел возле меня.
Мне было очень приятно, что Наследник сел возле меня. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил. Он меня спросил, кончаю ли я в этом году училище, и, когда я ему ответила, что кончаю, он добавил: «И с большим успехом кончаете! Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица. Александр III осыпал Матильду комплиментами. Но все ее внимание было приковано к 22-летнему наследнику престола. Вот что она написала в мемуарах: «Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», — писала о том вечере Кшесинская.
Понедельник, 16 сентября 1891 г. Разговаривала на репетиции с Таней Н. Она сказала, что Евгений Волков — один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Евгений говорит, что я бы с ним Наследником — прим. Суббота, 4 января 1892 г. Я пошла по коридору 2-го яруса театра. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой.
Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть. Роман Матильды и Николая не был скоротечным. Долгое время они виделись лишь в театре или во время прогулок по центру Петербурга. Но оба чувствовали: что-то происходит. Матильда, даже танцуя сложные партии, успевала заметить, на кого посмотрел в бинокль цесаревич, ревновала и ждала первого шага с его стороны. Помог обычный фурункул на глазу. Николай пришел в дом, где Кшесинская жила с сестрой и родителями, чтобы справиться о ее самочувствии. Представился он… гусаром Волковым! Среда, 11 марта 1892 г.
Произошло нечто такое, чего я совсем не ожидала. Сегодня днем мне делали маленькую операцию над глазом обычный фурункул — прим. К вечеру я совсем расхворалась, у меня очень болел глаз, нос и голова. Я даже стала плакать, и чтобы немного успокоиться, я легла; но почти сейчас же раздался звонок. Было 11 час. Горничная доложила, что меня спрашивает Евгений Николаевич Волков, один из сослуживцев Цесаревича по гусарскому полку — прим. Но каково же было мое удивление, увидев вместо Евгения пред собой Цесаревича! Впрочем, я не особенно растерялась и, поздоровавшись прежде всего, пошла сказать, чтобы никто не приходил ко мне в комнату. Цесаревич пил у нас чай, был у нас почти до 1 час. Я все время сидела в углу в тени, мне было неловко: я была не совсем одета, т.
Мы без умолку болтали, многое вспоминали, но я от счастья почти все перезабыла. Цесаревич сказал, чтобы я ему писала письма, он будет писать тоже и обещал написать первый. Я, признаюсь, не знала, что это можно, и была чрезвычайно обрадована. Он выбрал несколько моих карточек и просил их ему прислать. Я очень была довольна, когда Цесаревич сказал, что будет нас [с сестрой] Юлией Кшесинской, тоже балериной — прим. Он непременно хотел пройти в спальню, но я его не пустила. Опять приехать к нам он обещал на Пасху, а если удастся, то и раньше. Перед уходом он вымазал себе руки сажей, и мы дали ему обмыть руки духами. Воображаю, что подумает его Мама Императрица Мария Федоровна — прим.
Отец Матильды Ф.
Кшесинский, узнав, что его дочь собирается жить отдельно и что к ней может приезжать наследник, поставил условие, что с ней будет жить ее сестра Юлия. Кшесинская пишет в дневнике об очередной встрече с наследником: «Цесаревич приехал в 12-м час. Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! На прощание мы несколько раз поцеловались». Однако Николай Александрович не хотел, чтобы его отношения с М. Кшесинской принимали серьезный характер. Кшесинская была сильно огорчена, что на спектакле наследник слишком долго смотрит на кого-то в бинокль. Балерина поспешила написать цесаревичу письмо, которое и привела в своем дневнике: «С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя.
Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет». Цесаревич не спешил отвечать Кшесинской. Ответ от него она получила только 4 апреля 1892 г. Такой, право, лентяй! Мог бы на Страстной неделе писать чаще! А я ему три дня кряду письма отсылала». Николай II, и будучи наследником, и став императором, смотрел балет только до Великого поста. Разглядывание балерин во время поста считалось грехом. Видимо, католичку М.
Кшесинскую это обстоятельство не смущало. В первый день Светлой седмицы цесаревич навестил Кшесинскую и пробыл у нее несколько часов. В тот день Матильда Феликсовна отметила в дневнике: «Ему очень понравилось мое платье. Мне было очень приятно, что Ники обратил на него внимание. Я провела вечер прелестно. Мы много болтали и вспоминали прошлое». Эта фраза опровергает утверждение Кшесинской, взятое за основу и сценаристами фильма «Матильда», что инициатором сближения цесаревича с балериной был император Александр III. Если бы это было так, то цесаревичу нечего было бы опасаться «шпионов» Зимнего дворца. Другим доказательством того, что Александр III и Мария Федоровна ничего не знали о встречах цесаревича с Кшесинской, служит запись в ее дневнике, в которой она приводит сказанные ей слова великого князя Александра Михайловича Сандро : «Сандро сказал, что у него есть средство прекратить окончательно всё между мной и Ники, то есть всё рассказать его родителям. По словам Сандро, если бы родители Ники узнали от кого-нибудь обо всем, то больше всего бы пострадал от того Ники».
Вообще со страниц своих дневников этого периода М. Кшесинская предстает как совсем еще юная девушка, на момент описываемых событий ей не исполнилось и 20 лет родилась 19 августа 1872 г. Несомненно, талантливой танцовщице льстило находиться в мужском обществе высокопоставленных особ и выслушивать их комплименты. Со стороны наследника мы видим совсем другое отношение к «Панни» или «Малечке», как он называл Кшесинскую. Безусловно, она ему нравилась, ему было с ней интересно, для него это был первый опыт длительного дружеского общения с молодой красивой девушкой. Но всё это вовсе не означало, что цесаревич был от Кшесинской «без ума» или собирался связать с ней свою судьбу. Все капризы «Малечки» Николай Александрович попросту не замечал. Так, она очень не любила балерину Марию Петипа, дочь великого балетмейстера, и просила наследника с ней не общаться. Однако 26 апреля Кшесинская записывает в свой дневник, что «в третьем антракте Ники пришел с А. Я стояла на середине, и он подошел к Марии Петипа, которая стояла ближе, что меня ужасно обозлило!
Ведь я так просила никогда с ней не разговаривать, а он, как назло, подошел к ней и говорил с ней довольно долго. Я даже собиралась уже уйти со сцены, но в это время он подошел ко мне, и какой глупый разговор мы вели! Целую Тебя горячо и страстно. Вся Твоя». В начале 1893 г. Кшесинская предприняла отчаянную попытку «преодолеть последний барьер» в отношениях с наследником, то есть подвигнуть его на интимные отношения.
Матильда известна и тем, что постоянно укорачивала свои танцевальные костюмы. Ее выводило из себя, что длинные подолы просто-напросто мешают ей делать технически сложные па. Она проявляла спортивный характер не только в работе, но и в жизни.
Девушка сразу же выдвинула условие, что будет танцевать лишь 3 месяца в году, а такого себе еще никто не мог позволить. Она же стала инициатором повышения зарплаты ведущим артистам. Спустя 10 лет служения в Мариинке Матильда Феликсовна устроила бенефис. Хотя по правилам его можно было проводить лишь после 20 лет службы. По окончании представления гостей ожидал торжественный ужин, на котором балерина завязала судьбоносное знакомство с двоюродным братом Николая Александровича Андреем Владимировичем, который был младше ее на 6 лет. В 1901 году они двинулись в путешествие по Европе, а уже на обратном пути балерина поняла, что беременна. Позднее взяла под покровительство только что закончившую училище Тамару Карсавину, передала ей все свои партии и обучала молодую артистку вплоть до рождения сына Владимира в 1902 году. Спустя 2 месяца после родов Кшесинская вновь вышла на сцену, а в 1904 году по собственному желанию уволилась из Мариинского театра. Но все же у нее сохранилось право показывать разовые представления, гонорары за которые были весьма высоки.
Сначала она получала по 500 рублей за выступление, позже — 750. Настолько много, что магазин «Фаберже», когда она была с гастролями в Лондоне , вызвался переправить ее ценности в особый сейф. Каждой вещи присваивался номер. Перед спектаклями балерина называла агенту необходимый номер, и он доставлял ей нужное украшение. В Лондоне ее сопровождали полицейские, которые не спускали глаз с драгоценностей Кшесинской на различных мероприятиях. Когда ей было 44, она влюбилась в своего партнера — 23-летнего танцора Петра Владимирова. Андрей Владимирович даже вызвал его на поединок, на котором повредил красавцу нос. В результате чего тому пришлось делать пластическую операцию. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак.
В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.
Семья[ править править код ] Родилась в семье артистов балета Мариинского театра Феликса Кшесинского 1823—1905 , прибывшего в Петербург из Варшавы в начале 1850-х годов, и Юлии Доминской, вдовы танцовщика Леде от первого брака у неё было пять детей. Сестра балерины Юлии Кшесинской [2] «Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер , муж — барон Александр Зедделер и танцовщика, балетмейстера Иосифа Кшесинского 1868—1942 [3] , умершего во время блокады Ленинграда. Детство[ править править код ] Летом семья Кшесинских отдыхала в загородном имении «Фаворито» Сигизмунда Куна Лигово , позже — дача Дернова , там 19 августа и родилась Матильда. Отец танцевал в лучших театрах и часто брал дочь с собой на выступления , давал частные уроки бальных танцев. В «Воспоминаниях» Кшесинская с любовью отзывается о своей семье. Её отца можно считать родоначальником мазурки в России, а её дед был скрипачом, певцом и танцором в разные периоды жизни. Кшесинская писала [4] о домашней атмосфере: Моё детство было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них.
Матильда Кшесинская Возможно, поэтому, когда в 1880 году девочка поступила в Императорское театральное училище , родители настояли на смешанной форме обучения. Кшесинская приезжала на некоторые занятия в училище, а часть уроков получала дома. Такой подход оказался результативным: в 1881 году Кшесинская впервые выступила на сцене Мариинского театра. Прилежно училась, «несмотря на живой и бедовый характер» и в семнадцатилетнем возрасте выдержала экзамен в присутствии царской семьи. Артистическая карьера[ править править код ] В 1890 году окончила Императорское театральное училище , где её педагогами были Лев Иванов , Христиан Иогансон и Екатерина Вазем.