рассказывает о трагических днях октября 1993 года иеромонах Никон (Белавенец). иеромонах Никон Левачев-Белавенец. Новости казачества | 17.01.2015 В Донском монастыре состоится торжественное поминовение героя I Мировой Войны 10 января 2015 года исполнилось 100 лет со дня смерти от раны, полученной на передовой позиции, командующего. Иеромонах Никон (в миру Сергей Владимирович Левачев-Белавенец), родился 1 июля 1964 года в городе Москве. секретарь епархии по приходам, исполняющий обязанности секретаря епархиального управления иерей Антоний Чуть, настоятель храма иерей Александр Сутырин, насельник Свято-Смоленской Зосимовой пустыни иеромонах Никон (Белавенец) и духовенство храма. Интерфакс: Духовник российского монархического движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) отслужил в среду заупокойную службу по российским военным, погибшим в результате действий турецких ВВС и обстрела террористов.
Православный монах освятил пункт выдачи интернет-заказов в Подмосковье
Подсудимый утверждает, что его оговорили епископ Никон и секретарь пермской Епархии Андрей Литовка. 382464178 - в медиаплатформе МирТесен. Иеромонах Никон (в миру – Белавенец Сергей Владимирович).
«Трудно представить церковную панораму столицы без этого энергичного деятельного священноинока»
Сердечно приветствуем иеромонаха Никона, молитвенно желаем ему помощи Божией в трудах и монашеском делании. Зато мне на подмогу пришел молодой иеромонах Никон (Белавенец), который надеялся, что его слово способно будет удержать людей от опрометчивых шагов. Им оказался иеромонах Никон (Белавенец), начальник Управления Канцелярии Главы Дома Романовых по историко-мемориальной деятельности. Иеромонах Никон (в миру Сергей Владимирович Левачев-Белавенец), родился 1 июля 1964 года в городе Москве.
Иеромонах Никон (в миру – Белавенец Сергей Владимирович)
Богослужебные песнопения исполнил приходской хор, под управлением регента Галины Сутыриной. По сугубой ектении Архипастырь вознес молитву о мире и Отечестве. После окончании литургии, был совершен чин славления перед иконой праздника.
Участники круглого стола посетовали на современные "антимонархические политтехнологии", искажающие исторические факты в газетах и кино. RU священнослужители также считают, что монархическая идея для России очень важна, но по отношению к нынешнему Дому Романовых настроены довольно скептически.
Весь правовой хаос 90-х годов выходит из Октября-1993. Почему нельзя делать рейдерские захваты предприятий, если произошёл рейдерский захват законодательной власти? Почему нельзя «замочить» конкурента, если можно расстрелять парламент? За две недели в осаде я получил серьёзный опыт нахождения общего языка с людьми разных взглядов. Я понял, что главное — это попытаться понять логику другого человека и найти не то, что разъединяет, а то, что объединяет и на этом сосредоточиться. Принцип разделения властей — мне непонятен и не близок. Чем больше живу, тем больше укрепляюсь в своём монархизме. В семье есть дети разного возраста, у них могут быть разные взгляды, порой даже некоторая конкуренция, однако они осознают, что они — одна семья. В идеале так строится нация. В нынешнем обществе каждый может де-факто жить при монархии. Ты воспринимаешь себя как члена большой семьи, во главе которой стоит монарх, а для этого надо только принести присягу на верность главе династии — добровольно входишь в семью. Соответственно, высшим авторитетом в светских вопросах для тебя становится Глава Российского Императорского Дома, что вовсе не исключает подчинения в каких-то повседневных делах существующей государственной власти. Но высший авторитет — это монарх, пусть он и не обладает политической властью. Чем больше людей будет ощущать себя не собранием разрозненных индивидуумов, а частичками единого целого, тем устойчивее будет и существующая государственная конструкция. Может быть, когда-нибудь она трансформируется и в реальную монархию. Государю, на мой взгляд, должны принадлежать следующие прерогативы: высшая судебная власть, когда монарх может отменить какой-нибудь приговор своим авторитетом; командование вооружёнными силами, право объявления войны и мира; внешняя политика. А, допустим, с хозяйственными вопросами могут справляться и избранные, назначенные, в результате выборов. Монарх может назначить кого угодно председателем правительства, учитывая волю и предпочтения масс. Нормально, что в обществе может быть дискуссия о том, как управлять хозяйством, экономические модели могут конкурировать между собой. Но то, что делает государство государством, защищает его от внутренних колебаний — это, конечно, фигура монарха. Изначально, помимо участия в жизни Российского Дворянского Собрания, я окормлял одну монархическую организацию. Затем была попытка создания некоего объединения монархистов на более-менее компромиссной позиции, в 1996 году был провозглашён Общероссийский Монархический фронт. В какой-то момент мне самому пришлось возглавить процесс создания Общероссийского монархического движения. Так появилось движение «За Веру и Отечество», сначала как политическое, сейчас как общественное. На первом этапе мне пришлось вообще его возглавлять. Постепенно я ушёл с первой позиции, остался только духовником, сейчас движение возглавляет Константин Касимовский. Мой легитимизм — это верность законным представителям династии Романовых, наши предки присягали роду Романовых на протяжении веков, «Царь», которого избирают, извините меня, называется президентом. Источником своей власти он имеет выбор народа, который может быть чисто эмоциональным... А легитимный, законный монарх источником своей власти имеет Бога и ответственность свою он ощущает перед Господом. Идея монархии, как государства-семьи, предполагает и главу этой семьи. Если наши предки в силу революционных событий потворствовали убийству главы семьи, способствовали изгнанию всех его родственников за пределы Отечества, то продолжать эту измену в отношении их потомков, для меня было бы продолжением смуты. Поэтому я изначально стоял на позициях верности Государю Владимиру Кирилловичу. Когда случилась неожиданная кончина Его Императорского Высочества в апреле 1992 года, я так же естественно сохранил верность и преемственность в отношении его дочери, нынешней Государыни, Великой Княгини Марии Владимировны. И вот уже 22 года я служу Богу, Церкви и Династии. Но я понимаю, что идея социальной справедливости — идея весьма актуальная. Бесконтрольный капитализм приводит фактически к утрате национального суверенитета, национальной идентичности, а человеческая личность становится всего лишь элементом в бездушной интернациональной машине по извлечению прибыли. Православная аскетика приучает человека контролировать свои страсти. И так называемая свобода — достаточно условна. Порой чем больше декларируется свободы, тем менее свободен человек. В тех же Соединённых Штатах, где царит культ некой абстрактной свободы, люди связаны огромным количеством условностей, стереотипов поведения. Условно говоря, надо подстригать газон определённым образом. Иначе на тебя косо смотрят соседи, значит, ты испытываешь трудности в других вопросах. Или же, если ты придерживаешься определённых взглядов, то становишься изгоем.
Как обожествили Ленина? И кем он был на самом деле? Обсудили с гостями в нашей студии.
Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Нельзя наплевательски относиться к гражданам»
Иеромонах Никон (Белавенец), заштатный клирик Московской городской епархии, временно служащий в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста г. Москвы, освобождается от несения означенного временного послушания, с правом перехода в Александровскую епархию. Иеромонах Никон (Белавенец): В России монархические настроения. Духовник общероссийского общественного монархического движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Белавенец) выступает за восстановление в России монархии и считает, что власти безболезненно воспримут переход к такой форме правления.
Молитва на баррикадах
Монастырь обратился с просьбой о помощи в решении вопросов, связанных с трудностями переселения проживающих на территории его объектов людей для дальнейшего получения в собственность монастыря объектов недвижимости в соответствии с Федеральным Законодательством. Председатель Общества в ближайшее время запланировал поездку в Зосимову пустынь. Новости епархии Апр 12, 2022 Статью прочитали: Понравилась статья?
Об учрежденном им в Дмитрове братстве Животворящего Креста Господня, имевшим целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». По окончании богослужения от имени прихода епископа Тихона тепло приветствовал иеромонах Никон Белавенец , подчеркнувший особую радость прихожан молиться «единой приходской семьей во главе с Владыкой настоятелем».
Был редактором, а с 4 сентября 1991 г. В июле 1992 года был назначен настоятелем Троицкого храма в селе Язвище Волоколамского района, который получил статус подворья Иосифо-Волоцкого монастыря. Во время событий в сентябре — октябре 1993 года находился в здании Верховного Совета РФ — вплоть до утра 4 октября 1993 года.
С декабря 1998 года лидер, а с 2001 года — духовник политического общественного движения «За Веру и Отечество».
Кроме того, храмы не были замкнутыми общинами. В Москве было 44 храма, и церковная молодежь любила ездить по престольным праздникам в тот или иной храм. И, в общем-то, мы почти все знали друг друга в лицо. Сейчас, к сожалению, это уходит. Потому что очень многие общины замкнуты вокруг своих пастырей… — А сколько сейчас в Москве храмов? Но, знаете, когда тебе уже почти под 60, ты начинаешь немножечко брюзжать. Митрополит Питирим Нечаев Да я сам был в то время намного лучше, чем сейчас!
Мне не то что не было в тягость, меня это даже раззадоривало: я жил на Речном вокзале, а на службы владыки Питирима ездил в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, в Брюсовом переулке тогда это была улица Неждановой. Иногда дорога занимала полтора часа, а приезжать нам, иподиаконам, надо было как минимум за час до службы. И никакой тягости я не испытывал. Сейчас, конечно, и лености стало больше, да и глаза меньше горят… Что еще сказать? Сейчас я слышу критику: дескать, в Церкви стало засилье бюрократии, у мирян мало прав и т. Я хочу сказать, что упреки надо обращать, прежде всего, к самим себе. В начале 1990-х было огромное поле деятельности для православных мирян: молодые общины нуждались в тружениках. Священники были достаточно открыты.
Можно было брать храм, создавать крепкую общину и трудиться. Профессор Виктор Николаевич Тростников Но, к сожалению, многие активные православные миряне не захотели заниматься рутиной — кирпичами, мусором и пр. Хотелось рассуждать о литургической практике, о проблемах церковной жизни, обо всем подобном… — Но не все были такими. Например, профессор Виктор Николаевич Тростников, известный математик и писатель, рассказывал, что в 1990-е он как раз работал, в частности, над постройкой храмов... А ведь существуют люди, которым кажется, что и время не то, и условия не те. Вот, если бы было время другое, и условия другие, то тогда уж дело спасения «продвигалось бы семимильными шагами». Времена не выбирают Но так не бывает: любое время имеет и свои положительные стороны, имеет и свои отрицательные стороны. Но мы не выбираем время, в которое нам жить.
Господь дает нам то время и те условия, которые нам, конкретным людям, удобнее для спасения. Да, конечно, открытые гонения в чем-то… комфортнее. Потому что вот здесь — мы, а здесь — они. Гонимые и гонители. Сейчас вроде бы все — православные, все со свечкой стоят, даже Ксюша Собчак венчается… И массы совершенно одичалых и полуязычески настроенных людей наполнили храмы, у них свои требования к Церкви… Вот, вчера мы читали 12 Евангелий: фактически, та же самая толпа, которая приветствовала Христа Спасителя при его Входе в Иерусалим криками «Осанна в Вышних! Христос этим людям не нужен, им хочется, чтобы Церковь их встретила как некое «Бюро добрых услуг». Даже нет, не так: они готовы заплатить, но им нужно, чтобы четко всё разъяснили: сколько молебнов отслужить, сколько свечей поставить, чтобы «разрешился» их вопрос. Конечно, раньше паства была гораздо более ответственной именно в религиозных вопросах.
Но, опять-таки, но… Мы все мечтали о церковном возрождении, мы все мечтали, чтобы у нас народ хлынул в Церковь. И вот, милости просим, добро пожаловать, но народ — вот такой… Конечно, я ловлю себя на мысли, что скучаю по тем временам, но то, о чем я мечтал, свершилось. Так что — засучи рукава и научись пробуждать религиозные чувства у этих самых людей. Митрополит Антоний Сурожский Я понимаю, что подобная трагедия произошла, в частности, и в Сурожской епархии в Великобритании , где у владыки Антония Сурожкого была создана — не скажу «замкнутая» — но крепкая община, с устоявшимся костяком. И вдруг туда хлынула «экономическая эмиграция» из развалившегося тогда Советского Союза. В храм пришли люди, которым высокие истины были непонятны. Заказать молебен и отслужить панихиду — это то, что можно «пощупать». И, конечно, та рафинированная публика я говорю без всякого осуждения и без всякого негатива — они были, с точки зрения образования, достаточно рафинированными с ужасом взирала на этих полуязычников.
Но это, как в свое время написал В. Шульгин, «был Его величество русский народ». И я себя стараюсь отучать от этого внутреннего негатива, потому что умозрительно легко любить Церковь святых, Церковь подвижников. А вот полюбить Церковь, составленную из соседей по дому, наверное, сложнее. Не помню, кто из классиков сказал, что легко любить все человечество, но как тяжело — одного конкретного человека. Подлинные молитвенники и лжестарцы — Вы отметили очень, на мой взгляд, показательную вещь, потому что в Сурожской епархии, как в капле воды, отразились общие проблемы нашей Церкви. Очень уж там все было показательно. А с другой стороны, отец Никон, это очень хорошо, что мы помним: помним этих духовников, столпов духовных, старцев, которые не только словом слово их тоже было очень важно , но сами собой являли воплощение того Евангелия, которым они жили.
У нас были сонмы этих старцев: сам их внешний облик уже привлекал людей в Церковь. Окружающие люди, видя их, сразу задумывались об иной жизни — не только той, которую они наблюдали в храме или в монастыре, но той, которую в себе скрывает церковный организм, о духовной жизни. И они невольно понимали, что за внешним благолепием, несомненно, стоит большее — духовная тайна Церкви. И это привлекало в Церковь. Может быть, свою роль сыграл сегодня уход из жизни целого поколения подлинно церковных людей? Да и мы сами, люди из советского прошлого, пришли в Церковь каждый со своим, скажем так, «бэкграундом». Ведь и мы сами, вольно или невольно, совершаем те или иные поступки, которые отталкивают людей от Церкви. Архимандрит Иоанн Крестьянкин — Безусловно, но я хочу сказать, что в наш век информационной суеты тоже существуют подвижники и молитвенники.
Просто подлинные молитвенники не «раскручивают» себя в СМИ, в Интернете, не устраивают туры на «поклонение себе» и т.
Савельев, Мария Владимировна, Никон (Белавенец) и так далее
Иеромонах Никон (Левачев-Белавенец): «Господин Семенов сам попирает евангельские принципы» | Сердечно приветствуем иеромонаха Никона, молитвенно желаем ему помощи Божией в трудах и монашеском делании. |
Иеромонах Никон (Белавенец Сергей Владимирович) - Электронный архив Фонда Иофе | Иеромонах Никон (Белавенец) о последних 30 годах в жизни Русской Церкви. |
Священник из канцелярии Дома Романовых освятил пункт OZON в Подмосковье: Общество: Россия: | ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. |
Иеромонах Никон: Владимир Жириновский был человеком, который смотрел в вечность | Иеромонах Никон (Белавенец): Дом Романовых сможет активнее участвовать в общественной жизни и защищать права верующих, получив статус в России. |
В селе Нагово Новгородской области почтили память мастера Сергея Белавенца | рассказывает иеромонах Никон (Белавенец). |
«Сережа, ты даже не представляешь себе, как все сложно!»
И было очень трогательно, когда Владыка сам лез в холодильник, в шкафы, что-то там ему оставляли, что-то разогревал сам, и мы с ним вдвоем перекусывали. И иногда в эти моменты случались какие-то задушевные разговоры. Не то что беседы, но он делился какими-то своими воспоминаниями. Но мне было как-то неловко скрытно записывать эти разговоры... Кстати говоря, у меня довольно сложное отношение в связи с этим к известной книге «Русь уходящая».
Безусловно, там речь Владыки, я чувствую даже его интонацию... Но есть очень важный момент один: Владыка очень ответственно относился к слову, сказанному вовне, «в вечность». И совершенно иное — когда он говорил непринужденно, что совершенно не предназначалось для ушей человека, не сидящего с ним за столом. И какие-то там «характеристики», я понимаю, может быть, были вызваны какими-то там интонациями вопрошающих дам, которые записывали эти разговоры.
Поэтому я уверен, что, например, характеристика Владыки Иоанна Санкт-Петербургского была вызвана как раз этим. Он очень не любил экзальтации, придыхания, когда о ком-то говорили: «О, Владыка, а что вы скажете об этом?.. Поэтому я никогда ничего не записывал, но что-то осталось в моей памяти и врезалось в нее. Если говорить откровенно, наши отношения тоже переживали разные периоды: были моменты очень близкого общения, были моменты кризиса с моей стороны, были моменты кризиса, уж извините, и с его стороны.
Вот, в момент какого-то кризиса, когда, помнится, мы приехали в Академию на богослужение, я попросился к нему на аудиенцию. И сказал: «Владыка, у меня к вами накопилось много претензий... И меня поразила очень такая глубокая реакция этого выдающегося человека — вот, до сих пор помню - «Сереженька, если бы ты знал, как все сложно! И он сказал мне дальше такую фразу: «Ты знаешь, я в своей жизни пережил очень многое.
В тридцатые годы, когда мы были «семьей лишенца» отец же его был в заключении , каждый звонок в дверь моя сестра он ее вал Лелей — младшая сестра, Ольга Владимировна, она была наиболее близка к нему выбегала на черный ход, чтобы ее не застали в квартире. Потому что она не имела прописки как «дочь лишенца». А дальше он сказал: «Но первый раз я заплакал в семинарии. Я шел из Новодевичьего монастыря, и слезы текли у меня по щекам».
Я задумался и даже не стал спрашивать его, что там случилось. Это были те годы, когда семинария была открыта в Новодевичьем монастыре и еще не переехала в Троице-Сергиеву Лавру. Это удивительно!.. Конечно, Владыка — человек выдающихся дарований, широты необыкновенной.
И, конечно, он был деформирован системой. Потому что столько сил приходилось тратить, чтобы пробивать стену — а он ее пробивал! И когда кто-то так снисходительно теперь пишет: дескать, «ну а что там — Библия издавалась крошечным тиражом... А сколько раз Библия переиздавалась при жизни Владыки Питирима!
Им переиздавалась! А Богослужебные Минеи! После революции Минеи не издавались до Владыки! И это был не репринт, а новое издание, снабженное справками житийными - по святым основным, по праздникам и т.
Это же огромный труд! Им, кстати, занимался отец Иннокентий Просвирнин. Ну, сейчас уже скажут: «Ну что там такое, подумаешь! Я удивился, когда, открыв книгу «Русская Православная Церковь» 1980 года, на одной из страниц увидел фотографию: «Президиум Российского Собора 1917-1918 гг.
В этой же книге помещались фотографии отца Иоанна Кронштадтского, который считался монархистом, мракобесом и вообще запрещенной фигурой. Это, к сожалению, не очень понятно людям. Более того, я скажу: Владыка не боялся давать покровительство гонимым священникам. Отец упоминавшегося мною Миши Дронова, протоиерей Александр Дронов, был лишен прихода в Воронежской епархии, потому что уполномоченный Совета по делам религий потребовал его отправить за штат, без права служения.
А что такое — лишить священника возможности совершать Литургию? Так Владыка ему благословил негласно создать домовый храм и дал антиминс. И отец Михаил Дронов, уже позднее, в 1988 году, когда я у него был дома, показывал мне этот крошечный домовый храмик. Эти вещи дорого стоят, за них можно было реально схлопотать.
Позволю себе тоже еще воспоминание: Владыка мне как-то рассказывал, как он однажды возвращался из-за границы. Обычно его знали там, кто он такой и что, а тут неожиданно попросили его открыть чемодан. А он говорит: «У меня там Солженицын сверху лежит! Доложили заместителю Председателя Совета по делам религий Фурову церковные историки знают эту фамилию.
Оказывается, у них была взаимная неприязнь с Владимиром Александровичем Куроедовым, который был Председателем Совета по делам религий. И тот — и из хорошего вообще отношения к Владыке Питириму, и из-за неприязненного отношения к своему заместителю — он закрыл на все это глаза, и как-то все утряслось. Кстати, интересный момент: когда Куроедов умер, его отпевали именно в храме Владыки Питирима. Николай Бульчук: Дорогой отец Никон, говорить и вспоминать можно очень много, все это страницы неповторимые, они очень и очень ложатся на сердце.
Каждое слово в память Владыки вызывает целую громадную волну воспоминаний... Вот, вы назвали Вячеслава Петровича Овсянникова: я много лет, уже работая на «Радонеже», пытался по телефону напроситься на личную встречу с ним, чтобы записать какие-то воспоминания, в том числе, и о Владыке. Он сначала вроде бы согласился, а потом у нас случился перерыв чуть ли не в десять лет, в течение которых он по какой-то причине не выходил на связь. После этого я позвонил ему, получил согласие и побывал у него дома.
Меня поразило, помню[, что даже интонации Вячеслава Петровича и вся его речь полностью копировали покойного на ту пору Владыку Питирима. Он много рассказывал, эта запись существует: мы вместе с ним и его супругой сидели вместе, вспоминали, откровенничали... Знаете, что мне сейчас пришло в голову? Говорят, что в ту пору Церковь была под давлением безбожной власти.
У меня другое впечатление: даже та безбожная власть, те атеисты как они себя называли в ту пору перед Церковью невольно благоговели. Они понимали, какая сосредоточена сила — в Церкви, в святынях ее, в людях церковных, в таких личностях, каким был митрополит Питирим и не только он в те годы. И знаете, что еще пришло на ум: вот, вы сказали о переиздании Миней. Говоря военным языком, вот эти люди церковные — и Владыка, и монахи многие, и подвижники — это были как бы обученные воины, которые представляли собой реальную угрозу этой безбожной власти.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей игумен Серафим Котенёв , настоятель Михайло-Архангельского монастыря игумен Афанасий Селичев , благочинный Юрьев-Польского церковного округа протоиерей Сергий Соловьев, настоятель Свято-Покровского храма с. По сугубой ектении епископ Иннокентий вознес молитву о мире и Отечестве. Проповедь перед причастием произнес игумен Георгий Хлебников.
В Издательском отделе все понимали, что находятся, скажем так, «под присмотром», но в то же время довольно часто шутливо спорили, как сделать, чтобы не записали на «прослушку»: снять трубку и набрать какую-то цифру или, наоборот, снять трубку, ничего не набирая? Я приезжал в тот храм, где должен был служить владыка, заходил в алтарь, стоял и молился. В апреле 1982 года, в Великую пятницу, служили чин погребения Спасителя. И вот во время каждения на статии вбежал в алтарь посошник и начал судорожно искать стихарь. Я же стоял в алтаре, ничего не подозревая. Он наконец нашел древний стихарь конца XIX века, весь трещавший по швам, из черного бархата. Подает мне и говорит: «Вот сейчас архиерей зайдет, крестишься два раза на Горнее место и…» Больше он ничего сказать не успел. Владыка зашел с каждением и благословил мена на ношение стихаря. Успели к ним привыкнуть? Например, я был уверен, что, как старший иподиакон, я после рукоположения в сан иеродиакона буду продолжать нести свое послушание как минимум год и лишь позднее стану священником. Поэтому для меня полной неожиданностью оказались слова владыки: «Ну что же, 17 апреля мы совершаем твой постриг. В Великую среду — диаконскую хиротонию, в Великий четверг — священническую». Когда я загодя поинтересовался у владыки, где будет совершаться постриг, он ответил: «У нас есть свой домовый храм в Издательском отделе, там и совершим». А в день моего пострига владыка неожиданно сказал: «Позвони в Лавру, скажи, что я буду тебя сегодня там постригать». В начале 1990-х годов была такая традиция — воспитанников семинарии постригали не Троицком соборе Лавры, а в академическом Покровском храме. Я пытался робко сказать об этом владыке, но… Честно говоря, нелегкий это был день. Полдня у меня ушло на телефонные звонки, я искал наместника Лавры отца Феогноста ныне владыку. В процессе поисков, при каждом телефонном разговоре, я всех просил пожалеть меня, потому что я ничего не могу сделать: митрополит сказал, что он будет меня постригать. Он задавал постриженику вопрос: какое имя он бы предпочел? С середины 1970-х годов, когда бабушка впервые привезла меня в Троице-Сергиеву Лавру, где когда-то двоюродный брат моей мамы был иеродиаконом, а старший брат моей бабушки служил священником, Лавра стала для меня местом, близким моему сердцу. Но я уже носил имя преподобного Сергия Радонежского, и если бы просил о сохранении имени, то у меня бы появился другой святой, допустим, Сергий Валаамский. И тогда я подумал об ученике и преемнике преподобного Сергия — о преподобном Никоне Радонежском. Думаю: как хорошо, если Преподобный передаст меня своему преемнику и они вдвоем позаботятся обо мне. Я владыке так и сказал, и он со мной согласился. Я, конечно, очень просил владыку помолиться об этом, резонно полагая, что моя немощная молитва ни в какое сравнение не идет с молитвой митрополита, да еще такого! В день пострига на раку преподобного Сергия было положено три конверта с тремя именами, написанными рукой владыки. Дальше всё было в руке Божией. При постриге в мантию постригаемый ползет в длинной белой рубашке довольно длинный путь. Начинался он от мощей преподобного Никона Радонежского. В Никоновском приделе я облачился в белую рубаху до пят, вышел в коридор, а дальше должен был ползти вверх по лестнице в Троицкий собор. До этого я ни разу не ползал по лестнице, и поэтому первая мысль моя была проста: «Как бы мне не запутаться». Уже два года я был старшим иподиаконом и ризничным, отвечал за все богослужения владыки. А тут я оказался в ситуации, когда трудно проконтролировать, что всё будет так, как надо. И я пополз. Когда меня коснулся владыка, стоящий на амвоне, я встал с колен и обомлел, увидев, что владыка стоит в омофоре, в мантии и… черном клобуке. Не в белом митрополичьем, как должен, а в черном монашеском клобуке. Это был первый шок. Думаю, этим он хотел наглядно указать, что постригает меня не просто как архиерей, а принимает в особое монашеское братство. В следующий раз владыка поразил меня во время моей иерейской хиротонии. Тогда была традиция совершать хиротонию в малом омофоре, это в последние годы стали рукополагать в большом. Был Великий четверг, и для хиротонии владыка велел мне приготовить темно-бордовое облачение и белый омофор. Но я вижу, что этот омофор совершенно не «монтируется» с облачением: к нему полагается совсем другой. Стою и не знаю, что делать. А владыка, показывая на белый омофор, говорит: «Дай мне вот этот омофор». Увидев, что я растерялся, владыка сказал: «Это омофор от того облачения, в котором Святейший Патриарх Алексий I лежит в гробу. Он лежит в большом омофоре, а малый я себе забрал». Сказал и улыбнулся своей знаменитой улыбкой. Когда владыка скончался, его последний старший иподиакон, Михаил Сергеев, ныне отец Михаил, передал мне этот омофор, и я благоговейно храню его. Вы с этим согласны? Владыка был очень разносторонним человеком, образованным и очень ценил русскую культуру. Помню, как-то мы, иподиаконы, приехали со службы. И он сказал нам: «Пойдемте пить чай, я вам почитаю Лескова». Представляете, сидят иподиаконы, пьют чай с вареньем, а рядом сидит митрополит Питирим и читает нам Лескова.
Хотя бы прийти и сказать, что я с ним не согласен. Это были беженцы из бывших советских республик, в основном женщины и дети. Это соответствует действительности или нет? На площади Свободной России она была так названа после 1991 года. Сейчас эта площадь окружена огромным забором, и граждане свободной России зайти туда не могут. А тогда, при «коммунистическом» Верховном Совете, народ на этой площади мог собираться. Я пришел в бюро пропусков, пытался вызвать своих знакомых. Увидел очень колоритного депутата Александра Починка. Яркая внешность: оттопыренные уши, маленький рост. Он сказал, проходя через пост охраны: «Я сложил с себя депутатские полномочия». И, обращаясь к охране, к милиции сказал: «Вы не волнуйтесь — он Ельцин подписал сегодня указ о гарантии ваших прав». Мне это показалось очень противным, потому что депутат предает не только себя и своих избирателей, но призывает к предательству еще и людей в форме. Вроде мелочь, но эти вот уши Починка показали мне всю аморальность президентской стороны. Тогда, конечно, я не позволял себе таких слов публично, потому что понимал, что задача священника — не разжигать противостояние, а способствовать умиротворению. Но сейчас я могу сказать о своих личных ощущениях как человека. Депутатов приходили поддерживать их родственники, друзья, знакомые. Естественно, подтягивались все силы. К моменту начала осады набралось приблизительно больше тысячи человек. Плюс не меньше 3 тысяч находилось на площади перед зданием. Было некое бурление в эти дни, шли митинги. И вот, выйдя как-то на балкон, я увидел, как один молодой батюшка провозглашает Ельцину анафему, что, в общем-то, при всем моем неприятии фигуры Бориса Николаевича было совершенной опереттой. Я понял, что это совершенно неадекватно отражает позицию Церкви, потому что задача Церкви — умиротворение, а не разжигание ненависти. Такого нельзя было допускать. Было очевидно, что если уйду, какие-то батюшки всё равно здесь окажутся, и как они поведут себя — никому не известно. Возможно, это будет только дискредитацией Церкви и искажением ее позиции. Действовать самочинно я не могу — это я прекрасно понимал. Поэтому я позвонил в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата священнику Всеволоду Чаплину и спросил, есть ли у него связь с его председателем. Отец Всеволод сказал, что связь с митрополитом есть. Отец Всеволод обещал всё это передать владыке. У прессы тогда были первые мобильные телефоны — что-то вроде коробочек с трубкой сверху. У должностных ведущих лиц были радиотелефоны. Мне разрешили выходить на связь по радиотелефону одного из руководящих работников.
В селе Нагово Новгородской области почтили память мастера Сергея Белавенца
Иеромонах Никон | Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей игумен Серафим (Котенёв), настоятель Михайло-Архангельского монастыря игумен Афанасий (Селичев), благочинный Юрьев-Польского церковного округа протоиерей Сергий Соловьев, настоятель. |
Отец никон брынь и думиничи лечение | Иеромонах Никон (Белавенец) о ходе визита главы Российского Императорского Дома на Украину. |
Воспоминания о митрополите Питириме
Указ № У-02/198 от 23 ноября 2021 года // иеромонаху Никону…: diak_kuraev — LiveJournal | Иеромонах Никон (Сергей Владимирович Белавенец), а также ее ученики: главный редактор сайта РШФ, международный мастер Владимир Леонидович Барский, Елена Гуткина и Евгений Решетников. |
Российский Императорский Дом - Никон (Левачев-Белавенец) | Иеромонах Никон (Белавенец) В Российском Императорском Доме с печалью и тревогой восприняли решение чиновников Министерства культуры России выдать прокатное удостоверение кощунственному фильму Алексея Учителя «Матильда» и выразили уверенность. |
Благочинный сослужил епископу Тихону в храме у Салтыкова моста | Белавенец Сергей Владимирович (Иеромонах Никон). Заместитель декана факультета религиоведения Московского православного института Святого Иоанна Богослова. |
Состоялось отпевание многолетнего сотрудника ОВЦС протоиерея Александра Макарова: новость ОВЦС | Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста. |