Новости громница славянский праздник

Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз повороти. Однако, сегодня уже доподлинно известно, что с приходом христианства Громницу (как и многие другие исконно славянские праздники) переименовали в Сретение Господне, которое празднуется 15-го февраля 45. Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового.

Весенние славянские праздники и обряды

  • Новости страны Северной
  • Что за праздник Громницы?
  • Церковный праздник сегодня 15 февраля 2024: что нельзя делать, приметы
  • Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов

1 февраля — древнеславянский праздник Громница

Славянский календарь праздников — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период. Что можно делать в славянский праздник Громница, поверья, запреты и суеверия. Праздник Громницы, который празднуется в первые дни февраля, связан с первыми признаками приходящей весны. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с. Славянский праздник Лельник: значение.

Актуальные новости

  • 2 февраля Громница: как празднуем?
  • В Иркутске отметили славянский праздник Громницу
  • Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
  • 2 Февраля-Громница, праздник наших предков, традиции и обычаи дня | Мир Вокруг Нас | Дзен
  • Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю
  • 2 февраля: Славянский праздник Громница

Славянский праздник Лельник: значение. Народный праздник Красная горка.

Зажигают перед началом большого дела. Если хотят поддержать близкого человека в пути или если он находится далеко. Для гармонизации своей земли и окружения, чтобы остановить ряд неудач. Для установления порядка, мира, согласия в семье после ссор и трудных разговоров. Стретенскую свечу можно создавать для решения проблемы.

При ее сжигании проблема отойдет или придет способ ее гармоничного решения. Их зажигают чтобы увести от себя сглаз и порчу. Громничную свечу используют как оберег себя при гаданиях. Ее берут как благословение, когда идут свататься.

Брала ее с собой и бабушка-повитуха, когда шла принимать роды. Тяжело больным дают в руки зажженную свечу-громницу, прося при этом Богов прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. С помощью громовой свечи отводят грозу, град и молнии от дома, села или поля. Чувствуя приближение грохота грома, ее зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза.

К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков пол метра. В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии.

Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Освященные свечи заменили языческие факелы. Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие».

На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень. Чешские обряды. Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом. Пчеловоды обходили со свечами ульи, чтобы зимовка закончилась успешно.

Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» чеш. Судили о погоде, если в этот день ясное небо и виден заход солнца — зима продлиться ещё долго, но богаче будет урожай в этом году. Кроме того, говорили, что в этот день первый жаворонок прилетает, даже если он и замёрзнет потом. С Громниц иногда начинаются карнавалы и праздничные гулянья — время радости и изобилия в еде, продлящееся до Пепельной среды Великого поста. Но во многих местах существовал запрет на танцы, считали, кто будет танцевать — тот умрёт в течение года.

Поговорки и приметы В феврале зима с весной встретится впервой. Зима с летом встретилась белорус. На Громницы половина зимицы белорус. Покров не лето, Встретенье не зима. О Сретенье солнце на лето, зима на мороз.

На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама — лиходейка — со своего хотенья только потеет. На Сретение яйца не бьют и не варят — это к бесплодию. На Сретенье кормят закармливают племенных птиц. Корми в Сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом.

И это являлось сильным оберегом на весь год.

Свеча - это символ живого огня. А плетение таких свечей сопровождалось пением. Мужчина высекал огонь, разжигал костер. Это пламя считалось живым и исполняющим желания. От него оживал фитиль главной свечи, а потом от нее свое начало брали свечи всех участников праздника.

Это и есть обрядовое действие - зажигание громничных свечей. Громницу чаще всего отмечали в кругу семьи.

Произошло это потому, что первое воскресенье после Пасхи, то есть после окончания Великого поста — это первый день, когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться. Соответственно, именно тогда совершались многочисленные свадьбы, о которых договорились еще зимой. Обычаи и традиции Лельника К празднованию Красной Горки молодежь готовилась заранее. Девицы на выданье надевали лучшие наряды, вплетали в косы яркие ленты и повязывали на голову красочные платки. Они собирались на поляне возле самой стройной березы, украшали деревце ленточками и водили вокруг него хороводы. Фантазия нейросети Kandinsky Во время таинства выбирали девушку, которая станет живым олицетворением Лели на время праздника, облачали ее в светлые одежды и венок из свежих весенних цветов, после чего усаживали на заранее установленный «трон» из пластов дерна, символизировавший землю с начавшей прорастать на ней травой, сбоку ставили подношения с одной стороны — каравай, с другой — кринку молока, кисломолочные продукты, масло и яйца , складывали к ногам венки и пели такие песни: Ой, Леля, Лелечка! Ой, Леля, Лелечка!

Дай нам милого, да покраше! Во время пения исполнительница роли Лели бросала девушкам венки, а те ловили их на лету и хранили у себя до будущей весны. Затем ее тоже вводили в круг подруг для совместных плясок с шутками да весельем. Яйца как символ новой жизни По традиции «писанки» и обычные яйца были обязательным атрибутом многих сопутствующих Лельнику весенних обрядов — они выступали как символ новой жизни здесь опять же явственно видно как с этим перекликаются крашеные яйца на Пасху, ставшие уже христианской традицией. К примеру: их приносили в качестве основного угощения наряду с пирогами и блинами на Красную горку и использовали в девичьих гаданиях; во время посевной их зарывали в землю для богатого урожая либо катали по засеянному житом полю; перед пахотой сырое яйцо разбивали о голову запряженного коня или быка; яйцо клали в ворота хлева или под копыта скотине при выгоне; чтобы уберечь скот от болезней с яйцом в руке обходили все стадо и затем передавали его пастуху. Фантазия нейросети Kandinsky Также в Лельник было принято скатывать яйцо с пригорка. Считалось, что чем дольше оно спускалось вниз, тем более долгая жизнь ждала скатившего его человека. Девичьи гадания на Лельник На Красную горку девушки гадали на замужество, традиционно используя для этого крашеные яйца. Например, известен такой способ: поочередно раскручивали яйцо и смотрели, куда направлен острый конец «писанки».

Праздник Громница в 2024 году – когда праздновать, обряды, традиции

Славянские праздники Зимоборье: Громница и дни Велеса у славян — 1-11 февраля Первые числа февраля — это одна из восьми важнейших точек Кологода годового цикла славянских праздников, олицетворяющая встречу Зимы с Весной. Громница (Громницы) один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. Обережный праздник Громница обычно отмечается славянами 1 или 2 февраля. Во времена двоеверия обряды славянской Громницы слились с иудохристианским праздником Сретенье.

Славянские праздники. Громница 2 февраля

Однако, сегодня уже доподлинно известно, что с приходом христианства Громницу (как и многие другие исконно славянские праздники) переименовали в Сретение Господне, которое празднуется 15-го февраля 45. Славянский праздник Громницы. Наши славянские предки почитали своих богов, считая их своими прародителями, приписывали им определенные качества, наделяли могуществом. Праздник Громницы, который празднуется в первые дни февраля, связан с первыми признаками приходящей весны.

Славянский праздник Громница

Поэтому церковь старалась прибегать к хитростям и подменять торжества, но делала это так, чтобы они несли удобный для христианства смысл. Громница — праздник, который подвергся изменениям, только в православии он несет название Сретенье. В древние время существовала вера в то, что именно в этот месяц в схватку вступает зима с весной. Люди поклонялись Громовнице и Громовержцу. Имена богине давали разные, зависело от конкретной территории. Так, например, на украине богиню называли Паляницей.

Спустя многие столетия узнать точнее, кого подразумевали древние славяне под всеми названиями и кого почитали больше нельзя. Празднование Сретения Громница у славян связывалась с главным атрибутом — громничной свечей. Она символизировала Небесный огонь. На ее изготовление предки старались сделать самый качественный воск. Перед наступлением праздника растопленный воск разливали в подготовленный формы, и ждали пока он застынет.

Когда все было готово, люди собирались на места поклонения богам и зажигали свечки. В древности верили, что свеча способна не только отвести грозу, но и с ее помощью, можно просить богов послать дождь в засуху. Подобные обряды доверяли проводить только волхвам или жрецам. Если человека одолевает недуг, свечу вкладывали ему в руку, а она своей магией даровала здоровье. Внимание привлекала Громница свечи и погодные условия.

С наступлением праздника предки следили за погодой. Какая она была в этот день, такими и будут оставшиеся дни месяца. Если на небосводе будет замечено солнце, то следовало ждать ранней весны. На Сретение Громница сопровождалась еще одним важным обрядом — ритуальный танец. Его называют Огнедовым.

В танце принимали участие только женщины, они собирались со всего поселения. Обрядовый танец был направлен на защиту всего сущего на земле.

Белили плодовые деревья. Также кормили закармливали племенных птиц: курам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса.

Еще люди поклонялись Солнцу в день праздника: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай.

А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме. К столу пекли блины, круглые, золотистые — они символизировали Солнце.

Этнолингвистический словарь в 5 тт. Институт славяноведения РАН.

В Ярославской губ. Этнолингвистический словарь... О древних языческих корнях праздника возможно, не только славянских, но и восходящих к Древнему Риму писали ещё этнографы XIX в. Обыкновение это утвердилось в здешнем крае со времени унии; униатская церковь приняла его от западной церкви и положила особый чин для благословения сретенских свечей.

Этот обряд в римской церкви... Так, по крайней мере, к этому дню охотно и непременно приурочиваются обычаи, оставшиеся от темных и далеких времен, когда всесильный огонь признавался за божественную силу, заключающуюся в нем, то есть милующую и карающую. Из воску сучат и крутят большие и толстые свечи, которые и хранятся где-нибудь в хате перед общественной иконой. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии.

Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска. Когда дойдет она до одного пуда весом, ее сдают в церковь, откуда и берут на дом по мере надобности и с соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви иногда, по большим праздникам, просят зажигать. Перед этой свечой служатся священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно вечером, обязательно целый день постятся.

Освященной водой кропят все надворные постройки» цит. Народные праздники на Святой Руси. Розеноеръ, 1899. Въ четырехъ частяхъ.

Березина, 1880.

Если же в этот день не почтить Домового, он может "обидеться" и перестать помогать домочадцам, дедушка-суседушка из доброго хранителя домашнего очага может превратится в достаточно лихого духа. Тогда в доме может всё пойти прахом: у хозяев пропадёт желание трудиться, появятся болезни, навалятся беды и несчастья, придёт в упадок хозяйство. Чтобы почтить Домового, после ужина для него оставляют горшок каши на столе, который обкладывают горячими углями, чтобы каша не остыла до полуночи, когда тот придёт из-под печи ужинать. С той поры он весь год смирный. Февраль Лютень, Снежень 1 2 февраля лютеня, снеженя отмечается славянский праздник "Громница" - встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время когда гремит Перунов Гром и можно увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут "Свjетло". Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице Молнии - богине молнии и кормления детей. В это день воздают ей требы таковы: соль, чеснок, курятина, каша, хлеб, цветы мака. Громница также почитается первыми закличками Весны.

В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился день Симеона и Анны, именовавшийся тако же Малым Власием. В народе говорили: "Семён с Анной сбрую починяют, а Власий коней седлает". По народным поверьям, на Власия Домовой "заезжает" лошадей "Лихой Домовой, ночью заезжает лошадей" , и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи. Домовой тогда не смеет дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Сей день именуется так же "Починками", потому как о сию пору осматривают и чинят летнюю сбрую. Недаром говориться: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса - Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями... С 12 по 18 февраля лютеня проходят "Велесовы Дни" - шесть дней, в течение которых с теми, кто почтил Велеса, случаются удивительные вещи. У православных христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой.

Иногда она помогает хозяевам, предупреждает их о беде, но иногда сама вредит по мелочам. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору потворницу Морены и Макоши, супругу Домового , чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: "На Маремьяну Ярило - с вилами". Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич "воздевает зиму на вилы". В пору двоеверия на эту дату приходился день Тимофея Весновея. В народе говорили: "Весновей теплом привечает", "Тимофей Весновей - уж тепло у дверей", "Февральские Тимофеи - Весновеи, как ни злись метелица, всё весной повеивает", "Дожить до Весновея, а там и зима не страшна", "Весновей вешнюю ярь приносит", "Тимофей Весновей - вестник тёплых дней", "Теплом привечает - тепло веет, стариков греет", "Вешнее тепло веет - старого греет", "Дует с юга вешний ветер перемен" и призывали: "Весновей, весновей, на село тепло навей", "Март у зимы шубу купил, да через три дня её продал". В этот день Кощный Бог "возвращает" людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Март Березол, Сухый 1 марта березола, сухыя отмечается День Марены или Навий День - праздник воскрешения мертвецов и последний день силы и власти злых Навьих Богов перед приходом Весны. У православных христиан на эту дату приходился день Святой Евдокии, которая руководила приходом Весны. С наступлением марта, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.

В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: "Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует". Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц от того праздник сей зовётся Сороками , знаменующих собой приближение Девы Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. С 18 по 24 марта березола на славянской земле проходит Масленичная седмица неделя , которая разделяет два главных сезона в славянском народном календаре - зиму и весну. Это весёлые проводы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались уличные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Второе название этого праздника "Комоедица" бел.

Возможны также варианты даты празднования: 21 и 22, а также 25 марта. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному языческому , а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленица плавающая дата. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. У православных христиан на эту дату приходился день Иоанна Лествичника. На Руси в этот день было принято печь "лествицы лесенки для будущего восхождения на небо" из постного ржаного теста. Размеры, формы и количество ступенек были весьма разнообразны, но обычно их было 12 - "по числу месяцев в году". Тако же в этот день старались всяческих задобрить "бесившегося" до полуночи либо до первых петухов Домового.

Апрель Цветень, Кветень 3 апреля цветеня отмечается праздник Водопол Именины Водяного - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло. Наступает весеннее тепло, просыпаются сверчки. Славяне отмечают Стрибог Вешний. Православные христиане отмечали в этот день Федула Ветреника и Федору Ветреницу.

В народе говорили: "Пришёл Федул - теплом подул", "Федул тепляком подул", "До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет", "Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дворов натопил". Если на Федула стояло ненастье, говорили: "Ныне наш Федул с ветра губы надул". Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. С 16 по 22 апреля цветеня отмечаются Первые Русалии - череда святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная седмица неделя посвящённая чествованию Девы Лели - юной Богини Весны и девственной Природы, бурлящих вод и пробудившихся женских водяных духов - русалок-берегинь. О сию пору девы в долгорукавках без оберегов, уподобляясь русалкам, творят "вертимое плясание" на полях, не допуская в свой круг парней. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви. С 22 апреля цветеня по 10 мая травеня отмечается праздник "Красная Горка", который начинается с Лельника и заканчиваются ко Дню Земли-Матушки. Это праздник красной весны, веселья, хороводов, символизирующий встречу парней и девушек, праздник поцелуев и начала половой жизни, сродни тому, что Весна - это начало новой жизни для всей приРОДы, тако же это ещё и первое весеннее гуляние молодых девушек. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня.

Праздник продолжался в течение нескольких дней или даже недель и потому был настоящим событием в жизни молодых людей. В этот день Ярила "отмыкает" оплодотворяет Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. С заходом Солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды... После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.

Народный праздник Громница 15 февраля, славянское Сретенье: почему свечи были главным символом дня

Песни, призывающие весну, в это время ещё робкие и тихие. Поют только девушки и дети, не выходя со своего двора. Закливают весну очень тихо, чтобы этого не слышали другие люди. Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья.

Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка. Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье». Деньги, полученные за «продажу» ребенка, тратят на покупку свечей.

Что ещё сделать к празднику Громницы? Приготовить хотя бы одну свечу, которую вы заговорите в этот день да обойдёте с ней дом.

Поэтому, хотя и редко, с этого дня можно слышать громовые раскаты. Чехи и поляки верили, что на С[ретение] первый раз должен запеть жаворонок, даже если бы от этого он замерз. В восточно- и западнославянских традициях большое значение придавалось свече, которую на С[ретение] освящали в церкви. Украинцы, белорусы и поляки называли ее сретенской или громничной ср. Gromnice, чеш. Hromnice, бел. Громницы, словен. На С[ретение] с этой свечой обходили дом и хлев, подпаливая у животных крест-накрест шерсть на лбу.

Этнолингвистический словарь в 5 тт. Институт славяноведения РАН. В Ярославской губ. Этнолингвистический словарь... О древних языческих корнях праздника возможно, не только славянских, но и восходящих к Древнему Риму писали ещё этнографы XIX в. Обыкновение это утвердилось в здешнем крае со времени унии; униатская церковь приняла его от западной церкви и положила особый чин для благословения сретенских свечей. Этот обряд в римской церкви... Так, по крайней мере, к этому дню охотно и непременно приурочиваются обычаи, оставшиеся от темных и далеких времен, когда всесильный огонь признавался за божественную силу, заключающуюся в нем, то есть милующую и карающую. Из воску сучат и крутят большие и толстые свечи, которые и хранятся где-нибудь в хате перед общественной иконой. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии.

Как и все другие, она сучится толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, она ежегодно увеличивается прибавкою нового воска.

Славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник Имболк префикс «imb-» и «folc», «ливень» — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов омовений. Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты — богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы — 1 февраля. Громница отмечается 2 февраля. Языческий праздник Громница Зимняя Перунья, Сретенье отмечается в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника.

По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга. В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» в рус. Перкунья, свер-канье , шум грома. С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля.

Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей. Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица царица-молния , Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня.

Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин». Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала».

Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу.

Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным.

Говорят, что какая погода будет первого числа, то таким будет и весь февраль. Если день будет ясный, солнечный — жди ранней весны. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного. По народному поверью в эту пору Медведь, Лесной Хозяин в своей берлоге поворачивается на другой бок-«февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет» На склоне дня славянские ребятишки, проживающие на Украине и южнее, собиралась где-нибудь на пригорке за околицей и начинала первый раз закликать Солнышко, чтобы выглянуло оно «из-за гор-горы» и показало этим, что Весна действительно встретилась с Зимою. Со дня Громницы начинались первые заклички весны, в районах средней полосы России — закликать весну начинали позже. Ритуал праздника — танец Огнедевы Танец Огневеды — это танец торжества Женской Силы, утверждения и защиты всего живого.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий