Дом в Семипалатинске, где Достоевский жил в 1857—59 гг. Источник. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. С Григоровичем Достоевский подружился ещё в Главном инженерном училище в 1837 году. На фото ниже дом в Графском переулке Петербурга, где Григорович жил с Достоевским. Казначейская улица, на которой происходит большая часть сюжета «Преступления и наказания», — это место, где жил сам Достоевский.
Музей-квартира Достоевского
— Достоевский жил в Барнауле, прогуливался вдоль Барнаулки и Оби, подходил к Демидовскому столпу и зданиям возле него. Афиша Plus - 11 ноября 2021 - Новости Санкт-Петербурга - В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. дом почтальона ЛЕПУХИНА, где Федор Михайлович прожил последние два с половиной года семипалатинской не верится, что когда-то этот двухэтажный бревенчатый домик, известный всем почитателям творчества Достоевского, уже начинали.
В доходном доме Астафьевой, где жил Достоевский, ночью горел подвал
Чехова Здание сейчас выглядит так же, как и при жизни писателя. Дом-комод, как называл его Чехов, сохранил красный цвет, который писатель назвал либеральным. Внутреннее убранство восстанавливали по рисункам и записям брата и сестры Антона Павловича. В этом здании Чехов жил за четыре года до поездки на Сахалин, поэтому один из залов посвящен его путешествию. Помимо классических предметов быта и фотографий, в музее хранятся портреты Чехова, которые написали его брат Николай и художник Валентин Серов. Садовая-Кудринская, 6 Билеты: 300 рублей Музей-усадьба Льва Толстого Это целый усадебный комплекс, в который входят хозяйский дом, сад, конюшня и флигель.
На первом этаже дома находятся столовая, классная комната для занятий, кабинет. Второй этаж отводился под гостиную, комнаты детей и прислуги и мастерскую, в которой Толстой занимался своим хобби — делал обувь для друзей и близких. Во всех комнатах неизменными сохранились мебель и другие предметы быта — сервиз, часы с кукушкой, рабочие инструменты, несколько экземпляров ботинок, изготовленные писателем, его рабочий стол, а также ковер. Примечательно, что посетителям тут выдают не бахилы, а многоразовые тапочки. Льва Толстого, 21 Билет: 300 рублей.
Окончила исторический факультет Московского областного педагогического университета. Проводит экскурсии на английском языке. Виктория Андреевна Старикова Ведущий научный сотрудник. Окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина, кандидат филологических наук, доцент.
Автор литературоведческих и учебно-методических работ о творчестве В. Гаршина, А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А.
Куприна и др. Ольга Николаевна Сахник Ведущий научный сотрудник. Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Музееведение». Кандидат культурологии, в 2004-2006 гг. Автор тематической программы «Детский Достоевский», куратор инклюзивного проекта «Покажи Достоевского».
Работает в отделе «Московский дом Достоевского» с 2021 года.
Это не совсем даже красиво! В этом году 200 лет Достоевскому — давайте взаимодействовать! ВООПИиК написал еще одно обращение в Минобороны за подписью 10 омских общественных организаций, но пока ответ не получил.
Сидели, лежали прямо на земле... В больничном дворе проходили и детские игры Фёдора. Нередко будущий писатель общался с беднотой, хотя отец это запрещал. Одно знакомство Федор запомнил на всю жизнь. Он дружил с девочкой, девятилетней дочкой кучера. Однажды какой-то пьяный мерзавец жестоко избил её. Юный Достоевский побежал за отцом-лекарем. Но было поздно. Истекая кровью, подружка Феди умерла на руках Михаила Андреевича... Неслучайным было и название улицы, где стояла больница, — Божедомка ныне — улица Достоевского. Сюда со всей округи свозили невостребованные трупы. Бродяг, преступников, самоубийц... На церковных кладбищах хоронить их было нельзя, поэтому тела зарывали в общие могилы — «божедомья». В 1763 году «дом убогих» в Марьиной Роще был закрыт.
Cтанция метро «Достоевская»
- 👉 Музей-квартира Достоевского: история и фото.
- Достоевский и Владимир. Что связывает литературного классика с городом - День во Владимире
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском • Arzamas
- Санкт-Петербург Достоевского. Пройдемся по местам великого писателя | Реализуй Мечту
- Смотрите также
- Проект «Покажи Достоевского»
Новые публикации
- Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
- Федор Достоевский работал над «Преступлением и наказанием» в Люблине | Юго-Восточный Курьер
- Новый взгляд на Достоевского: Музей-квартира писателя после ремонта
- Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
- Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском • Arzamas
- В Омске начались раскопки на месте острога, где содержался Достоевский
Правила комментирования
- Начать путешествие!
- Как Сибирь сделала из Достоевского великого писателя
- Проект «Покажи Достоевского»
- Точки маршрута
- Где жили Пушкин, Толстой и Достоевский: дома писателей в Москве – The City
- Со дня рождения писателя исполняется 201 год.
В доме, где жил Достоевский, во дворе - ямы, а в подвале - гастарбайтеры
Так мягко отливает изумрудом тронутая росой трава на исходе ночи. Так равнодушны к маете большого города поющие в охапках кустов птицы. Бывший Семеновский плац, наверное, наиболее удачно вписался в современную жизнь. Здесь в сквериках на лавочках много читающих людей, все больше каких-то приветливых лиц. Здесь не ужились с природной умиротворенностью лихие рокеры, некоторое время взявшие в привычку собираться на площади перед театром. Даже приезжающий каждое лето парк аттракционов не то чтобы вписывается в доброжелательное пространство за памятником Грибоедову, но и не тяготит его своими безвкусными раскрасками. Здесь случайность встречи, наверное, не случайна. Мне вспоминается мягкая свежесть вечера, томные тени неба, лежащего на крышах, уютное позвякивание посуды из чьего-то коммунального окошка. На лавочку рядом присаживается старичок благообразного вида.
Одет он очень бедно, но опрятно. Нас — несколько. Нам не так уж много лет, и мы смеемся по каждому поводу ломкими подростковыми голосами. И вдруг, сквозь собственный громкий смех, обнаруживаем, что сочится к нам в уши тихий, ровный тенорок старичка. Его лицо обращено к детской площадке, но мы чувствуем, что говорит он — для нас. Я плохо помню его связное повествование, ускользнули в прошлое детали, казавшиеся тогда незначительными, а на деле составляющие основу рассказа. Но то предчувствие, что вот-вот голос старичка заведет куда-то в глубины сердца и заставит сделать открытие, осталось навсегда. Он говорил о женщине, что была в его жизни.
Она носила широкие цветастые платья, простенький платок. Пела глухо и немного фальшивя. И главное: у нее были добрые, широкие ладони. Так ей нравилось коверкать имя Андрей. Мы ни о чем его не спрашивали, да он и не услышал бы наших голосов. Сидел и задумчиво улыбался, глядя в ясные очертания весеннего вечера. Он встал и, смешно дернув седой бородкой, прихрамывая, ушел. Нам не то чтобы расхотелось смеяться, нет, мы даже, боясь проявить слабость, сказали что-то бодрое вслед старичку, но задрожала внутри какая-то струнка, затянула, запела тонко и, помнится, подчиняясь ей, кто-то не отложил в очередной раз нехитрое дело: написал и отправил письмо, адресованное родителям… В начинающей вступать в свои права весне, в ее тревожащих и буйных ароматах мне решительно не представить теперь лик обреченного писателя.
К тому же, так же, как и мы когда-то, на лавочке оглушительно хрустят чипсами и хохочут милые создания юношеского возраста. Их неутомимый взор натыкается на книгу в моей руке, и одна из прелестниц бросает: — Раскольников… Это тот, что нос потерял? Она спрашивает не у меня, а так, роняет недоумение в пространство. Другая отзывается легким смешком: — Ну ты деревня! Я мало чем могу помочь: к юным красавицам подходят приятели, и вся компания удаляется прочь, обсуждая, какая марка сигарет лучше… В одну и ту же реку дважды не войти. И вроде бы сырая петербургская земля осталась прежней, прежние, полные свинцовой воды проплывают облака, не тронутые временем, катят свои тяжелые волны городские речные артерии, но ушло куда-то в небытие изумление странных и удивительных встреч в таких же странных и удивительных местах Петербурга, которые любил прорисовывать в своих произведениях Достоевский. И в юности, и в зрелом возрасте писатель всматривается и замечает то, что другим недоступно в силу творческой несостоятельности. Во время ходьбы он разговаривал сам с собою, жестикулировал, так что прохожие оборачивались на него.
Друзья, встречавшиеся с ним, считали его сумасшедшим. Это не оздоровительные пешие прогулки, это — все крепче и туже завязывающийся узел. Узел человека и города. Переулки, упирающиеся в глухие стены, подворотни, и истекающие зеленоватой сыростью, дворы, будто закопченные, темные и гулкие, в двадцать шагов, изломы набережных и затхлая тишина каналов. То это город-мечта, то город-оборотень, то город-призрак. Но никогда — монументальный город. Блистательной Северной Пальмиры даже в самообманчивое утешение он никогда не рисует. Это необыкновенная, загадочная, изнуряющая любовь.
Для него он живой организм. Выведение Петербурга из статуса неодушевленной единицы случилось еще тогда, в юношеских блужданиях. Город, скрывший в своих недрах дома, существующие как особая жизнь, сам живет над и вместе с ними. Как сверхсущество. И оно, несмотря на бесконечную приязнь к нему, враждебно к человеку. Вспоминаю, как тщетно и неприкаянно ходят по нему герои Достоевского. Как душно и гадко Раскольникову в пыльной летней вони города! Как отвратительны лица, встречающиеся Макару Девушкину, вышедшему прогуляться по Фонтанке!
М» внук Эраста Фандорина пытается найти неизвестный вариант рукописи романа Достоевского «Преступление и наказание». По мнению автора Леонида Баранова, это отражает неустойчивость жизни писателя. Эта глупость, как, впрочем, все глупости, пользовалась громадным успехом в Петербурге. Студенты, только что восхищавшиеся Достоевским, как один, отвернулись от него», — вспоминала дочь Достоевского. Перед смертью он отдал его сыну Федору. Эти же строки были эпиграфом к «Братьям Карамазовым». Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление.
Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером... Его мастерство, проникновение в человеческую душу, способность к состраданию делают его писателем, к которому хотели бы приблизиться многие, если бы могли. Он был одним из тех, кто оставил неизгладимый след», — говорил американский романист. Ломоносова И. Волгин создал Фонд Достоевского для изучения жизни и творчества классика. Книга занимает 29-е место в списке. Ведь она же видит, кто он такой...
То, что он прочел мне в один присест и почти не останавливаясь, явилось вскоре в печати под названием «Бедные люди». Так на пороге творческой юности два писателя обменялись и доверились друг другу первочтением, став, некоторым образом, побратимами. Достоевский и Григорович остались друзьями на всю жизнь.
Григорович всегда был самым желанным гостем семейства Достоевских. И потому Фёдор Михайлович, когда его приглашали на вечера, неизменно спрашивал: «А Дмитрий Васильевич Григорович будет? Архивный текст Николая Пирязева, Озёры.
С ней он познакомился еще в Санкт-Петербурге: женщина первой написала письмо с признанием в любви, и Достоевский сдался под натиском поклонницы. За все время путешествия писатель лишь единожды отправил письмо больной жене, но в октябре классику пришлось возвращаться во Владимир — проиграв все в казино и заняв деньги у Аполлинарии. В начале ноября Достоевский отвез Марию в Москву, где в апреле 1864 года она умерла. Достоевский обвинял в этом владимирских медиков — якобы ее залечили. Насколько он был прав, неизвестно. Мы зациклены на древней истории, князьях, соборах.
Но совершенно не видим историю 18-го, 19-го и 20-го веков. И даже не подозреваем, с какими выдающимися личностями связана история нашего города, — рассказала Татьяна Лысова. Фото — Владислав Мальцев «Сон смешного человека» После возвращения в Санкт-Петербург Достоевский решается на авантюру: обещает издателю закончить новый роман «Игрок» за месяц — либо отдает авторские права на все ранние произведения. Преуспеть писателю помогла стенографистка Анна Григорьевна, а после она стала его женой.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Месту, где жил старец Амвросий. Путь недолгий, 5-7 минут небыстрым шагом. Археологи рассказали об обнаружении старинных монет на месте омского острога, где жил Достоевский. Изваяние двадцатипятилетнего Достоевского притаилось за углом одноименного книжного магазина на Воздвиженке. где жил Ф.М Достоевский.
Мемориальная квартира Ф.М.Достоевского
Сделанные находки будут представлены на выставке, приуроченной к двухсотлетию писателя, которое отмечается в этом году. Сейчас первая задача - выявить границы строения, границы ограды острога, чтобы законодательно установить границы этого памятника. Весь объект, конечно, не получится включить в эти границы, потому что здесь очень плотная застройка, поэтому остальную часть, помимо этого доступного для раскопок фрагментам, будем изучать по архивным документам и историческим картам", - сказал журналистам руководитель раскопок, научный сотрудник института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук СО РАН Михаил Корусенко. По словам директора заказчика раскопок омского музея просвещения Игоря Скандакова, уже осенью планируется представить выставку с находками, сделанными на этом месте. Он отметил, что острог - это реальное место, связанное с Достоевским. Скандаков добавил, что в дальнейших планах - провести музеефикацию места раскопок: "Очень важно открыть для омичей и гостей города это место, чтобы показать, как было в остроге, как жил Достоевский, вещи, которые мог иметь заключенный".
Достоевский писал старшему брату Михаилу о том, что снимает квартиру из четырех комнат, рад был бы найти что-то поменьше.
Но нет в Семипалатинске таких квартир… Если ваш рост выше 175 сантиметров, то в домике Достоевского вам будет казаться, что макушка подпирает потолок. Старожилы рассказывали: когда раскатывали бревна, два-три ряда сгнили. При восстановлении дома их убрали. В результате высота второго этажа уменьшилась, а в доме стало холоднее. В столовой, на том месте, где сейчас стоит буфет, находилась печь. Не подумали, что можно ее оставить как экспонат, - с сожалением вздыхает главный хранитель музея.
Самовар в этой маленькой столовой - особый экспонат. Дочь Достоевского от второго брака Любовь вспоминала, что писатель всегда сам заваривал чай, никому не поручая выполнение этого ежедневного ритуала. Известно, что именно в Семипалатинске Федор Михайлович научился и привык пить крепко заваренный чай. Бывало, что Достоевский тогда сам затапливал самовар. А вот на квартире в доме почтальона Лепухина с этим справлялся денщик. Он и самовар готовил, и печку топил… Где он жил?
Под лестницей! Из столовой одна дверь ведет в комнату Марии Дмитриевны, а другая - в гостиную. Интерьер квартиры воссоздавался по письмам Достоевского и по воспоминаниям его семипалатинских знакомых. Но, конечно, есть расхождения. Да, не могло, - соглашается Татьяна Геннадьевна. Но когда в фондах музея появился такой красивый туалетный столик, он оказался прямо создан для комнаты красивой женщины!
По соседству от шумного семейства Состоятельные купцы Голофтеев и Рахманин, купившие в 1862 году усадьбу Люблино, стали сдавать постройки имения дачникам, а окраину парка, ближе к пруду, застраивать новыми дачами. Сначала Достоевский поселился в просторной деревянной даче, которую занимала большая семья сестры Веры Михайловны, на окраине Люблинского парка. Кроме живших здесь десяти племянников, в доме постоянно гостили их друзья. Достоевскому нужен был ночью полный покой он обычно писал по ночам , а в даче Ивановых слишком было людно для этого, — то заплачет ребёнок, то молодёжь вернётся поздно с гулянья, то встанут чуть свет, чтобы идти на рыбную ловлю, — Достоевский поселился рядом, в пустой каменной двухэтажной даче, где занял только одну комнату», — рассказывала его племянница Мария Александровна, которой было тогда 17 лет.
Напугал лакея Роман «Преступление и наказание» публиковался в журнале «Русский вестник» с января 1866 года частями, по мере их написания. В Люблине писатель работал над шестой, предпоследней, частью романа. По сюжету в этой части Родион Раскольников после мучительной внутренней борьбы признаётся Соне Мармеладовой в убийстве старухи-процентщицы и её сестры.
Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений.
Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал. Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом — кашлетр для бумаг и писем, в углу — икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость». В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной. В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось — перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска «Дневник писателя», который вышел уже посмертно. Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер.
Поделитесь статьей с друзьями
Есть предание: Достоевский, любуясь ансамблем Демидовской площади в Барнауле, первым назвал его уголком Петербурга. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освященные. Чиновники, по справедливости играющие роль сибирского дворянства, — или туземцы, закоренелые сибиряки, или наезжие из России, большею частью из столиц, прельщенные выдаваемым не в зачет окладом жалованья, двойными прогонами и соблазнительными надеждами в будущем... В старой части Барнаула большинство улиц носит имена классиков отечественной литературы - Пушкина, Толстого, Гоголя, Чехова, Некрасова, Горького, Короленко и других.
Но ни одна значимая для города улица не названа в честь Достоевского. Его имя носит улица с 60 домами в частном секторе у парка «Юбилейный». В 2015 году сотрудники факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии АГУ предлагали переименовать площадь «Спартак-2» в площадь Достоевского, но власти эту идею не поддержали.
Редакция благодарит за поддержку и оказанную помощь "Горную аптеку" и Алтайский государственный музыкальный театр.
Так же низкие ступени ведут в полуподвальные помещения, где за кольцами сигаретного дыма и в парах разбавленного водой алкоголя процеживаются временем чьи-то жизни. Здесь глухой ночью можно встретить несостоявшуюся женскую судьбу, которая странным образом натолкнет вдруг на мысль о Сонечке Мармеладовой. Под утро Сенная наконец освежит взор легкой дождевой изморосью. Дворники скребут мусорную шелуху, и неохотно, медленно набирает обороты механизм нового дня. Он — в шаркающем шаге прибывающей толпы, судорожных зевках продавщицы выпечки, в молчаливой отрешенности водителей переполненных маршруток. Сенная продолжает свой путь во времени, вновь и вновь рассылая по острым лучам прилегающих улиц петербургского жителя.
Канал Грибоедова Тайна Петербурга Квартира Достоевского в Кузнечном переулке, в доме N5, где он прожил последние месяцы своей жизни, не нарушает его сложившихся с годами привычек. Кабинет Федора Михайловича так же удален от детской, так же перед ним гостиная, так же в окно проникают блики от куполов церкви Владимирской Божьей матери. Большой письменный стол, диван, шкаф с книгами да икона в правом углу. Вглядываясь в тихий полумрак этой комнаты, невольно представляю слегка напряженную, склоненную в работе фигуру Достоевского. Его вдохновенное лицо, когда в очередной раз из галереи человеческих типов пред ним слепятся и сложатся те, которым суждено шагнуть в бессмертие. Его нервные пальцы, спешащие запечатлеть образ на бумаге. Его взор, направленный в самую сердцевину Петербурга.
В ней — вечно разыгрываемая драма под названием жизнь… Иду по городу в холодный предрассветный час, когда ночная суета уже утихла, а дневная еще не разлепила сонные веки, в это время где-нибудь на пустынном Воскресенском мосту вдруг да настигнет необычайное видение. Поспешит показать спину бледный молодой человек с лихорадочным блеском в глазах, замнется в двух шагах от вас закутанная в старый бурнусик девушка, пролетит на извозчике хмельной и шальной купец. Послышится визгливая брань торговок на Сенной, жалобный голосок маленького попрошайки вопьется в уши. Огласятся окрестности диким ревом какого-нибудь загулявшего мужика. И все это так пронзительно и ясно обозначится вдруг в ваших глазах,что невозможно станет не поверить в параллельное существование всех этих миражей. В этом, наверное, и заключается гений писателя: сотворить с необыкновенной степенью убедительности мир, который переживет самого творца. То здесь, то там замечаю вдруг подобные характеры, вспыхивают знакомые взоры, разворачиваются схожие ситуации.
За уходящим призраком Сонечки Мармеладовой шагает современная страдающая натура. В питейной, отремонтированной и гладкой, вновь угасает сердцем ее нищий отец. В вокзалах так же надрывно и фальшиво поют никем не обласканные дети. У Петербурга парадного гораздо больше достоинств, но, блистательный, он вызывает в душе разве только легкомысленный восторг. Им надо заболеть — завьюженным, обездоленным, с зияющими ранами разбитых тротуаров и домов. Надо прожить кошмар длинных и гулких подворотен, подъемы грязных Фонтанок, Моек, Карповок. Надо сделаться его неотступной тенью, потому что, как и все искусственно созданное, он когда-нибудь обязательно растает в зыбком тумане.
И, может быть, только тогда Петербург соблаговолит рассказать тайну своей многозначительности, многоликости и многослойности. Распахнет неведомые доселе завесы, и хлынет оттуда совершенно узнаваемая и в то же время абсолютно фантастическая реальность. И важно будет ее тотчас заметить, запомнить, записать. Как это сделал однажды шестнадцатилетний московский юноша, в котором город о прозорливый Петербург! Ну а как сгинет, пропадет, испарится вскорости сия пропитанная водой громада? Отступать ведь ему некуда. Со всех сторон окольцован панельно-блочными гигантами современности.
Под их неусыпным надзором он все более и более походит на бедного арестанта, потерявшего счет времени и не понимающего, в каком измерении находится. Обрастая новыми деталями прогресса, Петербург как будто старательно прячет за ними свое истинное намерение — удалиться. В ту самую непостижимую параллель, откуда вырвала его властная рука Петра. Мне кажется, Петербург устал. Столько лет воплощался в пушкинских, гоголевских, некрасовских, ахматовских, мандельштамовских строках. Проживая тысячами жизней одновременно, он сделался больным. Крошатся его старые дома, ползут упрямыми трещинами тротуары, обваливаются каменные ступени набережных сходов.
Петербургский обыватель больше не изводит себя головной и сердечной болью. Отчего это? Может, в качестве обвиняемого опять можно выставить усталый и издерганный город? Да нет, причина в нас самих. Как давно мы глазами, полными внимания, не глядели на сонную рябь Фонтанки! На вычурные балкончики, барельефы, пилястры, колонны теснящихся друг к другу домов! Как давно мы не признавались Петербургу в любви!
Мы — бездомные дети.
Писатель всегда стремился найти такую квартиру, чтобы она выходила окнами или на храм или на воду. В те годы в Петербурге вариантов квартирного размещения было не так много, как в наши дни. Вот и в его последней квартире, снятой в Кузнечном переулке, где были написаны «Братья Карамазовы» и «Дневник писателя», открывается вид на купола Владимирской церкви. Арендованная квартира была трехкомнатная, со всеми удобствами, включая отдельный дровяной сарай. Ну а первым петербургским «домом» Федора Михайловича стал Инженерный замок, где размещалось Инженерное училище, куда шестнадцатилетний отрок поступает в 1838 году. И с января этого года, Достоевский три года проживает в маленькой квартире, в самом, может быть, угрюмом и мрачном из всех петербургских зданий. Еще не закончив Инженерное училище писатель арендует квартиру на втором этаже дома Пряничникова, что на Владимирском проспекте, номер 11.
Три окна темноватой петербургской квартиры выходили во всегда пустой Графский переулок, где находились гостевые ворота. В этой квартире были написаны «Бедные люди». Некоторое время с Достоевским на паях арендовал квартиру и Д. Григорович, который позже вспоминал: «Квартира эта была очень светленькая и веселенькая; она состояла из трех комнат, передней и кухни; первая комната была общей, вроде приемной, по одну ее сторону была комната брата, и по другую — очень маленькая, но совершенно отдельная комнатка для меня».
Я об этом думаю, но опять-таки жду, не будет ли чего до весны из Петербурга?
Если мне нельзя будет выехать из Сибири, я намерен поселиться в Барнауле. Напрямую Барнаул писатель в своих книгах не упоминает. Но исследователи находят в произведениях писателя барнаульские аллюзии. Например, считается, что в образе города Мордасова из повести «Дядюшкин сон» отразились впечатления о Барнауле, а один из его персонажей частично списан с местного доктора, который осматривал писателя. Также литературоведы предполагают, что любовный треугольник между Гeнгpoccом, его женой и Врангелем послужил основой повести «Вечный муж».
Писал ли о Барнауле Писал ли Достоевский о Барнауле в своих произведениях? К Сибири и Барнаулу Достоевский относился с теплотой.
100 малоизвестных фактов о Достоевском и его творчестве — к 200-летию писателя
Деньги играют важную роль во многих романах Достоевского. Они сводят героев с ума и толкают на самые страшные преступления. Они были важной темой и для самого Достоевского. Он играл в рулетку не потому, что ему нравился процесс, а потому, что был одержим навязчивой идеей выиграть крупную сумму. При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники.
Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно. Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей.
Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов. Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым.
С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы. Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка.
Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы? Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался.
Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично. Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения.
Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями. При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей.
А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений. Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым.
Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился. Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского.
В России у наследия Достоевского была более сложная судьба. При жизни он был признанным гением и великим мастером, но случившаяся в ХХ веке революция спутала карты. Для большевиков Достоевский, начинавший как революционер, а закончивший как христианин и консерватор, был раздражителем. Ленин ужасно не любил его творчество.
Достоевский с его взглядами совершенно не вписывался в эту компанию и особой популярностью не пользовался. Второе рождение Достоевского состоялось уже при Хрущёве. В послевоенные годы мировой кинематограф испытал новый виток интереса к писателю. В 1951-м году Куросава экранизирует "Идиота".
К счастью за два года мы получили в пользование все три этажа дома, в котором уже почти 100 лет располагается музей. По сохранившимся рисункам и описаниям восстановили первоначальное внутреннее пространство. Конечно, экспозиция здесь совершенно новая, она приросла двумя этажами. От прежней мы сохранили только реконструкцию мемориальной квартиры детства Достоевского.
Она уточнена на основе имеющихся документов, но в целом будет узнаваема завсегдатаями нашего музея. Кроме того, с помощью Минкультуры отреставрировали множество экспонатов: мебель, предметы декоративного искусства, рукописи, книги, графику, скульптуры, фотографии. Трудились сотни специалистов. А если говорить про связь времен - личность и творчество Достоевского в этом смысле - уникальный материал, позволяющий говорить о самом широком круге проблем, не только литературного, но и экзистенциального характера.
Обновленный музей - это ведь не только про стены, но и про смыслы? Предложите посетителям какие-то новые форматы помимо традиционных экскурсий? Павел Фокин: Мы предложим посетителям новый взгляд на Достоевского. Более адекватный его историческому и человеческому облику, лишенный мифов и идеологических искажений.
Экскурсии обязательно будут, но экспозиция сделана так, чтобы одиночные посетители сами активно включались в эмоционально напряженное и духовно насыщенное музейное пространство, вдумывались и переживали. Мы предполагаем создание широкого набора музейных активностей, рассчитанных на разную аудиторию.
Сегодняшние читатели скорее романов Достоевского, чем публицистических текстов придают мало значения его панславизму и мессианству.
Мессианство у него, конечно, своеобразное, особенно для писателя, который верил, что православная Россия победит как западный материализм, так и другие христианские доктрины католицизм по преимуществу. Сюда же входит его антисемитизм, который был не только его собственной чертой, но и других важных писателей XIX века. Фёдор Михайлович Достоевский.
Фотография М. Тулинова фрагмент Смерть останавливает время Я был в Петербурге дважды: первый раз в 1983 году — когда он еще официально назывался Ленинградом, и второй — в 2000 году. За прошедшие между этими поездками 17 лет общая картина города не изменилась, за исключением того, что автомобили, которые ездили по нему, оказались уже не «Москвичами» и «Жигулями», а BWM и «Жигулями».
И, конечно, город захватывал поток туристов. Квартира, в которой автор написал свой шедевр «Братья Карамазовы», является музеем, где сохранилось почти всё. В гостиной я стоял перед настольными часами, остановившимися в тот час, когда он умер.
В конце 1854 года Достоевский был сослан в Семипалатинск, где он пробыл до 1859 года. По словам директора омского музея им. Достоевского Виктора Вайнермана, пребывание на омской каторге оказало огромное влияние на творчество писателя. Например, здесь он видел каторжан, которые совершили преступления, подобные преступлениям Раскольникова, наблюдал за ними, общался и видел, как они страдали. Благодаря этому он так точно и убедительно раскрыл психологию Раскольникова.
Под впечатлением от заключения в омском остроге написаны и "Записки из Мертвого дома".
Пространство Достоевского: где бывал писатель, с кем встречался и как отзывался о Барнауле
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. плохая примета Фото: музейный центр «Даровое» Достоевские жили в Москве, в казенной квартире Мариинской больницы, где отец писателя Михаил Андреевич работал врачом. На сегодняшний день в городе остался лишь один свидетель счастливых дней Достоевского – дом портного Дмитриева, где снимала комнату семья Исаевых, и куда после свадьбы переехал писатель. Сначала Достоевский поселился в просторной деревянной даче, которую занимала большая семья сестры Веры Михайловны, на окраине Люблинского парка.