Эффективного лечения для большинства орфанных заболеваний не существует — нет устоявшегося протокола и действенных препаратов. В Европе и США к орфанным болезням относят врожденные и приобретенные заболевания, частота которых не превышает 5-7,5 пациентов на 10 тысяч человек. При этом термин «редкие орфанные заболевания» не является правильным, потому что непривычное слово «орфанные» как раз и означает «редкие». Принято считать, что орфанными заболеваниями страдает 10% населения планеты, то есть примерно 770 млн человек. Орфанные препараты — это фармацевтические средства, разработанные для лечения редких заболеваний, которые называют также орфанными («сиротскими») болезнями, встречающимися у одного человека из двух тысяч.
Причины, терапия и профилактика редких наследственных патологий
Что такое орфанные заболевания простыми словами. Обсуждаемой новостью стало, что часть средств, вырученных от увеличения ставки НДФЛ, планируется направить в целевой фонд на лечение детей с орфанными заболеваниями. Всего описано 7000 таких заболеваний, в России в список орфанных болезней включено 214 нозологий. Орфанное заболевание – термин, применяемый к встречающимся редко болезням. Орфанные заболевания словно окутаны туманом неопределенности. Сегодня даже нет их четкого определения — в общем виде это просто очень редкие болезни. Орфанные болезни сложны в диагностике, особенно наследственные, потому что они нередко затрагивают сразу несколько систем органов.
Орфанные заболевания. Редкие и опасные
Впервые термин «орфанные болезни» (болезни-сироты) появился в США в 1983 году при принятии законодательного акта Orphan Drug Act, определившего около 1600 таких заболеваний и синдромов, а также лекарства для их терапии. Что такое орфанные заболевания. Редкие – орфанные – заболевания встречаются не чаще чем у одного человека на 10 тыс. Орфанными являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 1000 тысяч населения. Однако орфанные заболевания часто могут маскироваться под более распространенные болезни, что приводит к неверной диагностике.
Что такое орфанные заболевания, их виды
Официальный перечень орфанных болезней в России сегодня включает более 200 заболеваний. Орфанные (редкие) заболевания затрагивают небольшую часть популяции, часто носят жизнеугрожающий характер, большинство из них приводят к ранней инвалидизации и смерти. Орфанными (редкими) считаются заболевания, которые встречаются у небольшого количества людей относительно общей численности населения. Редкие заболевания, орфанные заболевания (англ. rare disease, orphan disease) — заболевания, затрагивающие небольшую часть популяции. Орфанными болезнями принято считать те, которые встречаются менее чем у 10 человек на 100 тысяч населения. У орфанных заболеваний есть ряд отличительных свойств.
Особый случай: что такое орфанные болезни?
Орфанные заболевания часто приводят к преждевременной смерти и значительно ухудшают качество жизни пациентов. Это символ того, что орфанными называют редко встречающиеся заболевания. Редкие – орфанные – заболевания встречаются не чаще чем у одного человека на 10 тыс. Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Перечень редких (орфанных) заболеваний.
Орфанные препараты — новая категория на фармрынке
Это символ того, что орфанными называют редко встречающиеся заболевания. Орфанные заболевания встречаются у небольшой части населения, их распространенность составляет около 1: 2 000 и реже. Смотрите онлайн Что такое орфанные заболевания? 5 мин 3 с. Видео от 7 июня 2023 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Орфанное заболевание – термин, применяемый к встречающимся редко болезням. Включение орфанных заболеваний в федеральную программу позволило закупать препараты за счет федерального бюджета, а не регионов.
Как решать проблемы орфанных пациентов
Между тем из 50 тысяч существующих лекарственных препаратов примерно одна десятая — орфанные, и их годовой оборот приближается к 100 млрд долларов ежегодно. Термин «орфанные препараты» был введен правительствами западных стран для того, чтобы помочь фарминдустрии в производстве и распространении лекарств для нуждающихся из этих государств. Законодательная база для них различается в развитых странах и вводилась в разное время: в США в 1983 году, в Сингапуре в 1991-м, в Японии в 1993-м, в Австралии в 1997-м и в ЕС в 2000-м. Здесь изначально присутствует проблема: получателями редких и оттого дорогостоящих лекарств станут не все, кому это нужно, а только обитатели Глобального Севера. Мало того, разработка редкого препарата часто не окупается и выпадает из экономических циклов жадной индустрии, отсюда — не такой пристальный интерес к этой проблеме. Но остается важным, что пациенты-«сироты» нуждаются в лечении точно так же, как и те, кому «повезло» заболеть более изученной болезнью. По оценкам специалистов, начиная с 1983 года было разработано примерно 350 орфанных лекарств для излечения около 200 редких болезней. До принятия законов в Штатах произвели меньше 40 таких препаратов, в то время как с 1983 по 2009 год Управление по контролю за продуктами и лекарствами FDA одобрило 275 лекарств для 337 болезней. До того исследованиями болезней-сирот занимались академические институты, биотехнологические компании и мелкие специализированные фармкомпании. Регламенты уязвимости Особое место редким болезням выделяется в политике здравоохранения ЕС начиная с 1990-х.
В ключевых юридических документах говорится, что пациенты, страдающие редкими болезнями, имеют право на уход того же качества, что и «обычные» пациенты. Из-за статистически низкой распространенности и одновременно с этим огромного числа зафиксированных случаев — в том же Евросоюзе от 27 до 36 миллионов человек — людей, относящихся к этой группе, принято считать особо уязвимыми. А уязвимость в биоэтике , да и в политике общественного здравоохранения, определяется негативно. Если верить такому определению, уязвимость равна большей подверженности вреду или ущербу, наносимому разными обстоятельствами, которые в первую очередь связаны со здоровьем и качеством жизни. Это значит, что уязвимым субъектам требуется особая поддержка со стороны врачей, исследователей и разных институтов здравоохранения. А это, в свою очередь, приближает опасность патернализма, иерархического отношения врача и пациента, часто приводящего к абьюзу и дискриминации, стигматизации и виктимизации. Дебаты об уязвимости были спровоцированы появлением первых кодексов исследовательской этики, например Бельмонтским докладом — документом Национальной комиссии США по защите участников биомедицинских и поведенческих исследований от 1979 года. В этом документе указывается, как проводить этически приемлемые биомедицинские исследования, приводятся основные руководящие принципы этичной науки. Например, в документе говорится о трех основных принципах — уважении к личности пациента, его благополучии и справедливости в защите всех человеческих субъектов-испытуемых.
Именно там можно найти разграничение между уязвимыми и неуязвимыми группами пациентов. Но почему уязвимость столь проблематична? Что с ней не так? Наверное, будет недостаточно умозаключить, как это делают некоторые биоэтики, что уязвимые люди чаще подвержены эксплуатации и насилию, а это плохо и недопустимо. Хельсинкская декларация , как и Бельмонтский доклад, перечисляет уязвимых субъектов так, как если бы эта категория была самоочевидной. Документам вторят и биоэтики: уязвимы те, кто больше подвержен риску вреда, кто находится в потенциально опасной ситуации или кто лишен способности защищать свои интересы. К их числу относят новорожденных на интенсивной терапии, пожилых людей, людей с ограниченной способностью давать информированное согласие, людей с инвалидностями или жизнеугрожающими болезнями, пациентов-хроников, беременных и кормящих женщин, а еще членов сообществ, незнакомых с современной медициной. Но тем самым мы будто отнимаем у уязвимых часть их идентичности, способности понимать и действовать. Индивид может быть уязвимым по нескольким причинам, а принадлежность к какой-то социальной группе — особенно так нарочито опознаваемой — не отражает этого.
Некоторые биоэтики учат, что определение социальной группы как уязвимой подрывает автономию людей, а это приводит к стигматизации и исключению из общества. Можно выделить два источника концепции уязвимости, как их рассматривают в медицине и связанных с ней решениях. Первое понимание идет от экологии: риски, опасности и природные катастрофы сталкивают человека с неустойчивостью и небезопасностью мира, который на первый взгляд кажется уютным домом. Получается, что уязвимость можно определить как потенциал потерь и восприимчивость к вреду. Второе понимание идет от философской этики, в особенности от концепций Ханны Арендт и Эммануэля Левинаса. У Левинаса человеческая жизнь определяется через изначальную открытость Другому, способность сказать ему «ты» и тем самым самоопределиться через «я». В рамках такого понимания человек не может выйти из взаимосвязи с Другим, он живет только внутри этого отношения. Проще говоря, «я» всегда предполагает Другого и самости не существует вне инаковости. Уязвимый субъект восприимчив, он открыт миру и новому опыту в нем.
Значит, философское учение об уязвимости шире, чем экологическое, и не столь негативно. Но вывод, который порой делают из этого, один и тот же: уязвимым нужна защита. Например, пожилым и людям с инвалидностью нужна забота, что превращает их в простые объекты контроля. В биоэтике много говорится о заботе столь всеохватной, что она превращается в контроль и объективацию пациента, отрицание за ним права на самоопределение. В конце концов, даже отказ от лечения и ухода может быть проявлением автономии, и было бы странно принудительно лечить человека, причиняя ему добро насильственно.
Доступность и качество медицинской помощи, определенные законодательством как основные принципы охраны здоровья. Еще одной проблемой в этой сфере является разработка орфанных препаратов. Тестирование орфанных препаратов осложнено из-за недостатка пациентов, страдающих от того или иного заболевания. Европейским парламентом в 2000 г. Во исполнение этой директивы в Лондоне создан Комитет по орфанным продуктам СОМР , который в срок до 90 дней должен рассматривать досье на такие лекарственные препараты, а Европейская комиссия в 30-дневный срок должна принимать решение об их применении. Препараты для лечения орфанных заболеваний согласно директиве ЕС могут быть зарегистрированы при недостаточности данных результатов клинических исследований [1]. Как правило, орфанные заболевания обусловлены генетическими отклонениями. Симптомы болезни могут проявляться как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте. Орфанные заболевания, как правило, сопровождаются инвалидизацией и зачастую приводят к летальному исходу. Терапевтические группы орфанных препаратов, одобренные в ЕС в 2002-2013 гг. Таким образом, наибольшее внимание со стороны фармацевтических компаний отдано лекарственным средствам для лечения онкологических заболеваний и иммуномодуляторам. Вопросы диагностики и лечения редких заболеваний являются важной медико-социальной и экономической проблемой, требующей комплексного подхода как со стороны федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, так и со стороны научного сообщества, общественных организаций пациентов, благотворительных организаций и социально ответственного бизнеса. Присвоение орфанным заболеваниям юридического статуса является безусловным прогрессом как для медицинского права, так и для биоэтики. Вместе с тем предстоит решить целый комплекс проблем, встающих перед медицинскими работниками и пациентами, их родными и близкими. В первую очередь, это проблема своевременной диагностики орфанных заболеваний. Для ее решения требуется развитие и накопление соответствующей базы знаний, кадровое обеспечение, освоение специальных методов исследования, обеспечение доступности генетических исследований. В России основная проблема лечения редких заболеваний связана с низким уровнем диагностики. Отсутствие специального оборудования во многих регионах. Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного, системного подхода и принятия на государственном уровне отдельного Национального плана по профилактике, диагностике, лечению и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих орфанными заболеваниями. Рецензенты: Бережная Е. Ростов-на-Дону; Кивва В. Библиографическая ссылка Косякова Н.
Но в любом случае, редких болезней огромное количество и пациентов — целая армия. Каждое государство определяет тот перечень, который в состоянии обеспечить лечением. В перечень орфанных заболеваний Минздрава РФ входит всего 24 болезни. Почему так мало? В России под критерии «10 пациентов на 100 тысяч» попадает более 200 заболеваний. С 2018 года препараты для их лечения должны закупаться централизованно до этого лекарственное обеспечение таких пациентов было обязанностью регионов. Плюс есть программа «Семь нозологий», по которой финансируется лечение гемофилии, муковисцидоза, болезни Гоше, гипофизарного нанизма. Вообще, многие болезни считаются редкими, пока ими не начинают заниматься. Например, раньше редким был рассеянный склероз, а теперь оказалось, что это достаточно распространенное заболевание. Когда муковисцидоз включили в программу обязательного неонатального скрининга, его выявляемость резко увеличилась. Многие орфанные заболевания протекают под другими масками, в связи с чем так сложно ставить диагноз. Есть ли какие-то способы исключить у себя наличие таких заболеваний? Все орфанные заболевания — серьезные, хронические, ведущие к инвалидности. Проблема в том, чтобы выявить их как можно раньше, когда симптомы еще не получили развития — чтобы хоть и не излечить, но минимизировать последствия. Но эти болезни встречаются крайне редко, и далеко не каждый врач в своей клинической практике хотя бы раз в жизни с ними встречался.
Каждое из орфанных заболеваний распознается благодаря характерным, присущим только ему клиническим признакам. Диагноз подтверждается данными медико-генетических и биохимических исследований. Симптомы Орфанные заболевания часто протекают «под маской» иных, более общераспространенных нозологий, что не дает врачу вовремя заподозрить у пациента редкую патологию. Отсутствие на данном этапе в нашей стране реальных статистических данных, методов ранней диагностики, которые можно применить в повседневной практике, и качественной научной информации о заболевании, известного широкому кругу специалистов большинства медицинских учреждений и населению, а также труднодоступность получения качественного длительного лечения приводят к тяжелым общественным последствиям патологии.
Орфанное заболевание и его лечение. Перечень редких (орфанных) заболеваний
В первую очередь проблемой является своевременная диагностика орфанных заболеваний. Для ее решения требуется развитие соответствующей базы знаний, кадровое обеспечение, освоение специальных методов исследования, обеспечение доступности генетических исследований. В настоящее время основная проблема лечения редких заболеваний связана с низким уровнем диагностики, отсутствием специального оборудования. Необходимость применения высокотехнологичных методов диагностики и лечения требует существенных затрат. В настоящее время характерно неравномерное распределение помощи, обусловленное разницей в экономическом положении регионов. Доступность и качество медицинской помощи, определенные законодательством как основные принципы охраны здоровья. Еще одной проблемой в этой сфере является разработка орфанных препаратов.
Тестирование орфанных препаратов осложнено из-за недостатка пациентов, страдающих от того или иного заболевания. Европейским парламентом в 2000 г. Во исполнение этой директивы в Лондоне создан Комитет по орфанным продуктам СОМР , который в срок до 90 дней должен рассматривать досье на такие лекарственные препараты, а Европейская комиссия в 30-дневный срок должна принимать решение об их применении. Препараты для лечения орфанных заболеваний согласно директиве ЕС могут быть зарегистрированы при недостаточности данных результатов клинических исследований [11]. Как правило, орфанные заболевания обусловлены генетическими отклонениями. Симптомы болезни могут проявляться как в раннем детстве, так и во взрослом возрасте.
Орфанные заболевания, как правило, сопровождаются инвалидизацией и зачастую приводят к летальному исходу.
При этой болезни происходят необратимые ухудшения функций легких, которые являются основной причиной летального исхода у пациентов. Главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава России, д. Сергей Авдеев подчеркивает, что замедлить патологические процессы в легких поможет своевременная диагностика и назначение антифиброзного препарата. Как отмечает эксперт, для изучения и анализа редких болезней во всем мире используются регистры. В нашей стране с 2017 г. Сегодня он насчитывает более 1300 человек. У большинства пациентов наблюдаются одышка, слабость, крепитация в легких и утомляемость. Сегодня распространенность этой патологии составляет от 10 до 43 случаев на 100 тыс.
Это значит, что на самом деле пациентов с ИЛФ может быть больше, чем отображено в регистре. Другое орфанное заболевание, негативно влияющее на легкие, — системная склеродермия. Ее этиология неизвестна, а механизмы развития патологических процессов не расшифрованы. Как поясняет заведующая лабораторией микроциркуляции и воспаления ФГБНУ "Научно—исследовательский институт ревматологии им.
Ирина Бакрадзе. Фото предоставлено организаторами В этом случае в ситуацию включаются юристы, но их работа занимает время.
По словам Бакрадзе, чтобы разобраться, юристу и пациенту в среднем треуется три месяца. Человеку, которому терапия нужна здесь и сейчас, остается или покупать ее за свои деньги, или обращаться в благотворительные фонды. Сооснователь компании Genotek Артем Ермулатов считает, что уже сейчас необходимо большинство пациентов уводить из цепочки «появление симптомов — постановка диагноза — терапия» в скрининг. Чем раньше проводится скрининг, тем лучше. При тысячах орфанных заболеваний скрининг на 36 «кардинально не изменит ситуацию». Но будущее не за этим, это констатация факта по небольшому количеству заболеваний.
А будущее, мне кажется, когда общество перейдет к профилактике наследственных заболеваний», — говорит Ермулатов.
Нет, такой перечень редких заболеваний не разработан, потому что распространенность различных заболеваний отличается в разных популяциях. То есть, в одних странах какая-то конкретная патология практически не встречается и входит в список самых редких, а в другой регистрируется довольно-таки часто. По данным медицинского сообщества Соединенных Штатов Америки к редким патологиям относят те болезни, которые зарегистрированы менее чем у 200 тысяч людей, то есть, примерно у одного человека из 1500. В Японии редких патологий выделено меньше, потому что к редким относятся те, которые отмечаются у 1 из 2500 человек. Ими страдают меньше 50 тысяч японцев. По европейским статистическим данным в совокупности редкими болезнями страдают менее 10 процентов жителей. На территории нашей страны редкими числятся те патологии, которые встречаются не более чем у 10 человек из 100 тысяч.
Доступность лечения
- Все официально
- «Не всегда удается вовремя поставить диагноз»: вопросы генетику о редких заболеваниях
- Насколько редко «редко»?
- Редкие заболевания
- Редкие заболевания — Википедия
Почему редкие болезни называют орфанными и выделяют в отдельную группу?
- Редкие заболевания — Википедия
- Орфанные заболевания: что нужно о редких, но опасных генетических патологиях
- Право выбора
- Нередкие редкие (орфанные) заболевания
- Какие болезни считаются орфанными
- Орфанные заболевания: что нужно о редких, но опасных генетических патологиях