К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. советский художественный фильм 1961 года, поставленный на студии "Ленфильм" Чеботарёвым и Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. Скандалы звезд фильма «Человек-амфибия».
Человек-амфибия - статьи к фильму
- Популярные записи
- Человек-амфибия - актеры и роли
- Похожие фильмы и сериалы
- Где вы находитесь?
- Небесные глаза ихтиандра: в него были влюблены все женщины СССР, но он всю жизнь обожал свою Алю
- Человек-амфибия, режиссер Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев, 1961
Интересные факты о фильме "Человек - амфибия"
Останется ли жив? Не разорвутся ли ушные перепонки? Когда Рэм Стукалов появился на поверхности воды, из его ушей хлестала кровь. Вот такова цена лишь одного кадра на грани риска, лишь одного мгновения из 260 часов, проведенных под водой». После этого случая к якорю решили привязывать муляж Отмечу, что таких экстремальных ситуаций на протяжении всех съемок было еще несколько, причем гибель могла поджидать любого из съемочной группы в самом неожиданном месте и самым невероятным способом.
Например, от удара током. Рассказывает Э. Розовский: «Нужно было создать весь комплекс осветительной аппаратуры, и то, что мы делали тогда, сейчас даже трудно представить. Мы брали 10-киловаттные приборы и, заизолировав концы, опускали их в воду.
Включали — считайте, что коллективная смерть… Но надеялись, что никого не убьет. Наверно, это от непонимания того, что происходило…». Больше всего мороки было, когда снимали эпизод с акулой. Поначалу думали обойтись надувной рыбиной, которую специально для съемок соорудили в Союзе художников.
Однако едва она попала в воду, сразу стало понятно, что на настоящего морского хищника она не тянет: типичная кукла. К тому же, чтобы погрузить ее под воду, требовалось около двух тонн груза, а это создавало массу неудобств водолазу, который находился внутри резиновой игрушки. Короче, от этой «акулы» отказались. Затем решили попробовать деревянную, с мотором, но этот «зверь» был еще хуже предыдущего.
Он оставлял за собой такой пенный след, что больше походил на торпеду, чем на хищника, обитателя морских глубин. Помогли же решить эту проблему местные рыбаки. Они привезли настоящих черноморских акул, которые были совершенно не опасны для человека. Правда, и с ними пришлось повозиться.
Они плыли очень вяло, и их никак не удавалось расшевелить. Их и били, и выворачивали им хвосты, а Розовский одну из них даже запряг как лошадь. Но акула оскорбилась своим сравнением с подневольной скотиной, рванула в море и чуть не унесла с собой всю аппаратуру. Разъяренный оператор поймал акулу за «вожжи» и вытянул на берег.
И тут все увидели, что воздух действует на этих рыб опьяняюще. Так был найден способ, при котором акул заставили работать как надо.
Сразу после войны Михаил учился в хореографическом училище Ленинграда, а после него поступил в МХАТ, учась в котором дебютировал в фильме «Убийство на улице Данте». Много работал в театре, добился больших успехов, как режиссер, в девяностых уехал в Израиль, но спустя 4 года вернулся, основав собственную театральную труппу.
В 2010 году у Михаила Козакова обнаружили рак. Он лечился в Израиле, но, к сожалению, скончался весной 2011 года. Детство и юность будущего кинодеятеля были бурными и необычными. Вместе со своим отцом, капитаном корабля, он вдоволь наплавался по миру, в 1905 году активно участвовал в спасении людей во время Черносотенных погромов, поступил в юридический университет, но бросил его и ушел в театр, где познакомился со множеством интереснейших людей искусства.
Вскоре Анатолий отправился добровольцем на фронт Первой мировой, где едва не погиб, затем вернулся в Одессу и продолжил театральную деятельность. В 30-х годах, после трагической смерти маленькой дочери, переехал в Грузию и остался там работать в театре им. Грибоедова, быстро став ведущим актером. В кино попал еще в 1916 году, можно сказать, стоял у истоков этого искусства.
Активно сотрудничал с грузинской, армянской киностудиями, с «Ленфильмом». В общей сложности снялся в десяти картинах, включая «Человека-амфибию», «Робинзона Крузо», «Малахов курган». В последнем работал в составе съемочной группы и был чтецом в самом фильме. Скончался в 1971 году.
Ольсен Ольсена, влюбленного в Гуттиэре журналиста и друга Сальватора сыграл Владлен Давыдов, актер кино и театра, заслуженный артист, обладатель двух Сталинских премий. Владлен родился зимой 1924 года в Москве, окончил МХАТ и дебютировал на его же сцене в качестве театрального артиста. Первая роль в кино появилась в творческой биографии Давыдова в 1949 году. Он сыграл Кузьмина в известном фильме «Встреча на Эльбе» и получил за это высокую награду — Сталинскую премию.
Благодаря мужественной внешности играл во многих серьезных картинах, почти всегда воплощая образы командиров, высоких чинов, аристократов. Почти всю свою жизнь Владлен Давыдов занимался театром, преподавал, ставил спектакли и выступал на сцене. Скончался в 2012 году. Совет полезен?
По эскизам художников были созданы экзотические декорации — коралловые полипы, огромные морские звезды, многометровые водоросли. Освещалась вся эта подводная красота фарами реактивных самолетов — помогло Министерство обороны. Другими словами, исключительно благодаря техническим и творческим находкам съемочной группы в начале 1960-х советские зрители получили кинофантастику настолько завораживающую, что «Человека-амфибию» хотелось пересматривать снова и снова. Знаменитый «серебряный» костюм Ихтиандра — наряд ручной работы: к эластичной материи были пришиты маленькие пластинки из кинопленки, покрытые перламутровым лаком. Сегодня «спецодежду» Коренева можно увидеть в Музее «Ленфильма».
Несмотря на феноменальный успех картины в советском прокате, многие рецензии на «Человека-амфибию» были откровенно уничижительными. Вот, например, что писала «Новгородская правда» в марте 1962-го: «Ни глубокого раскрытия образов героев, ни серьезного обличения социальных противоречий капиталистического мира, — ничего этого мы не увидели в «Человеке-амфибии». Собственно говоря, в этом не столь вина актеров, сколько их беда: им почти нечего играть». В 2004-м вышел мини-сериал Александра Атанесяна «Человек-амфибия. Морской дьявол», в котором роль Ихтиандра исполнил Саид Дашук-Нигматулин.
Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами! Критик А. Зоркий также писал: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облачённые в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обёртки от шоколадных конфет. Что ж, и игра актёров гармонирует вполне сему пёстрому зрелищу.
Нельзя без иронии глядеть на М. Козакова Педро Зурита , мрачно играющего нечто предельно отрицательное и в высшей степени не существующее на земле, на Вл. Давыдова Ольсен , которому приходится воплощать загадочный образ гонимого журналиста. Нельзя без сожаления глядеть на А. Литературовед и критик Станислав Рассадин обвинял фильм в «красивости» до приторности.
Рассадин начал статью такими словами [21] : «Об этом фильме можно было бы написать даже фельетон — слишком много в нём довольно элементарных накладок и самых незамысловатых банальностей. Но писать фельетон не хочется: фильм нравится зрителям. И даже будит чувства добрые». Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение», — заключал критик. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра».
В течение 1962—1963 годов, пока фильм «Человек-амфибия» победно шёл по экранам страны, в центральных изданиях печатались статьи, основной тезис которых сводился к утверждению мнения, что содержание картины Казанского — Чеботарёва уводит советских людей от действительности, предлагает ему соблазны западной жизни [23]. Критику фильма продолжали и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам» [24]. Экранизация «Человека-амфибии» стала первым суперблокбастером послесталинской эры. Такого обвала киносеть ещё не видывала… Случись грамотному продюсеру увидеть тот океан золота, что принёс фильм об амфибии… Но Чеботарёв с Казанским жили в диком, уродливом, безжалостном мире свободы, равенства и братства, где прибыль ничто, а штучное мастерство не ко двору.
У дуэта поэтов-фантастов отняли лёгкие, посмеялись над жабрами и выплеснули вместе с их рыбой-ребёнком в мировой океан. Критика выбранила их за легковесность и аттракционность в святой теме борьбы с капиталом… — Горелов Д. Первый ряд-61: «Человек-амфибия», 2001 [25]. Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий « шестидесятник » и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…» Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва , картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память [18].
Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова. Киновед и кинокритик Александр Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А. Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели» [27].
Крымские Карибы
- Актёры, режиссер и создатели фильма Человек-амфибия (1961)
- «Человек-амфибия»: актеры и роли 🚩 Кино
- "Человек-амфибия": 60 лет фильму, снятому в Крыму
- Впереди Голливуда
- История фильма «Человек-Амфибия»: море хранит свою тайну — Кино и сериалы на DTF
Кто на самом деле исполнял песню «Эй, моряк», и почему певица осталась за кадром
советский научно-фантастический романтический фильм 1962 года режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского с Владимиром Кореневым в главных ролях. Человек-амфибия смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве HD 1080 в русской озвучке на видеосервисе Wink. Интерфакс: Народный артист РФ Владимир Коренев, сыгравший главную роль в фильме "Человек-амфибия", скончался от коронавируса в возрасте 80 лет, сообщила в субботу "Интерфаксу" дочь артиста Ирина Коренева. «Человек-амфибия» был первым отечественным игровым фильмом с обилием подводных съемок «в натурных условиях».
Фильм «Человек-амфибия» смотреть онлайн
Исполнитель главной роли в "Человеке-амфибии" Коренев умер от COVID | Фильм«Человек-амфибия» стал настоящим хитом, оказавшись самым популярным фильмом 1962 года в СССР. |
Тайны съемок фильма «Человек-амфибия»: как советские артисты утерли нос Диснею - Inc News | Однако союз распался как раз из-за успешного фильма «Человека-амфибии»: экранному злодею не давали покоя поклонницы. |
«Человек-амфибия». 1962 год. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 | Наибольшую известность он получил после фильма 1961 года «Человек-амфибия», в котором сыграл Ихтиандра. |
Человек-амфибия (1961) | Премьера фильма «Человек-амфибия» состоялась 28 декабря 1961 года. |
"Человек-амфибия": 60 лет фильму, снятому в Крыму
В ролях: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков и др. Фото: Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия». Не всем известно, но «Человек-амфибия» — это вовсе не первый кинофильм Владимира Коренева. На обратной стороне открытки у Коренева значился только один фильм — «Человек-амфибия». Все образы, созданные актёрами в фильме 1961 года, и для меня являлись точным воплощением героев романа. В 1962 году фильм «Человек-амфибия» был снят по одноименному роману советского писателя-фантаста Александра Беляева. Кто снимался в фильме Человек-амфибия (1961)? Полный список актёров и участников съемочной группы на портале о кино Киноафиша.
79-летний Ихтиандр из «Человека-амфибии». Как выглядит сегодня Владимир Коренев
К тому времени сценарий фильма «Человек-амфибия» 10 лет пролежал невостребованным на киностудии «Ленфильм»: читать его читали, и многие, но никто из режиссёров не хотел браться за постановку из-за технологической сложности самих съёмок. 3 января 1962 года на экраны вышел известный художественный фильм "Человек-амфибия", снятый "Ленфильмом" по одноименному роману русского писателя-фантаста. Человек-амфибия, 2004, смотреть онлайн, в хорошем качестве, на Смотрим, режиссер Александр Атанесян, актеры Саид Дашук-Нигматуллин, Юлия Самойленко, Регимантас Адомайтис, Анастасия фон Калманович, Андрей Панин. Широкую известность он приобрел в 1961 году, сыграв главную роль в киноленте «Человек-амфибия».
«Человек-амфибия»: фильм открывший новые возможности!
Что стало с актерами фильма «Человек-амфибия» | В перечне актрис и актеров, снявшихся в киноленте Человек-амфибия 1961 года, также указана информация о героях и ролях, которых они сыграли. |
Фильм «Человек-амфибия». | Пикабу | В прокате 1962 года фильм «Человек-амфибия» занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65,5 млн. зрителей. |
Человек-амфибия (фильм 1961) | Художественный фильм Человек-амфибия, снятый по роману Александра Беляева, заслуженно входит в золотой фонд советского кино. |
«Человек-амфибия» (1961)
В 90-е исполнитель пропал с радаров, а в «нулевые» вернулся в кинематограф в качестве звезды многосерийных фильмов. Личная жизнь знаменитости сложилась благополучно. Владимир Борисович оказался однолюбом. За год до премьеры актер фильма «Человек-амфибия» женился на однокурснице Алевтине Константиновой.
Супруги воспитали дочь Ирину Кореневу , которая также стала актрисой. Владимир Коренев ушел из жизни 2 января 2021-го от коронавирусной инфекции. Похоронен на Введенском кладбище.
Так же как и партнеры по фильму, артист проснулся знаменитым. Сразу после премьеры Козаков сосредоточился на работе в театре. В 70-х актер вновь вернулся на телеэкраны и подарил зрителям выразительных персонажей в фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!
А в 80-х вышла на экраны режиссерская работа Козакова « Покровские ворота ». Актер Михаил Козаков в фильме «Человек-амфибия». Спустя пять лет вернулся и организовал собственную театральную труппу.
Артист был пять раз женат. В отношениях появилось пятеро наследников. В 2010-м у актера обнаружили рак легких.
Прогноз по диагнозу оказался неутешительным, поскольку болезнь обнаружили на последней стадии. У актера фильма «Человек-амфибия» оказалась богатая творческая биография. Артист знаком зрителям по роли Петра I.
Созданный образ императора считается каноническим в кинематографе. Заметными оказались работы в фильме «Овод» и «Сталинградская битва». Всего в фильмографии знаменитости 48 кинопроектов.
Актер Николай Симонов в фильме «Человек-амфибия». Фото: « Кинопоиск » Личная жизнь Симонова сложилась благополучно. Актер был женат на Анне Белоусовой.
Глубина в месте съемок была около 50 метров, я тогда почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть ее было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который увидев, как в кадре прошел незакрепленный конец цепи и быстро сориентировался. Он утопил камеру, но поймал конец цепи…" А исполнительница роли Гуттиэре Анастасия Вертинская до съемок картины вообще не умела плавать, а для такого фильма это умение, мягко говоря, было бы не лишним. Однако актеры, несмотря на сложность и опасность съемок, выкладывались по полной, и дублеры понадобились лишь для подстраховки.
Вольер в Ласпи уже стоял, опущенный под воду. Но дельфинов не было.
Мне не дали денег на перевозку. Вообще, весь фильм я задыхался от отсутствия денег. Поэтому мы взяли метровых катранов, которых купили у рыбаков, и запустили в этот вольер.
Ну и рыбу поменьше. Правда, катран — рыба хищная, и надо было успеть снять до того, как они сожрут мелкую рыбу. Позже удалось купить у тех же рыбаков несколько небольших дельфинов.
К сожалению, я не помню их фамилий. Из них двое выполняли функции дублёров для Насти Вертинской и Володи Коренева. Правда, в основном они работали сами.
Надо отдать должное, ребята были героические. Но некоторые съёмки я проводил с дублёрами. Например, сцена ареста Ихтиандра.
Костюм Владимира Коренева из фильма «»Человек — амфибия» Там, если вы помните, на него надевают наручники. Он вырывается и прыгает со скалы вниз, а потом всплывает шляпа. Это всё в одном кадре, никакого монтажа.
Наручники надевали на Коренева, он бежал, а прыгал с 25-метровой скалы уже Володя Иванов, дублёр. Дальше он находил акваланг, дышал, после этого снимал шляпу, и она всплывала. И всё это, повторюсь, в одном кадре.
Это был высший класс профессиональной работы подводника. Мы всё старались делать по высшему классу — съёмки, декорации, музыку, костюмы. Из старой кинопленки вырубили чешуйки 10 000 штук , покрасили их перламутровой краской и вручную нашили на комбинезон.
Таких костюмов сделали четыре», — рассказывал оператор. Исполнитель роли Ихтиандра актер Владимир Коренев рассказывал: «Единственная неприятность — я постоянно замерзал, потому что был очень худым, а снимали под водой по нескольку часов в день. Трикотажный костюм сразу намокал и нисколько не грел.
Сначала мне сшили под него прокладку из поролона, но и это не спасало. Потом под костюм смастерили резиновые рубашечку и трусы. Вода под них проникала, нагревалась от тела, и было чуть теплее».
Дальше ласты, длинные, не отечественные, средне-короткие. Их покупали в Германии по совету подводников. Володя Иванов, который был чемпионом Ленинграда по подводному плаванию, плавал как раз в таких ластах.
Они давали в два раза большую скорость. Я сам в них плавал. Мы снимали ту сцену, когда Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты.
Как всё это происходило. Мы выбрали место, где «Медуза» сбрасывала якорь. Обычно мы работали на десяти метрах глубины, а тут якорь ушёл метров на двадцать.
Но когда мы с Розовским опустились и увидели, как красиво падают и преломляются солнечные лучи на этой глубине, то решили не вздёргивать якорь, а на двадцать метров опустить Володю. После репетиции его крепко привязали и опустили с аквалангом. Он должен был вырываться из пут, которыми его привязали к якорю.
Коренев вырывается, всё отлично. Подводник, который был рядом, даёт ему загубник акваланга. Володя начинает тянуть, а воздух не поступает, акваланг не работает.
Он ничего не понимает, он же без маски, а без неё под водой видно плохо. В этот момент, находившийся справа от меня Рэм Стукалов мгновенно реагирует. Он сбрасывает свой акваланг и даёт его Володе.
Коренев даже не понял, что произошло. А Стукалов, с двадцати метров, один раз вздохнув, без декомпрессионных остановок выходит на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли.
Володе мы тогда ничего не говорили. Боялись, что кураж пропадёт. Рассказали только после окончания съёмок.
Потому что были довольно опасные сцены. Возьмите, например, сцену, когда на героиню Вертинской нападает акула, она опускается на дно моря и плавно ложится на песок. А ведь она это делает без акваланга.
На тренировках подводники её научили, как травить воздух. Ведь, если у вас в лёгких воздух, вы не опуститесь. А надо тонуть.
Кроме этого, мы ей в трусики свинцовый водолазный пояс прикрепили, килограммов десять весом. Когда она опускалась на дно, ей надо было ещё несколько секунд лежать.
В конце концов, подводники посоветовали режиссеру Чеботареву бухту Ласпи в Крыму.
Вода в ней была удивительно прозрачной и подходила для подводных съемок. Дальше требовалось найти шхуну. Когда начались сами съемки под водой, быстро стало понятно, с каким риском придется столкнуться под водой.
Поэтому Коренева «внизу» заменял Стукалов, а Анастасию Вертинскую, исполнявшую роль Гуттиэре, дублировал его помощник. Нашлась работа и другим подводникам, которых задействовал Стукалов. Они осуществляли подводные съемки вместе с режиссером и страховали других актеров.
Акулы вместе дельфинов Работа под водой оказалась еще даже более сложной, чем киношники себе это представляли. Пришлось на ходу многое корректировать, изобретать, придумывать. Как, например, прозрачные боксы для подводных съемок.
Однако, соорудив их, столкнулись с другой проблемой. В бухте Ласли почти не оказалось рыбы. А какой же океанский подводный мир без живности?
Чтобы зрители поверили, что действие происходит на тропическом побережье, пришлось склеить специальный раструб-аквариум. В него запускали тропических рыб, раструб надевали на камеру и так снимали подводные сцены. Другая проблема коснулась дельфинов, которых обещали оплатить чиновники от кино.
Но уже вовсю шли съемки, а денег все не было и не было. Тогда киношники пошли на вынужденную хитрость — в специальный вольер вместо дельфинов запустили рыб и мелких черноморских акул - катранов. Для людей они не опасны и немного похожи на дельфинов.
Тем не менее, прожорливостью отличались неимоверной. Поэтому здесь главной сложностью было успеть снять очередную сцену с «дельфинами», прежде чем те с акульей жадностью не набросятся на плавающую вокруг них рыбу. Проблемы в этой части закончились лишь после того, как съемочной команде удалось купить несколько мелких дельфинчиков.
Актерский героизм Дальше ком проблем только нарастал. Когда уже начали снимать, оказалось, Владимир Коренев заядлый мерзляк, он мерз даже в теплой черноморской воде. А Анастасия Вертинская и вовсе не умела плавать.
Тем не менее, подавляющее число подводных сцен актеры сыграли сами, отказавшись от профессиональных дублеров. Но все равно многие кадры пришлось снимать долго и тяжело. Особенно трудно дались съемки эпизода, в котором Гуттиэре тонет.
Эпизод был длинным: на девушку нападала акула, она медленно опускалась на дно моря и лежала там на песке. Подводники Анастасию Вертинскую научили «травить» воздух так, чтобы опуститься на дно моря, а чтобы спуск проходил быстрее, в купальных трусиках закрепили свинцовое грузило.
Успешная карьера в театре и кино
- «Человек-амфибия»: ушел из жизни актер Владимир Коренев -
- Фильм Человек-амфибия актеры и роли / 1961
- Что осталось за кадром советского фильма «Человек-амфибия»: интересные факты
- Актёры, режиссер и создатели фильма Человек-амфибия (1961)
- Человек-амфибия (фильм, 1961) — Википедия с видео // WIKI 2
- История Нонны Сухановой
Человек-амфибия
Человек-амфибия фильм 1961 Ихтиандр. Фильм Человек-амфибия был выпущен в 1961 году на студии Ленфильм режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. История уникальных подводных киносъемок фильма «Человек-амфибия»: секреты со съемочных площадок киноленты, покорившей миллионы зрителей.
Внебрачные дети Коренева, разводы Вертинской и Козакова. Скандалы звезд фильма «Человек-амфибия»
Владимир Коренев стал Народным артистом. В 2011 г. Он попробовал свои силы в качестве театрального режиссера, поставив в театре драмы города Архангельска спектакль «Опасные связи». Фильм «Человек-амфибия» Огромнейшую популярность этому актеру принесла главная роль, сыгранная им в кинофильме «Человек-амфибия». На экраны советских кинотеатров этот фильм вышел в 1962 году. Кинокартина имела очень большой успех у зрителей, а персонаж Коренева впоследствии признали самым ярким романтическим образом шестидесятых годов. В Ихтиандра были влюблены миллионы советских женщин.
Коренев стал после выхода на экраны данного кинофильма невероятно популярным. У актера от съемок в этой культовой кинокартине остались самые приятные воспоминания — во время работы над фильмом он для себя открыл умиротворяющую тишину и загадочный подводный мир. Фото: Владимир Коренев в фильме «Человек-амфибия» Не всем известно, но «Человек-амфибия» — это вовсе не первый кинофильм Владимира Коренева. Впервые он участвовал в киносъемках в 1958 году, снимаясь в работе «Жизнь прошла мимо». Работа на «Человеком-амфибией» проходила три года спустя, в 1961 г. Это был огромнейший успех.
Кинокритикам этот кинофильм категорически не понравился, они предрекали ему скорое забвение, однако этого не случилось. Многие мужчины после выхода кинофильма на большой экран начали носить белые костюмы и женские стрижки, а женщины искали молодых людей, внешне похожих на Владимира Коренева. Фильм получил престижную международную кинематографическую премию «Серебряный парус». Для самого Коренева участие в этой картине стало прорывом в кинокарьере. Фильм имел поистине оглушительный успех. Сегодня многие кинокритики уверены, что этот кинофильм начал новую эпоху в истории советского кинематографа.
Несмотря на то, что отзывы критиков после выхода картины на экраны были крайне отрицательным, на отношение к фильму зрителей они повлиять не смогли. Роль Гуттиэре, главной героини картины, блестяще исполнила юная на тот момент актриса Анастасия Вертинская. Популярность Коренева на тот момент была настолько высока, что ему пришлось приложить немало сил, чтобы возвратиться к своей обычной жизни театрального актера.
Заявка была подана, однако сценарий утвердили с большим трудом, поскольку многие работники студии считали подобную затею полнейшей авантюрой. Точно так же думали и американцы — когда это известие дошло до них, в газете Нью-Йорк таймс появилась статья, в которой подняли на смех будущих создателей фильма, предрекая им «полный провал».
В публикации отмечалось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе». Владимир Коренев учился на последнем курсе ГИТИСа, когда из Ленинграда в Москву приехал ассистент по актерам подыскивать исполнителя на главную роль для «Человека-амфибии». Чеботареву нужен был на роль Ихтиандра артист, которого никто не знает это ведь был фантастический мир, где живёт существо необычное, выросшее в море. На главную женскую роль выбрали 16-летнюю Настю Вертинскую она уже была звездой после роли Ассоль в «Алых парусах». Как позже говорил режиссёр — ему нужен был парень, у которого в глазах море, и девушка, у которой в глазах небо.
Но из-за недостатка финансов пришлось удовлетвориться Крымом и Чёрным морем, очень скудным в плане живности. И тогда главный оператор Эдуард Розовский придумал сделать большой аквариум в форме раструба, посадить туда редких рыб и закрепить перед подводной камерой. По свидетельству второго оператора картины Мирона Темиряева «Съёмки велись с мая по декабрь 1961 года. Для съёмок была найдена бухта Ласпи Крымский полуостров с достаточно прозрачной водой. Была куплена старая рыболовецкая шхуна и организован вольер для дельфинов.
Кроме того, часть съёмок проведена в крымском посёлке Кастрополь и под склоном скалы Ифигения. Сцены заграничного портового города — по книге Буэнос-Айреса — снимали в Баку, в Ичери-шехер позже в этом районе Баку, в фильме «Бриллиантовая рука», снимут сцены другого заграничного портового города — Стамбула. Консультантами первого отечественного полнометражного художественного фильма, снятого под водой в натурных условиях, были сотрудник Ленинградского института физической культуры имени П. Актёры Владимир Коренев и Анастасия Вертинская прошли обучение подводному плаванию в Ленинградском институте физкультуры, и затем начались съёмки. Тем не менее съёмочная группа не раз подвергалась опасности из-за сложности работы под водой.
В эпизоде, когда Ихтиандр опускается под воду на цепи, матрос не уследил за ней, выпустил из рук, и шестидесятиметровая железная цепь чуть не утащила Коренева ко дну, но, к счастью, его подстраховали. Для Коренева было создано два костюма Ихтиандра. В одном он снимался в подводных сценах, другой надевал для надводных сцен на суше. Для костюма Ихтиандра нужна была ткань, которая была бы достаточно плотной и не растягивалась в воде. После долгих поисков остановились на той, из которой шили плотные женские колготки.
Для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку. Всего было вырублено 10 000 штук, которых хватило на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской, вручную поодиночке нашиты на комбинезоны. Был ещё один опасный эпизод — сцена, когда Ихтиандра прячут от Сальватора под водой, привязав его к якорю. Эпизод снимался на глубине 20 метров, в паузе Кореневу дают загубник акваланга, а тот не срабатывает.
Находившийся рядом Рэм Стукалов сбрасывает свой акваланг и отдаёт его актёру, а сам без остановок всплывает. О том, что у Стукалова в итоге развилась кессонная болезнь, Кореневу сказали только после окончания съёмок. Впрочем, по воспоминаниям оператора Э.
Он поначалу ходил в фестивальных менеджерах, потом удачно дебютировал, поставив лихой боевик "24 часа". Потом долго интриговал публику идеей вернуть на экраны "Человека-амфибию" во всеоружии современных спецэффектов, к тому же сняв его в волнах настоящего океана и с телевизионным метражом, достойным любимого романа Беляева. Потом с Кубы шли победные вести об успешных съемках. Потом воцарилось молчание, которое разрешилось выходом трехчасовой фантастической эпопеи сразу на видео, минуя телеэкраны.
Причем режиссером теперь значится Петр Иванов. Когда автор картины берет себе столь вызывающе откровенный псевдоним, за этим стоит попытка скандала. По одной из версий, Атанесян отлучился по семейным проблемам, и картину смонтировали другие - авторский замысел был якобы нарушен, и режиссер отрекся от своего детища. Этой версии верить невозможно. Конечно, монтаж в кино - страшная сила, но если взять любой из кадров картины даже в отдельности - это чистый брак. И актерский, и сценарный, и в первую очередь режиссерский. Тут попросту нечего монтировать.
Так что в этом случае режиссер Атанесян очень вовремя соскочил с тонущего корабля, убрав свое имя с титров, - это позволило уйти в тень, как бы сохранив лицо и почти без риска прослыть профнепригодным. Хотя он остался в фильме в образе надутого и продажного полицейского офицера - образе, который идеально вписывается в общую, не отмеченную дарованиями концепцию картины.
Кроме того, на первом месте для Владимира Коренева всегда была и есть семья — жена, дочка, внук и правнук. Режиссеры картины Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев хотели, чтобы Ихтиандра сыграл еще совсем неизвестный артист с привлекательной внешностью. А, поскольку Коренев соответствовал обоим требованиям, его почти без проб утвердили на роль. Партнершей Коренева по фильму стала Анастасия Вертинская, которая на тот момент уже была звездой — фильм «Алые паруса» с ее участием с триумфом шел во всех кинотеатрах страны. Народная молва сразу же приписала молодым артистам бурный роман, но, на самом деле, между Кореневым и Вертинской ничего, кроме дружеских отношений не было. И пребывание в Крыму, где снималась основная часть картины, стало для молодоженов чем-то вроде медового месяца. К слову, Владимир Борисович и Алевтина Константиновна и по сей день живут в любви и согласии, их браку уже почти 60 лет.
Мы с ним всегда и везде вместе, у нас одна жизнь на двоих. Несколько раз на дню объяснится мне в любви, обнимет, поцелует…», — говорит Алевтина Константинова. Но даже несмотря на серьезную подготовку, избежать неприятных моментов во время съемок не удалось. А два раза Коренев и вовсе был буквально на волосок от гибели. Первый раз это произошло во время съемок сцены, в которой Ихтиандра на цепи заставляют нырять за жемчугом. Я прыгаю в воду, где меня ждет оператор. И как-то так получилось, что я прыгнул, а матрос выпустил цепь. А глубина — метров 40, не меньше. Хорошо, оператор увидел это, бросил камеру и успел ухватить цепь.
Если бы меня на глубину утащило, точно бы уже не достали», — вспоминал Коренев. Второй раз трагедия едва не случилась, когда снимали эпизод с якорем. По сценарию, чтобы спрятать Ихтиандра от отца, бандиты привязали юношу к якорю и опустили на дно. В отличие от своего героя, дышать под водой Владимир, конечно же, не мог.