Прорыв блокады Ленинграда — Операция «Искра» Великая Отечественная война Дата 12 — 30 января 1943 Место Южное побережье Ладожского озера Итог Прорыв Блокады Ленинграда Стороны СССР Германия Командующие Кирилл Мерецков Леонид Говоров Георг Линдеман. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Так началась операция «Искра», приведшая к прорыву блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри.
Поиск по сайту
- Операция «Искра» — восемьдесят лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда — Столица С
- С чего начинается…
- Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады
- Комментарии
- Блокада Ленинграда
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
А Волховского фронта, прорвав кольцо вражеской блокады г. Ленинграда, создали коридор шириной 8-9 км между Ладожским озером и линией фронта. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го.
18 января День прорыва блокады Ленинграда
Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров. Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии — пехотную и эсэсовскую с говорящим названием «Полицай».
Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах.
Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку. Но абсолютно все предусмотреть не смогли.
Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки прорыва блокады. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемое «бутылочное горлышко» , где расстояние между Ленинградским и Волховским фронтами было наикратчайшим 12—16 км , был по-прежнему занят частями немецкой 18-й армии. В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Со стороны Вермахта оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино.
Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли. К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады". Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города. В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога. Прорыв блокады улучшил экономическое положение города, снабжение войск и населения. В Ленинград пошел непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, что позволило развернуть дополнительные производственные мощности и начать более масштабное восстановление городского хозяйства.
Блокада Ленинграда
Операция по прорыву блокады Ленинграда под названием «Искра» началась 12 января 1943 года. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. 77 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, на долгие 872 дня сковавшее в своих оковах город на Неве. 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.
18 января - День прорыва блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда советскими войсками в январе 1943 года имел ясную военно-политическую цель: соединить осажденный город с «большой землей». Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда.
Три четверти века назад: попытки прорыва блокады Ленинграда
12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда. 77 лет назад в этот день, 18 января 1943 года, в результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокадное кольцо, на долгие 872 дня сковавшее в своих оковах город на Неве. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда. В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Прорыву блокады Ленинграда и посвящена эта книга. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Операция осуществлялась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Поставленная задача в ходе операции была выполнена. Несмотря на то, что город оставался во вражеской осаде еще целый год, с прорывом блокады значительно улучшилось снабжение северной столицы. Обстановка на всём Ленинградском фронте так же значительно изменилась — немецкая группа армий «Север» окончательно утратила стратегическую инициативу. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К.
В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев.
Романовского; часть сил 8-й армии Волховского фронта под командованием генерал-лейтенанта Ф. Авиационную поддержку наступления осуществляли: 13-я воздушная армия Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации С. Рыбальченко; 14-я воздушная армия 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерал-лейтенанта авиации И. Журавлёва; авиация Балтийского флота. Также наступление поддерживала артиллерия кораблей Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Германия[ Часть сил 18-й армии под командованием генерала кавалерии Г. Линдемана: 170-я пехотная дивизия 227-я пехотная дивизия В ходе сражения немецкое командование ввело в бой ещё 4 дивизии: 96-ю, 61-ю, 21-ю пехотные и дивизию СС «Полицай».
По своему характеру она походила на полевой укреплённый район. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предстояло в условиях снежной зимы прорывать долговременную, сильно укреплённую оборону противника. Ударную группировку Ленинградского фронта составляла 67-я армия под командованием генерал-майора М. Главный удар наносили 268-я и 136-я стрелковые дивизии, где оборона противника была наименее подготовлена в инженерном отношении. В начале декабря 1942г по обе стороны шлиссельбургско-синявского выступа наступило необычайное затишье. Траншеи советских войск на переднем крае обороны были почти пусты - осталось всего несколько стрелковых частей и отдельных пулемётно-артиллерийских батальонов. Остальные войска, находясь в ближайшем тылу, усиленно готовились к предстоящему наступлению. В начале января 1943г в результате напряжённой боевой работы войска ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов были полностью готовы к наступлению. Советское командование ждало благоприятного момента для удара под Ленинградом. И он наступил. В это же время, стремясь максимально использовать свой успех, достигнутый в ходе контрнаступления под Сталинградом, Ставка решила развернуть наступление и на других участках советско-германского фронта. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся для войск Ленинградского и Волховского фронтов, Ставка ВГК приказала им 12 января 1943г. Во всей полосе наступления 67-й армии началась артиллерийская подготовка. Выстрелы почти двух тысяч орудий и миномётов слились в сплошной гул. Дальнобойная артиллерия, чтобы не разрушить лёд 13 у левого берега Невы, вела огонь по тыловым объектам врага - артиллерийским батареям, штабам и командным пунктам, узлам дорог. Как только кончилась артиллерийская подготовка, в воздух взвились сигнальные ракеты.
Блокада Ленинграда
С сентября 1941 года с внешним миром Ленинград связывала только «дорога жизни» по Ладожскому озеру и воздушное сообщение. Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод, часть населения и промышленности была эвакуирована. Ленинград в 1942—1944 годах Первая зима была самой тяжёлой, но с весны 1942 года произошло увеличение пайков, в город прибыл партизанский обоз и ситуация стала постепенно улучшаться, в том числе и на фронте. В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады.
В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского.
О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки.
Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием.
Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения.
Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост».
Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Блокада Ленинграда было прорвана. К этому моменту в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя.
Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через Ладожское озеро, которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами. С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» - это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех. Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога — дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении - истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города. По продуктовой карточке иждивенцам детям и старикам , которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога — дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной. Подвиг жителей В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными. Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог. Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. Ольга Берггольц писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей. Дети Самая страшная сторона любой войны - это ее неизбирательность в выборе жертв. Сотни тысяч детей погибли в оккупированном городе, многие умерли в эвакуации, но оставшиеся участвовали в приближении победы наравне с взрослыми. Они стояли у станков, собирая снаряды и патроны для передовой, дежурили ночью на крышах домов, обезвреживая зажигательные бомбы, которые скидывали на город фашисты, поднимали дух солдат, державших оборону. Дети блокадного Ленинграда стали взрослыми в тот момент, когда пришла война. Многие подростки воевали в регулярных частях Советской армии.