В целях предотвращения террористических актов начальником ГУВД Москвы принято решение усилить охрану вестибюлей метрополитена, прилегающую территорию, сопровождение поездов кадрами милиции". «360» рассказывает истории выживших в этих терактах десятилетней давности.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
Теракт в метро 6 февраля 2004 года — хроника событий Взрыв прогремел 6 февраля в 8:32 около первой двери второго вагона на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Взрывы домов, теракты в метро, Беслан и Норд-Ост: вспоминаем самые громкие теракты в России за последние четверть века. В последний раз теракт в московском метрополитене произошел 31 августа 2004 года. 6 февраля 2004 года в московском метро произошел теракт на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Теракт в метро 6 февраля 2004 года — хроника событий Взрыв прогремел 6 февраля в 8:32 около первой двери второго вагона на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». На фото: мраморная доска на станции метро «Автозаводская» с именами жертв теракта 2004 года / РИА Новости.
Двери открылись — и произошел взрыв. 10 лет со дня терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры»
"терроризм" и "умышленное убийство". После теракта 6 февраля 2004 года в московском метро стала активно развиваться антитеррористическая программа, активизировалось создание централизованной системы. Эксперты опознали на данный момент 38 тел погибших в результате теракта в московском метро.
Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция
- Последствия
- Теракт в метро 6 февраля 2004 года — хроника событий
- Теракт в Театре на Дубровке, 2002
- ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ (обо всём понемногу)
Двери открылись — и произошел взрыв. 10 лет со дня терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры»
Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45]. Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47].
Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. В 1997 году Азрет-Али Ижаев умер. По одной версии, причиной смерти стали возникшие после гриппа осложнения [47] ; согласно другой, его вместе с начальником криминальной полиции Учкекена застрелили бандиты в Кисловодске [44]. Безвременная кончина отца, которому было всего 47 лет, очень потрясла Анзора; после похорон он сильно изменился. По мнению Татьяны Ижаевой, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына.
В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, размещалось в обветшалом доме напротив учкекенской районной администрации. Оно было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50]. Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48]. Преподаватели делали акцент на радикальном толковании Корана [47] , а посещавшую занятия молодёжь настраивали против традиционного карачаевского духовенства [49] [48]. Эркенов пытался повлиять на Анзора через беседы о религии, однако ему не удалось убедить последнего изменить свои взгляды [47].
В 15 лет Анзор Ижаев отправился на одну из тренировочных баз, открытых Хаттабом в Чечне. Несмотря на тщедушное телосложение, он усердно тренировался и научился стрелять из автомата лучше, чем кто-либо ещё из обучавшихся на базе боевиков [3]. В 1999 году Ижаев принял участие во вторжении чеченских боевиков в Дагестан. Он воевал в одном отряде со своим односельчанином Тамбием Хубиевым — подрывником, который сконструировал бомбу, взорванную Ижаевым в 2004 году в вагоне метро [4]. Когда Анзор перешёл в 9 класс, он познакомился с карачаевским боевиком Азретом Хубиевым по прозвищу «Расул» — участником отряда Шамиля Басаева. Получив от Басаева несколько десятков тысяч долларов, Хубиев прибыл в Учкекен, чтобы создать в селе подпольный джамаат , который должен был заниматься диверсионно-террористической деятельностью.
На выделенные деньги Хубиев купил в Учкекене дом, где начали собираться местные ваххабиты. Анзор Ижаев тоже вступил в джамаат; члены группы дали ему новое имя «Абдул-Джабар». Задачей участников джамаата была разведка объектов будущих терактов: они выезжали в различные города на юге России, в том числе Ростов , Минеральные Воды и Ставрополь , фотографируя подходящие места и изучая топографию окружающей их местности. Вся собранная ими информация через Хубиева стекалась к Басаеву [44]. По сведениям прокуратуры, уже тогда Шамиль Басаев рассматривал кандидатуру Ижаева как исполнителя одного из терактов, запланированных в Ставропольском крае [51]. В начале весны 2000 года Ижаев неожиданно прекратил приходить на уроки в школе и исчез из села.
Сначала Татьяна Ижаева объясняла прогулы болезнью сына, а затем утверждала, что тот уехал погостить к родственникам в Нальчик. После того, как Анзор пропустил несколько месяцев занятий, школьная администрация пригрозила его матери, что обратится в комиссию по делам несовершеннолетних. В конце мая 2000 года Ижаев вернулся в Учкекен и с большим трудом сдал выпускные экзамены за 9 класс. По воспоминаниям директора школы Ибрагима Эркенова, возвратившийся в село Ижаев выглядел «совершенно зомбированным». Милиция стала следить и за его младшим братом, который вместе с Анзором учился в учкекенском медресе [47]. После ухода из школы Анзор Ижаев решил отправиться на хадж в Мекку.
Деньги на паломничество Ижаев получил от своей матери [47] , которая после смерти отца Анзора была вынуждена торговать шерстяной одеждой на рынке, чтобы прокормить семью [44]. Во время хаджа Ижаев попытался поступить в Исламский университет Медины , где давно мечтал учиться, но не сумел пройти вступительные испытания. Вернувшись обратно в Учкекен, он начал вести скрытный образ жизни, постоянно исчезая из дома в неизвестном направлении; своей семье о целях своих частых отъездов Анзор ничего не рассказывал [47]. По данным следствия, арабский террорист Абу Умар , убитый летом 2001 года, обучал Ижаева проведению диверсий [4]. В середине 2003 года Анзор по приказу Азрета Хубиева вновь уехал на одну из тренировочных баз боевиков под названием «Талибан», которая располагалась возле села Галашки Ингушетия на территории заброшенного пионерского лагеря [44]. Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений.
Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой. В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3].
Металлодетекторы также помогают в обнаружении опасных предметов.
Эффективность этого способа проверки нередко ставится под вопрос: в условиях большого пассажиропотока сложно проконтролировать, чтобы все прошли через металлодетектор. Также будет доступно программное обеспечение, позволяющее просматривать данные с регистраторов в режиме реального времени. В метро планируется разместить 12 304 вагонных камеры и 418 серверов распознавания лиц. Цель кампании — повысить уровень безопасности пассажиров и развернуть систему оперативного реагирования в критических ситуациях. Не все верят в теорию о безопасности. Через камеры можно контролировать население Вопрос о внедрении в метро системы распознавания лиц стал дискуссионным.
Технология работает следующим образом: система фиксирует каждого пассажира, пытающегося пересечь турникет. Это сокращает время на передвижение через турникеты и увеличивает скорость пассажиропотока, что особенно актуально в часы пик.
Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне».
Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события.
Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет.
Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону.
А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел».
Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.
Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи.
А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают. Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника».
В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть.
Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется.
От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад. Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность.
Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов.
Этот день я не считаю своим вторым днем рождения. Мне кажется, это было везение. Самолеты разбиваются, некоторым пассажирам удается выжить.
Такой вывод сотрудники управления внутренних дел делают со слов первых спасенных из тоннеля. Количество жертв и пострадавших неизвестно. Автобусы следуют от станции метро "Красногвардейская" до "Павелецкой". К "Автозаводской" и "Павелецкой" выехали в общей сложности около 100 бригад "скорой".
Двери открылись — и произошел взрыв. 10 лет со дня терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры»
Им стал мужчина, который спустился в метро на «Автозаводской» вместе с двумя женщинами кавказской национальности. Кассирша запомнила, что на входе он ругнулся и злобно произнес: «Будет вам сегодня праздник». Как ни странно следствию так и не удалось доказать его причастность к теракту. Ответственность за подрыв в метро пытались взять на себя сразу несколько радикальных группировок. Все они оказались непричастны. Первый лишь курировал операцию, двое других занимались непосредственной организацией. Бомбу собрал Хубиев.
Анжор Изаев — исполнитель — прошел специальную подготовку в отряде Шамиля Басаева, за что его уже разыскивали на момент теракта. Личность подрывника определили достаточно быстро — по фрагментам тела во втором вагоне. С поиском организаторов пришлось повозится. Глоова уничтожили весной 2004 года, когда он пытался перевести несколько СВУ для других терактов. Его подельники, к сожалению, успели совершить ещё одно такое преступление, подослав смертницу во входу метро «Рижская» в августе 2004 года.
Медведев поручил начать выполнение работ с наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры — их необходимо оснастить спецсредствами для борьбы с незаконным вмешательством в течение года. Также Медведев предложил установить ответственность транспортных операторов за допущение терактов и чрезвычайных ситуаций. Ответственным за создание комплексной системы безопасности на транспорте назначено министерство транспорта. В связи с терактом вводятся дополнительные меры безопасности на транспорте.
Так, Министерство транспорта РФ планирует ввести обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность, при покупке проездных билетов на междугородние автобусы. Кроме того, планируется проведение проверки автовокзалов на соответствие требованиям безопасности и закрытие тех из них, где будут выявлены нарушения. Во всех метрополитенах России к 2013 году планируется создать комплексные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. По словам Сергея Шойгу, пилотный проект по обеспечению комплексной безопасности в метрополитене должен быть реализован на станции метро «Лубянка» в Москве По словам министра, данные технологии пока находятся на стадии разработок, однако в МЧС надеются, что в ближайшие месяцы «пилотные проекты будут показаны в метрополитенах семи городов России». Национальный антитерростический комитет, в свою очередь, предлагает разработать план действий всех служб в зависимости от уровня террористической угрозы. Если предложения комитета будут приняты, то потребуется изменить законодательство, поскольку главам регионов будет даваться право вводить различные виды специального режима. Министерство чрезвычайных ситуаций, которое отвечает за действие этой системы, планирует расширить ее применение вдвое. Зарубежные обозреватели отметили, что основным последствием терактов будет падение престижа Владимира Путина и Дмитрий Медведева, а так же ужесточение контроля над населением и расширение полномочий силовых органов. Ответ на усиление ударов по террористическим группировкам Как отметил глава ФСБ РФ Александр Бортников, теракт совершен террористической группировкой, имеющей отношение к Северному Кавказу.
Он пояснил, что на месте взрывов найдены фрагменты тел двух террористок-смертниц, по предварительной оценке, имеющих отношение к Северному Кавказу. В последнее время правительство России усилило удары по незаконным вооруженным формированиям в Чечне, Ингушетии и Дагестане. В результате проведенных крупномасштабных антитеррористических операций было убито или взято в плен немало боевиков, в том числе уничтожены лидеры боевиков Саид Бурятский, Анзор Астемиров, Саламбек Ахмадов, Абу Халед и другие.
Тела лежали на путях. Сергей быстро ориентируется и вместе с другими мужчинами из своего вагона собирает команду по поиску выживших. Ориентировались по пульсу. Тех, у кого есть пульс, выносили из вагона. Всего команде Кавунова удаётся вынести 7 человек. Все впоследствии выжили, среди них Людмила. Мы встретились только спустя 2 года. Энтэвэшники организовали для нас встречу на станции "Павелецкая". Я его увидела и сказала: "Можно я вас поцелую? Сейчас они дружат. Каждый год 6 февраля встречаются на панихиде у храма Пресвятой Богородицы. Людмила уверена, что вера помогла ей выжить.
Антон Антон Верховный суд России признал законным обвинительный приговор по делу о терактах в московском метро в 2004 году, по которому трое обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению, сообщает " РИА Новости ". RU в Telegram Суд оставил без удовлетворения жалобы подсудимых, в которых они просили пересмотреть приговор, поскольку считают его чрезмерно суровым.
Десять лет назад в московском метро были взрывы. Что изменилось за это время
Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным. В Москве вспоминают жертв теракта в метро 6 февраля 2004 года. После теракта в метро 29 марта Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. Теракт в столичном метрополитене стал самым страшным и массовым за всю историю России. Первый крупный теракт 2004 года произошел 6 февраля в Москве.
ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ (обо всём понемногу)
Все это время нам приходится ходить к психологу. После трагедии Надежда Николаевна перешла на работу на полставки, чтобы успевать забирать Даню из школы, водить его по кружкам. Денег семье катастрофически не хватает, за все занятия нужно платить. Работодателю нужен человек на полный день, а я не могу бросить Даню. У меня проблемы со здоровьем, но мое единственное желание - поставить Даню на ноги. Не знаю, как будем теперь выживать. Есть сбережения, но этого надолго не хватит. Если кто-то хочет оказать семье посильную помощь - контакты Надежды Николаевны есть в редакции. В то роковое утро он ехал в Генштаб. Станция «Парк культуры» стала для него, к сожалению, конечной. А ведь вместе с ним в то утро могли быть еще и жена с дочкой.
Капитан первого ранга Виктор Гинькут в марте 2010-го прилетел в Москву в комадировку на один день. Собиралась приехать к ним в гостиницу, остаться там ночевать, чтобы утром отправиться на учебу. Но папа сказал, что ему нужно подготовиться к встрече с командованием. Пообещал, что увидимся вечером. Мама собиралась поехать с ним, прогуляться по центру, но он очень быстро собрался и уехал один. Когда стало известно о взрывах, Виктория и ее мама пытались дозвониться до Виктора. Но тщетно. Папины сослуживцы нам просто боялись сообщать...
Вдобавок Максиму Панарьину и Тамбию Хубиеву инкриминировали участие в незаконных вооружённых формированиях и подделку документов [55]. Хубиев получил отдельное обвинение в вооружённом мятеже [55] , организации взрывов у станций метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и подрывах автобусных остановок в Краснодаре [62] [63]. Панарьин, по данным следственной группы, участвовал в подготовке теракта у метро «Рижская» и серии взрывов на остановках автобусов в Воронеже [62] [63]. Шаваев обвинялся в том, что содействовал Тамбию Хубиеву и Максиму Панарьину в организации московских терактов: пользуясь служебным положением, он ввозил в столицу компоненты взрывных устройств [62] [63]. Уголовное дело против террористов строилось на признательных показаниях Хубиева и Панарьина; Мурат Шаваев наотрез отказался признавать свою вину [62]. До начала суда Хубиев, Шаваев и Панарьин содержались в Лефортовской тюрьме. Во время пребывания в Лефортово Максим Панарьин некоторое время сидел в одной камере с мошенником Григорием Грабовым , возглавлявшим собственную секту. Грабовой предложил террористу тоже стать её членом, но получил отказ [61]. Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62]. Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63]. Председателем процесса над террористами стал судья Владимир Усов [55] , а доказательство их виновности было возложено на гособвинителя Александра Коблякова [56]. В конце декабря 2006 года, выступая на прениях с адвокатами террористов, государственный обвинитель настаивал на пожизненных сроках для Хубиева, Панарьина и Шаваева [55] , потому что после введённого Конституционным судом моратория им нельзя было назначить смертную казнь [64]. В ответ адвокат Тамбия Хубиева попросил судью смягчить наказание для его подзащитного, так как после ареста Хубиев охотно давал показания, идя на сотрудничество со следствием, а также полностью признал свою вину во вменяемых ему преступлениях. Максим Панарьин согласился на частичное признание вины, взяв на себя ответственность за нарушение четырёх статей Уголовного кодекса, и вместе со своим адвокатом пожелал, чтобы его оправдали по всем остальным. Мурат Шаваев настаивал на своей непричастности к терактам, требуя снять с него все обвинения [64]. На заключительном перед вынесением приговора заседании Мосгорсуда, прошедшем 9 января 2007 года, обвиняемые получили возможность выступить перед пострадавшими в терактах людьми. Хубиев обратился с соболезнованиями к семьям погибших и заявил о раскаянии в содеянном, добавив, что после теракта в Беслане ему удалось осознать «всю пагубность терроризма» [65]. Панарьин в свою очередь подчеркнул, что изготавливал бомбы лишь вынужденно, а не по собственной воле. На предварительном следствии он говорил, что сообщники принудили его участвовать в подготовке взрывов, угрожая расправой над семьёй Панарьина в случае его отказа повиноваться [62]. В январе 2007 года Максим Панарьин начал утверждать, что стать террористом его вынудила нехватка средств к существованию: он не смог найти работу в Москве, и поэтому, чтобы заработать денег, решил собрать взорванную у метро «Рижская» бомбу [56]. После этих слов родственники жертв теракта набросились на подсудимых, попытавшись избить их прямо во время заседания [66] [56]. Приговор[ править править код ] 2 февраля 2007 года судья Владимир Усов вынес приговор террористам: все трое обвиняемых должны были провести всю оставшуюся жизнь в колонии особого режима [55]. Хубиев и Шаваев, организовавшие взрывы у станций метро «Автозаводская» и «Рижская», оба получили два пожизненных срока — по одному за каждый из этих терактов [55]. Панарьин был приговорён к пожизненному лишению свободы за подготовку теракта у метро «Рижская» [55]. Вдобавок к пожизненным срокам Шаваева приговорили ещё к 100, Хубиева — к 150, а Панарьина — к 200 годам тюремного заключения по остальным статьям обвинения [55]. Кроме того, по приговору суда террористы должны были выплатить пострадавшим в теракте свыше 7 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда [55] изначальная сумма, которую требовали 12 потерпевших, составляла 36 миллионов 200 тысяч рублей [64]. Обжалование приговора, новые судебные разбирательства[ править править код ] Осуждённые террористы посчитали вынесенный им приговор слишком суровым и через своих адвокатов подали кассационные жалобы в Верховный суд , стремясь добиться либо полной отмены приговора, либо смягчения наказания [67] [68]. Шаваев полагал, что его виновность в суде доказана не была, а Хубиев был не согласен с тем, что в составе организованной преступной группы он совершил убийство «с особой жестокостью», и просил убрать эту формулировку из приговора. Панарьин указывал на своё содействие в расследовании терактов и наличие у него малолетнего ребёнка как на достаточные основания для смягчения меры наказания [68]. В конце августа 2007 года сотрудники Верховного суда отказали террористам в обжаловании приговора, оставив вердикт судьи Усова практически без изменений: из его текста была исключена лишь статья 327 «Подделка документов» , так как на момент вынесения приговора срок давности по этому преступлению уже истёк [67]. Не добившись пересмотра приговора в Верховном суде, адвокаты террористов объявили о намерении составить иск в Европейский суд по правам человека [67]. В 2010 году жалобу в Страсбург направила правозащитная организация «Правовая инициатива». По мнению её сотрудников, при рассмотрении гражданского иска к Мурату Шаваеву о возмещении морального вреда была нарушена статья 6 Европейской конвенции по защите прав человека «Право на справедливое судебное разбирательство» , так как ни Шаваеву, ни его адвокату не дали присутствовать на судебном заседании. В июле 2016 года ЕСПЧ посчитал жалобу обоснованной и постановил выплатить Мурату 1500 евро в качестве компенсации [69]. В 2016—2017 годах Тамбий Хубиев и Максим Панарьин были осуждены Шатойским районным судом за нападение на псковских десантников во время боя у высоты 776 в феврале — марте 2000 года. Обоих террористов приговорили к 13 годам лишения свободы, однако с учётом ранее совершённых ими преступлений мера наказания была заменена на пожизненное заключение в колонии особого режима [70] [71]. В августе 2022 года Веденский районный суд приговорил Панарьина к пожизненному заключению за участие в нападении на колонну пермского ОМОНа у Джани-Ведено 29 марта 2000 года [72]. Иск Киселёвых к правительству Москвы[ править править код ] В марте 2004 года в Тверской суд г. Москвы был подан иск к городскому правительству от семьи одной из жертв теракта на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая». Несовершеннолетний сын и престарелые родители погибшей Натальи Киселёвой — руководительницы юридического отдела в Центризбиркоме — просили мэрию возместить им материальный и моральный ущерб, причинённый утратой единственного кормильца. Истцы оценивали сумму компенсации морального вреда в 1 миллион долларов, а материального — в 110 тысяч рублей, и добивались назначения новых пенсий для всех членов семьи. Чиновники мэрии потребовали от 60-летних пенсионеров доказать, что произошедший в вагоне метро взрыв действительно был терактом [73]. После того, как родители Киселёвой предоставили все необходимые документы [74] , Тверской суд назначил семье дополнительные пенсии и распорядился выплатить Киселёвым 110 тысяч рублей на компенсацию материального ущерба, однако в возмещении морального вреда им было отказано [73]. Ужесточение антитеррористического законодательства[ править править код ] После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии « Единая Россия » внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты [75]. Предложенные парламентариями поправки к статье 205 «Терроризм» Уголовного кодекса предусматривали увеличение максимального срока наказания за попытку теракта до 12 лет, а за те же действия, совершённые в составе организованной группы — до 20 лет тюремного заключения. При наличии отягчающих обстоятельств, таких как посягательство на объекты атомной энергетики , террорист мог провести в тюрьме до 25 лет или получить пожизненное заключение [76]. Поправки к статье 205 УК РФ были приняты Госдумой в третьем чтении 25 июня 2004 года: в новой редакции статьи 205 минимальный тюремный срок за акт терроризма составлял 20 лет, а если теракт повлёк за собой тяжёлые последствия, мера наказания могла быть заменена пожизненным лишением свободы. Одновременно с этим депутаты одобрили изменения в статье 57 Уголовного кодекса «Пожизненное лишение свободы» : пожизненное заключение было названо наказанием, предусмотренным за особо тяжкие преступления, угрожающие жизни людей и направленные против безопасности общества [77]. Новые меры безопасности в московском метро[ править править код ] Теракт 6 февраля 2004 года стал поводом для усиления мер безопасности в московском метро [78]. В марте 2004 года начальник метрополитена столицы Дмитрий Гаев объявил о намерении властей оснастить видеокамерами все вагоны курсирующих в метро поездов. На переоснащение подвижного состава, которое поначалу планировалось завершить уже к 2006 году, было выделено 2 с половиной миллиарда рублей; однако по состоянию на 2009 год, согласно МВД России, лишь в 469 из 4500 вагонов имелась система видеонаблюдения [79]. В течение года после взрыва камеры слежения появились на всех платформах станций столичного метро, а на их входах с 2006 года предполагалось начать устанавливать металлоискатели [80]. Была разработана новая система многосторонней связи между следившими за порядком в метро сотрудниками УВД [81] , чья численность к 2006 году увеличилась втрое [80]. Для координации их действий с весны 2005 года стал функционировать Ситуационный центр, где анализировалась информация о случавшихся в метрополитене происшествиях [82]. Она стала поступать и от пассажиров, выходивших на связь с дежурными Ситуационного центра через установленные на станциях колонны экстренного вызова [83]. Память[ править править код ] Мемориал жертвам теракта на станции метро «Автозаводская»[ править править код ] В феврале 2004 года тысячи москвичей посетили станцию «Автозаводская», чтобы почтить память погибших [84]. Возле выхода к Дворцу культуры ЗИЛа возник импровизированный мемориал [84] , куда люди приносили цветы, свечи и иконы [85]. Ровно через год после взрыва на стене станции была открыта мемориальная доска, на которой высечена 41 фамилия — по числу людей, ставших жертвами теракта 6 февраля 2004 года [86]. В 8:32 — время взрыва в вагоне поезда — радиодинамики во всём метро были отключены [86] , а машинисты поездов, следовавших по Замоскворецкой линии, дали продолжительный гудок в знак памяти о погибших пассажирах [87].
В 17:09 станцию «Лубянка» открыли для пассажиров и метрополитен заработал в штатном режиме. По результатам взрывотехнической экспертизы, проведённой специалистами Федеральной службы безопасности, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции «Лубянка», составила до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции «Парк культуры» — от 1,5 до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Как показал экспресс-анализ, взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена с добавлением пластификатора, то есть пластидом. Ответственность за взрывы взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров Нужно заметить, что первый теракт в московском метро произошел в январе 1977 года. В результате взрыва между станциями метро «Измайловская» и «Первомайская» погибли семь человек, около 40 получили ранения различной степени тяжести. Через 3 месяца по обвинению в организации теракта были арестованы трое, они были признаны виновными и через 3дня после суда казнены. Второй теракт в подземке Москвы произошел вечером 11 июня 1996 года. В поезде между станциями метро «Тульская» и «Нагатинская» взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. В декабре 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались. Бомба была заложена под мраморную скамью, расположенную на платформе. Большой вес скамьи смягчил взрывную волну. Взрыв в феврале 2004 года унес жизни 41 человека, 250 получили ранения. Террорист—смертник подорвал взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Еще около 50 человек получили ранения различной степени тяжести. Террористка—смертница погибла, трое сообщников были осуждены. Уровень безопасности повысится.
Все станции на участке «Спортивная» - «Комсомольская» закрыты для входа и выхода пассажиров. На замещение метро вышли десятки автобусов. Наземное движение в центре приостановлено, ГАИ просит водителей не ездить в центр города, чтобы не мешать работе оперативных служб. По данным "Яндекс. Пробки", Садовое кольцо напротив метро "Парк культуры" перекрыто в обе стороны, перекрыто движение по Лубянской площади, перекрыто движение по Мясницкой улице и Лубянскому проезду. В центр направлено 20 эвакуаторов, при необходимости власти обещают увеличить их число. Столичная милиция переведена на усиленный режим; в Москве введен в действие план "Вулкан". Ряд служб МВД переведен на усиленный режим службы по всей стране, в первую очередь подразделения внутренних дел на транспорте - им приказано усилить меры безопасности в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и других объектах, сообщил представитель МВД. Свидетельства очевидцев На платформе «Парка культуры» была кровь, валялась сумка и порванные наушники, люди кричали, рассказывает Мария, которая ехала во взорванном поезде. По ее словам, на станции был сильный дым, милиционеры помогали выводить людей, все старались выходить быстрее, но не бежали. На улице уже было много плачущих людей, все пытались звонить, но телефоны были недоступны, говорит она. По словам Марии, на улице медики опрашивали всех выходящих из метро, предлагали не только помочь, но и подвезти до места. Когда людей выводили с кольцевой станции «Парк культуры», объявляли просто, что переход закрыт, но по голосам женщин, говоривших в громкоговорители, было понятно, что случилось что-то страшное, рассказывает корреспондент «Ведомостей» Алексей Алексеев, попавший на «Парк культуры» через несколько минут после взрыва.
«Мы шли по трупам»: как Москва пережила трагедию в метро 20 лет назад
Теракт в Московском метро на перегоне Автозаводская - Павелецкая (06.02.2004) НТВ - YouTube | В 2004 г. в Москве прогремело сразу 2 взрыва в метро, которые потрясли всю страну. |
Взрывы в метро: синдром и последствия | Шестого февраля 2004 года произошёл теракт в Москве на станции метро «Автозаводская». |
ヴィトンバックスーパーコピー,プラダ 帽子 激安,ベル&ロススーパーコピー激安 | Верховный суд России признал законным обвинительный приговор по делу о терактах в московском метро в 2004 году, по которому трое обвиняемых были приговорены к пожизненному заключению, сообщает 'РИА Новости'. |
Теракты в Москве: кто стоял за преступлениями 2000-х | За организацию этих терактов был осужден Максим Панарьин (который получил пожизненное за взрыв московском метро в 2004 году). |
В Москве продолжается расследование причин мощного взрыва в столичном метро. Новости. Первый канал | В Москве вспоминают жертв теракта в метро 6 февраля 2004 года. |
Популярное
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Без паники
- Взрыв в Московском метрополитене (февраль 2004) — Рувики
- Скорбные списки жертв и пострадавших в Москве
- «Мы шли по трупам»: как Москва пережила трагедию в метро 20 лет назад
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская»
От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России | В годовщину штурма захваченного террористами Театрального центра на Дубровке вспоминаем самые страшные теракты, потрясшие Москву на протяжении последних десятилетий. |
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская» | STARHIT | Он же проходит главным подозреваемым по делу о теракте 31 августа 2004 года у станции метро "Рижская" (тогда погибли 10 человек и более 30 получили ранения). |
Опубликованы списки погибших во время теракта в метро | За организацию этих терактов был осужден Максим Панарьин (который получил пожизненное за взрыв московском метро в 2004 году). |
15 самых страшных московских терактов : picturehistory — LiveJournal | Террористический акт в московском метро 6 февраля 2004 года стал одним из немногих взрывов в столичном метрополитене, кавказское происхождение которого имеет реальные и видимее признаки. |
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая - Новости | 6 февраля 2004 года в московском метро произошел теракт на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". |
Теракт у метро «Рижская»: как это было | Аргументы и Факты | До 2008 года теракты в Москве происходили каждый год. |
Опубликованы списки погибших во время теракта в метро
20 лет назад, 6 февраля 2004 года, был совершен один из самых страшных терактов в истории московского метро: террорист-смертник активировал мощную бомбу на перегоне между станциями «Автозаводская». Смотрите нас в RUTUBE: Смотрите нас в VK: Смотрите нас в Дзен: Двадцатая годовщина теракта, который произошел между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". 6-го февраля 2004 года террорист-смертник Смотрите видео онлайн «20 лет со дня теракта в метро. Установлены все организаторы и исполнители терактов в метро, - рассказал «КП» официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Как и в предыдущих случаях, после теракта были усилены меры безопасности не только в метро, но и по всей Москве. 31 августа 2004 года в 20:15 в Москве между входом на станцию метро "Рижская" и торговым центром "Крестовский" произошел теракт, в результате которого погибли десять человек, трое из которых погибли на месте, пострадали 46 человек.
Выживший после теракта-1999 на Каширском шоссе раскрыл страшные детали
Поделиться В России вспоминают жертв теракта в столичном метро в 2004 году В России вспоминают жертв теракта в столичном метро в 2004 году Ударная волна превратила два вагона в груду металла, в остальных выбило стекла. Возник пожар, который в замкнутом пространстве тоннеля был в разы опаснее — все заволокло едким дымом. И все, отключился. Когда в себя пришел, вагон дымился, горел.
Хубиев и Шаваев доставили из Нальчика в Москву электродетонаторы и взрывные устройства, из которых Хубиев изготовил бомбы. Взрывчатку, спрятанную в телевизоре, перевозили на автомобиле. Благодаря должности Шаваева, машина без досмотра миновала все посты ГАИ. Хубиев снял для террориста-смертника Анзора Ижаева, прошедшего подготовку в лагерях боевиков, квартиру в Москве на улице Яблочкова.
Там же вскоре поселился и Панарьин, помогавший подготовить теракт в столичной подземке в феврале 2004 года. С осужденных также будет взыскано более 6 млн рублей в виде моральной компенсации. Суд признал Шаваева, Панарьина и Хубиева виновными по шести статьям УК РФ, в том числе они признаны виновными в терроризме, убийстве, бандитизме, незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ. Хубиев и Панарьин также признаны виновными в участии в незаконном вооруженном формировании и подделке документов. Панарьин и Хубиев - признали свою вину. Хубиев - полностью, Панарьин - частично. Шаваев своей вины так и не признал.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "умышленное убийство". Сейчас на месте происшествия работает очень много машин "скорой помощи", но обстановка спокойная. Присутствуют группы МЧС и милиция.
Паники нет. Взрыв, действительно, произошeл во втором вагоне. Есть жертвы.
По данным правоохранительных органов погибли 40 человек, 70 - получили ранения. Эвакуация проводилась в оба конца тоннеля: и со стороны "Павелецкой" и со стороны "Автозаводской". В московской городской администрации сообщают номера "горячей линии", по которой можно узнать о пострадавших от взрыва в метро.
Номер телефона: 222-27-35 После взрыва произошeл пожар, ему была присвоена пятая степень сложности, поскольку в метро тушить всегда очень трудно. Была сильная задымлeнность. Сейчас пожар потушен.
Эвакуировали свыше 700 человек. Их развозят по больницам, определяют серьeзность ранений.
Большую часть заложников, по данным МВД, удалось спасти. Взрыв грузовиков в Чечне, 27 декабря 2002 года В конце 2002 года в комплекс Дома правительства Чечни врезались два грузовика, прибывших из Ингушетии и начиненных взрывчаткой.
В результате теракта погибли 83 человека, еще порядка 500 получили ранения различной степени тяжести. Ответственность за террористический акт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев. Большую часть террористов и их сообщников ликвидировали, еще троих живыми взяли под стражу и приговорили к пожизненному заключению в колониях особого режима. Теракт на рок-фестивале «Крылья» в Тушино, 5 июля 2003 года Во время популярного рок-фестиваля на Тушинском аэродроме в Москве прогремели два взрыва.
Погибли 16 человек, включая двух женщин — Зулихан Элихаджиеву и Марьям Шарипову, которые привели в действие взрывные устройства. Ранены после взрывов были 57 человек. Взрывы в поездах «Кисловодск — Минеральные воды», 2003 год Теракты на этом маршруте произошли дважды за полгода. Суд признал виновным жителя Чечни Ибрагима Исрапилова.
Погибли 44 человека и еще 156 пострадали, включая 62 детей. Организатором снова признали Ибрагима Исрапилова, которого по итогу приговорили к 20 годам лишения свободы. Взрыв в московском метро, 6 февраля 2004 года Первый громкий теракт в столичном метро случился ровно 20 лет назад. Погибли 42 человек, около 250 получили ранения.
Трое обвиняемых террористов получили пожизненный срок в колонии особого режима, двое из них получили по два пожизненных срока. Теракт в Грозном и смерть президента Чечни Ахмада Кадырова, 9 мая 2004 года Еще один теракт, совершенный во время массового празднования Дня Победы. Взрыв прогрел на переполненном стадионе в Грозном, в результате чего погиб президент республики Ахмад Кадыров, председатель Госсовета Хусейн Исаев и еще пять человек. Также из-за бомбы, заложенной в трибуну, были ранены 40 человек.
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
Маркова Г. Мизинец Алла Зосимовна — Склиф. Мелконян Радик Мелконович — Склиф. Молотков Владимир Андреевич — Склиф. Ненашев Сергей Алексеевич — Склиф. Никифорова Светлана Юрьевна — Склиф.
Раздоркина Антонина Е. Александр Анатольевич — Склиф. Салихова С. Симанина Ольга Игоревна — Склиф. Сомов Владимир Юрьевич — Склиф.
Сонин Вячеслав Семенович — Склиф.
RU Если замолчать и прислушаться, то можно услышать: «Бах, бах, бах». Это колеса вагонов на зеленой ветке отстукивают ритм, преодолевая километры. Через несколько минут здесь произойдет один из самых страшных терактов за всю историю современной России. Сев в поезд, пассажир доезжает до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В 08:32 утра тот самый парень — участник Карачаевского джамаата, террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкесии в вагоне московского метро взрывает самодельную бомбу. Сразу после взрыва во втором вагоне начинается пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля.
С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1. Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее.
До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши.
А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать. Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали.
Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса.
Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать.
В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала.
К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку.
О вылетевших перепонках, запахе жареного мяса, дружбе и страхе спустя 20 лет рассказали очевидцы трагедии Читайте Metro в Telegram Дзен VK Пятница, половина девятого утра. Поезд отправляется со станции метро "Автозаводская" по зелёной ветке на север. Во втором вагоне на практику по малярно-штукатурному делу едет студент училища 17-летний Андрей Алимов. Он ещё не раз вспомнит стечение обстоятельств, приведшее его сюда. В середине вагона едет на работу 45-летняя Людмила Тимофеева.
Она тоже здесь почти случайно. Я хотела выйти на "Красногвардейской", но решила стойко перенести это испытание. Спустя 300 метров после выезда с "Автозаводской" раздаётся взрыв. Позже выяснится, что террорист-смертник взорвал бомбу весом четыре килограмма в тротиловом эквиваленте, находившуюся в его рюкзаке. Несколько десятков человек погибают в первые секунды.
Андрей, как и многие другие, теряет сознание: — Было ощущение сильного удара током. Когда очнулся, где-то через несколько секунд, на мне лежали трупы.
Торцевой двери во втором вагоне не было — ее выбило в первый вагон.
Не было света. То, что я там увидел, — это был шок. Груды человеческих тел навалены друг на друга, крики о помощи.
Пассажиры словно попали в мясорубку Владимир Горелов машинист Выжившие были абсолютно дезориентированы: многие из раненых оказались буквально погребены под останками погибших. При этом для пассажиров в тоннеле сохранялась еще одна угроза — контактный рельс: любое прикосновение к нему из-за высокого напряжения грозило летальным исходом. Началась паника, крики.
Кто-то пытался выбраться и бежал по тем, кто лежал. Я тоже лежала, и кто-то прошел прямо по мне. Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи.
Там умирали, это было очевидно Анна пассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой.
Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам.
Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая».
Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас. Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса.
Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб. К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита».
Один из пострадавших при теракте в московском метро 6 февраля 2004 года. В основном пассажиры получили черепно-мозговые и баротравмы, ожоги, а также ранения мелкими металлическими предметами и осколками. Тем пострадавшим, кому не требовалась госпитализация, — в основном с небольшими резаными ранами — оказывали помощь в медпункте, организованном на площади Павелецкого вокзала.