С понедельника после Недели всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Пятая седмица Великого поста в 2024 году: с 14 по 20 апреля.
Пятая седмица Великого поста
Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. Понедельник седмицы пятой Великого поста. В специальной главе Типикона, посвященной Великому Посту (глава 32), приводится первый чин (Палестинского монастыря Освященного), но чуть подробнее относительно первых трех дней.
Что говорит Типикон об Апостольском посте?
Т.е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский пост к Великому. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Т. е. подобно Успенскому посту, что косвенно и подтверждается фразой в Типиконе, которая приравнивает Успенский Пост к Великому. Правила трапезы для христиан в Великий пост предписывает Церковный Устав или Типикон. Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику.
Великий пост в 2024 году: календарь питания
После того как пост для новообращенных станет привычным, можно начинать вводить в него все возрастающее количество элементов поста по Типикону. Вопрос такой: целесообразно ли пастырю требовать от мирян соблюдения поста по Типикону? Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен. За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. Великий пост делится на две основные части – Четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица.
Великий пост — как правильно поститься?
О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ ИЗ ТИПИКОНА, продолжение. Слава Господу Исусу Христу! Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. Понедельник седмицы пятой Великого поста.
Правила постов
Но нужно заменить коровье молоко на, например, кокосовое или овсяное. Опять же стоит ограничить или исключить кофе на время поста, если невозможно без него жить. Это будет хорошим аскетическим упражнением. Можно ли алкоголь? Практически весь алкоголь в пост под запретом.
Никакого коньяка, водки, виски, ликеров, а также вина. Не разрешено православным и пиво, которое в католической традиции пьют наравне с вином. Согласно Типикону уставу, регламентирующему питание в пост , разрешено только красное сухое вино. Его можно употреблять не более двух раз в день только в субботу исключение — Страстная суббота и воскресенье, а также в праздники — например, в Благовещение.
С другой стороны, на то он и пост, чтобы себя ограничивать во славу Господа! Исключения из правил делаются только для малых деток и больных. Им позволительно употреблять в пищу мясо и другие яства. В этом есть высшая справедливость, не стоит рисковать здоровьем, таковой жертвы Господь ни от кого не требует. Читайте также: Читать онлайн "Книга приворотов и заговоров на все случаи жизни" автора Степанова Наталья Ивановна - RuLit - Страница 2 Спорные продукты Священнослужители до сих пор не пришли к единому мнению по поводу морепродуктов. Одни полагают, что их употребление возможно, поскольку креветки и моллюски в церковной традиции не считаются живыми существами. Другие склоняются к тому, что есть морепродукты можно тогда же, когда и растительное масло, — в выходные и праздничные дни.
Ветхий завет вообще называет эту пищу «нечистой», вкушать ее запрещается — ортодоксальные иудеи морепродукты не едят. Христианская религия во многом отступает от ветхозаветных принципов, и уставы ряда православных монастырей позволяют есть черепокожных даже в Великий пост. Употреблять их в пищу или нет — это во многом личный выбор постящегося. Календарь поста для мирян Составить таковой вы и сами сумеете. Следует запомнить, что в первый день воздерживаются от еды вообще. А потом чередуют вареную пищу с сырой. По выходным позволено сдабривать блюда постным маслом.
Кроме того, в Вербное воскресенье не возбраняется полакомиться рыбкой. Однако мирянам таковое разнообразие морепродукты, икра позволены по субботам тоже. Людям, имеющим проблемы с пищеварением а таковы почти все наши современники , можно пропустить рекомендации о сыроедении. Следовательно, получим, что каждый будний день можно нормально есть овощи и каши без масла, грибы и фрукты. По выходным — добавлять в рацион растительные жиры и рыбу. Вы спросите, а когда можно есть сыры? Это зависит от строгости поста.
Монастырский устав вообще рекомендует без них обойтись. Типикон позволяет молочное только в выходные. Мирянам же следует смотреть по своему самочувствию. Вспомните: пост по совести, а не по уставу. Страдаете от недостатка белка или однообразия рациона — лакомитесь сыром или брынзой через день со второго. Господь этого не запрещал. А лучше больше внимания направьте внутрь себя.
Молитесь — и ответы на все вопросы придут непосредственно от Господа. И это будет самым правильным! Азбука веры составила Е. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» — говорит святитель Василий Великий. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Приидут же дние, егда отымется от них Жених, и тогда постятся» Мф. О важном значении поста в духовной жизни говорили многие святые отцы.
А преподобный Иоанн Лествичник посвятил посту особую ступень своей духовной «Лествицы», где о. Конечно, православный пост никогда не рассматривался как самоцель. Он, по мысли святых отцов, есть средство для истинной духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и в пути к Богообщению. Пост телесный всегда должен сопрягаться с духовным самоограничением прежде всего в страстях, греховных желаниях, похотях. Однако важность телесного воздержания признавалась всеми подвижниками от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века. При этом, Православная Церковь в течение веков выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка и качества пищи, необходимой для успешного прохождения подвига телесного воздержания. Эти установления обозначены в Типиконе и Триоди.
При этом ограничивается с одной стороны количество трапез в день, с другой стороны — время первого вкушения пищи, и, наконец, качество пищи. В отдельных случаях четко оговаривается весь объем и состав трапезы. Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные. Однако, следует учитывать, что устав формировался все же в монастырях и преимущественно для монашеского общежития. Причем, ориентировался на страны с жарким климатом. Еще святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей требуется корректировать устав о посте с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.
Родиной современного Церковного богослужебного и дисциплинарного устава является Палестинские монастыри, в первую очередь обитель Саввы Освященного близ Иерусалима; также, как правило, в Типиконе отражается традиция Св. Горы Афон. Часто эти две традиции приводятся параллельно как равно возможные и приемлемые. Возможно, современному цивилизованному человеку требования православного устава покажутся непосильными, однако даже само знание о том, что считалось обычным и нормальным в прежние времена, позволит нам если не подражать древним делателям, то хотя бы трезво оценивать собственную меру воздержания и аскетического подвига и таким образом стяжевать смирение. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, то есть около полудня, а вторая — после вечерни, то есть вечером. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9-й час по Византийскому времени. На Византийском принципе времяисчисления основаны все временные указания Типикона.
Этот принцип привязывал часы к восходу и заходу солнца. В настоящее время он продолжает действовать на Св. Горе Афон. Согласно Византийским часам время от восхода до заката делилось на 4 стражи дня, и также время от заката до восхода на 4 стражи ночи. Каждая стража состояла из 3 часов. Соответственно, 1-й час дня начинался с восходом солнца, а 12-й час дня заканчивался с закатом. Существует традиция примерного перевода этой системы на современные часы, когда 1-й час дня по Типикону соответствует 6 часам утра в нашем понимании, а 1-й час ночи — нашим 6 часам вечера 18.
Этой общепринятой традиции будем придерживаться и мы, указывая примерное время, когда положено совершать трапезу по Типикону. В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы приводятся в порядке возрастания строгости поста : Разрешение «на вся» или «на трапезе братии утешение велие». Отсутствие ограничений сохраняется только невкушение мяса монашествующими во всех случаях Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются такое бывает для мирян только на сырной седмице — то есть маслянице Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба и, естественно, горячая растительная пища, растительное масло, вино Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища — «варение» то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также от растительного масла и вина. Дозволяется горячая пища без масла. Дозволяется «хлеб и вода и сим подобная» глава 35 , т.
Полное воздержание от пищи и пития — то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост». Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Читайте также: Святой в стоптанных башмаках. Где поклониться мощам святителя Спиридона? Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе.
Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. Мера вина оговаривается весьма четко: от 1 до 3 красовуль[] то есть чаш. Также устав о глава 35 , то есть что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, то есть степенью праздников. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I — бденные, II — полиелейные и со славословием, III — малые. В Типиконе общий порядок Трапезы описан в главе 35. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове глава 48 , где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники.
Мы постараемся согласовать все эти указания в общую систему. В непостное время и в непостные дни, то есть кроме среды, пятка а в монастырях к постным дням относится также и понедельник , положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи.
Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели.
Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи.
Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья.
Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания. Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста.
Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам.
Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них.
Во вторник же и в четверг щи борщовые с соком и сухари, и блюда холодные, другие горячие. В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые пласти сушеная или вяленая рыба — прим. В среду четвертой недели На трапезе братии три блюда горячих без масла.
В четверг четвертой недели На трапезе едим с маслом и вино пьем труда ради бденного. В суботу праведного Лазаря На трапезе едим вареное с маслом, и икру, если есть, и вино пьем. В неделю Цветную На трапезе братии утешение едим рыбу и вино пьем, благодаряще Бога. О страстной седмице Во страстную седмицу от понедельника даже до суботнего вечера дней шесть хлеб с водой только едим и зелие вареное, и се с воздержанием. Если есть мощно и не на всяк день приимати, но якоже речено бысть от первой недели. Во святую великую пятницу ничего не едим, также и в великую суботу повелено есть нам постити до четвертого часа ночи, и тогда по совершении Божественной Литургии вкусить мало хлеба с водой, и по одной чаше вино испити.
Псалтырь Во святой великий четверг едим вареное без масла, пьем же и вино и ино сухоядение. Ибо иже в Ладикии собор о великом четверге в правиле 49 глаголет: яко не достоит в четверодесятнице последней недели четверг разрешати, и всю четверодесятницу безчестить. Тоже Псалтырь В великую убо пятницу, если возможно, не подобает есть, как отцы повелевают. Обаче убо не по правилу имамы сие, иже не едим тогда совершенне, но противу силы комуждо положено бысть от отец. И сего ради если можно есть или держати два сия дни пост, рекше пятницу и суботу, добро есть и благоприятно. Если ни, поне в суботу.
В пятницу же хлеб и сурово зелие есть, и воду пить, обаче же кождо хочет и может. Соловецкой устав На страстной неделе, в понедельник и в среду, на произволяющих трапезу поставляют. Едят три холодных блюда. Во вторник капуста, и ягоды, и толокно. В четверг щи, и лапша гороховая, и каша соковая, все без масла. В великую пятницу братия и миряне не едят.
В великую суботу по отпущении Литургии братия «укрухи». Структура пищевых ограничений во время Великой четверодесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста самая строгая, также серьезные ограничения накладываются в пятницу и суботу Страстной седмицы. Однако в другие дни степень воздержания варьируется. Так, в одних указаниях в суботние и воскресные дни разрешается лишь пища с маслом, в других допускается более широкий ассортимент блюд. В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого поста, как, впрочем, и других дней церковного года.
Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. Посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Во вторник: Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача. В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком.
В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена. В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком. В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей блюдо из томленых овощей и осетра — прим. На людей корм делают.
Великий пост в 2024 году
Данная запись предлагается как ознакомительная. Сухоядение - высшая степень поста, с нее не начинают, к ней приходят постепенно под руководством духовника. Первая седмица Великого Поста по монастырскому Уставу самая строгая в отношении трапезы. В СРЕДУ одна трапеза после Вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров: «В среду же по совершении преждесвященных, трапеза поставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом.
Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии творят» Типикон, гл 32. Произволяющие же ядят сухоядение, якоже и в среду» Также Типикон указывает на традицию монастыря святого Саввы Освященного вкушать в сей день ради памяти святого Феодора Тирона вино и елей. Однако эта традиция обозначается как отвергнутая: «но не творим сего ныне за честность дне».
Опубликовано Оригинал читайте на фото. Рукопись можно найти в архиве в обсуждениях.
Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай?
Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три.
Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций.
Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям.
К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо.
Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него.
Еда — это только средство, а не самоцель. И не стоит думать, что голодающий человек ближе к Богу. Я могу вам расписать постный стол таким образом, что вы будете сыты и при этом не нарушите канонов. Немало есть блюд питательных и вкусных и в то же время постных. Когда я прихожу к себе на подстанцию «Скорой помощи» и приношу с собой свою постную еду, то мои коллеги смеются, говоря: «Так, как питается наш батюшка, никакого мяса не нужно». Работа на «Скорой» очень тяжелая, и на одних финиках далеко не уедешь.
Даже яблоки до Преображения. Но христианином он от этого не становится. Если цель трудов только соблюсти традицию, есть опасность остаться без Бога, Который в Евангелии говорит не о хранении традиций, а о хранении чистоты сердца. Ведь уставом-то яблоки есть запрещено! Кстати, а что написано о яблоках в Типиконе? Листаем… Ничего! Вот о винограде и смоквах написано: «Необходимо знать, что мы имеем предание от святых отцов есть виноградные гроздья, там, где они растут, начиная со спасительного праздника Преображения, приняв благословение от иерея. А если кто из монахов съест виноград до этого праздника, то в наказание да не будет есть грозди в течение всего августа, потому что презрел заповеданный отцами устав. Пусть и другие монахи от этого научатся повиноваться уставу святых отцов. То же касается и смокв и прочих овощей и фруктов по мере их созревания».
Десять главных вопросов о Великом посте
Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам. Еду с рынка он предложил заменить вареной на меду пшеницей - коливом. Освященное коливо благословляется и раздается прихожанам как поддержка на их пути соблюдения поста.
Что можно есть в первую седмицу? Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока.
За ответами на эти вопросы мы обратились к иеромонаху Феодориту Сеньчукову , который не только является священнослужителем, но и работает на «Скорой» и может оценить пользу поста не только с точки зрения душевного здоровья, но и физического. Ведь заповедь о невкушении с древа познания и зла — это и есть первый пост, который, увы, наши прародители не выдержали. В результате мы с вами получили дебелость нашей плоти, ее тленность и смерть.
А ведь именно плоть отдаляет нас от Бога. Господь хочет, чтобы мы приблизились к Нему, но плоть пробуждает в нас различные страсти, которые порождают грехи и отдаляют нас от Бога. Взять, к примеру, вполне естественное чувство голода.
Даже Господь испытывал его в период Своей земной жизни. Но именно чувство голода приводит нас к греху чревоугодия, и этого греха, к сожалению, не может избежать, практически, никто. Все мы периодически впадаем либо в чревобесие когда съедаем больше, чем нужно , либо в гортанобесие когда хотим съесть чего-нибудь вкусненького.
И эти грехи отдаляют нас от Бога. Пост — это время, когда мы отказываемся от своей плотяности от слова «плоть». В то же время, вступая в борьбу со своей плотью не с телом, ибо это храм души, а именно с плотью , ограничивая себя, мы приближаемся к Господу.
Известно, что сытый человек менее склонен к духовному, чем человек постящийся. Это не значит, что голодный всегда духовен. Нет, конечно.
Но желудок, отягощенный пищей, мешает нам думать о Боге. Ведь процесс пищеварения, особенно мясных продуктов, требует со стороны организма больших энергозатрат. Кстати, именно поэтому рыба постнее мяса, потому что для переваривания мяса требуется больше энергии.
Кроме того, сытый человек сонливый и вялый. И куда уж сонливому и вялому молиться и думать о своей душе и Боге. Крамского Но это лишь одна сторона поста.
Другая — в подражании Господу. Мы знаем, что Иисус, перед тем как выйти на Свое служение, 40 дней постился на горе Искушений. Спаситель воспринял человеческую природу и до начала Своего служения жил обычной человеческой жизнью.
А перед тем как отправиться проповедовать людям Новый завет, Христос ушел в пустыню, где постом освободил Свое тело от дебелости плоти, ее греховных ощущений. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» Лк. Поэтому и мы в подражание Спасителю постимся, чтобы приблизиться к Нему и вместе с Воскресшим Господом встретить Пасху.
Есть у поста и третий важный момент — дисциплинарный. Раз Церковь установила посты, мы, как ее верные чада, должны их соблюдать. Не имеет ли смысл сделать для мирян отдельный устав поста, дав им некое послабление?
Вы считаете, миряне слабее духом или в вере, чем монашествующие? В патериках приводится такая история. Один монах к сожалению, я запамятовал его имя жил строгой, аскетичной жизнью, соблюдал посты, много молился, но при этом в душе часто задавался вопросом, насколько он приблизился к Богу.
И хотя окружающие называли его святым, сам он испытывал по этому поводу большие сомнения. И Господь в ответ на его вопрос послал ему ангела, который показал ему некоего ремесленника. Тот жил в городе со своей семьей и занимался обычным ремесленным делом, то есть жил обычной мирской жизнью.
При этом он много молился, воспитывал детей в христианской вере и всегда и во всем был готов помочь людям, нуждающимся в помощи. И ангел, указывая на этого мирянина, сказал монаху: «Вот человек, который приблизился к Богу более, чем ты». Так что не стоит думать, что миряне слабее духом, чем монахи, и им нужен какой-то особый постный устав с послаблениями.
Кроме того, где вы сейчас найдете монаха, который постится строго по Типикону. Возможно, в какой-нибудь заброшенной пещере в глухом лесу. Зайдите в любой монастырь с самым строгим уставом, и вы вряд ли найдете там монахов, которые так строго постятся.
Древние монахи, установившие Типикон, в пост занимались только молитвой. Святые старцы уходили в пустыню, питались травами и пили родниковую воду. Они не пасли коров, не рубили дров, не пахали землю.
А сегодня в любом монастыре у каждого монаха есть немало послушаний, порой, физически очень тяжелых. Монахам приходиться и землю копать, и дрова рубить, и трактор водить. Ведь в наши дни каждый монастырь по сути своей является самоокупаемым хозяйством.
Если монахи перестанут работать, они просто умрут с голоду, а их обитель придет в упадок. Другое дело, что в каждом монастыре есть свой устав, свои правила. К примеру, моя дочка живет в Якутии, и там монахи во всей епархии в пост едят рыбу.
Вы спросите, почему? Да потому что у них там нет ничего, кроме рыбы, мяса и молока. Сами видите, из чего им приходится выбирать.
Я не думаю, что есть смысл создавать отдельно уставы для монашествующих и мирян. Поскольку в реальной жизни и миряне, и монахи не постятся по Типикону и имеют разные послабления. Гораздо важнее, чтобы каждый человек — будь то монах или мирянин — понимал, какой именно пост ему по силам.
И не брал бы на себя ни лишнего подвига, ни лишних послаблений.
Эта практика появилась примерно в IX веке, ее предыстория такова. Это событие было столь значимо, что «попало» в Месяцеслов Константинополя. Если учесть, что в Типиконе Великой церкви только 4 дня в марте имели особые чтения кроме памяти землетрясения 17 марта, этой почетной особенностью обладают праздники 40 мучеников Севастийских, святителя Фомы Константинопольского 22 марта и Благовещение Пресвятой Богородице , становится понятно, что память землетрясения была значимым днем в Месяцеслове. Этот прецедент повлиял на то, что впоследствии Великий канон стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние.
Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого 48-мидневного поста установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую Крестопоклонную и страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты ; вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса плащаницы обычно эта служба заканчивается в 15-16 часов. Апостольский пост С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения. Строгий пост сухоядение в среду и пятницу.
Когда начинается Великий пост
- Можно ли есть морепродукты во время Великого поста?
- Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину
- Добро пожаловать на Аймкук!
- Типикон - книга имеет Марковы и Храмовые главы о постах и церковных богослужениях
- Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
- Великий пост — зачем он нужен?
Великий Пост по Типикону
В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон? В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона. Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам.
Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам.
От 20-го же числа, даже до 25, аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбы [17]. Послабление дается только в навечерие Рождества Христова рождественский сочельник. В этот день пища хотя и принимается один раз вечером, но зато, независимо от дня недели, с елеем и вином И входим в трапезу, и ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога [18]. Если навечерие Рождества Христова приходится на субботу или воскресение пища, вкушается 2 раза в день Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или неделю, пост не бывает… В субботу же и неделю литургия бывает во свое время Златоустаго. По отпущении же снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя… По отпусте же… входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу божию: в неимущих же странах пием пиво [19].
Успенский пост В понедельник, среду и пятницу — сухоядение. Во вторник и четверг — вареная растительная пища без елея. В субботу и воскресенье — с елеем. Рыба разрешается только в праздник Преображения Господня, независимо от того, на какой день недели он выпадает. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду и пятницу, то разрешается только рыба и вино В пост святыя владычицы нашея Богородицы успения, 15 дней кроме Преображения Христова, постимся до 9-го часа дне: понедельник, среду и пяток, сухо ясти: и творим коленопреклонение, даже до причащения. Во вторник и четверток, варение без елеа. В субботу же и неделю, варение со елеем, и вино пием: рыбы же не ядим, до успения пресвятыя Богородицы: но токмо на Преображение Христово, ядим рыбу, дважды днем [20] … Аще ли будет праздник сей в среду или в пяток, разрешаем точию на рыбу и вино.
Аще ли же в понедельник, и миряне разрешают на мясо, и сыры, и яица: монаси же точию на рыбу и вино [21]. Однодневные посты В среду и пятницу в период Пятидесятницы весенний мясоед разрешается елей и вино. В среду Преполовения и среду отдания Пасхи разрешается рыба. В средах же и пятцех, всея пятьдесятницы, елей и вино, кроме среды преполовения, и среды отдания пасхи: В та бо два дни разрешаем на рыбу и вино [22].
В этот день в одном из церковных песнопений поется: "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче" — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице. По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй. С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.
Почему Великий пост начинается в разное времяВеликий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Праздник Пасхи, или Светлое Христово Воскресение, является основным переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому названному так в честь Юлия Цезаря календарю. Поэтому иудейский праздник Пасхи, уже в системе юлианского календаря, сделался переходящим: он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. Если 21-го совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28-го. Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18. Чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри промежутка от 4 апреля до 8-го мая подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года.
Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться. Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. В чем польза Великого поста 2023Пост в целом это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров. Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан — это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами.
Великого поста, для 2-го — неделя Пятидесятницы, для 3-го — 3-я неделя сентября, для 4-го — 3 неделя Адвента — Рождественского поста окончательно определены при папе Григории VII [900]. Основу для этих постов положил папа Каллист 217—222 г. Параллельно этим западным постам должно быть и на Востоке годичные посты доведены до количества 4.