Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Рассказываем, как долго постились первые христиане и чем православный пост отличается от католического.
Подготовительные недели к Великому посту
- Что нельзя делать
- Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024
- Главные правила поста
- Пост и воздержание – Тульская епархия Русской Православной Церкви
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024
В чём смысл Великого поста?
Артемона, пресвитера Лаодикийского. Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп. Амвросию во Введенском соборе 8:40 — Исповедь в Казанском храме 9:00 — Поздняя Архиерейская Литургия во Введенском соборе 11:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 13:00 — Молебен с акафистом прп. Амвросию во Введенском соборе 14:30 — Молебен с акафистом прпп.
Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее. За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее. Как питаться в пост Тяжелее всего придется в первую и последнюю недели Великого поста — самые преданные христиане в эти дни питаются лишь водой и хлебом. В остальное время правила не такие строгие, и в зависимости от дня меняется и то, что можно и что нельзя поставить на свой стол.
Иные 40 дней.
И в древности изначально так сложилось, что Великий пост предшествовал прежде всего встрече Пасхи, а также тех людей, которые должны были принять крещение. Так как у нас в древности крестили в Великую Субботу перед Пасхой. Соответственно, те люди, которые хотели принять крещение и стать православными христианами, должны были особым образом готовиться к этому большому событию в своей жизни. Таких людей стали называть оглашенными. То есть кто такие оглашенные люди? Это те, которые проходили оглашение — учились основам христианской жизни, прежде всего ее духовной доминанты и молитвам. Потому что в нашей религии самое главное не то, как человек понимает Священное Писание, а то, как он исполняет его и придания церковные в своей жизни. У нас до сих пор остались в литургии такие прошения, которые называются ектения об оглашенных. И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней.
И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных. Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению.
Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко.
RU 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Он продлится до 4 мая, но это не значит, что все 48 дней придется голодать — ведь в эти дни можно есть и фрукты, и рыбу с икрой, и даже вино пить. Правда, не каждый день. Рассказываем, как правильно соблюдать Великий пост и в какие дни можно есть не только хлеб и овощи. Отказ от еды — не главное Несмотря на то что Великий пост ассоциируется в первую очередь с отказом от еды, главное в нем — молитва и очищение духа. Как отмечают священники, во время поста важно посещать храм, следить за своими поступками, помнить о покаянии и совершать как можно больше хороших дел.
Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году
- 41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года - День во Владимире
- Великий пост в 2024 году
- Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
- В чём смысл Великого поста?
Православные отмечают Лазареву субботу, завтра — Вербное воскресенье
Суть самого долгого и сложного православного поста – показать, что дух сильнее тела. В 2022 году православных верующих ждут четыре многодневных поста и три однодневных. 18 марта начинается "светлый мрак ортодоксов" — Великий пост, и снова у многих появились вопросы, что можно и чего нельзя делать в это время. Здесь указываются общие правила для постоянных прихожан нашего храма; меру поста необходимо определять с духовником индивидуально. Когда-то эти правила распространялись на всех православных христиан – как монашествующих, так и мирян, но сегодня даже сам Святейший Патриарх Кирилл говорит о том, что пост для монаха и пост для мирянина – это две разные вещи.
Великий пост - 2023: как правильно поститься и питаться по дням
41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года | Темы: великий пост правила Великого поста Православие ТГпост Церковь. |
Великая весна церковного года | Правмир | Из общего правила, конечно, бывают исключения, но даже на Афоне в некоторые дни поста на стол ставят масло. |
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024 | Однако по определению Священного Синода Русской Православной Церкви продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов. |
Великая весна церковного года
На протяжении Великого поста в православной церкви не проводится обряд венчания. В пост мы буквально обуздываем свою плоть, приобретаем свободу, становимся рассудительнее, чище, сильнее. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Религия - 25 ноября 2023 - Новости Архангельска - Темы: великий пост правила Великого поста Православие ТГпост Церковь.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Великий пост в 2024 году начинается 18 марта – 4 мая. Правила для поста. В посте важно упражняться. Если вы поститесь в первый раз, то не нужно поститься долго. — Какими рекомендациями стоит руководствоваться православному верующему при соблюдении поста? Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы.
В чём смысл Великого поста?
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году | Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. |
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы | Церковный устав предписывает соблюдать в Филиппов пост следующие правила воздержания: в понедельник, среду и пятницу – сухоядение. |
Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024 | Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. |
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Категорически запрещены такие развлечения, как посещение ночных клубов, ресторанов, дискотек, шумные посиделки с друзьями. Подобные мероприятия следует перенести на другое время, после завершения Пасхального поста. На протяжении Великого поста в православной церкви не проводится обряд венчания. Не разрешается в это время и играть свадьбы.
Супругам рекомендуется по возможности воздерживаться от интимной близости. А вот запрета на проведения таинства крещения в этот период нет, хотя службы в дни поста длятся долго, поэтому желающим трудно будет выбрать время, чтобы крестить ребенка или взрослого. Верующим не следует гадать и выполнять различные магические обряды, ведь цель соблюдения поста — приближение к Господу, а не к Дьяволу.
По мнению Церкви, все магические действия обращены к Сатане и отвращают людей от Бога, поэтому участие в подобных ритуалах всегда считалось в православии грехом. Поведение постящегося должно быть спокойным и уравновешенным. Человеку следует меньше бывать в местах собрания большого количества людей не считая службы в храме , проводить свободное время необходимо в раздумьях о своей душе, в молитвах.
Важным является и молитвенное правило соблюдаемое в дни поста перед Пасхой. Оно заключается в том, чтобы читать молитвы, соответствующие Пасхальному посту, не менее двух раз в день — утром и вечером. Помимо традиционного чтения молитвы в храме, делать это нужно также дома, в спокойной умиротворенной обстановке.
Нередко к этому приобщают также и детей, тем самым, подготавливая их к соблюдению правил Пасхального поста в будущем. А что нужно делать в пост перед Пасхой? В эти дни душа должна трудиться, так что не стоит тратить время попусту.
Постарайтесь совершать как можно больше добрых дел. Чаще бывайте в храме, читайте Священное Писание, покаянный канон святителя Андрея Критского, включающий 250 тропарей, псалмы царя Давида. Чтение же акафиста в это время не желательно.
Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует. Кроме обычных утренних и вечерних молитв, в это время следует читать молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Прославляйте Его за эти черты характера! Отдайте в Его руки всю свою жизнь и благодарите Его за все, что Он сделал для вас! Возможно, поначалу, если раньше вы никогда не постились, вам захочется попробовать с малого.
Вы можете также молиться и просить Святого Духа открыть вам, как долго поститься. Возможно, вы чувствуете, что Святой Дух призывает вас к какому-то конкретному виду поста. Под частичным постом обычно подразумевается отказ от определенных видов пищи.
Соковый пост заключается в полном отказе от радостей приема твердой пищи, позволены только фруктовые и овощные соки.
Следующей идет старушка, которая точно уж нигде не работает и не учится. Но и ее пришлось допустить, потому что она по вечерам сидит с детьми, пока их родители работают.
Так и не получилось у батюшки поступать «по строгости». Всех пришлось допустить. Действительно, бывают ситуации, когда невозможно прийти вечером на службу.
Но надо честно сказать себе, что ты действительно не мог прийти, потому что у тебя какие-то обязательства перед другими людьми. Везде, где есть настоящие обязательства, человек должен их соблюдать. Матерям иногда некого попросить посидеть с ребенком, а за пропуск занятий раньше могли и отчислить.
Все должно обсуждаться со священником — для того и нужен духовник, чтобы человек всегда мог спросить, как правильно поступить: так или иначе. К чему лукавить? Если ты объективно не мог присутствовать на службе, то и каяться не в чем, но если это только отговорка — найди выход: приходи к концу службы или на какую-то ее часть, стремись исполнить то, что должно.
В этом — полнота церковной жизни. Любой человек может проследить за собой — что происходит в его душе? С каким настроем ты приходишь на Божественную литургию после того, как пропустил вечернее богослужение?
Если человек внимателен к самому себе, то он всегда заметит, что что-то не так. Нет того настроения, что-то теряется, и в душу входит много лишнего. Как говорит преподобный Силуан Афонский, у того, кто молится, много перемен в душе.
Но речь идет о настоящей молитве. Если же никаких перемен нет, значит не приложилось к тому усилий. Когда человек молится невнимательно, с лишними мыслями, борясь с усталостью, не происходит молитвенного труда, не происходит и живого Богообщения.
Еще одна заключается в чисто формальном подходе ко всему. Вот я был, отстоял на службе, отметился, вычитал, хоть торопливо и быстро, всё Правило ко Причащению… Зачем? Не должно быть формального подхода ни к посту, ни к молитве.
Если мы возьмем за пример жития наших подвижников, то увидим, что они никогда не требовали вычитывать все. Например, преподобный Феофан Затворник учил читать, сколько успеваешь, но как следует. Внимание — это обязательное условие.
Без внимания молитва не производит на душу того действия, какое следует. Ни пост, ни молитва не должны стать формальностью. Люди пристально изучают состав всех продуктов, каждой булочки, а ведь достаточно установить простое правило: не есть откровенно мясного, молочного и рыбы.
Если нечего есть, и ты купил булочку с капустой, то что уж смотреть, сколько капель масла туда попало? Многие мучаются потом ощущением оскверненности, но ведь пища не скверна сама по себе, плохо невоздержание. Можно ведь и постной пищей объедаться, что тоже не правильно.
Не распадайтесь на мелочи. Если в одном месте прибавилось, в другом надо самому у себя отнять. Люди часто в этом каются, но редко кто потом старается подумать, как утеснить себя в обычной пище.
Нельзя подходить формально: раз уж пригласили меня на день рождения, значит и пост закончился, потом покаюсь. Вспоминается случай, когда одна девушка праздновала день рождения в посту и знала, что половина ее гостей постится. Специально для них она приготовила не только скоромные, но и постные блюда.
Но когда пришли постящиеся, они сказали: «А, в гостях правила не действуют». И налегли на все блюда. Хозяйка была изумлена, что ее гости проявили такую слабость.
Могут, конечно, быть случаи, когда не получается отказаться, но все-таки надо серьезно к этому подходить. Какой смысл нам угождать людским ожиданиям? Если человек знает, что ты постишься, ты должен при нем соблюдать пост.
Если не знает и не поймет, что происходит, в этом случае можно поступиться своими желаниями, чтобы не обидеть его. Иначе выходит лицемерие — с этими я пощусь, а с этими — нет. Непонятно, что для такого человека ценно.
В чем для него ценность поста? Понятно, что если даже приходится нарушать установления, и здесь должно быть воздержание. Не набрасываться на еду, раз уж представился случай.
Можно даже выпить за здоровье именинника вина, показать, что человек нам дорог, вы казать внимание, а потом честно и спокойно уйти. И человека поздравил, и пост сильно не нарушил. Многие так и делают.
Все-таки в Великом посту можно приготовить столько вкусных вещей, что какого-то недостатка даже не будет заметно. Мы все боимся кому-то не угодить. Я лично против этого.
Гости могут и потерпеть, они же пришли к нам в дом. Мы встречаем их так, как можем.
Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси.
В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста. Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см.
Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует.
И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам.
Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался. Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. Кроме этого, богословы находят в прославлении святителя Григория во 2-ю Неделю поста еще и нравственно-аскетический аспект. Конечная цель любого аскетического делания в том числе и настоящего поста , да и христианской жизни в целом — единение с Богом, встреча с Ним, возможность видеть Его славу своими телесными очами. Но это как раз тот аспект богословия, раскрытию которого посвятил свою жизнь святитель Григорий. Неделя 3-я Великого поста — Крестопоклонная В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I 518—527 или Юстин II 565—578 — имеется в виду.
Так как согласно древнейшей традиции, в седмичные дни поста богослужения Минеи не совершались, то праздник Кресту сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее.
Православные посты – 2022: даты и главные правила
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье | Правила для поста. В посте важно упражняться. Если вы поститесь в первый раз, то не нужно поститься долго. |
Великий пост 2024 — правила и питание что можно есть по дням | Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. |
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения | Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы. |
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году – Москва 24, 18.03.2024 | Если православный верующий нарушил правила поста, то перед его продолжением он должен покаяться на исповеди. |
Великий пост - шестая седмица (седмица ваий) 2024 | Великий пост в этом году начинается 18 марта и заканчивается 4 мая. |
Правила постов
Согласно церковным канонам, на больных людей, кормящих матерей и беременных женщин правила поста не распространяются. Подпишитесь на наш канал в Telegram Самые важные новости дня – оперативно, интересно и эксклюзивно. Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. Темы: великий пост правила Великого поста Православие ТГпост Церковь. Великий пост в этом году начинается 18 марта и заканчивается 4 мая. 15 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 48 дней, до Пасхи, в этом году наступающей 2 мая.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Те, кто получал лучик благодати, готовы были себя под землю закопать, только чтоб его не потерять. Готовы были и на камне стоять, и не есть, и не пить… Молитвами спасаемся. Митрополит Тихон Шевкунов в книге «Несвятые святые» рассказывает, что архимандрит Иоанн Крестьянкин приоткрыл ему благодать через аскетический подвиг. Ночь он проводил за назначенными отцом Иоанном молитвами и чтением Псалтири, а трапезой ему были просфоры, размоченные в святой воде.
Отец Иоанн улыбнулся моей выдумке, но возражать не стал. Только строго наказал почаще приходить на исповедь и рассказывать все, что произошло за день», — вспоминает митрополит Тихон, а затем сокрушается, так как утратил благодать Господню: «Вскоре как-то рассеялся мыслями, чего-то лишнего в трапезной поел, с кем-то немного поговорил, что-то нечистое допустил до сердца — и вот это не сравнимое ни с чем ощущение близости Бога неприметно растаяло. А я остался с тем, что выбрало мое сластолюбивое и грешное сердце: со своим любимым гороховым супом, увлекательной болтовней с моими замечательными друзьями, с самыми разнообразными интересными мыслями и мечтами.
Со всем этим. Но только без Него. Это было так горько…» Или как описывал старец Силуан Афонский, которому, как мы знаем из его жития, «Господь непостижимо явился»: «…и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием; но от видения Господа пришел он в изнеможение, и скрылась от него благодать Божия».
И он готов был на коленях идти, делать все что угодно, только бы снова, как он сам описывал, «осиял его Божественный свет». Тут можно с уверенностью сказать, что и адские муки, которые предваряли явление Христа тогда еще послушнику Афона, и осиявший его Божественный свет — для большинства вовсе неведомо и непонятно. Мы просто не можем не удивляться исключительной глубине понимания греха старцем Силуаном.
А это, конечно, великий дар благодати. Можно к посту относиться спокойнее, но спокойно может относиться лишь тот, кто пребывает в совершенном неведении. Потому что мы знаем очень много историй и фактов явления благодати Божией.
Вспомним еще, как одна женщина в Великую Отечественную войну «понедельничала», о чем, опять же, читаем в книге об Оптинских старцах: она «понедельничала», и все ее восемь сыновей вернулись домой. В этом году Великий пост верующие Православной Церкви проводят в беспокойстве и даже в трагических условиях. Наши сердца скорбят по-особенному, глубоко сопереживая крестным страданиям Христа и страданиям простых людей.
Да, наши сердца по-особенному нуждаются сегодня в Его милости и Его милосердии. Феодор Студит говорил, что хорош пост, если мы сохраняем настроение духа — мирное, кроткое, благопослушное, смиренное, сострадательное. Удается ли вам сохранить это настроение духа?
Что лично для вас является спасением? Но как мы, к сожалению, уклонимся?.. Когда у меня есть возможность попаломничать, я ощущаю некий «подшерсток» благодати, будто это толстый пушистый сибирский кот.
Но один звонок с работы спустя всего неделю — и такое ощущение, что на этого холеного сибирского кота вылили ведро воды, и вместо него — снова дрань московская подзаборная. Мы меняемся в секунду, как только наша самость, наш личный интерес и покой задеты. И так сейчас прекрасна молитва о мире, которая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла вставлена в пост.
От военных действий не выигрывает никто, кроме дьявола… То море горя и слез, тот чудовищный вал ненависти… И мы понимаем, что хуже всего самым безвинным, а не тем, кто это «заварил». Это — кошмар, этого не должно быть и, дай Бог, чтобы милостью Божией это как можно быстрее закончилось и как можно меньше было искалеченных жизней. В последнее время многие, кстати, как раз предостерегают от белкового дефицита в пост.
При этом ученые давно говорят, что белковый дефицит — проблема человечества. Действительно ли имеет место быть дефицит белка в пост и как его избежать? Большинство людей, которые много говорят о белковом дефиците, ищут для себя оправдание — Большинство людей, которые много говорят об этом белковом дефиците, ищут для себя оправдание.
Сегодня средний размер пациентов приближается к 50-му. Индекс массы тела растет как на дрожжах, и предостерегать от белкового дефицита — смешно. Сегодня в магазинах есть самое разнообразное количество растительного белка.
Поэтому и говорить-то глупо. Все всё прекрасно знают. А все эти предостережения лишь для того, чтобы оправдаться и убедить себя в том, «какие мы хорошие».
Считалось, что женщине, которая страдает от бесплодия, в этот день следует самой срезать вербу, освятить ее, а затем весь год хранить в своей комнате. Люди верили, что так можно исцелиться. Как и в любой православный праздник, в Вербное воскресенье нельзя ссориться и обижать других. Воздержитесь от тяжелой работы. Планируя праздничный ужин, следует соблюдать Великий пост.
Поэтому на столе должны быть только постные блюда, исключение — рыба. Также в этот день не стоит уделять чрезмерное количество времени своей внешности. Говоря проще, запрещается ходить в салон красоты и на маникюр. В старину верили, чтобы в доме всегда был достаток, в Вербное воскресенье обязательно нужно пополнить коллекцию комнатных растений, которые будут цвести и привлекать деньги. Главное, ухаживать за ними, ведь если цветок погибнет — это к неудачам и финансовому неблагополучию.
Народные приметы Связан день и со множеством примет, по которым судили, каким будет год.
Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?!
Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий.
Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю!
Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне.
К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы.
Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт.
Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт.
Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом.
Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч.
Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо.
Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни.
Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт.
Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига.
Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста. Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской». Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени.
На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской. Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости.
Ее жизнь — живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых. В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием».
Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы. Сам Акафист совершается накануне вечером. Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане. Шестая С 2 по 8 апреля 2023 года Она является уже подготовительной к Страстной Седмице.
Пятый день седмицы — по традиции последний в Четыредесятнице. В субботу празднуется воскрешение Господом прав. Лазаря, затем — Вход Христа в Иерусалим. Как 2000 лет назад, радость о милости Божией уже соединяется со скорбью дней Его Крестного пути, который воспоминается на Страстной — последней перед Пасхой — седмице.
Последняя неделя Страстная седмица С 9 по 15 апреля 2023 года Каждый из ее дней носит именование Великого, ведь это время — переживание самого главного, что случилось в человеческой истории — крестного пути Сына Божия, который идет на смерть ради людей. Именно поэтому, хотя Страстная — не часть Великого Поста, воздержание телесное и духовное соблюдается особенно строго. Великий Понедельник 9 апреля Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным. Его история, содержащаяся в Ветхом Завете — во многом прообраз земной судьбы Господа.
Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола — предателя: Иуда. Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел. Тогда Господом сказаны страшные слова: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!
После этого дерево тотчас засохло. Пример этот — напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу — тотчас получит. Великий Вторник 11 апреля Чтение этого дня — притчи о мудрых и неразумных девах, встречавших жениха, а также о талантах серебре , данном господином своим слугам.
Первый рассказ — о нерадении, когда девушки не позаботились, чтобы масла с их светильниках хватило до прихода жениха на брак. Второй — о том, как слуги распорядились серебром, врученным им господином: кто-то приумножил цену полученного, а один — зарыл талант серебра, так что он не принес пользы. Обе притчи напоминают о том, что мир — место трудов, скорбей, подвига. Здесь не может быть места нерадению, необходимо духовно бодрствовать, чтобы принести Господу результат своих собственных усилий — пусть даже малый — по приумножению данных Им даров.
Великая Среда 12 апреля Последний раз в году служится литургия Преждеосвященных Даров. Скорбь этого дня — о предательстве Иуды, который именно тогда отправился к первосвященникам иудейским, получил от них деньги, обещая помочь взять Учителя. Великий Четверг 13 апреля До революции именно на этот день причащались абсолютное большинство христиан, по традиции приступавшие к Св. Тайнам только раз в год.
Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 41,5 см, ширина 83 см На службе воспоминается Тайная Вечеря, установление Евхаристии. Многие и сейчас стараются принять Св. Тайны из рук идущего на смерть Господа. В этот день вместо Херувимской песни за литургией поется молитва Причастия: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Великая Пятница 14 апреля Это, пожалуй, самый тяжелый день года — воспоминание Распятия.
Он предваряется чтением 12 Страстных Евангелий — глав, рассказывающих о смерти Господа. Оно совершается накануне вечером. Многие верующие приходят на эту скорбную службу с небольшими лампадами, чтобы донести огонь свечи, горевшей во время чтения, до дома, зажечь от него лампаду пред домашними образами. В самый день Пятницы совершаются: так называемые Царские Часы утром ; вынос Плащаницы в час смерти Господа, девятый, что соответствует нашим 14-15 ч.
Многие православные, занятые подготовкой к Пасхе, приготовлением куличей, закупкой продуктов к праздничном столу, пропускают литургию этого дня. Между тем, на ней читаются пророчества о Воскресении Христовом. А во время службы духовенство переоблачается в белые ризы. Предчувствие радости пронизывает весь строй богослужения, прикоснуться к этой атмосфере зачастую намного важнее других, пусть даже продиктованных благочестием, забот.
Священник выносит Чашу со Святыми Дарами для Причащения Что читается дома Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося. Общий благочестивый обычай — увеличить длительность молитв, чаще читать Слово Божие. Конкретные рекомендации верующему можно дать его духовник или приходской священник.
Евангелие Считается, что в течение года следует читать по крайней мере по одной главе Евангелия за день, а также под одной главе из Деяний, посланий Апостолов. Некоторые увеличивают количество читаемого Великим Постом, другие — оставляют правило без изменений, сосредоточиваясь на том, чтобы читать более внимательно, чем обычно, может быть, дополнительно читать толкования Слова Божия. Псалтирь На некоторых приходах существует благочестивый обычай совместного чтения Псалтири с поминовением живых и усопших, другие верующие читают ее дома самостоятельно. Книга имеет 20 частей кафизм , каждая из которых разделена на три части.
Обычно на первой и второй «Славе» молятся о живых, на третьей — об усопших. На чтение Псалтири, как на другие прибавления к обычным молитвам, лучше взять благословение священника. Псалтирь Молитвы: утренние, вечерние Во время поста читаются обычные правила: вечерние молитвы и утренние, которые положены в другие дни года. Однако к ним стоит прибавить особую молитву Великого Поста, составленную прп.
Ефремом Сирином в IV в. Читайте подробнее: «Молитва под магнитофон»: приватные вопросы по вечернему правилу О молитве Ефрема Сирина и ее текст Это краткое, но сильное по чувствам, эмоциям моление как бы рефреном повторяется за каждым богослужением во время Великого Поста. Верующий просит помощи Божией в изменении своей души, видении своих грехов, неосуждении ближнего. О чтении акафистов в Великий пост Считается, что эти моления, обычно праздничные, радостные, неуместны во время сугубого покаяния.
Однако, это не совсем так: по крайней мере два акафиста читаются в великопостные дни в храмах: Пресвятой Богородице «Суббота Акафиста» и Страстям Христовым четыре воскресенья, когда совершаются специальные службы, Пассии ; скорбеть постом можно верующим, но не святым, находящимся в Царстве вечной радости, поэтому обращение к ним с приветствием «Радуйся», которое повторяется в акафистах — уместно.
Но делать это нужно грамотно. Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс.
Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды. Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо.
Беременным, кормящим женщинам, людям с болезнями ЖКТ, хроническими заболеваниями, детям и онкобольным стоит проявить особую бдительность к своему организму в момент воздержания от еды.