Для этого у КНР есть весьма веские многовековые исторические основания (только из последнего — оккупация и зверства Японии в Маньчжурии в ходе Второй мировой войны). Администрация США приступила к разработке вопросов оккупации Японии уже через 10 месяцев после нападения на Перл-Харбор. Япония вновь использовала формулировку о «незаконной оккупации» южной части Курильских островов в «Синей книге по дипломатии» за 2023 год.
Южные Курилы вновь стали для Японии «незаконно оккупированными»
Президент Владимир Зеленский подписал указ, в котором назвал Курильские острова территориями Японии, «которые продолжают находиться под оккупацией РФ». После ряда крупных поражений и окружений в котлах, Япония фактически была на грани потери суверенитета и оккупации — были сброшены атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В «Синей книге по дипломатии» Японии за 2023 год использовали формулировку о «незаконной оккупации северных территорий» (Курильских островов. Новости Власть и политика Япония вновь обвинила Россию в оккупации Курил.
Япония во Второй мировой войне
Фактически, Япония была оккупирована союзниками после Второй мировой войны, в том числе США, с 1945 по 1952 год. Власти Японии включили в «Синюю книгу» по дипломатии за 2023 год фразу о «незаконной оккупации» северных территорий. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "МИД Японии снова обвинил Россию в «незаконной оккупации» Южных Курил" в ленте новостей на сайте. Статья посвящена исследованию целей участия Советского Союза в послевоенной оккупации Японии в 1945-1947 годах.
Дмитрий Песков: Токио не видать Курил, пока Япония под оккупацией США
Часть 5. Японская оккупация или «Остров непокорных». Япония считает, что имеет право претендовать на четыре острова Курильской гряды, несмотря на то что по итогам Второй мировой войны они стали территорией СССР. Несмотря на пакт о нейтралитете, в годы Второй мировой войны Япония вынашивала идею нападения на Советский Союз. Причем об ужасах, которые творила Япония на оккупированных территориях, можно судить даже по такому предвзятому и зачастую необъективному источнику как «Википедия». В докладе ведомства говорится, что «северные территории — неотъемлемая часть Японии, но в настоящее время незаконно оккупированы Россией». Власти Японии включили в «Синюю книгу» по дипломатии за 2023 год фразу о «незаконной оккупации» северных территорий.
МИД: заявление Японии об «оккупации Курил» является ничтожным
Президент Владимир Зеленский подписал указ, в котором назвал Курильские острова территориями Японии, «которые продолжают находиться под оккупацией РФ». Япония в очередной раз обвинила Российскую Федерацию в якобы незаконной оккупации части Курильских островов. Япония считает, что имеет право претендовать на четыре острова Курильской гряды, несмотря на то что по итогам Второй мировой войны они стали территорией СССР. Вскоре после капитуляции Германии проблемами оккупации Японии стал заниматься американский Объединенный комитет начальников штабов. Новости Японии: Россия официальный отказалась вести переговоры с Японией по мирному договору, На Японию обрушились цунами и землетрясения, Японское «экономическое чудо».
Япония: последние новости
Такой фразы не было и в официальных документах. Москва и Токио с середины прошлого века проводили переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны. Основным препятствием на пути к этому остаются разногласия по поводу прав на южную часть Курил. После окончания войны весь архипелаг был включен в состав Советского Союза, однако Япония оспаривает принадлежность Итурупа, Кунашира, Шикотана и группы мелких необитаемых островов.
В то же время МИД РФ неоднократно подчеркивал, что российский суверенитет над этими территориями, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.
В результате войны СССР, выполнив условия соглашений Ялтинской конференции 1945 года, официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании русско-японской войны 1904—1905 годов по итогам Портсмутского мира южный Сахалин и, временно, Квантунскую область с Порт-Артуром и Дальним , а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и закреплённую за Японией Симодским договором 1855 года южную часть Курил. Последняя территориальная потеря Японией не признана до сих пор. При этом согласно Сан-Францисскому мирному договору между Японией и союзниками Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин и Курилы. Дипломатические отношения между странами были восстановлены в 1956 году. Тогда же СССР предварительно договорился передать Шикотан и острова группы Хабомаи Японии — но после формального заключения мирного договора. Но он так и не был заключен, а Советский Союз впоследствии отказался от обязательств из-за заключения договора о безопасности между Японией и США, так как по этому документу американцы могли строить свои военные базы в любой части Японии, в том числе и на Курилах. Российский МИД при этом неоднократно подчеркивал, что суверенитет Москвы над островами, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, не подлежит сомнению.
А в марте 2022 года министерство сделало заявление, сказав, что Москва прекращает переговоры с Токио по вопросу мирного договора из-за введения Японией односторонних ограничений в отношении России в связи с ситуацией на Украине. Ранее «Блокнот» рассказал, что к удивлению Киева, Украину уже разделили. В США выступают за передачу украинских территорий России. Часть украинских территорий могут отдать России — это будет правильным, если поможет завершить конфликт, уверены представители Республиканской партии США.
В последующие годы власти Японии настаивали на возвращении всех островов, и договор так и не подписали.
В марте 2022 года Россия прекратила переговоры с Японией о мирном договоре. В апреле МИД Японии впервые с 2003 года назвал Курильские острова «незаконно оккупированной» территорией.
Японский политик заявил, что позиция Токио по Курилам является неизменной — страна не будет заключать мирный договор с Россией без решения вопр оса четырех островов. Сахалинский депутат заявил, что Япония поднимает вопрос о территориальной принадлежности Курил в сложные для страны периоды. Сейчас, по его мнению, Япония «частично оккупирована» США.
Алексей Пастухов. История Тайваня. Часть 5. Японская оккупация или «Остров непокорных»
Вместе с тем МИД Японии отметил, что Токио по-прежнему привержен "решению проблемы северных территорий и заключению мирного договора" с Москвой. Также ведомство в своем документе подчеркивает, что Япония считает приоритетным вопрос возобновления гуманитарных обменов с южной частью Курильских островов, в особенности посещений могил предков бывшими японскими жителями этих территорий. Власти Японии практически не употребляли термин "незаконная оккупация" в отношении Курил во время нахождения на посту премьер-министра Синдзо Абэ. Такой фразы не было и в официальных документах. Москва и Токио с середины прошлого века проводили переговоры с целью выработки мирного соглашения по итогам Второй мировой войны.
В последующие годы власти Японии настаивали на возвращении всех островов, и договор так и не подписали. В марте 2022 года Россия прекратила переговоры с Японией о мирном договоре. В апреле МИД Японии впервые с 2003 года назвал Курильские острова «незаконно оккупированной» территорией.
В Госдуме отметили, что у Японии была историческая возможность приближения к фантазии владения островами, когда ей были сделаны предложения по вовлечению в экономическую деятельность Курил. Возможно, Японии надо напомнить, почему острова отошли России и какую сторону эта страна поддерживала во Второй мировой. Читайте похожие материалы на Daily Moscow:.
Ранее Sakh. С приветственной речью выступил премьер-министр Японии Фумио Кисида.
МИД Японии употребил термин "оккупация" в отношении Южных Курил
Затем переключились на мирное население: женщин зверски насиловали и убивали. Младенцев поднимали на штыки. Резня в прямом смысле слова продолжалась шесть недель. По разным оценкам, были убиты до полумиллиона человек.
Камикадзе против Красной армии Японских смертников мы знаем под именем «камикадзе», но так называли только летчиков. Если смертник управлял катером, набитым взрывчаткой, имя ему было «синъе токкотай», если вел торпеду-кайтэн, то «тэйсинтай». Так же называли смертников-пехотинцев, которых использовали и против наших войск.
Около 20 танков Советской армии было подбито именно ими. Но абсолютное большинство «живых мин» уничтожалось на подходе. Причина известна - пандемия.
Это обстоятельство спровоцировало удивительный обмен мнениями в японских соцсетях. Обида, раздражение и даже угрозы в сторону России. Tak Нереально, что они вернут острова.
Я думаю, даже диалог невозможен. Россия не меняется. Kjl Политики-пацифисты говорили, что, если ограничиться требованием вернуть два острова, Россия отдаст их, но она не настолько мягкая.
С Путиным можно сколько угодно вести переговоры, но он не отдаст даже один остров. Скорее он использует шанс, чтобы захватить Хоккайдо. Oph Сейчас у Японии нет возможности инвестировать и развивать новые территории - Южные Курилы.
Даже если северные территории вернут, от них толк только один - рыбная промышленность. Если она так нужна, достаточно соответствующего соглашения с Россией. Больше выражать уважение к России под видом диалога не стоит.
У жителей Курил свое мнение о принадлежности островов. Когда нам вернут родину - неизвестно. Это печально.
Японцы не забудут деяния России. Молюсь о скорейшем возврате территорий. Tho Раньше речь шла о возврате островов Хабомаи и Шикотан, но из-за давления США этим планам не суждено было свершиться.
Прошло столько времени, поэтому получить острова все сложнее. К тому же Россия построила на Шикотане современную клинику.
Впрочем, такая формулировка, введенная в японские официальные документы вскоре после начала конфликта на Украине, оказалась вполне ожидаемой.
Довольно предсказуемым с учетом прежних заявлений японских официальных лиц стал и пассаж о беспокойстве Токио крепнущими связями России с Китаем и КНДР. Отвечать на эти вызовы Япония, как следует из документа, намерена через создание «многоуровневых сетей» на базе японо-американского альянса, в частности, с участием Австралии, Индии и членов НАТО. Япония намерена сохранять долю в проектах по разработке нефти и газа в РФ, так как считает их важными для энергетической безопасности, говорится в ежегодном докладе МИД страны «Синяя книга по дипломатии».
Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский назвал «стыдом и позором» заявления премьер-министра Японии Фумио Кисиды о ядерной угрозе.
Боевые действия развернулись на фронтах протяжённостью свыше 5 тыс. Корабли Тихоокеанского флота вышли в открытое море и перерезали морские коммуникации, связывающие Квантунскую группировку с Японией. В результате стремительного наступления советских войск и вступившей 10 августа в войну против Японии Монгольской народно-революционной армии маршал Х. Чойбалсан Квантунская армия в короткий срок была разгромлена. Маньчжурская стратегическая наступательная операция 9 августа — 2 сентября 1945. Южно-Сахалинская и Курильская операции.
Ко 2 сентября японские войска, действовавшие против Красной Армии , повсеместно капитулировали. Сокрушительный удар по Квантунской армии ускорил разгром Японии. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции, несмотря на атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 , не рассчитывали на скорую капитуляцию Японии. Советские войска за 23 дня боевых действий нанесли японским вооружённым силам самое крупное во Второй мировой войне поражение с наиболее тяжёлыми для них потерями — свыше 700 тыс. Потери советских войск: безвозвратные 12 тыс. Япония, лишившись крупнейшей военно-промышленной базы на Азиатском материке и наиболее сильной группировки сухопутных войск, оказалась не в состоянии продолжать военные действия.
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Украина объявила Курилы территорией Японии, оккупированной Россией
Глава МИД Японии признал, что отношения Токио и Москвы находятся в тяжелом состоянии, напомнив, что Страна восходящего солнца совместно с государствами G7 принимает против России серьезные санкционные меры. При этом в заявлении по итогам митинга Курилы названы «незаконно оккупированными». Является абсолютно непростительным тот факт, что 77 лет назад Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова северных территорий. Это сохраняется и по сей день.
Ибо когда речь зашла о «провидцах», это был ясный намек на Ли Сын Мана, вызывающего в РК споры из-за его 12-летнего диктаторского правления в качестве первого президента Южной Кореи и его жестких антикоммунистических взглядов, если не сказать больше. Но окружение Юна прилагает усилия, чтобы привлечь внимание к достижениям бывшего президента, в том числе, поддерживая строительство мемориала Ли. Не будучи специалистом по истории или внешней политике, он переложил разработку соответствующих концепций на плечи представителей консервативного лагеря, многие из которых занимались этим делом как раз при президенте Ли. При этом, русофобские настроения в обществе в какой-то степени есть. В конце февраля в «Korea Times» вышла полная русофобии и исторических натяжек статья, где к первомартовскому движению пытались приравнять волнения в Баку 20 января 1990 г. Интересно, что автором оказался не представитель «белой Европы», а некто Чхве Чон Дэ, приглашенный обозреватель Korea Times и директор Корейско-шведской ассоциации.
Да, данная газета является голосом не столько Юн Сок Еля, сколько Ли Чжун Сока, но появление таких текстов — плюс полградуса к охлаждению отношений Сеула и Москвы. Второй блок снова был посвящен корейско-японской дружбе. Далее Юн отмечает, что Корея и Япония снова работают вместе, чтобы преодолеть болезненное прошлое: «Разделяя ценности свободы, прав человека и верховенства закона, две страны стали партнёрами в достижении общих интересов глобального мира и процветания… Сотрудничество в области безопасности между двумя странами против ядерных и ракетных угроз Северной Кореи стало более прочным… Я надеюсь, что в следующем году 60-я годовщина нормализации дипломатических отношений между Кореей и Японией послужит возможностью вывести отношения на более продуктивный и конструктивный уровень». Таким образом, президент, по сути, повторил тезис о том, что сотрудничество в настоящем важнее споров прошлого, и если Сеул и Токио будут работать вместе для решения сложных проблем, они смогут открыть «новое светлое будущее для двусторонних отношений». С точки зрения конкретики Юн указал на сотрудничество в области безопасности для борьбы с ядерными и ракетными угрозами КНДР, туристический поток между странами, составивший в 2023 году 9,28 миллиона человек, и взаимопомощь в спасении граждан во время конфликтов на ближнем востоке и в Африке. Проблемные темы в этот раз не были затронуты вообще. Не случайно оппозиционные Юну СМИ типа «Korea Times» тотчас отметили, что «в его речи мало что говорилось об уроках, которые нация должна извлечь из своего травмирующего прошлого » и «Юн был осторожен в прямом упоминании Японии как государства, ответственного за трагическое прошлое Южной Кореи». Однако в той же статье указывалось, что «Южная Корея ничего не выиграет, если ее связи с Японией снова испортятся в этот критический момент. Это может дорого обойтись на фронте безопасности из-за серьезных геополитических обстоятельств.
В Восточной Азии нарастает напряженность, которую некоторые эксперты сравнили с новым противостоянием, похожим на холодную войну, между двумя блоками, каждый из которых состоит из трех стран — один представляет собой коалицию «демократических» стран, а именно Соединенных Штатов, Южной Кореи и Японии, а другой — автократическое партнерство, установившееся между Китаем, Россией и КНДР. Если связи Сеула и Токио снова будут сдерживаться из-за споров по историческим вопросам, это окажет медвежью услугу их трехстороннему партнерству с США». Но самым важным для автора был третий блок. Завершение речи, имеющее очень касательное отношение к первомартовскому движению, но указующее на новый курс на межкорейском направлении.
А уже Китай сделает из этого международную новость, что облако с высокой радиацией движется по направлению к Токио. Что радиация выше на 0. Направление ветра нужное подождём. Но это ещё не всё.
Главная новость должна звучать так: Доказательства, что это взорвалась американская ракета, не найдены. Другие американские ракеты и мины на данный момент не имеют признаков нарушения целостности.
Для того, чтобы сковать там силы американцев и англичан с тем, чтобы они не использовали их в Европе. И все же в феврале 1945 года, во время Ялтинской конференции , Сталин нарушил советско-японский пакт о нейтралитете: СССР вступил в войну с милитаристской Японией по настоятельнейшим просьбам своих союзников.
Интересный факт. На следующий день после Перл-Харбора Рузвельт обратился к Сталину с просьбой помочь в войне с Японией, открыть второй фронт на Дальнем Востоке. Естественно, Сталин тогда не мог сделать этого. Он очень вежливо объяснил, что все-таки главным противником для СССР на тот момент является Германия, дал понять, что давайте сначала Рейх разобьем, а потом вернемся к этому вопросу.
И, действительно, вернулись. В 1943 году в Тегеране Сталин обещал после победы над Германией вступить в войну с Японией. И это очень воодушевило американцев. Они, кстати, перестали планировать серьезные сухопутные операции, ожидая, что эта роль будет выполнена Советским Союзом.
Но тут ситуация стала меняться, когда американцы почувствовали, что вот-вот у них появится атомная бомба. Если Рузвельт был полностью «за» второй фронт и неоднократно просил об этом Сталина, то Трумэн, придя к власти, был настроен антисоветски. Ведь именно ему принадлежит фраза, сказанная после нападения Гитлера на Советский Союз: «Пусть они как можно больше убивают друг друга…». Но и Трумэн, став президентом, оказался в очень серьезном положении.
С одной стороны, вступление Советского Союза в войну с Японией по политическим мотивам было ему крайне невыгодно, поскольку это давало Сталину право голоса при урегулировании дел в Восточной Азии. А это не только Япония. Это огромный Китай, страны Юго-Восточной Азии. С другой стороны, военные, хоть и рассчитывали на эффект атомной бомбы, но не были уверены, что японцы сдадутся.
Так оно и произошло.
Япония: последние новости
Японцы не могли топить американские эскадры, которые базировались в лагунах островов Тихого океана. С воздуха янки успешно отбивали атаки, а на подводной лодке не подберешься. За всю войну был всего один успешный авианалет - на Перл-Харбор на Гавайях. Сухопутный торпедоносец. Фото: facebook. Корпус от бронетранспортера, двигатель от плавающего танка, подвеска от тяжелого сухопутного танка. Вооружен двумя торпедами и двумя пулеметами. Должен был по суше подбираться максимально близко к цели, а потом - бултых в воду и плыть к кораблю. Таких изготовили 400 штук, но в бой их бросить так и не успели. Самый уродливый пистолет Так прозвали «Намбу Тип 94», созданный в Японии в 1934 году.
Назван в честь создателя-адмирала. Его детище стреляло самопроизвольно и неточно, было ненадежно. Да и выглядело не слишком эстетично. Из-за малой серии - 71 тыс. Нанкинская резня Одно из самых страшных преступлений японской военщины. В декабре 1937 года была захвачена тогдашняя столица Китая - Нанкин, в плен попали около 90 тыс. Японцы хладнокровно убили всех с помощью холодного оружия. Затем переключились на мирное население: женщин зверски насиловали и убивали. Младенцев поднимали на штыки.
Резня в прямом смысле слова продолжалась шесть недель. По разным оценкам, были убиты до полумиллиона человек. Камикадзе против Красной армии Японских смертников мы знаем под именем «камикадзе», но так называли только летчиков. Если смертник управлял катером, набитым взрывчаткой, имя ему было «синъе токкотай», если вел торпеду-кайтэн, то «тэйсинтай». Так же называли смертников-пехотинцев, которых использовали и против наших войск. Около 20 танков Советской армии было подбито именно ими. Но абсолютное большинство «живых мин» уничтожалось на подходе. Причина известна - пандемия. Это обстоятельство спровоцировало удивительный обмен мнениями в японских соцсетях.
Обида, раздражение и даже угрозы в сторону России. Tak Нереально, что они вернут острова.
Они будут утверждать, считает журналист, что японские военные вовсе не подчинены американцам. Они находятся под наблюдением, а не под командованием- так, по мнению автора, может заявить японское правительство. Или же, к примеру, власти могут пояснить, что находиться под командованием вовсе не означает, что вами кто-то командует. Эта обеспокоенность японцев вовсе не беспочвенна, ведь подобное в истории страны уже происходило.
Макартуру поручалось принять все возможные экономические и полицейские меры для максимального использования японских ресурсов, чтобы строго ограничить импорт в Японию. Эти меры включали контроль за производством, ценами и черным рынком, за налогами и финансами, нормирование. Импорт ограничивался и предназначался только для предотвращения массовых заболеваний и гражданских беспорядков, которые угрожали оккупационным силам и военным мероприятиям. Он мог состоять лишь из минимального количества продовольствия, топлива, медикаментов и других необходимых предметов. Макартур был обязан обеспечить честное и справедливое распределение запасов в соответствии с единообразными нормами. Распределение должно было осуществляться через соответствующие японские государственные агентства или коммерческие организации под его непосредственным контролем. Им же устанавливались и цены25. Финансовые вопросы оккупационной политики в новой директиве занимали одно из ключевых мест. В этой области Верховный командующий должен был действовать через японское правительство, но создать при этом независимый от него административный механизм. Директива предполагала, что финансовая система Японии будет функционировать на основе собственных ресурсов. Японские уполномоченные банки имели право выпускать денежные знаки только с разрешения Макартура. Японские власти обязаны были предоставлять Верховному командующему денежные средства и бесплатные кредиты в количествах, достаточных для покрытия всех оккупационных расходов. В случае нехватки денег в официальных иенах Макартур получал право по специальному распоряжению использовать дополнительно так называемые военные иены, которые имели ту же законную силу. Японские военные иены, имевшие хождение на оккупированных Японией территориях, прекращали свое действие. До особого распоряжения из Вашингтона Макартур не должен был устанавливать обменный курс между иеной и иностранной валютой. Обменный курс иены к доллару, распространявшийся исключительно на американский военно-морской персонал и военные цели, устанавливался в соотношении 15 к 1. Закрывались все банки и другие финансовые учреждения, основной целью которых было финансирование военного производства, мобилизация или контроль финансовых ресурсов колониальных и оккупированных Японией территорий. Макартуру надлежало конфисковать или блокировать: а все драгоценные металлы, деньги, ценные бумаги и другие активы, являвшиеся собственностью национального правительства и местных органов власти; правительств и граждан европейских стран - членов фашистского блока; императорской семьи; националистических, патриотических и террористических организаций; лиц, подлежавших аресту по подозрению в военных преступлениях; б всю японскую государственную и частную иностранную валюту и внешние активы внутри страны и за границей; в награбленную и насильственно вывезенную собственность; г произведения искусства, имеющие большую культурную и материальную ценность26. Хотя "Основная директива... Самым известным здесь стало положение об отказе США брать на себя ответственность за экономическое восстановление Японии и усиление ее экономики, что должны были осуществлять сами японцы. Другим важным положением явилось право Верховного командующего запрещать забастовки только в крайних случаях, что давало демократическим силам большую свободу действий. Макартуру за время своей работы в Японии пришлось запретить ряд известных забастовок, когда он действовал согласно данной директиве. Наконец еще одной жесткой мерой стало ограничение импорта в Японию с разрешением ввоза только наиболее необходимых товаров, что ставило японское население и экономику, сильно зависимые от иностранного продовольствия и сырья, в трудное положение. На наш взгляд, вполне справедливы сравнения программы реформирования Японии с "новым курсом" Рузвельта 30-х годов, высказываемые американскими авторами, например Т. Коэном, непосредственно причастным к проведению оккупационной политики27. Также справедливы утверждения о том, что в некоторых областях ее радикализм даже выходил за рамки "нового курса", например, в части кардинального переустройства политических и социальных институтов, не говоря уже о жестком требовании наказания военных преступников и чистки националистических элементов. Подобной точки зрения придерживается другой сотрудник американской оккупационной администрации Р. Эта программа, отмечает он, основывалась на серьезной юридической базе самих США, которая включала в себя американский "билль о правах", законодательство о банкротстве трестов, социальную программу "нового курса", конституции некоторых штатов. Кроме того, американские стратеги учли международный опыт обращения с побежденными государствами, когда победители старались ослабить их военный потенциал, взять репарации, наказать военных преступников, отстранить неугодных политических лидеров29. Однако, несмотря на большой размах, программа не отвечала на ряд важных вопросов, с которыми вскоре пришлось столкнуться американской администрации: Насколько широкой должна быть чистка государственных чиновников? Какие изменения следует внести в японскую конституцию? Должна ли Япония быть разоружена 26 Ibid. Remaking Japan. New York, 1987, p. Какие компании попадут под определение крупных промышленных и банковских конгломератов, подлежащих разукрупнению? Ничего не говорилось об избирательных правах женщин и земельной реформе. Уже по получении первой директивы от 29 августа Макартур энергично приступил к ее выполнению. Его первейшей задачей стало максимально быстрое проведение разоружения и демобилизации японских вооруженных сил. Он хотел установить контроль над Японией за 30 дней, чтобы предотвратить партизанские действия со стороны отдельных японских вооруженных групп. Не желая предпринимать дестабилизирующие действия, он временно отложил чистку руководителей военного времени. Макартур предоставил право самим японским властям провести демобилизацию своих вооруженных сил, хотя первоначально этому противился. Огромное количество военных материалов было уничтожено, зарезервировано оборудование для военного производства, предназначавшееся для будущих репараций. Макартур публично объявил, что японские вооруженные силы "отныне полностью уничтожены.... Приблизительно семь миллионов вооруженных людей... При осуществлении капитуляции в Японии... Проведение столь масштабной и безболезненной демобилизации и разоружения японских войск всего за два месяца явилось огромным достижением оккупационных властей и свидетельством готовности Японии выполнять условия капитуляции. Всякая опасность вооруженного сопротивления отныне исчезла. Демобилизованные японские войска начали возвращаться на родину с заморских территорий. Вся оккупационная политика представляла собой сплошной океан приказов, направляемых для исполнения японскому правительству. За 80 месяцев своей работы в Японии верховные командующие союзных держав Макартур, а затем с апреля 1951 г. Риджуэй выпустили около 6 тыс. Львиная доля приходится на первые месяцы. Макартур создал отлаженную и эффективную систему управления оккупационной политикой. При нем находился головной руководящий орган - штаб Верховного командующего, который в пору расцвета состоял из 15 секций. Каждая из них курировала свои вопросы: политические, экономические, научные, образование, религию, информацию, цензуру и др. Максимально в штабе работало около 5 тыс. Кроме того, Макартур возглавлял командование американских войск на Дальнем Востоке. На первом этапе ему подчинялись 8-я и 6-я американские армии в Японии, каждая из которых насчитывала около 230 тыс. В конце 1945 г. К концу 1948 г. Других иностранных оккупационных войск в Японии не было. СССР отказался послать свои части, поскольку они должны были подчиняться Верховному командующему союзников. Хотя Трумэн в августе 1945 г. Хоккайдо, Москва продолжала настаивать на этом уже через своего представителя в Японии генерала К.
Физически ликвидировалась не только специализированная военная индустрия и оборудование, но также запрещалось производство всех товаров военного назначения и всякие исследования в военной области. Разрешалась только мирная экономика. Полнота демилитаризации обеспечивалась также роспуском всех военных, милитаристских и ультранационалистических структур, отстранением со своих постов военных чиновников всех уровней, запретом воинствующей идеологии. Эти указания послужили основой для последующих массовых чисток должностных лиц прежнего режима. Впервые подлежали международному суду военного трибунала все высшие руководители, ответственные за развязывание войны и военные преступления. Подлинная революция намечалась в области демократизации жизни и гражданских свобод в Японии, которую американцы считали наиболее развитой и чувствительной сферой политической культуры. Американские реформаторы никак не могли обойти стороной этот вопрос и не предложить японцам свой собственный опыт и достижения по этой части. Однако их предложения шли дальше их собственной американской практики, ибо неизбежно способствовали появлению и бурному росту различных левых, в том числе радикальных, движений, которые никогда не имели веса в самих Соединенных Штатах. Разрешение создавать демократические политические организации открывало дорогу появлению сильных социалистической и коммунистической партий, еще более мощных партий центристско-консервативного направления, но вычеркивало из жизни все реакционно-милитаристские организации прошлого, бывшие опорой прежнего режима. Предоставление японским гражданам фундаментальных прав человека, ставших уже традиционной чертой западных демократических обществ, являлось необычным событием для всего азиатского мира и делало Японию лидером этого процесса в Азии. Американские реформаторы не ограничились демократизацией только политической жизни японского общества. Они собирались также глубоко преобразовать и его заскорузлую экономическую сферу. Они уловили четкую связь между сверхмоно- 14 Ibid. Для демократизации экономической жизни и создания здоровой конкурентной среды они намерены были ликвидировать и разукрупнить большие промышленно-финансовые и торговые корпорации и распределить их средства производства среди большего числа собственников. На этой базе впоследствии стало осуществляться расформирование так называемых дзайбацу. Поощрение демократических организаций на производстве означало поддержку рабочего движения. Третьим важнейшим направлением реформирования Японии намечалась переориентация страны на развитие исключительно мирной экономики. При этом американцы вовсе не собирались помогать японцам восстанавливать свою экономическую сферу. Они полагали, что те должны сами все это сделать, а задача США - создать для этого предпосылки и благоприятные условия. Конечная неудача с разоружением Германии после Первой мировой войны, за которым не был установлен должный контроль союзников, вынуждала американцев ввести длительный оккупационный режим в Японии и насильственным путем проводить необходимые мероприятия. Однако хотя этот режим и предполагал тотальный контроль за всеми областями жизни Японии со стороны оккупационной администрации, он все-таки замышлялся в более мягкой форме, чем тот, что одновременно устанавливался в Германии. Несмотря на то, что вся власть в Японии принадлежала Верховному командующему союзников, в отличие от Германии напрямую он действовал только в отдельных случаях. Обычно же он должен был давать директивы императору и правительству для дальнейшего исполнения. Японские власти могли поступать и по собственной инициативе, но с обязательного предварительного одобрения их шагов и под контролем Верховного командующего по всем вопросам. Наряду с переустройством Германии реформирование Японии представляло собой уникальный случай в международных отношениях. Никогда ранее победители не ставили перед собой целей глубинной трансформации внутренней основы поверженного государства. Все заканчивалось в худшем случае для него его завоеванием и уничтожением, в лучшем - отторжением от него отдельных территорий и контрибуцией. Никогда прежде не ставилась цель полного принудительного разоружения и демилитаризации побежденной страны, потому что безоговорочная вина сил милитаризма за агрессию до конца не признавалась и не выдвигалась задача устранения войны как таковой, считавшейся нормой жизни. Лишь с принятием в 1928 г. Отсутствие механизмов и решимости в реализации этого обязательства обрекло тогда все предприятие на неудачу. И только невиданные разрушения и жертвы Второй мировой войны по-настоящему ужаснули международное сообщество, потребовав кардинальных шагов на этом пути. Однако реализовать столь грандиозные задачи радикального переустройства международных отношений было по силам лишь крупнейшим державам, у которых в арсенале к тому же была не только военная и экономическая мощь, но и мессианская политическая идеология. Соединенные Штаты с их влиятельной и результативной идеологией американской демократии как нельзя лучше подходили для этого. И симптоматично, что именно эта страна с ее наследием миротворческих и пацифистских идей президента В. Вильсона 1918 - 1919 гг. Келлога 1928 г , "доктрины непризнания" аннексий госсекретаря Г. Стимсона 1932 г. Мессианская сущность политики США понуждала их не ограничиваться очередным половинчатым и кратковременным решением проблемы агрессии, а кардинально перестроить общественные системы государств-агрессоров и всю систему международных отношений в соответствии с их собственными и давно вынашиваемыми представлениями. Помимо Соединенных Штатов еще и Советский Союз имел желание и готовность взять на себя глобальную роль в переустройстве Японии, и сразу же после окончания стр. Другие же страны не были готовы к выполнению мессианской роли в отношении Японии и могли предложить лишь половинчатые рецепты. Например, английские эксперты выступали против широкомасштабной оккупации Японских островов, поскольку она представлялась им дорогим, рискованным и ненужным предприятием, которое следовало заменить союзным контролем за внешней торговлей и международными отношениями Японии. А для оккупации предлагалось выбрать лишь некоторые ключевые пункты на территории Японии и изредка демонстрировать ей свою военную мощь. Ненужными представлялись им и радикальные реформы японского общества. Они считали вполне достаточным ограничиться небольшими изменениями базовых институтов Японии для превращения ее в приемлемое демократическое государство15. Когда 23 сентября 1945 г. В свою очередь японцы, по поступавшим сообщениям, были ошеломлены. Между тем будущий японский премьер-министр С. Иосида в своих мемуарах отмечал, что основные цели документа по существу совпадали с мыслями самих японцев с момента окончания военных действий16. Спустя два месяца после получения "Первоначальной политики... Этот документ также являлся плодом работы тех же ведомств, что и в первом случае, и представлял собой значительно, в три раза, расширенный вариант "Первоначальной политики... Хотя все прежние основные указания и положения здесь были сохранены, в него было добавлено много важных и интересных новшеств, на которых стоит остановиться. Прежде всего в нем было дано уточненное определение территории собственно Японии, которая состояла из четырех главных и "около тысячи более мелких прилегающих островов, включая острова Цусима"17. Если первый документ говорил о суверенитете Японии над указанными островами, то эта директива обозначала район американской военной администрации, а поэтому не ссылалась на международные соглашения союзников по Японии и имела в виду фактически сложившееся на тот момент положение дел. Из этого следовало, что власть Макартура не распространялась на Южный Сахалин и все Курильские острова, занятые советскими войсками. Директива конкретизировала мероприятия, относившиеся к функционированию военной власти в Японии. Макартуру предписывалось принять надлежащие меры для полного управленческого и административного отделения от Японии следующих территорий: 1 ее бывших подмандатных и иных островов в Тихом океане Каролинских, Марианских, Маршалловых и др. Это распоряжение не определяло национальный статус этих территорий, а лишь фиксировало, что они не подчиняются государственной власти Японии. При этом американцы по-прежнему предусмотрительно не упоминали 15 Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. Washington, 1969, p. London, 1961, p. Japan: The Story of a Nation. New York, 1974, p. Макартуру было дано указание оккупировать Токио, а также по своему выбору столицы префектур и стратегические пункты, необходимые для осуществления контроля за японским правительством.