Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? Ключевая кадровая и политическая интрига в России связана с тем, кто из региональных руководителей уйдет на повышение в федеральные органы власти во время обязательного процесса реконфигурации федерального правительства в мае.
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
14 июня 2018 Татуин ответил: Назначает губернаторов президент Российской Фередации. Паслер был назначен врио губернатора Оренбургской области 21 марта 2019 года вместо ушедшего в отставку Юрия Берга. По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Президент России Владимир Путин подписал сразу пять указов о назначении временно исполняющих обязанности глав регионов. «Во избежание кризисных ситуаций, в случае, если кандидат на эту должность, избираемый представительным органом из своего состава, не набрал необходимое для избрания число голосов, глава субъекта в течение 10 дней назначает временного исполняющего полномочия. По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России.
Субъектам прописали новые полномочия
По их оценке, возможное перемещение некоторых губернаторов на федеральный уровень власти может трактоваться как дополнительный сигнал о подтверждении эффективности кадровой политики Кремля в отношении глав регионов. При этом президент РФ в этом году провел встречу с 11 из 19 действующих глав субъектов, которым предстоит участие в ЕДГ-2024 на прямых и непрямых выборах. С восемью из них Путин встретился уже после президентской кампании.
Глава государства заявил о необходимости укрепления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ. Как в России проходил единый день голосования в 2023 году 11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ вступили в силу 15 декабря того же года , которыми ввел новый порядок назначения губернаторов: главу региона по представлению президента утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение обязанностей и другое. В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах. С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона не менее трех могли только партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ. Последние прямые губернаторские выборы прошли в январе - феврале 2005 года в два тура в Ненецком автономном округе. Возврат прямых выборов 22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил вернуть прямые выборы глав регионов.
Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня того же года. В соответствии с ними первым сроком полномочий глав регионов стал считаться тот, на который они были избраны после 1 июня 2012 года. Первые после семилетнего перерыва прямые выборы состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. С 2013 года губернаторские выборы проходят ежегодно в сентябре, в единый день голосования.
В таком случае на должность временно назначается исполняющий обязанности губернатора до проведения выборов. В случае гибели или отставки губернатора также проводятся новые выборы. Субъекты Российской Федерации В России существует 85 субъектов, включая 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 федеральных города и 5 автономных округов.
Каждый субъект имеет свою конституцию или статут, который регулирует основные аспекты его функционирования и организации власти. Субъекты имеют различные полномочия, которые могут включать в себя управление экономикой, социальными программами, образованием, здравоохранением, культурой и другими областями. Они также имеют право принимать решения по вопросам, касающимся своей территории, в пределах федерального законодательства. Главы субъектов Российской Федерации, такие как губернаторы или президенты республик, назначаются или избираются на соответствующих выборах.
Это право вошло в арсенал российской региональной политики, как орудие устрашения, о существовании которого всем время от времени напоминают, но которое используют в самых крайних и самых безопасных для главы государства случаях. Первым примером «операции на кроликах» стало отстранение В. Путиным от должности губернатора Корякского АО В. Губернатора, заметим, выборного: В.
Путин давал понять, что настали новые времена, и всенародно избранные губернаторы не смогут «отсидеться» за спинами своих избирателей, ссылаясь на их поддержку. Корякский АО — один из самых периферийных и проблемных регионов, а губернатор там действительно утратил поддержку и упустил социально-экономическую ситуацию. Потерял должность и выборный губернатор Ненецкого АО А. Баринов, попавший под суд. Но интереснее пример Амурской области, где В. Путин по сути изменил свое первоначальное решение. Сначала он выразил доверие губернатору Л. Короткову и назначил его на новый срок, а потом отстранил от должности.
И здесь резкий шаг был совершенно безопасен для президента, поскольку бывший журналист Л. Коротков явно не справился с управлением и утратил поддержку в регионе. В скобках, однако, приходится оставлять вопрос, почему же он был назначен, да еще обойдя негативно к нему настроенного полпреда К. Пуликовского и добившись доверия лично от В. Путина, который потом, вероятно, об этом пожалел. Но так или иначе, центральная власть опасается ставить «прямое» увольнение губернаторов на поток, демонстрируя нерешительность и прибегая вместо этого к сложным теневым процедурам фактического отстранения неугодных. Как результат, в практику назначения губернаторов прочно вошли добровольно-принудительные отставки, в которые уходили сами региональные лидеры, но, конечно, не по своей воле. И тогда уже центр без всяких опасений назначал на их место нужных ему людей.
Именно так при полпреде Д. Козаке «ушли» опытных кавказских «аксакалов» — президента Северной Осетии А. Дзасохова и главу Дагестана М. Именно так президент фактически дезавуировал свое доверие самарскому губернатору К. Титову, который сначала чудом добился назначения, а через некоторое время ему пришлось уйти в отставку. Отказались от власти не без соответствующего сигнала из Кремля новгородский губернатор М. Прусак и ставропольский А. Черногоров, а также иркутский губернатор А.
Тишанин, судьба которого аналогична судьбе Л. Короткова сначала выигранное в тяжелом бою назначение, а затем разочарование центра и отставка. С помощью подобных политико-технологических «операций» Кремль расчищал пространство для назначения новых губернаторов, не желая и не рискуя прямо ставить вопрос об их увольнении и превращая ротацию губернаторского корпуса в очередную византийскую интригу. Последний выборный цикл стал еще одним благоприятным поводом, поскольку появился новый способ отправить губернаторов в почетную отставку. Тактика «паровозов», возглавляющих списки «Единой России», приобрела свою «византийскую» составляющую, и еще до выборов многим намекали, что их «попросят» не отказываться от мандатов. Жертвой этой политики стал ярославский губернатор А. А его смоленский коллега В. Маслов, возглавлявший список «Единой России» на выборах в областную думу, был отправлен в Совет Федерации.
Итак, для ротации губернаторского корпуса Кремлем был использован широкий спектр способов. Чаще всего неугодным губернаторам просто давали доработать до конца срока. Второй по частоте процедурой замены губернаторов стала добровольно-принудительная отставка. В редких случаях использовались увольнение, перевод на другую должность и отказ в доверии. Заметим, что крайне редкой оказалась «положительная» перспектива — перевод в центр на сопоставимую по статусу или более солидную должность. Губернаторский пост так и не стал в России трамплином для блестящей федеральной карьеры, и назначение С. Собянина главой президентской администрации было исключением, а не правилом. Менять или не менять?
Сценарий смены статуса действующих губернаторов остается гораздо более распространенным, чем замена губернаторов в связи с введением новой модели. Другими словами, решительный отказ от выборов компенсирован консервативной практикой назначений, которая предполагает, конечно, сменяемость элит, но весьма умеренную. Подобный подход, когда смена модели сочетается с сохранением порядка отношений в элитах, типичен для российской политики. Он отражает, во-первых, более высокую роль неформальных практик и внутриэлитных согласований в сравнении с формальными, прозрачными процедурами. И, во-вторых, свидетельствует о страхе властвующих элит перед появлением системной внутриэлитной оппозиции, играющей на протестных настроениях и раскалывающей единство правящего класса. Поэтому Кремль не усердствует со сменой власти в регионах, иной раз соглашаясь оставлять в должности одиозных и сомнительных людей по принципу «как бы чего не вышло». В сфере региональной политики было уже немало аналогов, когда, например, федеральный закон ввел ограничения на количество сроков пребывания губернаторов у власти таким образом, чтобы действующие губернаторы смогли избраться на третий и даже четвертый сроки. Или когда недавно был введен ценз оседлости для членов Совета Федерации, дающий возможность остаться на своих местах действующим сенаторам-«варягам».
Подобные «хитрости» характеризуют процесс формирования и консолидации постсоветской элиты, очень разношерстной по своему происхождению, и понимание центром сложности и важности управления этим процессом, чтобы создать «забетонированный», единый правящий класс, способный оставаться у власти «всерьез и надолго». Возвращаясь к нашим губернаторам, приведем некоторую статистику. При первых назначениях в 76 субъектах федерации, где эта процедура применялась включая три ныне ликвидированных автономных округа , смена губернатора случилась только в 22 случаях, а в 54 остались у власти инкумбенты. Из 54 счастливчиков 41 поставил вопрос о доверии, 10 прошли базовую процедуру, а еще три были назначены при создании новых субъектов федерации. Среди 21 «несчастного» 12 лишились власти с истечением срока своих полномочий, пятеро ушли в отставку, двое были уволены, один натолкнулся на президентское недоверие, еще один не дождался назначения при создании нового субъекта федерации кроме того, еще один губернатор погиб. К настоящему времени в ряде регионов уже прошли повторные назначения, а число самих регионов сократилось. В связи с повторными назначениями расстановка сил начала меняться не в пользу инкумбентов, хотя и не столь радикально. Из 73 регионов, где прошли назначения, сейчас в 45 работают прежние губернаторы, а в 28 — новые с учетом Иркутской области, где назначен врио.
Среди 45 губернаторов, переживших процесс назначения, 33 остались у власти, удостоившись президентского доверия, девять прошли базовую процедуру, а три были назначены в связи с созданием новых субъектов федерации. Из 26 губернаторов, потерявших должность 11 «дождались» истечения срока своих полномочий, восемь подали в отставку, двое были уволены, двое «сосланы» в Федеральное Собрание по одному в каждую из палат , один получил назначение при создании нового субъекта федерации и еще один, всем хорошо известный губернатор реально отправился в центр на повышение а еще в двух регионах губернаторы погибли. В положении «хуже губернаторского» сейчас оказались 10 региональных лидеров, которые, казалось бы, должны быть счастливы тем, что получили мандат доверия непосредственно от граждан. Но в новой системе отношений они, конечно, занимают маргинальное положение и очень желали бы из него выйти. В основном это просто те губернаторы, которым не удалось пролоббировать свое досрочное переназначение, и некоторые из которых с большой вероятностью лишатся должностей. Переход к назначению перевел формирование губернаторского корпуса из публичной сферы в сферу кремлевской кадровой политики. Выше много было сказано о недостатках самой процедуры и «маленьких» хитростях в ее применении. Но системные проблемы вскрылись и в самой кадровой политике.
С самого начала было понятно, что «скамейка запасных» в регионах, где губернаторы на протяжении ряда лет планомерно избавлялись от конкурентов, очень мала. И что нет в России инкубатора подготовленных кадров на эти должности, чем пользовались и пользуются действующие руководители. Это обусловило консервативный характер кадровой политики В. Путина, когда смена статуса и обретенная таким способом губернаторская лояльность были важнее, чем вливание «свежей крови». В свое время и Б. Ельцин, назначая губернаторов в начале 1990-х гг. Консервативная кадровая политика российских президентов всегда напоминает о важности опоры центральной власти на регионы. Она напоминает и об иллюзорности попыток все решать и делать в центре, о том, что управляемость, лояльность, подконтрольность регионов весьма условны и зависят от общеполитических условий.
Такие условия были заданы В. Путиным, но при этом власть на местах не так сильно изменилась по объему своего влияния и по практикам своей работы. Кремль это понимает, и часто исходит из того, что лучше сохранять устойчивые, пусть и относительно автономные режимы, если они признают свой вассальный статус и при этом приносят «партии власти» изрядное количество «управляемых» голосов на выборах чувствуя зависимость от центра и ответственность за электоральный результат, губернаторы на последних федеральных выборах всеми силами и средствами боролись за нужный результат, который был получен, но оставил неприятный осадок. Поэтому с республиками центр вел себя достаточно осторожно, не нарушая, например, власть М. Шаймиева и М. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что многолетний губернаторский опыт не является единственным электоральным фактором, и некоторые «новички» смогли показать свои возможности на последних выборах Бурятия, Амурская область и пр. Кадровые ротации тем временем решили ряд частных, но на самом деле далеко не принципиальных задач. Эффективность региональной власти от этого не выросла, коррупции меньше не стало.
Определились некоторые «ненужные» Кремлю группы губернаторов, которых частично поменяли, но именно частично. Например, почти не стало губернаторов-коммунистов. Тем не менее, В. Путин отнюдь не отрицал саму возможность нахождения члена КПРФ у власти в регионе, назначив владимирского губернатора Н. Хотя, конечно, Кремль приветствовал выход «красных губернаторов» из партии тот же Н. Виноградов приостановил свое членство в партии, а единственный губернатор-коммунист Н. Максюта не назначен и, возможно, не будет назначен. Ходырева, В.
Егорова и И. Избавились от ряда «зубров», которые казались не соответствующими путинской вертикали или просто пали жертвой кремлевских интриг, как Д. Аяцков, К. Титов, М. Прусак, М. Магомедов и А. Потеряли посты губернаторы, не способные консолидировать элиты, как Б. Говорин в Иркутской области.
Однако, в губернаторском корпусе и сейчас хватает слабых или конфликтных руководителей, остается немало «старых зубров» и много вопросов о последовательности и целенаправленности кремлевской кадровой политики. Тем не менее, губернаторов меняют, и с годами это стремление проявляется все больше и больше. В федеральном центре явно вошли во вкус при подборе кандидатов, но стали проявлять склонность к экспериментам, в т. Особенно заметным это стало с 2007 г. Например, губернаторам открылся неприятный факт: оказалось, что их назначение президентом еще не означает гарантию, что им удастся отработать весь срок. Из тех, кто удостоился путинского доверия или был назначен в рамках базовой процедуры, один вообще уволен, трое вынуждены были уйти в отставку, одного сделали сенатором и еще одного — депутатом Госдумы, то есть разными способами «раскидали», освободив губернаторские кресла для новых людей. Если рассматривать ротацию губернаторского корпуса от года к году, то пока нельзя говорить о ее резком ускорении, но налицо растущая склонность Кремля к кадровым экспериментам. А практика замен показывает, что уходят обычно жертвы федеральных интриг, те, кто, пытаясь получить переназначение, натолкнулся на серьезное препятствие в виде какого-либо большого московского или питерского босса.
Многим же удалось проскочить не в силу их управленческих достоинств, а потому, что они и их регионы никого не интересовали. Так что субъективизм кремлевской кадровой политики налицо. Практика замен губернаторов в условиях централизации и околокремлевского лоббизма показывает, что местным кадрам сделать губернаторскую карьеру стало гораздо труднее. Многие политики регионального уровня, люди с амбициями и с хорошими управленческими качествами, уже расстались с мечтой о губернаторском кресле. На первый план вышло лоббирование кандидатов в центре, где преимущества имеет тот, кто ближе к этому самому центру, а его компетентность в делах конкретного региона не так важна. Таким образом, ротация губернаторского корпуса, в том виде и в тех ограниченных масштабах, в которых она произошла, обернулась пришествием в регионы варягов. Из 28 новых назначенцев изначально не имели никакого отношения к регионам 12 губернаторов, то есть почти половина включая нового самарского губернатора, лишь незадолго до назначения возглавившего АвтоВАЗ. Еще в трех случаях были назначены выходцы из регионов, долгое время работавшие в отрыве от них.
И еще в одном случае назначили чиновника, работавшего в регионе, но прибывшего в него сравнительно недавно. Освобождая регион от старых конфликтов, центр порождал череду новых, вместо одних проблем возникали другие, одна некомпетентность и коррумпированность менялась на другую. Принцип назначения в регионы людей, которые не имеют там корней, давно известен. По замыслу он предполагает их полную ориентацию на центр. Так делали в КПСС, так и сейчас работают наши силовые структуры. Центр решает таким способом свои задачи, но порождает проблемы: у такого назначенца часто возникает психология временщика, поставленного на «кормление», а на месте его воспринимают как чужого. Подобные проблемы сглаживают только личностные качества назначенцев, их склонность к компромиссам, их искренний интерес к работе на благо региона, но не везде это есть. При назначении варягов отчетливо вскрылась вторичность этого процесса.
Президент Российской Федерации
- Какие кадровые перестановки ждут российское правительство после выборов президента
- Путин назначит врио глав четырех принятых в состав РФ регионов в течение 10 дней со дня принятия
- Выберите регион
- Кто назначает губернаторов в России
Кто назначает губернаторов в России: полномочия и процесс назначения
- Кто назначает губернаторов в России
- В России назначают губернаторов или выбирают? Как по факту? Мнения?
- Путин назначит врио глав четырех принятых в состав РФ регионов в течение 10 дней со дня принятия
- Что, наконец, решат власти по прямым выборам губернаторов? | Новости политики
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Обсуждение (16)
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов
Назначение досрочных выборов губернаторов При определённых обстоятельствах губернатор можно досрочно прекратить исполнение своих полномочий. Причинами досрочного прекращения полномочий губернатора региона могут являться: смерть данного должностного лица; заявление губернатора о сложении с себя полномочий; отрешение губернатора от должности Президентом России в связи с недоверием; отрешение губернатора от должности в связи с ненадлежащим исполнением его обязанностей; признание губернатора в судебном порядке недееспособным или имеющим ограниченную дееспособность; признание губернатора в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим; при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда в отношении губернатора; при выезде губернатора региона на постоянное место жительства в другое государство; при утрате губернатором региона российского гражданства или приобретении гражданства другого государства, а также получении вида на жительство в другом государстве. При досрочном прекращении полномочий действующего губернатора региона назначение досрочных выборов осуществляется в сроки, предусмотренные законодательством и достаточные для подготовки выборов. Если сроки на подготовку выборов губернатора соответствуют срокам, установленным законодательством, то выборы могут быть назначены на ближайшее второе воскресенье сентября.
Если эта дата не позволяет провести полноценную подготовку к выборам губернатора, день голосования переносится на следующий год. Решение относительно назначения досрочных выборов губернатора региона подлежит официальной публикации в средствах массовой информации в течение 5 дней с момента его принятия. Законодательство допускает возможность сокращения срока подготовки досрочных выборов губернатора, но не более чем на треть.
В России назначают губернаторов или выбирают? Как по факту? Вроде бы как губернатор в России — это выборная должность.
Однако, редкий губернатор теперь доживает до выборов. По сложившейся тенденции они гурьбой идут в Кремль с прошением об отставке. На их места назначаются врио, которые уже участвуют в губернаторских выборах с использованием административного ресурса.
Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? На мой взгляд, прямых выборов уже давно нет и не только губернаторов, а и ниже стоящих чиновников-глав администраций районов, городов, сельских поселений. Их или просто назначают или выбирают, но косвенно.
Так на недавно прошедших выборах у нас в сельском поселении и районе мы не выбирали глав администраций района и поселения, а депутаты избрали глав поселения и района сами, к тому же эти главы работают на общественных началах и никакими,практически, властными полномочиями не обладают. Смешно, но один из таких глав был зубным врачом! Глава же администрации района работает по контракту и все полномочия у него.
Сейчас правда хотят вернуться назад и избирать настоящих глав районов, городов, сельских поселений напрямую, они же будут, одновременно и главами администраций. Как назначают губернаторов в России Когда в 2004 году отменили прямые выборы губернаторов субъектов, многие сочли это решение противоречащим Конституции. Тем не менее, процедура представления на эту должность лиц самим президентом действовала вплоть до 2012 года.
Губернаторов назначало законодательное собрание субъекта, но кандидатуру утверждал президент. Так что выбор ограничивался лишь избранием самого представительного органа — заксобрания. В 2009 году механизм изменился, но лишь частично: партия, имеющая большинство голосов в регионе, могла президенту предложить своих кандидатов.
При этом губернатор, не оправдавший доверия руководителя страны, мог быть отозван в отставку.
Они также имеют право принимать решения по вопросам, касающимся своей территории, в пределах федерального законодательства. Главы субъектов Российской Федерации, такие как губернаторы или президенты республик, назначаются или избираются на соответствующих выборах. Процесс назначения главы субъекта зависит от его статуса и определяется федеральным законодательством.
Субъекты Российской Федерации являются ключевым звеном в системе правления страны, обеспечивая региональное развитие, управление и представительство интересов населения в соответствующих территориях. Комиссия по совместительству Основной задачей комиссии является анализ кандидатов на пост губернатора и выбор наиболее подходящего кандидата для назначения. Для этого комиссия проводит собеседования с кандидатами, анализирует их опыт работы и проекты развития региона, а также обсуждает их квалификацию и приемлемость для должности. Комиссия по совместительству является одним из ключевых органов в процессе назначения губернаторов и обеспечивает прозрачность и справедливость этого процесса.
По его мнению, президент эту идею не поддержит. Они рассчитывают за счёт кулуарных договорённостей обыграть ситуацию в свою пользу, понимая, что в режиме открытой политической борьбы им ничего не светит», — сказал Шадров. Он отметил, что санкции и спецоперация на Украине только сплотили общество. Рейтинг первого лица вырос, а соответственно, и те, кто пойдёт на выборы, смогут «погреться в этих лучах». Это лукавая позиция. Я думаю, вопрос отмены выборов будут обсуждать какое-то время, но, скорее всего, не будет никаких отмен», — резюмировал Шадров. Напомним, также речь идёт об отмене выборов мэра так, чтобы градоначальников назначали губернаторы. Получается, что в итоге может получиться так, что назначенные губернаторы будут назначать мэров, а люди окажутся выключены из этого процесса.
До момента внесения предложения партии обязаны провести консультации по данному вопросу с непарламентскими партиями, которые имеют свои отделения в регионе. Президент выбирает из представленных кандидатур три и вносит их на рассмотрение законодательного собрания региона, которое голосует по этим кандидатурам. Набравший самый высокий процент голосов получает пост. Выдвигаемые партиями кандидаты в губернаторы к моменту внесения их кандидатур президенту РФ должны будут закрыть свои счета за рубежом и избавиться от иностранных активов. Они также обязаны представить сведения имущественного характера, о годовых расходах, о каждой сделке, если ее сумма превышает общий доход кандидата и его супруги супруга за три последних перед сделкой года, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Эти требования, помимо супруга, распространяются на несовершеннолетних детей кандидата. Выборы губернаторов прямым голосованием жителей субъекта федерации были упразднены в 2005 году.
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
Добряга Мудрец 14240 Россия. Каримов был ставленник России. Закон подписан В. Путиным 2 апреля и опубликован на портале правовой информации. Согласно новой модели выборов, каждая из представленных в региональном парламенте партий может предложить главе государства не более трех претендентов на пост губернатора, причем партийность кандидатов значения не имеет.
До момента внесения предложения партии обязаны провести консультации по данному вопросу с непарламентскими партиями, которые имеют свои отделения в регионе. Президент выбирает из представленных кандидатур три и вносит их на рассмотрение законодательного собрания региона, которое голосует по этим кандидатурам.
Как считают эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», резервом Кремля могут быть некоторые руководители регионов. Тем более, что ряд губернаторов-«технократов» уже переизбрался на второй срок и заинтересован в повышении до федерального уровня», — говорится в докладе «XV рейтинг политической устойчивости губернаторов «Госсовет 2. Политические аналитики обратили внимание, что назначение на должности федеральных министров губернаторов Владимира Якушева Тюменская область и Дмитрия Кобылкина ЯНАО в 2018 году подтверждают возможность подобного сценария.
Как считают авторы доклада, ещё один возможный вариант ротации губернаторского корпуса после президентских выборов может заключаться в назначении экс-чиновников федерального уровня на посты региональных глав в случае их ухода из правительства РФ или президентской администрации. Такие перестановки могут быть совмещены с задачей точечных ротаций в тех регионах, где в 2024 году ожидаются губернаторские выборы.
Последним регионом, где глава администрации был назначен указом президента РФ, стала Кемеровская область: из-за обострения там социально-политической обстановки 1 июля 1997 года Борис Ельцин снял с поста руководителя администрации Михаила Кислюка и назначил на его место Амана Тулеева в октябре 1997 года в области прошли прямые выборы. С этого времени главы субъектов РФ избирались на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет. Исключением оставался Дагестан, главу которого избирало Конституционное собрание республики. Закон о принципах организации власти субъектов РФ лишил глав регионов права избираться более двух сроков подряд. Однако в 2001 году в него была внесена поправка, которая предлагала вести отсчет губернаторского срока с момента принятия закона. Отсчет пребывания в должности губернаторов стал вестись с октября 1999 года.
Законодатели республик, краев и областей, где до принятия закона "Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" пребывание на посту главы региона ограничивалось двумя сроками, получили право самостоятельно решать, как следует исчислять срок губернаторства. Отмена прямых выборов в РФ В 2004 году прямые губернаторские выборы в России были отменены. Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября того же года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в городе Беслане Северная Осетия. Глава государства заявил о необходимости укрепления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ. Как в России проходил единый день голосования в 2023 году 11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ вступили в силу 15 декабря того же года , которыми ввел новый порядок назначения губернаторов: главу региона по представлению президента утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение обязанностей и другое.
Чаще всего кандидатов со стороны предлагают бизнес-группы или политические кланы, курирующие регион. Также кандидата в таком случае может предложить глава администрации, члены Совбеза, спикер Госдумы при личной встрече с президентом.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в этом плане неактивна. Бывают и вовсе любопытные случаи. К примеру, Никиту Белых президенту рекомендовал на пост губернатора Анатолий Чубайс», — рассказывает собеседник издания. Он отмечает, что не стоит преувеличивать значимость аналитических записок, которые пишут политологи для администрации, особенно — региональные политологи. Собеседник издания говорит, что не знает ни единого случая, когда губернатором становился бы кто-то, кого рекомендовали политологи из региона. Мнение федеральных политологов, работающих с регионом, учитывается на уровне управления внутренней политики, добавляет он. Поступает такой звонок: мол, есть для тебя вариант один карьерный, подъезжай. В редких внештатных ситуациях может быть и иначе: звонок идет из администрации президента, спрашивают, где, мол, находитесь, за вами сейчас приедет машина.
Поедете вы, скорее всего, к начальнику УВП и потом сразу к куратору политического блока. Параллельно будет запущен процесс спецпроверки вас силовиками. А потом — встреча под телекамеры с первым лицом, но она носит ритуальный характер. Или встречи вообще может не быть. Иногда, если в процессе составления шорт-листа возможных преемников, остается пара кандидатур, то принимается во внимание, за какой группой влияния, в том числе, корпоративной, закреплен регион. Есть много примеров, когда нельзя стать губернатором некоего региона, не примыкая к некоему подклану. И даже на последней стадии назначения нового губернатора первое лицо может посовещаться с кем-то из окружения и отменить решение о назначении и выбрать иного кандидата», — рассказывает Давыдов. В таком случае люди, исполняющие это решение, могут не знать, кто или что на него повлияло.
С другой стороны, например, при президентстве Дмитрия Медведева была система, когда в администрации на совещании с ее главой и заместителями фамилии тех, кто будет рекомендован президенту в шорт-листе, обсуждались под протокол, с аргументами, почему стоит включить в список того или иного человека. Как проходят такие совещания сейчас, не знаю», — рассказал он. Дмитрий Гусев отмечает, что нельзя недооценивать мнение силовиков, которое доносится до президента на этапе спецпроверки. Также нельзя забывать, что ключей от кабинета губернатора на самом деле не один, а два: один — у президента, второй — у жителей региона», — добавляет Гусев. Конечно, решение все равно в итоге принимает президент, резюмирует глава Центра политического анализа Павел Данилин.
Новый ритуал назначения губернаторов
Назначаемые губернаторы будут именно такими чужими во всех субъектах, где они окажутся", — констатирует Солонников. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил о решении баллотироваться на новый срок. Порядок и процедура назначения и снятия губернаторов в России. Система назначения губернаторов в России была изменена в 2004 году.
Является ли губернатор облости законодательной властью и каков его статус.
По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России. Так как же правильно сказать: назначают в России губернаторов или выбирают? В ближайшее время в России могут произойти отставки губернаторов в нескольких регионах. Избранные и назначенные губернаторы в равной пропорции сохраняют должность по истечении первого срока. Назначаемые губернаторы будут именно такими чужими во всех субъектах, где они окажутся", — констатирует Солонников.
Защита документов
В случае гибели или отставки губернатора также проводятся новые выборы. Субъекты Российской Федерации В России существует 85 субъектов, включая 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 федеральных города и 5 автономных округов. Каждый субъект имеет свою конституцию или статут, который регулирует основные аспекты его функционирования и организации власти. Субъекты имеют различные полномочия, которые могут включать в себя управление экономикой, социальными программами, образованием, здравоохранением, культурой и другими областями. Они также имеют право принимать решения по вопросам, касающимся своей территории, в пределах федерального законодательства. Главы субъектов Российской Федерации, такие как губернаторы или президенты республик, назначаются или избираются на соответствующих выборах. Процесс назначения главы субъекта зависит от его статуса и определяется федеральным законодательством.
Но это уже другая тема», — сказал Кондаков.
Законопроект встревожит москвичей , считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков «Единая Россия» , имея в виду отношение некоторых жителей столицы к мэру Москвы Сергею Собянину. Однако он рекомендует не поддаваться тяжелым мыслям — «этот закон не делает глав регионов бессмертными, на всё Божья воля…» Отказ от каких-либо ограничений на количество сроков нахождения на высшей должности для глав регионов обернётся застоем в региональных элитах , уверен политолог и политический технолог Александр Ершов. Я не думаю, что это принесёт положительные плоды в тех регионах, где и так, в силу долгого правления одной и той же элиты, система сдержек и противовесов давно не работает», — рассуждает эксперт. По аналогии с депутатами Государственной думы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте. Для унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Государственную думу.
Также законопроект предлагает закрепить право федеральных органов власти участвовать в формировании региональных министерств в сферах образования, финансов, здравоохранения, а также жилищного и строительного надзора. В частности, региональный Минфин будет возглавлять чиновник, кандидатура которого согласовывается с федеральным Минфином. Законопроект отдельной статьей унифицирует порядок внесения регионами законопроектов в Госдуму. Также инициатива предусматривает возможность дистанционной работы для заксобраний; допускается полупрофессиональная основа деятельности депутатов заксобраний. Крашенинников добавил, что на законопроект пришло уже больше сотни отзывов, в частности, высказались почти все регионы, большинство отзывов - положительные. Ожидается, что законопроект будет принят уже в декабре и вступит в силу 1 июня 2022 года. Он отметил, что сейчас в законе прописаны причины, по которым губернатор может быть отстранен президентом от должности, например, коррупция, а проект закона предусматривает, что теперь будет достаточно просто утраты доверия и "никаких обоснований не требуется". Владимир Жириновский с трибуны Госдумы заявил, что ЛДПР поддерживает проект закона, выступает за централизацию власти и "надо давно уже сказать, что федерация неприемлема для России".
Однако во время совещания, прошедшего в четверг, 27 апреля, глава государства не затронул этот вопрос. На следующий день в Кремле заявили, что по этому поводу ещё идут консультации, а окончательное решение может быть принято в ближайшее время. Хотя и тот и другой вариант подразумевают участие: либо напрямую, либо через представителей. Когда будет окончательное решение, сказать не могу. Логичным образом возникает вопрос, зачем такие меры нужны Кремлю, ведь федеральный центр и так держит под контролем ситуацию на местах. Достаточно проверить партийную принадлежность глав регионов — большинство из них выдвигались на последних выборах от "Единой России" либо были поддержаны ею. Читайте также: Суровые годы уходят из петербургского парламента Однако в этой ситуации сама необходимость избрания губернаторов на первый взгляд отпадает. Если на местах сидят фигуры, удобные федеральному центру, то зачем тратить деньги на выборы, которые целесообразно экономить в условиях санкционного давления. К тому же, как замечает член правления Российской ассоциации политконсультантов Валентин Бианки, любые выборы поднимают для власти неудобные вопросы. Если выборы в ЗакСы всё равно балансируют систему региональных элит и управления, то в губернаторских и смысла нет вроде бы", — разъясняет эксперт эту точку зрения.
Новые главы пяти регионов: что известно о назначенных Путиным врио губернаторов
Все-таки это немножко разные профессии», — добавляет эксперт. Журавлев допускает, что «кто-то из молодых и энергичных» губернаторов может «пойти на федеральный уровень». По мнению Журавлева, это может оказаться правдой: «Алиханов — человек совершенно молодой, ему сам бог велел расти». Политолог считает, что больших изменений в кабмине не предвидится: «Я пока не вижу оснований для кардинального изменения состава правительства.
Правительство со своей работой справляется. Премьер-министра мы менять не собираемся, стратегию управления страной мы менять не собираемся».
Результаты их работы и текущая деятельность неоднократно подвергалась публичной критике со стороны президента РФ, а в послании ФС наибольшие изменения предложены именно в этих сферах. Вероятно образование новых функциональных управленческих комплексов по принципу кураторства национальных проектов. Аналитический центр получит статус надведомственного планово-контролирующего органа с широкими полномочиями.
Кроме того, ожидаются перемены в губернаторском корпусе. Так, даются разные оценки по поводу политических перспектив губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова возобновились угасшие год назад слухи относительно губернаторских амбиций Андрея Турчака. Среди губернаторов с невысокими шансами на то, чтобы остаться, чаще всего называют Радия Хабирова Башкортостан и Владимира Владимирова Ставропольский край. Социолог, политический аналитик, эксперт по региональной политике Андрей Шалимов выделил 5 тенденций будущих кадровых перестановок. Первая касается передачи позиций во власти по наследственному принципу.
Ожидается, что в новом составе правительства РФ и на других ключевых федеральных должностях будет не менее 5-7 представителей так называемых «детей элиты». Вторым трендом он называет уход тех, кто давно занимал высокие должности во власти. Третьим — повышения для старожилов, так как «кто-то должен обеспечивать преемственность». Четвертым — сохранение ряда должностей для представителей сильной элитарной группы в правительстве за аппаратные успехи. Пятый тренд — вполне традиционный — переход губернаторов на вышестоящие должности.
К слову, для губернаторов ситуация характеризуется двойственностью. С одной стороны, некоторые представители губернаторского корпуса имеют перспективы стать частью федеральной элиты. С другой, амбиции ряда региональных глав, фактически не скрывающих свои планы выйти на федеральный уровень, вряд ли будут удовлетворены. Более того, последние месяцы характеризовались комфортным режимом для губернаторского корпуса. По сути, им прощали и небольшие управленческие просчеты, и более крупные промахи.
Но все они, с высокой долей вероятности, будут учтены в поствыборный период.
Федеративный характер российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяет важное место и полномочия высшего должностного лица членской организации Российской Федерации по координации деятельности и организации взаимодействия между органами исполнительной власти государств-членов Российской Федерации и других региональных и федеральными органами власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Однако такие формы конкретно не определяются федеральным законом, а содержатся в различных нормах этого закона. Целью взаимодействия является: эффективное управление процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и интересов его народа.
Функции координации включают губернатора, использующего согласительную процедуру для разрешения разногласий между региональными правительствами, региональными исполнительными и местными органами власти, партиями, движениями и другими общественными объединениями, компаниями и другими организациями. Анализируя основы правового статуса, функций и полномочий Губернатора Российской Федерации, отмечается, что федеральный законодатель считает высшее должностное лицо члена Российской Федерации элементом исполнительной системы. Этот чиновник, который присоединяется к системе государственных органов субъекта Российской Федерации и по сути является главным исполнительным органом субъекта Российской Федерации, является одновременно звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации и как таковой для обеспечения высший орган исполнительной власти Российской Федерации, ответственный на территории этого субъекта Российской Федерации, не только его устав, законы и другие нормативные правовые акты, но и Конституцию Российской Федерации о федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно его статусу, этот чиновник находится непосредственно в подчинении с Президентом Российской Федерации по принципу единства государственной энергетической системы.
Читайте также Социальные факторы риска формирования алкоголизма среди подростков Смирнова А. В данной статье рассматривается факторы риска, приводящие к формированию алкоголизма у несовершеннолетних. Приводятся факторы защиты от употребления алкоголя. Данная статья актуальна в работе социологов, социальных работников и психологов.
NovaInfo 92, с. Рыжов И. The institutions for making foreign policy decisions in Algeria are various and diverse, also distinguish the degree of importance and influence of each of them depending on its position in the political system and in accordance with the authority, potential and degree of interest in the field of foreign policy itself.
Выборы губернаторов прямым голосованием жителей субъекта федерации были упразднены в 2005 году. На смену выборам пришла система назначения глав регионов — партия, получившая большинство в местном парламенте, предлагала президенту список кандидатур, из которых тот выбирал одну, которая затем утверждалась парламентом. В конце2011 г. Владимир Путин, занимавший тогда пост главы правительства, заявил о возможном введении «президентского фильтра», с помощью которого глава государства будет формировать список кандидатов на выборах главы региона. В конце апреля прошлого года Госдума приняла законопроект о возвращении выборов губернаторов. Первые открытые выборы состоялись в единый день голосования 14 октября прошлого года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях. Всюду со значительным отрывом победу одержали действующие губернаторы.
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
Выборы президента в России завершились убедительной победой Владимира Путина, за которого проголосовало более 87% граждан страны. Правительство РФ не поддерживает законопроект депутатов КПРФ о возможности избирать глав во всех субъектах страны только путем волеизъявления граждан — через прямые выборы. По правилам, если губернатор лишается должности досрочно, преемник с приставкой "временно исполняющий обязанности" назначается лично президентом России.