Президент Беларуси Александр Лукашенко будет симпатизировать Дональду Трампа на предстоящих в 2024 году выборах президента США.
Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии. А так можно?
Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Россия медленно: 500 метров, километр, два-три, на разных участках по-разному, но каждый день, каждые сутки продвигается. Вы знаете информацию об освобождении российскими войсками некоторых населенных пунктов. Какой президент был до Лукашенко в Беларуссии? #сравнения Всем привет! В этом видео я покажу и расскажу о всех правителей Беларуси! Александр Лукашенко (Президент Республики Беларусь) Станислав Шушкевич (Президент Белоруссии).
Кто был президентом до лукашенко в белоруссии?
Еще семь лет Сидорский работал членом коллегии министром по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии. Ныне он — советник председателя правления Евразийского банка развития. Месяц назад Сидорский участвовал в переговорах, где вице-премьер Беларуси Николай Снопков просил банк увеличить финансирование. Михаил Мясникович Опытный чиновник работал премьер-министром в непростые для белорусской экономики годы декабрь 2010-декабрь 2014. Но Лукашенко не позволял себе срываться на нем и после отставки с поста главы правительства направил Мясниковича руководить Советом Республики. Фото e-cis. В ноябре минувшего года Мясникович прилетал в Минск, чтобы пообщаться с Лукашенко на фоне массовых протестов. Андрей Кобяков Кобяков много лет верой и правдой служил Лукашенко, но тот уволил его с публичным скандалом. В августе 2018-го глава государства остался сильно недоволен увиденным в Орше и устроил правительству разнос. Вскоре Кобяков устроился в совет директоров «Белгазпромбанка», но задержался там ненадолго, решив уехать на работу в Москву. Теперь он руководит крупным угольным холдингом «Группа Сибуглемет».
В частности, политолог Александр Фридман рассмотрел несколько возможных кандидатов. По поводу возможной передачи власти одному из сыновей он напоминает, что Лукашенко не раз заявлял о невозможности такого варианта. Однако Фридман, так же как и Латушко, никак не исключает такого стечения обстоятельств, которое потребует от Лукашенко сделать выбор в пользу кого-то из сыновей.
Прежде всего потому, что сама политическая практика в разных странах свидетельствует о том, что любой другой вариант в полной мере не гарантирует лидерам такого типа ни устойчивого положения, ни даже личной безопасности. Средний сын Лукашенко Дмитрий, руководящий Президентским спортивным клубом, явно не имеет политических амбиций. А вот старший, Виктор, который долгое время был помощником отца по национальной безопасности, а теперь возглавляет Национальный олимпийский комитет, активно участвовал совсем недавно в торжественных мероприятиях ко Дню города Минска.
Но самый близкий Александру Лукашенко человек — младший сын Николай. В 2022 году он стал студентом биологического факультета БГУ, а затем продолжил образование в Пекине. Конечно, его специальность «Биотехнология» весьма далека от политики.
Но эксперт вспоминает прецедент Хафеза Асада и его сына Башара, который изначально учился на офтальмолога. В случае же выбора преемника не из числа сыновей наилучшие шансы, по мнению политолога, все у той же Кочановой.
В 1936 году Карлис распустил парламент, разогнал партии и закрыл все неугодные ему печатные издания, после чего единолично правил Латвией до 1940 года, до входа советский войск на территорию Латвии. Дядюшка первого президента современной Латвии запомнился фразой "Оставайтесь на своих местах, а я остаюсь на своем". Через месяц он был отправлен в ссылку в Красноводск. Гунтис Улманис пробыл на своей должности 6 лет, два полных срока. За это время он старался как можно больше интегрировать маленькую Латвию в мировые политические и экономические процессы. Именно Гунтис Улманис в 1991 году поддержал закон о разделении латвийцев на граждан и неграждан.
С президентством Улманиса связаны такие слова, как "круглопечатник" и "апатрид", характеризующие стремительно ухудшавшееся положение русских в Латвии. Их выселяли из квартир, разделяли семьи - многое было сделано в порыве латвийского национал-радикализма. Перед уходом в отставку Улманис сделал все, чтобы не потерять хорошие условия проживания. До сих пор его потребности полностью обслуживает государство благодаря закону "Об обеспечении деятельности президента". Личный шофер, парк автомобилей, загородная резиденция в Курземе, Улманис даже пользуется "дарственным" дипломатическим статусом, чтобы спокойно ездить отдыхать. Он не ушел из политики. В 2002 году он объединил консервативные партии в движение "За лучшую Латвию". Они боролись за места в парламенте долгие 8 лет, а когда пробили порог с семью процентами голосов, 10-й Сейм был досрочно распущен.
Тогда же перед выборами в 2010 году вокруг Улманиса разгорелся скандал. Женатого политика уличили в связях с женщиной, которая оказалась на 44 года моложе. Оппоненты даже заявляли о том, что Диния Лора, 22-летняя предпринимательница, родила ему дочь. Улманис все отрицал. Диния Лора Через три года он появился у детского садика с той самой женщиной и семилетней девочкой, которая настойчиво называла 70-летнего старика папой. В детском садике он танцевал с детьми на балу, общался и позировал для совместных фотографий. На вопрос, зачем он скрывал существование дочери три года назад, бывший политик ответил: "Это жизнь... Больше этот вопрос комментировать не хочу.
Сейчас живу тем, что есть, что произошло". Сейчас Улманис живет в своей резиденции в Курземе, куда приглашает журналистов и где дает интервью о внутренней политике и отношениях с Россией. Его взгляды остались такими же: он не признает принадлежности Латвии к российскому политическому пространству, но вместе с тем предупреждает латвийских политиков об опасности совсем отвернуться от восточного соседа. Нужно преодолеть этот синдром страха". Список его научных и литературных публикаций исчисляется десятками. За свою жизнь он написал 13 монографий и более 50 общественно-политических статей. Несмотря на это, Тер-Петросяна сложно назвать тихоней-ученым. Его арестовывали за националистическую деятельность, он состоял в террористической организации Дашнакцутюн, которую сам же обвинял в сговоре с КГБ уже будучи президентом и запретил на территории независимой Армении, посадив нескольких ее членов.
Тер-Петросян был президентом два срока подряд до 1998 года. Даже несмотря на десятилетний перерыв в политической деятельности, он до сих пор остается авторитетным человеком в стране в отличие от своих коллег.
Во главу угла Бабарико ставит повышение эффективности белорусской экономики.
По его мнению, необходимо создать независимую хозяйственную модель — только так республика сможет остаться суверенной. Созданную Лукашенко экономическую систему Бабарико называет «государство-паразит». Сначала республика пользовалась наследством Советского Союза, а теперь пытается выживать за счет России, сетует бывший банкир.
Примечательно, что об интеграции с восточным соседом управленец высказывается очень осторожно. Это сильно контрастирует со стилем Лукашенко, который за последние пару лет сыплет сплошными упреками и обвинениями в адрес Москвы. По мнению бывшего банкира, у двух стран нет общей цели — Россия во главу угла ставит политические вопросы, Белоруссия — экономические.
Потому перспективы интеграции непонятны, считает Бабарико. Эксперты полагают, что у экс-банкира есть хорошие шансы если не победить, то составить достойную конкуренцию Лукашенко.
Кто возглавлял Белоруссию до 1994 г. (до Лукашенко) и в какой должности?
Не жизнь, не малина: где сейчас первые президенты постсоветского пространства | Из замполита в президенты: биография Александра Лукашенко. Александр Лукашенко руководит Беларусью 28 лет — но каким он был в молодости и как пришел к власти? |
Список президентов Республики Беларусь | Империя Республики Беларусь вики | Fandom | Седьмым президентом Белоруссии был Александр Лукашенко, который занимал эту должность с 20 июля 1994 года. |
Все Правители Беларуси - YouTube | Александр Лукашенко является первым и единственным на данный президентом республики Беларусь. |
Лукашенко, Александр Григорьевич - ПЕРСОНА ТАСС | Практически все мировое сообщество не признало результаты ни одного из трех референдумов, состоявшихся при Лукашенко, а выборы президента Белоруссии на Западе называли «недемократичными». |
Лукашенко, Александр Григорьевич
Взгляд из Варшавы: что после Лукашенко? | Белорусские политологи Валерий Карбалевич и Алексей Дзермант рассказали «360», кто, по их мнению, может войти в этот совет. |
Александр Лукашенко рассказал о планах оппозиционеров, которые сбежали на Запад | / Президент Беларуси (с 1994 года). Лукашенко. |
Лукашенко Александр Григорьевич | Глава государства Александр Лукашенко сегодня во время «Большого разговора с Президентом» ответил на вопрос, кто и когда будет Президентом Беларуси после него. |
Лукашенко Александр Григорьевич. Большая российская энциклопедия | Из замполита в президенты: биография Александра Лукашенко. Александр Лукашенко руководит Беларусью 28 лет — но каким он был в молодости и как пришел к власти? |
Кто был президентом до Лукашенко? - | "Запад очень хочет втянуть Белоруссию в войну", — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в четверг, 25 апреля, на заседании Всебелорусского народного собрания. |
Первые годы независимости. Какой была Белоруссия до Александра Лукашенко?
ВС Белоруссии во главе с Шушкевичем ратифицировал документ 10 декабря 1991 года. Ни на минуту не задумывался, что начнем решать куда более серьезные политические вопросы", — говорил в интервью Станислав Шушкевич. Политик отмечал, что распад СССР казался очень далекой перспективой, но вместе с тем он был готов к подписанию Беловежских соглашений. По словам Шушкевича, в момент подписания документа он не чувствовал, что имеет причастность к великому событию. Осознание серьезности вопроса пришло несколько позже. Тогда я понял: весь мир говорит о том, что произошло потрясающее событие. И осознал, что да — мы прикоснулись к творению настоящей истории", — вспоминал глава ВС Белоруссии.
Политик считал события декабря 1991 года "захватом власти", который привел "к насилию, огромному числу жертв и разрушений".
Так-то наш «веник» было бы не сломать!!! Плохо в Школе учился, а окончил 2 высших учебных заведения! Был на учёте в Милиции, а служил в КГБ! Когда он уйдет, америкосы устроят белорусам «веселую» жизнь. А как поступают с гражданами. Мои родители купили дом в 1989г. СССР и отец 2002 г. Моя мать Россиянка , прожившая на территории Беларусь 30 лет, до сегодняшнего дня не может вступить в наследство после своего мужа.
Зато, что обратилась к Лукашенко за помощью завели Административное дело. Наследство в каждой стране охраняется законом!!! Международные Договора, подписаны, где прописано, что Российские граждане пользуются такими же правами, что и Белорусы. Но на самом деле не так. Суды выносят решения не по закону, а по договоренности. Вот уже четвертый год судимся. На ходу подделывают документы. В Беларусь даже Белорусам живется плохо. В 1999 году всем гражданам в населенным пунктах отдали земли в пожизненно наследуемое владение.
А к власти пришли не честные чиновники райисполком и сельские Советы и отобрали земли у землепользователей которыми владели более 30 лет , и отдали им же в аренду, А потом взяли аренду изъяли продали. А как ловко сельские Советы превращают землю населенных пунктов в пахотные, даже не мешают при этом находившийся на этих землях дома в собственности. Также умело превращают дом создания с 1959 в 1996г. И все это знает Лукашенко. Но не хочет помочь своему народу, не говоря о Российских граждан. За то по телевизору так красиво говорит, что наказывает не родивых чиновников. Все это показуха!!! Мой совет: не берите недвижимость в Беларусь, а то придется также судится за наследство.
При этом цены в Беларуси остаются высокими даже по российским меркам, а кредиты — доступными лишь немногим. Кроме того, в стране пытались ввести налог на тунеядство — всех безработных хотели обязать платить около 200 долларов в год только за отсутствие работы. В итоге от налога отказались, но ввели его в скрытой форме — безработные платят полный тариф за отопление жилых помещений, тогда как остальные абоненты платят лишь небольшую часть от тарифа остальное субсидирует государство. Критика и санкции Большинство западных политиков и независимых изданий считают политический режим в Беларуси авторитарным, а выборы — несвободными и несправедливыми. Критики обращают внимание на репрессии против оппозиционеров, исчезновения людей, преследование политических конкурентов и все еще не отмененную смертную казнь Беларусь — единственная страна в Европе, где применяется такая мера наказания. Лукашенко называют «последним диктатором Европы», не забывая, однако, упомянуть, что Лукашенко преследует не только своих конкурентов, но и олигархические силы, которые не имеют влияния на экономику страны, как в некоторых других постсоветских республиках. Кроме того, исследователи видят некоторые плюсы в централизованной экономике и достаточно высокий уровень жизни. Например, средняя зарплата в мае 2020 года составила 1227,9 местных рублей — это 36,6 тысяч российских, против примерно 50 тысяч рублей в России. Тем не менее, Лукашенко — все еще слишком «токсичный» по европейским меркам политик. В частности, его обвиняют в похищении и, возможно, убийстве своих политических конкурентов, в преследовании оппозиционеров, цензуре и других действиях, которые считаются неприемлемыми в западном мире.
И что он говорил о подписании документа о распаде СССР? Ранние годы и научная деятельность Станислав Шушкевич родился 15 декабря 1934 года в Минске. Его отец — Станислав Шушкевич, поэт и прозаик, автор стихов и рассказов для детей, мать — Елена Романовская, писательница и переводчица, работала учительницей. С 1956 по 1960 год работал младшим научным сотрудником Института физики АН БССР, с 1960-го по 1961-й — старшим инженером специального конструкторского бюро Минского радиозавода. В 1970 году Шушкевич стал доктором физико-математических наук, а через два года — профессором. В 1971 году начал заведовать кафедрой ядерной физики БГУ, в 1986—1990 годах работал проректором по научной работе университета. С 19 мая 1990-го по 25 августа 1991 года политик занимал должность первого заместителя председателя Верховного совета БССР Николая Дементея. Так на карте мира появилось 15 новых стран, которым в наследство от Советского Союза достались фабрики, заводы, техника, оружие, музеи и театры.
Александр Лукашенко
Лукашенко этого периода - активный сторонник рыночных отношений. Он критикует Совет Министров за торможение реформ в экономике. Лукашенко возмущен тем, что «госзаказ и цены устанавливаются административным порядком», что правительство дает указание «банкам направлять кредиты туда, куда Совмин укажет». Где свобода торговать? Где свобода установления цен? Голого администрирования мы уже наелись тогда, когда зафиксировали цены в сельском хозяйстве и превратили эту отрасль в ничто». Лукашенко обвиняет правительство в экономическом популизме, что за счет печатания пустых денег повышается зарплата и этим хотят погасить недовольство народа, чтобы протянуть на своих должностях еще несколько лет. Эта политика «антинародная» 10. Ныне президент Лукашенко с точностью повторяет экономическую политику Кебича. В то время Александр Григорьевич был и сторонником приватизации государственной собственности.
Еще более интересно сравнить сегодняшнего президента, твердого защитника колхозно-совхозного строя, с тогдашним депутатом Лукашенко. В то время он утверждал, что на селе сложилась крепостническая, феодальная система. Командно-административная система управления сельским хозяйством заставляет его даже думать так, как хочет руководитель». Люди на селе «до сих пор боятся высказать свою точку зрения, опасаясь репрессий со стороны, как они нас называют, «удельных князей и феодалов». Это страшно ненормальная система». Главное средство ее изменения - смена форм собственности, введение частной собственности на землю 12. В конце мая 1991 г. Лукашенко был в числе парламентского меньшинства, голосовавшего за придание Декларации о суверенитете БССР статуса Конституционного закона. На одном из митингов оппозиции в Могилеве он выступал вместе с лидером БНФ 3.
Здесь депутат обвиняет правящую номенклатуру в стремлении к авторитарному правлению. Он утверждает, что реализация предложенной Совмином программы экономической стабилизации приведет к диктатуре в экономике и политике. Малофеева ввести в стране чрезвычайное положение. Он расценивает это как желание «удержаться бездарным руководителям у власти еще некоторое время». Эта статья для Лукашенко была в каком-то смысле программной. Здесь он изложил свою позицию по основным политическим вопросам и заявил о себе как о последовательном оппозиционере и демократе. С самого начала депутатской деятельности Лукашенко создал себе устойчивый образ честного, искреннего и справедливого политика, защитника народа. Он регулярно выступал с осуждением политической борьбы между парламентским большинством и оппозицией из-за «принципов», призывал к компромиссам в интересах дела. При создании комиссии по оценке деятельности должностных лиц в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии Лукашенко произнес фразу, которую потом повторяли многие: «Не судите без суда».
Яростный борец против чиновничества и номенклатуры, он неожиданно для многих выступил в защиту вице-премьера А. Кичкайло, поскольку тот, по его мнению, профессионал и порядочный человек. Лукашенко на сессии потребовал провести расследование положения, сложившегося с распределением благ среди депутатов и аппарата ВС слишком дорогие гостиничные номера, излишнее обеспечение автомобилями, дефицитными продуктами и т. При обсуждении закона о милиции Лукашенко заявил, что милиция хочет ограбить рабочих и крестьян, т. В перерывах между сессиями Лукашенко регулярно отчитывался перед избирателями округа. Встречи продолжались по 3—4 часа. Депутат чувствовал себя в своей стихии. Он выслушивал жалобы, защищал несправедливо обиженных, причем действовал характерными для него методами. Так, 22 сентября 1990 г.
Он обвинял его в бездеятельности, неспособности организовать снабжение населения товарами и угрожал обратиться к выборщикам с предложением об отстранении от должности первых лиц района. И последние вынуждены были через ту же газету информировать депутата о принятых мерах. Поскольку заседания сессий ВС тогда транслировались по радио и телевидению, Лукашенко становится популярным среди политизиро-ванной публики. О нем пишет пресса. В газете «Лiтаратура i мастацтва», в то время основном рупоре сторонников национально-демократических идей, журналист, который брал интервью у Лукашенко, так характеризовал его: «Александр Григорьевич, вас любят журналисты, ваша фамилия часто звучит в репортажах с заседаний, не первый раз вы даете интервью. Ваши выступления, рассуждения, замечания всегда интересны и оригинальны, к вашим словам прислушиваются коллеги. Не ошибусь, если скажу, что многие видят в вас личность, яркую фигуру в нашем парламенте» 14. Газета «Советская Белоруссия» после первой сессии посвятила Лукашенко небольшую восторженную статью. А «Народная газета» опубликовала письмо читателя Н.
Худалева из Гомеля: «Если народный депутат Александр Лукашенко даст согласие баллотироваться на пост президента республики, то я и мои знакомые отдадим свои голоса за него. Это кристально чистый и честный человек» 16. С началом своей депутатской деятельности Лукашенко быстро почувствовал уверенность в своих силах и понял, что может претендовать на большее. Первую попытку стать кем-то большим, чем просто депутатом, он предпринял в начале работы парламента. Во время выборов председателя Комиссии Верховного Совета по аграрным вопросам и продовольствию была выдвинута кандидатура Лукашенко. И здесь состоялся очередной раунд его борьбы с номенклатурой. Конкурентами Лукашенко оказались четыре первых секретаря райкомов партии, три из которых сняли свои кандидатуры в пользу В. Выступая со своей программой, Лукашенко предлагал радикальные меры по сокращению чиновников и управленческих структур в сельском хозяйстве. Он рассказал, что с января 1990 г.
Номенклатурное большинство дружно выступило против Лукашенко. Посыпались обвинения в его принадлежности к БНФ, в скромных успехах его совхоза и т. В результате за Лукашенко было подано 105 голосов, против- 129. Председателем комиссии избран Владимир Гаркун ныне вице-премьер. Лукашенко отказался участвовать в работе комиссии и совмещал работу в ВС с должностью директора совхоза вплоть до избрания президентом. В ходе долгих дискуссий в ВС об утверждении состава Совмина Лукашенко произнес фразу, которую можно считать ключевой, многое объясняющей в его поведении. Достойные претенденты на министерские посты есть. Но искать их надо не в министерствах и парткабинетах, а на предприятиях, в организациях и даже среди нас, депутатов» 17 , скромно заметил он. Потом Лукашенко неоднократно и настойчиво намекал на свою невостребованность.
Лукашенко оставался в КПСС до конца. В июне 1991 г. Группа выступила с заявлением, осуждающим политику руководства КПБ, Совета Министров и номенклатурного большинства в парламенте, направленную «на защиту интересов командно-административной системы». Новая организация намеревалась способствовать развитию демократии, предпринимательства, укреплению суверенитета Беларуси, превращению КПБ в парламентскую партию. Группа обращалась к партийным организациям с предложением поддержать ее 18. Наблюдатели сравнивали это заявление с выступлением Александра Руцкого на Съезде народных депутатов России. Лукашенко вместе со своей депутатской группой резко осудил путч ГКЧП. Несколько недель после путча - это, пожалуй, кульминация его карьеры в политической ипостаси демократа. Он яростно требует отставки Председателя Верховного Совета Н.
Дементея и его заместителя В. Кебича, на чем не настаивала даже фракция БНФ. Обращаясь к премьеру с трибуны сессии, Лукашенко воскликнул: «Если Вы, Вячеслав Францевич, сейчас же не уйдете в отставку, то нас всех завтра вынесут отсюда и, возможно, вперед ногами» 19. Именно он внес в зал заседаний парламента бело-красно-белый флаг, бывший до этого времени символом национально-демократической оппозиции, в тот же день ставший государственным флагом Республики Беларусь. Члены депутатской группы «Коммунисты Беларуси за демократию» заявили о выходе из КПСС-КПБ, потребовали ее запрета и объявили о преобразовании своей группы в фракцию «Демократические реформы», состоявшую из 53 депутатов. Ставилась задача преобразования ее в политическую партию под условным названием «Республиканская партия за демократические реформы и развитие». Программные принципы новой организации были самые общие: борьба против номенклатуры, за демократию, процветание Беларуси и т. Предполагалось, что костяк новой партии составят члены и организации КПБ. Однако из этой затеи ничего не получилось.
Слишком политически разношерстными оказались люди, вошедшие в эту фракцию, слишком размытой политическая платформа. Фракция вскоре распалась. Чуть позже Лукашенко принимал активное участие в организации Партии народного согласия на раннем этапе ее формирования. Но и здесь партийным лидером стать не получилось. В октябре 1991 г. Большинство депутатов недолюбливали его, называли «выскочкой», «ни нашим, ни вашим». Потом было несколько выступлений в поддержку Лукашенко, требовавших переголосовать уж слишком заметной фигурой он был , но безрезультатно. Александр Григорьевич получил очередной удар от правящей команды. Но это была последняя партия в длительном матче Лукашенко с номенклатурой, которую он проиграл.
Между тем политическая эволюция Лукашенко совершила резкий зигзаг. Он перешел на откровенно антиреформаторские позиции. Если раньше по основным политическим вопросам он голосовал в Верховном Совете вместе с оппозицией, то теперь он начал поддерживать правящее большинство, а по некоторым вопросам оказался в одном лагере с коммунистами. Такой политический дрейф нельзя назвать случайным и сводить лишь к личности Лукашенко. Он отражал определенную общественную тенденцию на всем постсоветском пространстве. Похожие кульбиты осуществили многие общественные деятели, в частности депутаты Верховного Совета и Съезда народных депутатов России, вступившие в острый конфликт с Ельциным в 1992-1993 гг. Причины этого явления ясны. Крах коммунистического режима и начало реформ сопровождались резким обострением социально-экономического кризиса и всплеском антиреформаторских настроений в обществе. Голый популизм, не стремящийся к серьезному анализу сложных социальных явлений, неизбежно ведет к тому, что политик застывает на уровне обыденного сознания.
И его эволюция - это отражение эволюции обедневшей, дезориентированной, люмпенизированной части населения. А Лукашенко хорошо ощущал настроения общества. Изменение позиции Лукашенко началось с того, что он стал положительно относиться к правительству Кебича, всячески тормозившему рыночные реформы, и включился в критику парламентским большинством Шушкевича, который ассоциировался с демократами. Поменялось и отношение Лукашенко к приватизации. Сначала Лукашенко критикует ее за то, что она выродилась в «прихватизацию» номенклатурой наиболее лакомых кусков государственной собственности. Но уже в январе 1993 г. Козика проявить гражданское мужество и снять с повестки дня сессии законопроект о разгосударствлении и приватизации государственного имущества, так как общество не готово к этому, оно не успело еще переварить те законы, которые приняты. В ноябре 1991 г. Затем в ходе ожесточенной борьбы по вопросу о присоединении РБ к Ташкентскому договору о коллективной безопасности Лукашенко оказался на стороне парламентского большинства.
Он пламенно защищал соглашение между Беларусью и Россией об объединении денежных систем. Широко известен миф, до сих пор распространяемый самим Лукашенко, что он был единственным депутатом Верховного Совета Беларуси, голосовавшим против Беловежских соглашений. Этот факт стал важным элементом его избирательной кампании в ходе президентских выборов. На самом деле это не так. Давно опубликован протокол того исторического заседания 10 декабря 1991 г. А единственный голос «против» принадлежит, судя по всему, В. В августе 1993 г. Кроме него в состав делегации входили лидеры проправительственной фракции «Беларусь» Г. Козлов и советник главы Совета Министров Н.
Они провели переговоры о политическом союзе между Беларусью и Россией с Р. Хасбулатовым и его окружением. Уже сам выбор собеседников - противников Б. Ельцина говорил о том, на какой основе собирались создавать новое объединение. Кульминацией его была пламенная речь Лукашенко. Под бурные овации он заявил, что готов «на коленях ползти к России», что «единственный шанс для спасения от гибели -создание единого государства с бывшими республиками СССР, прежде всего с Россией». Отсюда, именно отсюда должно пойти движение по созданию новой великой державы. На этом пути необходимо отказаться от замусоленной идеи экономического союза, нужно принимать политическое решение» 21. Но уже в этот период стала известна и другая сторона личности Лукашенко, которая в полной мере проявилась после избрания его президентом.
В начале декабря 1992 г. Лукашенко развалил профсоюз в отдельно взятом совхозе». А вверху на всю полосу крупным шрифтом было напечатано: «С трибуны парламента легче защищать всех аграриев, чем создать нормальную жизнь крестьянину». Статья написана А. Щербаком, бывшим председателем профкома совхоза «Городец», где директором был Лукашенко. В ней рассказывалось о постоянных нарушениях трудового законодательства в совхозе незаконные штрафы, неправильная оплата в праздничные дни и т. Лукашенко сорвал подписание коллективного договора между администрацией и коллективом. Попытки председателя профкома отстаивать права работников и протестовать против действий директора привели к острому конфликту. Лукашенко стремился изгнать А.
Щербака из совхоза. Когда же рабочие переизбрали председателя профкома на второй срок, то директор применил безотказный прием. Он своим приказом запретил изымать профсоюзные взносы через бухгалтерию. В результате работа профсоюза в хозяйстве оказалась парализованной, взносы перестали собираться, А. Щербаку пришлось уволиться, профком практически прекратил свою деятельность. Любопытно, что в 1989 г. Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление.
И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22. С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов. Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе. Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу. Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население.
Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства.
Вероятнее всего, как прогнозирует эксперт, Лукашенко станет пожизненным представителем в ВНС, а собрание будет подменять парламент, которому — памятуя о 1990-х — не позволят усилиться. К построению парламентаризма в РБ я отношусь с большим скепсисом — на это без противодействия уйдёт лет десять, а с ним и того больше.
Поиск преемника обернётся другой проблемой: любому, даже самому приемлемому преемнику очень скоро начнёт мешать его предшественник, особенно такой деятельный и экспрессивный, как Александр Григорьевич. Поэтому ставка на ВНС для Лукашенко выглядит наиболее разумной. Но примут ли её белорусы, неясно. Скорее всего, страну ждет дальнейшее углубление раскола между властью и обществом, а также ускорение эмиграции в Польшу, Прибалтику и Россию, — прогнозирует украинский обозреватель. Избежит ли Белоруссия политического кризиса?
В некоторой параллельной реальности Александр Лукашенко, запустивший процесс демократизации и ушедший с поста президента, мог бы возглавить оппозиционную партию и, критикуя уже новую власть, рассчитывать на значительную поддержку лояльного ему или недовольного политическими изменениями электората. Эта партия могла бы получить неплохие позиции в новом — многопартийном и несимуляционном — парламенте. Здесь вспоминается экс-президент Украины Порошенко, который покидал пост с крайне низким рейтингом, но сейчас и он, и его партия, согласно соцопросам, довольно популярны. Однако Украина — это какая-никакая демократия с постсоветской традицией регулярной смены власти и непредсказуемых выборов всех уровней. В РБ все иначе, — уверен политолог.
Для Белоруссии, по мнению эксперта, пока единственно приемлем другой путь — авторитарный, избранный лидерами многих республик бывшего СССР. Не-демократиям приходится создавать какие-то дополнительные властные структуры — самопровозглашённые и заточенные более-менее на одного конкретного человека. Всё это мотивируется, разумеется, благими намерениями поддержания стабильности при транзите власти, чтобы страна вдруг при смене президента не распалась на части. Страны, в общем-то, редко распадаются на части после свободных, прозрачных и конкурентных выборов, но, если вы претендуете на звание родины слонов, нужно быть готовым ко всему, — считает Станислав Бышок.
На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала.
Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении.
Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24.
Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств.
Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов.
Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован.
Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами.
В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании.
В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам.
С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов.
Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им.
Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти.
Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия.
Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента.
Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс.
Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной.
В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом.
Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда.
Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик».
Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов.
С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции. Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко.
То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве. Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом. Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией».
В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание. Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока, к середине 80-х гг. Здесь существовавшая система к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать. Это объяснялось комплексом причин, анализировать которые здесь нет возможности. Важно то, что к началу горбачевской перестройки в Беларуси, в отличие от других коммунистических стран, общество не созрело для реформ. Поэтому демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически, на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы.
Очевидно, что режим Александра Григорьевича Лукашенко является «персоналистским». В данный момент он стоит на фигуре самого Лукашенко и держится, возможно, до тех пор, пока держится он. Это значит, что Лукашенко необходимо при любых обстоятельствах демонстрировать, что он жив, здоров и в здравом уме. Главная интрига Белоруссии — что будет после его ухода. И на постсоветском пространстве это тоже одна из главных интриг.
Разумеется, после вопроса о сроках окончания и результатах СВО. Белорусская независимость целиком держится на Лукашенко.
Бабарико или Цепкало: кто мог бы стать новым президентом Белоруссии?
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время встречи с представителями СМИ и общественностью 9 августа ответил на вопрос, кто и когда будет Главой государства после него, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости». «Президент Белоруссии Александр Лукашенко назначил премьер-министром Романа Головченко, который до настоящего времени занимал пост председателя Государственного военно-промышленного комитета», – сообщило агентство «БелТА». Президентом может быть избран гражданин Белоруссии по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Биография Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
Александр Лукашенко избран председателем Всебелорусского народного собрания. Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Россия медленно: 500 метров, километр, два-три, на разных участках по-разному, но каждый день, каждые сутки продвигается. Вы знаете информацию об освобождении российскими войсками некоторых населенных пунктов. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, 1994 год. После распада Советского Союза начался бум партийного строительства, при этом наиболее активно росли националистические и прозападно-либеральные объединения. «Президент Белоруссии Александр Лукашенко назначил премьер-министром Романа Головченко, который до настоящего времени занимал пост председателя Государственного военно-промышленного комитета», – сообщило агентство «БелТА». Президентом может быть избран гражданин Белоруссии по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Период после обретения независимости в 1991 году и до прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году был одним из самых интересных и неоднозначных в политической истории Белоруссии.
Бабарико или Цепкало: кто мог бы стать новым президентом Белоруссии?
Нужно преодолеть этот синдром страха". Список его научных и литературных публикаций исчисляется десятками. За свою жизнь он написал 13 монографий и более 50 общественно-политических статей. Несмотря на это, Тер-Петросяна сложно назвать тихоней-ученым. Его арестовывали за националистическую деятельность, он состоял в террористической организации Дашнакцутюн, которую сам же обвинял в сговоре с КГБ уже будучи президентом и запретил на территории независимой Армении, посадив нескольких ее членов. Тер-Петросян был президентом два срока подряд до 1998 года. Даже несмотря на десятилетний перерыв в политической деятельности, он до сих пор остается авторитетным человеком в стране в отличие от своих коллег.
Но политик не признал эти результаты. Его сторонники устроили вооруженные столкновения с полицией перед территорией российского посольства, 8 человек погибло, более 130 получили ранения. Силовой разгон акции протеста в 2008 году, Тер-Петросян в это время заперт в собственной резиденции Тер-Петросян руководил оппозиционной партией "Армянский национальный конгресс" до 2013 года и до сих пор остается ее духовным лидером. Что интересно, с 2014 года АНК активно сотрудничает с Дашнакцутюном. Его обвиняли не только в неспособности прекратить обострение противостояния в зоне карабахского конфликта, но и в излишней мягкотелости. Первого президента Азербайджана умудрились свергнуть целых два раза.
Силовые структуры из-за саботажа и подрывных действий НФА и слабоволия президента практически бездействовали. Президенту даже информацию из МВД передавали неверную, якобы в Ходжалы погибло несколько человек. Он подвергся уничтожающей критике со стороны оппозиции за "сокрытие правды от народа", хотя несчастный президент был в изоляции из-за некомпетентности своего ближайшего окружения и отсутствия единой управляющей и направляющей воли в государстве. Вернее, такая сила была, но она была деструктивной и планомерно разрушала Азербайджан", - говорил политолог Зардушт Ализаде. Сторонники Муталибова организовали митинг, Верховный Совет восстановил первого президента в должности. Тот сразу установил в стране комендантский час.
В ответ оппозиция предъявила Муталибову ультиматум: он должен был сложить полномочия. Когда отведенное на это время закончилось, оппозиционеры захватили город и президентский дворец. Пробыв на президентском посту два дня и не сумев защитить город во время Ходжалинской трагедии, Муталибов сбежал в Россию. Первый президент Азербайджана жил в Москве до 2012 года, не имея возможности вернуться на родину из-за обвинений в попытке государственного переворота. МВД Азербайжана оперативно заявило, что Муталибов был арестован по их просьбе. Но через несколько часов его отпустили.
Бывший президент получил временную прописку в Москве и квартиру в Жулебине. В 2002 году на Муталибова снова завели уголовное дело по обвинению в попытке государственного переворота с помощью просветительского фонда "За прогресс Азербайджана". В Баку арестовали пять человек. Бывшего президента выдвигали на выборы в 2003 году, но ЦИК отказался регистрировать кандидата из-за двойной прописки. В 2011 году президент Ильхам Алиев разрешил Матулибову посетить похороны своего сына на родине. В июле того же года он в связи с принятым законом "Об экс-президентах" вернулся в Азербайджан.
Ему назначили государственную пенсию и предоставили иммунитет от уголовного преследования.
Белорусы ведь были православными, не было в XIX веке такого человека, как «белорус-католик». Белорусы не отвергли польскую или русскую культуру, они «вмонтировали» их в свою. Современные белорусы находятся между Польшей и Россией, культурно язык ближе к России, но генетически это доказывают многочисленные научные исследования у них нет более близкого народа, чем поляки. Все это позволяет им прекрасно ладить и общаться как с поляками, так и с русскими. Очень связывают и военные воспоминания: белорусы, как и поляки и русские, понесли во время войны огромные потери — человеческие и материальные. И в отличие от украинцев они не прославляют эсэсовцев или военных преступников. Вспомним также, что и Белорусским фронтом наиглавнейшим командовал поляк — Константин Рокоссовский.
Именно он является автором важнейших побед Второй мировой войны Сталинград, Москва, Курск , а ведь его мать родом из-под Пинска и похоронена в белорусских Телеханах. Отец и сестра маршала похоронены на Бродновском кладбище в Варшаве, дяди — на Повонзках. Командующий 16-й армией генерал-лейтенант К. Рокоссовский со своим штабом Эти хорошие отношения белорусов с поляками и русскими являются огромным потенциалом для экономики страны. После эпохи Лукашенко вне зависимости от того, когда это произойдет Белоруссия приблизится к Европе, рано или поздно подпишет пакт об ассоциации с Европейским Союзом. Но в ЕС она никогда не войдет. Зачем ей это? Она бы потеряла свое привилегированное положение в отношениях с Россией.
Отсюда вопрос: не выступит ли Москва против сближения Белоруссии с ЕС? У меня в России много знакомых: политиков, публицистов, предпринимателей. Многие из них считают, что сближение Белоруссии с ЕС было бы для России совершенно выгодно. Это была бы территория, по-прежнему связанная с Россией, но не охваченная — как и сегодня — западными санкциями. Через Белоруссию могла бы вестись торговля, здесь бы свои инвестиции размещали без опаски западные и российские капиталы. Ее потенциала хватило бы для прекрасного развития.
В его время страна продолжила развивать свой экономический и политический потенциал. Он продолжил работу по укреплению внутренней и внешней позиции Беларуси. С 2006 до 2008 года Беларусью руководил Владислав Дробич. Во время его правления страна стремилась к улучшению экономического положения национальной экономики и совершенствованию правовой системы. В его срок государство активно развивало свою внешнюю и внутреннюю политику, стремясь к прогрессу и процветанию. Шушкевич — первый президент Беларуси Станкевич, Щербакович, Романович, Пятрович, Сянкевич, Дробич, Маскевич, Лукашевич — все эти фамилии были известны и президента сменялись, но только Шушкевич стал первым президентом Беларуси. Долгие годы он руководил страной, приводя ее к независимости и укрепляя государственность. Ян Станкевич — белорусский политик, первый лидер Белорусской народной государственности в Гродно, лидер Организации вооруженных сил народного фронта. Вместе с Александром Лукашенко и Михаилом Сянкевичем он выступил за создание независимой республики Беларусь. Леонид Щербакович — член Комитета национальной независимости, который вместе с Шушкевичем добивался суверенитета для Республики Беларусь. Он активно участвовал в создании новой конституции и разработке важных политических решений. Михаил Романович — высокопоставленный чиновник и политик, который сыграл важную роль в становлении и развитии Беларуси. Он был председателем Верховного Совета Республики Беларусь и занимался реформами в различных сферах жизни страны. Александр Пятрович — белорусский политик, избранный вице-председателем Верховного Совета Беларуси, затем — главой Верховного Совета, который совместно с Вячеславом Дробичем и Натальей Маскевич участвовал в подготовке Акта о роспуске и подписании декларации о независимости Беларуси. Григорович — временный исполнительный президент В истории Беларуси есть несколько периодов, когда страной руководили временные исполнительные президенты. После окончания правления Лукашенко Григорович стал одним из таких президентов. Этот период был непростым для страны, ведь Григорович пришлось столкнуться с множеством сложных проблем на политическом и экономическом уровнях. Ситуация в стране после Лукашенко была крайне напряженной. Внутристрановые конфликты и неуверенность в будущем вызвали серьезные проблемы и необходимость найти временного лидера, который смог бы управлять Беларусью в это непростое время. Именно поэтому был выбран Григорович. Григорович проявил себя как дипломат и лидер, способный принимать сложные решения в экстремальных ситуациях. Он умело управлял политическими процессами, стараясь находить компромиссы и сохранять стабильность в стране.
Президентом может быть избран гражданин Белоруссии по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Президент официально избирается на 5 лет.
Список правителей Белоруссии
В итоге после выборов Тихановская эмигрировала в Литву, а Лукашенко провел тайную инаугурацию из-за риска провокаций. В августе 2022 года Лукашенко пообещал не идти на следующие выборы, отмечая, что уже «наелся президентства», а нынешний срок для него — последний. Никогда у меня не было такой цели, нет и никогда не будет», — утверждал он. Не время умирать: чем был болен Александр Лукашенко А может ли вообще Лукашенко баллотироваться снова? Несмотря на свои заверения и принятие в 2021 году поправок в Конституцию страны, которые ограничили число президентских сроков двумя подряд, Лукашенко вновь намерен баллотироваться на пост главы государства.
Чем они [оппозиция] будут больше напрягать вас, меня и общество, тем быстрее я пойду на эти выборы», — заявил Лукашенко журналистам. Также эксперт отметил, что Лукашенко обновил Конституцию после протестов в 2020-м не просто так. Если люди не ходят по улицам и не совершают массово противоправные поступки — это еще нельзя считать согласием с его политикой», — заключил он. Однако сам Лукашенко ранее утверждал , что не делает «никакую Конституцию под себя», а основной закон изменили, чтобы избежать новой эскалации в стране.
Более того, политик обещал, что не станет работать президентом после вступления в силу всех поправок, а его преемник должен быть «близок к телу».
Он занимал эту должность с 1991 по 1994 год. После него, в 1994 году, вступил в должность Александр Лукашенко, который по сей день является президентом страны. Он занял эту должность после провозглашения независимости Белорусской Советской Социалистической Республики от Советского Союза 25 августа 1991 года. Он учился и получил высшее образование в Москве, затем работал в академической сфере и научных учреждениях. Сразу после провозглашения независимости он стал действующим главой государства. Станислав Шушкевич занимал должность президента Белоруссии до 26 июля 1994 года, когда его сменил Александр Лукашенко. Во время своего правления Шушкевич сделал значительные шаги к установлению независимой и демократической Белоруссии, он также активно работал над укреплением международных связей страны. Шушкевич является выдающейся фигурой в истории Белоруссии и оставил значительный след в политической жизни страны. Он продолжает активно участвовать в общественной и политической деятельности и находится под постоянным вниманием общественности.
Президент Белоруссии после первого президента После первого президента Белоруссии Станислава Шушкевича, который занимал эту должность с 1991 по 1994 год, на пост главы государства вступил Александр Лукашенко. Александр Григорьевич Лукашенко стал президентом Белоруссии 20 июля 1994 года. Изначально он был выбран на эту должность временно, однако впоследствии было принято решение о проведении специального референдума, который подтвердил его полномочия и позволил продлить его президентский срок до 2001 года. Александр Лукашенко повторно выиграл президентские выборы в 2001, 2006, 2010, 2015 и 2020 годах, что позволило ему удерживать свою должность на протяжении многих лет. У него сформировался образ авторитарного лидера, и его правление омрачено критикой со стороны международных наблюдателей и правозащитных организаций. На данный момент Александр Лукашенко остается президентом Белоруссии и продолжает управлять страной на фоне массовых протестов и волнений в обществе. Период правления третьего президента Белоруссии Третьим президентом Белоруссии стал Александр Владимирович Лукашенко, который пришел к власти в 1994 году. Его правление было одним из самых продолжительных в истории современной Белоруссии. Лукашенко президентом Белоруссии был избран на волне недовольства населения предыдущими руководителями страны и надежды на восстановление экономики и социальной справедливости. Правление Лукашенко пришлось на трудный период для Белоруссии — конец 20-го века и начало 21-го.
В это время страна столкнулась с серьезными экономическими проблемами, инфляцией и высокой безработицей. В своей политике Лукашенко ставил акцент на укрепление государственности и независимости Белоруссии, поддержку традиционных ценностей и социальную защиту населения. Он также проводил социальные реформы и вводил жесткий контроль над экономикой и СМИ. Лукашенко был критикован за нарушение прав человека, отсутствие свободы слова и политического плюрализма.
В акции протеста 19 декабря 2010 года, по разным оценкам, приняло участие от 15 до 40 тысяч человек. Всего, по оценкам правозащитников, в ту ночь были задержаны около 800 человек, в том числе журналисты. Часть задержанных получила штрафы и сутки. Их тут же разогнали сотрудниками правоохранительных органов. По приблизительным оценкам правоохранителей, на Октябрьской площади в Минске собрались около 100—200 человек. Дойдя до Красного костела, они прочитали молитву «Отче наш», спели гимн «Магутны Божа», после чего разошлись.
После окончания правления Лукашенко Григорович стал одним из таких президентов. Этот период был непростым для страны, ведь Григорович пришлось столкнуться с множеством сложных проблем на политическом и экономическом уровнях. Ситуация в стране после Лукашенко была крайне напряженной. Внутристрановые конфликты и неуверенность в будущем вызвали серьезные проблемы и необходимость найти временного лидера, который смог бы управлять Беларусью в это непростое время. Именно поэтому был выбран Григорович. Григорович проявил себя как дипломат и лидер, способный принимать сложные решения в экстремальных ситуациях. Он умело управлял политическими процессами, стараясь находить компромиссы и сохранять стабильность в стране. Его правление было направлено на восстановление экономики и внутренней политической ситуации в Беларуси. Григорович активно выступал на международной арене, представляя интересы Беларуси и занимаясь развитием дипломатических связей. Однако его правление было недолгим, и через некоторое время Григорович передал власть следующему временному исполнительному президенту — щербаковичу. Несмотря на это, в истории Беларуси останутся яркими его достижения и вклад в развитие страны. Он стал первым главой государства, который был выбран голосованием населения. Это был важный шаг в истории Беларуси, который подтверждал стремление к демократии и независимости. Он стал символом единства белорусского народа в постсоветскую эпоху. Николаев приложил большие усилия для развития экономики и национальной культуры. Его приоритетами были укрепление независимости и создание благоприятных условий для развития белорусского общества. Благодаря его усилиям были проведены реформы в аграрном секторе, строительстве, транспорте и других отраслях экономики. Он также активно сотрудничал с международным сообществом и укреплял внешние связи Беларуси. Оппозиция и некоторые граждане высказывали свое недовольство экономической и политической ситуацией в стране. Это ставило президента перед сложными выборами и задачами в области управления и развития Беларуси. Оцените статью.
Биография Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2018 год. Ночью 4 мая в возрасте 87 лет скончался первый президент Беларуси Станислав Шушкевич. о геополитической ситуации вокруг страны, достижениях суверенной Беларуси. Белорусские политологи Валерий Карбалевич и Алексей Дзермант рассказали «360», кто, по их мнению, может войти в этот совет. Сообщил он об этом в эфире программы "Большой разговор". Его слова приводит РИА Новости. "Не надо гадать, когда уйдет Лукашенко. Президент Белоруссии Александр Лукашенко спешно покинул Москву после парада, приуроченного ко Дню Победы 9 мая. Сообщил он об этом в эфире программы "Большой разговор". Его слова приводит РИА Новости. "Не надо гадать, когда уйдет Лукашенко. Президент Белоруссии Александр Лукашенко спешно покинул Москву после парада, приуроченного ко Дню Победы 9 мая.