Так как Новый Год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца.
Новолетие, Славянский Новый год
Новый год стал «второсортным» праздником. Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Традиция праздновать наступление нового года насчитывает не одну тысячу лет. Ключевые слова: славянский новый год,праздник урожая,коляда,солнцестояние,новый год. Васильев вечер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян[1], приходящийся на 31 декабря (13 января). Ранее новый год праздновали 1 сентября, которое было установлено в 1492 году Иваном III.
Почему славяне в сентябре мух хоронили
Празднование Нового Года официально было признано 1 января в 1948 году, власти сделали этот день выходным для всех. И приходил СЛАВЯНСКИЙ НОВЫЙ ГОД (новое Лето) в ночь ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ! И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября. Все славянские племена праздновали с незапамятных времен новый год.
Как встречать новое Солнце Коляду?
- КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД СЛАВЯНЕ
- Почему славяне в сентябре мух хоронили — читать на
- ДОХРИСТИАНСКИЙ НОВЫЙ ГОД НА РУСИ. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
- История русской ёлки. Начало | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Славянское Новолетие – почему наши предки отмечали Новый год в сентябре?
Новой год у древних славян, как отмечался
Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год. Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия.
Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы.
В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар. С этим периодом связано множество других знаковых событий и праздничных дат у разных народов мира.
Священная дата славян 25 декабря в других религиях и народах 25 декабря сегодня принято праздновать католическое Рождество, то есть рождение Бога. Да и православные в современном смысле Рождество также до смены календаря выпадало на эту дату. Но вот что интересно.
Именно 25 декабря, около 5000 лет назад родился египетский Бог Гор. В 1200 г. На эту же дату в 900 г.
Древнегреческий Бог Дионисий тоже появляется на свет 25 декабря 500 г. И у всех абсолютно одна и та же история — рождение от девы, появление на Востоке звезды предвестника этого события, у большинства 12 учеников, все они совершают чудеса, например, превращают воду в вино и ходят по воде. Каждого из них ожидает смерть через распятие и воскрешение через 3 дня.
Новый год выпадал на святки — и без того один из самых веселых и праздничных периодов года. И православным людям ничто не мешало его отмечать. Все изменилось после 1918 года, когда молодое советское государство перешло на новый, григорианский календарь, а Церковь продолжила жить по старому, юлианскому.
Новый год наступал теперь перед Рождеством и выпадал на постное время. Впрочем, до середины 30-х годов за встречу Нового года можно было попасть под подозрение, а то и получить срок — это считалось пережитком старого порядка, поэтому проблема, праздновать его или нет, не была для верующих столь острой. Другое дело сейчас.
Что делать, когда вокруг все грохочет и искрится праздником, друзья и родственники зовут в гости, а на дворе — строгий пост? Наверно, однозначного ответа тут быть не может. Все зависит от ситуации, в которой находится человек, его мотивации, духовного состояния.
Логика в этих рассуждениях, конечно, есть. Но давайте вспомним несколько важных моментов. Во-первых, в календаре наших предков день начинался не утром, а с вечера. Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности. Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень — это вечер года, с которого он и должен начинаться. Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим.
Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие — это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года. Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла. Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год.
Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай.
По указу счет годам начал вестись не со дня сотворения мира, а со дня рождения Иисуса, и это был 1700 год, 1 января. Всем было велено в этот день быть на богослужении, а по выходе из церкви обмениваться приветствиями, дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года. А кроме того, "чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка. Если следовать логике природы, то Новый год следовало бы отмечать 22 или 23 декабря, когда начинается прибавление светового дня и солнце постоянно поднимается по небосклону все выше.
КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД СЛАВЯНЕ
Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями... Расскажем подробнее об этом интереснейшем явлении старой русской жизни. Святочное действо Перенесемся, однако, из шумных городов в народные толщи, в деревню, где до революции проживало подавляющее большинство народонаселения Российской империи. Именно в деревенской исконной Руси святочное действо сохраняло многое идущее от языческой древности, хотя и было освящено христианством. В крестьянском быту восточных славян Святки — самый большой шумный и веселый праздник, длящийся от Николина дня 6 декабря по старому стилю до Крещения 6 января по старому стилю ; в некоторых областях они начинались с Рождественского сочельника 6 января и заканчивались Крещением 19 января. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане. К этому времени заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, и для сельских тружеников наступала беззаботная пора. Святки были праздником прежде всего молодежи — своеобразным состязанием, на котором нельзя было ударить лицом в грязь. Готовились к Святкам целый год. Девушки шили платья, парни готовили маскарадные костюмы. Кульминацией приготовлений к деревенскому балу была аренда «дворца».
Как правило, специально для этих целей в складчину снимали избу, называемую «жировая». При этом девушки вносили плату наравне с сильным полом. Игрища Происходили главным образом ночью… Вдруг в избу вваливается толпа парней с вымазанными сажей лицами и с подвешенными седыми бородами. Главным героем этого представления был «кузнец». Из одежды на нем только штаны, а верхняя голая часть туловища разукрашена симметрично расположенными кружками, изображающими собой пуговицы. В руках у «артиста» большой деревянный молот. За «кузнецом» вносят высокую скамейку, покрытую широким, спускающимся до земли пологом, под которым прячутся человек пять-шесть ребятишек. Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда «кузнец» говорит одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты, старый, полезай под наковальню, я тебя перекую! Изюминка игры состояла в том, что при каждом ударе у кузнеца сваливаются портки, и он остается совершенно обнаженным.
Когда всех стариков «перекуют» на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать? Игра в «кузнеца» была популярнейшим святочным представлением, а было их бесчисленное множество. Собравшиеся на святочные посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки замолкали, словно набрав в рот воды... Не выдержавшие испытания подвергались условленному наказанию, например съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с ног до головы, бросить в рот горсть пепла, сходить на гумно и принести сноп соломы. Последняя санкция считалась одним из тягчайших, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника». Бывало, в «жировую» избу врывалась целая ватага «нечисти» — парни наряжались в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевали страшные маски и с шумом и гиком заскакивали в избу и пугали девушек. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же, знавшие о возможности прихода подобных «гостей», начинали выгонять нечистую силу. Игра не только носила веселый и развлекательный характер, но и имела магический смысл: выгнав из дома нечисть, пусть ряженую, были уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу приближающемуся Новому году.
Иногда парни переодевались девушками, а девушки парнями и затем разыгрывали друг друга. Святочные забавы, ряжение продолжались и днем. Так, в Ярославской губернии все девушки и молодые люди, холостые и женатые, наряжались цыганами и цыганками и ходили по домам ворожить на ладони и собирать яйца или наряжались в красные рубахи, брали косы, грабли и отправлялись с песнями по соседним деревням, как будто во время сенокоса. Некоторые представления, вроде знаменитой народной драмы «Царь Максимилиан» или «Степан Разин», «Лодка», разыгрывались в специально отведенных для этих целей больших помещениях, например в амбаре. Гадания Святочные торжества не обходились без гадания — отголоска языческих представлений. Во времена язычества гадание, предсказание будущего было одним из главных обрядов в богослужении. Особую радость и волнение приносили Святки незамужним девушкам: считалось, что как раз в это время лучше всего можно узнать, выйдешь ли в следующем году замуж, как будут звать твоего суженого и будет ли он богат или беден. Святочными гаданиями занимались вечером или ночью. Гадали во все дни Святок, но наиболее важным и значимым считался обряд накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения. Способов гадания было множество.
Так, в Сибири собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою, нарезали маленькие кусочки хлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели «хвалебную» песню хлебу и соли и брали кусочки; ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Затем пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил что попадалось по одной вещице.
А хозяйки должны были тщательно прибраться дома и приготовить угощения.
Колядование Невозможно представить праздника «Коляды» без развесёлых песен и, так называемых, «колядок». Процедура заключалась в том, чтобы группа молодёжи, взяв с собой звезду на длинной палке и глубокий мешок, ходили по домам и желали счастья в семье и урожайности, а жители дома благодарили сладкими угощениями. Продолжалось это до 31 декабря с целью отпугивания духов зла. Также во время «Каляды» не забывали пользоваться мистическим наполнением ночей и проводили различные ритуалы, вызывания и общения с духами, а также гадания.
Назывались такие дни святками и именовались Велесовыми, делились на Святые и Ворожные вечера, делившие промежутки от начала «Каляды» до 31 декабря, и после 31 декабря. Славяне, как представители языческих народов, верили в своих божеств: Морозко, Трескун и Морок. Именно они вызывали застывание рек, буйство метелей и обжигающие морозы.
На третий день после возрождения Солнца, когда прибыль светового дня становилась заметной, славяне праздновали Коляду — день рождения нового Солнца Коляды. С приходом православия славяне начали праздновать рождение Солнца Правды — Иисуса Христа. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования.
Эта традиция сохранилась со времён язычества, и даже название её отсылает нас к имени Солнца-младенца Коляды. Молодёжь колядовала, переодевшись в костюмы и обходя всю деревню с особыми рождественскими песнями. Благодаря православию ритуалы наших предков были обрамлены христианской эстетикой и получили высшее христианское значение. Получается, что сегодня церковь — настоящая хранительница подлинных народных традиций. Многие традиции достались нам от языческих предков, просто мы не всегда это понимаем. В историко-этнографическом комплексе «Сугорье» во время уникальной программы «Зимний Солнцеворот, или Йоль-Карачун» можно прикоснуться к народным новогодним традициям и узнать, как проходило празднование древнего славянского Нового года и праздника Йоль скандинавских народов и сменившего их светлого праздника Рождества Христова. Вы узнаете, что было общего и чем отличались обряды и ритуалы у наших народов в глубокой древности и какие христианские рождественские традиции пришли им на смену, услышите пение тропаря Рождества Христова.
Вам расскажут, кто такой «положайник», зачем надо было бить «бадняк», каков изначальный смысл таких слов, как «юла» и «ель», откуда на нашей ёлочке появились шарики и гирлянды. В «Доме викингов» вас ждёт выбор ярла и его берсеркеров, выкресание «священного» огня при помощи огнива, «приготовление» ритуального напитка бьор и блюд хаукарль и сюрстремминг, обжигание хозяйкой йольского полена под напевы сакпипы — старинной шведской волынки, чаепитие с новогодними рогульками и йольским поленом и многое-многое другое. Здесь вы сможете не только прекрасно провести время, но и познакомиться с правдивой историей Древней Руси.
Также проводятся евангельские и апостольские уставные чтения. В народе данный праздник считали славянским новым годом, а само торжество объединило в себе православные и языческие традиции. Поскольку в этот день также почитали память преподобного Симеона, праздник имел негласное название «Сёмин день». Традиции Новолетия, или Славянского нового года Первой важной традицией этого праздника является разведение огня специальным способом, или «Осенины». Для ритуала брали сухое дерево и с помощью трения высекали в нем огонь. Таким огнем топили бани и печи, предварительно очистив их от старой золы и старых углей.
Также крестьяне благодарили уходящий год за собранный урожай, за его богатство, а также просили такого же в следующем году.
Костры для предков и дары страшному Деду. Как отмечали Новый год на Руси
В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Старый Новый год отмечают и в северо-восточных кантонах Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 года. Как славяне отмечали новый год или праздик новолетье. Часть считает, что сначала древние славяне отмечали Новый год в марте, во время весеннего равноденствия, потом Новый год перешёл на сентябрь и отмечался в Семёнов день. В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября.
Начало и празднование Нового года в России
Новогодний праздник у славян был не так почитаем и любим, как прочие церковные праздники, хотя в этот день устраивали народные гулянья в честь сбора урожая. Более того в этот день начинался сезон свадеб. Наши предки новолетие считали счастливым днем, который открывал венчания, длившиеся до зимы. Люди верили, что браки, заключенные сразу после новолетия, будут вечными и крепкими. Как поясняют священнослужители, основная причина, по которой православная церковь отказывается от перехода к Григорианскому календарю, — это привязка Пасхи к лунному календарю. Отметим, что в старину вечером этого дня проводился интересный обряд на обновление огня. Тушился в печи старый, что означало конец года, и зажигался новый огонь.
С приходом православия славяне начали праздновать рождение Солнца Правды — Иисуса Христа. Двенадцать дней после празднования Рождества вплоть до начала Крещения называются святыми днями, поскольку они освящены особыми традициями, связанными с прославлением Христа. Рождественские праздники всегда начинались с обрядов колядования. Эта традиция сохранилась со времён язычества, и даже название её отсылает нас к имени Солнца-младенца Коляды. Молодёжь колядовала, переодевшись в костюмы и обходя всю деревню с особыми рождественскими песнями. Благодаря православию ритуалы наших предков были обрамлены христианской эстетикой и получили высшее христианское значение. Получается, что сегодня церковь — настоящая хранительница подлинных народных традиций. Многие традиции достались нам от языческих предков, просто мы не всегда это понимаем. В историко-этнографическом комплексе «Сугорье» во время уникальной программы «Зимний Солнцеворот, или Йоль-Карачун» можно прикоснуться к народным новогодним традициям и узнать, как проходило празднование древнего славянского Нового года и праздника Йоль скандинавских народов и сменившего их светлого праздника Рождества Христова. Вы узнаете, что было общего и чем отличались обряды и ритуалы у наших народов в глубокой древности и какие христианские рождественские традиции пришли им на смену, услышите пение тропаря Рождества Христова. Вам расскажут, кто такой «положайник», зачем надо было бить «бадняк», каков изначальный смысл таких слов, как «юла» и «ель», откуда на нашей ёлочке появились шарики и гирлянды. В «Доме викингов» вас ждёт выбор ярла и его берсеркеров, выкресание «священного» огня при помощи огнива, «приготовление» ритуального напитка бьор и блюд хаукарль и сюрстремминг, обжигание хозяйкой йольского полена под напевы сакпипы — старинной шведской волынки, чаепитие с новогодними рогульками и йольским поленом и многое-многое другое. Здесь вы сможете не только прекрасно провести время, но и познакомиться с правдивой историей Древней Руси.
Как правило, подавали также свежие фрукты: абрикосы, виноград, груши и даже апельсины. Зимой их выращивали в оранжереях Петербурга и Москвы, которые тогда вошли в моду. Во второй половине XIX века на новогоднем столе уже появилась икра, семга, треска и сыры, подавали также прохладительные напитки и коньяки, мороженое и арбуз. Именно в то время к торжеству начали готовить блюдо, ставшее традиционным новогодним угощением, — поросенка с гречневой кашей, которого иногда заменяли дичиной. На рубеже XIX и XX веков на праздничном столе присутствовало изобилие алкогольных напитков — домашнее и немецкое пиво, водка, настойки, наливки. Из Европы привозили вина, появились даже, подобные шампанскому, донские игристые вина. Меню также стало более разнообразным — его пополнили сардины, анчоусы и омары. Обязательно присутствовал поросенок с гречневой кашей или гусь, запеченный с яблоками, часто их заменяли индейками и рябчиками. После Октябрьской революции Новый год отменили как религиозный праздник. Правда, люди все равно продолжали его отмечать, но уже более тихо и скромно, тайно наряжая запрещенную елку. Одновременно вернулась традиция украшать елку и устраивать шумные танцы. Однако стол тогда был очень скромным, и главным его лакомством была разве что «нарезка» из вареной колбасы. В это время французский повар Люсьен Оливье совместно с купцом Яковом Пеговым открывает ресторан «Эрмитаж». Шикарное заведение очень быстро завоевывает популярность у местной знати: богачи со всей страны съезжались сюда, чтобы отведать соус майон предшественник современного майонеза и другие кулинарные шедевры знаменитого француза. Однако вскоре гостям приелись все кушанья, и чтобы вернуть интерес к своему ресторану, Люсьен придумал совершенно новое блюдо — «Майонез из дичи» салат оливье. Оригинальный рецепт автор держал в строгом секрете, поэтому отведать угощение можно было только в «Эрмитаже». Лишь спустя несколько лет после смерти повара другие кулинары узнали его. В первоначальный рецепт изысканного угощения входили рябчики, телячий язык, паюсная осетровая икра, раки и другие ингредиенты. Однако главный секрет салата канул в Лету вместе с создателем. Люсьен Оливье добавлял в состав пряности, но какие именно — никто до сих пор не знает. После Октябрьской революции 1917 г. Поэтому советские повара видоизменили рецепт, «подарив» нам всем известный салат оливье. Впервые этот салат появился в России в канун нового 1919 года, с легкой руки московского купца и трактирщика Анастаса Богомолова. Владелец питейных заведений нес огромные убытки — продукты подорожали, поэтому пришлось поднять цены на закуски, и мужики перестали брать их к выпивке.
А в 1918-м, вслед за большинством стран Западной Европы, перешла на более точный — григорианский. Но духовенство не приняло эту реформу и от юлианского календаря не отказалось. Русская православная церковь наряду с некоторыми другими до сих пор использует юлианский календарь, поэтому Рождество в России отмечают 7 января, а в католических странах — 25 декабря. То же самое произошло и с Новым годом — официально страна празднует его одновременно со всем миром, 1 января, а неофициально — в ночь с 13 на 14 января как дань традиции. При этом разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и к началу 2100-х годов достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января. Васильев вечер Впрочем, с давних пор 14 января на Руси — особенный день. Христианская церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В народном календаре этот день назывался Васильевым днем, а вечер 13 января — Васильевым вечером по-другому — Щедрец, Богатый вечер, Овсень, Маланья. На стол в этот праздник ставили пироги, мясо, блины, кутью, кашу, пиво, вино и другие хмельные напитки. Главным блюдом был жареный поросенок. В Васильев вечер было принято мириться с друзьями и соседями.
Славянский Новый год: история праздника
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте — Кириллица — энциклопедия русской жизни | Весенний Новый год (Комоедица) славяне-солнцепоклонники праздновали в марте, когда Земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. |
КАК ПРАЗДНОВАЛИ НОВЫЙ ГОД СЛАВЯНЕ | Славяне отмечали Новый год в марте или в сентябре. |
Читайте также
- Овсень малый – 2024: традиции, что можно и нельзя делать
- Ёлка, Новый год, январь: откуда взялась новогодняя «Большая тройка»
- Новый год у древних славян
- Славянский Новый год: история праздника
Дата празднования Славянского Нового года, традиции Новолетия, его история
Языческий праздник Новый год | В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. |
Старый Новый год - традиции и обычаи празднования | И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября. |
Что такое славянский Новый год, его традиции и когда отмечают | Тогда празднование Нового года по-старому прекратилось в Москве, и совершалась особая торжественная церемония5 в первый день января, особенно в 1700 году. |
Новолетие, Славянский Новый год | Все славянские племена праздновали с незапамятных времен новый год. |
Колядки и вареники с сюрпризом: как праздновали старый Новый год
Искали его обычно в лесу. Его нужно было зажечь: в огне начинает рождаться новое солнце, которое дает жизнь и удачу. По крайней мере, так гласит предание. Новый год у славян начинался так. Перед наступлением праздника люди наряжали ветви вечнозеленых деревьев сосны, ели. Принято было считать, что острые иголочки отгонят от дома злых духов.
Хозяйки накануне праздника должны были убрать дом, а также поставить на стол вкусные угощения. Колядование Обязательными атрибутами Коляды были веселые и звонкие песни и собственно сами «колядки». Собственно традиция колядования заключалась в том, что молодежь, объединившись в группы, ходила по домам. Ребята носили с собой блестящую звезду вырезали из бумаги , которая крепилась к длинной палке или шесту. Кроме того, у них с собой был большой мешок для угощений, которые должны были дать хозяева.
А взамен колядующие желали им удачного года, хорошего урожая, здорового и плодовитого скота.
По-разному оно наступает — то ли 21, то ли 22 декабря. Однако в эту ночь праздновать Коляду опасно! И берутся за это только Волхвы мудрые да бесстрашные. Ведь в ночь эту силы Нави уж люто сильны! Норовят они в мир Яви проникнуть, да рождению Бога Коляды помешать, чтобы солнце над землей никогда не взошло, и род людской сгинул во тьме ночной. Потому-то люд простой празднует Коляду, а стало быть, и славянский новый год, аж 25 декабря! К тому дню вся нечисть в царство подземное уходит, солнце ясное торжествует, и год начинается сызнова. Зима лето пугает, да все равно тает!
Народ ждет масленицу, а за ней и весну. Ведь недаром говорится — зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно — взойдет! Как праздновать Коляду? Как же праздновали Коляду? Одно тебе скажу — весело и широко! Народ честной рядился в платья чудные, надевал личины страшные, дабы не признали его силы темные да приняли за своих. Ходили ряженые по дворам, да по домам, стучали в двери, да пели песни колядные. А хозяйки запасливые готовили угощения щедрые да разносолы для гостей праздничных.
Зимой — с приходом Коляды, Бога молодого Солнца, днём зимнего солнцестояния. Весной — с приходом Ярило, Бога Весеннего Солнца, днём весеннего равноденствия. Вот на Купало только никогда не считалось, что новый год — потому как лето в разгаре. Как встречать новое Солнце Коляду? А зимний-то новый год надо встречать в день, когда солнце зимнее вновь рождается, жизнь возвращается, да ночь силу свою теряет. То и есть Коляда. Мы, люди севера, еще помним и храним бережно традицию эту, о чем с радостью ведаем потомкам своим. В северном краю зимние ночи длинные да суровые. Как говорится: зимой тулуп всякому люб! Страшно иной раз и со двора выйти, того и гляди, замерзнешь или силы нечистые вздумают разгуляться! Потому и род людской радуется свету белому, да ждет, когда солнце ясное вновь на небе засияет. Ждёт как праздника! Ждёт славянский новый год! Что такое Коляда? Поверья старинные гласят, что родился Он в самую длинную ночь года. Иначе сказать — в день зимнего солнцестояния.
Посещал славян и Дед Мороз Корочун , его угощали кутьей. Дома украшали еловыми ветками, символизирующими мироздание. Празднование Нового года после Крещения Руси С Крещением в 988 году на Руси кардинально поменялись традиции и праздники. Появляется новое исчисление времени и юлианский календарь, каждый месяц носит определенное название. Новоиспеченные христиане праздновали новый год 1 марта по расчётам православной церкви. Несмотря на позднее начало посева на севере, и там торжество стали праздновать 1 марта. Проводились и не ушедшие в прошлое январские гуляния с обрядами и традициями. Церковь старалась бороться с ними, однако противостояние не увенчалось успехом. Приучить народ к новым традициям оказалось не так просто и сейчас в России отмечают «славянский Новый год», именуемый Масленицей. Неизвестно, когда церковь перенесла новый год на осень — 1 сентября. Кто-то говорит, что в конце XV столетия, другие же утверждают, что веком раньше — в 1348 году. Это знаменовало возвышение главенства православия на Руси и укрепления веры, чтобы окончательно установить новое христианское мировоззрение. В реформе не учитывали трудовой ритм русского человека и связь с полевой деятельностью. Обосновывался день лишь легендой и означал он покой от всех проблем и забот. Православные и в наши дни отмечают его, называя Семион, означает он конец лета. А верите ли вы в великое будущее нашей страны? Новые правила стали традицией не скоро, спустя несколько столетий, и от празднования старой даты не отказались. В сентябре устраивали широкое гуляние, а в марте — народные пляски и встречали лето. Как Новый год праздновали на Руси в период раннего христианства Как и сегодня, сентябрьский праздник начинался в ночь с 31 августа. Семья, близкие и друзья собирались за одним столом и угощались торжественными блюдами и медовухой. Ушедший год обсуждали до полуночи, с громом пушек и колокольным звоном наступал новый год.
История Нового года в России
Славянский Новый год и чем он был замечателен. Почему наши предки отмечали Новый Год сначала в марте, потом в сентябре, и как менялись традиции январского празднования – в материале Славянским Новым Годом была Масленица, она отмечалась 22 марта, в день весеннего солнцестояния. Когда славяне стали праздновать наступление нового года неизвестно, долгое время они отмечали пролетье (овсень), в марте шел отсчет новому году. гласят многие источники. 14 сентября в народе отмечают Новолетие (или славянский Новый год) и Семин день.
Славянский Новый год: история праздника
Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Новый год в России Рождество Христово празднование 1 января с Новым годом отмечать Новый год григорианский календарь юлианский календарь смена дат генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник код жизни. Как славяне отмечали новый год или праздик новолетье. Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось. Как славяне отмечали новый год или праздик новолетье. Новый год для славян был целой цепочкой ритуалов и начинался уже 25 декабря, в конце периода зимнего солнцестояния.
Старый Новый год - традиции и обычаи празднования
То и есть Коляда. Мы, люди севера, еще помним и храним бережно традицию эту, о чем с радостью ведаем потомкам своим. В северном краю зимние ночи длинные да суровые. Как говорится: зимой тулуп всякому люб! Страшно иной раз и со двора выйти, того и гляди, замерзнешь или силы нечистые вздумают разгуляться!
Потому и род людской радуется свету белому, да ждет, когда солнце ясное вновь на небе засияет. Ждёт как праздника! Ждёт славянский новый год! Что такое Коляда?
Поверья старинные гласят, что родился Он в самую длинную ночь года. Иначе сказать — в день зимнего солнцестояния. По-разному оно наступает — то ли 21, то ли 22 декабря. Однако в эту ночь праздновать Коляду опасно!
И берутся за это только Волхвы мудрые да бесстрашные. Ведь в ночь эту силы Нави уж люто сильны! Норовят они в мир Яви проникнуть, да рождению Бога Коляды помешать, чтобы солнце над землей никогда не взошло, и род людской сгинул во тьме ночной.
Отвечает Татьяна Григорьева , историк, автор портала «Культура. РФ» Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.
Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» — то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади Московского Кремля проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати. Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом.
А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны. Указ «О праздновании Нового года», 1699 год Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.
Первопроходцем выступил Петербург. С самого основания в городе селилось много немцев в н. XIX в. На своей новой Родине они продолжают поддерживать многие обычаи родных мест. Тут, по-соседски с ними начинают знакомиться другие жители.
И все-таки в первой трети века — это милый, близкий в том смысле, что его можно увидеть своими глазами , но все-таки чужой обычай. Выросшая на местных просторах ёлка именуется на немецкий манер Weihnachtsbaum. И никто из героев Пушкина или Лермонтова ещё не кружит в хороводе вокруг украшенной зеленой красавицы. Зато те, кому удалось побывать на немецком празднике, отмечают его подробности с большой симпатией и теплом. Всем нравится семейный, детский характер торжества, то ощущение добра и предвкушение сюрприза, которое он дарит. Но окончательно решило праздничную судьбу ёлки влияние августейшей особы. В XIX в. Одна из них — будущая императрица Александра Федоровна жена Николая I ставит рождественскую ёлку сначала с 1817 г. На праздник она позвала не только своих детей, племянников и племянниц, но и детей придворных.
В ярко освещенной зале столы, накрытые белоснежными скатертями, были уставлены изящными елочками, украшенными золотыми орехами и конфетами. Под ними лежали милые подарки — игрушки, кружевные платьица, маленькие веера, барабаны и трубы. Восторг детей был полнейшим. Неудивительно, что на следующий год, многим представителям высшего света захотелось повторить праздник у себя дома с обязательным приглашением гостей. Так, традиция украшать ёлку все шире распространялась среди знатных и богатых семей. А уж затем, делом времени ну и финансов, конечно стало и вхождение её в моду среди остальных слоев населения. История, кстати, не только российская. В Британии ёлка стала праздничным символом Рождества в 40-х гг. Очень большой вклад в «пиар-компанию» праздника внесли журналисты.
Это тоже была примета времени — массовая печать набирала силу, в том числе и по части информирования читателя обо всех модных новинках. В газетах начали писать о «прелестных ёлках, украшенных фонариками и гирляндами». Заметки сопровождали иллюстрации, радовавшие глаз и одновременно выступавшие наглядными инструкциями для тех, кто хотел повторить это «чудо» у себя дома. В середине 40-х г. Подарок на Рождество» - детям обещается, что если они будут хорошо учиться и прилично себя вести, то получат на Рождество ёлку, украшенную конфетами, фруктами и золочеными орехами, которые можно будет взять себе, также как и другие подарки. В 1839 г. В эту увлекательную игру — подготовку дома к празднику включается всё больше людей, причем взрослые радуются приятным хлопотам едва ли не больше, чем дети. Подключается к теме и торговля - появляются ёлочные базары; для тех, кто не стеснен в средствах - в модных кондитерских на Невском продают ёлки «под ключ»: украшенные игрушками, конфетами, пирожными и пряниками.
Но что нужно делать в этот день, откуда взялся этот праздник и почему мы отмечаем его по привычке — узнали у историка. Откуда взялся старый Новый год Разделение на новый-новый и старый новый год произошло больше 100 лет назад, в 1918 году. После революции 1917 года Советская власть решила перейти на новую систему летоисчисления, чтобы, говоря современным языком, интегрироваться в мировое сообщество. Дело в том, что в католических странах календарь был более точным, и к 1918 году между молодой советской республикой и европейскими странами наметилась практически двухнедельная разница во времени. Большевики решили просто подвинуть дату начала года на 13 дней, чтобы перейти с юлианского на григорианский календарь. Поэтому с 1918-го новый год в той дате, которая дошла до наших дней, отмечают с 31 на 1 января. Юлианский календарь появился благодаря римскому диктатору Гаю Юлию Цезарю, жившему в 100—44 годы до н. На Руси эта система исчисления времени стала активно внедряться вместе с приходом христианства. Григорианский календарь был введен папой римским Григорием III 15 октября 1582 года. Он отличался более точным соотношением с тропическим годом — точным периодом обращения Земли вокруг Солнца. Православная церковь не приняла нововведение, особенно тяжелым оказался тот факт, что праздничные дни теперь выпадали до Рождества, 7 января, когда верующие держали пост. Поэтому в Советском Союзе и появилось два праздника.