Этот материал посвящен вопросу, что такое интернет-зависимость, почему она может возникать, как ее распознать и помочь человеку, застрявшему в «паутине». Характеристика компьютерной зависимости: типы, симптомы, этапы развития, профилактика, принципы лечения. Чем опасна интернет-зависимость и как освободиться от «гаджетомании», рассказывает психиатр Василий Шуров. Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе.
«Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ
Нужно ли это лечить? Если нужно, то какие способы здесь приемлемы? Справедливо ли мнение, что для инвалидов проблема интернет-зависимости особенно актуальна? Феномен цифровой зависимости Для начала давайте разберёмся в значении самого термина. Цифровая зависимость — нездоровая привязанность к компьютеру или телефону.
Обычно она формируется у молодых людей до 30 лет. Среди подростков, кажется, страдает от цифровой зависимости, не осознавая проблему, практически каждый. Всё, чем живёт человек, все его цели, надежды и желания — всё это меркнет перед цифровыми развлечениями. Когда кто-то пытается коснуться проблемы, зависимый ищет себе самые разные оправдания, например: в современном мире невозможно прожить без компьютера, или — у меня там друзья, которых нет в реальной жизни.
Также очень часто зависимые утверждают, что могут прожить без компьютера, но не видят в этом смысла. Фото из открытых источников Гаджеты, игры — всё это становится предметом культа, и круг интересов со временем сужается до цифровых развлечений.
Искажение реальности страх упустить «Из-за того, что люди рисуют приукрашенную и часто вымышленную реальность в своих страницах, то пользователи сталкиваются с тем, что получают ложную информацию о действительности. Все выкладывают свои лучшие фотки в лучших местах в лучшей одежде. Все это приводит к тому, что человек начинает автоматически сравнивать свою жизнь с виртуальной жизнью других людей, и делать вывод не в свою пользу». Янг, основоположник теории интернет — зависимости, определяет вид технологической зависимости, как навязчивое стремление использовать интернет, которое приводит к межличностным, профессиональным и социальным проблема.
Ершова Р. Главное — соблюдать определенные правила: 1. Знакомьте малыша с гаджетами. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода». До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность, и родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.
Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать. С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться. Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами. Знание игр, гаджетов позволяет ребенку выйти и поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования».
Номофобия Номофобия - термин, являющийся аббревиатурой слов «no-mobile-phone phobia»- «фобия без мобильного телефона». Обозначает сильный страх оказаться без мобильного телефона, сопровождающийся целым спектром неприятных ощущений, когда им невозможно пользоваться. В настоящее время это расстройство не включено в официальный реестр заболеваний, что, однако, не умаляет серьезности проблемы. Номофобия развивается под влиянием следующих факторов: - Комплексов, зависимости от мнения окружающих, чрезмерной подозрительности; - Прокрастинации, когда накапливаются дела, которые человек не хочет или боится начинать, что, в свою очередь, только усиливает беспокойство; - Страха пропустить важный звонок или событие; - Страха одиночества — лайки, звонки и сообщения служат подтверждением того, что человек важен и нужен; но когда этого не происходит, он чувствует себя оторванным от реальной жизни и считает собственное существование пустым и бессмысленным; - Проблем с общением, трудностей в семье, неумения строить отношения — отсутствия по-настоящему близких людей при наличии сотен «друзей» и подписчиков; - Чрезмерному вниманию к идеальному виртуальному «я», которое начинает нравиться больше, чем реальное; -Эскапизма — жизнь в телефоне создает иллюзию занятости, социальной активности, признания и становится формой бегства от реальности. Симптоматика номофобии Если тревога усиливается - могут появиться симптомы фобии, в том числе на физиологическом уровне: - Учащенное сердцебиение;.
Ученые все чаще говорят о вреде технологий, в частности, цифровом аутизме как одном из серьезных современных последствий повальной информатизации.
Цифровой аутизм начинается с выбора между живым общением и виртуальным в пользу последнего Что такое цифровой аутизм? Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей 62 ребёнка и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов.
В качестве лечения детям назначили — общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме — потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий. У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир. Взрослый цифровой аутизм До определенного момента считалось, что взрослые более устойчивы к влиянию цифрового мира. Но это вовсе не так. Андрей Курпатов, автор научных работ, посвященных методологии мышления посвящает этой теме много своих выступлений.
В книге «Чертоги разума. Убей в себе идиота» один из параграфов посвящен проблеме цифрового аутизма у взрослых. Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети.
Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие — появлению аутистических признаков. Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни Как проявляется цифровой аутизм?
Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем. Симптомы: 1. Желание постоянно пользоваться интернетом; 2. Потеря интереса к реальной деятельности; более сильное воздействие виртуальных новостей отзывов, сообщений и т. Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние; 3. Низкая сосредоточенность на любом деле. Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях; 4.
Перегруженные и волнующиеся
- Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
- Цифровая зависимость » Агентство особых новостей
- Содержание
- Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью - ТАСС
- Интернет-зависимость: современное состояние проблемы
- Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью - ТАСС
Цифровая зависимость — проблема XXI века
Что же делать взрослым, если признаки цифровой зависимости налицо? Настройте функцию «Родительский контроль» Инструменты для отслеживания времени, проведенного в сети, помогут вам установить рамки допустимого пользования электронными устройствами или Интернетом. Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями Например, совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми. Каждый родитель должен начать с себя.
Где-то введены возрастные ограничения: в основном до 13-14 лет запрещается пользоваться гаджетами без контроля родителей; где-то есть специальные уроки в школах, на которых объясняют, как извлечь максимум пользы из своего смартфона. Но не только запретами и регулированием нужно выстраивать профилактическую работу, также нужно подготовить личность ребёнка. Этим, как правило, занимаются доктора, которые имеют специальные психотерапевтические программы профилактики. Дети, работая друг с другом, работая с доктором, осуществляют перестроение своей личности таким образом, чтобы быть самодостаточными.
Самый главный критерий зависимости и независимости — можешь ли ты обойтись без этого предмета. И чтобы уметь себя контролировать, нужно быть именно самодостаточным, иметь определённый интеллектуальный, духовный барьер. На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат. Однако это не так, и со многими из них в реальной жизни человек даже не знаком. А если бы познакомился, то, возможно, не захотел бы общаться.
Не давайте детям мобильные телефоны и гаджеты в очень раннем возрасте. Гаджеты считаются новыми сосками. Когда детям нечего делать, они хотят поиграть в смартфон. Иногда родители используют гаджеты, чтобы успокоить своих детей. Это большая ошибка. Такое поведение может привести к нарушению когнитивных способностей у ребенка. Важно установить временные рамки по использованию гаджетов для себя и своих детей. Установите правила и ограничения по времени, а затем вместе научитесь придерживаться их. Вместо того, чтобы позволить вашему ребенку увлекаться онлайн-играми или копаться в мобильных приложениях, приобретите хорошие настольные игры, головоломки и книги.
Если вы или кто-то из ваших родственников страдает от тяжелой зависимости от гаджетов, обратитесь за профессиональной психологической помощью. Постарайтесь читать как можно больше книг, вместо того, чтобы сидеть в соцсетях. Вначале вам будет очень сложно, так как наше внимание становится все более рассеянным. Придется приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на тексте, особенно художественном. Но через несколько дней вам станет легче, и концентрация станет лучше. Если читать книги слишком сложно или у вас устают глаза при работе с компьютером, включайте радио или подкасты. Старайтесь использовать доступное свободное время более эффективно и с конкретной целью. Некоторые методы тайм-менеджмента могут помочь вам с этим. Постарайтесь мотивировать себя и свою семью выполнять ежедневные упражнения.
Напряжение при работе за компьютером может привести к болям в шее, плечевом поясе, искривлению позвоночника, хроническим головным болям. Чтобы снизить риск того, что ребёнок «пропадёт» в цифровых сетях, важно постараться сохранить здоровый баланс между онлайн- и офлайн-развлечениями. Ниже вы найдёте несколько лайфхаков, которые помогут вам в этом. Как сохранить интерес ребёнка к офлайн-активностям Лучше 100 раз услышать, чем один раз увидеть. В случае с гаджетами это перевёрнутое правило будет работать в плюс. Чтобы ребёнок не «подсел» на экраны, почаще заменяйте визуальный контент на аудио. Ребёнок просит очередной мультфильм — предложите ему аудиосказку. Скачайте аудиоварианты детских энциклопедий или художественных книг для поездок в машине.
Реальные игры вместо виртуальных. Чтобы гаджеты не начали играть в жизни ребёнка ведущую роль и не отодвинули на задний план другие увлечения, культивируйте «бумажные» игры вместо экранных. Кстати, если ребёнок относительно маленький, вы таким образом сможете убить двух зайцев: ребёнок будет занят полезным занятием, а вы получите в распоряжение немного свободного времени. Чтобы создать к таким занятиям повышенный интерес, вручайте ребёнку журналы или наборы для творчества в качестве приза. Например, за помощь по дому, за самостоятельное выполнение уроков.
Цифровая деменция и повышенная тревожность: к чему приводит зависимость от гаджетов?
Попробуйте пару дней пожить без дополнительных функций вашего телефона. Можно только звонить и отвечать на срочные сообщения, все остальное — под запретом. Такой «детокс» очень удобно делать в отпускена выходных. Либо если позволяет жизненная ситуация можно устроить себе полноценный марафон на 102030 дней без гаджетов. Как только рука тянется к смартфону, — отвлекайте себя чтением книги, занятиями спортом, рисованием, — любым полезным хобби. Время, которое у вас неизбежно освободится после снижения цифровой зависимости, старайтесь тратить на реальные вещи — чаще гуляйте, ходите в гости, катайтесь на велосипеде или запишитесь в клуб по интересам. Помните главное — виртуальный мир, каким бы полезным и ярким он не казался, никогда не заменит вам человеческого общения, тепла и настоящей искренней заботы.
Управляйте гаджетами так, чтобы они не стали управлять вами! Поделиться этой статьёй:.
Не давайте детям мобильные телефоны и гаджеты в очень раннем возрасте. Гаджеты считаются новыми сосками. Когда детям нечего делать, они хотят поиграть в смартфон. Иногда родители используют гаджеты, чтобы успокоить своих детей. Это большая ошибка. Такое поведение может привести к нарушению когнитивных способностей у ребенка.
Важно установить временные рамки по использованию гаджетов для себя и своих детей. Установите правила и ограничения по времени, а затем вместе научитесь придерживаться их. Вместо того, чтобы позволить вашему ребенку увлекаться онлайн-играми или копаться в мобильных приложениях, приобретите хорошие настольные игры, головоломки и книги. Если вы или кто-то из ваших родственников страдает от тяжелой зависимости от гаджетов, обратитесь за профессиональной психологической помощью. Постарайтесь читать как можно больше книг, вместо того, чтобы сидеть в соцсетях. Вначале вам будет очень сложно, так как наше внимание становится все более рассеянным. Придется приложить усилия, чтобы сконцентрироваться на тексте, особенно художественном. Но через несколько дней вам станет легче, и концентрация станет лучше.
Если читать книги слишком сложно или у вас устают глаза при работе с компьютером, включайте радио или подкасты. Старайтесь использовать доступное свободное время более эффективно и с конкретной целью. Некоторые методы тайм-менеджмента могут помочь вам с этим. Постарайтесь мотивировать себя и свою семью выполнять ежедневные упражнения.
Автор: Исследовательский центр портала Superjob. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие экономически активные граждане из всех округов страны.
На самом деле причины могут быть разными: проблемы в личной жизни — стресс, сложности с общением, депрессия. Нерешенные проблемы человека становятся основой для формирования цифровой зависимости. Этому также могут способствовать и внешние факторы: удаленный дистанционный формат работы, «умная лента» в социальных сетях, которая выстраивает контент таким образом, что от гаджета просто невозможно оторваться спасибо работе алгоритмов цифровых платформ. Как распознать первые «симптомы» Замечали ли вы когда-либо, что вместо личной встречи с друзьями выбираете видеочат или общение через мессенджеры?
Становится ли для вас сложностью построение офлайн диалогов? Все это могут быть первые негативные последствия цифровой зависимости. Среди других «симптомов»: трудность при концентрации, невозможность усвоения больших объемов информации. Страдает здоровье — и физическое в первую очередь зрение , и психологическое. Начинается апатия, возникают трудности с креативным, творческим мышлением, которое нам так необходимо. Цифровой контент становится важнее, чем реальная жизнь. Что делать Признание проблемы, как водится, первый шаг к излечению.
Интернет-зависимость
По мнению Ц. Короленко 1991 , развитие компьютерной зависимости полностью укладывается в основные этапы развития аддиктивного поведения. Он подчеркивает базовый характер аддиктивной мотивации: «точка кристаллизации», становление аддиктивного ритма, ее формирование как интегральной части личности, полное доминирование аддиктивного поведения [5]. Важной особенностью зависимого поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции кдругой, с сохранением основных аддиктивных механизмов. Достаточно часто наблюдается одновременное существование разнообразных видов зависимости. Это синдром, при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погружаясь в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируют социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности. В настоящее время увеличилось количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами и компьютерными играми различной сложности. Существенно изменилась и структура досуга детей и подростков, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. Можно сказать, что компьютерная зависимость среди студентов становится особенно актуальной в последнее время, так как именно среди студентов выявляется наибольшая часть интернет зависимых.
Недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет — ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования». Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [6]. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления [7]. В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.
Проводились исследования среди студентов гуманитарных и технических специальностей. Хетагурова СОГУ г. А также целью выступает определение влияния интернет-зависимости на уровень невротизации испытуемых. Были выдвинуты предположения, во-первых, что характер интернет-зависимости у студентов различных специальностей, гуманитарного и технического направлений, отличается. То есть они набрали более 35 балов по тесту Кимберли Янг и более 3 положительных ответов по шкале Жичкиной. Испытуемым предлагалось заполнить бланки с методиками по инструкции и анкету из 5 вопросов. Анкета предполагает изучение некоторых личностных аспектов интернет-пользователей, таких как возможности применения Интернета, собственное отношение к выбранной специальности, общая склонность к зависимому поведению и возможное появление суицидальных мыслей. Тест Кимберли Янг предусматривает ответы испытуемых по пятибалльной шкале по градации от «всегда» до «очень редко» и выявляет уровень проникновения Интернета в жизнь испытуемых и количественный показатель интернет-зависимости.
Шкала интернет-зависимости Жичкиной содержит 7 вопросов, по два утверждения, и испытуемым было необходимо выбрать наиболее подходящее для них утверждение, характеризующее их общение в Интернете.
Для начала проанализируйте, сколько часов в день у вас уходит на бесполезный серфинг в интернете или просмотр чужих постов в инстаграме. Для этого воспользуйтесь встроенной функцией вашего телефона либо скачайте специальное приложение. Подумайте, сколько времени вы бы хотели тратить на девайсы ежедневно и начните потихоньку сокращать экранное время — буквально по несколько минут в день. А еще отключите отвлекающие вас напоминания и заведите правило не брать телефон в спальню и за стол. Попробуйте пару дней пожить без дополнительных функций вашего телефона. Можно только звонить и отвечать на срочные сообщения, все остальное — под запретом. Такой «детокс» очень удобно делать в отпускена выходных. Либо если позволяет жизненная ситуация можно устроить себе полноценный марафон на 102030 дней без гаджетов.
Как только рука тянется к смартфону, — отвлекайте себя чтением книги, занятиями спортом, рисованием, — любым полезным хобби.
Стратегии достижения этих целей различались сложностью реализации. Вот они: не использовать передачу мобильных данных; включать режим «Не беспокоить» на встречах; не держать телефон на видном месте. Какая стратегия лучше Большинство комментирующих заметили, что лучших результатов им удалось достигнуть, когда они убирали телефон из зоны видимости.
Это позволило повысить уровень восприятия, сохранять спокойствие при решении рабочих задач и быть более внимательными на встречах, с клиентами и коллегами. Примечательно, что некоторые респонденты сочли привлекательной идею отключения от цифровой реальности благодаря случайному происшествию, например поломке телефона, отсутствию связи или севшему аккумулятору. Такие случаи послужили отправной точкой для последующих глубоких размышлений. Многие стратегии для этой мотивации включали в себя довольно простые решения: покупку простой модели телефона лишь с базовыми функциями; использование на работе только стационарного телефона; введение строгих правил, которые помогли бы стать примером для коллег, партнеров и детей.
Какая стратегия лучше Самой упоминаемой стратегией в этой категории стала последняя из выше названных. Установка правил оказала значительное влияние на комментаторов этой группы. Правила были самыми разнообразными: от «никакого смартфона во внерабочие часы» до «никаких телефонов за обедом». Вот как это объяснил один из комментаторов: «Мой телефон — это полезный рабочий инструмент, и это я его контролирую, а не он меня».
Вот используемые стратегии: Чтение почты через браузер, а не через приложение. Эта стратегия использует правило 20 секунд, предложенное Шоном Ачором в книге The Happiness Advantage, согласно которому для преодоления негативных привычек необходимо ограничить доступ к соблазну. Проверка почты через браузер требует введения логина и пароля и занимает более 20 секунд. Такая задержка может удержать пользователей смартфонов от компульсивной проверки почты.
Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает.
Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости. Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки.
Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания.
В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения. Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические.
Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М.
Шоттон Обратимся к психологическим исследованиям. Первое серьезное исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 80-х годах английским психологом Маргарет Шоттон. Исследование, в котором участвовало более 100 проявляющих зависимость от компьютера профессиональных программистов и работающих с компьютерами любителей, осуществлялось посредством опроса испытуемых. В нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Наряду с теми, кто характеризовался как зависимый от компьютера, были исследованы таким же способом две контрольные группы.
Согласно выявленным Шоттон социально-демографическим параметрам, проявляющие зависимость от компьютера — это чаще всего высокообразованные мужчины. Средний возраст выборки составляет около 30 лет, они обычно работают в области науки или техники, более половины из них — перворожденные дети у своих родителей. По сравнению с контрольной группой среди них больше холостяков. У зависимых от компьютера испытуемых оказался высокий уровень интеллектуального развития. Согласно признаниям большинства испытуемых, они проявляли теоретический и практический интерес к электронике еще до того, как приобрели начальный опыт работы с компьютером.
Как утверждает Шоттон, компьютер воспринимается ими как своего рода конкурент — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного конкурента полного подчинения. Установить контроль над компьютером означает для них в какой-то мере отыграться за невозможность осуществления желанного контроля в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях. Многим из испытуемых хочется контролировать поступки и слова других, даже самых близких людей, однако им это плохо удается. Психологический механизм возникновения эффектов компьютерной зависимости у подростков может быть в общих чертах обрисован следующим образом.
Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и трудовой деятельности постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом эмоциональность, контактность, понимание собеседника, умение слушать, эмпатия, доверие сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор. Выбор состоит в отторжении многого из того, что традиционно относится к социальной сфере, и в поглощенности новыми технологиями, в первую очередь связанными с применением компьютеров. Освоение многочисленных приложений информационных технологий воспринимается как определенный интеллектуальный вызов, на что расходуется немало времени и усилий. Эти труды рано или поздно начинают приносить определенный успех, который можно спрогнозировать.
Как зависимость от смартфона и соцсетей влияет на мозг
Дмитрий Никитин основал так называемый офлайн-лагерь , где после заезда гаджеты пакуют в конверты, а программа составлена таким образом, чтобы как можно быстрее и комфортнее выйти за рамки смартфонного экрана. Нечто вроде пионерского лагеря для взрослых, но с новым смыслом. Поначалу посетителям такая смена привычки дается с трудом. Человечество меняется, констатируют эксперты, но некоторые уверены, что это лишь неизбежная эволюция сознания. Елена Горбунова, лаборатория когнитивной психологии пользователей цифровых интерфейсов Высшей школы экономики: «Точно так же, как меняются особенности восприятия с момента изменения письменности по мере развития прогресса. Так, безусловно, будет. Я бы не назвала это угрозой». Дело в том, что аналогичным образом ученые били тревогу в конце 90-х , когда юное поколение уселось за компьютерные приставки и проводили ночи напролет в Интернете.
Елена Горбунова: «Я не поддерживаю версию, что вырастет поколение дебилов. Мы должны посмотреть, что будет с детьми, которые сейчас в смартфонах. Они вырастут весьма интеллектуальными и не менее прогрессивными, чем предыдущее поколение». Цифровые технологии много требуют от нас, хоть и дают немало. Фантасты не раз предупреждали. Максим Макаренков, координатор общественной инициативы «Новая осознанность»: «Мы получили не Оруэлла, а Хаксли или Замятина. У людей не нужно подавлять волю, им достаточно дать неограниченный доступ к развлечениям.
Надо понимать, что мы сейчас живем в информационном пространстве, которое напоминает трубу, где под давлением в нас подается неструктурированная информация. Приводит это к тому, что наступает информационный перегрузка, человек выгорает. Тут не до творчества, обработать бы входящую информацию».
Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: в спорте фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы , медицине электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты , сфере развлечений смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности. В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, трудно представить жизнь человека без гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т. Вместе с пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно — зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности В своём исследовании особое внимание уделяю использованию школьниками сматрфонов, так как они стали неотъемлемой частью жизни подростков. Актуальность работы: В эпоху высоких технологий гаджеты глубоко проникли во все сферы нашей жизни.
Своим влиянием они захватили не только взрослое поколение и молодежь, но и детей практически всех возрастов. Зависимость от гаджетов в XXI веке стало не менее опасным явлением, чем наркотическая зависимость. Люди подвержены их пагубному влиянию на психическое и физическое состояние. Цель работы: Выяснить причины зависимости от гаджетов и способы ее лечения. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. Задачи: - Проанализировать исследования психологов и ученых; - Изучить понятие «номофобия»; - Провести анкетирование среди школьников с целью выявления частоты и причин использования ими гаджетов; - Сравнить зависимость от гаджетов у взрослых и детей; - Рекомендации по уменьшению степени зависимости от гаджетов у школьников; - Выявить пользу и вред от гаджетов; Методы исследования: опросы, интервью, анализ, обобщение. Смартфоны, помимо совершения звонков, давно уже превратились в популярные и необходимые гаджеты, которые позволяют оперативно выходить в интернет, слушать музыку, смотреть кино и читать книги. Ученые предупреждают, что это может привести к нарушениям зрения, а также сильным головным болям.
Основными факторами «вредности» гаджетов противники увлечённости ими называют вред здоровью и развитие у подростков зависимости от них. Я решила узнать насколько вредно использование гаджетов, чтобы решить для себя и дать советы друзьям, как пользоваться современными устройствами, с которым мы живём и пользуемся изо дня в день. Роль гаджетов в современном мире В настоящее время тяжело представить человека, который бы не пользовался гаджетами. Они так глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не представляем свою жизнь без них. Мы живём в мире, где компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон считаются такой же привычной вещью, что и электрическое освещение, телевизор или автомобиль. Человек постоянно стремится к новому и более совершенному, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. С течением времени гаджеты становятся компактнее, увеличивается их функциональность, появляются новые их разновидности и модели. Количество гаджетов в современном мире значительно растёт на глазах.
Для их выявления разрабатываются специальные автоматизированные системы обнаружения. Угроза манипулятивных алгоритмов основана на захвате внимания пользователей, сборе данных и следов в сети, включая все «лайки» и количество времени, которое пользователь потратил на просмотр рекламы и контента и продажу всех этих данных рекламодателям и другим внешним игрокам для дальнейших поставок контента, рекламы и информации пользователю. Такая форма манипуляции в сети Интернет получила название «капитализм слежения».
Кроме этого, избирательное воздействие источников новостей на пользователей может приводить к формированию поляризованных структур закрытых групп; например «фильтрующие пузыри» и эхо-камеры. Динамические угрозы вызваны расширенным и быстрым взаимодействием между алгоритмами соцсетей, нормальными внутренними социальными тенденциями и интересами заинтересованных сторон. Это взаимодействие может усилить принятие радикальных убеждений, повысить восприятие пользователей к ненавистническому контенту, провоцировать фейковые новости в больших масштабах.
Когнитивные и социально-эмоциональные угрозы связаны с ограниченным вниманием пользователей, ошибками в обработке информации, отсутствии невербального общения. Эти факторы усиливают невнимательность и недостойное поведение и усиливаются такими эмоциональными факторами как анонимность, отсутствие социального осуждения и невозможность разоблачения.
Разработаны технологии первичной профилактики компьютерной зависимости, фокусируются на таких направлениях Л. Юрьева, Т. Больбот, 2006 : 1. Информационный публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка.
Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета. это не просто увлечение, а патологическое желание использовать девайс. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него. Интернет-зависимость (или интернет-аддикция) — навязчивое стремление использовать Интернет и избыточное пользование им, проведение большого количества времени в Сети.
Как справляться с цифровой зависимостью? 10 правил цифровой гигиены
Читайте статью о причинах, симптомах, стадиях, последствиях и лечении Информационная зависимость на сайте клиники Rehab Family. 58% респондентов отрицают наличие зависимости от цифровых устройств и интернета: 24% однозначно в этом уверены, еще 34% скорее уверены. Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость.
Взрослый цифровой аутизм
- В чем суть диджитал-зависимости
- Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
- Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения
- Цифровая зависимость
В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
Если компьютерной зависимостью является пристрастие к машине, то какие же причины данной зависимости? Как проявляется компьютерная зависимость, чем она опасна и можно ли защитить от нее близких людей? Специалист отмечает, что цифровая зависимость появилась в российском реестре психических заболеваний около семи лет назад.