Новости форма правления молдавия

Санду: До конца года 80 семей ликвидаторов получат квартирыПрезидент Молдовы подтвердила намерение государства предоставить семьям ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС бесплатное жилье.

Кто может вернуть Молдавии пророссийское направление

Глава Гагаузской автономии в составе Молдавии Евгения Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии 27 апреля принять участие в праздновании Дня гагаузского языка и письменности. Молда́вия или Молдо́ва (рум. Moldova [molˈdova]), официально — Республика Молдо́ва (рум. Republica Moldova) — государство в Юго-Восточной Европе. Граничит с Украиной и Румынией. Именно поэтому высшие руководители РМ уже несколько раз заявляли о возможности вступлении в ЕС исключительно Молдовы, но без ПМР. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством.

Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия

Крупнейшая общенациональная радиостанция — Radio Moldova вещание с 1939. Первым общенациональным молдавским каналом является общественный канал Moldova 1. В 1931—1940 гг. В 1940 г. С 1990 г. Редакция географии Северная часть Молдавии расположена в лесостепной зоне , южная — в степной. Растительный покров на большей части территории сильно изменён.

В Кодрах находится один из крупнейших в Молдавии Лозово-Каприяновский лесной массив, а в пойме реки Прут — самая старая дубрава Молдавии. В 2013 г. Много памятников природы — ботанических например, Хынчештский лес , геологических и палеонтологических. Редакция биологии и биологических ресурсов Культурные достопримечательности К античному времени относятся городища гетов , в том числе с несколькими линиями укреплений. Среди них — памятники между сёлами Требужены и Бутучены гетские поселения входят в состав культурно-природного заповедника «Старый Орхей» , близ сёл Сахарна и Рудь. Сохранившиеся участки т.

Вулканешты , т. Верхнего Траянова вала — между реками Прут близ г. Леова и Днестр близ г. Редакция археологии На берегах реки Днестр сохранились скальные монастыри и церкви 11—15 вв. На территории культурно-природного заповедника «Старый Орхей» сохранились руины построек золотоордынского города Шехр-аль-Джедид 1330-е — 1360-е гг.

Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское. Конфликт между молдавскими и приднестровскими властями, начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Боевые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России, которая на 20 лет ввела в республику своих миротворцев. Решение Приднестровского вопроса[ ] На протяжении 20 лет, Кишинёв многократно предлагал мирно решить Приднестровский вопрос, обещая широкую автономию в обмен на возвращение в состав Молдавии. На все эти предложения Тирасполь отвечал отказом, проводя курс на сближение с Украиной позднее, с Россией. И так бы всё и продолжалось, если бы в Брюсселе не состоялся саммит ЕС — Россия. На нём активно обсуждалась евроинтеграция России, главной проблемой для которой стало наличие российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии и Молдовы. Молдавский флаг в Тирасполе В ответ на подобные обвинения, уже в январе 2013 года Россия начала вывод российских войск из непризнанных миром государств, в т.

Еще больше новостей - в Телеграм-канале! Читайте также: В Молдове в бой идут опять одни старики: Они сделали Молдавию процветающей республикой СССР, а теперь вынуждены снова идти работать, чтобы не умереть и не дать стране окончательно свалиться в пропасть С начала 2024 года НКСС уже одобрила более 41 тысячи заявлений от желающих вернуться к трудовой деятельности, еще 5 тысяч еще предстоит обработать далее... Перепись ещё раз доказывает, что сёла Молдовы скоро станут безлюдными: Люди жалуются на маленькие пенсии и утверждают, что огороды уже некому обрабатывать Чем дальше от Кишинёва, тем меньше румын и тех, кто себя такими ощущает далее... Инвалида из Молдовы 16 лет держали в рабстве: Семья заставляла женщину попрошайничать в Европе - каждый день она приносила "хозяевам" 400-500 евро Правоохранители задержали жителя Ниспорен, его сына и внука, которые с 2008 года эксплуатировали женщину-инвалида далее...

В данном случае процесс состоит из трех этапов: Подготовка документов к подаче. Срок подготовки составляет 3 месяца. Подача документов в компетентные органы по доверенности нашим представителем. Срок рассмотрения составит от 3-х недель до 4 месяцев. Когда все документы прошли проверку, необходимо приехать в Кишинев для получения следующего пакета документов: ID-card, сертификат о принадлежности к гражданству и паспорт. В данном случае есть возможность получить паспорт и в других странах в консульстве Молдовы. Все этапы проходят при профессиональной поддержке наших экспертов. Общий срок получения паспорта составляет 9 месяцев. Стоимость получения паспорта Молдовы Стоимость оформления паспорта Молдовы зависит от кейса заказчика: целей, наличия связи с Молдовой, знания языка, количества человек и других необходимых условий. Рассчитать стоимость, узнать список необходимых документов, тонкости получения или более подробную информацию по программе получения паспорта Молдовы Вы можете на бесплатной консультации. С приближением холодных дней в Европе начинается нечто волшебное — магия Рождества заполняет каждый уголок. Огни сверкают все ярче, а воздух наполняется ароматом пряных печенек и глинтвейна. Выберите любой паспорт из нашего каталога. Мы возьмем на себя все расходы по оформлению Шенгенской визы, где бы вы впоследствии ни оказались — будь то горнолыжный спуск Куршевеля, или рождественская ярмарка в Германии.

Выбор редактора

  • Новости дня
  • Курсы валют
  • Додон: В Молдавии оппозиции нужна общая стратегия против Санду
  • Молдавия — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия

Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться

Эта борьба будет обостряться по мере приближения 21 мая, на которое Санду наметила проведение крупного мероприятия — Великого Национального собрания за Европу. Возможны любые сценарии, вплоть до начала уже открытых репрессий в отношении оппозиции. Прорумынские лозунги там, скорее всего, тоже прозвучат. Но если раньше молдавские националисты ориентировались на объединение с Румынией, то сейчас задача выглядит более масштабно и внешне привлекательно: это интеграция в Европу. Но все понимают, что эта интеграция возможна только через Румынию. Но гагаузов в автономии осталось всего около 100 тысяч человек. Основная масса трудоспособного населения давно выехала из региона на заработки. Там низкий уровень жизни, нет работы. Это тоже часть политики Кишинева, которая направлена на то, чтобы Гагаузия себя чувствовала наиболее ущемленным регионом. Деньги в ее развитие практически не вкладываются. Поэтому насколько в таком состоянии гагаузы окажутся способны выйти из состава Молдовы, сказать сложно.

Несмотря на многочисленные скандалы в прошлом в связи с запретами Россельхознадзора на ввоз молдавских вин и фруктов, аграрный сектор маленькой республики по-прежнему зависим от восточных рынков. Это сотни миллионов леев, работающие сады и сотни рабочих мест в молдавской сельской глубинке, где иного способа и выжить-то у населения нет. А тогда, получается, что и «истории успеха» не совсем молдавские. Уйти нельзя остаться Впрочем, проблемы молдавского бизнеса вряд ли остановят прозападное руководство страны.

Нацеленные на Брюссель и Вашингтон чиновники и политики и ранее обнаруживали завидную бесчувственность, наблюдая за замерзающими на деревьях неубранными яблоками — после очередного скандала в молдавско-российских отношениях страдали в первую очередь мелкие и средние фермерские хозяйства. С получением PAS чуть ли не конституционного большинства в парламенте решительность антироссийского лобби в молдавской политике возросла многократно. Эти процессы не остались незамеченными в Москве. Вопрос разрыва отношений с Россией после украинских событий для Кишинева стал во многом имиджевой и декларативной историей.

Этот шаг должен будет помочь продемонстрировать, что молдавское руководство стоит плечом к плечу с ведущими европейскими державами в их борьбе с Москвой.

В настоящее время правительство Молдавии ставит задачу преимущественного перевода преподавания на румынский язык на всех уровнях образования, что требует подготовки соответствующих педагогических кадров. Корни молдавской литературы — в молдавском фольклоре. Старинные песни войницкие — богатырские и гайдуцкие песни-поэмы рассказывают о победах богатырей над силами природы, отражении турецких и татарских нашествий.

Исполняются такие песни речитативом и сопровождаются игрой на национальных инструментах: кобзе, чимпое волынке , скрипке. Выдающимся памятником молдавского фольклора является пастушеская баллада Миорица. В 15—18 в. Летописцы Григорий Уренке 90-е годы 16 в.

Некулче 1672—1746 обличали тираническое правление османских завоевателей, воскрешали героические страницы освободительной борьбы молдаван против турок. Произведение М. Костина О племени молдаван, из какой страны вышли их предки, написанное в острополемической форме, знаменует собой начало молдавской историографии. Дмитрий Кантемир 1673—1723 — выдающийся государственный деятель и ученый-энциклопедист европейского масштаба.

Он является автором философских, страноведческих и исторических трудов, наибольшее значение среди которых имеют Описание Молдавии, История роста и упадка Оттоманской империи, Иероглифическая история. Первым издателем народных песен был Василе Александри, внесший значительный вклад в оформление молдавского литературного языка. Классиками молдавской литературы являются также М. Эминеску, К.

Стамати, А. Донич, И. Крянге и др. В 1820—1823 в ссылке в Бессарабии находился А.

Пушкин, который также проявлял значительный интерес к молдавским песенникам. Молдавскую народную песню «арде-мэ, фриже-ме» режь меня, жги меня он переработал и включил в свою поэму Цыганы. В начале 20 в. Во второй половине 20 в.

Лупана, Ем. Букова, И. Друце Средства массовой информации. В Молдове функционируют несколько радио- и телевизионных станций.

Главные правительственные ежедневные газеты — «Молдова суверанэ» Суверенная Молдова и «Независимая Молдова». Союз писателей Молдавии издает еженедельник «Литература ши Арта» — главный печатный орган, освещающий события культуры в стране и за рубежом. Источник молдавской музыки — народные песни. Особое место среди них принадлежит дойнам — протяжным песням лирико-эпического характера.

До начала 30-х 19 в. Среди них выделялось творчество Барбу Лэутару, ставшего легендарной фигурой. Благодаря гастролям европейских музыкантов Шумана, Листа и др. С другой стороны, молдавский фольклор привлек русских композиторов — Верстовского, Глинку, Эйзриха, использовавших его мотивы в своих произведениях.

В было создано общество любителей музыки «Гармония», в 1900 — Кишиневское музыкальное училище. В 1930 в Тирасполе начала свою деятельность молдавская хоровая капелла «Дойна», в 1935— симфонический оркестр. Первая молдавская опера — Грозован была написана Д. Гершфельдом и поставлена на сцене Государственного театра оперы и балета.

Молдавские народные танцы стали широко известны благодаря их мастерскому исполнению артистами танцевального ансамбля «Жок». Обычаи и праздники. Главные религиозные праздники в Молдавии такие же, как и у других православных народов, — Пасха и Рождество. Предками молдавского народа являются влахи волохи , этнической основой формирования которых, как предполагает современная наука, было романизированное гето-дакийское население, обитавшее по обоим берегам Дуная.

Влахи в древности жили общинами. Управлял общиной совет из числа зажиточных крестьян. В совет входил и «кнез» вождь , осуществлявший первоначально власть в военное время. Постепенно власть перешла к кнезу и стала наследственной.

Первые политические образования влахов возникли в форме «кнезатов» и воеводств, социально-политические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства. В середине 13 в. В 1359 воевода Богдан с частью влахов переселился на территорию, называемую в источниках «Молдавской землей» центр — бассейн реки Молдовы и установил свою власть над большей частью Восточного Прикарпатья, а в 1365 добился признания независимости государства. Так возникло самостоятельное Молдавское княжество со столицей в городе Сирет.

Первые господари. Первые молдавские правители имели титул «воевода», а с начала 15 в. Первым этот титул стал носить Александр Добрый 1400—1432. Власть его формально была неограниченной: он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными государствами, был верховным главнокомандующим и судьей.

Однако большую роль в государстве играли бояре, входившие в Боярскую раду: без их участия не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. Господарь Петр III Арон осенью 1455 вынужден был согласиться на уплату дани турецкому султану, но Стефан III Великий 1457—1504 , сместивший Арона и построивший сеть крепостей и пограничных укреплений, в 1473 отказался от уплаты дани. Султан, решивший подчинить Стефана силой, потерпел в январе 1475 поражение у р. В период правления Стефана укрепились внешнеполитические связи Молдавии с Россией.

Под властью Турции. Однако в начале 16 в. Молдавское княжество попало в вассальную зависимость от Турции. Султану уплачивалась ежегодная дань — харажд.

Молдавский господарь утверждался на престоле султаном, в знак верности которому господари обязаны были посылать в Стамбул сыновей или близких родственников, которые находились там практически на положении заложников. В течение 16—17 вв. Центральная власть была слабой, страной фактически управляла боярская олигархия — представители 75 наиболее влиятельных фамилий. К классу феодалов относились и «слуги» — молдавские дворяне, служившие в войске господаря и получавшие за свою службу земельные владения на праве поместья.

Крестьяне, которые в 15 в. Согласно новому порядку, крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, становился крепостным. Такие крестьяне называемые вечинами отрабатывали в хозяйстве феодала установленное число дней, платили натуральный и денежный оброк своему господину и доставляли ему изделия домашнего промысла; их могли передавать по наследству, закладывать, продавать вместе с землей. В еще худшем положении находились крепостные цыгане.

В период правления Василия Лупу 1634—1653 был составлен первый свод молдавских законов — Уложение 1646. Нормы уголовного права, нашедшие отражение в Уложении, действовали до середины 18 в. В феврале 1654 господарь Георге Стефан направил в Москву своего представителя Ивана Григорьева с просьбой о принятии Молдавии в русское подданство; в марте 1656 начались русско-молдавские переговоры по данному вопросу. Из-за осложнившихся международных отношений русско-шведская война и др.

В 1711 господарь Дмитрий Кантемир заключил с Петром I договор, по которому он становился вассалом Петра, а последний обязывался восстановить Молдавию в ее прежних границах. Молдавская армия сражалась вместе с русской против турок, однако неудача Прутского похода Петра I помешала реализовать этот договор. Сам Дмитрий Кантемир со своими сподвижниками перешел в Россию, где он написал большую часть своих трудов. С 1711 молдавские бояре лишись права избирать господарей, и турецкое правительство через каждые три года стало назначать господарями чуждых Молдавии людей из числа греческой аристократии, перешедшей на службу к султану.

Эти представители греческой знати получившие название фанариотов управляли Молдавией свыше 100 лет. Господари-фанариоты не имели права содержать свое войско и вести внешнюю политику, а должны были собирать и посылать дань султану. В ходе русско-турецких войн 18 в. Турция обязывалась возвратить Молдавии отнятые у нее земли, освободить податное население от налогов на два года и не требовать у него задолженности по налогам в годы русско-турецкой войны 1768—1774.

Результатом стало ослабление турецкого гнета и укрепление экономических связей с Россией, куда Молдавия вывозила вино и фрукты иоткуда ввозила меха, железные изделия, полотно и канаты. В результате русско-турецкой войны 1787—1791 по Ясскому миру к России была присоединена территория между Бугом и Днестром, а по Бухарестскому мирному договору, подведшему итог русско-турецкой войны 1806—1812, — территория между Днестром и Прутом Бессарабия. В составе России. Включение молдавских земель в состав Российской империи не означало воссоздания молдавской государственности.

Молдавские земли были разделены между различными административными единицами. Особый правовой статус получила лишь Бессарабия, где проживало компактное большинство молдаван. В первые годы после присоединения сохранялась старая система управления краем, выгодная молдавскому боярству, а также прежние поземельные отношения, законы и обычаи. В соответствии с принятыми в 1813 Правилами временного правления Бессарабской областью управление Бессарабией осуществлялось губернатором им стал боярин Скарлат Стурдза и временным областным правительством.

Область была поделена на 9 цинутов, в каждый из которых губернатором назначались исправники из молдавских бояр. Исправникам подчинялись околаши волостные старшины. В 1816 в Бессарабии была учреждена должность наместника, а в 1818 — Верховный совет из 11 человек и областной суд в составе уголовной и гражданской палат. Уголовный суд руководствовался российскими, гражданский — молдавскими законами.

В 1828 с принятием Учреждения для управления Бессарабской областью, на территории Бессарабии была введена общероссийская административная система управления. Делопроизводство на молдавском языке прекращалось, в 1873 Бессарабская область была превращена в губернию. На присоединенные территории устремился поток переселенцев: как из-за границы болгары, гагаузы, немцы и др. Здесь создавались военно-хозяйственные поселения из отставных солдат, казаков, военнослужащих.

Менее тяжелый феодальный гнет и благоприятные природные условия привлекали сюда крестьян, бежавших от крепостничества. Молдавские земли продолжали оставаться сельскохозяйственными, однако изменилось соотношение между животноводством и земледелием, последнее в середине 19 в. Промышленность развивалась медленно, в дореформенное время преобладали специфические отрасли — соляная и рыболовство с рыбообработкой. В 1818 местное боярство было уравнено в правах и привилегиях с русским дворянством, низшие слои господствующего класса боернаши в 40-х получили права на личное дворянство.

Однако основная категория крестьян — царане — не были приравнены к крепостным в России. Они были объявлены «свободными земледельцами», но за пользование помещичьими и монастырскими угодьями должны были отбывать барщину и платить оброк. Мелкие землевладельцы — резеши — меньше зависели от феодалов и в основном находились на положении податных крестьян. В 1820 Кишинев стал одним из центров революционного движения России.

Декабристы создали здесь Кишиневскую управу, во главе которой встал М. Орлов, командовавший 16-й дивизией. Кишиневские декабристы развернули пропаганду среди солдат, готовя их к вооруженному выступлению. Для обучения юнкеров и солдат были созданы ланкастерские школы, руководителем которых был назначен участник Отечественной войны 1812 поэт В.

Для расширения своего влияния декабристы использовали и созданную в 1821 в Кишиневе масонскую ложу «Овидий». Также была установлена тесная связь с действовавшим на территории Бессарабии тайным политическим обществом греческих повстанцев «Филики этерия». Революционная пропаганда декабристов привела к тому, что в конце 1821 в четырех из шести полков 16-й дивизии произошли волнения. После их подавления М.

Орлова отстранили от командования дивизией, а В. Раевский был арестован и заключен в Тираспольскую крепость. Крестьянская реформа на молдавских землях проводилась в разное время. В левобережных районах Приднестровья, входивших в состав Херсонской и Подольской губерний, она была проведена на основе Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861.

Для Херсонской губернии предусматривалось освобождение крестьян и наделение их землей в размере от 3 до 7 десятин за выкуп. В Бессарабии Положения касались лишь незначительной части крестьян, так как крепостные составляли здесь только один процент населения. Для основной массы крестьян, царан, реформа проводилась на основании закона от 14 июля 1868. Надел в среднем 2,9 десятины передавался здесь в семейное пользование.

Для государственных крестьян и колонистов были проведены специальные реформы 1869 и 1871, согласно которым они получали от 8 до 11 десятин земли на душу, причем за меньший выкуп. В южной Бессарабии реформа была проведена в 1864. Крестьяне получали здесь земли в наследственное семейное пользование, но надел их был меньше, чем в новороссийских губерниях. На юге края, где основная часть земли находилась в пользовании государственных крестьян и колонистов, крестьяне получили земли на льготных условиях в собственность, соответственно по 30 и 50 десятин на главу семьи.

Сложившееся поземельное устройство сохранялось здесь и после возвращения этих районов в состав России в 1878. Крестьянская реформа способствовала развитию капиталистических форм производства, фермерства, аренды. Бессарабия стала одной из губерний торгового зернового хозяйства, более быстрыми темпами стали развиваться также виноградарство, садоводство, табаководство. Большую роль в экономике губернии играла торговля, доля промышленности продолжала оставаться незначительной.

В период русско-турецкой войны 1877—1878 на территории Молдавии формировались добровольческие отряды для борьбы против Турции, в том числе формирования болгарского ополчения. В Кишиневе общество Красного креста готовило для Болгарии братьев милосердия. В результате войны Южная часть Бессарабии с портами на Дунае вновь вошла в состав России. Революция 1905—1907 в России распространилась и на молдавские земли.

Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов, уважая предоставленные им полномочия. В случае отставки Премьер-министра уходит в отставку все Правительство. Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единой законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата. Срок полномочий Парламента - четыре года. Он может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы.

Правосудие осуществляется именем закона только судебными инстанциями. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Для отдельных категорий судебных дел могут действовать согласно закону специализированные суды. Создание чрезвычайных судов запрещено. Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры в соответствии с законом. Судьи, прошедшие конкурс, назначаются первоначально на пятилетний срок.

По истечении пяти лет судьи назначаются до достижения предельного возраста, установленного в соответствии с законом. Высший совет магистратуры входят судьи и штатные преподаватели, избранные на четырехлетний срок.

Санду поставила на кон президентскую карьеру

Среди граждан Республики Молдова 12705 человек указали двойное гражданство. Не указали гражданство 390 человек. Крупные районы с населением более 100 тысяч жителей — Кагульский, Хынчештский, Оргеевский, Унгенский. Малочисленные районы — Бессарабский 29 тысяч , Дубоссарский 34 тысячи , Шолданештский 42 тысячи и Тараклийский 43 тысячи. Данные двух последних переписей показывают, что за период 1989—2004 гг. Уменьшение численности за данный период обусловлено снижением рождаемости и отрицательным сальдо внешней миграции. Плотность населения в межпереписной период снизилась с 120,4 до 111,4 человек на 1 кв. В 2008 году было зарегистрировано около 25 тыс. При последней переписи учтено 1755643 женщины, что на 128 тысяч больше, чем мужчин.

На 1000 женщин приходилось 927 мужчин, против 912 в 1989 году. Несмотря на то, что снижение численности женского населения в межпереписной период было значительнее, чем снижение численности мужского населения, преобладание женщин сохранилось.

В правительстве Молдавии это обосновали тем, что Украина планирует выйти из СНГ, а других общих границ со странами Содружества у страны нет. Новый пикет состоялся у Конституционного суда Молдавии Читайте также.

А власти живут в своем мире и обещают молочные реки и кисельные берега в виде европейской интеграции", - констатировал бывший президент Молдавии.

Список и краткие биографии окончивших полный курс Кишинёвской ДС за сто лет ее существования 1813-1913. Мунтян, И. Dmitriev, T. Описание Молдавии: Факс. Бессарабия: Страна, люди, хозяйство.

Biserici vechi din Basarabia. Труды по истории Молдавии XIX в. Молдавский средневековый город в Днестровско-Прутском междуречье XV - нач. XVI в. Кочевники Северо-Западного Причерноморья в эпоху средневековья.

Boulder N. Трудные страницы истории Молдовы, 1940-1950-е гг. Русское население Бессарабии и Левобережного Приднестровья в кон. История Молдовы. Княжества Валахия и Молдавия: Кон.

XIV - нач. Особенности развития древнерус. Каратеев; ред. Религия и общество в Республике Молдова: Ист. Европе, в Центр.

Азии и на Кавказе. Под одним омофором: Очерки о деятельности иерархов Русской Православной Церкви на территории Бессарабии в 1813-1918 гг. Драгнев, В. Пидгайко Архитектура и искусство Наиболее ранние датированные предметы древнейшего искусства на территории М. Предметы искусства палеолитического периода ок.

XXII тыс. Косэуць Сорокский р-н , среди них выделяются фрагмент антропоморфной статуэтки из мергеля, различные предметы из слоновой кости, украшенные насечками в виде меандров и спиралей. Количество и разнообразие находок VI-V тыс. В отличие от «натуралистического искусства» палеолита неолитическое искусство в большей степени тяготеет к абстрактным, геометризированным формам. Орнамент керамики Криш и буго-днестровской культур в основном надрезной или выскобленный в форме меандра и спиралей.

Керамика линейно-ленточной культуры, распространившаяся в своей поздней фазе в ареале буго-днестровской культуры, отличается почти сферическими формами, характеризуется типичным орнаментом, напоминающим нотный стан и партитуру: 2-3 и более горизонтальные параллельные линии, прерывающиеся вдавленными точками подобная керамика найдена у сел Дэнчени, Гура-Каменчий и др. В позднем неолите и энеолите сер. V - сер. III тысячелетия до Р. Расписная керамика и глиняная скульптура данной культуры представляют наивысшие достижения искусства доиндоевроп.

Гимбутас дала определение «Старая Европа». Формы керамики отличают элегантное совершенство, понимание пропорций и профильных линий. Классическими цветами росписи являются белый, красный и шоколадно-коричневый, наиболее распространенный мотив - спирально-меандрический, а затем и другие: круг с вписанным крестом или без него , овалы и полуовалы. Помимо керамики значительную часть находок составляют антропоморфные статуэтки из глины, иногда из кости или меди. Основную часть статуэток представляют жен.

Следует отметить наличие определенного канона и вариативность кукутено-трипольской культуры, отличающейся также пониманием пластических форм человеческого тела, соблюдением пропорций, утонченностью моделирования и орнаментирования. Некоторые предметы, найденные в кладе у с. Кэрбуна Яловенский р-н , по-видимому принадлежавшем племенному вождю 817 украшений, из к-рых 444 медные , свидетельствуют о контакте с Вост. К сер. III тыс.

В гето-дакийских поселениях известны находки греч. Гето-дакийское искусство в основном декоративно-прикладное, выделяется геометризмом и стилизацией. В нем можно проследить различные влияния: греческое, скифское, кельтское и римское, переработанные в духе местных традиций, что придает ему несомненную оригинальность. Хотя поселения скифов в Пруто-Днестровском междуречье известны уже с VI в. На первые века по Р.

Для данного периода с археологической т. С приходом гуннов культура прервалась. Сохранившаяся керамика очень высокого качества, выделяются сосуды с высоким горлышком и черной полированной поверхностью, а наиболее интересной находкой является т. Археологические данные указывают на распространение письменности буквенные обозначения на керамике, книжная пряжка, обнаруженные в Ханске. Найдены также многочисленные нательные крестики и энколпионы Ханска, Ст.

Архитектура Первые архитектурные памятники сохранились со времени зарождения молдав. Начиная с этого момента на основе синтеза традиций православного зодчества балканского происхождения и готики в области церковного зодчества сформировался оригинальный архитектурный стиль, названный исследователями молдавским. Молдавское княжество. Георгиевская церковь в Кишинёве. Следует выделить период 1-й пол.

Кишинёвская епархия. Эта смена произошла почти сразу в городской среде и более медленно в сельской местности, а также в отдаленных монастырях. Продолжение местных традиций церковного зодчества можно отметить в формах и стиле зимней Успенской ц. Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Хырбовец , построенной в 1816 г. Штефаном Лупу, бывш.

Прямоугольная в плане церковь с полукруглой алтарной апсидой с зап. В типологии архитектурных форм Георгиевской ц. Внутреннее пространство центрального нефа расширено за счет боковых апсид, вписанных в толщу стены. Этот известный в молдав. Вертикаль подчеркнута воздвигнутым над центром барабаном главы, скрывающим внутри имитацию молдавского свода 2 ряда арок, едва видимых из-за плоскости рельефа.

Сооруженная над притвором колокольня увенчана шпилем. Зимняя Никольская ц. Традиции молдав. Церковь 3-конховая в плане удлинение достигается увеличением алтарной апсиды по отношению к боковым , с купольным барабаном над нефом и колокольней над притвором, купольным покрытием в нефе, крестовым - в нартексе и коробовым - в притворе. Синтезом местных барочных и европ.

Жабского в честь Вознесения Господня женского монастыря в с. Жапка, построенная в 1820-1825 гг. По планировке нефа церковь была сходна с Георгиевской ц. Над нефом система парусов служила опорой для завершенной куполом главы. Перекрывавший нартекс парусный свод вместе с пологими арочными очертаниями дверных и оконных проемов сохранял в архитектуре влияние барокко, в то время как др.

Ярко выражены черты молдав. Добрушского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , к-рая была сооружена в 2 этапа. Строительство было начато в 1811-1812 гг. Первоначальный план представлял собой классический триконх и предусматривал 4 последовательно связанных друг с другом помещения: алтарь, неф, нартекс, притвор; глава над нефом была возведена по системе молдав. Во 2-й фазе строительства к притвору было пристроено 5-е помещение, с парусным сводом и тайником над ним, а также возведены глава над нартексом и еще одна, фальшивая, над разделительной стеной между притвором и 5-м помещением все главы были разрушены в 60-х гг.

XXI в. Суручень, в летней Успенской ц. Табэра, в летней Никольской ц. Некулэеука обе в Орхейском р-не. Уже во 2-й четв.

Преображенский собор в Тигине Бендеры. Инициатива его строительства принадлежала архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Димитрию Сулиме. Собор был завершен и освящен в 1827 г. В плане это удлиненный крест, главный неф которого разделен на 3 травеи, апсиды имеют прямоугольную конфигурацию.

Над пересечением нефа и трансепта поднимается глава с 8-угольным барабаном и купольным перекрытием. Трехъярусная колокольня над притвором имеет уменьшающиеся по объему ярусы, в декоре завершающего яруса использованы арочные проемы с пилястрами ионического ордера. При том же архипастыре в Кишинёве был построен кафедральный собор в честь Рождества Христова 1830-1836 , спроектированный архит. Росписи, иконостас и иконы, исполненные известным иконописцем И. Ковшаровым дед прославленного в лике святых в 1992 мч.

Иоанна Ковшарова , не сохранились. К югу от собора была воздвигнута 4-ярусная колокольня разрушена в дек. Врата, составлявшие соборный ансамбль и расположенные также к югу от собора архит. Заушкевич, 1840 , имели вид триумфальной арки в стиле рус. На вратах, в аттиковом этаже, был помещен колокол, оказавшийся для колокольни слишком большим.

Вокруг кафедрального собора был разбит парк во франц. Сходное архитектурное решение в меньших объемах имела летняя Вознесенская ц. Под влиянием классицизма сложился облик обеих церквей Хынковского во имя великомученицы Параскевы Пятницы женского монастыря в с. Бурсук: летней во имя вмц. Параскевы 1835 и зимней Успенской 1841 , ц.

Харалампия в Кишинёве 1846 , зимней ц. Михаила Жабского мон-ря 1849 , летней Успенской ц. Цыганешты, летней Дмитриевской ц. Многочисленные перестройки перенесла ц. Всех святых на Центральном кладбище Кишинёва.

Для нее митр. Фасад ротонды украшали дорические портики. После передачи приходу церковь была расширена, в 1863 г. Церковь в честь Вознесения Господня Гыржавского мон-ря. Особое место в этот период занимает Вознесенский собор 1867-1879 Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря , построенный по проекту петербургского архит.

В неовизант. Пантелеимона в Кишинёве 1889-1891, архит. Бернардацци на средства братьев В. Синадино, греков по происхождению, откуда пошло 2-е название церкви - «Греческая». В неовизантийском стиле были спроектированы и др.

Новонямецкого монастыря 1902-1905 , крестово-купольная в плане и 5-главая; Преображенская ц. Цыганко Кэприаны , в честь Успения Пресв. Богородицы муж. Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве.

Бернардацци Церковь во имя вмч. Бернардацци Среди церковных памятников периода эклектики сочетанием геометризма и особой массивностью размеров выделяется новая летняя церковь Жабского мон-ря с посвящением престолов в честь Вознесения Господня и Преображения Господня, во имя апостолов Петра и Павла 1916, проект гражданского инженера М. План имеет вид вписанного креста, 3-гранная апсида. Свод, поддерживающий цилиндрический низкий барабан и купол, опирается на 4 столпа. Грандиозное строение в архитектурном ансамбле занимает все свободное пространство.

Следование стандартным архитектурным проектам архит. Тона с сочетанием черт неовизантийского и русского стилей наблюдается в архитектуре летней Успенской ц. Неовизантийский и русский стили совмещены и в летней ц. Духа 1870 Гербовецкого монастыря. В результате перестроек последняя в 1891 сходный облик приобрел и собор во имя вмч.

Феодора Тирона по фамилии основателей церковь называют Чуфлинской кишинёвского во имя великомученика Феодора Тирона женского монастыря : 2 крупные луковичные главы - над нефом и нартексом, шатровая колокольня и многочисленные декоративные главки на фасадах. Собор Преображения Господня в Кишинёве. Сероцинский Собор Преображения Господня в Кишинёве. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы Кондрицкого мон-ря.

Церковь в честь Успения Пресв. С использованием элементов декора в стиле барокко была построена летняя ц. Богородицы 1872-1880 Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , напоминающая о творениях архит. Растрелли , Андреевском соборе в Киеве и соборе санкт-петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря. В духе проектов Тона возведены Успенская 1891 и Дмитриевская 1890-1902 церкви Кишинёва.

Оригинальным сочетанием различных форм рус. Бернардацци при бывш. Феодора Тирона и св. Феодоры из Сихлы. Также по проекту Бернардацци была построена ц.

Александра Невского в Унгени 1905 в виде ротонды с примыкающей с зап. Традициям молдав. Щусевым 1912-1914. XIX - нач. В межвоенный период была построена Дмитриевская ц.

Рудянского во имя Святой Троицы женского монастыря в с. Рудь в неорумынском стиле. Башня-колокольня с входными вратами Курковского монастыря 1927 была сооружена по образцу колокольни правосл. Проводились работы по ремонту церквей, нек-рые из них были расписаны, напр. В советский период с трудом удавалось поддерживать старые, незакрытые или используемые в иных целях церковные здания.

Документы свидетельствуют и об исключительных случаях. Так, в 1958 г. Гринауцы Бельцкого р-на ныне Гринэуць Рышканского р-на на средства селян-колхозников была построена новая церковь. Это событие в следующем году послужило поводом для расследования, а здание церкви было отведено под складское помещение. После 1991 г.

Стилистика архитектурных решений чрезвычайно разнообразна - от следования традиц. Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. От периода 1812-1944 гг.

Уцелели фрагменты росписи летней Успенской ц. Цыганештского мон-ря, зимней Успенской ц. Хынковского мон-ря. Здесь росписи коробового свода сохранились благодаря деревянной обшивке, появившейся после приспособления мон-ря под больницу Dragnev. Даже немногие сохранившиеся росписи дают некоторое представление о стилевом разнообразии в стенописи.

Так, в летней Никольской ц. Кондрицкого мон-ря сохранились фрагменты, в которых традиционная иконографическая программа росписей сочетается с иконографией стиля модерн. В зимней Успенской ц. Стилистические особенности данной стенописи довольно необычны, ее авторы следовали разнообразным образцам-моделям. Колорит, весомые фигуры, лики, прописанные со скульптурной рельефностью, очень близки к живописной манере Джотто.

Следует отметить и наличие иконографических мотивов зап. Вероники в сцене «Путь на Голгофу» Ibid. Роспись притвора ц. Один из самых значительных ансамблей был обнаружен реставраторами в 1981-1989 гг. Гыржавского мон-ря.

Росписи были выполнены в 1901-1906 гг. Блиновым, М.

Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия

Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. По форме правления Молдавия — парламентская республика. Президент Молдавии Майя Санду заявила, что Россия пыталась свергнуть проевропейское правительство в Кишиневе и привести к власти пророссийские силы.

Санду поставила на кон президентскую карьеру

Измаильская епархия, в состав к-рой вошли приходы Юж. Бессарабии и части М. Местопребыванием епископа стал Измаил. Балтская старообрядческая епархия с центром в Куренёвском Никольском мон-ре в Подольской губ.

В ее состав кроме укр. Третья бессарабская старообрядческая епархия - Черновицко-Буковинская - была образована в 90-х гг. В 1920 г.

В авг. Аркадий Иванов был переведен на Измаильскую кафедру. Когда Юж.

Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии.

Однако 10 дек. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии.

Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. В связи с переходом Юж.

Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий Иванов; 1854-1876 , Виссарион 1876-1881 , Анастасий 1881-1906 , архиеп. Кирил Политов; 1910-1919, в.

В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг.

Измаильской епархией управлял еп. Феоген Анисимов , титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг. Силуян Кравцов , в 1940-1944 гг.

Арсений Лысов. После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг.

Измаильской обл. Священство и община старообрядческого Покровского храма в Кишинёве. Кишинёвской и Бессарабской старообрядческой епархией в 1920-1940 гг.

Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий Усов , подчинившийся Белокриницкому митр. Пафнутию; в 1940-1942 гг.

Иннокентий возглавлял Белокриницкую Брэильскую митрополию. Иннокентий прибыл в Кишинёв не позднее дек. Однако владыка имел полномочия по управлению приходами Бессарабии, делегированные ему старообрядческими епископами Александром Богатенковым , заменявшим в 1920-1922 гг.

Московского архиеп. Иннокентия признала старообрядческая община Кишинёва, а также местные власти, разрешившие открытие старообрядческого ЕУ в Кишинёве. Благодаря усилиям еп.

Иннокентия в нач. Сподвижником еп. Иннокентия в М.

Иннокентия к 1928 г. Феогеном, считавшим себя «архиепископом всея Бессарабии», их спор разбирал архиерейский собор Брэильской Белокриницкой митрополии в 1928 г. Вследствие конфликтов с духовенством и прихожанами еп.

Феоген в 1931 г. С тех пор титул «Бессарабский» закрепился за епископом Кишинёвским с 1956 епископ титуловался как Кишинёвский и всея Молдавии. Иннокентий в мае 1940 г.

Тогда же советские власти закрыли в Кишинёве 2 старообрядческих храма: Успенский, при к-ром находилась резиденция епископа, и Никольский. Действующим старообрядческим храмом в столице М. В 1943-1944 гг.

Белокриницкого митр. Тихона Качалкина. Усилиями последнего удалось возобновить приходы в относившихся с 20-х гг.

Был образован особый благочиннический округ для левобережья М. После освобождения территории Молдавской ССР от оккупации там действовали 23 приходских старообрядческих храма и Куничский жен. Московского и всея Руси Иринарха Парфёнова с полномочиями «временного заместителя правящего епископа Кишинёвской епархии» в Кишинёв приехал прот.

Пагкратий Дементьев, ставший благочинным Кишинёвского окр. После его приезда не без участия местных советских властей все влиятельные местные клирики были отстранены от служения: лишен кафедры Измаильский еп. Арсений закончил жизнь не позднее 1952, служа священником , снят с должности настоятеля Покровского кафедрального собора в Кишинёве прот.

Харитон Кирченков. Старообрядческий Покровский кафедральный собор в Кишинёве Мазаракиевская ц. Бессарабии во епископа был рукоположен Иосиф Моржаков.

В документах он официально титуловался с 1946 г. Две последние кафедры не позднее 1956 г. Собор Московской архиепископии 17 марта 1947 г.

После этого все 14 действующих приходов Измаильской обл. Иосифа, однако сам процесс перехода очень осложнился и затянулся. Приходы юж.

Звёздочка отказались признать новое руководство епархии. Общины в Кагуле и в с. Звёздочка неск.

Иосифа в свои храмы и поминали эмигрировавшего в Румынию Белокриницкого митр. Осложнения с воссоединением приходов были и в Юж. Бессарабии, составлявшей с 1940 г.

Измаильскую обл. Десятникову от 20 марта 1946 г. Дементьев сообщал о том, что нек-рые клирики М.

Иосифу, считая его ставленником гражданских властей. Кирченков служил в с. Добруджа и свящ.

Симеон Донцов Бельцы. В марте 1947 г. Феоклит Макаров , являвшийся кандидатом на замещение Измаильской кафедры; арестованного клирика еп.

Иосиф заочно запретил в священнослужении в мае 1947 г. В 1948 г. Виктор Зюзин и диак.

Свистунов из Тирасполя. Отдельным общинам отказывали в регистрации под предлогом их малочисленности, а также сложных отношений с епископом. Так, уполномоченный в 1946 г.

Ивановка Бельцкого р-на и в г. В последнем случае прот. Дементьев в письме от 2 авг.

К 1948 г. Иосифу удалось присоединить к белокриницкому согласию десятки беспоповцев в Кишинёве. В ходе антирелигиозной кампании 1948-1953 гг.

Звёздочка, в Тирасполе общине передали частный дом как временное молитвенное помещение. Число зарегистрированных приходов сократилось до 18. В указанный период власти предприняли 1-ю попытку закрыть Куничский мон-рь, однако встретили отпор со стороны насельниц и прихожан.

Уполномоченный настоял на том, чтобы еп. Иосиф в 1948 г. Персиду Иванову , переведенную на должность казначеи, но до закрытия обители тогда не дошло.

Взамен власти передали Кишинёвской епархии закрытую, находившуюся в аварийном состоянии Мазаракиевскую Рождество-Богородичную ц. По договоренности еп. Иосифа с уполномоченным и городскими властями здание Покровского собора было разобрано, материал использовали весной 1956 г.

Предпринимавшиеся ранее попытки республиканского уполномоченного по делам культов добиться упразднения Кишинёвской старообрядческой епархии или перевода Кишинёвского ЕУ из Кишинёва в др. Последний по этому поводу направлял жалобы на имя председателя Совета по делам культов И. Полянского, епископа поддерживала Московская архиепископия.

В итоге власти разрешили переместить штат кафедрального собора и ЕУ на территорию Мазаракиевской ц. В 1957 г. Выполняя это требование, Московский архиепископ в окт.

Валентину Силакову и духовника обители свящ. Ипполита Мартынова. Однако еп.

Иосиф, не имевший достаточного авторитета среди верующих, не смог исполнить решение архиепископии. Совет по делам культов принял постановление о снятии с регистрации Куничского женского монастыря. К реализации данного решения ввиду угрозы сопротивления со стороны 2550 старообрядческих жителей села по просьбе уполномоченного подключился еп.

Первым этапом стал перенос старообрядческих поклонных крестов с улиц с. Куниче на кладбище. С учетом угрозы массовых волнений закрытие обители отложили на июнь 1959 г.

Совмин Молдавской ССР 5 июня 1959 г. В ночь на 28 июня 1959 г. Морозов тайно от прихожан перенес иконы и утварь из монастыря в приходскую церковь в с.

Куниче, в тот же день монахини были выдворены, монастырь опечатан, в течение месяца его переоборудовали под детский сад. Уполномоченный Совета по делам культов указывал на недопустимость создания жен. Липованка в прицерковном доме жили 4 престарелые прихожанки.

В ходе антирелиг. Число зарегистрированных приходов уменьшилось до 11. Все закрытые сельские храмы усилиями старообрядцев удалось отстоять от сноса.

Помимо общины кафедрального храма в Кишинёве с 60-х гг. Добрудже Сынжерейского р-на. Иосиф из-за обострения конфликтов с местным духовенством переехал в Москву, в 1961 г.

В 1961-1971 гг. Кишинёвскую епархию возглавлял еп. Никодим Латышев , избранный в 1971 г.

С кон. Никодим жил в родном с. Добруджа, где скончался и был похоронен в 1986 г.

В 1986-1991 гг. Тимон Домашов. При нем в условиях перестройки возрождались ранее закрытые старообрядческие храмы.

В 1988-1989 гг. Под рук. Зосимы в Кишинёве были организованы катехизаторские курсы, 31 мая 1994 г.

В 2003 г. Зосима перешел в подчинение румын. Брэильской Белокриницкой митрополии, не согласовав свои действия с Московской митрополией, однако позже раскаялся, вернулся в клир Московской митрополии и получил назначение на Донскую кафедру.

В настоящее время Кишинёвская старообрядческая епархия насчитывает 18 приходов и жен. Официально на регистрации состоит 16 общин белокриницкого согласия, включая 14 приходов и 2 централизованные общины Кишинёвское ЕУ и Куничский монастырь. Поморцы в Единце, община существует с 50-х гг.

В 1901 г. Храм сгорел в 1944 г. В 1948-1949 гг.

Сначала власти согласились зарегистрировать общину, но в нач. Вторично приход поморцев смог зарегистрироваться в 1957 г. Храм был построен в 1972 г.

Предпринимавшиеся не раз в XX в. Картон 188. Старообрядцы сев.

Несколько слов о расколе, сектантстве и церк. Старообрядческий Иоанно-Богословский муж. Тисский старообр.

Мат-лы для этнографической карты Бессарабской губ. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. О измаильских старообрядцах.

Старообрядчество во 2-й пол. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в кон. Русское население городов Бессарабии в ХIХ в.

Русские старообрядцы на Дунае: Формирование этноконфессиональной общности в кон. ХVIII - 1-й пол. Старообрядческий муж.

Михаила с. Таранец Молокане История движения молокан начинается с 1901 г. До второй мировой войны в Бессарабии было 5 общин молокан.

В послевоенные годы часть общин решили избежать регистрации и вели подпольную деятельность. Две зарегистрированные молоканские общины не прекращали деятельность и после войны подчинялись центру молокан в Москве. Пидгайко Армянская церковь Пресв.

Богородицы в Кишинёве. Армянская церковь Пресв. Первое упоминание о религиозной общине армян в Четатя-Албэ ныне Белгород-Днестровский, Украина датируется 1384 г.

В 1401-1686 гг. Молдавская епархия. ААЦ в Молдове входила в юрисдикцию К-польской епархии.

В 1804 г. Богородицы Сурб-Аствацацин в Кишинёве. В 1809 г.

Александра I Павловича была основана особая епархия, после 1812 г. В советское время церковная организация армян на территории М.

Вот только несколько самых любопытных из них. Историк и политолог Алексей Макаркин: Следующие президентские выборы в Молдове состоятся в конце 2024 года. Задача Майи Санду — победить на них. Ее рейтинг уменьшился, но главный соперник — Игорь Додон — еще менее популярен рейтинги доверия на май 2023 г. Партия «Шор», наиболее активно критиковавшая Санду, запрещена Конституционным судом. Сейчас задача Санду — максимальная консолидация своих сторонников под флагом европейской интеграции. В октябре будет представлен доклад Еврокомиссии о расширении — на сегодняшний момент предполагается дать рекомендацию начать переговоры с Молдовой о вступлении в Евросоюз. Сам процесс вступления долгий, но прогресс будет продемонстрирован.

Оборотная сторона этого процесса — максимальное «отталкивание» от России, которое будет продолжаться. Что может сделать Россия?

Такова молдавская реальность, которая не является тайной для молдавских властей. Учитывая добрые отношения жителей республики к ЕС, президент Санду обещает им льготы уже сейчас, но при условии открытой поддержки еврокурса. На днях глава государства созвала глав администрации сел и городов и предупредила их: «Деньги государства будут распределяться между всеми населенными пунктами, а деньги, которые идут от ЕС и налогоплательщиков стран ЕС, пойдут тем, кто разделяет эти ценности». Политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что положительное решение ЕС будет рассматриваться молдавскими властями как большая победа. При помощи мелких и малозначительных шагов в сторону ЕС действующая власть пытается убедить молдавский электорат в том, что в стране что-то делается.

Это, по их мнению, должно мотивировать избирателя голосовать за правящую партию на выборах», — отметил Чуря. Парламентские выборы должны состояться в РМ в 2025 году. Молдавские политики уже начали активно готовиться к предстоящим выборам президента и парламента. Многие при этом рассчитывают потеснить правящую партию и переформатировать политическое поле страны. Что не исключает и корректировки геополитической ориентации республики. Если в Брюсселе примут решение отложить переговоры о принятии Молдавии в ЕС, то оппозиционные партии РМ отыграют это в избирательных компаниях и получат дополнительные голоса. Потому накануне декабрьского саммита ЕС в Кишиневе делаются всевозможные прогнозы.

Политик написал в соцсетях: «Среди основных причин отложенного решения то, что Молдова идет в «пакете» с Украиной.

Молдова является парламентской демократией, где президент является главой государства, а премьер-министр — главой правительства. В настоящее время Молдова стремится вступить в Европейский Союз и за первые три года реализовала План действий в рамках Европейской политики соседства ЕПС [6].

История В древности на территории современной Молдовы обитали даки. С I по VII век нашей эры, юг Молдовы периодически подчинялся Римской и Византийской империям благодаря своему стратегическому географическому положению на пути между Европой и Азией. С тех пор и до Средневековья, территория Молдовы неоднократно подвергалась нападениям со стороны различных народов, таких как готы, гунны, авары, булгары, мадьяры, печенеги, половцы, монголы и татары.

В конце Средневековья в Молдавии, помимо румын , проживали русины , половцы , татары , венгры и трансильванские саксы. История Молдовы начинается с верхнего палеолита, когда Homo sapiens появился в юго-восточной Европе около 44 000 лет назад. Первые письменные источники классической античности в Греции появились значительно позже.

В 2010 году в Байраках были найдены олдованские кремневые орудия возрастом от 800 000 до 1,2 миллиона лет. В период неолита территория Молдавии находилась в центре великой Кукутенско-Трипольской культуры, которая существовала примерно с 5500 по 2750 год до н. Они проживали как на востоке за рекой Днестр в Украине, так и на западе, в Карпатах и за их пределами в Румынии.

Княжество Молдавия Людовик I Великий Богдан I После некоторого времени, проведенного в составе Киевской Руси и под непрерывными атаками монголов и татар, которые угрожали целостности Венгерского королевства, король Людовик I Венгрии в 1346 году основал Молдавское княжество на востоке от своей территории и назначил румынского дворянина Драгоша его регентом. Вначале новое государство было зависимым от Мадьяр , но с приходом Богдана I Молдавского оно стало независимым. В первой половине 15 века Молдавское княжество стало вассалом Великого княжества Литовского , но затем было захвачено и оккупировано турками в 1512 году [8].

В 1538 году княжество стало данником Османской империи , простираясь от восточной границы с джедаями до северной границы с Подольем. Тем не менее, Молдова сумела сохранить свою автономию. Род Басараб, который служил у Османской империи, дал название сектору Молдавии, расположенному к северо-востоку от реки Днестр, и стал основой для Бессарабской губернии.

Она включала почти всю территорию нынешней Республики Молдова и некоторые районы на юге, которые после 1947 года перешли к Украине. Таким образом, сформировалась восточная часть Молдавского княжества. Российская империя В результате Бухарестского мира в 1812 году Османская империя уступила России восточную часть Молдавского княжества — Бессарабию.

Западная часть княжества присоединилась к Румынии. Несмотря на определенную автономию Молдовы, она постепенно ассимилировалась русскими, и молдавский язык продолжал развиваться на кириллице.

Подписка на новости Политнавигатора

  • "Втягивает в военный конфликт". Социалисты Молдавии назвали правление Санду антинародным
  • Население и государственное устройство
  • Молдавия - Страна ТАСС
  • Газета «Суть времени»
  • Президент Молдавии заявила, что Россия пыталась свергнуть молдавское правительство
  • Новости дня

Главные новости

  • Государственный строй
  • Цена на нефть
  • Новости Молдавии сегодня — последние новости и события —
  • Курсы валюты:
  • Молдавия не планирует выходить из СНГ
  • Ответы : Почему страну Молдавии называют Республикой ?

Переговоры о вступлении Молдовы в ЕС: Запад сам углубляет раскол бывшей Советской Молдавии

Санду поставила на кон президентскую карьеру это попытка руководства страны нанести удар по оппозиции в преддверии президентских выборов.
Новости Молдовы — главные и актуальные новости на сегодня | Дзен Главная» Новости» Новости moldova.
МОЛДАВИЯ - Древо Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством.
В Молдавии задумали изменить закон о статусе Гагаузии и лишить ее автономии Sputnik Молдова: новости в Молдове и мире.

Молдова, Республика

Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться Власти Молдавии ради вступления страны в Евросоюз готовы даже пойти на отказ от государственности, заявил премьер-министр страны Дорин Речан, которого цитирует Sputnik.
В Молдавии пытаются изменить форму правления — бывший судья КС | ИА Красная Весна Главная» Новости» Самые свежие новости молдовы и политика мд сегодня.
В Молдавии пытаются изменить форму правления — бывший судья КС | ИА Красная Весна фото сборник. По форме правления Молдавия — парламентская республика.
Молдавия как государство скоро исчезнет | 17.04.2023 | В Татарстане Читайте последние новости дня по теме президентская форма правления: Додон об изменении Конституции Молдовы: практически все подписи собраны, В Молдове начали собирать подписи за президентскую форму правления.

Молдова, Республика

Главная» Новости» Самые свежие новости молдовы и политика мд сегодня. Президент Молдавии Игорь Додон объявил о начале акций за президентскую форму правления. Глава Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что автономия запустит процесс отделения от Молдавии, если Кишинев примет решение объединиться с Румынией.

В Молдавии задумали изменить закон о статусе Гагаузии и лишить ее автономии

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков указывал на то, что молдавские власти стараются сделать свою страну недружественной Москве, проявляя русофобию. Курс Молдавии на Европу критикуется оппозиционерами. Так, бывший президент и лидер Партии социалистов Игорь Додон заявил, что Санду и ее сторонники являются угрозой национальной безопасности Молдавии, выполняя волю западных кураторов.

При этом он объяснил, что договоры были денонсированы, так как «не приносят выгоды гражданам, а их политика не соответствует приоритетам нашей страны».

Можно предположить, что действующие кишиневские власти не заявили еще об окончательном выходе страны из СНГ из-за опасения, что данный шаг не понравится большинству граждан республики. Наибольшей поддержкой пользуется ставка на нейтральный статус страны и широкие экономические связи. И наоборот, те, кто симпатизирует России, хотели бы сохранить и связи с Евросоюзом.

Такова молдавская реальность, которая не является тайной для молдавских властей. Учитывая добрые отношения жителей республики к ЕС, президент Санду обещает им льготы уже сейчас, но при условии открытой поддержки еврокурса. На днях глава государства созвала глав администрации сел и городов и предупредила их: «Деньги государства будут распределяться между всеми населенными пунктами, а деньги, которые идут от ЕС и налогоплательщиков стран ЕС, пойдут тем, кто разделяет эти ценности».

Политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что положительное решение ЕС будет рассматриваться молдавскими властями как большая победа. При помощи мелких и малозначительных шагов в сторону ЕС действующая власть пытается убедить молдавский электорат в том, что в стране что-то делается. Это, по их мнению, должно мотивировать избирателя голосовать за правящую партию на выборах», — отметил Чуря.

Парламентские выборы должны состояться в РМ в 2025 году. Молдавские политики уже начали активно готовиться к предстоящим выборам президента и парламента. Многие при этом рассчитывают потеснить правящую партию и переформатировать политическое поле страны.

Более того, единая Гагаузия была раздроблена. Часть регионов были изъяты и присоединены к другим территориальным единицам Молдавии. Но в 2014 году на фоне событий в Крыму и Донбассе гагаузы провели референдум, главным вопросом которого было право отделиться от Молдавии в случае, если Кишинёв интегрируется в Румынию. Кишинёв не признал этот референдум, но он достаточно чётко обозначает настроение властей и элит Гагаузии. То есть, если нынешнее Правительство Молдавии, которое абсолютно прорумынское, решит сдать суверенитет Бухаресту, то Гагаузия объявит отделение.

Молдавия, конечно, попытается этому препятствовать. Что будет дальше, это уже вопрос дискуссионный, — пояснил политолог Дмитрий Родионов. В перспективе вопрос сепарации Гагаузии может возникнуть и в случае евроинтеграции Молдавии. Жители и элиты автономии — традиционно против включения республики в западные структуры. Эти процессы, к которым ведёт нынешнее абсолютно прозападное марионеточное руководство Молдавии, грозят стране как минимум дестабилизацией и внутренним политическим кризисом.

К чему может привести нарушение баланса между проевропейской и пророссийской частями общества и политикума в таких неоднородных странах, как Молдавия, уже показала Украина. Политолог Алексей Мухин считает, что тандем Румынии и молдавских националистов сумеет опередить устремления Гагаузии. Те законодательные акты, которые Молдавия принимает сейчас, создают предпосылки для такой перспективы. То, что происходит на Украине в отношении Польши, — открытие границ, наделение граждан Польши привилегиями на территории Украины происходит и в Молдавии для граждан Румынии. Поэтому гагаузы сейчас и бьют тревогу, так как понимают, что всё идёт к их поглощению "большой Румынией", то есть общим государством нынешних Румынии и Молдавии, — рассказал эксперт.

Она четко следует проевропейскому курсу. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Сейчас на нее завели уголовное дело, явно сфабрикованное, как говорит сама Гуцул. Решение будет принято, если продолжится давление извне по всем направлениям.

Все Новости

Молдавия готова отказаться от государственности ради присоединения к Евросоюзу Власти Молдавии встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров обысками, угрозами и давлением.
Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов? По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий