Cостоялось заседание Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс намерен предложить парламенту страны признать Русскую православную церковь Московского патриархата террористической организацией и запретить. 15 мая в таллинском храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» прошёл очередной Собор Эстонской Православной Церкви. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата РПЦ Владимир Легойда обвинил МВД Эстонии в намерении уничтожить Эстонскую православную церковь. Документ принятый на заседании Всемирного русского народного собора, может иметь последствия для Эстонской Православной Церкви.
Московский «наказ» Эстонской митрополии не указ
Храмам Эстонской православной церкви Московского патриархата следует рассмотреть возможность перехода в состав раскольнической Эстонской апостольской православной церкви. Министерство внутренних дел Эстонии хочет уничтожить Эстонскую православную церковь Московского патриархата. Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс предложит парламенту республики признать Русскую православную церковь (РПЦ) террористической организацией, чтобы запретить ее деятельность на территории страны. Эстонская православная церковь (ЭПЦ) не будет разрывать канонические связи с РПЦ, поскольку "РПЦ не приняла на церковном уровне ничего такого, что заставляло РИА Новости, 11.04.2024.
Эстонская партия за прекращение деятельности ЭПЦ МП
Синод Эстонской православной церкви Московского патриархата назвал подготовку Константинополем автокефалии в Киеве «антиканоническим деянием» и «решительно осудил» ее. 22 апреля 2024 года глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс обратился к общинам Эстонской Православной Церкви Московского патриархата, заявив, что двери храмов останутся открытыми, но верующим нужно защитить себя от призывов к террору. На эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ) таллинские власти давят уже давно. Власти Эстонии могут закрыть православные монастыри на территории страны, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви.
В РПЦ заявили, что Константинополь ничего не сделал для развития православия в Эстонии
В настоящее время министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс предпринимает решительные действия против православной церкви, потребовав от нее дистанцироваться от позиции патриарха Московского и всея Руси Кирилла по специальной военной операции, отмечает издание. На прошлой неделе Ляэнеметс заявил, что предложит парламенту признать ЭПЦ террористической организацией и запретить ее деятельность в Эстонии.
В работе Собора приняли участие епископ Нарвский и Причудский Лазарь , викарий Таллинской епархии епископ Маардуский Сергий , духовенство Таллинской и Нарвской епархий и по одному мирянину от каждого прихода. Перед началом заседания участники Собора собрались для общей молитвы в двух храмах Таллина.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
В 1764 году православные приходы Ревельской с 1796 года — Эстляндской губернии перешли в ведение Санкт-Петербургской епархии создано Эстляндское духовное правление. В 1817 году учреждено Ревельское викариатство Санкт-Петербургской епархии, в 1865 году оно было переподчинено Рижской епархии [3] [5]. В 1840-х годах и во второй половине XIX века отмечен массовый переход эстонских крестьян из лютеранства в православие — как в Лифляндской прежде всего , так и в Эстляндской губерниях. Тогда же появляются первые православные священники из эстонцев [5].
Февральская революция 1917 года и последовавшие за ней события кардинальным образом изменили положение Русской православной церкви в Прибалтике. В августе 1917 года в городе Юрьеве ныне Тарту состоялось собрание Рижской епархии. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн Смирнов поддержал предложение о восстановлении Ревельского викариатства — в него предполагалось объединить все эстонские приходы. Однако в январе 1919 года он был убит большевиками. После гибели епископа Платона власть над православными приходами в пределах Эстонской Республики перешла к временному епархиальному совету при этом делегаты из Латвии ещё в 1918 году фактически прекратили своё участие в указанном совете. В сентябре 1922 года под давлением властей Эстонии и некоторой части духовенства Собор Эстонской православной церкви принял решение обратиться к константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии ЭПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата и даровании ей автокефалии.
Эстония ужесточает русофобскую политику
Оправдано ли разжигание ненависти против нас? Мы не чувствуем, что дали повод для этого. Разве именно это не увеличивает риск безопасности?
Если отвлечься от горечи эстонского церковного раскола, то нельзя не заметить, что Эстония-очень красивая страна, с аккуратными, ухоженными городами и сёлами, хорошими дорогами, грибными и ягодными лесами и неплохо работающим комфортабельным общественным транспортом включая бесплатный Интернет в междугородних автобусах. Живёт в этом прибалтийском государстве всего полтора миллиона человек меньше, чем в Минске , из них примерно четверть — русские. Эстонский язык мелодичен и красив; именно эта мелодичность привила эстонцам любовь к хоровому пению. Ежегодный фестиваль на Певческом поле в Таллине собирает тысячи жителей со всех уголков страны. Люди приезжают для того, чтобы вместе петь, выражая тем самым своё единение, любовь к родному языку и стране. Центральная Эстония. В городе Вильянди Конечно, за те девять месяцев, что я прожил в Эстонии, было непросто разобраться в хитросплетениях эстонской общественной жизни. Ещё сложнее было понять перипетии жизни церковной. Родным приходом на это время для меня стал Таллинский Александро-Невский собор — кафедральный храм Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Владыка Стефан обычно служит в Симеоновской церкви. Мне удалось встретиться с обоими митрополитами, расспросить их о том, как развивается церковная жизнь, как решаются проблемы, возникшие после раскола, и как выстраиваются взаимоотношения друг с другом. Печально, когда в среде православных, не очень-то многочисленных в этих краях, возникают разделения. Но что поделаешь — жизнь невозможно вписать в заранее заданные схемы, и порой она приносит горькие разочарования, разрушая даже лучшие намерения и мечты. Митрополит Корнилий: «Нам сейчас очень сложно» О митрополите Корнилии вполне можно говорить как о самом уважаемом архиерее в Эстонии. Уже больше шести десятилетий владыка служит у престола Божия-вначале в иерейском сане, а с 1990 года — в архиерейском. В 1943 году окончил гимназию, служил псаломщиком в таллиннской Церкви Рождества Богородицы. Рукоположен во диакона в августе 1945 года, во иерея — в феврале 1948 года, с назначением настоятелем храма Марии Магдалины в Хаапсалу. В 1951 году заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию. В 1951—1957 гг. За «антисоветскую агитацию» хранение книг религиозного содержания, беседы с верующими был приговорён в 1957 году к тюремному заключению, которое отбывал в политических лагерях в Мордовии Дубравлаг. В ноябре 1960 года вернулся в Эстонию и был назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в Нымме район Таллина , где и прослужил почти тридцать лет. В 1990 году, после принятия монашества, хиротонисан во епископа Таллинского. В 1995 году возведен в сан архиепископа, с ноября 2000 года — митрополит. Моя беседа с митрополитом Корнилием проходила в его резиденции, что на улице Пикк в старом Таллине. Здесь на фасаде трёхэтажного дома висит табличка, извещающая на эстонском и русском языках о нахождении резиденции владыки. Сама резиденция занимает только часть здания по сути, речь идёт о большой квартире, которая даже не находится в собственности церкви. Сюда митрополит приезжает в рабочее время. Живёт он в другом месте-в обычной двухкомнатной квартире в таллинском районе Ласнамяэ. Митрополит Корнилий Якобс Владыка стал архиереем в непростом 1990-м, когда в СССР происходили радикальные перемены, а управляющий Таллинской епархией — митрополит Алексий Ридигер был избран патриархом. Конечно, давнее знакомство с будущим патриархом сыграло некоторую роль в судьбе тогдашнего протоиерея Вячеслава Якобса; хотя нельзя не заметить, что были и другие кандидаты на архиерейский престол, хорошо известные Святейшему. Отец патриарха — священник Михаил Ридигер, настоятель Казанской Церкви, где я служил диаконом, хотел нас подружить, но дружбы не получилось. Правда, мы вместе с Алексеем Ридигером поступали в семинарию, в 1947-м году. Но я всего полгода отучился, потом меня рукоположили в священника, и я перешёл на заочное отделение. Почти тридцать лет я прослужил в приходе св. Иоанна Крестителя в Нымме, одном из районов на юго-западе Таллина. Думаю и дальше бы там служил, если бы не предложение патриарха об архиерействе. На поместном соборе я не был, но перед отъездом в Москву митрополита Алексия я ему сказал: «Владыка, в каком бы статусе Вы не вернулись с собора, прошу Вас служить в нашем храме в Нымме на престольный праздник». Он обещал и обещание выполнил. Была, наверное, уникальная ситуация: в самом маленьком храме города служил патриарх и два архиерея. Храм св. Иоанна Предтечи в Нымме Когда я провожал патриарха на поезд, у нас была очень краткая беседа, минут 15—20, не больше. И он предложил мне архиерейство. Предложение прозвучало для меня неожиданно; некоторых других кандидатов, о которых я упомянул, патриарх отверг. Я ведь никаких административных должностей раньше не занимал; должность руководителя епархиального совета была первой. В общем, я ответил, что к архиерейству не готовился, но если нужно, то я принимаю. Состоялся монашеский постриг, потом меня возвели в архимандрита, а затем уже последовала архиерейская хиротония. В то же время, по словам митрополита Корнилия, некоторые известия, полученные сразу после хиротонии, были для него неожиданны и не очень приятны. Патриарх мне об этом сказал только во время вручения архиерейского посоха, отметив, что мы будем управлять епархией вместе. Для меня это был неприятный момент. Можно ведь по-разному истолковать такое решение, в том числе как некоторое недоверие ко мне. Кроме этого, мне не было сказано, что Пюхтицкий монастырь становится ставропигиальным, то есть выводится из прямого подчинения епархиальному архиерею. Но я в любом случае начал заниматься делами епархии, которые были в большом непорядке. Пюхтицкий монастырь — Что конкретно Вы имеете в виду? Во-вторых, не всё духовенство адекватно относилось к своим обязанностям. В Эстонию ведь никто особо не хотел ехать. Сложно сказать, почему так было, ведь в республике имелись свои преимущества. Эстонцы в целом и эстонские коммунисты в частности не были рьяными безбожниками. Да, они были неверующими людьми, но не такими рьяными атеистами, как в России. А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов. В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Было ли такое на самом деле? Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. Так и проходила эта борьба, очень неприятная. Но не все эстонцы хотели от нас уйти хотя уходили в основном эстонцы. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу.
Через неделю в парламент Эстонии внесли проект заявления «об осуждении Московского Патриархата». Утром этого дня он приехал в Пюхтицкий монастырь, где в беседе с настоятельницей игуменией Филаретой Калачёвой и рядом представителей обители озвучил, что государство не хочет обострения конфликта с православными верующими, поэтому предлагается рассмотреть вопрос отказа от ставропигиального статуса монастыря, «дабы исключить возможность духовного влияния на него Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Упомянув о том, что в мире, который лежит за монастырскими стенами, кипят страсти, сталкиваются противоречия, полыхают военные столкновения, насельницы Пюхтицкого монастыря в открытом письме Совету Церквей Эстонии подчеркнули, что для них происходящий ныне кровопролитный вооруженный конфликт в центре Европы является источником глубокой сердечной боли: «В своих постоянных молитвах мы просим Господа всех явить Его благую силу и привести к миру участников этого жестокого военного столкновения, вынуждающего нас вспоминать страшные страницы былых мировых войн». При этом они с прискорбием отмечают, что Пюхтицкий монастырь и его насельниц пытаются втянуть в чуждые самой сути монашеского бытия политические противоречия: власти Эстонской Республики хотят от них разрыва кровной связи с Русской Православной Церковью и ожидают, чтобы они по своей инициативе отказались от ставропигиального статуса. Мы не можем, не имеем права в одностороннем порядке разорвать ее, так как ставропигиальный статус монастыря прописан в Уставе нашей обители, который мы по своей воле не вправе изменять. Ставропигию монастырь получил в 1990-м году стараниями и усилиями приснопамятного Патриарха Алексия II Ридигера.
Анна Спицына Ставропигиальный статус Пюхтицкого монастыря Эстонской православной церкви, предполагающий прямое подчинение Патриарху Московскому и всея Руси, является исключительно внутрицерковным делом. Власти Эстонии не вправе инициировать изменение этого статуса по своему усмотрению, заявил сегодня замглавы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. И определение этого статуса относится к исключительной компетенции верующих и тех органов церковного управления, которые такие вопросы решают, - цитирует ТАСС слова Кипшидзе. Он подчеркнул, что государства никогда не пытались урегулировать статус монастырей так, как им удобно в тот или иной политический момент, но эстонское правительство сегодня пытается это сделать.
МЫ РУССКИЕ: ЭСТОНИЯ ПРОТИВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. КАК УДАЛОСЬ ОТСТОЯТЬ ВЕРУ В ЧЕРНОГОРИИ?
Мы не можем в одностороннем порядке разорвать эти связи, так как находимся в автономном статусе, это не в нашей власти, а также это было бы в противоречии с нашей совестью. Во-вторых, Русская православная церковь на церковном уровне не приняла ничего такого, что вынудило бы нас покинуть ее», — сказал священник. Епископ Даниил Леписк убеждал эстонскую публику, что проповедь церкви — вне политики. Фото с сайта orthodox.
Не с какой-либо другой или третьей стороны. Чьей бы то ни было политикой», — заключил архиерей. То, что главным спичрайтером встречи стал именно епископ Даниил, вполне объяснимо.
Во-первых, митрополит Таллинский и всей Эстонии Евгений Решетников с начала февраля находится в Москве и руководит Эстонской церковью в удаленном формате, поскольку власти республики не продлили ему вид на жительство. В епископский сан он был рукоположен стремительно за несколько дней до отъезда Решетникова из Таллина. Это была первая за последние 34 года хиротония, которая прошла в Эстонии.
Новость о том, что Леписк станет архиереем, была опубликована на официальном сайте Московского патриархата за сутки до самого мероприятия. Утром 2 февраля Леписк был пострижен в монашество, вечером 3 февраля возведен в сан архимандрита, а сутки спустя стал не только епископом Тартуским, но и викарием Таллинской епархии. С тех пор он позволяет себе делать самостоятельные заявления, которые митрополит Евгений никак не комментирует.
Упомянутый съезд прошел 27 марта в Москве под председательством патриарха Кирилла. По итогам форума был принят документ под названием «Наказ. Настоящее и будущее Русского мира».
Текст, в частности, наделяет «священным» статусом специальную военную операцию СВО. В «Наказе» говорится, что «Россия является создателем, опорой и защитником Русского мира» и что «границы Русского мира как духовного и культурно-цивилизационного феномена существенно шире государственных границ как нынешней Российской Федерации, так и большой исторической России». То есть воспроизвел такие идеологемы, которые действуют на европейские и особенно балтийские государства как сильный раздражитель.
Как бы ни пытались эстонские архиереи дистанцироваться от РПЦ, правительство страны, видимо, ждет от них каких-то конкретных и решительных шагов.
То есть, во всем мире, с древнейших времен, у ветхозаветного Израиля, у античных язычников, у греков, римлян, византийцев, в Европе, в России, везде и всегда было четкое представление о важнейшей роли религиозного института во время конфликтов. Церковь множество раз была единственной площадкой, на территории которой даже самые ожесточенные враги имели возможность перемирия или примирения. Поэтому при самых сложных военно-политических конфликтах, когда даже единоверцы или люди одного рода и племени оказывались по разные линии баррикад, Церковь играла роль «рога спасения», роль убежища, была потенциальной территорией для переговоров, единственным мостом к компромиссу, фактором мирного разрешения конфликта.
А что же мы видим сейчас? Именно эту площадку, эту силу, этот ресурс не просто не используют как возможность для мира, как ресурс для переговоров, а наоборот — пытаются ее дискредитировать, оклеветать, демонизировать, запретить и уничтожить. И происходит эта разрушительная кампания по одному и тому же сценарию, по совершенно идентичным схемам, как будто по одной инструкции, выпущенной из-под руки одного и того же автора. Как на Украине каноническую православную церковь, к которой принадлежит большинство граждан страны, гонят по причине якобы «национальной угрозы», так и в Эстонии, где православие исповедует половина населения, ту же самую Православную Церковь объявляют «национальной угрозой».
Как на Украине для раскола и ослабления единства Церкви руками Константинопольского патриарха создают раскол в виде ПЦУ, так и в Эстонии тот же самый патриарх привлекается для создания такого же раскола. И в нарушение всех канонических норм он учреждает там, так называемую, Эстонскую апостольскую православную церковь. Ну это же идентичные схемы, одни и те же репрессивные и дискриминационные меры, которые порой даже реализуются с разницей в несколько дней. Ну, судите сами.
И мы тут же читаем, что власти Таллина планируют в ближайшее время расторгнуть договоры аренды недвижимости с Эстонской православной церковью Московского патриархата. Администрация Таллина объявляет, что решение отобрать у православной церкви землю принято по причине якобы борьбы с «усилением влияния России». Ну это же одно и тоже! Как будто где-то выпускают единую инструкцию о том, как еще навредить Церкви, как ее еще расколоть, в чем-то обвинить — и власти двух стран тут же начинают реализовывать поставленные перед ними задачи.
Он также заверил руководство монастыря, что правительство не будет вмешиваться в религиозные вопросы. В то же время, по словам главы эстонского МВД, власти могут обратиться в суд для принудительного закрытия монастырей, если они откажутся добровольно разорвать связь с Московским патриархатом. Тогда ситуация усложнится, но есть и возможные решения, которые обязательно найдутся», — передает слова Ляэнеметса ERR. Министр также заявил, что ситуация связана с угрозой национальной безопасности, которая исходит от поддерживающей боевые действия на Украине РПЦ.
При этом Эстонская православная церковь Московского патриархата канонически связана с Русской православной церковью, заметил он. По словам Ляэнеметса, правительство Эстонии намерено разорвать и канонические, и юридические отношения приходов в республике с Москвой.
Ссылки по теме.
Угрозы, проверки, ликвидация: что происходит с православной церковью в Эстонии
Приходам было предоставлено право сделать свой выбор, и обе церковные структуры должны были работать вместе, чтобы приходы получили эти права, в том числе признание исторической преемственности в обоих случаях с вытекающими отсюда правами. К сожалению, ничего подобного не произошло. Такое недоверие сохраняется по сей день, и люди оставались в нашей церкви даже в то время, когда она не имела статуса юридического лица. Если сейчас начать решать эту ситуацию с позиции силы, то здесь мы видим очень серьезное посягательство на свободу вероисповедания, совести и убеждений, а это означает нарушение конституционных прав очень значительной части жителей Эстонии», — отмечает документ.
При этом власти республики вплоть до 2002 года отказывали в официальной регистрации церкви Московского патриархата. Однако в октябре 2002 года тогдашний министр внутренних дел Айн Сеппик подписал с митрополитом Корнилием Якобсом меморандум о намерениях, согласно которому ЭПЦ МП были переданы 18 церковных зданий и приходских домов. По условиям договора митрополия арендовала все здания на срок до 50 лет по цене одной кроны в месяц за каждое здание, но обещала платить государственные и местные налоги, предусмотренные законом.
Проправительственные СМИ, которые сейчас пытаются доказать, что ЭПЦ МП не имеет прав ни на одно религиозное сооружение в стране, уверяют, что так было, например, в отношении Пюхтицкого монастыря. В октябре 1997 года государство и ЭАПЦ подписали договор, в котором «константинопольцы» отказались от притязаний на монастырскую собственность — землю, здания и священную атрибутику, при этом «не уступая права на нее никому другому». По версии РПЦ, обитель, которой многие годы руководил будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий II Ридигер , статус ставропигиальной то есть подчиняющейся непосредственно патриарху получила еще в июне 1990 года и тогда же перешла в полное подчинение РПЦ.
В 1993 году Алексий II томосом указом восстановил самоуправляемую Эстонскую церковь в юрисдикции Московского патриархата. Борьба может развернуться не только за Пюхтинский монастырь, но и, например, за собор Александра Невского в Таллине. Советник отдела по делам религии Министерства внутренних дел Ринго Рингвеэ заявил, что договор аренды у ЭПЦ МП на него закончится в 2037 году, однако получен он был благодаря политическому давлению России.
Однако сразу после этого архиепископ Корнилий Якобс обратился к городским депутатам с ходатайством. А в 2001 году город подписал договор о нулевой арендной плате с общиной, зарегистрированной в 1999 году и входящей в ЭПЦ МП. Сегодня собор Александра Невского считается ставропигиальным.
В церкви заявили, что признание структуры в 2002 году на государственном уровне проходило с нарушениями. Кроме того, членом правления и духовным наставником могло быть лицо, имеющее избирательное право на выборах в местное самоуправление. Синод ЭАПЦ в изгнании Стокгольмский синод , через который осуществилась регистрация, не имел на тот момент епископа и находился за пределами Эстонии.
Из этого становится понятным, что ЭПЦ МП отстаивала свои права на имущество, которое она приобретала, строила, содержала, защищала от закрытия во времена атеистических гонений и которым пользовалась на момент восстановления независимости Эстонской Республики, а не пыталась завладеть чужим», — подчеркнули в пресс-службе ЭПЦ МП.
Для меня это был неприятный момент. Можно ведь по-разному истолковать такое решение, в том числе как некоторое недоверие ко мне. Кроме этого, мне не было сказано, что Пюхтицкий монастырь становится ставропигиальным, то есть выводится из прямого подчинения епархиальному архиерею. Но я в любом случае начал заниматься делами епархии, которые были в большом непорядке.
Пюхтицкий монастырь — Что конкретно Вы имеете в виду? Во-вторых, не всё духовенство адекватно относилось к своим обязанностям. В Эстонию ведь никто особо не хотел ехать. Сложно сказать, почему так было, ведь в республике имелись свои преимущества. Эстонцы в целом и эстонские коммунисты в частности не были рьяными безбожниками.
Да, они были неверующими людьми, но не такими рьяными атеистами, как в России. А уровень жизни в Эстонии всё-таки был немного выше, чем в других регионах Советского Союза. Но как-то всё это не учитывалось, и здесь оказалось много неподходящего духовенства, даже рукоположенного с нарушениями канонов. В настоящее время в Эстонской Православной Церкви 31 приход, 45 священников и 13 диаконов. ЭПЦ МП разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны.
В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Было ли такое на самом деле? Потом число стало расти, процесс резко политизировался. У меня собралась целая коробка газетных вырезок, со статьями, в которых меня ругают, обзывают вором, говорят, что я хочу забрать не свою собственность и т. Так и проходила эта борьба, очень неприятная.
Но не все эстонцы хотели от нас уйти хотя уходили в основном эстонцы. Очень долго держался. Потом он приехал ко мне и говорит: «Что мне делать? Со мной на улице эстонцы не здороваются, потому что статья в газете была такая… Русского языка я не знаю, чтобы служить в русском приходе, а служить хочу. Я вынужден уйти».
Он провёл в приходе голосование: две пятых высказалось за Московскую патриархию, а три пятых-за Константинополь. Вот они и ушли. Но это был хороший священник, а некоторые всё решали политизировано, просто используя неприятие к Москве. Да ведь и не только эстонцы ушли… — Я вспоминаю протоиерея Симеона Кружкова, настоятеля Успенского собора в Тарту. Близкий друг патриарха Алексия, был с ним на «ты».
Мечтал об архиерействе. Когда мне патриарх предложил архиерейство, я ему сказал — есть же отец Симеон, но патриарх по ряду причин отказался принять его кандидатуру. Отец Симеон ушёл в раскол и получил там архиерейство, в Стамбуле. Вернулся в Эстонию и вскоре умер, по-моему, даже не отслужив ни одной литургии! Виной тому — смешанные браки, а также влияние лютеранской церкви.
Когда была образована первая Эстонская Республика, в 1918 году, наша церковь воспринималась как русская. Судя по всему, с тех пор это восприятие мало изменилось. Помню, как-то проезжали мы возле одного местечка, где, я знаю, был эстонский православный приход. Я у жителей спрашиваю, но никто не знает. А вот когда спросил: «Где русская церковь?
Это ведь тоже имеет значение. Кроме того, эстонцы вообще народ нерелигиозный. Лютеранство для них, видимо, проще. Хотя я и русской культуры человек, но уроженец Эстонии и говорю на эстонском языке. Эстония — моя вторая родина, здесь родился я, мой дед и мой прадед.
Отец мой тоже в Эстонии родился, в Нарве, был репрессирован, его расстреляли. Церковь св. Екатерины Московский патриархат Впрочем, во взаимоотношениях с властями я стараюсь быть осторожным. Не очень приятной была для меня встреча с министром регионального развития, когда приезжал последний раз митрополит Иларион Алфеев , в марте 2012 года. Мы подняли вопрос об имуществе нашей Церкви, но министр твёрдо стоял на своём: имущество возвращается тем, кто владел им до советской Эстонии то есть в их понимании — Константинополь.
Вероятно, многое зависит от принадлежности или симпатий политика или чиновника конкретной политической партии. Например, одна эстонская партия даже пригласила нашего священника для беседы, чтобы узнать о том, что такое православие. Такие вот бывают встречи. А то, что принадлежит государству, нам не отдают. Например, в Таллине две церкви принадлежат городу.
Они могли бы эти церкви нам вернуть, но земля принадлежит государству, а государство — против. Такие вот возникают мелкие зацепки. Видимо, они хотят, чтобы мы жили только за счёт свечей и тарелочного сбора. И более не имеет имущественных претензий? Они получили и храмы, и имущество приходские дома, землю и т.
И сейчас всем этим имуществом распоряжаются, продают. Но они были против того, чтобы государство и нам вернуло собственность. И толку никакого. Хотя в ЭАПЦ уже есть новые веяния: появились люди, пришедшие после раскола. А некоторые раскольники умерли.
Картина меняется. Я, например, заметил, что епископ Тартуский Илия Ояперв очень благожелательно настроен, интересуется структурой нашего православия. Он эстонец, у него с митрополитом Стефаном, видимо, не очень добрые отношения. Мне кажется, что расколу содействуют два момента: личность самого митрополита Стефана и националистические настроения. Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии.
А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями. Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь — это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии.
Что это значит? Украинское православие: В начале сентября патриарх Константинопольский Варфоломей выступил с инициативой по преодолению украинского церковного раскола, «поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему». Ранее об этом просили президент страны Петр Порошенко и Верховная рада. Сейчас на Украине действуют три православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата с 12 тысячами приходов, Киевский патриархат 5 тысяч и Украинская автокефальная православная церковь около тысячи приходов. Речь идет об объединении двух последних и предоставлении им автокефалии Константинопольским патриархатом — первым среди равных в православном мире.
Вот почему мы глубоко убеждены, что вмешательство государства в сложившийся за более чем век уклад монастырской жизни лишено какого-либо созидательного смысла. В монастыре молились и трудились в царской России, в Советском Союзе СССР , в Эстонской Республике, и мы искренне надеемся, что нас и впредь не лишат возможности возносить наши молитвы к Богу, дабы мирная жизнь была дарована всей Земле, всем странам и всем народам». Настоятельница и сестры обратились к христианам Эстонии разных конфессий с убедительной просьбой оказать Пюхтицкому монастырю всемерную поддержку. Монастырь — вне политики. Таково наше кредо. И мы смеем надеяться, что ваши молитвы помогут донести эту истину до властей Эстонской Республики, к которым мы относимся с большим уважением», — резюмируют авторы обращения.
В Эстонии пригрозили закрыть православные монастыри, которые подчиняются РПЦ
Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс выступил в Рийгикогу (парламент) с инициативой объявить Российскую православную церковь террористической организацией. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События. Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс предложит парламенту республики признать Русскую православную церковь (РПЦ) террористической организацией, чтобы запретить ее деятельность на территории страны. В 1993 году восстанавливается самоуправляемая Эстонская православная церковь в юрисдикции Московского патриархата (этот статус подтверждён томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II[12]). Духовенству и верующим ЭПЦ МП предлагают войти в состав Эстонской автокефальной православной церкви Константинопольского патриархата. Добро пожаловать на официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.