Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и. Количество преступлений экстремистской направленности росло до конца 2018 года, а затем пошло на спад после декриминализации статьи 282 УК РФ.
Содержание
Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века. Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации. Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам. Террористическая идеология — это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер. В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма.
Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов. И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология — это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности. Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» — идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» — субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах.
Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом. Экстремизм — это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Термин означает в переводе "предельный", "критический", "невероятный", "крайний". Экстремизм — это течение, которое выступает против существующих общин, структур и институтов, пытаясь нарушить их стабильность, ликвидировать для достижения своих целей. Делается это преимущественно силовыми способами. Экстремизм - это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление Экстремистская деятельность — это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности. Целью создания преступного объединения выступает само насилие над гражданами, причинение вреда их здоровью, побуждение к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению других противоправных действий. Экстремистское сообщество, созданное для совершения преступлений малой или средней тяжести. Деятельность преступного объединения соединена с совершением преступлений всех степеней тяжести.
Экстремистское движение, созданное с целью подготовки к совершению преступлений экстремистского толка на основе идеологической, расовой, политической, религиозной или национальной ненависти. Наличие этих мотивов является обязательным, конструктивным признаком экстремистского сообщества.
Как отмечает М.
Мусаелян, характерными особенностями современного молодежного экстремизма являются: активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации группировки экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества; расширение географии экстремисткой угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т. Современное законодательство не обеспечивает упреждающей, достаточно полной и систематической криминализации существующих и возникающих форм политического экстремизма, в том числе в той части, которая касается противодействия терроризму, бандитско-повстанческой деятельности, экстремистской пропаганде. В деятельности правоохранительных органов далеко не всегда учитываются существенные различия в содержании и формах проявления различных видов политического экстремизма, что приводит нередко к неадекватному реагированию на возникающие насильственные угрозы для жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В настоящее время законодательство Российской Федерации по противодействию экстремистской деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Однако в российских условиях нормативноправовые акты в первую очередь Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и связанные с ним законодательные нормы рассматривают экстремизм как набор строго определенных составов преступления. На практике подобное означает фактическую невозможность эффективной профилактики экстремизма, поскольку правоохранительная система борется со следствиями, а не с причиной [1].
Подобная трактовка экстремистской деятельности делает невозможным создание системы комплексного противодействия экстремизму, которая в обязательном порядке должна включать меры экономического и социальнокультурного характера. Также необходимо отметить, что, так как для современной России характерна картина неоднородного распространения молодежного экстремизма и даже его форм в различных регионах, то целесообразно формирование стратегии контроля и профилактики экстремизма не только на общенациональном, но и региональном уровнях. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития, поэтому программы, реализующие стратегическую концепцию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призваны создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе.
Как отмечает Бааль Н. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму повысит интегральный потенциал этой важной социальнодемографической группы и придаст новый импульс развитию страны» [1].
Также автор говорит о том, что «проблема молодежного экстремизма это, прежде всего, проблема государственного уровня. Государство не может позволить себе «отмахнуться» от того, в чьи руки перейдет власть в условиях отсутствия надежного «противовеса» в лице среднего слоя и достаточно высокой политической индифферентности основной части населения страны. Наиболее важной стратегией в этом смысле является политика государственного воздействия, в том числе правового преследования тех форм экстремизма, которые должны наказываться по закону.
Рост влияния национализма и сепаратизма. Криминализация некоторых сфер общественной жизни, а именно привлечение молодежи в криминальные сферы бизнеса. Использование психологического воздействия в деструктивных целях. Лидеры экстремистских организаций активно используют агрессию молодежи. Незаконный оборот средств для проведения экстремистских выступлений.
Мы в соцсетях
- Памятки по действиям граждан при угрозе террористического акта
- Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
«Экстремизм и терроризм: причины возникновения и распространения»
Национализм — это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. Расизм — это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Фашизм — это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. Толерантность — означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности переводится как «терпимость». Добровольчество волонтерство — добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев: Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности.
При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма. Экстремизм могут осуществлять люди, которые имеют самое разное социальное или имущественное положение, национальную и религиозную принадлежность, профессиональный и образовательный уровень, возрастную и половую группы и так далее. При этом, необходимо отличать экстремизм от деятельности оппозиционных политических партий, представителей религий и конфессий, национальных и этнических сообществ как таковых.
Их неэкстремистская деятельность осуществляется в любых предусмотренных и непредусмотренных законодательством формах. Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры лат. Существующие неформальные подростково — молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные «наслаждение и развлечение» ; спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские «уход от мира» ; мистагогические «вводящие в тайну», связанные с духовными поисками ; коммерциализованные сформированные для достижения прибыли ; субкультуры социального вмешательства все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов ; примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминальноориентированные. Экстремистские радикальные организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования.
Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. После окончания школы подростки поступают в ВУЗы, колледжи и попадают под влияние различных политических структур, работающих на края. Основная профилактическая задача — выявить и предупредить совершение преступлений экстремистского характера со стороны школьников. В большинстве своем школьники отрицательно относятся к таким явлениям как экстремизм и терроризм. В основе такого отношения — отторжение жестокости, понимание недопустимости вторжения в личную жизнь человека. Школьники предпочитают «цивилизованные» способы взаимодействия с властью.
Чтобы защитить свои интересы, они будут обращаться в СМИ больше половины ответивших , суды и правозащитные организации каждый третий. Каждый пятый признает возможность собственного участия в забастовках и митингах.
В рамках этой лекции будем понимать терроризм как крайнюю форму экстремизма, использующую метод ужасающего устрашения — террор. Учитывая, что и другие виды экстремизма также могут использовать метод террора, в том числе в виде терроризирования и даже ведения террористической войны например, действия вооруженных сил Украины против мирного населения России , оправданно рассматривать экстремизм и терроризм как в определенном смысле однородные понятия. В этих целях проведем сравнительный анализ таблица 1. Таблица позволяет понять, каким образом должна быть выстроена система противостояния — как правоохранительная, так государственная и общественно-политическая — деструктивным силам, осуществляющим против нашей страны агрессивную и подрывную деятельность. А как выглядят различия между этими терминами в рамках Вооруженных Сил России и других силовых структур?
Ответ на этот вопрос тоже отразим в табличной форме таблица 2. Таблица показывает контуры системы противостояния экстремизму и терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что разграничение между ее субъектами весьма условное. Например, органы военной прокуратуры и военно-следственные органы ведут борьбу с экстремизмом и терроризмом в рядах Вооруженных Сил, не только выявляя экстремистов и террористов и подвергая их преследованию по закону. В ходе расследования или даже предварительного разбирательства формируется и устанавливается не только доказательная база вины преступников. После окончания расследования военный прокурор направляет в адрес командира части, руководителя органа военного управления представление с требованиями по устранению выявленных нарушений. В нем обозначаются сроки устранения нарушений и доклада о ликвидации причин и условий, способствующих совершению преступления экстремистского и террористического рода.
То есть органы, которые непосредственно борются с экстремизмом и терроризмом, одновременно помогают органам военного управления на поле противодействия этим преступным видам деятельности. Не менее сложную работу проводят военно-политические и кадровые органы Вооруженных Сил — это работа по формированию у личного состава, включая гражданский персонал, и членов их семей антиэкстремистского и антитеррористического сознания. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание Развитое антиэкстремистское и антитеррористическое сознание предполагает прочные ассоциации в сознании большей части населения экстремизма и терроризма с общественно-опасными явлениями. При этом оно должно позитивно относится к мерам, направленным на противодействие экстремистским угрозам, на сохранение и защиту от экстремизма и терроризма личности, общества, государственного устройства, к деятельности политической системы общества с учетом интересов всех социальных групп и слоев. Из определения следует, что антиэкстремистское и антитеррористическое сознание формируется не только в рамках противодействия экстремизму и терроризму, но в целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание — частью политического сознания, оно стремится к сохранению ценностей, к которым относятся интересы государства и общества. Процесс формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания имеет несколько этапов: 1.
Осознание населением экстремистской и террористической деятельности как весьма опасного общественно-опасного явления. Осознание большей частью населения важности формирования активной позиции личности, общества и государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходимости выявления и устранения их причин. Появление потребности и воли у лиц, находящихся во главе властных структур, в проведении активной политики противодействия экстремизму и терроризму. Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика. Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей.
То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих. Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме таблица 3.
Что такое экстремизм и откуда он берется Специалисты рассказали способы борьбы с ним 11:16, 30 октября 2022 Общество Фото: ru. Другими, не менее важными причинами возникновения экстремизма являются снижение уровня правовой грамотности и морального сознания граждан, ухудшение качества образования, социально-экономические кризисы, деструктивная деятельность запрещенных организаций и организаций, финансируемых из иностранных источников. Борьба с экстремистскими проявлениями в обществе — это общая задача для органов государственной и муниципальной власти, организаций, вне зависимости от их правовой формы, и граждан.
Во время лекции ведущие библиотекарь Крутихина О. Участники мероприятия убедились в том, что экстремизм — это действительно жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере и пришли к пониманию необходимости проведения профилактики экстремизма и терроризма среди молодежи.
Профилактика терроризма и экстремизма в сельском поселении Бекешевский сельсовет
Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют разобщенную молодежь в своих политических интересах. Сегодня, к сожалению, эта тема как никогда актуальна.
Экстремизм — это явление, которое сопровождает различные формы деятельности, направленные на насилие, интолерантность и пренебрежение к правам человека. Он может проявляться как в публичных акциях и агитации, так и в пропаганде через интернет и социальные сети. Молодые люди, особенно те, которые выросли в сложных социально-экономических условиях или влиянии агрессивных идеологий, часто оказываются на переднем крае этого феномена.
Низкий уровень знаний среди молодежи является одной из главных причин их склонности к экстремизму. Большинство молодых людей не имеют полноценного образования и ограниченного доступа к информации. Они не в состоянии критически анализировать предлагаемую им информацию и не могут различить истины от лжи. Это делает их уязвимыми для манипуляций экстремистских организаций и идей.
Однако низкий уровень знаний не является исключительно проблемой молодёжи. Оно отражает кризис образования в нашем обществе. Недостаточное финансирование, неэффективные учебные методы и отсутствие качественных учебных материалов негативно сказываются на образовательной системе.
Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами. Достаточно много преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними. Поэтому в целях пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ и семинаров по вопросам толерантности. Ежегодно 16 ноября в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности.
Согласно ст. Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, "националистических" убийств и т. Подобная работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде: во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы: - это обострение социальной напряженности в молодежной среде характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т. Это - рост национализма и сепаратизма активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей ; это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. Это использование в деструктивных целях психологического фактора агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности ; это использование сети Интернет в противоправных целях обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях. Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными террористическими проявлениями важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии терроризма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание. Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем и противоречий. Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации. Наряду с текущей информационно-разъяснительной работой с молодежью следует активизировать усилия по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие как средство разрешения противоречий. Веротерпимость - стабильность и безопасность гражданского общества, основа демократии В мире существует множество религий, учений и религиозных идей.
Как правило, выбор человеком того или иного вероисповедания определяется территорией проживания, традицией, национальностью, верой родителей. Веротерпимость - это признание права на существование и исповедание любой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. На протяжении многих периодов мировой истории считалось, что стабильное общество должно строиться на общности веры. Однако такая политика не была характерна для всех государств. Одна из ее статей, восемнадцатая, содержит положение о том, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы.
Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему. Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды.
В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно. Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане.
Разобравшись с понятием того, что такое экстремизм, стоит выделить основные признаки такой противоправной деятельности. Ученые и представители силовых структур выделяют следующие аспекты того, что свойственно экстремизму: Приверженность определенной экзистенциальной идее, отличающейся от той, которая принята в конкретной общественной группе. Публичное и демонстративное распространение собственных взглядов. Открытая нетерпимость к сторонникам иных взглядов. Достижение своих целей на основе существующей идеи путем противозаконных методов. Идеологическое обоснование применения насилия или его угрозы. Экспрессивное и эмоциональное выражение своих идей. Демонстративное пренебрежительное отношение к принятым в обществе правилам, нормам и законам. Причины экстремизма По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения. Условно их можно разделить на три группы факторов: Экономические. Если в обществе происходят экономические кризисы, наблюдается рост безработицы и спад уровня доходов населения, то закономерно растет и уровень распространения экстремистских взглядов. К тому же, такая идеология может распространяться и на территории, обедненной некими ресурсами в сторону другой, более богатой ими. К этой группе факторов относится ослабление государственной власти, высокий уровень коррупции и криминализация общества при бездействии силовых структур. В таких условиях содействовать экстремистам могут представители определенных зарубежных организаций. Сюда можно причислить отсутствие единой идеологии в государстве, ослабление воспитательной работы с молодежью. Экстремизм в интернете как начальная форма явления может начинаться из-за кризиса института семьи и ухудшения уровня жизни населения, активного развития деятельности экстремистских организаций в молодежной среде. Особенности экстремизма По своей структуре идеология экстремизма имеет четко выраженные особенности: Экстремисты практически всегда являются членами формальных или неформальных экстремистских группировок с четкой структурой и иерархией, высоким уровнем конспирации. При этом такие группировки очень сплоченные, имеют четкую идеологическую, аналитическую и боевую структуры. Экстремистские идеи однобоко разделяют мир на «мы» и «они». При этом в таких учениях негативные черты отдельных лиц переносятся на всей представителей нации, религиозного верования, социальной группы.
К вопросу возникновения экстремизма
Причинами экстремизма могут быть низкий уровень жизни населения, низкий уровень политической культуры людей, расслоение общества, отсутствие какой-либо идеологии государства, пропаганда экстремизма, слабость законов. Необходимо отметить, что одной из причин возникновения экстремистских побуждений и действий может стать социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении качества и уровня жизни граждан. Иногда приходится утверждать, что, причиной возникновения экстремизма в России, на Северном Кавказе является ее многонациональность и разные религии. ы возникновения экстремизма. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов. Веротерпимость выражается в толерантном отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый следует своим религиозным убеждениям и признает аналогичное право других. Но веротерпимость имеет границы. Международные инструменты очерчивают эти границы. Комитет ООН по правам человека интерпретировал статью Международного Пакта о гражданских и политических правах, разъясняя значение фразы «право на свободу мысли, совести и религии» следующим образом: «Статья восемнадцатая, пункт третий Международного Пакта о гражданских и политических правах разрешает ограничения свободы религии или вероисповедания только в тех случаях, если таковые ограничения установлены законом и необходимы для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц… Ограничения могут быть применены только в тех целях, для которых они установлены, и должны иметь прямое отношение и быть пропорциональными установленной цели. Ограничения не могут быть установлены с целью дискриминации или применяться с целью дискриминации". Европейский Суд по правам человека также признал вышеуказанные стандарты. Мы не должны терпимо относиться ко всему.
Однако вышеназванные международные инструменты показывают, что к некоторым вещам мы должны относиться терпимо. Одним из важных примеров на эту тему является заявление Комитета ООН по правам человека о том, что Международный Пакт по гражданским и политическим правам «применим не только к традиционным религиям или к религиям установленного характера, похожим по своей структуре на традиционные. Следовательно, Комитет обеспокоен проявлением любых тенденций, указывающих на дискриминацию одних религий другими по каким бы то ни было причинам, принимая во внимание тот факт, что большинство из этих религий недавно организовано или представляет собой религиозные меньшинства подвергающиеся дискриминации со стороны религиозного большинства». Эта цитата отвергает идею, так называемого «регулируемого плюрализма», где веротерпимость распространяется только на религиозное большинство или на традиционные религии. По этому вопросу существуют комментарии и других структур помимо Комитета ООН по правам человека. Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что веротерпимость не может распространяться только на традиционные привычные религиозные взгляды. В ряде судебных решении Суд постановил, что плюрализм мнений является неотъемлемой частью демократического общества, даже в тех случаях, если таковые мнения «оскорбляют, доставляют неприятность или даже шокируют». Терпимость включает в себя терпимость по отношению к тем взглядам, с которыми общественное большинство не согласно.
Суд постановил, что правительства не могут регулировать деятельность религиозных организаций с целью избежать социального напряжения, так как такое напряжение является продуктом плюрализма, неотделимого от понятия демократии. Идеи религиозной толерантности положены также в учениях религий и конфессий. Несмотря на то, что монополию на истину каждая религия приписывает себе, в то же время содержит также элементы толерантности и уважения к идеологической системе и системе ценностей других. Все религии имеют идеологические и системно-ценностные общности. Что касается различий, то они являются хорошими предпосылками для взаимодополнения религий. Следовательно, различие религий создает серьезные предпосылки для взаимодополнения и обогащения различных религиозно-конфессиональных групп общества в иделогическо-системно-ценностном плане. Различия не предполагают в обязательном порядке несовместимость. Различия и несовместимость - абсолютно разные явления и понятия, а различные религии и конфессии могут быть вполне совместимыми, сосуществовать мирно и эффективно в одном обществе.
В государственно-гражданской плоскости общность между различными религиозно-конфессиональными группами выдвигается на первый план в тех случаях, когда эти группы в то же время принадлежат к разным национальностям. Подчеркивается гражданство и принадлежность к одному и тому же обществу. Различным религиозно-конфессиональных группам разъясняется и доводится идея о том, что они стоят перед одними и теми же проблемами и вызовами социальными, экономическими, экологическими, политическими и пр. В национальной плоскости общность различных религиозно-конфессиональных пластов акцентирует не религиозно-конфессиональную, а этническую принадлежность. В этом случае конфессиональное многообразие не уничтожает национальное единство. Единство будет в гармонии тех составляющих, основным мотивом которых будет национальность. Такой подход означает, что представители одной и той же нации, будь то христианин или мусульманин, православный, католик или протестант, верующий или атеист, не перестают быть сынами одного и того же народа. Таким образом, при акцентировании национальной общности различных религиозно-конфессиональных пластов укрепляется сознание принадлежности к одной и той же этнической общности, что является серьезной основой для религиозной толерантности и национально-общественной солидарности и консолидации гражданского общества.
Атеизм по своей сути предполагает неприятие любых религиозных течений и конфессий, но в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, основанную на принципе отрицания религии вообще. Внедрение и обеспечение в обществе религиозной толерантности путем взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, взаимовосприятия и взаимоуважения систем ценностей является основой стабильности и безопасности в обществе. Важное значение имеет общность между различными религиозно-конфессиональными группами структурами, формирующими общественное сознание и культуру - общеобразовательные учреждения, средства массовой информации и др. Одной из общих задач органов государственной власти, правозащитных и иных общественных организаций является обеспечение в России межконфессионального диалога и толерантности, призванных обеспечить гражданский мир и согласие в России. В настоящее время в Российской Федерации действует целый ряд нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизму и другим формам экстремизма. Но общество еще не в полной мере осознало степень опасности этого явления для российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского народа. Поэтому так важна сегодня системная и постоянная работа по пропаганде веротерпимости в нашем обществе с целью стабильности и безопасности в Российской Федерации. Гражданское общество в противодействии экстремизму и терроризму Особенностью нашего времени является глобализация социальных процессов, вовлечение в них большого количества групп людей разных мировоззрений и культур.
Это требует новых подходов к социальному управлению во всех сферах общества и государства, особенно создание адекватной и устойчивой системы государственной безопасности. Сегодня, как показывает действительность, мы не защищены должным образом от внешних манипуляций и, как свидетельство - развитие в российском обществе идеологий экстремизма и терроризма, нравственная деградации нашей молодёжи. Современный экстремизм и терроризм представляют собой разветвлённую и хорошо отлаженную систему, обладающую огромными финансовыми и людскими ресурсами, управляемую из международных центров. Экстремизм и терроризм многогранен в своих формах, маскируется и прикрывается различными идеологическими и политическими доктринами, в том числе религией. Экстремизм и терроризм наносят непоправимый вред устоявшимся общественным ценностям человечества, оказывают существенное негативное влияние на «чувство защищенности» человека. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, экстремизм и терроризм превратился в одну из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Экстремизм, и его крайняя форма — терроризм, — это не локальная и даже не региональная проблема сегодня, а уже достаточно масштабное общероссийское явление. Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но в немалой степени, это задача и представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент установления гражданского мира и объединения усилий граждан России в восстановлении и укреплении экономического и политического потенциала нашей страны. В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы.
Он предполагает непримиримость к инакомыслящим особенно к представителям определённых молодёжных движений , а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Исследование сущности, видов, форм проявления экстремизма в молодёжной среде имеет важное значение для предупреждения правонарушений со стороны молодёжных неформальных объединений в современных условиях. Появление в Российской Федерации неформальных объединений экстремистской направленности и активизация их деятельности представляют угрозу интересам безопасности России. Внедрение экстремизма в молодёжную среду в настоящее время приобрело значительные масштабы и имеет опасные последствия для будущего нашей страны, так как подрастающее поколение — это ресурс национальной безопасности, гарант поступательного развития общества и социальных инноваций.
Молодёжь в силу природных и социальных особенностей молодёжного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Молодёжные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них действуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индивидуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсутствует чёткая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодёжи, ее эталоном, нормой поведения. Система норм и ценностей, которая не фиксируется в уставах и инструкциях, отличающих группу объединение от других формирований, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Неформальные молодёжные объединения в большинстве своём немногочисленны от 10 до 30 человек , однако при проведении музыкальных, спортивных и т. Состав их смешанный по возрасту и полу, большую часть составляют юноши.
По степени общественной опасности или полезности молодёжные неформальные движения субкультуры условно разделяются на радикальные экстремистские , агрессивные, социально опасные, неагрессивные и просоциальные. В случаях, когда движение состоит из различных разнонаправленных крыльев, определение производится исходя из приоритетного вектора движения. В то же время некоторые движения могут классифицироваться сразу по нескольким категориям, например, агрессивные формирования часто могут являться и социально опасными. Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следовательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной организации, как бы «встроены» в неё. Неформальность — ещё не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий. Экстремистская деятельность молодёжных неформальных объединений осуществляется в отношении властных структур, отдельных политиков, объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин, религиозных деятелей, наций, народностей и т. Отсюда и виды экстремистски настроенных молодёжных неформальных объединений: совершающие противоправные действия в политических целях — политические, экономических целях — социально-ориентированные, по религиозному и духовному признаку — религиозные, по мотивам национальной вражды и ненависти — национальные, экологические, культурологические и это не единственные разновидности групп. Провести чёткую грань между вышеуказанными видами очень сложно, так как они могут, действовать в совокупности и усиливать друг друга. Анализ проявления экстремизма в молодёжной среде показывает, что это крайне опасное явление в жизни общества создаёт угрозу общественной безопасности и в целом национальной безопасности Российской Федерации.
Противоправные деяния, совершенные в последнее время представителями неформальных молодёжных объединений футбольных фанатов, скинхедов, националистов, лево — и праворадикальных элементов , вызывают широкий общественный резонанс и могут спровоцировать осложнение социально-политической обстановки в региональном или государственном масштабе. Существующие молодёжные группировки стали более агрессивны, организованы, политизированы. Происходит активное укрепление их межрегиональных связей, предпринимаются усилия не только к выработке единой стратегии действий, но и согласованию вопросов тактики поведения. Отмечается тенденция консолидации разрозненных групп болельщиков, скинхедов и представителей национально — радикальных структур. В настоящее время неформальные молодёжные группировки можно условно разделить на несколько групп: фанаты спортивных команд; группировки националистического толка в том числе скинхеды ; прозападные поклонники различных музыкальных направлений панки, реперы и т. В последние годы отмечается достаточно широкое вовлечение молодёжи в экстремистские организации и движения. Это объясняется не только неудовлетворённостью материальной стороной жизни. Снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе привело к утрате частью молодёжи нравственных ориентиров. Традиционные для российского менталитета нравственные ценности, такие как патриотизм, интернационализм, веротерпимость, подверглись широкомасштабной деструктивной обработке извне нередко принимавшей характер манипуляции общественным сознанием. Именно молодёжь, не способная критически подходить к содержанию публикаций в СМИ ввиду отсутствия жизненного опыта, оказалась наиболее подверженной такому влиянию Как результат следует отметить дезориентацию определённой части молодёжи, которой характерны бездуховность, отсутствие чётких представлений об истории и перспективах развития страны, а также утрата чувства сопричастности и ответственности за её судьбу.
Практически все организации экстремистской направленности так или иначе стремятся использовать несовершеннолетних граждан в своих интересах: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе. Причины возникновения экстремизма В интересах противодействия угрозам экстремизма необходимо понимать и своевременно вскрывать причины возникновения экстремизма. Очевидно, причины экстремизма носят комплексный характер и присущи не только государству или к какой-либо социальной общности, но и отдельным индивидам. В этой связи целесообразно в первую очередь рассмотреть причины социально-психологического характера, которые, как правило, обусловлены особенностями мировоззрения личности, разделяющей и отстаивающей взгляды экстремистской направленности. Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим, во многом кроется в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды. Высокоразвитый интеллектуально человек склонен к рефлексии, самокритике, анализу «плюсов» и «минусов» предмета внимания. Безапелляционные заявления, нетерпимость к критике, нежелание выслушать и неспособность понять оппонента — признаки ограниченного человека, привыкшего подчиняться не разуму, а силе, природным инстинктам выживания. С этих позиций, все «иное» расценивается как угроза своему существованию, доминированию и требует устранения по принципу естественного отбора. Моральная ограниченность способствует утверждению в человеке гордыни и самооправдания за любые действия. Низко развитый нравственно человек, как правило, всегда доволен собой и видит недостатки исключительно в других.
Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер «свой-чужой», страх перед непохожим на себя. Формирование установки на агрессию по отношению к другомупроисходит в том случае, если человек привык некритично относиться к своим взглядам и поступкам, и считает себя несравнимо выше других. Есть две особенности психики человека, которые служат почвой для образования подобных установок. Первая особенность состоит в том, что люди, похожие на нас, кажутся нам привлекательнее, и безопаснее, тех, кто от нас отличается. Принадлежность к какой-то группе людей придаёт человеку чувство уверенности и собственной значимости. Объединяться люди могут в принципе вокруг любой идеи, даже самой абсурдной. Вторая особенность заключается в том, что некоторые люди, сознательно или бессознательно перекладывают ответственность за свою жизнь на кого-то другого «Во всем виноваты евреи, негры, богатые, «враги народа» и т. По мнению ряда психологов, социально-психологическая устойчивость предполагает устойчивость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. Авторитарность, которую соотносят с интолерантностью, обычно определяется как «психическая тугоподвижность», консерватизм, что связано с определённым типом психологической устойчивости человека. Психологи со своей стороны тоже подтверждают, что негативные стереотипы и быстрее усваиваются и труднее поддаются изменениям.
Получается, что на психологическом уровне агрессия, интолерантность более проста и доступна для понимания, чем миролюбивое отношение, толерантность. Потому, что всякое толерантное отношение с необходимостью включает примирение с некоторым отклонением. Причём субъект должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Если удаётся примириться с отклонением, то необходимо, с одной стороны, с чем-то расстаться например, с желанием оскорбить, подавить или вытеснить кого-то и в то же время, с другой — сохранить приверженность своим собственным убеждениям. Вот эта борьба между приверженностью собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других определяет толерантность как внутренне напряжённую категорию, более сложную для понимания по сравнению с интолерантностью. Ярким проявлением интолерантности является ксенофобия, как психологическая основа страха перед чужой культурой. Экстремизм и ксенофобия или фобии связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство то есть фобии к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия или этнофобии — страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов «кавказцев», «южан», «инородцев».
Ксенофобия — это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм — это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьём для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.
Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации — это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282, 282. В Федеральном законе «О противодействии терроризму» заложено принципиально новое определение понятия терроризма, включившее в свой состав термин «идеология насилия». Мероприятия по профилактике террористической угрозы не менее значимы, чем пресечение террористических актов и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку в перспективе позволяет предотвратить совершение террористических актов путем формирования у населения отрицательного отношения к актам террора, независимо от того против какой нации, религии или власти они направлены.
Прежде всего, образовательную систему следует реформировать с упором на развитие критического мышления и регулярное обновление учебных материалов. Педагогам следует предоставлять больше возможностей для профессионального развития, а школы и университеты должны стать местами активного общения и эмоциональной поддержки. Кроме того, необходимо улучшить доступность информации о радикальных идеологиях и их последствиях. Это может быть достигнуто путем проведения информационных кампаний, образовательных семинаров и использования средств массовой информации. Важно, чтобы молодые люди получали объективные и аргументированные сведения о различных идеях, а не только искаженные или предвзятые мнения. Социальные программы и возможности воспитания молодежи в толерантности и уважении к правам человека также должны стать приоритетом.
Государство и общество должны предоставлять молодежи платформы для общения и развития своих талантов, чтобы предложить им конструктивную альтернативу экстремистской деятельности. Уровень экстремизма среди молодежи является одной из серьезных проблем, с которыми сталкиваются современные общества. Это требует комплексных, системных решений. Необходимо улучшить уровень образования и доступности достоверной информации, способствовать развитию критического мышления и поддерживать социальное общение и интеграцию молодежи.
Дети должны знать, что экстремизм – это преступление!
Одной из причин появления экстремизма В.А. Диль выделяет «экстремизм, как предвестник нового миропорядка». Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. Основные причины возникновения и распространения экстремизма и влияние угроз экстремистского характера. Отличительными признаками экстремизма являются: осуществление определенной деятельности (создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения); противоправность; отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных. По своей природе понятие экстремизма имеет отличные друг от друга причины возникновения. Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан.
Дети должны знать, что экстремизм – это преступление!
Во время круглого стола поднимались вопросы, связанные с районами зарождения и распространения экстремизма, причинами его возникновения. Патрушев: низкий уровень жизни все еще подпитывает экстремизм на Северном Кавказе. К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие.
Экстремизм
К вопросу возникновения экстремизма | По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений. |
Путин назвал одну из основных причин появления экстремизма - | Новости | Из многочисленных причин возникновения экстремистской деятельности, можно выделить следующие особо значимые факторы: 1) экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. |
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде | Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. |
Причины и условия для проявлений в мире и в России экстремизма и терроризма
Примером религиозного экстремизма является деятельность свидетелей Иоговых на территории России. Его признаки и профилактика», которая освещает причины возникновения экстремистской деятельности, а также пути решения. Экстремистской деятельностью (экстремизмом) является. Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма. Отсутствие толерантности в людях зачастую перерастает во враждебность, которая в итоге может принимать разрушительные масштабы. Одной из причин возникновения экстремизма является бездуховность и отсутствие четких представлений об истории.