Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. Все 872 блокадных дня прожила в Ленинграде Наталья Курепина, под бомбежками, в голоде. Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Педагог напомнила бердчанам, что блокада Ленинграда — самая продолжительная и самая страшная осада города за всю историю человечества.
Выставка рисунков "Блокада Ленинграда глазами детей"
80-летняя Антонина Забалуева рассказала «АиФ-Черноземье», как ребенком пережила блокаду Ленинграда, как одна справка из сельсовета разрушила послевоенное счастье ее семьи и почему чиновники не хотят признавать ее прошлое. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда и 81 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг непокорённого города. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. В преддверии памятной даты в холлах Центра и филиала оформлены информационные стенды «80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда».
Please wait while your request is being verified...
Дети блокадного Ленинграда (воспоминания разных людей). «К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Восьмого сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня. В память об этих событиях в Муромском СРЦН организовано участие детей в областном конкурсе рисунков «Блокадный Ленинград глазами детей» как дань героическому прошлому народа. Медленная эвакуация и оставшиеся в городе женщины, большое количество детей, стариков и больных впоследствии создало тяжелое положение в осажденном Ленинграде. Дети во время блокады Ленинграда.
Рабочая поездка в Единый Центр поддержки участников СВО
- Блокада Ленинграда глазами детей
- Дети и блокада
- Блокада Ленинграда - глазами современных школьников
- В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей
- Написать комментарий
Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
Гость встречи Нина Лисовенко вспомнила, как грянула война, и ее отец ушел на фронт. Вместе с мамой маленькая Нина пыталась укрыться от бомбежек, но вражеский снаряд все же лишил девочку матери. Крошку нашли в обломках жилого дома и эвакуировали из блокадного Ленинграда в Тюмень. Здесь она и воспитывалась, в детском доме недалеко от Тобольска, и очень хорошо его помнит. Алевтина Пичуева в пятилетнем возрасте ощутила блокаду Ленинграда, и все 872 дня, которые она длилась, провела в самом городе. Она помнит нескончаемые бомбежки, нехватку хлеба, чистой воды, одежды… Она видела, как умирают люди, как труповозки собирают их и увозят… Такое не стереть из памяти.
Об этом должны знать дети и молодежь, чтобы не допустить повторения страшных страниц истории. Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи.
Мне казалось, что этим лишениям никогда не будет конца, но нас сохранила судьба. Пережив блокаду Ленинграда помню, как с мальчишками мы бегали смотреть на пленных немцев, которые после войны восстанавливали разрушенные бомбёжками дома. Первые послевоенные годы были очень тяжёлыми и полуголодными для многих и меня, уже почти 8-летнего мальчика, мама повезла меня в город Плюссу, где жила моя бабушка. Первое время я никак не мог наесться картошки и не верил, что можно ещё есть, если хочешь и был особенно счастлив, когда бабушка Аня по моей просьбе сделала мне яичницу из 10 яиц. После этого я каждое лето «отъедался» у бабушки в деревне.
Мне больно вспоминать о днях Блокады, но мужество и героизм матерей, заслонивших собой своих детей, незабываем. Настоящую потерю близких осознаёшь только после того, когда любимые люди уходят из жизни и ты остаёшься как бы незащищённым, взрослым сиротой. И чем больше сила этой любви, тем более она значима в нашей жизни, тем сильнее она нас воспитывает быть ответственными за судьбу наших детей и внуков, за их счастье и благополучие.
Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
«Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны»
В этом году 27 января исполняется 70 лет как была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Начало Захват Ленинграда был одним из пунктов немецкого плана «Барбаросса». Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Но их планы не сбылись. Защитникам Ленинграда удалось остановить вражеские войска в 4-7 километрах от города.
Город не был захвачен, но его жители оказались в кольце блокады, отрезанные от окружающего мира. Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом. На немецких картах для бомбежки были отмечены такие объекты как школы, больницы, дворцы пионеров, музеи. Только осенью 1941 г на Ленинград было совершено около 100 налетов и сброшено 65 тысяч зажигательных и 3055 фугасных бомб. На снимке игрушки ленинградских детей, которых эвакуировали из Ленинграда на большую землю на барже.
Транспорт с детьми подвергся вражеской бомбардировке и был затоплен. Через десятки лет эти игрушки были найдены на дне Ладожского озера. Никого из маленьких хозяев этих куколок, мишек, погремушек не осталось в живых. Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше.
Шустрым ребятам это хорошо удавалось.
И если гибель одного малыша можно назвать трагедией, то для того, что случилось с детьми Ленинграда в годы блокады, сложно подобрать определение. В преддверии Дня памяти и скорби вспоминаем самые страшные страницы Великой Отечественной войны — исписанные детским почерком. Установить точное число погибших в годы блокады сегодня не представляется возможным, поскольку официальные данные учитывают только тех, кто был зарегистрирован и имел постоянную ленинградскую прописку. Но даже примерные цифры и простая логика дают нам ужасающую картину. По разным данным, всего в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда блокада была полностью снята, в Ленинграде погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Как утверждает в своем исследовании архивных статистических данных кандидат исторических наук, старший преподаватель СПбГУ Людмила Газиева, на момент начала войны в Ленинграде проживало 848 067 детей от младенческого возраста до 16 с половиной лет. Общее число детей, подлежащих спасению за время блокады, составило, по оценкам Газиевой, 903 230 человек. От 127 568 до 159 095 — столько ребят погибло при одной только эвакуации, пишет историк. Сложно представить, сколько еще маленьких, хрупких жизней унесли бомбежки, голод и мороз.
Учитывая то, что дети составляли примерно пятую часть населения взятого в кольцо города, число погибших может доходить до 200 тысяч и даже превышать его… Судить о том, какие мытарства выпали на долю ленинградских малышей и подростков в то страшное, голодное время, мы можем по рассказам выживших, которых с каждым годом становится все меньше, по книгам и, конечно, дневникам. Так мало их сохранилось — этих мятых страничек, исписанных нетвердой детской рукой! Каждая — на вес золота. И в каждой своя великая, неизбывная, совсем не детская боль. Процитировать все блокадные записи мы, разумеется, не сможем, но постараемся вспомнить хотя бы некоторые из тех, что дошли до наших дней. Таня Савичева, 11 лет Фото: ТАСС Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой — это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Она родилась в селе Дворищи под Гдовом, но, как и ее братья и сестры, выросла в Ленинграде. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. Отец семейства, Николай Родионович Савичев, был состоятельным человеком: в Ленинграде ему принадлежали пекарня, булочная-кондитерская и даже кинотеатр.
Однако в 1935 году Савичева как нэпмана лишили всего имущества и выселили за 101-й километр. Спустя год Николай Родионович умер от рака. Его семье, несмотря на потерю кормильца, удалось вернуться в Ленинград. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны. Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне — собирала бутылки для зажигательных смесей. Но потом в город пришла блокада, а за ней — голод и смерть. Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку Нины, которую ей подарил Леня. Часть книжки была занята записями о различных задвижках, вентилях, клапанах и прочей арматуре для котлов Нина, как и Женя, работала на Невском машиностроительном заводе имени Ленина , а другая половина с алфавитом для записи телефонных номеров и адресов оставалась свободной. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник. Вскоре там появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12.
Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых. Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике — она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала. Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми. Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О». Таня написала: «Савичевы умерли». Через пару лет не осталось и самой Тани.
Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации. Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны.
Еще одна жительница блокадного Ленинграда Елена Тихомирова присоединилась к обсуждению по видеосвязи. Сейчас она возглавляет общественную организацию «Жители блокадного Ленинграда» и тоже помнит эту страшную страницу в своей жизни. Она рассказала о том, как проходила эвакуация людей из блокадного города. В 1945 году она попала в Тюмень и училась здесь в школе, а в 1946 году вернулась в Ленинград. Председатель Общероссийской общественной организации содействия развитию педагогических кадров «Всероссийское педагогическое собрание» Валентина Иванова предложила поставить памятник блокадникам на Текутьевском кладбище в Тюмени, а также включить тему блокады Ленинграда в школьную программу. И очень бы хотелось, чтобы мы передали будущим поколениям эту память. Мы благодарны нашим советам ветеранов педагогического труда за огромнейшую работу по увековечиванию роли учительства в тяжелые суровые годы. Я рада, что сегодня наши ветераны выступают лекторами, руководителями музеев и пытаются донести важный материал до молодежи и педагогов», — подытожила председатель Тюменской межрегиональной организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентина Худякова.
Сейчас о Великой Отечественной войне рассказывают в основном те, кто были тогда детьми, школьниками. На их плечи свалился тяжкий недетский груз — участие в обороне страны. Подростки, еще вчера беззаботно бегавшие по улицам, встали к станкам, рыли окопы, противотанковые рвы. А дети Ленинграда делали все от них зависящее, живя в нечеловеческих условиях. Как сохранить себя и помочь другим? Как жить, когда вокруг умирают от голода, как учиться в школе, если чернила замерзают, а на завтрак тебе положен лишь крошечный кусочек хлеба, а на обед вода, называемая супом? И тут же возникает вопрос, на который пытается ответить не одно поколение историков и журналистов: «Как же город выстоял? Ответ на него содержится в судьбах людских. Наш рассказ о Лидии Георгиевне Финашиной — жительнице блокадного города, участнице оборонных работ. В начале войны ей едва исполнилось 16 лет. Судьба ее и типична и необыкновенна одновременно, быть может, как и судьбы миллионов других горожан. Мы пришли к ней, чтобы понять, какими были они — дети блокадного Ленинграда? Перед войной Маленькая комнатка, большой стол, подоконник, заставленный цветами. На одной из стен — большое изображение Афона, а вверху висят старинные фотопортреты в рамках. Подходим ближе и внимательно их рассматриваем. У нее страшная судьба. Она тяжко болела, и немцы уничтожили всю больницу. Всех, кто там был, вывезли и расстреляли. Ее дочь до сих пор забыть не может этого. Старенькая, больная, а в Бога не верит, говорит: «Как он мог это допустить, если есть? Тяжелое, лихое время, слом старых ценностей. Позади — Гражданская война, впереди — годы пятилеток, репрессии, гибель тысяч людей, новая страшная война. Ее отец Георгий Сергеевич — простой рабочий, один из тех самородков, которых постоянно рождает земля русская. Его с детства тянуло к машинам, хотелось узнать принцип работы того или иного механизма. И хоть он специально не учился, где своим умом, где по книгам постигал сложную науку механику. В начале 1920-х годов Георгия как лучшего специалиста отправили в Майкоп сопровождать небольшую партию тракторов и на месте обучать людей работе на них. Там он и познакомился с Анной, своей будущей женой. Венчались они уже в Ленинграде, в Крестовоздвиженском соборе, старостой которого был отец Георгия. Лидия сидит на кровати, жадно ловит каждое слово. Бабушка рассказывает ей истории из Евангелия. Странное у бабушки имя — Синклитикия. Девочка не сразу даже научилась его произносить. И речь ее, кажется, такая простая, но что-то тревожит детскую душу, отчего сладко и жутко становилось на сердце… Лидия знала некоторые буквы, но еще не научилась читать. Она с бабушкой ходила в свой любимый храм Святой Троицы, что на углу Марата и Стремянной. Он весь в мозаиках, сказочный, нарядный. А напротив дом с башенкой, где той же мозаикой выложена непонятная надпись «Троицкая школа и книжный склад Общества распространения религиозно-нравственного просвещения». Как любила Лидия церковь Святой Троицы! На цыпочки вставала, чтобы поцеловать иконы. Словно сам Господь тогда касался сердца ребенка. Бывали они и в Крестовоздвиженском соборе, где ее крестили. Пройдет время, и не будет больше этих храмов. На месте Троицкой церкви появится общественная баня. Крестовоздвиженский собор будет закрыт в 1938 году, но Лидию это уже не будет волновать. Это нам внушили в школе, — взгляд Лидии Георгиевны затуманился. Была весела, радостна и довольна. Еще бы, ведь я живу в самой счастливой стране, свободной и сильной. Весь мир с надеждой смотрит на нас и ждет, что с нашей помощью на всей земле наступит коммунизм. Отец и раньше уезжал. Однажды, в благодарность за то, что он устранил сложную поломку и запустил динамо-машину на Волховской ГЭС, ему дали своеобразную премию — целый бидон сметаны. Его лицо было белым, как стена, нет, даже белее. Он был похож на снятого с креста. Мать поспешно сгребла в ладонь золотые часики и цепочку, как можно незаметнее сунула все это в руку сопровождавшего отца человека. Тот молча положил все в карман и ушел. Позже Лидия узнала: отец был арестован. В стране проводилась «работа» по изъятию золота у населения, кто-то позавидовал счастливой жизни семьи, и случилось страшное. От детей это скрыли. В первые дни войны Война пришла в жизнь Лидии внезапно. Еще 21 июня 1941 года ее подруга Ирина с жаром делилась впечатлениями о занятиях танцевальной группы во Дворце пионеров. Лидия мечтала о совместном выступлении она посещала хоровой кружок , строила планы: еще бы, ведь танцевальная группа должна была участвовать в физкультурном параде в самой Москве! А 22 июня, как раз тогда, когда Лида хотела поехать с братом и его друзьями на Кировские острова, от Ирины она узнала о нападении гитлеровской Германии на СССР. По Лиговскому проспекту с утра до вечера шли колонны бойцов-добровольцев. Еще вчера этих людей можно было видеть на стадионах, улицах, в трамваях и кинотеатрах, а теперь они шли защищать свою Родину, город, своих близких и вот этих ребятишек, толпившихся у края мостовой. Лица бойцов были серьезные, но это не мешало им ласково отвечать на слова детей, улыбаться девушкам. Малыши кричали: «Дяденьки, до свидания! Бейте немцев! Лидия смотрела на идущих воинов, радость охватывала ее душу: «Должно быть, ни в одной стране мира нет такого хорошего теплого отношения народа к своей армии. Нет, и не может быть!
«Блокада Ленинграда глазами детей»
- Настройка шрифта:
- Просмотр новости
- Волонтеры рассказали школьникам о блокадном Ленинграде
- «Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях
- Чтобы помнили: блокада глазами ребенка
- Круг сомкнулся. Как в блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей
Блокада глазами девчонки
Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Но кому-то надо было, чтобы мы выжили и рассказывали детям в школах, на уроках мужества о жестокой блокаде Ленинграда. Восьмого сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня. В память об этом дне, 27 января в социально-реабилитационном отделении прошёл просмотр кинофильма «Блокада Ленинграда глазами детей». Полное собрание рисунков опубликовано в альбоме-каталоге «Рисунки детей блокадного Ленинграда из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга». С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.