Что характерезует высокий уровень отношений между людьми?
ГДЗ Обществознание 6 класс рабочая тетрадь Иванова, Хотеенкова
- Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
- Высокий уровень межличностных отношений характеризует?
- Библиотека
- Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
- Ответ учителя по предмету Обществознание
- Психология межличностных отношений
Межличностные отношения между людьми
Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие? Верны ли суждения о санкциях: а санкции могут быть только поощрительными; б для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы? Верны ли суждения о целях общения: а целью общения является общение ради самого общения; б в ходе общения человек получает и передает информацию?
Подобные отношения имеют название «субординационные», а равноправные отношения руководства и подчинения принято называть координационными. Определение 8 Субординационные — это отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должностные позиции в определенной организации или группе, различное положение в обществе. Параллельно этим существуют отношения равноправные или паритетные отношения, в которых социально-психологическая основа заключается в равноправии участников отношений, определяющимся в паритетной форме. Такие личности не состоят в подчинении друг у друга, действуют самостоятельно и независимо. Первичные и вторичные Определение 9 Первичные — это базовые, устойчивые и долгосрочные отношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, которые обуславливаются чувством личной привязанности и преданности друг другу. Подобный вид отношений является общим для многих, он охватывает многие социальные роли, формы поведения и ситуации. В них не наблюдается строгих норм взаимодействия, а люди, вовлеченные в первичные отношения, давно и хорошо знают друг друга. Определение 10 Вторичные отношения — это относительно кратковременные и поверхностные отношения, которые характеризуются ограниченным опытом взаимодействия между участниками и отсутствием четких норм.
Вторичные отношения, в отличие от первичных, редко обусловлены глубоко эмоциональным вовлечением людей. Рассмотрение межличностных отношений в группе Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении.
Не спешить делать выводы по первому впечатлению. Не быть навязчивым. Не торопиться с выводами. Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности. У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др.
У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека - это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей. Средства общения - способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям. По содержанию: материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей; кондиционное - общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. По целям: биологическое - общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности; социальное - общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста. Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.
Уплата налогов А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1. Госкорпорация 2. Акционерное общество 3 товарищество 4.
Индивидуальное предприятие А12. К каким ресурсам семьи относится заработная плата родителей? К материальным 2. К трудовым 3. К финансовым 4 к информационным А13. Одной из причин современных экологических бедствий является: 1.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ в 2019-2020
- ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ в 2019-2020
- Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
- Типы межличностных отношений и рекомендации по их выстраиванию
- Остались вопросы?
- Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
- Ответы на вопрос
Межличностные отношения: понятие, примеры, классификация
Высокий уровень межличностных отношений характеризует: 1) знакомство. Все три описанных нами выше компонента межличностных (личных) отношений определяют структуру, динамику отношений, влияют на их формирование и эффективность. Все три описанных нами выше компонента межличностных (личных) отношений определяют структуру, динамику отношений, влияют на их формирование и эффективность.
Высокий уровень межличностных отношений характеризует:1)знакомство,2)компромисс,3)апатия,4)дружба.
Психология межличностных отношений | Высочайший уровень межличностных отношений описывает. |
Обществознание 7 класс | Высокий уровень межличностных отношений характеризует: знакомство. 2. компромисс 3. апатия 4. дружба. |
высокий уровень межличностных отношений это
Умение выстроить высокий уровень межличностных отношений характеризует исключительно зрелую личность, которая не гонится за собственной выгодой. Руспубликанская, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями. Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений.
Высокие отношения между людьми: особенности, описание и интересные факты
Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту: 1. Деловое общение характеризуется: 1. Правила, устанавливающие, кто, в какой очередности, с помощью каких неизменных слов, жестов или предметов совершает действие: 1. К обязанностям граждан России относится: 1. В чем проявляется свобода человека? В праве каждого поступать так, как ему хочется 2. В возможности не исполнять свои обязанности 3. В ответственности за совершенные поступки 4. В нарушении прав других людей А6.
Экономика 4. Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»? Распределение 3. Обмен 4. Реклама А10. Что из перечисленного характеризует торговое предпринимательство? Ремесло 2. Купля-продажа товара 3. Ростовщичество 4. Уплата налогов А11. Предприятие, которым владеет и управляет один человек: 1.
Высокий уровень межличностных отношений характеризует: А знакомство Б компромисс В апатия Г дружба 3. Быть лидером — значит: А быть членом группы В знать всех членов группы Б брать на себя руководство Г выполнять групповые нормы 4. Примером неречевого общения может служить: А письмо другу Б улыбка при встрече друзей В разговор пассажиров автобуса Г беседа с приятелем 5. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие? А инцидент Б перерыв в общении В план решения конфликта Г стереотип 6. Верны ли суждения о целях общения: а целью общения является общение ради самого общения б в ходе общения человек получает и передает информацию? Верны ли суждения об особенностях общения между старшими и младшими: а в общении между родителями и детьми обе стороны нуждаются в чуткости и внимании; б в общении младших и старших никогда не может возникнуть конфликтной ситуации?
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Вариант 1Часть АА1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:знакомство 2. Вариант 1 А1. Высочайший уровень межличностных отношений описывает: знакомство 2. Примером неречевого общения может служить: письмо другу 2. Наказание за нарушение установленных верховодил: Мораль 2. Санкция 3. Конституция 4. Действие А4.
Высокий уровень межличностных отношений характеризует: 1)знакомство,2)компромисс,3)апатия,4)дружба.
§ 8. Межличностные отношения | Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений. |
Высокий уровень межличностных отношений характеризует:1)знакомство,2)компромисс,3 | высокий уровень межличностных отношений характеризует. Курс повышения квалификации. |
Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса
Опубликовано 26. Высокий уровень межличностных отношений характеризует: знакомство 2. Примером неречевого общения может служить: письмо другу 2. Наказание за нарушение установленных правил: мораль 2.
Конституция 4. Основной, главный закон страны: Великая хартия вольностей 2. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
Насильственное хищение чужого имущества: вымогательство 2.
Складываются в сферах потребления, производства, владения. Пример: продавец — покупатель, владелец средств производства и продукции — продавец, рабочий. Устанавливаются законодательством, регулируются нормами права. Пример: физическое лицо предприниматель — фирма, предприятие, организация. Взаимодействие в духовно-религиозной сфере. Пример: священнослужитель — мирянин, священнослужители между собой, миряне между собой. Отношения, которые связаны моралью.
Самые яркие примеры — любовь, патриотизм. По эмоциональной направленности При любых контактах с людьми мы испытываем эмоции, хотим того или нет. И тогда получаются взаимосвязи: Позитивные. Возникают на основе взаимных интересов, основываются на симпатии, понимании, взаимоподдержке , доверии. Характеризуются длительностью и глубиной связи. Образуются вследствие неприятия людей друг другом. Сюда входит неприятие характера, взглядов, поведения. Выражаются антипатией, агрессией, ненавистью, недоверием, нежеланием контактировать, конфликтами.
Можно сказать, это отсутствие контактирования. Выражаются безразличием, апатией. Иногда конформизмом, примиренчеством, соглашательством во всем. По стадии Развитие отношений проходит через несколько стадий. Каждая из них отличается своими вариантами взаимодействия, формами проживания чувств и эмоций. Уровни: Знакомство. Самый важный и наиболее частый вид межличностных отношений. От него зависит, будет ли продолжение других стадий взаимодействия.
К знакомым относятся все люди, с которыми человек знакомился, независимо от развития отношений после. Выражается взаимной тягой, стремлением к общению.
Высочайший уровень межличностных отношений описывает: знакомство 2. Примером неречевого общения может служить: письмо другу 2. Наказание за нарушение установленных верховодил: Мораль 2. Санкция 3. Конституция 4. Действие А4. Главной, основной закон страны: Большая хартия вольностей 2.
Декларация 3. Конвенция А5. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
Примером неречевого общения может служить: 1 письмо другу 2 улыбка при встрече друзей 3 разговор пассажиров автобуса А5. Что необходимо для перехода конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие? Верны ли суждения о санкциях: а санкции могут быть только поощрительными; б для поощрения и поддержки человеку необходимы только материальные стимулы?
Библиотека
- Особенности межличностных отношений
- Что такое межличностные отношения
- Обществознание 7 класс
- Если не высокие, то какие?
§ 8. Межличностные отношения
Высокий уровень межличностных отношений характеризует:1)знакомство,2)компромисс,3)апатия,4)дружба. В целом, высокий уровень межличностных отношений характеризуется уважением, доверием, поддержкой, эмпатией и открытостью. - высокий уровень отношений, характеризующийся высоким уровнем доверия, искренности и бескорыстности, переживанием друг за друга.
Межличностные отношения между людьми
К материальным 2. К трудовым 3. К энергетическим 4. К информационным А13. К исчерпаемым природным ресурсам относятся: Ветер 2.
Солнце 3. Почва 4. Приливы и отливы Часть 2 В В1. Ниже приведен перечень терминов.
Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность».
Условия, влияющие на положение человека в малой группе: 1 роль и позиции человека в группе; 2 групповые нормы — определенные правила, принимаемые всеми членами группы; 3 групповые интересы; 5 групповые санкции запретительные, поощрительные. В каждой группе складываются определенные правила — групповые нормы. Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Если члена группы не устраивают её нормы, то группа может использовать так называемые санкции — осуждение, внушение и др. Группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отношение его с остальными участниками группы. Конформность или конформизм от лат. Конформист осознанно расходится в мнениях с окружающими людьми, но тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.
Межличностные отношения, общение Межличностные отношения — взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, группой большой или малой.
Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен. В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку: симпатия - внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств; антипатия - чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств; стереотип - обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести: неумение различать намерения и мотивы действия людей; неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними; наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?.. Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия: Чаще искренне и доброжелательно улыбаться. Не жалеть искренних комплиментов.
Не спешить делать выводы по первому впечатлению. Не быть навязчивым. Не торопиться с выводами. Содержание - это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах.
Экспериментальная психология. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.
Учебное пособие. Фетискин Н. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Реан А. Психология изучения личности: Учебное пособие. Наследов А. Математические методы психологического исследвания. Анализ и интерпретация данных.
Количество просмотров публикации: Please wait Все статьи автора «Агнаева Анжелика Юрьевна» Презентация по обществознанию на тему «Межличностные отношения» 6 класс 1. Более высокий уровень межличностных отношений. Перечислите виды межличностных отношений. Как делятся межличностные отношения по стилям? Князев, Т. Белых, И. При помощи множественного регрессионного анализа создана прогностическая модель, позволившая определить социально-психологические предикторы проявления межличностного эмоционального интеллекта студентов. Представленные эмпирические данные могут использоваться в практике психологического сопровождения образовательной деятельности студентов с целью формирования и развития эмоционального интеллекта как одного из важных условий эффективной самореализации личности в учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социально-психологические характеристики, эмоциональный интеллект, обучение, эмпатия, интернальность, межличностные отношения. Knyazev, T. Belykh, I. Social and psychological predictors of the manifestation of interpersonal emotional intelligence in students were determined in a prognostic model based on multiple regression analysis. The empirical data may find application in psychological practice in educational settings, namely, to shape and develop emotional intelligence in students as one of the important conditions for their effective self-realization in educational and professional activity. Keywords: social and psychological characteristics, emotional intelligence, learning, empathy, internality, interpersonal relationships. Введение В современном мире организация обучения в вузе направлена на развитие у студентов умения учиться. Любому студенту необходимо обладать такими качествами, как мобильность, гибкость и логичность мышления, способность самостоятельно принимать решения, аргументировать свою позицию.
Для этого студентам высшей школы следует не только освоить базовые и профессиональные знания, умения, но и приобрести навыки эвристического поиска необходимой информации для дальнейшей самореализации себя в профессии, научиться взаимодействовать с другими в коллективе с учетом их личностных особенностей [18]. Иными словами, организация обучения требует от студента учиться мыслить, общаться и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Согласно С. Рубинштейну, мышление представляет собой единство эмоционального и рационального [15]. Сэловей и Дж. Мэйер считают, что эффективность мышления и деятельности стимулируется эмоциями субъекта [26]. При этом И. Андреева и Д.
Люсин подчеркивают, что чем более развита способность человека к осознанию себя, своих эмоций и эмоций других людей, тем в большей мере он способен к концентрации внимания, анализу событий, творчеству в процессе взаимодействия с окружающими [2; 12]. Следовательно, можно полагать, что за счет понимания, переживания и управления своими эмоциями и эмоциями других людей студент сможет лучше осознавать себя и сам процесс получения знаний, и, как следствие, эффективность процесса обучения возрастет. Действительно, в международном научном сообществе существует мнение, что от уровня ЭИ эмоционального интеллекта — интегральной способности понимать и управлять эмоциями может зависеть эффективность процесса обучения [27]. Это мнение неоднократно проверялось, но вопрос об однозначном положительном влиянии эмоционального интеллекта на процесс обучения остается открытым [20; 21]. К настоящему времени проведены исследования, указывающие на то, что развитие ЭИ важно для установления коммуникации, улучшения академической и практической успеваемости, снижения риска эмоциональных расстройств при обучении у медицинских работников [22; 24; 25]. Вместе с тем известно, что на процесс обучения оказывает влияние ряд социально-психологических характеристик обучающихся. Например, межличностные отношения, интернальность, эмпатия, представления об окружающем мире [18; 4; 5; 6; 8]. Таким образом, при организации процесса обучения должны одновременно учитываться и социально-психологические характеристики, связанные с познавательной сферой субъекта и уровень его эмоционального интеллекта.
В настоящее время существует несколько распространенных моделей эмоционального интеллекта ЭИ : Д. Майера и П. Сэловея, Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, Д. Люсина и других. Среди них наиболее целесообразной для нашего исследования нам представляется модель Д. Во-первых, она основывается на предположении, что ЭИ как психологическое образование имеет двойную природу, то есть он связан и с когнитивными способностями, и с личностными характеристиками [12].
Это, в свою очередь, позволяет нам обратиться к поиску различий в социально-психологических характеристиках в зависимости от уровня ЭИ; эти характеристики проявляются в процессе общения, взаимодействия людей друг с другом. Как мы помним, именно эти личностные характеристики и важны для процесса обучения студентов. Во-вторых, согласно модели Д. Люсина, ЭИ делится на два вида: межличностный понимание и управление эмоциями других и внутриличностный понимание и управление своими эмоциями [11]. Таким образом, предполагается актуализация разных познавательных навыков и процессов [12], тогда как в других моделях ЭИ это разделение представлено не так ясно. Учитывая, что в процессе обучения важно взаимодействие студентов между собой, когда личный опыт одного становится достоянием других [19], то нам представляется верным провести сравнительные исследования, показывающие, как различаются социально-психологические характеристики студентов в зависимости от уровня межличностного эмоционального интеллекта МЭИ. Опираясь на вышесказанное, мы видим цель исследования в поиске и описании различий в социально-психологических характеристиках личности в зависимости от уровня межличностного эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений. В качестве рабочей гипотезы исследования мы примем следующее утверждение: интернальность, тип межличностных отношений, эмпатия и социальные верования согласно методике ДМО Т.
Лири в адаптации Л. Собчик [16]. Полученный эмпирический материал был подвергнут математико-статистическим анализам при помощи программы SPSS 23. В качестве меры средней тенденции избрана медиана, так как большинство показателей шкал методик отличаются от нормального распределения. При этом показатели шкалы МЭИ подчиняются нормальному распределению. Результаты исследования представлены в таблицах с 1 по 7. Результаты Вначале мы представим различия в уровне интернальности, так как интернальность является интегральной характеристикой личности [10], а студенты, проходя обучение в университете, учатся самоконтролю [8]. Поэтому можно предположить наличие у них различий в уровне субъективного контроля интернальности.
Обратимся к таблицам 1, 2 и 3. Таблица 1 Результаты сравнения уровня субъективного контроля в разных областях по H-критерию Интернальность в области… H Р Низ. Выборка, методы и методики исследования Выборка данного исследования составляет 168 человек 127 девушек и 41 юноша , являющихся студентами начальных курсов высших учебных заведений г Саратова. Согласно цели исследования все они были разделены на три группы в соответствии со своим уровнем межличностного эмоционального интеллекта, определенного по методике «ЭмИн» Д. Люсина [11]. Для определения уровня интернальности применялась методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е. Бажина, С.
Голынкиной, А. Эткинда [13]. Методика «Социальные верования» Дж. Дакитта в адаптации О. Гулевич, О. В основном они касаются уровня эмпатии и интернальности в различных областях: достижений, межличностных и производственных отношений. Также различия затрагивают социальное верование в конкурентный мир и три типа межличностных отношений: ответственно-великодушный, властный — лидирующий и недоверчивый — скептический. При этом заметим, что различия в сфере межличностных отношений менее обширны и значимы в сравнении с различиями в уровне эмпатии и интернальности.
Так как Н-критерий не позволяет ответить на вопрос, в какой конкретно группе выраженность признака выше или ниже, то далее нам требуется провести парное сравнение по и-критерию. Результаты этого анализа представлены в таблицах 4, 5 и 6. Обратимся к таблице 4. Как можно видеть, статистически значимые различия в уровне интернальности в основном обнаружены между низким и средним, а также низким и высоким уровнем МЭИ. При этом различия касаются трех областей интернальности: достижений, производственных и межличностных отношений. Также следует отметить, что для некоторых различий достигнутая мощность 1-Р далека от приемлемого показателя, равного 0,8. В целом во всех областях интернальности прослеживается общая направленность: чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта, тем выше интернальность личности. Общая интернальность 1320,5 ,003 1278 ,080 466,5 ,001 Ранги 52,34 73,15 58,36 70,46 33,37 51,39 1-Р 0,794 — 0,927 достижений 1209 ,000 1391,5 ,265 482,5 ,001 Ранги 49,87 74,44 59,68 67,39 33,72 50,96 1-Р 0,924 — 0,903 неудач 1632 ,138 1505 ,631 662 ,109 семейных отношений 1637,5 ,144 1319 ,128 587,5 ,021 Ранги 59,39 69,46 58,84 69,35 36,06 48,12 1-Р — — 0,603 производственных отношений 1424 ,012 1232,5 ,045 452 ,000 Ранги 54,64 71,94 57,83 71,69 33,04 51,78 1-Р 0,793 0,455 0,969 межличностных отношений 1190 ,000 1395,5 ,268 436 ,000 Ранги 49,44 74,66 59,73 67,28 32,69 52,22 1-Р 0,965 — 0,960 здоровья 1879 ,784 1244 ,053 618 ,043 Ранги 64,76 66,65 57,97 71,38 36,73 47,30 1-Р — — 0,477 Иными словами, для лиц с низким уровнем МЭИ характерно считать свои академические успехи и достижения результатом удачного стечения обстоятельств, случайностью.
Для них характерно безразличие к другим, перекладывание ответственности за успехи или неудачи в отношениях с людьми на ситуационные факторы. При этом ответственность за свою карьеру студенты с низким уровнем МЭИ также возлагают на ситуативные обстоятельства. Наоборот, студенты со средним и высоким уровнем МЭИ считают себя ответственными за свою карьеру, реализуемую учебную деятельность, свои действия по отношению к коллегам по учебе. Имеющиеся достижения и иные положительные события, случающиеся с ними, они чаще приписывают самим себе, полагая, что добились их благодаря своим верным решениям и собственным усилиям. Таким образом, можно утверждать, что чем лучше студенты способны понимать и управлять эмоциями других людей, тем более они считают, что добились успеха в учебной деятельности благодаря своим решениям и действиям, и тем успешнее они преследуют поставленные цели. В межличностных отношениях с коллегами по учебе студенты считают себя ответственными за свое поведение и отдельные действия. Это, в свою очередь, может влиять на продуктивность учебно-практической деятельности студентов и на их удовлетворенность ею [7]. Принимая во внимание обнаруженные различия в интернальности в области межличностных отношений, мы предполагали, что различия в их типах будут столь же обширными и значимыми.
Однако, обратившись к таблице 5, можно увидеть, что это не так. Из таблицы видно, что различия в зависимости от уровня МЭИ проявляются между низким и высоким уровнем и касаются лишь двух типов: властного — лидирующего и ответственно-великодушного. Различия в недоверчиво-скептическом типе мы не можем считать достоверными из-за низкой мощности критерия меньше 0,8. Обращает на себя внимание то, что различия коснулись ответственно-великодушного типа. То есть различие в уровне МЭИ не ведет к кардинальным изменениям в сфере межличностных отношений, а приводит к точечным изменениям в определенном их типе, более всего связанным с принятием ответственности за себя и других. Таким образом, чем выше уровень МЭИ, тем более студенты готовы помогать своим коллегам по учебе, проявлять к ним мягко- сердечие и доброту, вплоть до сверхобязательности и ущерба своим интересам. В этой связи нельзя утверждать, что высокий уровень МЭИ оказывает однозначно положительное влияние на процесс обучения. Так как студенты с низким уровнем МЭИ, проявляющие безответственность по отношению к учебе, могут использовать благодушие таких добросердечных сокурсников и манипулировать ими в угоду своим желаниям.
Однако, есть и положительный момент, заключающийся в том, что у студентов с высоким уровнем МЭИ доброта по отношению к другим сочетается с лидерскими качествами, стремлением оказывать социальное влияние на других. В этой связи они могут являться неплохими помощниками преподавателя, выполняя фасилитирующую функцию в реализации педагогических технологий [14]. Эмпатия 999,5 ,000 640,5 ,000 123,5 ,000 Ранги 45,21 76,88 50,95 87,69 25,74 60,66 1-Р 0,998 0,999 1,000 Опасный мир 1794,5 ,495 1487 ,566 736,5 ,370 Конкурентный мир 1316,5 ,003 1445 ,419 498,5 ,002 Ранги 79,74 58,81 63,70 58,05 48,92 32,47 1-Р 0,864 — 0,874 Из таблицы видно, что уровень межличностного эмоционального интеллекта влияет на социальные верования и уровень дис-позициональной эмпатии. Так, студенты с низким уровнем МЭИ чаще считают, что другие студенты постоянно конкурируют с ними, стремятся обойти их в учебной деятельности, устраивают для них препятствия и ловушки на пути к их цели. Вследствие этого студенты с низким МЭИ полагают, что можно и нужно конкурировать с другими студентами всеми возможными и невозможными средствами. В этой связи выглядит логичным обнаруженное различие в уровне диспозициональной эмпатии, которая у людей с низким уровнем МЭИ низкая. То есть переживания других студентов слабо интересуют их, а в целом сопереживание менее характерно для студентов с низким уровнем МЭИ. Наоборот, студенты с высоким уровнем МЭИ чаще сопереживают другим; они реже считают, что окружающие конкурируют с ними.
И в этой связи выглядит закономерным ранее обнаруженное различие в ответственно-великодушном типе межличностных отношений. Таким образом, уровень межличностного эмоционального интеллекта влияет на уровень диспозициональной эмпатии и убежденности в том, что окружающий студента мир конкурентен. При этом с повышением уровня МЭИ увеличивается уровень эмпатии и уменьшается вера в конкурентный мир. Здесь уместно обратить внимание на то, что эмпатия влияет на самопонимание и позитивное отношение студентов к самим себе, помогает чувствовать свою значимость через понимание и принятие других. Вследствие этого высокий уровень эмпатии является условием для познания других и самопознания [4]. Показав наличие различий в значимых для учебного процесса социально-психологических характеристиках в зависимости от уровня МЭИ, можно предположить, что некоторые из них могут являться предикторами МЭИ. В результате МРА была построена модель, состоящая из четырех факторов. Статистика коллинеарности имеет следующие значения: показатель «Допуск» — 0,967, а показатель фактора инфляции дисперсии VIF равняется 1,034 при условии, что VIF меньше 10 , то есть возникновение эффекта мультикол-линеарности между независимыми переменными невозможно и между ними отсутствует линейная связь.
Таким образом, результаты МРА доступны для интерпретации. Обратимся к таблице 7, показывающей, какие социально-психологические характеристики могут влиять на уровень межличностного эмоционального интеллекта студентов. Из таблицы видно, что на МЭИ студентов оказывают положительное влияние 4 социально-психологических характеристики личности. В первую очередь это эмпатическая способность, далее интернальность в области межличностных и производственных отношений и властно-лидирующий тип межличностных отношений. Таким образом, чем более студенты способны проявлять сопереживание по отношению к окружающим, тем выше оказывается уровень их межличностного эмоционального интеллекта. Студенты, которые не остаются равнодушными, способны сопереживать своим коллегам по обучению, легче понять испытываемые эмоции других людей и корректно на них реагировать. Иными словами, чем более студенты ценят свои действия, связанные с установлением прочных психологических связей с окружающими, понимают, что от их решения зависит успех или неудача в общении с другими, тем более развитым межличностным эмоциональным интеллектом они обладают. Это означает, что чем более студенты считают себя ответственными за успехи в учебной деятельности, видят свою роль в достижении любых положительных, эмоционально значимых событий студенческой жизни, тем более они способны понимать и влиять на эмоции окружающих людей.
Обсуждение результатов и выводы Итак, в целом результаты данного исследования согласуются с идеей о том, что чем студенту интереснее учиться по выбранной им специальности, тем он больше будет стремиться к общению в самом коллективе, проявлять терпение, понимание и уважение других, ценить то общество, в котором он оказался, и стремиться зарекомендовать себя в нем с наилучшей стороны [3]. Следует организовать познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы у каждого субъекта образовательного процесса была возможность проявления своей индивидуальности, поскольку педагогическое обеспечение должно включать в себя свободу самостоятельного выбора в решении предложенных задач, проблемных ситуаций [1]. Проявление инициативы субъектом активизирует его творческое мышление за счет нестандартного подхода в решении проблем и субъектную позицию в процессе поиска [17]; это, в свою очередь, способствует развитию межличностного эмоционального интеллекта. Подводя итоги исследования, приведем следующие выводы. Во-первых, в зависимости от уровня межличностного эмоционального интеллекта студентов существуют различия в уровне эмпатии, интернальности, социальном веровании в конкурентный мир и типах межличностных отношений. При этом социальное верование в конкурентный мир характерно для лиц с низкими показателями межличностного эмоционального интеллекта, низкой ин-тернальностью и эмпатией. Наоборот, высокая интернальность и эмпатия, а также властно-лидирующий и ответственно-великодушный типы межличностных отношений характерны для лиц с высокими показателями межличностного эмоционального интеллекта. Во-вторых, эмпатическая способность студентов имеет наиболее сильные различия в зависимости от уровня межличностного эмоционального интеллекта.
При этом наименее сильные различия наблюдаются в типах межличностных отношений. В-третьих, социально-психологическими предикторами, влияющими на уровень межличностного эмоционального интеллекта студентов являются эмпатия, интернальность в области межличностных и производственных отношений, а также властно-лидирующий тип отношений.