О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов. В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике. У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы.
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
«Синдром отличника» вообще благодатно развивается в век войн и индустриализации, когда родители переживали какие-то беды, поколенческие травмы и не могли дать детям достаточно эмоционального присутствия. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Синдром отличника практически всегда приводит к проблемам с самооценкой — с детства у ребенка вырабатывается неуверенность в себе и нездоровый перфекционизм, который мешает в принципе что-то начинать.
Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка
Вы — это вы. Второе место тоже призовое. А неудачи учат куда больше, чем победы. И опять же процесс должен приносить удовольствие. Если заниматься тем, что не любишь, да ещё с таким рвением, это приведёт к выгоранию. Осознайте, чем именно вы хотите заниматься, и полюбите сам процесс Как помочь победить синдром отличника ребёнку? И вы будете испытывать разочарование каждый раз. С таким круговоротом пора заканчивать, ничего хорошего в нём нет. Проанализируйте все сферы своей деятельности. Найдите ту, которая доставляет вам настоящее удовольствие, — не только результат, но и процесс. И направьте на него свои силы.
Все остальные области не настолько для вас важны. Не надо убивать свои силы и здоровье на них. Любимым делом надо наслаждаться. Осознайте, что для любви нет причины Возможно, вам и могло показаться, что хорошее отношение семьи к вам возникло лишь на основе каких-то достижений. Но это совсем не так. Для этого чувства не нужны причины. Близкие и друзья просто рады быть с вами. А если нет, то нужны ли вам рядом такие люди? Научитесь делегировать обязанности Как справиться с синдромом отличника у взрослых? Так вас надолго не хватит.
Начните с мелких поручений и просьб, которые несильно влияют на итоговый результат. Привыкните к тому, что другие делают это не так, как вы.
Так же зацикленность на результате лишает такого человека получать какое-либо наслаждение от процесса работы в любом деле. Очень важно с самого детства рассказывать детям, что ошибаться полезно, а все что ребенок делает - он делает в первую очередь для себя.
Хорошим примером здесь послужит история Томаса Эдисона, который сумел наконец изобрести первую в мире электрическую лампу только спустя 10 000 безуспешных попыток. Но о не воспринимал ни одну из них как поражение. Сам он говорил об этом так: "я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают". На ошибках человек учится и становится лучше.
А затем и работника, который задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Просто любите своих детей — за то, что они есть, помогайте им выбирать цели, но не держите их за руки, когда они пробуют разные увлечения, поддерживайте во всем, — подытоживает специалист. Портрет юного перфекциониста Ребенок стремится быть первым любой ценой, болезненно воспринимает даже малейшую критику и плохо переносит похвалу в чей-то в адрес, кроме своего. Для него не существует других оценок, кроме пятерки, на балл ниже — это уже катастрофа вселенского масштаба. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.
Причины появления синдрома Родители, пережившие в детстве неуспех, стараются достичь всего того, чего не смогли когда-то, через своего ребенка. Так за счет детских побед они подтверждают свой статус и поднимают свою самооценку. Любовь родителей заслуживается ребенком через пятерки и успехи. Только ими он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу и ласку. С раннего детства родители только негативно реагировали на ошибки сына или дочери, забывая о том, что без промахов тоже никак.
Все это уже сформировало заниженную самооценку, к которой в школе добавился стресс от попадания в новую среду. К тому же мамы и папы постоянно сравнивают его с другими детьми, например: «Почему не делаешь, как Света, позоришь нас? И ни в коем случае не с другими детьми, а также не оценивайте личность сына или дочери по оценкам, ведь это лишь временный показатель какого-то этапа обучения.
Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений и развлечений. Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии. Конечно, далеко не у всех отличников и отличниц есть описанные сложности, но если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что Вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь следующими советами. Совет N1.
Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Ваш первый вопрос после того, как малыш возвратился из школы домой "Что ты сегодня получил" С этим нужно что-то делать! Например, замените его на "Что интересного было в школе" Задавая этот вопрос, мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму. Совет N2. Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает. Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета. Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки.
Демонстрируйте, что принимаете и любите ребенка таким, какой он есть. Предъявлять разумные требования. Тогда ему не придется что-то кому-то доказывать и искать одобрения. Совет N3. Очень часто бывает так, что родители переживают из-за плохих оценок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск?
Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю! Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается. Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец. Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс? Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать.
Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.
И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому.
Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи. О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн. Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные. Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Мир состоит не только из черного и белого, поэтому ограничивать себя, мысля по принципу «все или ничего», уж точно не стоит. В числе самых серьезных проблем социологи называют заниженную самооценку и неоправданно высокие ожидания для себя и окружающих. По статистике исследования, 82 процента людей с низкой самооценкой беспокоятся о том, что о них думают другие, а 74 процента из них признают, что они не соответствуют своим ожиданиям.
Даже просто возможность совершить ошибку беспокоит 78 процентов людей, склонных к перфекционизму. КСТАТИ Допустимая нагрузка для школьников четко прописана в санитарных нормах, все занятия в школе уроки и внеурочные кружки-факультативы строго ограничены по времени.
Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей. Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.
Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад. Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием. Бояться совершения ошибки. Ошибка — это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка — это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи.
Школьный и университетский аттестат — вовсе не гарантия благополучного и безбедного будущего. Конечно, речь идет не о скатывании до статуса двоечника и бездельника, а лишь о том, что ребенок не должен сильно переживать об иногда случающихся неудачах в учебе, особенно если некоторые предметы даются нелегко. Родитель должен хвалить ребенка не за полученную отметку или грамоту, а за непростой путь, пройденный к успеху. Категорически нельзя приводить в пример других детей, тем самым уничижая собственного ребенка. Школьник с синдромом отличника начнет отчаянно доказывать, что он лучше похваленного сверстника. Ребенок начнет работать на этот результат, забыв о собственных желаниях и стремлениях. Если хотите подавить у ребенка синдром отличника, начните его сравнивать не с другими, а с собой прежним, хвалите за позитивные изменения. Старайтесь показать свою безусловную любовь, не зависимую от достижений и побед. Ребенок должен понять, что его любят не за оценки и дипломы, а просто так. Что родители не откажутся от него, не станут меньше ценить и заботиться, если в дневнике появится минус. Ошибок не нужно бояться, это не трагедия, а обычная часть жизни. Многие взрослые люди живут, как белка в колесе, потому что в детские годы у них закрепилось представление: ты только тогда любим и нужен, когда идеален. Разговаривайте с ребенком, убеждайте в своей любви, поддерживайте в учебе. Самое сложное — научить ребенка с синдромом отличника позитивно воспринимать чужие успехи. Школьник с таким синдромом обычно болезненно воспринимает достижения сверстников, но не из-за зависти, а потому что это означает, что кто-то его превзошел, опустил его на нижнюю ступень. Важно внушить ребенку: если он не первый, это не значит, что он плох и никчемен. Рекомендации для взрослых Если перфекционизм мучает во взрослой жизни, то нужно срочно от него избавляться, иначе постоянный стресс приведет к ухудшению здоровья и психоэмоциональному выгоранию. Особенно подвержены синдрому отличницы женщины среднего возраста, податливые чужому мнению, стремящиеся в глазах окружающих быть идеальными женами, мамами, хозяйками, да еще успевать ходить на работу. Чтобы избавиться от перфекционистских мыслей, есть хороший психологический прием. Зафиксируйте подобную мысль в голове, как только она возникнет. Затем задайте себе вопрос, если вы сделаете то, что задумали, насколько это будет для вас полезным и важным. Подумайте, будут ли негативные последствия, если вы поступите иначе. Если мысль навела на негативные выводы, оборвите ее. Для этого либо резко переключитесь на приятные и позитивные размышления, либо четко и развернуто произнесите загаданное вслух, а в конце фразы проговорите «нет». Проанализируйте негативную мысль. Подумайте, можно ли преобразовать ее в положительную, правильную, полезную. Например, если перерабатываете, задерживаетесь постоянно на рабочем месте, то произнесите примерно следующее: «Пора остановиться и оценить качество выполненной работы. То, что сделано, получилось хорошо. Нет надобности в том, чтобы делать еще что-то. Пора отдохнуть.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Меня зовут Оля и я отличник до мозга костей. Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ. Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни. Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать. Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни!
Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы? Время кардинальных перемен Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить. Научитесь не перерабатывать Сюда отнесем делегирование задач, тайминг на дела и режим дня.
Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа.
Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.
Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности.
Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.
Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей.
Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться.
Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей.
А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М. Бурно «О характерах людей» М. Нелишним будет вспомнить изречение античных философов-стоиков — «Все хорошо в меру». Действительно, объесться можно и красной икрой, а потом мучаться желудком. То же можно сказать и о страсти к хорошим отметкам. Здесь главное, чтобы вы сами хорошо понимали своего ребенка, а ребенок понимал сам себя и был в состоянии выстраивать лестницу общественных приоритетов.
Хорни, перфекционистские стремления способствуют ббк 88. По мнению А. Автор говорит о том, что существует основная триада невротического типа реагирования: гиперсоциальность, сензи-тивность и тревожность [захаров, 2000, с. Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения.
Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978]. Сомнения в собственных действиях. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка. Это опасно тем, что человек с «синдромом отличника» не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность, его приобретенный опыт сводится к ограничению оценки своего труда только другими людьми. Психологические исследования «синдрома отличника» очень важны в изучении особенностей формирования личности ребенка. При этом люди с «синдромом отличника» способны достигать успехов.
Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника». Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности.
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы
Важно с детства объяснять детям, что всё, что ребёнок делает — он делает для себя, а не ради одобрения окружающих, заключила методист. Ранее клинический психолог Арина Кейро в беседе с ФАН рассказала о способах отвлечь детей от гаджетов. Ошибка в тексте?
Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака».
Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение. Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного.
Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата.
Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы — интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими.
А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого. Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности.
Что он узнал? Что ему понравилось? Что показалось сложным? Что было интересно для него, а что скучно? Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения. Делайте упор на них.
Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения. Например, это может быть желание «купить» любовь и признание окружающих в обмен на идеально выполненную работу. Научитесь быть самому себе принимающим, любящим и заботливым родителем.
Но истина такова, что превращать своего ребенка в отличника сегодня — это не только не модно, но и сомнительно для его будущего", — говорит детский психолог. Как выявить синдром отличника у своего ребенка? Помимо хорошей учебы, которая вряд ли заставит задуматься родителей ведь что же в этом плохого? Он плохо реагирует на критику и хочет постоянного одобрения. Если ребенок начинает серьезно переживать по поводу того, что оценка оказалась не такой высокой, как он ожидал, — это первый сигнал.
Если у вашего ребенка начинает формироваться синдром отличника, снизьте планку важности оценки. Покажите ему, что оценки — это не главное", — говорит Галина Швец. Оценка — не показатель знаний Как же не задавить ребенка своими амбициями и не реализовывать свои несбывшиеся ожидания за его счет? Достаточно понять, что оценкам не стоит предавать чрезмерную ценность: это не критерий, определяющий успех вашего ребенка.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Нередко синдром отличника помогает ребенку становиться лучшим в учебе, добиваться выдающихся успехов в спорте. Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей.