тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории. это особая форма деятельности. С. Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии). Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста. выдающегося теоретика, методолога, создателя философско-психологической субъектно-деятельностной концепции, талантливого организатора психологической науки. Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Введение Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2. Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна.
Рубинштейн Сергей Леонидович
>Статья: Биография С.Л. Рубинштейна (Психология) читать онлайн или скачать бесплатно. Сергея Леонидовича Рубинштейна. С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. С.Л. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого.
Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
Контакты Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн 1889—1960 Антонина Николаевна Ждан доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО , профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М. Ломоносова Аннотация: С. Рубинштейн — выдающийся философ, психолог, педагог и организатор возглавляет плеяду классиков отечественной психологической науки. Создал систему научной психологии: разработал методологические принципы психологического исследования — единства сознания и деятельности. Создал крупную научную школу, развивающую его идеи в различных областях — в психологии творчества, в психологии личности и др. От других классиков нашей науки творчество С. Рубинштейна отличают следующие особенности: включенность в психологическую мысль нравственно-этического начала, непревзойденный энциклопедизм, диалектический стиль мышления.
Ключевые слова: методологические принципы, субъектно-деятельностный подход, детерминизм, единство сознания и деятельности, мышление. Rubinstein is an outstanding philosopher, psychologist, pedagogue and organizer. He is in the head of the pleiad of classics of the Russian-Soviet psychological science. He created the system of scientific psychology and developed methodological principles of the psychological research: the unity of the consciousness and activity. He founded a large scientific school developing his ideas in various spheres: in the psychology of creativity, psychology of personality etc. His works are distinguished from the ones of other classics of our science by the following features: involvement of the moral-aesthetic principles into psychological thought, matchless encyclopaedic knowledge and dialectical style of thinking.
Key words: methodological principles, subject-activity approach, determinism, unity of the consciousness and activity, thinking. Во всем мне хочется дойти до самой сути. Пастернак 19 июня 2019 г. Рубинштейна — классика мировой философии и психологии, основателя кафедры психологии МГУ имени М. Свой творческий путь Рубинштейн начал как философ, но в силу ряда обстоятельств в сложных социальных условиях послереволюционной России официально стал советским психологомтеоретиком. В своих трудах разрабатывал проблемы наук о человеке как субъекте, преемственно связанные с традициями русской и мировой мысли.
Рубинштейн сформулировал методологические принципы научного исследования, создал один из вариантов деятельностного подхода в психологических исследованиях. Однако в своем последнем труде «Человек и мир» он отказался от понимания роли деятельности как единственной силы, определяющей сущность человека, считал опасным утрировать роль деятельности, сводить жизнь к преобразованию природы и не научиться созерцать и благоговеть перед ней. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни, выкорчевывать из нее всякую скверну и непрерывно совершенствовать жизнь» — в этих словах, которыми завершается книга «Человек и мир», заключена его концепция содержания конкретной жизни каждого человека Рубинштейн , 1997, с. Рубинштейн руководил теоретическими и экспериментальными исследованиями мышления.
Он создал крупную научную школу. Рубинштейн был инициатором создания журнала «Вопросы психологии» как органа коллективной разработки в СССР важнейших вопросов теории и практики психологической науки. В силу исторических обстоятельств и причин, к середине 1950-х гг. Статьи по психологии публиковались в журнале «Советская педагогика», в редких выпусках «Известий АПН РС ФСР», изредка в «Вопросах философии» и еще в некоторых других специальных изданиях типа ученых записок различных институтов и университетов. Психологические монографии были редкостью — претендовать на их издание могли только «звезды». Вместе с другими крупными психологами он вошел в состав редколлегии главный редактор А.
В 1955 г. В редакционной статье кратко были сформулированы основные неотложные вопросы, необходимые для разработки психологической теории и оказания помощи практике, намечена структура журнала. Первой авторской публикацией была статья С. Рубинштейна «Вопросы психологической теории», которая задала высокий профессиональный уровень изданию. Большим вопросам психологической теории посвящены статьи ряда других крупных советских ученых: Г. Костюка, А.
Леонтьева, Б. Теплова, А. Запорожца, Е.
Отсюда юмористический аспект моего отношения к моей специальности «в психологии я случайный человек» Сергей Леонидович Рубинштейн , 1989, с. Рубинштейн выработал юмористическое отношение к драматическим эпизодам, которыми, к сожалению, была богата его жизнь. Рост собственной творческой силы — вот основа, на которой изживалась горечь и крепло добродушие, снисходительность юмора…» Там же.
В книге «Человек и мир» он припомнил эпизод из своей биографии, который имел место в один из революционных дней его жизни в Одессе. В дом ворвалась вооруженная толпа. В доме перевернули все вверх дном, что-то искали и взяли из вещей. Трое молоденьких солдат пытались вынести из квартиры старинные напольные часы, которые стояли в вестибюле, что им никак не удавалось сделать. С улыбкой наблюдая за ситуацией, Сергей Леонидович призывает представить за комизмом происходящего всю сложность такого социального явления, как революция. Революцию нельзя рассматривать абстрактно, говорить о ней на языке громких лозунгов.
Простой человек воспринял революцию как время, когда рухнули все барьеры, пришла вседозволенность, выступившая, в частности, как в данном случае, в своей комической форме. Все, кому довелось общаться с Рубинштейном, отмечали, какое значение имели для них эти встречи. Так, философ В. Библер вспоминал о двух кратких беседах с ним. Важно отметить, что эти беседы состоялись по инициативе Сергея Леонидовича, хотя Библер и не был знаком с Рубинштейном. У Библера в Душанбе вышла небольшим тиражом книга «О системе категорий диалектической логики».
Как он писал, для него это было время «дикого духовного одиночества». И вдруг — большое письмо от Сергея Леонидовича Рубинштейна В этом письме Сергей Леонидович внимательно и серьезно выразил свое отношение к содержанию книги и пригласил автора зайти к нему домой и поговорить. Примерно через месяц Библер оказался в Москве, и беседа состоялась. Библера поразила внимательность Сергея Леонидовича. Мы почти не знали друг друга. Но это была одна из самых тяжелых потерь в моей жизни.
Но те беседы, которые успели сбыться, продолжаются, разветвляются, работают где-то в глубине моего современного сознания и мысли» Библер, 1989, с. Так вспоминали о значении своих встреч с Рубинштейном все, кому посчастливилось их иметь. За всеми фактами из жизни С. Рубинштейна выступает масштабная личность этого выдающегося ученого и человека. Через всю жизнь он пронес нежную любовь к матери и почтительное отношение к отцу. С ранних лет его душа была открыта всему светлому и прекрасному.
Он называл самым основным в ситуации своего развития болезнь отца и сознание , что другие взрослые нуждаются в его помощи. В своих воспоминаниях о годах учения в Марбургском университете он трогательно и с безграничным уважением отзывается о своих учителях — неокантианцах Поле Наторпе и Германе Когене. В его воспоминаниях о них отчетливо выступают различия в отношении к их учению и к ним лично. Он пишет об очаровании от лекций Когена и вместе с тем выражает неудовлетворенность и критическое отношение к философской системе этого мыслителя. Сергей Леонидович самостоятельно освоил философские воззрения Маркса и дал их блестящий анализ в статье 1934 г. В своих занятиях философией Рубинштейн размышляет над наследием выдающихся мыслителей прошлого — Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозы, Канта.
Он не фиксируется на том, чего они не дали, но выделяет поставленные ими проблемы, раскрывает их этический смысл. В идеологических боях по поводу «Основ общей психологии», развязанных в конце 1940-х гг. Его клеймили за «заблуждения», обвиняли в недооценке русской науки, отступлениях от марксизма и тому подобных грехах. Никогда он не уступал, не менял научной линии, иногда вынужденно отступал. Все эти обстоятельства не сломили его, но бесспорно сказались на здоровье, сократили его жизнь. В общем только в контексте всех событий, которые случились в жизни Рубинштейна, понимаешь этическую глубину его философско-психологических трудов, величие его личности как классического университетского профессора старого закала.
Замечательный литературовед и писатель Игорь Волгин ведет еженедельную программу, посвященную анализу русской литературы, ее классических страниц.
Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности.
Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. Рубинштейн издал книгу Основы общей психологии, работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых.
Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике.
Рубинштейн также фактически был зачинателем всей традиции психологической исследования человеческой деятельности, которые в конечном итоге привели к распространению так называемой теории деятельности. В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы.
Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года. Избранные публикации Сергей Л. Проблемы психологии в творчестве Карла Маркса pdf. Исследования советской мысли 1987 33: 111.
Переведено с русского Т.
Рубинштейн Сергей Леонидович
При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности.
Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта.
Такой процесс — основной способ существования психического.
Созданная Р. Особое внимание Р. В 50-е гг. Библиография работ Не теряя мужества, Р. Завершающая работа Р. Идеи Р. Другие его труды: «О мышлении и путях его исследования», М. Рубинштейн С.
Он научился применять философские конструкты в качестве методологии научного познания. Основным предметом разработки и дискуссий марбургской школы была проблема метода — задача синтеза наук о духе и наук о природе естественнонаучных знаний, математики, физики и т. Его учителями были крупнейшие представители неокантианства: Герман Коген и Пауль Наторп. Однако, освоив присущую им культуру и искусство мышления, Сергей Леонидович не стал ни последователем своих учителей, ни продолжателем марбургской школы. Досконально овладев гегелевским и кантовским методами, он специально посвятил свою первую кандидатскую по старым критериям — докторскую диссертацию проблеме метода «К проблеме метода» , в которой сумел преодолеть рационализм гегелевского мышления, формализм и априоризм Канта и неокантианства и извлечь жемчужину диалектического метода и как философского и как научной методологии. Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему методологии познания. Конец ознакомительного фрагмента.
Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины.
Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог
В отличие от этого интеллектуального движения и прямо В отличие от бихевиоризма Рубинштейн всегда настаивал на том, чтобы рассматривать деятельность как неотделимую от сознания, что также явно противоречит фрейдистской традиции с ее упором на глубины человеческой психики и бессознательные психологические процессы. Таким образом, Рубинштейн де-факто является основоположником деятельностного подхода в психологии и педагогике, хотя термин «деятельностный подход» появился только после смерти Рубинштейна в январе 1960 года. Избранные публикации Сергей Л. Проблемы психологии в творчестве Карла Маркса pdf.
Исследования советской мысли 1987 33: 111. Переведено с русского Т. Блейкли Бостонский колледж с помощью редактора Алекса Козулина Бостонский университет.
В 1921 г. Статья, посвященная Ланге «Принцип творческой самодеятельности». Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. С 1925 г. В 1930 г. Издал в 1935 г. До 19 марта 1942 г.
Когда Ленинградский пединститут был эвакуирован, Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск. Находясь в эвакуации, вместе со своими коллегами по институту он занимался психолого-педагогическим обследованием средних школ, проводил показательные уроки, регулярно организовывал конференции для учителей, лекции для населения, выступления в госпиталях. Здесь же, в Кисловодске, он узнал о присуждении ему Сталинской премии за фундаментальный труд "Основы общей психологии". В военные годы психологическая наука укрепилась и организационно. Осенью 1942 г. Рубинштейна вызвали в Москву и назначили директором Института психологии. Он внес большой вклад и в восстановление деятельности кафедры психологии в МГУ он создал отделение психологии на философском факультете МГУ. К работе на кафедре психологии С. Рубинштейн привлек крупных ученых Москвы — прежде всего из Психологического института, а также из других научных институтов.
На кафедре в ее первом составе работали: А. Леонтьев, Б. Теплов, А. Смирнов, П. Гальперин, К. Гуревич, С. Кравков, Н. Ладыгина-Котс, А. Запорожец, А.
В 1943 г. По его проекту в Институте философии были построены специальные помещения для проведения экспериментов, оснащенные новейшей аппаратурой, полученной по репарациям из Германии.
Рубинштейн, делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала.
И жизнь продолжалась: в 1942—1943 гг. Некоторые психологи в годы войны проходили переподготовку. Огромный груз сложной организаторской работы С.
Рубинштейн совмещал с интенсивной научной работой: с первых дней войны начал работать над подготовкой второго издания "Основ психологии". В научной деятельности Рубинштейн интегрировал основные направления и функции психологической науки — философско-методологическое обоснование теоретических и эмпирических исследований и их осуществление, применение психологии на практике. Все это позволяет оценить масштаб личности Рубинштейна — теоретика психологии и практика — организатора науки.
Важнейшее значение для всего хода последующего развития психологии в СССР имело создание в октябре 1943 г. Академии педагогических наук АПН. Рубинштейн входил в состав комиссии по подготовке материалов по организации АПН.
Необходимо было разрабатывать новые научные основы педагогики и психологии, готовить научно-педагогические кадры для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии. В годы войны С. Рубинштейна как ученого по-прежнему интересовала главным образом проблема сознания в его единстве с деятельностью.
Сознание, психика с точки зрения Рубинштейна должны рассматриваться не как нечто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида. Дальнейшее развитие в трудах Рубинштейна получает также генетический подход к исследованию сознания, психики на основе принципа единства субъекта и объекта. Он рассматривает сознание в динамике, усложнении, связанной с изменением форм активности субъекта, условий и характера его взаимодействия с действительностью.
И доказывает, что через организацию практических действий путем их включения в систему осмысленной предметной деятельности, побуждаемой конкретной потребностью, можно воздействовать на психофизиологические и двигательные функции. Например, восстановление и компенсация нарушенных в результате ранения двигательных функций руки объем подвижности пораженных звеньев руки достигались не путем механической тренировки например, по инструкции поднять руку как можно выше , а через изменение психологического характера задачи за счет изменения инструкции — достать высоко расположенный предмет. Оказалось, что максимальная величина объема движения, которой достигает испытуемый в первом случае, не является для него предельной.
При изменении задачи он демонстрирует значительное увеличение объема движения.
Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии
Созданная Р. Особое внимание Р. В 50-е гг. Библиография работ Не теряя мужества, Р. Завершающая работа Р. Идеи Р. Другие его труды: «О мышлении и путях его исследования», М.
Рубинштейн С. Брушлинский, М.
Из неопубликованной рукописи С. Рубинштейна «Человек и мир». Проблемы общей психологии. Основы онтологии, логики и психологии. Основы обшей психологии, 4-е изд. Литература: 1.
Рубинштейн: Очерки. Абульханова-Славская К.
А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: вначале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.
При этом им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером, считавшим, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям.
Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 г. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 г.
Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч.
В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях.
Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А.
Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века.
В свою очередь, этот путь во многом и был проложен благодаря его научно-теоретическим исканиям. Как писал в 1969 году Б. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии» [1]. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. Его жизненный путь настолько тесно переплелся с развитием отечественной психологической науки, что только в связи с этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность. Эти и определяется актуальность нашей работы. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.
Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры.
5 фактов о Рубинштейне Сергее Леонидовиче
В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна.