История создания НАТО. Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN. Таким образом, НАТО было создано как агрессивный инструмент политики хозяев Запада.
Исторические предпосылки создания НАТО
Другой причиной создания НАТО был контроль над Западной Германией с целью недопущения в стране возрождения нацизма и нацистских настроений. Объяснение, что НАТО была создана как ответное мероприятие на события, происшедшие в 1948 г., так же неверно, как неверно утверждение, что Северо-Атлантический пакт является оборонительным, миролюбивым союзом. Могла ли Россия действительно вступить в НАТО и как бы это изменило историю — в материале «Вечерней Москвы». Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.
Причины нато
Генри Киссинджер в своей книге "Дипломатия" так рассказывает об идеологических обоснованиях создания военного блока: " Поразительно, но документ, составленный государственным департаментом, утверждал, что НАТО задуман вовсе не для того. Что такое НАТО, какие выполняет функции, кто стоит во главе, для чего создан Североатлантический альянс и при чем тут Россия? Предпосылки создания НАТО. 25 ноября был опубликован нашумевший в СМИ доклад «НАТО 2030: единство в новой эре». Он является частью инициативы Генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга «НАТО 2030», в рамках которой эксперты из стран НАТО анализируют актуальные для наступившего. Далее более подробно рассмотрим основные причины создания НАТО. Создавая НАТО, США преследовали две основные цели: не допустить создания в Европе независимого союза западных держав и укрепить свое влияние в этом регионе.
Отправная точка организации Североатлантического договора
- «Кровавая история». Николай Патрушев объяснил, к чему НАТО пришло за 75 лет | Аргументы и Факты
- НАТО - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Какие страны входят в НАТО в 2024 году и сколько их
- Блок ада России. Чем уникально грядущее вступление Финляндии и Швеции в НАТО
Навигация по записям
- Исторические предпосылки создания НАТО
- Расширение НАТО: этапы и предпосылки
- Отправная точка организации Североатлантического договора
- История создания НАТО.
- Зачем расширяется НАТО (Александр Русин) / Проза.ру
- Создана Организация Североатлантического договора (НАТО)
Зачем и против кого они придумали НАТО
Этот сценарий с высоким риском непосредственного прямого боевого столкновения создаёт ненулевые риски перерастания [конфликта] в глобальное столкновение», — пояснил Павлив. Ранее военный эксперт рассказал , что одобренная президентом США Джо Байденом помощь Киеву не изменит ситуацию на фронте. По теме:.
НАТО регулярно провоцирует Россию, размещая военный контингент у наших границ. Ни для кого не секрет, что руководство альянса нагло врет, нарушая предыдущие договоренности. После окончания холодной войны альянс обещал не продвигаться на Восток, но в дальнейшем отказался от своих обещаний. Но в альянсе внаглую игнорируют все предложения нашей страны.
В тот год советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов предложил ГДР, ФРГ и всем европейским странам заключить договор о коллективной безопасности, согласно которому все эти государства были бы обязаны защищать друг друга. Этот вариант западные страны не заинтересовал, поэтому СССР выступил с другой идеей: Москва соглашается, что США не будут исключены из формального участия в системе общеевропейской коллективной безопасности, но НАТО в обмен на это должна отказаться от своего агрессивного характера.
В таком случае СССР «рассмотрел бы возможность участия в организации». По задумке СССР, НАТО прекращала быть закрытым военным объединением государств и становилась открытой для других европейских стран, «что вместе с созданием эффективной системы европейской коллективной безопасности имело бы принципиальное значение для содействие всеобщему миру». Однако кампания Москвы за европейскую коллективную безопасность протянулась до Женевской конференции западных министров в октябре-ноябре 1955 года. Договор подразумевал, что страны-участницы будут оказывать друг другу помощь в случае нападения, вести консультации в кризисных обстоятельствах и создадут Объединенное командование вооруженными силами.
Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году: расположение потенциального члена НАТО в Европе; согласие всех участников альянса на вступление государства. С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии. В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан: разрешать международные споры исключительно мирным путем; решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ; соблюдать права человека и власть закона; организовывать контроль над вооруженными силами государства; при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны; принимать участие в миссиях НАТО. Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим. Программы партнерства организации Североатлантического договора Военный альянс разработал несколько программ сотрудничества, которые облегчают вступление в НАТО других государств и обеспечивают широкую географию влияния. Основные программы являются следующими: "Партнерство ради мира". На сегодняшний момент в программе принимают участие 22 государства, бывших участников насчитывается тринадцать: 12 из них уже являются действительными членами альянса, Россия, оставшийся бывший участник программы партнерства, вышла из ПРМ в 2008 году. Вступлению государства в НАТО препятствует Турция, ссылаясь на неразрешенный конфликт между турецкой и греческой частями Кипра. Индивидуальный партнерский план. Участниками на данный момент являются восемь государств. План действий по членству. Он разработан для трех государств, два из которых ранее являлись участниками программы "Ускоренный диалог": Черногория, Босния и Герцеговина.
Альянс НАТО
Что такое НАТО - 4 апреля 2024 - МСК1.ру | Рассмотрение процесса создания НАТО, ключевые этапы формирования организации, исторические обстоятельства, которые привели к ее образованию. |
«Почему бы нам туда не вступить?»: как Москва пыталась присоединиться к НАТО | В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории, нацеленные на подготовку к потенциальному конфликту с Россией. |
Влияние НАТО на мир | О том, каковы были истинные предпосылки создания НАТО и стоит ли ожидать в ближайшее время полномасштабного конфликта альянса с Россией, рассказывает EADaily. |
Илон Маск поддержал идею о необходимости расформировать НАТО - Новости | «В 1991 году Советский Союз распался, и НАТО столкнулась с экзистенциальным кризисом: причины ее появления больше не существовало. |
История создания и деятельность НАТО | Страна и мир - 4 апреля 2024 - Новости Москвы - |
Шойгу заявил о новых угрозах для России из-за НАТО
Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием. Заседания Группы проходят два раза в год на уровне министров обороны стран-членов. Штаб-квартира альянса расположена в столице Бельгии Брюсселе. В его рамках проходят консультации по вопросам использования вооруженных сил, фактически он является связующим звеном между процессом принятия политических решений и военной структурой НАТО.
Комитет вырабатывает меры, необходимые для защиты стран-членов и реализации военных операций. Кроме того, он разрабатывает стратегические концепции и проводит ежегодную оценку сил и средств блока, а также угроз альянсу. Военный комитет регулярно проводит встречи на уровне военных представителей стран, а три раза в год - на уровне министров обороны.
С 2021 года эту должность занимает нидерландский адмирал Роберт Бауэр. Оно отвечает за проведение всех военных операций блока. Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе.
С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи. Традиционно, на пост главнокомандующего ОВС в Европе назначается представитель армии США, чтобы сбалансировать ситуацию, когда пост генсека занимает европеец. Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке.
Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий. Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий.
Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин. В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше.
Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово.
Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей. Группы действуют в Атлантическом океане, Балтийском, Средиземном и Черном морях.
С 2022 года включены в союзные силы реагирования в качестве подразделений повышенной готовности, которые могут вступить в бой в течение 5 суток после начала конфликта. В рамках операции проводится постоянный мониторинг морского пространства, ведется антитеррористическая работа, а также обеспечивается поддержка странам-членам в регионе в укреплении их обороноспособности. Действия в Эгейском море - миссия заключается в оказании поддержки греческим властям для управления миграционными потоками.
Тренировочная миссия НАТО в Ираке направлена на обучение и подготовку вооруженных сил Ирака для борьбы с международным терроризмом. В ней задействованы инструкторы блока, которые обучают местные силы безопасности инженерной подготовке, военной медицине, а также оказывают консультативную помощь в организации военно-гражданского планирования. В частности, проводится обучение и подготовка сил быстрого реагирования АС.
Блок также направляет военных советников в миротворческие подразделения в Сомали и Эфиопии.
Французскую революцию обычно считают гораздо более важным событием в мировой истории, чем американскую. Но в долгосрочной перспективе Франция не изменила традиционной системы силовой политики, а рождение независимых Соединенных Штатов Америки ознаменовало собой серьезный перелом в мировой политике, который стал очевидным через столетие спустя. Глубокая вера в превосходство Соединенных Штатов выражается в таких понятиях, как «сияющий город на холме», «незаменимая нация» или «последняя надежда человечества», часто встречающихся в американской политической риторике. Интервенции Соединенных Штатов в Европе были мотивированы необходимостью противостоять великим державам, враждебным их ценностям и интересам, и давали возможность установить на этих территориях американскую модель построения государства. В 1906 г. Рузвельт поддержал позиции Франции и Великобритании, которые в некоторых американских депешах именовались «атлантическими державами». Политик был убежден в том, что Соединенные Штаты должны выполнять свои обязанности великой державы с глобальными интересами и ответственностью. В то же время исторические исследования западных ученых об истоках Североатлантического пакта ясно показывают, что уже в ходе обсуждения возможности создания США и западными странами политико-стратегического союза возникли разногласия, несмотря на общее политическое и военное противостояние с Советским Союзом.
Уже в начале 1950-х гг. В сентябре 1952 г. Макмиллан, премьер-министр Великобритании, сетовал на «наиболее заметную и болезненную разницу между нашим положением сейчас и в то время, когда мы последний раз были у власти 1945 г. Тогда мы были на равных как уважаемый союзник. Сейчас американцы к нам относятся со смесью покровительственной жалости или презрения - хуже, чем к любой другой стране Европы» Macmillan, Catterall, 2003. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. Rome, 1957. Противоречия среди членов альянса. В 1950-х гг.
В повестку дня Североатлантического совета, проходившего в Лондоне 15-18 мая 1950 г. Канада выступала за ее сохранение во время переговоров по Атлантическому пакту как по тактическим внутренним мотивам, чтобы облегчить поддержку франкоязычного сообщества, так и по стратегическим международным причинам. В частности, Оттава искала многосторонний противовес гегемонии США на американском континенте и была обеспокоена инициативами по экономической интеграции европейских стран. Италия, которая не заключала договор и имела самую сильную коммунистическую партию в Западной Европе, стремилась изменить чисто военный характер Атлантического союза и, возможно, получить дополнительные экономические преимущества. В сентябре 1951 г. Североатлантический совет в Оттаве с участием министров иностранных дел, обороны и экономики государств-членов обсудил вопрос о создании министерского комитета из пяти членов для изучения развития «атлантического сообщества». В частности, говорилось о необходимости координации действий и проведения частых консультаций по внешней политике с уделением особого внимания шагам, направленным на укрепление мира, более тесное экономическое, финансовое и социальное сотрудничество, ориентированное на создание условий экономической стабильности и благополучия как во время, так и после периода усиления интеграции с целью обороны в рамках Организации Североатлантического договора или через другие агентства, а также на сотрудничество в области культуры и общественной информации. Однако в данном документе было отмечено, что некоторые представители совещания сомневались в том, что часть этих тем когда-либо станет предметом активного рассмотрения в НАТО, но это не помешало создать длинный ряд рекомендаций. Это был «список желаний», который нашел скромную реализацию, например, в образовании 18 июня 1954 г.
Ассоциации Атлантического договора и в 1955 г. Североатлантической парламентской ассамблеи - двух органов, формально независимых от НАТО. В декабре 1955 г. Североатлантический совет в Париже признал, что недавние события в международной обстановке сделали более необходимым, чем когда-либо, более тесное сотрудничество между членами Североатлантического союза, как это предусмотрено в ст. Комитету из «трех мудрецов» - итальянцу Гаэтано Мартино, канадцу Лестеру Пирсону и норвежцу Халварду Ланге - министрам иностранных дел своих стран было поручено представить доклад о «невоенном сотрудничестве в НАТО». В документе отмечалось, что «межсоюзнические отношения также претерпели серьезное напряжение. Альянс, в котором члены игнорируют интересы друг друга, участвуют в политических или экономических конфликтах или питают подозрения друг к другу, не может быть эффективным ни для сдерживания, ни для обороны3. По вопросу «вне зоны действия» сообщалось, что НАТО не должна забывать о том, что влияние и интересы входящих в объединение государств не ограничиваются районом, охватываемым Североатлантическим договором4 и что общие интересы Атлантического сообщества могут быть затронуты событиями за пределами зоны его действия. Созданное в 1957 г.
Европейское экономическое сообщество ЕЭС удовлетворило стремление европейцев к общности интересов вне военной сферы, что осталось исключительной компетенцией НАТО. В начале 1960-х гг. Вашингтон, ранее поощрявший такую интеграцию, начал возмущаться экономической конкуренцией европейских стран.
В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами.
В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.
В первую входят постоянные представители стран-членов, секретариат, отделы по оборонным инвестициям и проч. В военной организации НАТО в 1974-1980 годах не участвовала Греция из-за напряженных отношений с другим членом блока - Турцией , в 1966-2009 годах - Франция что отражало ее нежелание следовать в фарватере политики Вашингтона.
Штаб-квартира с 1967 года располагается в Брюсселе в 1949-1952 годах находилась в Лондоне, в 1952-1967 годах - в Париже. Официальные языки - английский и французский. Деятельность С 1990-х годов НАТО проводит военные операции по реагированию на кризисы вне зоны своей ответственности.
В числе угроз, которым необходимо противодействовать, альянс называет распространение баллистических ракет, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; терроризм; конфликты за пределами НАТО; кибератаки. Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где шла межэтническая война на фоне распада Югославии. Тогда альянс осуществлял воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивал режим бесполетной зоны.
В 1999 году под предлогом "предотвращения геноцида албанского населения Косова" была проведена операция "Союзническая сила" Allied Force против Югославии. После террористических атак в США 11 сентября 2001 года ВМС стран НАТО задействованы в операциях в Средиземном море, целью которых является предотвращение контрабанды оружия, которое может использовано террористами в 2001-2016 годах Active Endeavour, затем Sea Guardian. В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане.
В 2009-2016 годах силы блока участвовали в операции по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога "Океанский щит" Ocean Shield. В 2011 году силы НАТО провели операцию "Объединенный защитник" Unified Protector в Ливии, объявив ее целями соблюдение режима эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну в условиях гражданской войны, обеспечение бесполетной зоны и защиту гражданского населения. Это одна из крупнейших операций блока, наряду с "Союзнической силой" в Югославии в 1999 году.
Повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности на восточном фланге. В рамках сил быстрого реагирования в 2014 году была создана Объединенная оперативная группа повышенной готовности Very High Readiness Joint Task Force, VJTF , способная к размещению в течение 48 часов.
Шойгу заявил, что у России нет никаких интересов нападать на страны НАТО
Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди обозначенных направлений деятельности — развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона. Высший руководящий орган НАТО — Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования.
Претендентами на вступление в альянс уже в ближайшем будущем являются Босния и Герцеговина, Украина и Грузия. Однако только прямым расширением и приёмом новых членов НАТО не ограничивается. Альянс реализует индивидуальные планы партнёрства с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдавией и Сербией. Так что не исключено, что о новых расширениях НАТО мир ещё услышит.
Среди определённых социальных групп бытует мнение о том, что военно-политический блок НАТО, это по большей части мирная организация, созданная для защиты стран запада от военных угроз. С 1991 года по 2022 год альянс вел постоянные активные боевые действия. За этот период проведено более 42-х отдельных операций в различных регионах мира. Международно-правовым основанием для операций по принуждению к миру является решение Совета Безопасности ООН. Но руководству НАТО подобные решения не требуются. Поводом для массированного бомбового удара по военному потенциалу самопровозглашенной Республики Сербской стал взрыв на центральном рынке Сараево, в котором обвинили сербов. В течение 78 дней самолеты НАТО нанесли около 2300 ракетно-бомбовых ударов по 990 объектам на территории Сербии и Черногории. По разным оценкам, в ходе военных операций погибли более 6 000 человек, в том числе, более 400 детей.
Нарастание напряженности между Россией и НАТО, вызванное расширением альянса, стало одним из главных факторов, определяющих современную геополитическую обстановку в регионе. Существует необходимость в поиске конструктивного диалога и поиске решений, которые могут обеспечить безопасность и стабильность для всех сторон.
Анализ угроз Обоснованные опасения России: нарушение обещаний, наличие иностранных военных баз вблизи границ, утрата влияния в сфере влияния. Российские опасения, связанные с расширением НАТО, можно считать обоснованными с их точки зрения. Это создает у России чувство обмана и ощущение потери доверия. Россия также выражает беспокойство относительно наличия иностранных военных баз и инфраструктуры НАТО вблизи своих границ. Она считает, что это угрожает ее национальной безопасности и может быть использовано против нее в случае конфликта. Кроме того, расширение НАТО на Восток означает утрату влияния России в регионе, так как эти страны становятся членами альянса и подчиняются его структурам и решениям. Россия также подвергается критике за использование расширения НАТО в качестве оправдания для своих агрессивных действий. Некоторые критики утверждают, что Россия использует расширение альянса в качестве предлога для своих военных интервенций и аннексии территорий, таких как Крым. Они указывают на то, что вместо поиска дипломатических решений и доверительных отношений, Россия использует напряженность, вызванную расширением НАТО, для оправдания своих действий.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Главная угроза НАТО!. Россия против НАТО. Распад НАТО. НАТО распадется. Раскол НАТО. Блок НАТО состав 1949. Страны НАТО. Западные страны НАТО. НАТО 1949 карта.
Россия и НАТО презентация. Финляндия вступила в НАТО карта. Не НАТО. Североатлантический совет НАТО 1953. Цель организации Варшавского договора ОВД. НАТО расшифровка. НАТО география. НАТО - военно-политическая организация Североатлантики.
Балканский конфликт 1999. Кризис на Балканах. Балканский кризис Страна. Расширенное передовое присутствие НАТО. Прибалтийские страны НАТО. НАТО проиграет войну с Россией. НАТО Россия инфографика. Условия вступления в НАТО.
Критерии вступления в НАТО. Требования для вступления в НАТО. НАТО инфографика. Союзники НАТО 2022. Экспансия НАТО. Зачем бояться НАТО. Ты один страшнее блока НАТО дзен. Символ НАТО.
Расширение НАТО по годам и странам.
При этом Тафт указывал на то, что эта статья отнюдь не дает права направлять вооруженные силы одного государства на территорию других стран до того, как такое нападение совершилось. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений, соглашением между отдельными государствами.
Атлантический пакт действует как раз в направлении, противоположном целям Устава, и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить международный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет разделение мира на два вооруженных лагеря... Этот договор неизбежно означает гонку вооружений, а гонка вооружений в прошлом вела к войне».
Так авторитетный вожак республиканской партии, непримиримый враг Советского Союза сенатор Тафт аттестовал НАТО, которую правительство США и их союзники выдавали за оборонительное, миролюбивое творение. Объяснение, что НАТО была создана как ответное мероприятие на события, происшедшие в 1948 г. В результате этой активной подготовки появилось выражение «холодная война»[2].
Обсуждение правительством в сентябре 1946 г. Когда в марте был заключен Брюссельский пакт на 50 лет между Англией, Францией и странами Бенилюкса, правительство США не сочло возможным в разгар президентской кампании объявить себя официальным членом Брюссельского пакта, но оно вдохновляло и благословляло его, обещало ему всяческую поддерж. Договаривающиеся стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае нападения на территорию одной из них в Европе.
В день подписания пакта, 17 марта 1948 г. С целью оказания военной помощи Брюссель пакту сенат США принял 11 июня 1948 г. В то же время правительство США решило отправить своих представителей в Лондон для участия в обсуждении военных вопросов стран Брюссельского пакта.
Об этих переговорах Трумэн впоследствии писал: «Переговоры ве в строжайшей тайне. Применялась специальная система безопасности - фигурировало только самое минимальное число документов... Только очень ограниченному числу лиц разрешался допуск к какому бы то ни было из относящихся к данным переговорам документов».
В этих секретных переговорах принимали участие также представители Канады. Канаду Вашингтон начал готовить одновременно с европей государствами к участию в осуществлении задуманного им общего антисоветского курса. В 1949 г.
Через два месяца была создана НАТО[3]. Кортунов и другие «Вашингтон против освободившихся стран» М. НАТО, таким образом, готовили более двух лет.
Эта подготовка не за один-полтора года до тех событий 1948 г. И это признавали в самих Соединенных Штатах. Нарушение исторической традиции и особенности конституции США обусловливали длительность этой подготовки.
Правительство США могло надяться на одобрение Северо-Атлантического пакта сената лишь после того, как была найдена удобная для этого формулировка, на которую согласились другие участники НАТО. Эта формулировка сводов к тому, что каждая из договаривающихся сторон обязуется со своей конституцией оказывать всестороннюю помощь той из сторон, которая подвергнется нападению[1].
В сентябре 1952 г. Макмиллан, премьер-министр Великобритании, сетовал на «наиболее заметную и болезненную разницу между нашим положением сейчас и в то время, когда мы последний раз были у власти 1945 г. Тогда мы были на равных как уважаемый союзник. Сейчас американцы к нам относятся со смесью покровительственной жалости или презрения - хуже, чем к любой другой стране Европы» Macmillan, Catterall, 2003. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. Rome, 1957.
Противоречия среди членов альянса. В 1950-х гг. В повестку дня Североатлантического совета, проходившего в Лондоне 15-18 мая 1950 г. Канада выступала за ее сохранение во время переговоров по Атлантическому пакту как по тактическим внутренним мотивам, чтобы облегчить поддержку франкоязычного сообщества, так и по стратегическим международным причинам. В частности, Оттава искала многосторонний противовес гегемонии США на американском континенте и была обеспокоена инициативами по экономической интеграции европейских стран. Италия, которая не заключала договор и имела самую сильную коммунистическую партию в Западной Европе, стремилась изменить чисто военный характер Атлантического союза и, возможно, получить дополнительные экономические преимущества. В сентябре 1951 г. Североатлантический совет в Оттаве с участием министров иностранных дел, обороны и экономики государств-членов обсудил вопрос о создании министерского комитета из пяти членов для изучения развития «атлантического сообщества».
В частности, говорилось о необходимости координации действий и проведения частых консультаций по внешней политике с уделением особого внимания шагам, направленным на укрепление мира, более тесное экономическое, финансовое и социальное сотрудничество, ориентированное на создание условий экономической стабильности и благополучия как во время, так и после периода усиления интеграции с целью обороны в рамках Организации Североатлантического договора или через другие агентства, а также на сотрудничество в области культуры и общественной информации. Однако в данном документе было отмечено, что некоторые представители совещания сомневались в том, что часть этих тем когда-либо станет предметом активного рассмотрения в НАТО, но это не помешало создать длинный ряд рекомендаций. Это был «список желаний», который нашел скромную реализацию, например, в образовании 18 июня 1954 г. Ассоциации Атлантического договора и в 1955 г. Североатлантической парламентской ассамблеи - двух органов, формально независимых от НАТО. В декабре 1955 г. Североатлантический совет в Париже признал, что недавние события в международной обстановке сделали более необходимым, чем когда-либо, более тесное сотрудничество между членами Североатлантического союза, как это предусмотрено в ст. Комитету из «трех мудрецов» - итальянцу Гаэтано Мартино, канадцу Лестеру Пирсону и норвежцу Халварду Ланге - министрам иностранных дел своих стран было поручено представить доклад о «невоенном сотрудничестве в НАТО».
В документе отмечалось, что «межсоюзнические отношения также претерпели серьезное напряжение. Альянс, в котором члены игнорируют интересы друг друга, участвуют в политических или экономических конфликтах или питают подозрения друг к другу, не может быть эффективным ни для сдерживания, ни для обороны3. По вопросу «вне зоны действия» сообщалось, что НАТО не должна забывать о том, что влияние и интересы входящих в объединение государств не ограничиваются районом, охватываемым Североатлантическим договором4 и что общие интересы Атлантического сообщества могут быть затронуты событиями за пределами зоны его действия. Созданное в 1957 г. Европейское экономическое сообщество ЕЭС удовлетворило стремление европейцев к общности интересов вне военной сферы, что осталось исключительной компетенцией НАТО. В начале 1960-х гг. Вашингтон, ранее поощрявший такую интеграцию, начал возмущаться экономической конкуренцией европейских стран. Кеннеди сделал следующее заявление на заседании Совета национальной безопасности: «Одно из усилий, которое мы должны предпринять - попытаться предотвратить действия европейских государств, которые усугубляют проблему нашего платежного баланса.
Например, мы держим большие силы в Германии. Мы должны решительно выступить против Западной Германии, если она увеличит свое сельскохозяйственное производство в ущерб нам... Мы не можем продолжать платить за военную защиту Европы, в то время когда государства НАТО не платят свою справедливую долю. Европейские государства больше не зависят от США в плане экономической помощи, меньше подвержены нашему влиянию. Если французы и другие европейские 1 Североатлантический договор. Official Texts. Мы должны использовать наше военное и политическое положение для обеспечения защиты наших экономических интересов»1. В начале 1970-х гг.
По итогам был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договор предусматривал создание военно-политического оборонительного союза, проведение консультаций по военно-политическим вопросам, развитие экономических и культурных связей на основе уважения независимости, суверенитета, а также невмешательства во внутренние дела друг друга. Таким образом, военно-политическому блоку капиталистических стран на западе Европы стало противостоять военно-политическое объединение государств, вставших на путь строительства социализма в Центральной и Восточной Европе. При кажущейся простоте политико-идеологических причин, лежащих в основе разделения Европы на военно-политические блоки к середине 1950-х годов, следует обратиться как раз к тому самому десятилетнему отрезку с момента окончания Второй мировой войны, в течение которого происходило становление западного военно-политического компонента «холодной войны». Позиционируя себя в качестве поборников демократии, складывавшийся блок НАТО во главе с США не преминул воспользоваться услугами тех, кого уж точно никак нельзя отнести ни к демократам, ни даже к аполитичным элементам.
Речь идёт об убеждённых нацистах, военных преступниках и откровенных человеконенавистниках, стоявших у истоков НАТО и формировавших военно-стратегическую и политическую повестку блока на протяжении многих десятилетий. Рассмотрим несколько фигур из этого длинного ряда. Генерал-лейтенант Рейнхард Гелен. С 1940 года, работая при германском Генеральном штабе, руководил восточной группой оперативного отдела, а с апреля 1942-го был назначен начальником 12-го отдела Генштаба «Иностранные армии Востока», который занимался армейской разведкой в отношении Красной Армии. В ведении полковника Гелена находилась оперативная разведка на советско-германском фронте.
Именно он убедил сотрудничать с Германией генерала Власова и создал шпионские и диверсионные подразделения так называемого Комитета освобождения народов России в дополнение к боевым подразделениям коллаборантов. Кроме того, Гелен работал с VI управлением РСХА: разрабатывал тактические указания для диверсионных групп и методы саботажа в тылу противника. Он участвовал в подготовке операций по заброске агентов за линию советско-германского фронта. В апреле 1945 года, присвоив огромный архив накопленных документов, Гелен совместно со своим заместителем полковником Герхардом Весселем и экс-шефом «русского отдела» абвера Германом Бауном переместился из осаждённого советскими войсками Берлина в местечко близ Элендзальма на альпийских лугах. Секретные документы были скопированы на микрофильмы.
В надёжных тайниках были сокрыты все наработки немецкой военной разведки, данные, агентурная сеть и другие ценнейшие источники информации. Он сразу же попросил организовать ему встречу с контрразведкой, предложив американцам своих людей, сеть агентов и архивные материалы. Всё это он предлагал в обмен не просто на свободу, а на активное содействие американцам в их борьбе с коммунизмом. В американском лагере для военнопленных Гелен изложил эти идеи Эдвину Лютеру Сиберту, бригадному генералу, шефу военной разведки в американской оккупационной зоне Германии. Сиберт поддержал проявленную Геленом инициативу и организовал нацисту встречу с Уолтером Беделл Смитом, занимавшим должность начальника штаба Эйзенхауэра.
Результатом их беседы стал отъезд Гелена в США вместе с шестью отобранными им помощниками. По прибытии в Вашингтон с указанной группой отборных нацистов встретился сам шеф американской военной разведки генерал-майор Джордж Стронг. В 1946 году Гелен был переведён в центр допросов Форт-Хант в Вирджинии.
Не НАТО бояться? Зачем создавали Североатлантический альянс. Его история
Другой причиной создания НАТО был контроль над Западной Германией с целью недопущения в стране возрождения нацизма и нацистских настроений. Объединение западных стран в НАТО, 4 апреля 1949 года, началось с якобы "угрозы", которая исходила от Советского Союза. НА́ТО, Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатланти́ческий алья́нс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Аббревиатура НАТО происходит от английского North Atlantic Treaty Organisation, что переводится как «Организация Североатлантического договора». Почему развитие и расширение НАТО продолжилось и даже получило мощный импульс, несмотря на исчезновение главной причины его создания? 4 апреля 1949 года в Вашингтоне между США, Канадой, странами Брюссельского пакта, а также Исландией, Норвегией, Данией, Португалией и Италией был подписан договор о создании Организации Североатлантического договора — НАТО.
Что такое НАТО — расшифровка, создание и назначение организации
Однако формирования НАТО напрямую здесь задействованы по понятным причинам не будут. Далее более подробно рассмотрим основные причины создания НАТО. Предпосылки создания НАТО. Страна и мир - 4 апреля 2024 - Новости Москвы - Военный эксперт Литовкин: США никогда не допустят создания европейской армии.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Расширение НАТО: этапы и предпосылки | Идея создания НАТО появилась после того, как в 1947 году Великобритания и Франция заключили Дюнкеркский договор, создав союз против возможного нападения Германии после окончания Второй мировой войны. |
История создания и деятельность НАТО | Для реализации проекта на Западе планируется создать особые боевые подразделения — объединенные оперативные формирования (ООФ). |
История отношений: для чего 69 лет назад был основан блок НАТО | – Созданный Москвой Варшавский договор служил для противостояния НАТО. |
Шойгу заявил о новых угрозах для России из-за НАТО | ↑ Страны НАТО увеличили расходы на оборону, несмотря на пандемию | Новости из Германии о событиях в мире. |
Зачем и против кого они придумали НАТО
На мадридском саммите НАТО была принята концепция, которая определит курс альянса до 2030 года. Помимо коллективной безопасности (по принципу один за всех и все за одного), членство в НАТО позволяет значительно снизить военные расходы каждой страны. Рассмотрение процесса создания НАТО, ключевые этапы формирования организации, исторические обстоятельства, которые привели к ее образованию. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком.
«Инструмент военной гегемонии»: как США используют НАТО для подчинения Европы
Миссией Турции в данной ситуации ее лидер назвал разрешение этой задачи в кратчайшие сроки. Однако на следующий день, 13 июля, представитель правящей Партии справедливости и развития Омер Челик заявил, что страна пока не согласилась на членство Швеции в НАТО, а только открыла путь к процессу. Стокгольм обещал Анкаре содействовать ее пути в Евросоюз. Заявку Швеции не ратифицировали Венгрия и Турция.
Без чёткой структуры в лице совместной организации оправдать присутствие американских войск в Европе было бы намного сложнее, особенно в силу отсутствия европейского воинского контингента по ту сторону Атлантики. Несмотря на расширение НАТО на восток, а именно ближе к российской границе, сотрудничество происходило в вопросе политического диалога и военного сотрудничества. Отдельным вопросам стала концентрация ядерного оружия на территории в РФ, как и рост его числа за счёт принятия ядерного оружия из Беларуси, Казахстана и Украины. Через девять лет из-за вмешательства России в грузино-осетинский кризис теперь уже Альянс замораживает отношения с Россией. В настоящее время отношения России и НАТО следует назвать тяжёлыми в связи с последствиями украинского кризиса 2013-2014 года. Соперничество России и Запада никуда не делось, а после Мюнхенской речи Путина в 2007 году только возрастало и продолжает возрастать.
Учитывая депрессивное экономическое состояние Украины, следует исключить экономический фактор возможного вхождения Украины в НАТО или хотя бы развития сотрудничества этой страны с альянсом. Следует отметить, что НАТО до окончания "холодной войны" официально не принимали участие ни в одном из военных конфликтов.
Трамп как деловой человек может выжимать из них деньги, шантажировать, и европейцы будут кочевряжиться, но платить, потому что бояться оказаться беззащитными.
После окончания холодной войны, с девяностых годов, НАТО удвоилось: сейчас там 32 полноправных члена. Даже 5 статья устава Альянса о коллективной обороне вызывает споры про небезусловность этого принципа он гарантирует участие союзников в боевых действиях при агрессии против одного из членов. Другое дело, что сегодня возникает вопрос: насколько американцам нужно такое активное участие в европейских делах, учитывая, что центр их интересов сместился в азиатско-тихоокеанский регион, на гибридное противостояние с Китаем?
Часть членов альянса не согласны с тем, что должны тратить все больше на оборону. Нет консенсуса и по поводу России. Ряд государств выступает за переговоры, понимая, что будущая архитектура европейской безопасности должна строиться как минимум с учетом интересов РФ.
Сейчас НАТО — огромный бюрократический механизм, крайне разнородный по составу участников, их национальных интересов — переживает кризис роста.
Ошибка в тексте?
Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
Okaz: НАТО питают враждебность к России и стремление эксплуатировать другие страны | В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории, нацеленные на подготовку к потенциальному конфликту с Россией. |
Политолог описал сценарий начала глобальной войны Союзного государства и НАТО | В данной статье вы рассмотрите предпосылки и историю создания НАТО, а также перспективы развития этой организации. |
Илон Маск поддержал идею о необходимости расформировать НАТО - Новости | Расширение НАТО создает новую модель устройства Европы. |