Что за праздник Крещение Господне и какие его традиции нужно знать. Все традиции и обычаи Крещения Господня: история и значение праздника, как правильно купаться в проруби, что делать в этот день. Крещение православное и факты о празднике: история возникновения и суть торжества, народные традиции в России и мире. Эта традиция крещения сохраняется до сих пор: на один день могут быть записаны сразу 3-4 малыша. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.
Крещение Господне. Традиции и обряды
По традиции крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. конечно же, погружение в прорубь. Крещенские купания и освящение воды — это главные традиции и ритуалы этого древнего религиозного праздника. Поэтому по традиции в Крещенский сочельник на реках и озерах рубили проруби, которые освящались. Еще одной традицией праздника Крещения было бережное хранение свечи, принесенной с праздничной службы – люди верили, что эта зажженная свеча поможет уберечь дом от пожара во время грозы.
Крещение: история праздника и традиции
Некоторые православные священники категорично заявляют, что крещенские купания – это не церковная традиция, а народный обычай, к тому же небезопасный. Духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы. Главная современная традиция — крещенские купания. Крещение Господне в 2024 году отметят 19 января: история и традиции.
Крещение Господне: история, особенности и главные традиции праздника
Традиции праздника Крещения Господня. В народных традициях в Крещение завершаются Святки. Традиция окунаться в прорубь на Крещение превратилась из религиозного обряда в массовый флешмоб. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи. Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно. Обычай массово окунаться в Крещенскую прорубь не является исконной традицией и появился совсем недавно.
Праздник Крещения: история, традиции
Традиции празднования Крещения. В преддверии праздника верующие отмечают Крещенский сочельник (канун Богоявления). Редакция расскажет об истории и традициях праздника. 19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников. Крещение — один из главных христианских праздников со своими традициями и устоями.
Традиции и обряды Крещения Господнего
Статусы Крещение ребенка: традиции и обычаи Традиции крещения ребенка в России продиктованы уставом православной церкви и остаются неизменными уже много веков подряд. Тем не менее, в народе сложились и свои негласные правила, связанные с этим таинством. Они не поддерживаются, но и не отрицаются категорически церковью, хотя и считаются отголосками языческого прошлого славян. Священники отвечают за то, чтобы таинство было совершено по христианским канонам, а уже родители в домашней обстановке устраивают праздник по народным традициям. Когда крестить По традиции, крещение детей проводят через 40 дней после рождения малыша. Это правило берет свое начало с ветхозаветных времен: именно на 40-й день младенца впервые приносили в храм, а над его матерью читалась особая молитва. Связано это с физиологией женщины после родов: в нечистоте молодая мама не может посещать службы, касаться святынь. Недоношенных или детей, которым угрожает смерть, можно крестить на 8 день, чтобы укрепить их физические силы или успеть совершить таинство, чтобы в случае гибели младенец мог предстать перед Богом, а церковь могла молиться за него.
Срок 8 дней также выбран не случайно: по ветхозаветным правилам именно через неделю после рождения детям давали имя. Традиции крещения ребенка в отношении времени совершения таинства не строгие. Обряд можно проводить как в первые дни после появления младенца на свет, так и гораздо позже. Некоторые родители целенаправленно отодвигают этот момент до 7-летия. Объясняют это тем, что крещение — знак покаяния и прощения грехов, а дети до 7 лет считаются безгрешными и даже не каются перед причастием. Но это заблуждение: человек рождается в грехе, и именно он и прощается Господом. По традиции церкви, крещение обычно проводят в субботу или воскресенье после Литургии, но это негласные правила, так как ни в одном документе нет строгих предписаний по выбору дня.
Даже в Великий пост возможно совершение таинства: исключение делается только на Страстной седмице. Выбор храма В наши дни стало модным выбирать для крестин богато убранный храм, чтобы во время обряда можно было сделать красивые фотографии и съемку. В этом нет никакого смысла, так как крестить человека можно даже дома, в больничной палате, в лесу. Крещение — это таинство прихода к Богу, а не выставление этого события на показ и всеобщее обсуждение. Раньше о выборе храма не шло и речи: ребенка приобщали к церкви в ближайшем приходе, при этом одновременно таинство проводили сразу над несколькими младенцами. Эта традиция крещения сохраняется до сих пор: на один день могут быть записаны сразу 3-4 малыша. Выбор крестных При выборе восприемников руководствуются как правилами церкви, так и негласными народными устоями.
Особенно велика бывала давка во время водосвятия, так как крестьяне сохраняли убеждение, что чем раньше почерпнуть освященной воды, тем она святее. По возвращении с водосвятия каждый домохозяин со всей своей семьей с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы, чтобы нечистые духи не забрались туда и не опоганили воду. При этом строго наблюдали, чтобы никто не брал воды из колодца до утра 6-го января, т. По совершении всех этих обрядов святая вода обыкновенно ставилась к образам, так как крестьяне не только веровали в целебную силу этой воды, но точно так же твердо были убеждены, что она не может испортиться, и что если заморозить богоявленскую воду в каком угодно сосуде, то на льду получится явственное изображение креста. Приблизительно такое же священное значение приписывалось крестьянами не только воде, освященной в церкви, но и просто речной воде, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января в реке купается сам Исус Христос, поэтому во всех речках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» признак, что Христос погрузился в воду. Это общераспространенное верование создало в крестьянской среде обычай, в силу которого считалось большим грехом ранее истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение.
В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами для того чтобы Исус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня , а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань». С необыкновенным старанием они вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Подле чаши во время богослужения становился причт, и при чтении ектений особый знающий человек сильным и ловким ударом пробивал дно этой чаши, и вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние углубление , после чего длинный осьмиконечный крест точно всплывал над водою и матовым серебром блестел на ее поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народа, и стар, и млад — все спешат на «ердань», так что толстый лед, в полтора аршина, трещал и гнулся под тяжестью молящихся. Привлекала прихожан не только красота зрелища и торжественность богослужения, но и благочестивое желание помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих. Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню.
Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков. Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает!
Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства. Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей. Арианский баптистерий в Равенне. Мозаика купола В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Мозаика собора Сан-Марко. XIII в.
Венеция, Италия. Фрагмент Крещение Господне. Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление.
Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника. Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. Одним из его первых игуменов был Стефан — старший родной брат преподобного Сергия Радонежского.
Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. В 1624 г. Он состоит из двух ярусов. Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов.
Именно поэтому на Божественной Литургии праздника Богоявления читается отрывок из этого Евангелия. Рассказ о Крещении Спасителя предваряется рассказом о проповеди св. Иоанна Предтечи в пустыне, который приуготовлял народ к принятию Мессии через покаяние и водное крещение. Об этом говорится в тропаре праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя.
И Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение». Святые отцы многократно подчеркивали важность события Крещения. Иоанн Златоуст. Амвросий Медиоланский.
Иоанн Дамаскин в каноне Богоявлению выражает глубокие мысли о внутреннем значении празднуемого события в домостроительстве нашего спасения. Господь Иисус Христос как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с человеческой плотью все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружается пречистой плотию Своею в струи Иордана в знамение того, что Он есть истребитель греха и победитель смерти, и дарует роду человеческому, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага. Сошествие Св. Духа в виде голубя рассматривается евангелистами как знак посвящения помазания Мессии, а Крещение знаменует собой начало публичного служения Иисуса как Мессии и становится отправной точкой изложения Его благой вести.
Итак, евангельское повествование представляет факт Крещения Господа как двучастное событие, включающее в себе собственно крещение, совершённое Иоанном Предтечей, и Богоявление глас с небес и сошествие Духа в виде голубя. Происхождение праздника. Празднование в честь события Крещения Господня было установлено Церковью довольно рано. Впервые праздник Крещения упоминается не как самостоятельный, а в качестве одного из воспоминаемых событий торжества Теофании, или Епифании Богоявления.
Праздник Крещения Господня, или Богоявления, впервые упоминается в «Строматах» Климента Александрийского конец II века , в главе, посвященной рождению и страданиям Иисуса Христа: «Последователи Василида древние гностики также празднуют день крещения Иисуса Христа». В Александрии ко времени Климента этого праздника еще не было. Вероятно, благодаря этому обстоятельству Древняя Церковь установила праздник в честь этого события. В противовес гностическому празднику Церковь установила и у себя праздник в честь Крещения, назвав его Богоявлением и внушая тем самым доктринальную мысль, что в этот день Иисус не стал Богом, а впервые явил себя как Бог.
Совершая праздник Богоявления Епифании 6 Января, Церковь посвящала этот день воспоминанию трех священных событий: рождение Господа, поклонение волхвов, крещения на западе также чудо в Кане. Древнейшее указание на объединенное значение Епафинии находится в проповеди св. Филиппа Гераклийского в период гонений имп. Диоклетиана 304.
Причем в различных местностях в этот день на первое место выступало празднование разных событий. Апостольские постановления Сирия и коптский календарь Египет выделяли момент Крещения. Августин говорит о поклонении волхвов. Почти вся Восточная Церковь до конца IV в.
В Церкви не существует авторитетного предания о времени Рождества Спасителя. Почему восточная Церковь остановилась именно на 6 Января для Богоявления? В основе этой даты церковные историки видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, явившегося в 6-й день мироздания, с Новым Адамом — Христом, источником жизни.
Ради уважения близких людей, лучше преподнести им символический дар в виде красивой открытки или другой тематической вещи. Для благополучия личного хозяйства и изгнание темных сил было принято раскладывать еду и хлеб, в том числе, оставшийся с Рождества вокруг проруби и пригонять скот. Его священнослужители окропляли водой, чтобы не было болезней и в следующем году наблюдался хороший приплод, были сытыми животные. В течение 12 месяцев следовало хранить свечу, которую приносили с церковной службы во время празднования Богоявления.
Она защищала дом от негатива и опасных погодных явлений. Народные традиции и обычаи на праздник Крещения Господнего Крещенский Сочельник не менее важный день в истории христианства, поскольку именно с него начинается подготовка к самому Богоявлению. В давние времена люди очень серьезно относились к таким делам, поэтому заблаговременно начинали подготовку дома к Крещению Господне. Считалось, что именно в этот день на земле обитает много нечисти. Поэтому жители старались провести тщательную уборку помещений, стирали вещи и готовили праздничный стол. Сочельник Богоявления схож с кануном перед Рождеством Христовым. В этот день также устраивали богатое пиршество в кругу близких людей.
На столе присутствовало не менее 12 блюд и исключительно постные угощения. Во главе была кутья, узвар с ягодами и фруктами, овощи, рыба, блины, постные голубцы, сдобные пироги и сладости. Ужинать начинали после молитвы. Каждый из жителей деревень желал получить в следующем году богатый урожай посева, поэтому по окончанию трапезы столовые приборы помещались в одну посуду и накрывались буханкой хлеба. Согласно народным обычаям, многие молодые и взрослые люди принимались за гадания, чтобы узнать свою судьбу в течение будущего года. Люди верили, что подобным образом они защищают свой скот от злых сил и привлекают в дом благополучие. Поэтому всю уборку дома и стирку одежды проводили заблаговременно до наступления праздника.
Чтобы полностью очистить себя от грешных деяний, следовало погрузиться в священную воду на Сочельник и в день Крещения. Однако самым лучшим временем купания в проруби является ночь с 18 на 19 января. Считается, что именно в этот период реки и озера наполняются сильными исцеляющими свойствами и способны помочь в лечении тяжелых заболеваний.
Крещение Господне
В этот день христиане всего мира вспоминают событие, которое описывают все евангелисты — крещение Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей Крестителем. История праздника После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Он говорил народу о приближении Спасителя, о покаянии и призывал всех креститься во оставление грехов. Это не было таким таинством крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, и многие крестились в Иордане.
И вот однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос, достигший 30 лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был изумлен и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос настаивал и принял Крещение от Иоанна.
Второе название дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения: на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Это было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики апостолы. Традиции празднования Крещения Крещение Господне начали праздновать еще в те времена, когда были живы апостолы.
Но сначала Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.
Принято идти в церковь и присутствовать на богослужениях. Совершается таинство причащения богоявленской водою.
Еще накануне праздника, 18 января верующие идут в храм на всенощное бдение. Принято набирать освященную воду. Она хранится дома год.
Люди окропляют освященной водой углы в комнатах жилья - защита от нечисти. Хозяйки накрывают праздничный стол.
В основе праздника лежит евангельское событие крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Иоанн был праведником, он рано удалился в Иудейскую пустыню, где вел жизнь подвижника и аскета. К моменту, когда Иисусу исполнилось 30 лет - возраст, требуемый для учителя веры, - Иоанн вышел из пустыни и начал свою проповедь, призывая людей к покаянию. Как свидетельствовал историк Иосиф Флавий, "народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве". Покаявшиеся, в знак очищения, принимали от Иоанна погружение в воды Иордана.
Это и было крещение, и подобно тому, как человек, погружаясь в воду, очищает тело от грязи, так и раскаяние очищало душу от скверны греха. В то время все жили ожиданием прихода Спасителя, поэтому многие решили, что Иоанн и есть Мессия. Но Иоанн говорил, что он крестит водой в покаяние, а вот за ним идет Сильнейший, Тот, Который "будет крестить вас Духом Святым и огнем" - в Его крещении будет действовать благодать Святого Духа, как огонь попаляющая всякую греховную скверну. Иисус пришел на берег Иордана вместе с другими, но пророк Иоанн понял, Кто перед ним, и воскликнул: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Поэтому этот древнейший христианский праздник называется еще Богоявлением. Верующие стараются исповедоваться и причаститься или накануне праздника, в Крещенский сочельник, или же в день Крещения Господня. Как говорил святитель Лука Войно-Ясенецкий, "своим погружением в воды Иордана Иисус Христос дал нам чудодейственную силу для совершения великого Таинства Крещения".
И еще: "Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине", - учил святитель Лука Войно-Ясенецкий.
Существовала также традиция готовить на крещение кашу. Было два блюда: отцовское и от повитухи. Первый вариант — злая, замешанная на вине, с острыми приправами и солью каша, второй — сытная, заправленная маслом и мясом. Угощение от повитухи выставлялось на торги: сначала деньги символически давали гости, затем, чуть больше, кума, а основные затраты ложились на плечи кума. Он же, получив горшок вкусного, сытного варева, разбивал его об пол, чтобы содержимое мелкими фракциями рассыпалось вокруг. Это символизировало счастливую жизнь. С кашей на крещение ребенка был связан и другой обычай. Выкупив горшок с угощением, кум, положив все выложенные за него деньги прямо на крупу, преподносил кашу матери младенца. Далее наступала очередь «отцовской каши». Ее надо было съесть, чтобы взять всю горечь жизни на себя, оградив от неудач малыша. Делалось это особым способом: после первой ложки всю крупу подкидывали вверх, гости же при этом поднимали шум, как бы пугая бесов. К поеданию такого угощения присоединялись и крестные, но ели они кашу выпуклой частью ложки, чтобы крестник в будущем не был сутулым. Кумовьям доставались и другие роли: пока все сидели за столом, крестный должен был взять два ведра и принести в них воду. Кума же после этого брала кусок заранее приготовленной льняной ткани и бежала с ним на реку стирать — делали это для того, чтобы малыш быстрее начал ходить. Приметы, связанные с крещением С этим важным событием в жизни каждого человека связано немало суеверий. Они не поддерживаются и даже отрицаются церковью, при этом многие люди стараются придерживаться народных правил организации крестин. Чтобы ребенок был счастливым, крестить его надо на большие церковные праздники; Нищенская судьба грозит младенцу, которого окрестили в пост. Проведение таинства в високосные год сулит трудностями во взрослой жизни. Нельзя называть младенца именем близкого родственника: тезки не уживутся под одной крышей. Нельзя утаивать имя или перекрещивать ребенка с целью уберечь его от порчи. Плохая примета, если тонет в воде волос, остриженный с головы крещаемого. Вещи младенца крыжму и нательную рубаху отдают на хранение кумовьям, чтобы в случае наведения на семью малыша порчи, они не пострадали и сохранили защитную силу.
Выбрать муниципалитет
Так в праздник сложились особые приметы. Они были не только хорошими, но и плохими. Что нельзя делать 19 января и можно? В Крещенскую ночь увидел в небе падающую звезду — заветное желание исполнится. С кем в праздник познакомишься, тот станет верным другом. Попасть 19 января во вьюгу — впереди большая прибыль ждет. Разбить посуду в Крещение — к удаче, порезаться — к несчастью. Запрещалось в этот день скупиться — самому потом придется ходить с протянутой рукой. Нельзя в праздник делать уборку в доме, стирать, иначе бед не оберешься. Все домашние дела откладывали на следующий день. Не разрешалось 19 января грустить и плакать, потому что в дом несчастье приведешь и будешь год слезы лить.
Не оставляли у порога обувь — можно сильно заболеть. Не стоит думать о плохом и желать другим зла — оно непременно к тебе же и вернется. Лучше не ссориться, не ругаться в Крещение, иначе помириться будет сложно. Нельзя в праздник давать в долг деньги и брать — достатка не будет. Нельзя 19 января стричь волосы и ногти — можно судьбу свою укоротить. Запрещено в эту дату жаловаться, злословить и сплетничать — все сказанное к тебе вернется.
Крещенская вода считается святыней и может долго храниться. Употреблять её можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию. Накануне же, 18 января, православные соблюдают строгий пост. Что касается святой воды, то считается, что емкость с ней нельзя хранить на полу, лучше ее поставить около икон. Также в этот день церковь выступает против различных гаданий и обрядов. В народе же считается, что через такие ритуалы можно потерять здоровье.
Крещение Господне: традиции и обычаи на великий праздник 19 января, 8 страшных запретов и 7 обязательных дел, точное время праздничной службы в Храме Христа Спасителя в Москве 11:30:01 На Крещение Господне в Храме Христа Спасителя в Москве пройдут службы. Крещение Господне. Иллюстрация: «Весь. Искитим» Крещение Господне - двунадесятый праздник. Он ежегодно отмечается правоверными православными христианами 19 января. В 2023 году день недели: четверг. Великое освящение воды.
История, обычаи и традиции День Казанской иконы Божией Матери празднуют дважды в год: летом 21 июля — в память явления иконы в Казани, и 4 ноября — в благодарность. Праздник «Крещение Господне» или «Богоявление». История и традиции Крещение Господне - один из двунадесятых двенадцати праздников, отмечаемый христианами не менее торжественно, чем праздник Рождество. Праздник «Старый Новый год». Традиции, обычаи, приметы Тихо сыплется снежок, Замело уж весь порог. Мы пришли пощедровать — С Новым годом поздравлять! Щедровки Считается, что как встретишь. Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные — Воскресенье святое - Троица!
Народные приметы 19 января
Соблюдать правила несложно. Главное, заранее узнать о том, какие дела можно выполнять, а от каких придется отказаться. Крещенские традиции Ознакомившись с историей праздника, становится понятно, что Крещение Господне связано со многими традициями. Уже 18 января православные отправляются в церковь, и просят защиты у Господа. Кроме того, до захода солнца верующие должны нарисовать мелом крест над каждым окном и дверью своего дома. Такой обряд поможет защитить жилище от зла и нечисти. Канун праздника получил название — Крещенский Сочельник. В этот день верующие придерживаются поста, и могут приступать к трапезе только после захода вечерней звезды. При этом вся еда должна быть постной, а на стол обязательно нужно поставить кутью и узвар.
Самые отважные отправляются к специальной проруби, и окунаются в ней. Когда нужно набирать воду В церковь за святой водой можно приходить 18 и 19 января. Службы проводят в эти дни, и каждый верующий может посетить храм в любое удобное время. Если же нет возможности приехать в церковь, можно набрать в бутылку воду из-под крана. Делать это желательно в ночь с 18 на 19 число, между 00.
Достаточно взять небольшую бутылку — и воды хватит до следующего Крещения вам и вашим близким. Но и чудесное сохранение крещенской воды не гарантировано человеку, который не будет относиться к ней благоговейно.
Лучше перелить воду из пластиковой посуды в стеклянную, и хранить ее рядом с иконами. Также и пить эту воду следует с молитвой, чтобы этот дар Господень был нам во здравие души и тела. Крещенская вода может годами стоять и не портиться. Гадание на Крещение В крещенский вечер девушка должна выйти из дома и пойти по улице. Если она встретить на своем пути первого молодого и симпатичного мужчину, велика вероятность, что в этом году она выйдет замуж. Если прохожий будет старым, то замужество еще не скоро. На Крещение кроме традиционных новогодних и рождественских гаданий, издревле практиковали особое гадание — с кутьей.
Суть его состояла в том, что гадальщицы, захватив в чашку горячей кутьи и скрыв ее под фартуком или платком, бежали на улицу и первому попавшемуся мужчине швыряли в лицо кутьей, спрашивая его имя. Еще более оригинален другой вид специального крещенского гадания: в сочельник, после заката солнца, девушки нагишом выходили на улицу, «пололи» снег, кидали его через плечо и затем слушали — в которой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной. Также яркие звезды на небе в Крещение говорят о том, что год будет спокойным, без политических или экономических сотрясений. Наоборот, если на Крещение много снега — это к крепкому здоровью. Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу.
Поздравления на Крещение Господне.
Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Тишина, — а, быть может, он близко... И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, На следы и кусты вдоль дороги. В дальних чащах, где ветви как тени В лунном свете узоры сплетают, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. Огонек из лесной караулки Точно он притаился под лесом И чего-то в тиши поджидает. Бриллиантом лучистым и ярким, То зеленым, то синим играя, На востоке, у трона Господня, Тихо блещет звезда, как живая. А над лесом все выше и выше Всходит месяц, — и в дивном покое Замирает морозная полночь Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне 19 января 1973 г.
Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества — но так ярко в Ветхом Завете — мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления. Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений… И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха — Он, безгрешный. Этот момент Крещения Господня — один из самых страшных и трагических моментов Его жизни.
Держали в отдельной емкости, и принимали каждое утро натощак всей семьей. Для постоянного потребления можно набрать любую воду, добавить совсем немного крещенской — и вся она станет святой! С появлением новой крещенской воды, прошлогоднюю допивают в чистом виде. Святой водой окропляют себя и детей, в любое время, перед важным делом или во время болезни. Окропляют новые вещи и предметы быта. Все делается с пониманием Божьей милости к нам. Крещенская или Иорданская святая вода: необходимые пояснения Тысячи крещеных людей в праздник спешат в православные храмы для освящения воды. В народе бытует мнение о различии воды, освящаемой 18-го и 19-го января. Великий Чин водоосвящения один и тот же, и понятия «Иорданской» воды в церковных канонах нет. Неправильное понимание может быть связано со словами праздничного тропаря. Во время Великого Чина Освящения батюшка провозглашает тропарь, основанный на Евангельском событии: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», и читает его два дня, а не только 18 января. История освящения двух дней берет начало с тех самых времен, когда накануне праздника люди принимали Крещение. С годами христианство распространялось, и количество желающих креститься настолько увеличилось, что для этого определили дополнительные дни. Сегодня принять Крещение можно в любой день года, но традиция двухдневного освящения воды сохранилась. Во время освящения воды и 18, и 19 января мы видим действия священника, слышим пение церковного хора, молитвы и Священное Писание. Невидимо для нас освящение происходит Благодатью Божией. В молитве на освящение воды испрашивается Помощь Божия для исцеления телесных и духовных недугов. Придя домой, святой водой окропляют весь дом. Стены, мебель, посуду, двор, огород, сарай, гараж, автомобиль. Это делается не с каким-то оккультным смыслом, а с пониманием, что святая вода отгоняет зло и несет Божие Благословение. Одной из традиций, пришедшей из язычества и закрепившейся в нашей стране стало гадание на праздник. Нужно понимать, что ничего общего с христианством гадание не имеет. Подобные действия полностью противоречат Божественному промыслу в жизни человека. Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру.
Крещение-2023: что это за день, народные обычаи и традиции
Обязательно Крещенской водой поят скот, чтобы приплод был хороший, а сам скот - здоровый. Данный праздник лучше посвятить делам духовным, нежели физическим, потому обязательно помолиться, сходить в церковь и, по возможности, отказаться от труда и дополнительных обязанностей. На Крещение открываются небеса. Если помолиться о чём-то Господу, то просьба может исполниться. Девушки в этот день обязательно гадают на замужество. Например, выходя на улицу, нужно обязательно посмотреть, кто первым попадется на пути. Если это молодой человек, то свадьба будет уже в этом году, а если мужчина встретился взрослый - свадьбы не будет. Добрые дела вернутся к человеку в тройном размере, но делать их нужно без умысла, без меркантильных желаний, чтобы затем получить что-то для себя.
Обязательно следили за погодными приметами.
Крещение было сопряжено с погружением в воды реки Иордан. Оно символизировало покаяние и очищение от грехов. Как только Иисус вошел в воды Иордана, он освятил их, а с небес раздался голос Господа. Бог-Отец назвал Иисуса своим сыном, и на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя, явив людям божественное триединство. Перед этим, в Крещенский Сочельник , верующие соблюдают пост и ограничивают себя во многих блюдах.
За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются.
Михаил Забылин, «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», 1880 год. Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы — главные помощники для гаданий. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук.
В Вологодской губернии правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца против часовой стрелки , приговаривая: «Чертово место, черт с тобой! Как и на Рождество, в ночь на Богоявление загадывали желание: считалось, что небо «открывается» и любая просьба доходит до Спасителя. Знаком того, что небеса отверзлись, было колыхание воды в бочке или стакане. Оно символизировало момент, когда Христос вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение. Ночь с 18 на 19 января считалась особенной, «волшебной». В эту ночь сам Дух Святый сходил на землю и поэтому вся вода, где бы она ни находилась, становилась «святой». Ждали полночи — в полночь увидишь, как в посудине святая вода «колыхнется».
А еще бегали за околицу — посмотреть, как о полночь небеса открываются и начинают «сиять» — то Божья благодать сходит на землю. Если в этот момент в небо прокричать свои заветные желания, то все они исполнятся. Считали, что святой становилась не только вода, но и снег. В снегу валялись «для здоровья и молодости», его добавляли в пойло скоту и курам в корм - верили, что от этого животные будут более плодовитыми и здоровыми. На крещенском снегу раскладывали тканые холсты - считалось, что он придает льну особую белизну. В колодцы ссыпали несколько ведер снега - чтобы вода не иссякала и не портилась. В особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане есть традиция купания. Богоявленская, или Крещенская, вода Агиасма издревле считалась святыней.
Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься. В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды. Затем шли на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами - «чтобы водились деньги». В день Крещения Господня начинался зимний мясоед. Традиционным блюдом была свинина, семьи победнее обходились курицей. В день Богоявления главным событием было освящение воды и купание в проруби. В связи с этим праздник получил в народе название Водокрещи.
Как и в наше время, церковнослужители освящали воду дважды: в сочельник на вечерней службе в храме и собственно в праздничный день на реке. Заранее подготовленную прорубь — иордань — украшали елями, рядом устанавливали вырезанный изо льда крест. Считалось, что особенно в купании и, соответственно, в очищении нуждались гадавшие и колядники, которые ходили на Святки ряжеными. Больше других стремились омыться святою водой те, кто запятнал себя на Святках гаданием.
Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15]. В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря.
Происхождение обеих дат остаётся предметом дискуссии между двумя конкурирующими теориями. Согласно гипотезе «Школы истории религий», они появились в качестве христианской замены языческим праздникам. Калькулятивная гипотеза утверждает, что даты были плодом внутрихристианских хронологических вычислений, и строится на тезисе, что зачатие и крестная смерть Христа произошли в один и тот же день 25 марта на Западе, 7 апреля на Востоке , от которого отсчитывали 9 месяцев беременности Богородицы [17]. По мнению В. Кузенкова , из хронологической схемы Климента Александрийского выводится дата Рождества Христова 6 января 2 года до н. Сам Климент её не упоминает, однако приводит дату Крещения, принятую в александрийской школе гностика Василида — 11 или 15 египетского месяца тиби 15-го года правления Тиберия. Андреа Верроккьо , «Крещение», ок.